Боснийских мусульман накачивают сербофобией

Образ сербов в «Ежедневном голосе» («Дневни аваз»)

0
420
Время на чтение 23 минут

Как уже сообщалось, в Баня-Луке вышла в свет книга нашего постоянного автора, профессора Зорана Милошевича «Нежелательные интеграции. Сербия между неоосманской Турцией и атлантическим Евросоюзом». Предлагаем вниманию читателей фрагменты этого исследования.

 

О «Ежедневном голосе»

«Ежедневный голос» был основан в 1993 году в Сараево как ежемесячное издание под названием «Бошняцкий голос». В 1994 году он был переименован в «Голос» [1] и стал выходить каждую неделю, а в 1995 году перерос в газету под сегодняшним именем. Финансы на развитие этого СМИ обеспечил тогдашний президент Боснии и Герцеговины Алия Изетбегович, с целью создания исключительно мусульманской газеты. Сегодня эта газета выходит под эгидой компании «Аваз-рото-прес», принадлежащей противоречивой фигуре - бизнесмену Фахрудину Радончичу, три года назад ставшему политиком.

Журналисты «Свободной Боснии» «в качестве напоминания» пишут, что «в октябре 2009 года закрытый еженедельник «Глобал» Фахрудина Радончича, а после него и «Ежедневный голос» публикует схему «мафиозного спрута», составленную экспертами OHR с помощьью «местных предателей», под покровительством тогдашнего первого заместителя высокого представителя Раффи Грегориана. В этой схеме Фахрудин Радончич занимал значительное место. Как и ожидалось, Раффи Грегориан стал потом мишенью всех выпусков «Голоса», так как отказался отменить и прекратить расследование сомнительной деятельности Радончича и приближенных к нему тогда деловых и политических партнеров». [2] «Сам Радончич свел указанные схемы к насаждению исламского терроризма среди бошняков, проигнорировав при этом всю остальную используемую в схемах терминологию (например, организованный криминал, коррупцию, отмывание денег и т. д.). Тогдашний и сегодняшний высокий представитель Валентин Инцко приказал провести расследование появления спорных схем, а Радончич объявил о предъявлении обвинений Раффи Грегориану в американских судах. И до сегодняшнего дня общественности не известны детали (не)проведенного OHR расследования, а Радончич после ухода Грегориана никогда больше не упоминал о тех обвинениях, поданных через американские суды». [3] Газета-конкурент «Освобождение» опубликовала информацию, что Фахрудин Радончич находится в «синем циркуляре» Интерпола (что означает лицо, о котором собирают сведения, так как оно может быть исполнителем тяжкого уголовного преступления). Служба безопасности (SIPA) сообщила, что дала согласие на то, чтобы Радончич стал министром безопасности, хотя у нее нет данных за 12 лет (включая военные годы) из жизни этого политика. [4] Но, насколько нам известна политика США, они любят именно таких людей - достаточно коррумпированных для того, чтобы быть послушными. Поэтому можно сказать, что это идеальный кандидат для осуществления американских корпоративных интересов в БиГ.

Радончич часто использует «Ежедневный голос» для разборок с политическими соперниками, людьми из других СМИ, в особенности с владельцем конкурирующей газеты «Освобождение». В данный момент это газета с самым большим тиражом в Боснии и Герцеговине. Тираж газеты в 2005 году составил около 90.000 экземпляров. Данных за более поздний период не имеется. Для обеспечения нужд зарубежья, в частности,  немецкоговорящего региона, работает одна типография во Франкфурте. Кроме «Ежедневого голоса», издательский дом выпускает и несколько других газет, таких, как «женское» издание «Азра» и «Спорт». [5]

 

Роль СМИ в выстраивании национальной и религиозной идентичности

Сегодня СМИ играют значительную роль в создании конфликтов и разжигании ненависти к «другим» во всем мире. СМИ на территории бывшей Югославии в недавнем прошлом являлись наиболее значительными машинами заводов по производству врагов. Для того, чтобы легче расквитаться с ними, СМИ использовали простые модели и узнаваемые стереотипы. Наиболее распространенной была модель антагонизма. В рамках этой модели всегда было определено «добро» и «зло». Согласно этой схеме, «мы» - самый лучший, самый умный, самый сильный, самый красивый и самый древний народ, «мы» настолько «самые», что у нас даже поражения особенные, потому что «мы» - на стороне истины. «Они» - злые, самые плохие, виновные в прошлом, настоящем и будущем. Газетные тексты и телевизионные программы, созданные по модели антагонизма, во время войн девяностых годов часто находились на грани эксцентричности. Эксцентричной была и типичность попыток выделить «свой» народ, принижая при этом «другой», весьма заметная на территории бывшей Югославии. Столкновения на территории бывшей Югославии завершились подписанием Дейтонского мирного соглашения. Хотя война и окончена, антагонизм в большей мере сохранился и между новообразованными государствами, где присутствует и по сей день. Многие СМИ продолжают подчеркивать различия, непременно обвиняя другую сторону в развязывании войны, национализме и экстремизме. Подчеркивание стереотипов и различий неминуемо приводит к речи ненависти в СМИ, [6] что особенно заметно на примере «Ежедневного голоса». Для журналистов и владельца «Голоса» война против сербов не окончена, а продолжается с использованием других средств.

