Соловецкие сидельцы

Осада и падение твердыни староверия

Новости Москвы 
0
1106
Время на чтение 8 минут

338 лет назад власти приняли решение начать круглогодичную осаду  Спасо-Преображенского Соловецкого монастыря, насельники которого отказывались принять церковные реформы Патриарха Никона

Принято считать, что первые ростки раскола появились в Соловецком монастыре в 1656 году, когда Патриарх Никон прислал в обитель исправленные богослужебные книги. Монахи, даже не заглянув в них, запечатали в сундуки и отнесли в монастырскую оружейную палату. В 1661 году правительство совершило ошибку: на Соловки были сосланы именно раскольники, московские стрельцы и мятежники из шайки Степана Разина.

В 1666 году при игумене Варфоломее в обители вспыхнул мятеж. Монахи составили грубую челобитную Царю Алексею Михайловичу. Тот вызвал к себе игумена монастыря и архимандрита и велел им укротить недовольных. Однако обратно в обитель вернувшихся из Москвы даже не впустили. Государь перевёл игумена Варфоломея в Свияжский монастырь, а архимандрит Никанор остался с бунтовщиками.

Царь написал увещевательную грамоту, но всё было напрасно. Бунт разгорался.

«Да Господь Бог прогневался,

 государь-царь воспалился.

 Выбирал-то наш государь-царь боярина большого,

 Из большия из породы, из породы Салтыковы,

 Монастырь разорити, старую веру порушити,

 Старые книги изодрати,

 Во сине море потопити,

 И Зосима и Савватия соловейских чудотворцев монастырь разорити,

 И всех старцев порубити».

 (Старообрядческая песня XVII в.).

Историк Ключевский писал: «Достаточно перечислить мятежи Алексеева времени, чтобы видеть силу народного недовольства: в 1648 г. мятежи в Москве, Устюге, Козлове, Сольвычегодске, Томске и других городах; в 1649 г. приготовления к новому мятежу закладчиков в Москве, вовремя предупрежденному; в 1650 г. бунты в Пскове и Новгороде; в 1662 г. новый мятеж в Москве из-за медных денег; наконец, в 167 -1671 гг. огромный мятеж Разина на поволжском юго-востоке, зародившийся среди донского казачества, но получивший чисто социальный характер».

 

И тут правительство совершило ещё одну, гораздо более тяжёлую ошибку, исключившую возможность мирного урегулирования мятежа на Соловках: распорядилось конфисковать вотчинные земли и угодья монастыря. Хотя старцы и повторяли где только можно, что «Соловецкий монастырь место невотчинное» (вотчинными тогда называли монастыри, которые сеяли хлеб для себя и на продажу) и «орамых» (то есть пахотных) угодий не имеет, что было правдой. «Завести хлебопашество за студёным климатом на Соловецком острове невозможно, ибо и огородных овощей (кроме одной репы) не родится; капуста же, лук, чеснок, огурцы и прочая овощь покупается в городе Архангельском, привозное из Вологды», - писали монахи, однако не следует забывать, что Соловецкий монастырь был промышленником. В своей глубокой книге «Соловецкий монастырь и оборона Беломорья» Георгий Георгиевич Фруменков пишет: «Реже и неохотно... иноки сообщали, что расположенный "во отоце окиана-моря" монастырь имеет "морские пожни"».

В своих обширных владениях обитель добывала в большом количестве соль, рыбу, тюлений жир, слюду, организовала выплавку железа, имела кожевенные избы, всевозможные мастерские, включая оружейные. На 50-ти монастырских соляных. варницах было занято в отдельные годы более 800 постоянных рабочих и 300 временных. В первой половине XVII века обитель вывозила на внутренние рынки страны 130-140 тыс. пудов соли в год.

«По монастырским издревле определениям» с крестьян взимался денежный оброк, подымные и другие подати, составлявшие в общей сложности около 500 руб. в год. Крестьяне поставляли «для исправления разных работ» летом плотников и подсобников, зимой (с 1 октября до 1 марта) чернорабочих.

