«Литература в школе: есть ли будущее?»

Выступление на Общественных слушаниях в Общественной палате 20 мая 2013 г.

0
551
Время на чтение 7 минут

Дерево мы узнаем, как известно, по плодам. Плоды воспитания сегодняшней школы сладкими никто не назовет. Получается, что упор на постановку высокой нравственной цели в советской школе сдерживал, даже несмотря на чрезмерную идеологизацию, гораздо более, чем сегодняшняя ставка на безыдейность.

Еще Достоевский замечал: «Молодежь наша и страдает, и тоскует, т.к. не находит никаких указаний на высший смысл жизни» [1]. «Вопрос идеалов - вопрос нашей жизни или смерти» [2].

Литература - не профессия для заработка.

Литература - не павильон в парке культуры и отдыха для снятия стресса.

Литература - это даже не наука, созидающая государству пушки и самолеты.

Литература - это проводник той силы, которая заставляла капитана Тушина («Война и мир») с четырьмя пушками противостоять десяткам наполеоновских орудий. Которая заставляла капитана Гастелло направлять свой самолет на танки. Матросова - бросаться на амбразуру... Андрея Соколова («Судьба человека») пять раз бежать из плена. Даже немецкий генерал вынужден был признать силу русского солдата, - не его знание художественных особенностей поэтики символистов, а крепость духа, выросшую и из литературы тоже. Естественно, не развлекательной и не эстетствующей, как нам сегодня предлагают в учебниках либералы.

Для передачи традиционного нравственного кода последующим поколениям в школе есть два канала - история и литература. Но литература - гораздо значимее. Потому что образ на человека действует сильнее, чем факты. Просматривая недавно старый фильм «Александр Невский», я поймал себя на мысли: мы победили, потому что был этот фильм.

Еще в ХIХ веке мир узнавали по Бальзаку и Диккенсу, а не по экономическим выкладкам, и неплохо его знали.

Поэтому суть и многообразие нашей культуры постигается прежде всего через образы литературы.

Если мы хотим сохранить матрицу культурного кода нации, мы должны не только удержать литературу в школе, но увеличивать ее объем.

А желание умалить литературу - и количественно и, главное, качественно - это не веяние времени, как нас пытаются убедить, а часть спланированной задачи в давнем соперничестве цивилизаций. Пускай руками тех, кто этого не осознает, - сути это не меняет.

Поэтому преподавание литературы - это стратегическая задача государства. И если государство оставляет этот важнейший рубеж, его тут же подхватывают наши оппоненты, ибо подобно свято место пусто никогда не может быть по определению.

Идеологии нет только у дерева, человека без нее не бывает! Ленин писал о современном капиталистическом принципе: «Свобода буржуазного писателя есть лишь замаскированная зависимость от денежного мешка». Она всегда есть, только замаскированная.

Сегодняшняя школа пытается быть нейтральной. Но нейтральная позиция наших демократических писателей ХIХ века была воспринята как весомый аргумент для революционеров. Именно так восприняли и Катерину, и Базарова, и Рудина...

Плеханов признавался, что стихи Некрасова вдохновляли его на революционную ненависть. Да, свою энергию революционеры и террористы черпали не из Священного Писания, а из такой поэзии и литературы. Розанов выразился резко, но справедливо: «Нет никакого сомнения, что Россию убила литература».

Недавно я узнал, что «Незнакомку» Блока любили читать проститутки на улицах, зазывая клиентов. Интересно, почему не Тютчева, не Пушкина? Нейтральная позиция - это всегда на руку злу. Нашу школу в неразберихе лихих 90-х направили по этому пути, тем самым подталкивая юные, не определившиеся сердца ко злу.

Лучше всех сказал об этом Иван Бунин: «Не говорить злу ни «да» ни «нет» - значит сказать ему «да». Получается, школа, избрав принцип нейтральности, говорит злу «да».

А вот замечание умницы Розанова о Пушкине: «Слова его никогда не остаются без отношения к действительности. Тип в литературе - это некоторая переделка действительности. Он несет в себе цель и значение. Пушкин дает норму для правильного отношения к действительности» [3]. Заметьте, современная концепция образования нам говорит прямо противоположное.

Настала пора - вслед за Пушкиным - дать эту «норму для правильного отношения к действительности».

Достоевский мыслил так же: «Величие Пушкина в том, что он нашел твердую дорогу, нашел великий исход для нас русских и указал на него. Этот исход был - преклонение перед правдой народа русского. Пушкин чтил все, что народ чтил». Это Достоевский. А теперь популярный школьный учебник Коровина: «Пушкин не желал... предпочесть народную оценку оценке просвещенного человека» [4].

