От Редакции: предлагаем вниманию читателей фрагменты новой книги нашего постоянного автора, исследователя вооруженных конфликтов на территории бывшей Югославии Олега Валецкого.
Приступая к изучению хода вооруженных конфликтов в бывшей СФРЮ необходимо определиться с названием самой войны, ради простоты изложения всего периода боевых действий в бывшей Югославии от 1991го до 1995го года. Так как очевидно что тогда существовало единство всех боевых действий в Словении, Хорватии и в Боснии и Герцеговине следовательно, можно назвать все эти вооруженные конфликты одним термином и больше всего тут бы подошел термин «югославская война».
Хотя вооруженные конфликты в бывшей СФРЮ начались с марта 1991го года однако полномасштабные боевые действия начались в Словении в июне 1991го года.
Роль Словении в распаде СФРЮ генерал армии Велько Кадиевич в своей книге «Контрудар (мой взгляд на распад Югославии)» оценивал следующим образом: «Не буду оценивать, какое влияние на развитие словенской национальной сущности и словенской государственности оказывало пребывание Словении в составе СФРЮ и сравнивать это с остальными периодами в истории словенского народа. Хочу лишь заявить, что Республика Словения по многим показателям имела привилегированное положение в СФРЮ, какого она больше никогда и нигде иметь не будет - ни под австрийским и германским влиянием, ни в каком другом возможном международном объединении.
Почему же, вопреки всему этому, Словения сыграла роль инициирующей пешки в развале СФРЮ по принципу домино?
Ответ может быть только один. Потому что главным врагом любой Югославии, а не только СФРЮ, является Германия с её имперскими и реваншистскими целями, по требованиям и приказаниям которой действовало словенское руководство. Германию не удовлетворял мирный выход Словении из состава СФРЮ. Она требовала, чтобы Словения послужила фитилем, который насильственно воспламенит процесс развала СФРЮ путём гражданской войны - именно так, как это случилось и происходит до сих пор. Знало ли словенское руководство о последствиях такого пути для остальных югославянских народов? Очень хорошо знало. И я в том числе его об этом много раз предупреждал. Почему же оно действовало по требованию и в интересах Австрии и Германии, хотя уже давно известно, что это не в интересах словенского народа? Исчерпывается ли ответ на этот вопрос тем, что, как более-менее известно, некоторые лица из словенского руководства конца 80-х - начала 90-х годов работали определённое время на разные разведки, включая контрразведку ЮНА, и поэтому обязаны были выполнять то, что им приказали? Вероятно, ответ этим не исчерпывается. Может быть, когда-нибудь словенский народ всё же об этом узнает».
Министр обороны СФРЮ генерал Велько Кадневич, согласно своим воспоминаниям, с самого начала был против сохранения Словении в составе СФРЮ, но желал, дабы она вышла из состава СФРЮ мирным и легальным путем за срок максимум в полгода путем расширения политических прав Словении. Возможно, Словения и согласилась бы на такое предложение, ибо с Сербией никаких территориальных споров не имела зато имела их с Хорватией и поэтому выход по договору с официальным Белградом у которого с Загребом отношения постоянно ухудшались, шел бы Словении на руку.
Однако на руководство Словении (согласно Кадиевичу) оказывала давление Германия, в интересах которой было развязывание войны, и поэтому события в Словении и послужили поводом для начала этой войны.
Вместе с тем в 1990 году ни Европейское общество, ни США не высказывались явно в поддержку независимости Словении, ибо СФРЮ все-таки была их союзником и очевидно, что руководство Словении имело поддержку скорее каких-то транснациональных структур.
Германия и Австрия ее поддерживали открыто и как раз они и оказывали помощь в закупках вооружения для Словении. Однако сами по себе они вряд ли бы были в состоянии проделать столь большую лоббистскую деятельность на внешнеполитическом уровне.
Словения не имела к тому времени подобного политического влияния в мире, да и не располагала достаточными военными силами, дабы заставить руководство СФРЮ отказаться от применения собственных вооруженных сил.
Согласно книге "Югославию никто не защитил,а Верховная команда предала" генерал-майора Милисава Секулича СФРЮ в 70-80-ых годах основную массу войск ЮНА развернула на «западном» направлении и так в Словении перед войной были дислоцированы два корпуса ЮНА: 14-ый Люблянский и 31-ый Мариборский, как и силы пограничной стражи ЮНА. Эти корпуса были фактически бронетанковыми соединениями ибо были оснащены большим количеством танков и иных бронемашин так как находились на тогда главном направлении удара вероятного противника.
Корпуса подчинялись штабу 5-ой Военной области, находившемуся в Загребе, начальником которого был генерал Андрия Решета, серб по национальности, хотя самим командующим 5-ой Военной области являлся генерал Конрад Колншек, словенец по национальности, которого командование ЮНА не без основания подозревало в симпатиях к словенским сепаратистам. В подчинении же штаба 5-ой Военной области в Хорватии на границах со Словении находилось еще три корпуса: 13-ый Риекский (штаб в городе Риека),10-ый Загребский (штаб в городе Загреб) и 32-ой Вараждинский (штаб в городе Вараждин). Всего на территории 5-ой Военной области численность войск ЮНА, (по оценкам Милисава Секулича) достигала 45 тысяч военнослужащих.
