Молодёжная политика Русской Православной Церкви в Российской Федерации

0
1428
Время на чтение 30 минут

Молодёжная политика Русской Православной Церкви является в настоящее время одной из активно институционализирующихся и эффективно функционирующих моделей конфессиональной общественной молодёжной политики в Российской Федерации. Говоря о конфессиональной общественной молодёжной политике, мы, прежде всего, подразумеваем молодёжную общественную политику традиционных для России религиозных конфессий (организаций, объединений): православия, ислама, буддизма и иудаизма, но также и других конфессиональных религиозных объединений и организаций. Конфессиональная общественная молодёжная политика представляет собой одну из четырёх моделей общественной молодёжной политики, наряду с тремя традиционно выделяемыми её моделями и проявлениями: общественной молодёжной политикой политических партий, общественных объединений (организаций), крупных хозяйственных организаций (корпораций).

Как самая крупная по численности и своему влиянию на жизнедеятельность российского общества среди традиционных религиозных конфессий России, Русская Православная Церковь Московского Патриархата проявляет крайнюю обеспокоенность бедственным духовным положением современной российской молодёжи, размытостью и неустойчивостью её нравственных и ценностных ориентаций, исчерпанностью дальнейшего роста уровня религиозности населения, активно занимаясь осуществлением собственной модели конфессиональной общественной молодёжной политики, тем самым показывая пример и для иных традиционных религиозных конфессий.

Институционализация молодёжной политики Русской Православной Церкви началась не так давно и этому есть достаточно объективные причины. Как отметил в своём докладе на первом съезде православной молодёжи Якутии (20-21 апреля 2012 года) председатель Синодального отдела по делам молодёжи РПЦ, епископ Бронницкий Игнатий:

«В исторической практике Русской Православной Церкви прошлого, вплоть до 90-х гг. XX столетия, мы не встречаем аналогов такой деятельности по вполне понятным причинам: с самого рождения человека его жизнь проходила в обстановке, исполненной духа веры и церковности, семейное воспитание в православных традициях само по себе служило достаточным основанием преемственности поколений верующих. Определенные изменения произошли лишь в начале XX века, когда единство Церкви и общества оказалось в значительной степени нарушенным. Именно тогда в России возникло скаутское движение, в котором патриотическое и спортивное воспитание гармонично сочеталось с духовными традициями Православия. Десятилетия, последовавшие за трагическими событиями 1917 года, по вполне понятным причинам не позволяли и думать о формировании единой церковной политики в отношении молодежи. Лишь после существенных изменений в церковно-государственных отношениях такая деятельность стала не только возможной, но и насущно необходимой.»(1).

Отправной точкой в процессе становления и развития молодёжной политики Русской Православной Церкви стало принятие Священным Синодом Русской Православной Церкви в декабре 1990 года  решения о создании единой молодёжной организации Русской Православной Церкви. Через месяц, во исполнение этого решения в день памяти святой мученицы Татианы 25 января 1991 года на съезде Православной молодёжи, проходившем в Московском Государственном Университете имени М.В. Ломоносова, было образовано Всецерковное Православное Молодежное Движение Московского Патриархата (ВПМД), вобравшее в себя представителей существующих православных молодёжных организаций, братств, сестричеств и скаутских групп. Впоследствии отделения ВПМД были при поддержке Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и правящих епархиальных архиереев созданы в целом ряде епархий РПЦ Московского Патриархата.

Одновременно с этими шагами по всей стране стали открываться первые воскресные школы, приюты, постепенно начала формироваться система общего православного образования и воспитания: православные детские сады, школы,  гимназии, лицеи, духовные училища, семинарии, институты и университеты (например, были образованы в 1992 г. - Свято-Тихоновский Богословский Институт (с 2004 г. - Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет); в 1993 - Российский Православный Институт св. Иоанна Богослова). Пошло активное взаимодействие с общественными и государственными институтами; стали проводится общецерковные мероприятия с привлечением православной молодёжи, приобщающие и вовлекающие её в церковное служение, активизировалась просветительская, катехизационная, образовательная, информационно-издательская деятельность.

В 90-х годах прошлого века Русская Православная Церковь  восстанавливая и укрепляя своё положение и позиции в обществе, постепенно стала готовиться и к большей активизации, систематизации и централизации своей деятельности в сфере молодёжной политики. 

Поворотным моментом в развитии молодёжной политики Русской Православной Церкви в Российской Федерации,  являются события 2000 года:

1)                  принятие в апреле 2000 года Священным Синодом Русской Православной Церкви, с последующим  одобрением на произошедшем в августе 2000 года Юбилейном Архиерейском Соборе «Концепции православного молодёжного служения РПЦ», как основополагающего документа Русской Православной Церкви в данной сфере деятельности;

2)                  создание в структуре Русской Православной Церкви на основе Всецерковного Православного Молодёжного Движения Синодального отдела по делам молодёжи, занимающегося осуществлением общего руководства, координацией действий и практической реализацией положений «Концепции православного молодёжного служения Русской Православной Церкви» и иных значимых документов Русской Православной Церкви по организации и осуществлению молодёжной политики РПЦ.

