Немало исследователей обратило внимание на то, что наиболее агрессивно настроенные противники советского государства из православной среды смыкаются в своем неприятии Сталина, Победы, успехов СССР в мирном строительстве с крайними либералами из числа последовательных ельцинистов.
При этом расхождение по другим вопросам бывают значительными. Более того, люди из первой группы могут даже обижаться, когда их называют либералами. Но их единство недавно было вновь явлено на Болотной площади, а также в реакции на выходку группы «Пуси Райт» и на закон «Димы Яковлева». С крайними либералами, которых мы будем называть неолибералами, все понятно: они являются проводниками идеологии США, ее наиболее верными адептами. С либералами из церковной среды такого рода ясности нет. Многие из них немало рассуждают о патриотизме, любви к Родине, строят планы возрождения России... Но их выдает, можно без преувеличения сказать, оголтелый антисоветизм: впечатление от их речей такое, будто вновь вернулся во времена СССР и слышишь «голос Америки из Вашингтона». Какова природа такого рода церковного либерализма? Где его истоки? Ответить на этот вопрос довольно сложно. Но, как представляется, возможно, если мы внимательно послушаем человека, который был полностью во власти антисоветских настроений, но сегодня вошел в состояние относительной идеологической терпимости.
Представим его: Лев Львович Регельсон, известный православный историк, в прошлом советский диссидент.
В 2006 году Лев Львович году поразмышлял над темой «Почему опасен ложный образ Антихриста?». Он, в частности, заявил: «Такие «руководства по борьбе с Антихристом», как «Поэма», «Легенда» или «Протоколы» не дают правильных ориентиров в сложной мировой ситуации и способны привести к серьезным нравственным срывам, к большим духовным и политическим ошибкам.
Укоренение в христианской среде ложного образа Антихриста как прозападного прогрессиста и либерала, и в то же время как ставленника секретных спецслужб или тайного еврейского «лобби», чревато самыми тяжелыми последствиями для судеб самого мирового христианства. В условиях острого политического и социально-психологического кризиса это может привести к такому взрыву апокалиптической истерии, перед которым побледнеют все исторические прецеденты.
Представим себе крайний вариант, который только на первый взгляд кажется фантастическим. Допустим, что будет избран такой Римский Папа, который подпадет под влияние массовых апокалиптических настроений и властно, опираясь на догмат о папской непогрешимости, объявит ex cathedra, что Антихрист, в лице какого-нибудь харизматического западного лидера, уже пришел.
Под угрозой отлучения от Церкви он призовет свою паству к священной войне против этого «Антихриста»; многие протестанты и православные забудут о своей вражде с папизмом и, хотя бы временно, присоединятся к нему. В этой войне фундаменталистское христианство не сможет избежать союза с экстремистским исламом, для которого весь либеральный Запад (особенно англо-саксонский) давно уже стал воплощением мирового Зла.
И чем же все это закончится?
Через некоторое время выяснится, что политический лидер, «назначенный» в антихристы, никак не соответствует пророчествам Священного Писания. Затем эта якобы священная война против Запада будет проиграна разрозненными, ненавидящими друг друга союзниками».
Согласимся со Львом Регельсоном, что «Легенда о Великом Инквизиторе», «Повесть об Антихристе» и «Протоколы сионских мудрецов» «не дают правильных ориентиров в сложной мировой ситуации и способны привести к серьезным нравственным срывам, к большим духовным и политическим ошибкам». Но выразим удивление насчет того, что «прозападный прогрессист и либерал» у Льва Регельсона вне всяких подозрений. И попробуем ответить на вопрос, почему «прозападный прогрессист и либерал» вне подозрения у Льва Регельсона? Ответ на этот вопрос, как представляется, и поможет раскрыть тайну церковного либерализма.
В приведенной выше цитате Лев Регельсон убедительно описывает то, к чему могут привести «массовые апокалиптические настроения», а затем показывает закономерный результат такого рода безответственного отношения папы римского к этому вопросу: «Всякое чувство апокалиптической тревоги будет после этого восприниматься как проявление агрессивного экстремизма и фундаментализма. Все попытки прислушаться к Божественным пророчествам будут встречаться в штыки как интеллигентским, так и массовым сознанием. Упоминание самого слова «Антихрист» станет чем-то попросту неприличным.
И вот тогда на сцену выйдет настоящий Зверь...»