 Помимо всего этого, крестьяне должны были безплатно работать на монастырских мореходных судах (ладьях) и привозить «в питомство монашествующим и трудникам хлебные и харчевые припасы», а также развозить продовольствие. В их же обязанность вменялось «на зимовье поднимать ладьи и по весне лесом нагружать их».

В пору наивысшего хозяйственного преуспевания Соловецкого монастыря правительство нанесло по экономике его чувствительный удар. В 1667 году «за непослушание» старцев и нежелание признать политическую и церковную централизацию указом Царя были конфискованы и переданы государству «Соловецкого монастыря вотчинные села и деревни, и соляные и всякие промыслы», расположенные на побережье. Потому восстание носило равно церковную и экономическую составляющую.

В 1668-м на Соловки прибыли царские полки. Сначала осада монастыря шла вяло, с перерывами - правительство рассчитывало уладить конфликт мирно. В летние месяцы стрельцы высаживались на Соловецких островах, блокируя их, прерывая связь монастыря с материком, а на зиму съезжали на берег - отдыхать от трудов. А двинцы и холмогорцы разъезжались по домам: родные хаты рядом.

Чтобы ускорить дело, Государь гарантировал прощение каждому участнику восстания, добровольно явившемуся с повинной. Многие монахи покинули монастырь. Особенно много перебежчиков было тогда, когда в 1674 году обитель стала прибежищем для уцелевших участников разгромленных отрядов Степана Разина. Весной на Соловецкий остров прибыл воевода Иван Мещеринов с указаниями начать активные военные действия. До сего момента Государь запрещал обстрел монастыря. В 1674-м заговорили пушки:

Как по Божию изволению, по цареву пове<ле>нию

 Подымалась погода с полуденныя страны,

 Тонки парусы подымали,

 по синю морю бежали,

 Подбегали под монастырь.

 Они якори бросали, корабли все становили,

 Они учали стрелять

 во пиченой да во монастырь,

 Устрелили на престоле чуден образ.

 Уже вси старцы испугалися,

 во одно место сбежалися...

Однако в октябре грянули невиданные для этой поры холода, они вынудили Мещеринова отступить. Осаду сняли, войска ушли на зимовку. Существует гипотеза, что русские военачальники и служивые люди под разными предлогами уклонялись от атаки Соловецкого монастыря и вместо них под руководство Мещеринова были переданы иностранные рекруты. Известный в те времена дьякон Игнатий Соловецкий утверждал, что рать, осаждавшая обитель, состояла из «немцев и поляков, истинных латынцев». Версия эта хоть и приятна многим, кто всё ещё винит во всех бедах Государства Российского Царей и их «сатрапов», никаких документальных подтверждений не имеет.

7 января 1675 года восставшие решили не молиться за Царя. Среди зачинщиков «нововведения» были, в основном, «лихие люди» из разинцев и прочие бродяги. Монахи и сами уж были не рады, что дали приют и пристанище столь разгульной публике, да было поздно. Всех несогласных «новое руководство» монастыря изгоняло или заключало в тюрьму...

Летом 1675-го военные действия усилились. В конце мая 1676 года Мещеринов явился к стенам монастыря с 185-ю стрельцами. Соорудили 13 земляных городков (батарей) вокруг стен, начали подкопы под башни. В августе прибыло пополнение в составе 800 двинских и холмогорских стрельцов. 2 января (23 декабря ст. ст.) 1677 года неудачный приступ Мещеринова к монастырю был отбит и принёс потери. Рассерженный неудачами воевода принял решение о круглогодичной блокаде.

Трудно предположить, сколько ещё времени длилась бы осада, тянувшаяся уже десять лет и как бы завершилась, если бы монахи сами не пожелали её окончания. Воевать соловецкие иноки умели, запасами продовольствия обладали обширными, но, утратив власть над ситуацией в стенах обители, безсильные перед бандитствующими разинцами и мятежными стрельцами, наводнившими монастырь, монахи решили бороться уже не с осаждавшими их, а с теми, кто захватил обитель изнутри.

