«Радуйся заступник Земли Русской!
В Житии св. блг. кн. Александра описаны факты болезни князя.
...Вскоре по возвращении в Новгород он тяжело заболел. Длительное путешествие по пустыням Азии подорвало его здоровье. «Бысть болезнь его тяжела зело» - князь Александр был близок к смерти (1251). Эта болезнь поразила Новгород. Во всех церквах горело множество свечей, поставленных за его здоровье, служились молебны. Как и в годы нашествий, вольный Новгород соединился со своим князем (Н.А.Клепинин, 1993)). Александр начал поправляться и вскоре совсем выздоровел.
...И наиболее тяжелой - во время возвращения на Русь из Орды осенью (1263) во время осенней распутицы и приближающейся зимы.
Причинная связь позволяет предположить, что годичное пребывание и длительные передвижения при неблагоприятных условиях отразились на его здоровье, которое было адаптированное к «северным» ритмам и факторам.
Хан, понимая опасность Александра для Орды, задерживал его около себя. Перед отъездом из Орды князь был приглашен на пир, на котором возможно было применено «зелье». В Сарай-Берке князь Александр Невский занемогает. На обратном пути из столицы Золотой Орды в пути по Волге в предзимних погодных условиях с князем происходило недомогание, как и с князем Ярославом, болезнь его усиливается. 14 ноября 1263 года в Городце, приняв схиму под именем Алексия, Святой благоверный князь Александр Невский завершает свой исторически великий жизненный путь.
Приведу текст описание последних дней Александра Невского (1263).
У монастырских ворот (Федоровский мон.) повозку и конников встретил игумен Пафнутий. Он низко поклонился князю и бесконечно повторял: «Слава Господу, слава Господу, великого страдальца в мой монастырь приведшего!»
Рослые новгородские дружинники помогли князю выбраться из повозки, бережно поддерживая тело больного, не давая ему ступить, перенесли на руках в игуменский покой. А там уже было приготовлено ложе, покрытое мехами, с балдахином. Дружинники уложили князя.
«- А ведь, поди, не чаял и живу быть, - промолвил князь и добавил:
- Что, ребятки, поратоборствуем еще?»
Бояре и дружинники не отозвались. Монахи столпились у двери. Вдруг лицо князя дрогнуло, исказилось. Лоб покрылся испариной. Живот обуяла страшная боль, такая, будто острые ножи пронзили все недра. Князь застонал, запрокинув голову, и забылся. Немного спустя пришел монастырский служка и принес теплое питье и греческое снадобье. Князь выпил, принял порошок. Немного полегчало.
Приступил игумен Пафнутий и сказал:
«- Знаешь ли, княже, притчу о сем святом месте?»
И Александр услышал рассказ про Китеж. А князю становилось все хуже и хуже. Чувствуя приближение кончины, он призвал игумена и стал просить его о пострижении в иночество, в схиму великую, ибо сказал. Давно уже «страждет душа моя сподобиться ангельского чина». Просьбы князя услышали стоящие у двери поодаль. Раздались плачи. Услышав это, князь заговорил о суетности жития земного и о взалкании вечной жизни. Он приказал всем удалиться и не смущать покоя его души... В тот жестокий век князь Александр был не единственным мужем, который «положил свою голову за други своя!»
Размышляя над описанными фактами болезни можно думать о ряде причин способствующих ухудшению здоровья князя:
1 - пищевые факторы, употребление непривычных для него продуктов,
2 - повышенное психологическое напряжение при общении с ханом и его помощниками,
3 - неблагоприятная эпидемиологическая обстановка в среде проживания,
4 - климатические факторы, погодные условия, жара или холод, пустыни, горы,
5 - постоянная стрессовая ситуация, эмоциональное напряжение и беспокойство за судьбу русского народа,
6 - постоянная личная опасность.
Все это подрывало здоровье Великого князя, воспитанного для честной борьбы и успеха, имевшего славу и ряд доблестных побед над врагом на Западе.
Имеющиеся в те далекие века знания о болезнях не могут позволить точно распознать клинику заболевания. Можно только по описательному характеру в литературном источнике судить косвенно о причине ухудшения здоровья.
Известный художник Г. И. Семирадский, в эскизах росписи храма Христа Спасителя в Москве (1876 г.) представил основные моменты из жизни Великого князя, включая и кончину святого в Федоровском Городецком монастыре.
Александр Васильевич Кашин, доцент Воронежской государственной медицинской академии им. Н.Н.Бурденко
Литература: Н. А.Клепинин. Святой и благоверный великий князь АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ. Москва, Стрижев-1993 - 112 с.
Ю.Безгунов. АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ : Жизнь и деяния святого и благоверного великого князя. Москва, серия ЖЗЛ, Молодая гвардия, 2003 - 262 с.