 

Анализ содержания этноконфессиональной идентичности сербов в «Ежедневном Голосе»

Из 467 текстов, в которых затрагивалась сербская тема, сербы упоминались в позитивном контексте в 21 тексте (5%), нейтральном - в 58 (12%), а негативно - в 386 текстах (83%).

В 43% сербы преподносились как уголовники, в 21% - просто как злодеи, в 36% - как те, кто вершил геноцид.

В течение анализируемого периода главными генераторами напоминания и активизации стереотипов о сербах в «Ежедневном голосе» были: частые статьи о криминальных действиях, совершенных сербами, т. е. «сербской мафией», навязывание стереотипа о сербах как о «геноцидном народе», то есть «народе-преступнике», посредством наблюдения за «судебным процессом» так называемого Гаагского трибунала над бывшим президентом Республики Сербской Радованом Караджичем и генералом армии Республики Сербской Ратко Младичем, обвиняемых в военных преступлениях и этнической чистке на территории Боснии и Герцеговины; очернение представителей Сербской православной церкви и борьба против режиссера Эмира (Немани) Кустурицы. Несомненно, интересно, что США и Великобритания поощряют «бошняков» [7] развивать политику ненависти к сербам. Эту «политику» время от времени поддерживают и некоторые сербы из Сербии. Также создается впечатление, будто определенные организации и отдельные лица из Сербии «снабжают» газеты в Федерации БиГ негативными материалами о сербах, а с частью сербских СМИ ведется сотрудничество с целью демонизации сербов из БиГ и развития «бошняцкой» политики ненависти к сербам, [8] которая в основном  организуется и финансируется извне. Исследование Срджана Пухало об этнической дистанции и (авто)стереотипах граждан БиГ показывает, что 22,9 процентов «бошняков» формируют свое мнение о сербах (и других народах) на основании СМИ Федерации БиГ. [9] То же исследование показывает, что в глазах «бошняков» сербы:  сварливые 84,3%, не любят другие народы (43,4%), неискренние (42,7%), трусы (30,6%), нелюбезные (20,2%), некультурные (17,9%), холодные (17%), ленивые (16,4%), но все же, как ни странно, сентиментальные (19,7%). «Как показывают результаты, бошняки невысокого мнения о сербах [10]», заключает Пухало. Мы считаем, что это мягко сказано. Исследование показывает, что их мнение о сербах является не только невысоким, но и поражающим и неестественным.

 

Конфессиональная идентичность сербов в «Ежедневном голосе»

В анализируемый период «Ежедневный голос» относительно мало писал о Сербской православной церкви и православии, в основном казусно, стереотипно и негативно, а об исламской общине - позитивно. Больше всего злобы журналисты «Голоса» излили на владыку Зворницко-Тузланского Василия (Качавенду) и Григория, епископа Захумско-Герцеговинского и Приморского из Требинье.

Причиной упоминания епископа Василия стало объявление о его уходе с поста, чему «Голос» открыто обрадовался. «Сомнительный владыка Зворницко-Тузланский Василий Качавенда уходит со своего поста из-за подозрения, что он ответственен за смерть Милича Блажановича, утверждал от имени «Ежедневного голоса» адвокат Душко Томич». Напомним, что на основании заявлений бывшего дьякона, монаха монаха Бояна Йовановича, Качавенда связан с сексуальными домогательствами и педофилией, а СМИ писали о том, что Качавенда якобы замешан в (само)убийстве молодого богослова Милича Блажановича. Он также известен как священник, благословлявший военных преступников перед их походами, и был упомянут в высказываниях женщин, изнасилованных во время войны». [11] Таким образом, на основании текста можно сделать вывод, что владыка, кроме всего прочего, является убийцей, педофилом, военным преступником и насильником.

