Москвичи доверяют Русской Православной Церкви

Несмотря на то, что против Церкви активно ведется информационная война

Новости Москвы 
0
224
Время на чтение 9 минут

Имевшая место около полутора года назад неудавшаяся попытка реализации в РФ очередного «цветного» революционного сценария ознаменовалась началом широкомасштабной информационной войны против Русской Православной Церкви, её предстоятеля - Святейшего Патриарха Кирилла, а также главы государства - В.В. Путина. Пришедшие из Лондона ультимативные письма Б.А. Березовского В.В. Путину и Святейшему Патриарху Кириллу дали старт целой череде кощунственных действий, а также информационных атак на Святейшего Патриарха и Русскую Православную Церковь, что было обусловлено всё возрастающим влиянием и значимостью позиции Церкви как социального института и её главы на жизнь современного российского общества.

В условиях непрекращающейся информационной войны против РПЦ, крайне актуальным является изучение и анализ степени влияния и воздействия информационных политтехнологий и манипуляций на сознание наших сограждан в плане формирования у них определённого отношения к Русской Православной Церкви. И в этом контексте весьма интересны результаты проведённого в ноябре 2012 года научно-исследовательской лабораторией «Социальных проблем современного общества» социологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова опроса жителей г. Москвы на тему «Отношение к Русской православной Церкви.

Выборка опроса, репрезентативная по полу и возрасту и округам «старой» Москвы, составила 826 респондентов. Также в рамках исследования было проведено шесть индивидуальных интервью и четыре фокусированных групповых интервью. При этом результаты количественного опроса сопоставлялись с результатами аналогичного исследования, проводившегося научно-исследовательской лабораторией «Социальных проблем современного общества» социологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова в июле 2010 года. Для адекватного сравнения часть вопросов в анкетах была сформулирована идентично.

Сравнение результатов двух анкетирований показывает динамику по двум группам респондентов: с 5% до 13 % увеличилось число тех, кто считает себя воцерковлённым, и с 14% до 8 % сократилось количество тех, кто считает себя атеистами. Прочие группы количественно остались неизменными.

В общем итоге число москвичей, считающих себя православными, выросло с 71% до 79% по сравнению с летом 2010 года. Причём, наиболее существенный прирост респондентов, относящих себя к православию, обнаруживается в средней возрастной группе (35-49 лет) - с 70% до 85%. Также значительно (с 67% до 78%) возросло число молодых людей (от 18 до 34 лет), считающих себя православными.

43% опрошенных, относящих себя к православным, посещают храм только по большим праздникам, и лишь каждый пятый (23%) ходит в церковь хотя бы несколько раз в месяц. Основные причины редких посещений остались теми же, что и в 2010 году: нехватка времени (61%) и отсутствие храма рядом с домом или работой (18%).

В целом, влияние православия в Москве растёт, увеличивается число людей, готовых погружаться во внутрицерковную жизнь, последовательно соблюдать установления и обряды. Русская Православная Церковь сохраняет за собой значимый ресурс доверия населения. Подавляющее большинство (69%) доверяют Церкви. При этом в значительной степени поляризированными оказываются мнения воцерковлённых респондентов с одной стороны, и атеистов/агностиков - с другой. Если в первой группе доверяют Церкви 82% опрошенных, то во второй, напротив, не доверяют 62%, причём среди атеистов и агностиков вообще отсутствуют респонденты, однозначно выражающие доверие Церкви. Группа не воцерковлённых православных по своим оценкам находится между двумя группами, но ближе к воцерковлённым. По сравнению с исследованием 2010 года показатель доверия к Церкви повысился на 2% (с 67% в 2010 году до 69 % в 2012 году).

По-видимому, сохраняющийся кредит доверия к Церкви со стороны москвичей, особенно воцерковленных, определяется представлением о том, что РПЦ ещё находится в процессе возрождения (после ограничений на её деятельность, существовавших в СССР) и развития. Среди эпитетов, которыми пытались определить Церковь участники фокус-группы воцерковленных православных звучали такие, как «развивающаяся», «строящаяся», «возрождающаяся».

В целом обнаруживается существенная разница в подходах к оценке Церкви между участниками фокус-групп, приобщённых к церковной жизни, не воцерковлённых православных и всеми остальными: сторонниками других конфессий, атеистами и агностиками. Если воцерковленные православные больше уделяют внимания сущностным религиозным вопросам и внутренним темам, то остальные в большей степени судят о Церкви по внешним проявлениям и поведению церковнослужителей в публичном пространстве.

В наиболее общем виде восприятие респондентами Русской Православной Церкви можно описать следующим образом: РПЦ встроена в общество, является его частью, при этом «болеет» всеми болезнями, которые характерны для современного российского социума.

Что касается оценки респондентами степени и качества влияния РПЦ в обществе, то в рамках данной темы участникам анкетирования были заданы следующие вопросы:

Является ли, на Ваш взгляд, Русская православная церковь реальной действующей силой, влияющей на жизнь страны в целом?