Известна формула - «войну выиграл учитель». Сегодня информационную войну проигрывает тоже учитель. Первый учитель - это государство. Оставив место у доски (а еще более - у экрана), мы обрекли наше поколение на вырождение: Андреев Соколовых школа больше не воспитывает.

Все задают вопрос: а есть ли единые ценности?

Одна старая учительница из г. Кстова Нижегородской области рассказала мне случай, когда еще в советские времена один ее ученик написал в сочинении про Катерину - «гулящая баба». Скандал был страшный: единица, директор, вызов родителей... Обратим внимание, народ всегда сопротивлялся навязанному и всегда знал правду. И тогда, и сейчас, и завтра. Какие бы мы ни искали аргументы, для народа героиня Островского всегда останется «гулящей бабой». Блуд - он и в Африке блуд, убийство - даже в утробе матери - всегда убийство, какие бы мы умные интеллигентские аргументы, подобно Раскольникову, ни находили для оправдания. Мы с вами останемся с аргументами, а народ - с правдой. Так не пора ли возвращаться к народному традиционному миропониманию и дать «норму для правильного отношения к действительности»?

Это будет непросто. Снова неудобный Достоевский: «Одна из характерных черт русского либерализма - это страшное презрение к народу... Русскому народу ни за что в мире не простят желания быть самим собою. Весь прогресс через школы предполагается в том, чтобы отучить народ быть собою. Все черты народа осмеяны и преданы позору. Скажут, темное царство осмеяно. Но в том-то и дело, что вместе с темным царством осмеяно и все светлое. Вот светлое-то и противно: вера, кротость, подчинение воле Божией» [5].

Поэтому эта самая нейтральность и толерантность и есть насилие над правдой народной. Достоевский это понимал: «Оскорбление народного чувства во всем, что для него есть святого - есть страшное насилие» [6].

Если коммунисты сделали из Катерины революционерку, то либералы - правозащитницу. Позиции близкие друг к другу, но далекие от народного взгляда. Никогда народ не признает в ней защитницу права разбивать тысячелетние нормы нравственности. Несчастная, заблудившаяся, гордая - «гулящая» - этого народного взгляда мы в учебниках до сих не найдем - ни в одном из восемнадцати существующих.

Мы сегодня выбрали не народное миропонимание, а философию жившего во Франции Тургенева: «Нет принципов, а есть ощущения».

Вот вам загадка.

Нас собралось здесь, в Общественной палате, человек 50, и у нас мнений с десяток, часто прямо противоположных.

А русские люди сочинили тысячи поговорок - не ради забавы и эстетической игры, а сконцентрировав в них свое миропонимание с целью передачи нам, потомкам. Сочиняли их разные люди, разделенные тысячами километров и сотнями лет друг от друга. И тем не менее поговорки созданы в едином мировоззренческом ключе. Как это возможно?!

Вывод: единство не только возможно, оно непременное условие существования нации! Говорить о невозможности единства - способствовать расколу и ослаблению нашего Отечества.  

Я в своей книге «О русской литературе. Записки сельского учителя» специально выписал десятки поговорок, чтобы показать, как они все вступают в противоречие с позицией учебников. Нет поговорок, поддерживающих воззрения Катерины, Базарова, Анны Карениной, глуповцев из «Истории одного города» и т.п. Вот к этому - веками существующему знаменателю - и необходимо привести наконец-то наши учебники, освободив их от многочисленных интеллектуальных раскольниковских «измов»: «социализмов», «прогрессизмов», «либерализмов», «модернизмов», «эстетизмов»...

Возможно это? - Это не только возможно, это вопрос выживания.

Получается, придется что-то вынести за скобки? Конечно.

Ф.М. Достоевский писал о книгах Ренана: «Нельзя не запрещать: человек со всем своим умом слаб перед фактом». И это о взрослых. А что говорить о детях?!

Бесхребетная, бессмысленная, бессодержательная оказались у нас и литература, и история, и учебники, и страна, и жизнь.

Вокруг задают вопрос: а как же ученики с другим миропониманием? Обратим внимание: Рамзан Кадыров нам такой вопрос не задает!

Наоборот, кавказцам трудно жить в государстве, где телеэкраны заполнены похабщиной, а разврат свободно гуляет, где хочет.

Это вопрос не самих кавказцев, а либеральных СМИ, которые так «заботятся» о них. Кадыров же заботится не о толерантности, а о духовном здоровье своей нации и, я уверен, будет несказанно рад, если и Россия сделает то же самое.

Другого выхода у нас просто нет.

 

Н.А. Лобастов, г. Лысково Нижегородской обл.