Логика, что называется, железная. Настораживает лишь то, что Лев Регельсон не видит в неолиберализме и «прозападным прогрессизме» антихристианского содержания. Это тем более удивительно, что мы являемся сегодня свидетелями того, как под ударами ювенальной юстиции, порожденной «прозападным прогрессизмом» и неолиберализмом, рушится институт христианской семьи, как легализуется посредством однополых браков общество Содома и Гоморры, как финансовая олигархия перестраивает традиционные общества в общества служения Мамону... Так что же происходит, почему мы видим, а Лев Регельсон сотоварищи - нет? Ответ, на наш взгляд, может быть один: то, о чем предупреждает сегодня Регельсон, уже случилось в мировой истории: ложный образ Антихриста имел место. А его опасения насчет ложного образа антихриста - это остаточные явления апокалиптической истерии, пережитой им в молодости. Здесь лишь надо принять во внимание то, что, поскольку этот образ ложный, он будет иметь мало общего с тем образом, что имеет место в учении Церкви о последних временах. Иное просто невозможно.
Так было ли явление в истории современного человечества, когда папа римский с кафедры провозглашал какую-то силу (соответственно и ее лидера) антихристианской? На этот вопрос можно дать лишь утвердительный ответ. Папа римский Пий XI в тридцатых года прошлого века открыто провозгласил коммунизм в СССР сатанинской антихристианской силой, какой никогда не было в мировой истории, и объявил о начале крестового похода против нее. «Дабы ускорить пришествие того «мира Христова в Царствии Христовом», столь пылко всеми желаемого, - пишет он 19 марта 1937 в энциклике Divini Redemptoris, - Мы начинаем обширную кампанию Церкви против мирового коммунизма ... Очами, возведенными горе, вера наша зрит новые небеса и новую землю, описанные первым Нашим Предшественником, св. Петром. Обещания лжепророков сей земли таят в крови и слезах, великое же апокалиптическое пророчество Искупителя сияет славой небесною: «Се, творю все новое».
Здесь мы видим своими глазами: папа Пий XI за победой над коммунизмом, воплощением которого был СССР, уже зрит «новые небеса и новую землю». Соответственно этому лидеры СССР обязаны рассматриваться как «последний Антихрист» (интересно в связи с этим упоминание имени св. Иосифа Обручника в данной энциклике). Его преемник папа Пий XII продолжил эту политику. Началась эта апокалиптическая истерия в 1918 году, когда римский папа Бенедикт XV под лозунгом защиты религии активно поддержал иностранную интервенцию в России, создание антисоветского фронта. Апокалиптическая истерия невероятно усилилась в пору широкомасштабных антирелигиозных гонений в СССР, в значительной части вызванных ожесточенным накалом Гражданской войны. Вот какие настроения царили в православной среде в двадцатых-тридцатых годах ушедшего века: «Именно признание советской власти властью антихриста, а не просто жесточайшего кесаря, - является духовным фундаментом всего Православного Исповедания наших Священномучеников и Исповедников, и всей зарубежной Церкви. Без него - рушится все здание Церкви»; «Свидетельства об антихристовой сущности советской власти бесчисленны. Все Новомученики пришли к этой эсхатологической истине, но кто-то осознал ее почти сразу и более полно, а кто-то значительно позже и только отчасти».
Здесь могут возразить: сайт, с которого взяты цитаты, принадлежит одному из осколков отколовшейся части РПЦЗ. Дело не в этом: таково было настроение подавляющей части РПЦЗ и едва ли не большей части Церкви в СССР. Это факт, от которого невозможно уйти: налицо ложный образ Антихриста. И именно папы римские более всего постарались объявить об этом «Антихристе» всему миру. Последствия, как верно указал Регельсон, были ужасающими. Именно эта апокалиптическая истерия явилась повивальной бабкой фашизма: Латеранские соглашения, подписанные кардиналом Гаспарри и Муссолини 11 февраля 1929 года, конкордат с нацистской Германией 20 июля 1933 года, одобрение вторжения в Эфиопию, фашистского мятежа в Испании и пр.
Довольно подробно этот вопрос разобрал архиепископ Гермоген в статье «К характеристике деятельности Ватикана за последние двадцать лет», опубликованной в девятом номере «Журнала Московской Патриархии» в 1949 году. По сути, с благословения римского престола, как показал владыка Гермоген в статье, фашизм стал главным отрядом крестового похода против СССР. Очень показательно, что и план по уничтожению Советского Союза, как «оплота Антихриста», был назван соответствующим образом: именем немецкого императора Фридриха I Барбароссы, бывшего предводителем одного из крестовых походов. На пряжках гитлеровских солдат, как известно, было выбито «С нами Бог». Не отстали в этой истерии и некоторые православные государства: фашистское правительство Румынии, например, учредило медаль «Крестовый поход против коммунизма». Конечно, римский престол преследовал цели католической экспансии, фашизм был лишь средством. Но невозможно отрицать то, что без соответствующих апокалиптических настроений фашизм ни при каких условиях не смог бы одержать победы на большей части Западной и Центральной Европы.