Должна ли, по вашему мнению, Русская православная церковь влиять на общественную жизнь России в целом?

Ответы на эти вопросы демонстрируют, что в среднем по выборке оценки влияния РПЦ достаточно высоки: 29% участников анкетирования оценивают РПЦ как институт, оказывающий значимое влияние на общественную жизнь. Почти половина опрошенных (44%) полагает, что Церковь в некоторой степени участвует в жизни общества. 83% характеризуют это влияние положительно.

Одновременно по всем вопросам можно говорить о поляризации мнений между воцерковленными православными и атеистами/агностиками. Если 44% воцерковленных / по возможности воцерковленных респондентов отмечают заметное влияние Церкви, то среди атеистов/агностиков такой точки зрения придерживаются только 15%. Если подавляющее большинство воцерковленных (93%) и не воцерковленных (80%) православных оценивают влияние Церкви положительно, то среди атеистов и агностиков число положительных оценок составляет 43%. Более половины (56%) атеистов и агностиков полагают, что Церковь должна сосредоточиться на своей «епархии» и никоим образом не вмешиваться в общественные дела. При этом почти половина (48%) воцерковленных православных придерживается противоположной позиции и ждёт от Церкви участия во всех общественных событиях.

По мнению участников качественных исследований, РПЦ может играть идеологическую роль. Более того, часть респондентов отмечает попытки со стороны государства придать РПЦ функции идеолога, а православию - идеологии.

Часть респондентов полагает, что Церковь может выступать в публичном пространстве как выразитель и защитник интересов своей паствы; выполнять просветительскую миссию, распространяя знания о православии; защищать интересы граждан.

И, наконец, по мнению части респондентов, роль РПЦ должна заключаться в объединении и сплочении населения страны, прежде всего, через постулирование общих для всех нравственных норм.

Отдельно хотелось бы обсудить наиболее заметные инициативы последнего времени, предпринятые РПЦ в общественном и политическом пространстве.

С 1 сентября 2012 года в школах во всех регионах РФ введён предмет «Основы религиозных культур и светской этики». Более половины опрошенных положительно относятся к появлению данного предмета, однако почти каждый пятый отрицательно оценивает это нововведение, и ещё 20% респондентов либо безразличны, либо ничего не слышали о нём.

Естественно, что среди православных воцерковленных респондентов большинство (73%) поддерживает данную инициативу, что среди не воцерковленных православных таковых несколько меньше (57%). Мнения же атеистов и агностиков распределились примерно поровну: 29% положительно относятся к введению этого предмета, 33% - отрицательно, 27% - настроены нейтрально.

Положительная оценка дана и по поводу планов строительства 200 модульных православных храмов. 44% респондентов высказались положительно по поводу реализации данной программы. 24% считают количество 200 избыточным и предлагают его сократить, 24% полагают, что вся эта программа излишняя, в Москве и так достаточно церквей.

Мнения респондентов по поводу законопроекта, разрешающего священникам избираться в органы государственной власти, распределились примерно поровну: 46% оценивают эту инициативу положительно, 42% - отрицательно. Очевидно, что среди воцерковленных православных больше тех, кто отнёсся к данной инициативе позитивно (57%), чем среди не воцерковленных (41%) и атеистов/агностиков (24%).

Качественные исследования продемонстрировали сходную картину. По мнению участников, считающих себя православными, нет ничего предосудительного в участии священнослужителей в политическом процессе, поскольку они являются такими же гражданами страны, как и миряне.

В условиях информационной войны против Русской Православной Церкви,несмотря на то, что по мнению части респондентов, в последние годы Церковь укрепляет свои позиции, 37 % опрошенных считают, что в России существуют реальные угрозы для православной веры. По замечаниям респондентов разных групп, критические выступления против церкви нередки в информационном пространстве (интернете, СМИ). И даже 26% атеистов/ агностиков, - людей в наименьшей степени склонных видеть угрозы православной вере, считают, что таковые угрозы существуют. Среди не воцерковленных православных данный показатель составляет 35%, а у тех, кто воцерковлен, достигает 45%. Однако подобная разница в ответах формируется преимущественно за счёт изменения доли затруднившихся с ответом, доля же тех, кто не отмечает угроз, во всех трёх группах довольно близка, и колеблется в пределах 42-47%.

Причина почему 44 % опрошенных заявляют, что никаких угроз для РПЦ нет, по-видимому, связана не только с применением различных манипулятивных технологий («промывкой мозгов») СМИ, но и с глубокой уверенностью в незыблемость позиций института Церкви, а также в то, что никакие кощунства и информационные атаки не поколеблют авторитет Церкви. Ведь если человек регулярно участвует в таинствах Церкви, то никакие «Pussy Riot» и газетные утки никогда не очернят РПЦ и её священнослужителей в её глазах. А люди, не ходящие в храм, даже, может быть, верующие «в душе» могут изменить свои взгляды под влиянием любой информации, касающиеся той сферы, с которой человек непосредственно не контактирует.