Таким образом в процессе институционализации молодёжной политики Русской Православной Церкви условно можно выделить два этапа её становления. Первый, - с 1990 по 2000 годы и, второй, - с 2000 года по настоящее время.

Впрочем, по поводу времени начала первого этапа существует и иная точка зрения. По мнению В.А. Смирнова, первый этап,  охватывает временной промежуток, не с 1990, а с 1991 по 2000 годы и, характеризуется «отсутствием в дискурсивном сознании большинства служителей церкви понимания необходимости особых форм и методов работы с молодёжью»(2). Второй этап, стартовавший с 2000 года и продолжающийся по настоящее время «ознаменовался трансформацией дискурсивного сознания чиновников РПЦ и изменением отношения к молодёжи. Молодое поколение стало маркироваться как особая социальная группа, требующая, соответственно, особых форм работы с ней.»(3).

Соглашаясь в целом с мнением В.А. Смирнова по поводу важности институционализации молодёжной политики РПЦ и положительной оценки деятельности Русской Православной Церкви в этой сфере, нельзя не отметить некоторую категоричность автора в характеристике этапов развития «дискурсивного сознания» иерархов РПЦ по отношению к молодёжи и конфессиональной общественной молодёжной политики Русской Православной Церкви. На наш взгляд, Церковь всегда относилась к молодёжной аудитории с особым вниманием и заботой, не забывая или не игнорируя её, а поворотный момент в развитии молодёжной политики РПЦ, случившийся в 2000 году нельзя рассматривать в отрыве от общего контекста активизации с середины 1990-х годов и институционализации деятельности РПЦ в отношении всего российского общества в целом и логики развития и совершенствования молодёжной политики в частности.

Например, Святейший Патриарх и всея Руси Алексий II 9 января 1998 года в своём выступлении на открытии VI Международных Рождественских Образовательных чтениях, напрямую говорил о проблемах современной российской молодёжи и о важности и востребованности её в церковном молодёжном служении:

«Непросто складывается жизнь современной российской молодежи. Пьянство, наркомания, разврат, безработица, заброшенность, дедовщина в армии. Молодежи нужнее всего живое дело. А в Церкви такое дело всегда есть. Ей нужны помощники, молодые, горячие сердца»(4).

Как справедливо отмечает О.Е. Казьмина, Церковь стремясь расширить своё влияние на российское общество в самых разных сферах жизнедеятельности и решении различных проблем, стоящих перед обществом:

«Начиная с середины 1990-х годов РПЦ разрабатывает и принимает ряд важных документов: «Концепцию возрождения миссионерской деятельности Русской Православной Церкви» (1995 г.), «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви» (2000 г.), «Основные принципы отношения Русской Православной Церкви к инославию» (2000 г.) и др.»(5). Тем самым проявляя активность во всех направлениях своей деятельности и работы.

Необходимость систематизации и совершенствования механизмов осуществления, форм и методов молодёжной политики Церкви была осознана её иерархами задолго до 2000 года, что закономерно и привело к разработке проекта «Концепции молодёжного служения Русской Православной Церкви», а также ряда шагов и мер по дальнейшей систематизации и институционализации молодёжной политики. События 2000 года в этом ключе, как раз и являлись закономерным итогом в процессе завершения первого этапа институционализации молодёжной политики Русской Православной Церкви.

Обращаясь к анализу текстов основополагающих документов в сфере осуществления молодёжной политики Русско Православной Церкви, следует отметить, что сам термин «молодёжная политика» в них не фигурирует. Речь идёт о «молодёжном служении» и «молодёжной работе» Русской Православной Церкви.

В «Концепции молодёжного служения Русской Православной Церкви» обосновывается необходимость организации молодёжного служения в Церкви, очерчены возрастные границы отнесения к категории «молодёжи» (от 14 до 30 лет), определены цели, задачи, принципы организации, основные формы деятельности молодёжного служения.

К 5 целям молодёжного служения в соответствии с «Концепцией православного молодёжного служения Русской Православной Церкви» относятся:

1.                   «Воцерковление всех сторон жизни молодёжи;

2.                   Вовлечение молодёжи в диаконическое служение РПЦ;

3.                   Содействие лучшему пониманию молодыми людьми Православной веры и миссии Церкви в современном мире, распространению в обществе, в молодежной среде, образа жизни, основанного на евхаристическеом общении.

4.                   Содействие диалогу молодых людей в Православной Церкви.

5.                   Содействовие священнослужителям, активным мирянам Русской Православной Церкви в приобретении опыта работы с молодежью.»(6).

Задачи молодёжного служения определены следующим образом:

1.                   «Собирание, обобщение и распространение опыта молодежного служения на приходском, благочинническом и епархиальном уровнях.

2.                   Организация социального служения православной молодежи.

3.                   Организация общения православных молодых людей в форме диалога, обмена мнениями, дискуссий.

4.                   Создание информационного пространства для молодых православных людей.

5.                   Вхождение в информационное пространство молодых людей находящихся вне Церкви.

6.                   Организация семейного досуга для воцерковленных и желающих воцерковиться семей.

7.                   Создание условий для дополнительного развития детей и юношества.