18 января 1677 года чернец-перебежчик Феоктист сообщил Мещеринову, как проникнуть в монастырь из рва Онуфриевской церкви, и взялся провести стрельцов через окно, расположенное под сушилом у белой башни. Феоктист явился к Мещеринову послом доброй воли, однако позже старообрядцы нашли для его поступка оправдание - мол, не по своему хотению он «сдал» тайну обители:

Захотел-то ведь, деревяга,

 В святом озере он купатьсе,

 По веревкам через стену-ту опускатьсе;

 Ище пал этот грешник

 Он на сыру-то землю,

 Он сломил свою праву руку,

 Извихнул свою леву ногу.

 Тут пришел к ёму воевода:

 «Ты скажи-ко нам сущу правду».

 «Деревяга»-де и вынужден был указать лаз...

Идти к тайному лазу нужно было за час до рассвета, так как именно в это время происходила смена караула - оставалось только по одному человеку на башне и стене. Тёмной снежной ночью 1-го февраля полсотни стрельцов во главе с Мещериновым, вслед за Феоктистом, подошли к окну, заделанному кирпичами. Кирпичи разломали, стрельцы вошли в сушильную палату, добрались до монастырских ворот и отворили их. Защитники обители проснулись слишком поздно. Где-то 30 из них оказали сопротивление: бросились с оружием на стрельцов, но погибли в неравном бою, ранив только четырёх противников. Монастырь был взят. Насельников, заключённых мятежниками в монастырскую тюрьму, освободили, не причинив им вреда.

Хотя бунт Соловецкого монастыря начали монахи, не согласные с Никоновой реформой, к окончанию осады суть «соловецкого сидения» совершенно изменилась: правительственные войска не нашли в ней почти никого из её исконных жителей - монахов. Большая часть братии покинула стены обители, часть была изгнана мятежниками либо посажена в монастырскую тюрьму. После короткого разбирательства на месте, предводители мятежников Никанор и Сашко, а также 26 других активных участников мятежа, были казнены, прочие же сосланы в Кольский и Пустозерский остроги.

Факт сопротивления Соловецкого монастыря властям активно использовали старообрядцы. Наиболее известным произведением старообрядческой литературы на эту тему является «История об отцах и страдальцах Соловецких иже за благочестие и святые церковные законы и предания в настоящее времена великодушно пострадаша» Семёна Денисова, созданная в XVIII веке.

Некоторые позднейшие интерпретаторы тех событий, передёргивая факты, сообщали о сотнях убитых: «В самой обители произошёл жестокий бой. Было много убитых. Многие казнены, многие сосланы в другие монастыри и крепости. Часть раскольников бежала в Поморье, где они распространили раскол, увенчивая гибель мятежников мученическим венцом, как пострадавших за правую веру». (Из исторического очерка Анны Гиппиус).

На самом деле наказанных было гораздо меньше: надуманные «ужасы царизма» - из того же разряда, что и «сотни тысяч кровавых жертв» Ивана Грозного. Сообщения же о сотнях казнённых бунтовщиков были подвергнуты критике и в церковной, и в исторической литературе, и даже в старообрядческих синодиках упоминается не более 33 имён «страдальцев соловецких».

 

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Наталья Викторовна Лясковская
Живите в доме — и не рухнет Дом
Думы. Из новой книги «Старинный дом» (Издательство «Изографъ», 2023)
26.10.2023
«Только никто нас с тобой слушать не хочет...»
Иоанн Кронштадтский и Матрона Московская (память 19 апреля/2 мая)
02.05.2023
Величайший из утраченных навек
К 650-летию Чудова монастыря
30.11.2015
Все статьи Наталья Викторовна Лясковская
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
Золотой клинок Империи и «сабля Мазепы»
Новый комментарий от Анатолий Степанов
30.12.2024 19:51
Ладушки – нескладушки
Новый комментарий от Агафон
30.12.2024 19:39
Может ли еще Индия стать православною?
Новый комментарий от JG
30.12.2024 19:31
Рождённые в СССР
Новый комментарий от Vladislav
30.12.2024 19:23
Нотр-Дам перестала быть христианской церковью?
Новый комментарий от Человек
30.12.2024 19:08
Новый год встречает нас своею неопределённостью
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
30.12.2024 16:23
Борьба с Антихристом и Его Антицерковью
Новый комментарий от Владимир Николаев
30.12.2024 16:22