К чему привела эта апокалиптическая истерия? К 50 миллионам погибших, из которых 6 миллионов евреев, к уничтожению огромных материальных ценностей, к невиданному духовному кризису человечества, выразившемуся в появлении фашистской чумы. И что же, остановило это папский престол? Ничуть. Крестовый поход против коммунизма в лице СССР продолжился сразу же после окончания Второй Мировой войны. Но на этот раз папизм впрягся в одну упряжку с идеологией американского глобализма, замешанной на диспенсационализме. Что характерно, сутью диспенсационализма как духовного основания идеологии американского государства является апокалиптическая истерия. В Православной энциклопедии в статье «Диспенсационализм» говорится об этом так: «Диспенсационализм фактически стал частью американской гражданской религии в том ее варианте, которого придерживаются наиболее экспансионистски и глобалистски настроенные политики, рассматривающие США как политическую силу, которая создала универсальную модель социального благополучия и призвана подготовить политическое объединение всего человечества, которое состоится при миллениуме. Подобная идеология дает возможность оправдать в глазах христиан практически любые действия США». Так как у этого явления нет термина, то назовем его, для ясности изложения, апокалипсия. А человека, подверженного такого рода апокалиптической истерии, апокалипсик. К явному проявлению апокалипсии можно отнести известное заявление президента США Рейгана: «СССР - империя мирового зла». «Мировое зло» в христианстве есть синоним сатаны и Антихриста.
Апокалипсия сделала свое «историческое дело». И, в конце концов, не в последнюю очередь и усилиями папы Иоанна Павла II, последний крестовый поход против коммунизма закончился уничтожением социалистической системы и СССР как оплота коммунизма. «Антихрист» был сокрушен. Что пришло на смену ему, было уже вне всяких подозрений. В самом деле, если «Антихрист» сокрушен, то наступили «конец истории» и время появления «нового неба и новой земли». Какие могут быть претензии к неолиберализму, сокрушившему «Антихриста», то есть коммунистический СССР? Речь здесь не о том, хорош или плох был коммунистический СССР. Коммунистический СССР стал ложным образом Антихриста, а под прикрытием этого в мир пришла новая идеология - идеология свободы греха, свободы нравственных пороков, свободы соблазнов. И кто сегодня говорит об Антихристе? И в каком ключе? Тех же, кто говорит об усилении антихристианских явлений в современной жизни, называют, как правило, «православными кликушами», «одержимыми нездоровыми апокалиптическими настроениями».
Сегодня большинство христиан Земли находятся в плену апокалипсии: они абсолютно слепы и глухи в отношении небывалого, поставленного на государственную основу, распространения грехов и пороков в христианском мире. «Здоровыми апокалиптическими настроениями» ныне являются игнорирование антихристианских проявлений в мире. Причина этого, как видится, становится явной: все силы христиан, по мнению апокалипсиков, должны быть направлены на то, чтобы «добить гадину», то есть советскую идеологию, которая для людей, подверженных апокалипсии, и является сатаной и последним Антихристом. Независимо от своего желания, православные апокалипсики действуют в русле ложных эсхатологических устремлений американской элиты. Своей деятельностью они сводят на нет попытки консолидировать православные силы для отражения смертельных угроз, нависших над Россией. Вместо того чтобы призвать дать отпор глобалистским устремлениям США, они с остервенением продолжают словесными «мечами» «рубить в капусту» остатки советской идеологии, которая является последним оборонительным плацдармом перед невиданной идеологической атакой США и ее сателлитов.
Болотная площадь показала тех в России, кого США готовы «восхитить на небо» - в «Царство Небесное» глобального мира, устроенного по американским лекалам. США жаждет того, чтобы политическая элита России без колебания вернулась на путь Бориса Ельцина, обещая за это «восхищение на небо», то есть «постоянную прописку» в американизированном глобальном мире, где от традиционной России запланировано оставить лишь руины.
48. Ответ на 47., Иванович Михаил:
47. Ответ на 46., Наблюдатель.:
46. Ответ на 44., электрик: на 43. Туляк
45. Ответ на 44., электрик:
44. 42. Иванович Михаил :
43. Ответ на 41., Иванович Михаил:
42. Ответ на 39., Наблюдатель.:
41. Ответ на 40., Туляк:
40. Ответ на 35., Иванович Михаил:
39. Что за такие двойные и избирательные по времени стандарты?