8.                   Подготовка педагогов к осуществлению деятельности по православному воспитанию на приходском уровне.

9.                   Подготовка священнослужителей, активных прихожан, слушателей православных учебных заведений к осуществлению педагогической, воспитательной деятельности.

10.               Координация молодежного служения на различных уровнях Русской Православной Церкви.

11.               Содействовать возможности получения духовного окормления существующим молодежным объединениям, выражающим желание находиться под омофором Русской Православной Церкви.»(7).

Принципами молодёжного служения РПЦ были провозглашены: «1) личностный характер общения; 2) учёт индивидуальных и возрастных особенностей; 3) не назидание, а живое общение; 4) совместное участие; 5) основа молодежной работы - церковный приход; 6) в семье и через семью; 7) простота отношений; 8) принцип системности; 9) принцип целостности»(8).

В «Концепции молодёжного служения РПЦ» были систематизированы и перечислены основные формы деятельности молодёжного служения. К ним относятся:

1.                   Вовлечение молодежи в приходскую жизнь во всём многообразии её проявлений.

2.                   Создание православных детских и молодежных организаций.

3.                   Привлечение светских детских и молодежных организаций, разделяющих ценности Православия.

4.                   Организация школ ремесел, а также активизация «кружковой» работы с детьми и молодёжью.  Создание православных клубов на приходе и по месту жительства.

5.                   Организация на приходском уровне детских, молодежных консультаций.

6.                   Проведение в  православных школах, гимназиях, лицеях, воскресных школах различного рода мероприятий с приглашением на них детей и молодежи из светских учебных заведений.

7.                   Издания книг, газет, журналов молодёжной направленности, активное использование СМИ для работы с молодёжью.

8.                   Проведение круглых столов по актуальным темам интересующим молодёжь. 

9.                   Организация и проведение курсов и семинары по подготовке кадров для осуществления молодёжного служения.

10.               Организация и проведение православных творческих конкурсов, православных лагерей и слётов для детей и молодёжи, спортивной и туристической деятельности.

11.               Осуществление паломнических поездок, участие в реставрационных работах.

12.               Взаимодействие и сотрудничество с государственными службами и органами, при осуществлении ими государственной молодёжной политики.  

13.               Общение с православной молодежью из Православных Поместных Церквей(9).

Вторым по значимости документом в сфере молодёжной политики Русской Православной Церкви является утверждённый Священным Синодом Русской Православной Церкви 6 октября 2011 года документ «Об организации молодёжной работы в Русской Православной Церкви». Данный документ затрагивает вопросы, связанные с координацией церковной молодёжной работы в рамках сложившейся к 2011 году многоуровневой иерархичной системы органов и организаций Русской Православной Церкви по осуществлению молодёжной политики РПЦ.

В соответствии с положениями данного документа: «Церковная молодежная работа включает в себя как организацию молодых членов приходских общин, так и миссию среди городской и сельской молодежи, студентов, школьников, членов общественных молодежных объединений.»(10).

Структурно организация работы с молодёжью в Русской Православной Церкви осуществляется на 4 уровнях:

-                   общецерковном;

-                   епархиальном;

-                   благочинническом;

-                   приходском.

На общецерковном уровне организацией молодёжной работы занимается Синодальный отдел по делам молодёжи Московского Патриархата. Он является координирующим органом, осуществляющим организацию и систематизацию опыта и деятельности по развитию и совершенствованию общецерковной молодёжной работы.

Синодальный отдел, возглавляемый в настоящее время епископом Бронницким Игнатием, изначально способствовал созданию, организует и координирует деятельность подотчётных ему епархиальных отделов по делам молодёжи в Российской Федерации, а также аналогичных подразделений и учреждений, действующих за пределами РФ в Самоуправляемых Церквах, Экзархатах, Митрополичьих округах и епархиях РПЦ. Отдел занимается: разработкой, координацией и реализацией крупных общецерковных и международных молодежных программ и проектов; проведением молодежных съездов, форумов, лагерей и сборов в сфере организации миссионерской работы среди молодёжи, образования и воспитания, осуществления молодёжного служения и молодёжной работы Русской Православной Церкви; координацией, организацией и развитием системы образования, подготовки и повышения квалификации для священнослужителей, мирян, специалистов в области церковной работы с молодежью; методическим обеспечением церковной молодежной работы, подготовкой и распространением методических материалов по всем направлениям молодежной работы. В своей деятельности он осуществляет активное взаимодействие с Синодальным отделом религиозного образования и катехизации, Издательским советом и Синодальным информационным отделом, Синодальным отделом по взаимоотношениям Церкви и общества, Отделом внешних церковных связей и Управлением Московской Патриархии, церковными и светскими учебными заведениями и учреждениями, государственными органами и общественными структурами.

При отделе функционируют и работают такие крупные общественные объединения православной молодежи как «Всероссийское православное молодежное движение» и «Братство православных следопытов»; издаются журналы «Сретение» и «Вестник Отдела по делам молодежи РПЦ».