Эта тенденция хорошо просматривается в оценочном отношении респондентов к делу Pussy Riot.

Данные опроса свидетельствуют о том, что дело Pussy Riot получило широкий общественный резонанс: лишь 7% опрошенных ничего о нем не слышали. Половина (49%) респондентов признали, что внимательно следили за этой историей, ещё 45%, хотя особо и не вникали, но знают о данном деле. Опрос показал, что большинство опрошенных (более половины) считают приговор участницам группы либо адекватным («такой, какого они заслуживают») (об этом сообщили 43%) либо даже слишком мягким (10%). Лишь треть опрошенных (34%) выразили мнение, что вынесенный приговор является слишком суровым. Каждый восьмой (13%) затруднился определить своё отношение к итогам судебного процесса. Вполне ожидаемо, что доля тех, кто считает приговор справедливым или даже слишком мягким, наиболее велика среди воцерковленных православных, и лишь четверть из них (26%) считает, что он слишком суров.

Результаты опроса об оценочном отношении к делу Pussy Riot входят в явное противоречие с утверждениями в СМИ о том, что большинство наших с вами сограждан недовольны суровостью наказания.

Интересно распределение ответов на вопрос об отношении к возможному лишению свободы за оскорбление чувств верующих (согласно законопроекту, внесённому на рассмотрение Госдумы РФ). 27% сочли, что такое наказание является правильным. 41 % считают, что лишение свободы - слишком суровое наказание за оскорбление чувств верующих и лишь ещё 17% считает, что за оскорбление чувств вообще не следует наказывать.

Можно отметить, что наиболее решительно настроенными в отношении мер за оскорбление чувств являются воцерковленные православные: среди них треть (33%) считают лишение свободы заслуженным наказанием. Среди не воцерковленных таких четверть (24%), а среди неверующих - примерно каждый десятый (9%).

В целом, по результатам опроса, можно сделать вывод, что Русская Православная Церковь, несмотря на активно ведущуюся информационную войну против неё, сохранила и даже укрепила свои позиции (о чём свидетельствует возросшее на 8% число москвичей, считающих себя православными, а также возросший на 2% по сравнению с летом 2010 года показатель доверия москвичей к Церкви). Люди видят в православной вере и Русской Православной Церкви духовный стержень нашего общества и возлагают на неё большие надежды.

Однако, недооценивать угрозу со стороны агрессивно и враждебно настроенных по отношению к РПЦ и святейшему Патриарху СМИ не стоит.

Ведь, если вспомнить евангельский сюжет, связанный с Входом Господним в Иерусалим, то показательно как за три дня, благодаря использованию манипулятивных технологий изменилось отношение к Иисусу Христу. Через три дня после того, как ему кричали «Осанна!», те же люди кричала «Распни, распни его!». Общественное мнение было изменено на диаметрально противоположное: а ведь тогда ещё у древних «политтехнологов» не было такого мощного оружия как средства массовой информации и коммуникаций.

Екатерина Владимировна Добренькова, заведующая лабораторией Социальных проблем современного общества социологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, доктор социологических наук, профессор

Сергей Олегович Елишев, доцент кафедры истории и теории социологии социологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, кандидат социологических наук

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Сергей Елишев
«Большая Игра»
Противостояние англосаксонского и русского мира
22.04.2024
От мятежей к революциям: Главное ремесло Англии
по Бисмарку и её кровавый след в нашей истории
19.04.2024
«Имперская государственность - судьба
и миссия России». Лекции преподавателей МГУ. Оптина пустынь
11.03.2023
Эпоха Просвещения и ее идеология
Начало эры социального манипулирования
03.03.2023
Все статьи Сергей Елишев
Екатерина Добренькова
Почему мы проиграли битву за души русской молодёжи?
О причинах оскудения ценности этнической идентичности у юношей и девушек
17.02.2023
Русский народ стал счастливее?
Об одном опросе ВЦИОМ
16.05.2022
Кремль серьёзно взялся за решение миграционного вопроса
О причинах ухудшения отношения граждан России к мигрантам
13.04.2021
Патриотизм невозможно скрестить с космополитизмом
Выводы главы ВЦИОМ о взглядах российской молодежи - это и политический заказ, и свидетельство трансформации базовых идеологических понятий
17.10.2020
Поможет ли коронавирус России сделать рывок?
Актуальные размышления о негативных и положительных последствиях нынешней напасти
06.04.2020
Все статьи Екатерина Добренькова
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
Правда Православия и ложь «христианских» либералов
Новый комментарий от С. Югов
26.04.2024 11:43
Декоммунизация Шевченко
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
26.04.2024 11:33
4 книги, рассказывающие о заблуждениях верующих
Новый комментарий от Сергей
26.04.2024 11:27
«Политика разрушения Российской империи заложила "бомбу" на долгие годы»
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
26.04.2024 11:17
О чём говорят американские конспирологи
Новый комментарий от Сергей
26.04.2024 11:00