Примечания:

[1] Достоевский Ф.М. Дневник писателя. - М.: Эксмо, 2011. С. 129.

[2] Там же. С. 169.

[3] Гоголь в русской критике: Антология / Сост. С.Г. Бочаров. - М.: Фортуна ЭЛ, 2008. С. 174-175.

[4] Коровин В.И. Литератур. 10 класс. Ч. 1. М.: Просвещение, 2008. С. 128.

[5] Мысли. Высказывания. Афоризмы Достоевского. Париж, Пять континентов, 1975. С. 36.

[6] Там же. С. 115.

 

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

4. Re: «Литература в школе: есть ли будущее?»

Согласен с тем, что необходимо реформировать сам подход. В моей книге я и попытался посмотреть на героев, проблемы и события классики с точки зрения общих смыслов, вечных истин. При таком подходе классика всегда интересна. Наши соотечественники в 19 веке решали эти же задачи, что и мы, только на ином материале. Книгу в Москве можно приобрести в фонде Столыпина, телефон - 495-775-21-76. Можно связаться со мной по электронному адресу - svet-pr@rambler.ru Николай Алексеевич
Лобастов / 01.06.2013, 16:33

3. Re: «Литература в школе: есть ли будущее?»

Вопрос с литературой не такой простой, как кажется на первый взгляд: мол, давайте, поставим литературу на то место, которое она занимала в прошлом... Просто так взять и поставить не получится... Основные причины: 1. Ранее литература была базовым (и массовым) способом проведения досуга. Даже в СССР. То, что можно было увидеть по телевизору, исчерпывалось несколькими опциями. В кино также смотрели то, что показывали. И только придя в библиотеку или в книжный магазин, можно было выбрать то, что душе угодно... Отсюда и отношение к книге как к учителю жизни. Школьный предмет литература был акутален - он учил ориентироваться в книжном море, работать с книгой. Человеку, имеющему культурную потребность, это было интересно. Ныне базовый досуг - интернет. Школьный предмет "литература" воспринимается, как что-то навязываемое, избыточное по отношению к реальным потребностям. 2. Содержание курса оказывается избыточно историоризировано. Это уже в позднем СССР чувствоалось. Персонажи книг жили в обстоятельствах, чуждых ученикам. Даже коллизии произведений оказывались во многом чуждыми. Самой хронологически близкой темой оказывалась война. Ныне война также историоризована в значительной мере. А тексты с актуальным содержанием оказываются неподходящими для изучения в школе. Возникает семантический разрыв, который как-то надо преодолевать... 3. Сегодняшний ребенок требует отдельного научения работы с большим текстом. Клиповое сознание - это реальность... Всё это означает, что школьный предмет "литература" - это проблема. Безусловно, он нужен, необходим. Но он должен быть реформирован. В отличие от других предметов... Сохранение старой модели будет лишь отталкивать ребёнка от книги...
Андрей Карпов / 31.05.2013, 07:30

2. Re: «Литература в школе: есть ли будущее?»

И еще вопрос: где можно приобрести написанные вами книги? Тоже столкнулась с проблемой интерпретаций литературных произведений советскими критиками - они делают зачастую совсем иные акценты, чем хотелось бы (не точно выразила мысль, но точнее пока не могу).
apell / 31.05.2013, 01:25

1. Re: «Литература в школе: есть ли будущее?»

Николай (простите, не знаю вашего отчества), скажите, а что вы думаете о творчестве Чехова? Есть ли у него стоящие вещи в нравственном плане? У меня дома 12-титомник, но я не смогу все прочитать и оценить. Те некоторые его рассказы, которые прочла, показались неглубокими. Знаю, что многие считают его автором шедевров. А вот смысл его шедевров, он полезен? Ведь можно талантливо писать вредные вещи..
apell / 31.05.2013, 01:23
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Николай Алексеевич Лобастов
Как уроки литературы приводят к Богу
Учитель Николай Лобастов о вечных вопросах
02.09.2020
Шнуров – «производитель смыслов»
О скандальном выступлении певца-матерщинника в Общественном Совете при комитете по культуре Госдумы
25.03.2019
Плоды гнилого дерева
Керченская трагедия - результат образовательной и культурной политики государства
26.10.2018
Все статьи Николай Алексеевич Лобастов
Последние комментарии
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
23.11.2024 21:12
Мавзолей Ленина и его прообразы
Новый комментарий от Павел Тихомиров
23.11.2024 20:47
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский Иван
23.11.2024 19:52
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
23.11.2024 19:31
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от влдмр
23.11.2024 16:54
Еще один шаг в сторону разрушения семейных устоев
Новый комментарий от Рабочий
23.11.2024 16:06