На епархиальном уровне общее руководство молодёжной работой осуществляют правящие архиереи. Непосредственной организацией молодёжной работы занимаются епархиальные отделы по делам молодёжи, подотчётные и подчиняющиеся указаниям правящего архиерея, рекомендациям Синодального отдела и руководствующиеся в своей деятельности общецерковными нормативными документами в данной сфере деятельности. Финансирование епархиальной молодёжной работы осуществляется из бюджета епархии и привлеченных средств.

Епархиальные отделы занимаются координацией различных форм молодёжной работы в епархии (в том числе на благочинническом и приходском уровне), осуществляют её организационно-методическое обеспечение, разработку и реализацию годовых планов молодёжной работы, общеепархиальных молодежных программ и проектов, привлекая к их осуществлению молодежь и православные молодёжные организации, действующие в епархии. Они же занимаются подготовкой и обучением кадров для осуществления молодёжной деятельности, а также информационное сопровождение и освещение в СМИ общецерковной и епархиальной молодёжной работы. При осуществлении своей деятельности епархиальные отделы взаимодействуют с государственными и муниципальными органами и общественными организациями различного уровня в сфере организации работы с молодёжью, заключая с ними соответствующие соглашения о сотрудничестве и, проводя совместные акции и мероприятия.

В соответствии с положением «Об организации молодёжной работы в Русской Православной Церкви», епархиальные отделы призваны осуществлять:

-                   «занятия для молодежи по изучению Священного Писания, вероучения Церкви, литургической традиции, постижению смысла богослужения и основ христианской жизни;

-                   миссионерские молодежные акции и поездки;

-                   клубы молодой семьи;

-                   молодежные социальные волонтерские проекты;

-                   епархиальный фестиваль, включающий различные виды творчества молодежи;

-                   спортивные игры с участием молодежных команд благочиний и приходов;

-                   летние молодежные лагеря;

-                   участие православной молодежи в церковных, общественных и государственных праздниках и мероприятиях, связанных с памятными датами;

-                   съезды православной молодежи и форумы с ее участием.»(11).

На благочинническом уровне общее руководство молодёжной работой лежит на благочинном данного церковного округа. В штате церковного округа присутствует должность ответственного за молодёжную работу в благочинии, непосредственно организующего и координирующего действия по осуществлению молодёжной работы на округе, назначаемого и освобождаемого от должности епархиальным архиереем по представлению председателя отдела по делам молодежи епархии, согласованному с благочинным. Ответственный за молодёжную работу в благочинии непосредственно подчиняется благочинному округа, согласовывая свои действия с епархиальным отделом по делам молодёжи. Ответственный координирует и курирует деятельность аналогичных должностных лиц на приходах, составляет и согласовывает планы работы благочиния, обеспечивая участия молодёжи в различного рода мероприятиях, программах, а также осуществляя их информационное и методические сопровождение.

На приходском уровне общее руководство и организацию молодёжной работы осуществляет настоятель прихода. Однако, в штате прихода предусмотрена должность ответственного за молодёжную работу на приходе, непосредственно организующего и координирующего действия по осуществлению молодёжной работы на приходе, назначаемого и освобождаемого от должности настоятелем прихода и ему в своей деятельности подчиняющемуся. При этом ответственный за молодёжную работу на приходе обязан согласовывать свои действия с председателем епархиального отдела по делам молодежи и с ответственным за молодежную работу в благочинии.  Ответственный составляет и согласовывает планы работы прихода, координирует и осуществляет взаимодействие с другими приходами, благочинием и епархией, с органами государственной власти и общественными структурами, обеспечивая участия молодёжи в различного рода мероприятиях, программах, а также осуществляя их информационное и методические сопровождение.

Работа с молодёжью на приходе включает в себя организацию и проведение самых разных мероприятий, занятий и форм организационной досуговой деятельности: «беседы и встречи с духовенством и специально приглашаемыми гостями; вероучительные (катехизаторские) занятия; группы по изучению Священного Писания; миссионерские акции и поездки; социальные проекты; молодежные лагеря; интернет-проекты; киноклубы; кружки по интересам; проекты по профилактике зависимостей; спортивные секции; военно-патриотические клубы; клубы молодой семьи.»(12).

В мае 2001 года Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, будущий Святейший Патриарх Кирилл, отметил, что молодёжная работа в Церкви: «Это, прежде всего, миссия среди молодых людей. Причём отнюдь не воцерковлённых, но в первую очередь малоцерковных, малорелигиозных молодых людей, то есть среди тех, кто составляет большинство, всё ещё далёкое от Церкви. Именно этот слой общества мы должны привлечь к Церкви»(13).

По мнению Святейшего Патриарха Кирилла, молодёжь необходимо активно привлекать к осуществлению молодёжного служения и работе: «... Молодые люди нужны Церкви сегодня. Надо смело привлекать их к трудам церковным, из объекта наших забот превратить нашу молодёжь в субъект живой миссионерской деятельности, свидетельства о нашей православной вере и словом и всей жизнью.»(14). «Работа с молодежью - одно из приоритетных направлений церковной миссии в современном мире. Каждый член Церкви - от мирянина до Патриарха - призван проявлять заботу о нравственном здоровье подрастающего поколения, о воспитании детей и молодежи в верности исконным духовным традициям нашего народа»(15).