Таким образом, при любых видах агрессии в Словении командование 5-ой Военной областью могло без особых затруднений выделить пару десятков тысяч военнослужащих с несколькими сотнями бронемашин для операции в Словении, ибо самим планом развертывания ЮНА эти три корпуса должны были остановить в Словении предполагаемого агрессора, поддержав действия Люблянского и Мариборского корпусов.
Словения же не имела просто ни времени, ни сил создать вооруженные силы, способные парировать действия сил 5-ой военной области. Лишь после победы на первых многопартийных выборах апреля 1990 года политического блока «Демос» во главе которого стоял Милан Кучан, опять-таки являвшийся с 1986 года в Словении главой республиканской организации Союза коммунистов Югославии, было начато создание собственных вооруженных сил.
Основу этих вооруженных сил в Словении сыграла ТО (территориальная оборона) ЮНА, созданная Тито как территориальная часть организации ЮНА. Так как главным образом она находилась в резерве и разворачивалась местными органами гражданской администрации для содействия ЮНА во время войны с «иностранными агрессорами», в том числе для ведения партизанской войны то на складах хранилось в основном стрелковое и устаревшее противотанковое вооружение, как и определенное число главным образом легких артиллерийско-минометных систем.
В мирное время ТО подчинялась не только ЮНА, но и местному республиканскому руководству. Как писал Кадиевич, по его мнению, существование ТО заложило основы будущих армий независимых государств и поэтому по приказу Кадиевича еще перед началом боевых действий оружие со складов ТО массово изымалось офицерами ЮНА и согласно новой доктрине ЮНА, требовавшей большей централизации, осуществлялось фактическое выведение ТО из-под руководства местных республиканских властей.
Словения, разумеется, первой и выступила против новой доктрины ЮНА. Парламент Словении на заседаниях 27 и 28 сентября 1990 года внес три дополнительных поправки к Конституции Словении, отменив союзные законы в области обороны на территории Словении, и вывел ТО Словении из подчинения Министерства обороны СФРЮ.
ЮНА не сидела сложа руки, и осенью 1990 года (согласно книге Велько Кадиевича) по приказу Генштаба ЮНА был начат вывоз вооружения и боеприпасов со складов ТО Словении.
Однако тогда же в Словении было создано Министерство обороны во главе с Янезом Яншей и последним был подготовлен план боевых действий а сам Янез Янша организовал закупку ПЗРК «Стрела-2» и гранатометов «Armbrust» заграницей, а затем и переправку их контрабандным путем в Словению. Пограничные силы, входившие в состав ЮНА, не могли воспрепятствовать ввозу оружия в СФРЮ, поскольку контроль над пограничными пунктами находился в руках таможни. А таможня, хотя и формально подчинялась союзному правительству СФРЮ, но фактически следовала указаниям из Любляны.
К тому времени война была известна, так как 23-го декабря 1990-го года руководство Словении по собственной инициативе расписало референдум, на котором 88% голосов было подано за отделение от СФРЮ. И в дальнейшем 10-го января 1991 года Словения уже напрямую взяла под свой контроль таможню и стала беспрепятственно получать грузы с оружием.
Одновременно в режиме секретности правительство Словении начало создание собственных вооруженных сил - MSNZ (manevrska struktura narodna zascite - маневренная организация народной обороны). MSNZ была по сути военной организацией партии DEMOS и затем политическое руководство Словении ввело MSNZ в состав ТО и к лету 1991 года довела ее численность до 36 тысяч человек.
В ее составе словенское руководство успело также создать «специальные» (специального назначения) силы общей численностью в несколько тысяч человек, прежде всего в составе бригады «Морис», образцом которой, (согласно книге «Силы специального назначения» полковника Стояна Йовича) послужила группа по борьбе с терроризмом «GSG - 9» пограничных сил ФРГ. Подобная организация, несомненно, являлась успешным методом военного строительства, особенно в условиях гражданской войны, в которой методы всеобщей мобилизации оказались непригодными.
Помимо этого в составе МВД Словении имелись «специальные» силы МВД (силы специального назначения).
Упор в тактике вооруженных сил Словении был сделан на организацию засад с применением противотанковых средств и ПЗРК.
Подобная тактика без сил специального назначения была бы невозможна, ибо остальные несколько десятков тысяч мобилизованных словенцев с началом войны в ряды ТО, являлись военнослужащими весьма условно, ибо нередко даже стрелкового оружия многие из них не имели.
Вскоре, в мае 1991-го года руководство Словении прекратило направлять призывников в ЮНА, а вместо этого их начали направлять в ТО Словении и 2-го июня 1991 года в Пекрах (Пекри) под Марибором произошло официальное провозглашение словенской армии с военным парадом.
Продолжение следует
1. Re: Начало распада СФРЮ. Война в Словении