Значимость молодёжной работы для Русской Православной Церкви подчёркивают такие обстоятельства, что с 2002 года в РФ ежегодно в праздник Сретения Господня 15 февраля отмечается Всемирный день православной молодежи, а также то, что по инициативе священноначалия РПЦ молодёжная проблематика, получила своё отображение в ряде рассмотренных и принятых Всемирным Русским Народным Собором документам: например, в программном документе XIII Всемирного Русского Народного Собора «Будущие поколения - национальное достояние России».

Большую роль в осуществлении работы с молодёжью играют православные молодёжные организации и объединения, созданные, как по инициативе РПЦ, так и самой молодёжи. Наиболее известными среди них являются «Всероссийское православное молодежное движение» и «Братство православных следопытов», молодёжное движение «Георгиевцы». Данные организации активно реализуют различные крупномасштабные проекты и программы (например, ВПМД на протяжении ряда лет активно осуществляет программу детских паломничеств по святым местам и программу летних лагерей «Реставрос», в рамках которой молодые люди получают возможность принять участие в возрождении святынь), а также акции («Например, участники молодежного движения «Георгиевцы!» ежедневно выходили к Хамовническому суду во время процесса над кощунницами, устроившими шабаш в Храме Христа Спасителя. Молодые люди объясняли, что произошедшее - богохульство и подобное не должно повторяться. Многие СМИ заметили позицию молодежи и отношение у людей к т.н. «художественной акции» стало более определенным. Очень многие, не разобравшиеся вначале, поняли со слов православной молодежи, что подобные «акции» являются не искусством, а преступлением.»(16)).

Помимо упомянутых организаций, действует большое количество и других православных молодёжных общественных организаций и объединений, активно участвующих в осуществлении молодёжного служения РПЦ и общественной деятельности. При этом следует отметить тот факт, что большинство православных  и молодёжных организаций (будь-то молодёжные центры, движения и братства в монастырях, военно-патриотические и спортивные клубы, студенческие, приходские молодежные организации) не зарегистрированы в качестве общественных организаций в органах юстиции, поскольку или не видят в этом необходимости, или им мешает большое количество бюрократических препятствий. 

Русская Православная Церковь большое внимание уделяет координации действий православных общественных молодёжных организаций и объединений, ежегодно проводя Всероссийские съезды православной молодежи, а также организуя с 2007 г. в рамках Международных Рождественских образовательных чтений отдельные Молодежные Рождественские чтения.

В рамках молодёжной политики Русской Православной Церкви проводится большое количество самых разнообразных молодёжных программ, мероприятий и форумов. Например, действующая с 2009 г. международная программа и молодёжный форум «Вера и дело», а также школа православного актива с одноимённым названием. В день православной молодёжи 15 февраля в праздник Сретения Господня Синодальным отделом по делам молодёжи организуется ставший традиционным Молодёжный Сретенский бал.

Реализуются волонтёрская программа «Помоги Ближнему», молодежный проект «Помощь сельскому храму», «Есть такой праздник!» (популяризирующий ряд памятных дат среди молодежи, как, например, День семьи, любви и верности (8 июля), День народного единства (4 ноября), День Крещения Руси (28 июля)), молодежная акция «Россия - за жизнь! Россия - без абортов!». С целью популяризации занятий физической культурой и здорового образа жизни  проводятся ежегодные спортивные «Георгиевские игры», а также осуществляется ежегодный Георгиевский парад. Проводятся Международный фестиваль творчества православной молодёжи «Под солнцем»,  благотворительные ярмарки «День доброты», а также большое количество иных мероприятий на самых разных уровнях.

Крайне перспективной и востребованной на взгляд иерархов РПЦ является деятельность Школы молодёжного служения при Патриаршем центре духовного развития детей и молодёжи при Даниловом монастыре, организующем ежегодные Сретенские чтения. 

В планах священноначалия стоит объединение самых перспективных и интересных инициатив православной молодежи в епархиях в общероссийскую программу «Вера и дело», а также объединение разрозненных православных молодёжных организаций для совместной работе в рамках Добровольной всероссийской ассоциации православной молодежи.

При осуществлении своей модели молодёжной политики Русская Православная Церковь использует самые разнообразные методы и формы. Например, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл постоянно ведёт активный диалог с массовой молодёжной аудиторией, не только с экранов телевизора, но и напрямую на многочисленных встречах с молодёжью.

В.А. Смирнов выделяет три группы форм привлечения и удержания молодёжи в Православии: «Первая группа - традиционные церковные формы. К ним относятся: традиционная проповедь во время служб, работа с детьми воцерквленных родителей, молодёжные крестные ходы. Вторая группа - традиционные светские формы. РПЦ активно использует методы и формы работы с молодым поколением, распространенные в практике молодёжных и образовательных учреждений: детские и молодёжные православные форумы и лагеря; православные Интернет - проекты; инициирование молодёжных общественных объединений. Третья группа - инновационные формы работы с молодёжью. Понятие инновационности употребляется достаточно условно, тем не менее, его использование позволяет отнести к третьей группе такие методы, которые практически полностью рассогласуются с общепринятым восприятием РПЦ. Во-первых, создание специальных локальностей, в которых синтезируются молодёжные повседневные практики и ценностно-нормативная модель православия. Подобные локальности искусственно внедряются в наиболее деструктивные и слабоуправляемые «зоны» жизнедеятельности молодого поколения. Наиболее ярким проектом последних лет является продвижение идеи создания в регионах страны сети православных кафе, баров и ночных клубов для молодёжи. Во-вторых, работа с молодёжными субкультурами. В первую очередь, речь идет о псевдо религиозных субкультурах, к которым сегодня можно отнести, например, движение «ролевиков». Кроме этого внутри церковной организации активно пропагандируется и работа с субкультурами роллеров, скейтеров, байкеров и т.д.»(17).

Размышляя о методах молодёжной работы, Святейший Патриарх Московской и всея Руси Кирилл отмечает, что: «Важно, чтобы это был не путь парадных рапортов опроведенных мероприятиях, а чтобы этот путь включал в первую очередь реальную работу с людьми на уровне приходов, школ, институтов, университетов, колледжей, ПТУ. Чтобы на всех этих уровнях осуществлялась молодежная христианская работа, у нас должны быть молодежные лидеры, владеющие технологией, знающие, как производить эту работу. Работа среди молодежи должна быть интересной, потому что молодежь динамична, всякая скука сразу выбивает человека из равновесия. Для этого должны быть вдохновенные харизматические молодежные лидеры, способные увлечь, объединить. Конечно, Церковь должна заниматься воспитанием таких лидеров, формированием таких лидеров, созданием инфраструктуры молодежной работы, которая вышла бы далеко за границы приходов. Это задача Синодального отдела и епархиальных отделов. Нам нужно разрабатывать методологию молодежной работы и отрабатывать на «полигонах» соответствующий опыт.»(18).

При осуществлении своей модели молодёжной политики Русская Православная Церковь сталкивается с целым рядом проблем, от решения которых напрямую зависит большая эффективность молодёжной политики РПЦ.

Одна из основных проблем в этой сфере - это «кадровый голод»: отсутствие опытных и надлежащим образом подготовленных кадров для осуществления молодёжной работы среди молодёжи, мирян и пастырей. Следует отметить, что данное обстоятельство вызвано в значительной степени объективной причиной.

«В советское время церковь не имела права заниматься общественной деятельностью, это всячески пресекалось и даже уголовно преследовалось. Именно поэтому старшее поколение священнослужителей и активных мирян, подчас просто не знают, как и что нужно делать, чтобы организовать людей для внутриприходской социальной и духовно-просветительской деятельности»(19).

Важность решения этой проблемы всячески подчеркивает Святейший Патриарх Кирилл: «С сожалением должен констатировать, что в немногих епархиях отделы по делам молодежи действительно работают эффективно. Хотел бы отметить, что активизация данного направления нашей деятельности является одной из важнейших задач для всей Русской Православной Церкви. Работа с молодежью должна выстраиваться как на уровне епархии, так и на уровне прихода.

Необходимо в каждой епархии сформировать инфраструктуру подготовки и воспитания лидеров, способных в дальнейшем развивать и координировать молодежную работу. При этом важно ввести систему аттестации, выявляющей искуснейших, и поддерживать их энтузиазм соответствующими полномочиями.»(20).

«Приход, в котором молодой человек себя не находит, в котором, в лучшем случае, ему могут поручить такое важное и почетное дело, как убрать храм перед службой, а дальше никуда не пустят, - в таком приходе, наверное, трудно развивать молодежную работу. Но ведь это происходит тоже не потому, что настоятель какой-то заскорузлый грешник и человек, пастырски нечувствительный. Многие люди просто не знают, как нужно работать с молодежью, а в наших семинариях ничего подобного не преподается. Мы посылаем священников в университеты, а кто их обучал работе с молодежью? Мы посылаем наших священников в тюрьмы и в исправительные учреждения, а кто их обучал этой сложнейшей специфике? Поэтому, если говорить о недостатках, то многие недостатки упираются в нашу систему образования. У нас нет специальной подготовки духовенства, которое было бы хорошо обучено и способно было бы работать в молодежной среде. У нас есть самородки, которые сами чему-то научились, но они научились не потому, что их учили этому, а потому, что имеют собственную инициативу, способности и таланты.

...Молодежный лидер в Церкви - это не обязательно священник. Это он или она, которые имеют желание стать таким руководителем. Но помимо желания нужно еще и знание. Поэтому система подготовки молодежных лидеров-мирян, соответствующая подготовка духовенства, обучение их технологии работы с молодежью - это то, что должно стоять на нашей повестке дня. Вот тогда, с Божией помощью, наша работа станет более систематической и более масштабной.»(21).

Не менее важной проблемой является формальный, популистско-мероприятийный подход со стороны некоторых священнослужителей и ответственных за молодёжную работу к осуществлению работы с молодёжью, сводимый исключительно к организации и проведению крупных мероприятий для галочки и имитации видимости деятельности.  Как отмечает Святейший Патриарх Кирилл: «важно избежать популизма. Да, нужны крупные акции, обращенные к молодежи и призванные показать им Церковь, о которой многие молодые люди знают лишь на уровне светских стереотипов. Но такие акции должны быть лишь вершиной айсберга. Без кропотливой ежедневной работы на приходах они малоэффективны. И если нет второго, хвалиться первым не стоит. Каждой епархии необходимо так наладить молодежную работу, чтобы она велась на каждом приходе, в каждом учебном заведении. Чтобы после определенного отрезка времени священник мог с радостью сказать самому себе: моя молодая паства увеличилась на столько-то человек.»(22).

«Пускание пыли в глаза», поверхностность подхода, невнимание и пренебрежение молодёжной работой закономерно приводят к неадекватности оценки и неспособности грамотно организовать, направить и реализовать потенциал молодёжи.

По мнению, Святейшего Патриарха Кирилла: «Нередко христианин, стремящийся к просветительскому служению Церкви, не получает должной поддержки у настоятеля и даже у архиерея. Воцерковленный человек, молодой или в возрасте, желающий послужить Богу в деле благовествования, должен получить такую возможность. Если пастыри не будут заниматься работой с молодежью, да еще и не позволят заниматься ею мирянам, то на духовные запросы юношества вновь, как и 10-20 лет назад, будут отвечать заезжие миссионеры и сектанты... Молодежный потенциал можно и нужно задействовать в миссионерских целях: содействуя молодежным проектам, организациям, инициативам, причем не обязательно напрямую касающихся церковной деятельности, мы способствуем привлечению молодых к Церкви. Это могут быть дискуссионные группы, например, для обсуждения современных социальных или культурных явлений, или социальные проекты... Необходимо всемерно поддерживать желание молодых прихожан собираться вместе для чтения и обсуждения Священного Писания. Поэтому каждая епархия и каждый приход обязаны озаботиться развитием технической базы для просветительской молодежной работы.»(23).

Другой крайностью в осуществлении работы с молодёжью являются попытки заигрывания некоторых священнослужителей с молодёжными субкультурами. Как в своё время отмечал бывший, первый председатель Отдела по делам молодежи,  архиепископ Костромской и Галичский Александр, ныне митрополит Астанайский и Казахстанский: «цель миссионерских трудов - наполнить храмы молодыми людьми. Но нельзя же допустить, чтобы, наполнив храмы, эти люди уронили планку культурного и нравственного уровня церковной общины... Евхаристическая община не может быть превращена в рокерскую тусовку, футбольный фан-клуб или кулинарный кружок». И несмотря на то, что «говорить с различными группами молодежи на молодежном языке неизбежно означает для миссионера и наставника изучение и даже некоторым образом погружение в соответствующую субкультуру», они  им не следует вдаваться в крайности и они должны «неуклонно повышать свой культурный уровень, совершенствовать свое семинарское богословское образование»(24).

Не менее значимой проблемой в осуществлении молодёжной политики РПЦ является её недостаточное материально-техническое обеспечение. Не каждый приход, благочиние да и епархия, уж не говоря о молодёжных организациях, обладают достаточным количеством ресурсов, чтобы грамотно и полномасштабно организовать и осуществлять молодёжную работу. Отсутствие денежных средств, бедность и скудность приходов, благочиний и епархий  часто ставят духовенство перед дилемой во что вкладывать появляющиеся денежные средства: хозяйственные работы или в организацию молодёжной работы? Выбор не всегда осуществляется в пользу последнего, в силу чего данные обстоятельства однозначно сдерживают темпы развития молодёжной политики Русской Православной Церкви.

 

Подводя итог рассмотрению имеющегося опыта осуществления молодёжной политики  Русской Православной Церкви, следует отметить, что данная модель конфессиональной общественной молодёжной политики в РФ, является своеобразным флагманом-образцом среди других моделей общественной молодёжной политики, а также всей молодёжной политики в РФ в целом. Несмотря на определённые проблемы, с которыми Церковь сталкивается при осуществлении своей модели молодёжной политики, деятельность Церкви в этом направлении достаточно целенаправленна, систематизирована, структурирована, а уже имеющиеся промежуточные результаты позволяют сделать вывод о её большом потенциале, который может быть эффективно реализован в процессе взаимодействия с государством, другими традиционными для России религиозными конфессиями и общественными структурами. 

Многочисленные социологические опросы свидетельствуют о всё возрастающем стабильном доверии наших сограждан, в том числе и молодёжи, к Русской Православной Церкви (25) и другим традиционным конфессиям, базовому характеру их ценностных систем и доктрин; в сочетании с недоверием к другим субъектам молодёжной политики. Это обстоятельство, на наш взгляд, косвенным образом подтверждает эффективность проводимой Русской Православной Церковью в РФ собственной модели конфессиональной молодёжной политики, а также несмотря на продолжающуюся против неё информационную войну, указывает на тот факт, что Русская Православная Церковь во взаимодействии с другими традиционными религиозными конфессиями и государством, поэтапно восстанавливает своё влияние на жизнедеятельность российского общества, его мировоззренческое и духовное развитие.

 Сергей Олегович Елишев, кандидат социологических наук, доцент кафедры истории и теории социологии социологического факультета МГУ имени М. Ломоносова

 

 

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Епископ Бронницкий Игнатий. Основные принципы и задачи православного молодёжного служения в Русской Православной Церкви. Доклад председателя Синодального отдела по делам молодежи епископа Бронницкого Игнатия на I съезде православной молодежи Якутии [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.patriarchia.ru/db/text/2206262.html.

2. Смирнов В.А. Институционализация региональной молодёжной политики в условиях трансформации российского общества/ Автореф. дисс...док. соц. наук. СПб, 2011. С. 32.

3. Там же. С. 33.

4. Слово Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия на открытии VI Международных рождественских образовательных чтений. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://patriarch.voskres.ru/090198.htm.

5. Казьмина О.Е. Русская Православная Церковь и новая религиозная ситуация в современной России :этноконфессиональная составляющая проблемы/ Дисс...док. ист. наук. М, 2007. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/russkaya-pravoslavnaya-tserkov-i-novaya-religioznaya-situatsiya-v-sovremennoi-rossii-etnokon.

6. См.: Концепция православного молодёжного служения Русской Православной Церкви. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.o-d.ru/resources/youth/conception/.

7. См.: Там же.

8. См.: Там же.

9. См.: Там же.

10. Об организации молодёжной работы в Русской Православной Церкви. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.patriarchia.ru/db/text/1639899.

11. См.: Там же.

12. См.: Там же.

13. См.: Патриарх и молодёжь: разговор без дипломатии. М., 2009. С. 7.

14. Книга размышлений Святейшего Патриарха Кирилла. Сила нации - в силе духа. Минск, 2009. С. 212.

15. Патриаршее приветствие организаторам и участникам Съезда православной молодежи Центрального федерального округа 20 октября 2009 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.patriarchia.ru/db/text/918888.html.

16. Доклад председателя Синодального отдела по делам молодежи на совещании под руководством Президента России по вопросам патриотического воспитания молодежи 12.09.2012 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.patriarchia.ru/db/text/2466104.html.

17. Смирнов В.А. Институционализация региональной молодёжной политики в условиях трансформации российского общества/ Автореф. дисс...док. соц. наук. СПб, 2011. С. 33.

18. Патриарх и молодёжь: разговор без дипломатии. М., 2009. С. 52-53.

19. Протоиерей Пелин А.А., Григорьев Н.И. Маркетинг и менеджмент в православных НКО: анализ, стратегия, осуществление. Саранск, 2011. С. 12.

20. Доклад Святейшего Патриарха Кирилла на Архиерейском cовещании 2 февраля 2010 года. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.patriarchia.ru/db/text/1061651.html.

21. Патриарх и молодёжь: разговор без дипломатии. М., 2009. С. 54-55.

22. Доклад Святейшего Патриарха Кирилла на Архиерейском cовещании 2 февраля 2010 года. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.patriarchia.ru/db/text/1061651.html.

23. См.: Там же.

24. Александр, архиепископ Костромской и Галичский. Духовно-культурное наследие - основа воспитания личности // Сборник пленарных докладов XV Международных Рождественских образовательных чтений. М., 2007. С. 128-129.

25. См., например: Зубок Ю.А., Чупров В.И. Социальная регуляция в условиях неопределённости. Теоретические и прикладные проблемы в исследовании молодёжи. М.: ACADEMIA. 2008. С. 110; «РПЦ И ЕЕ ПРЕДСТОЯТЕЛЬ: ОБЩЕСТВЕННАЯ ОЦЕНКА»Инициативный всероссийский опрос ВЦИОМ проведён 16-17 июня 2012 г. Опрошено 1600 человек в 138 населенных пунктах в 46 областях, краях и республиках России. Статистическая погрешность не превышает 3,4%. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://wciom.ru/index.php?id=459&uid=112864.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Сергей Олегович Елишев
От Льва Троцкого до Стивена Манна: тайные механизмы
уничтожения государств – хаос на экспорт
08.08.2024
«Большая Игра»
Противостояние англосаксонского и русского мира
22.04.2024
От мятежей к революциям: Главное ремесло Англии
по Бисмарку и её кровавый след в нашей истории
19.04.2024
«Имперская государственность - судьба
и миссия России». Лекции преподавателей МГУ. Оптина пустынь
11.03.2023
Все статьи Сергей Олегович Елишев
Последние комментарии
Внимая Божьему веленью
Новый комментарий от Игорь Ал
15.11.2024 23:00
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от Бузина Олесь
15.11.2024 20:53
«Чуть-чуть» победы на т.н. Украине быть не может
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
15.11.2024 20:51
«Основная проблема – неоязычество в армии»
Новый комментарий от Рабочий
15.11.2024 20:24
Удерживающий или подменный «Катехон»?
Новый комментарий от р.Б.Алексий
15.11.2024 19:58
«80-летие Великой Победы: память и духовный опыт поколений»
Новый комментарий от Рабочий
15.11.2024 19:37
Россия выдержала удар Запада
Новый комментарий от Кожухевич
15.11.2024 19:09