Немного позднее, 17 ноября 2012 года, «Голос» в рубрике «Личность недели» посвящает епископу Качавенде обширную статью под названием «Уход феодального правителя» и подзаголовком, а точнее, обвинением: «Он требовал и отбирал чужие дома, государственные земли, средства из бюджета, а еще получал от верующих. Он построил десятки православных храмов, ни перед кем не отчитавшись». Судя по интонации газеты, это должно быть грехом епископа. Однако, в краткой заметке под заголовком «Дьявольский владыка» сообщается, что у епископа якобы было прозвище, упомянутое в заголовке, что не является правдой, как и прочие утверждения: «Он был в близких отношениях с Радованом Караджичем и Ратко Младичем. Епископ играл в военное время более чем мерзкую роль и никогда не отвечал по обвинениям в том, что во время войны изнасиловал бошнячку в церкви и разрушал дома бошняков в Биелине.

Сентябрь 2012 года был отмечен реакцией Захумско-Герцеговинского владыки Григория, который на Международной встрече за мир религиозных лидеров, в дискуссии «Сараево по прошествии 20 лет - от конфликта до встречи» отреагировал на слова муфтия Церича следующим образом: «Уважаемый муфтий, я помню наш визит в Вашингтон, когда мы ужинали вместе с Артуром Шнайдером. Тогда вы говорили на английском языке, который я довольно хорошо знаю, чтобы понять, что вы сказали: «У хорватов есть Хорватия, у сербов - Сербия, а почему вы не дадите нам одно государство - БиГ?», сказал Григорий Церичу. [12] Кроме этого, владыка Григорий сказал, что «глава исламской общины в БиГ Мустафа Церич хочет сделать из БиГ исламское государство». «Владыка Григорий напомнил Церичу, что тот в разговоре с нью-йоркским раввином сказал «нет еврейства без еврейского государства, нет ислама без исламского государства». Далее Григорий подчеркнул, что «бошняки» в БиГ «постоянно стремятся управлять БиГ без сербов и хорватов, что невозможно». К этому владыка Григорий добавил, что «Церич говорил о своей мечте о БиГ с одним президентом и одним правительством, а о Сараеве - как о символе  мультиэтнического города и сообщества всех вер и религий», а что это означает, можно понять из дискуссии Церича, который сказал «чтобы в БиГ знали, кто перед кем должен извиниться». [13]

Церич ответил, что это ложные обвинения, которые привели к геноциду над бошняками. (...) Церич также добавил, что он не муфтий, а уже реис-ул-улем. «Я считаю, что пора перестать говорить об этом. Достаточно того, что бошняки каждый день должны повторять, что не хотят исламское государство. Я горжусь тем, что я мусульманин и что нас большинство, хотя некоторые говорят, что нас слишком много.»

Интересно, что православные и мусульмане БиГ видят ситуацию в БиГ совершенно по-разному. Хуже всего то, что сараевские СМИ полностью игнорируют беды и проблемы сербов. [14] Сербы заявляют, что их жизнь под угрозой и что им не возвращают изъятое имущество, а «бошняки» твердят о своем геноциде и преступлении, которое совершили сербы. Кроме того, не организован процесс возвращения беженцев. В сентябре 2012 года Сараево посетил Патриарх Сербский Ириней, о чем сараевские СМИ, в том числе и «Ежедневный голос», в основном умолчали, т. е. проигнорировали его визит. Патриарх помимо прочего сказал: «Тут, как видно, маргинализуют сербский народ и сербскую церковь, потому что здесь не сделано то, что сделано в других церквях и других религиозных сообществах. Сербская православная церковь сделает со своей стороны все, чтобы помочь в решении этой проблемы всем, чем сможет. Посмотрим, насколько нам это удастся». [15]

Однако, подтверждения того, что БиГ скорее исламское государство, поступают и со стороны. Например, венгерское агентство Bosnewslife опубликовало текст Памелы Геллер, которая считает, что БиГ становится исламским государством, что более всего заметно в Сараеве, которое превратилось в ближневосточный город. «По ее словам, то, что происходит сейчас, есть создание шариатского государства и базы джихадистов в Европе». [16]

Есть еще один важный и совсем не упоминаемый в СМИ так называемых бошняков вопрос - невозврат имущества Сербской православной церкви, конфискованного во времена социалистической Югославии, хотя Исламской общине в БиГ и Римско-католической церкви имущество было возвращено. То есть, имущество не вернули только Сербской православной церкви. По этой причине Сербская церковь будет обращаться в Европейский суд по правам человека. [17] Для Сербской церкви особенно важно вернуть здание семинарии в Сараеве, расположенное в самом центре города, где в настоящее время размещен экономический факультет. [18] Очевидно, так называемым бошнякам не нравится, что у сербской церкви будет здание в центре города, который считается «столицей» БиГ.

Весьма поучителен комментарий Ведраны Кулаги по вопросу невозврата имущества Сербской церкви. Кулага пишет: «Судьба Сербской православной церкви является лучшим показателем того, как в «мультиэтническом» Сараеве не уважают правила равноправия, и как любое заявление федеральных чиновников - чистая ложь и новая попытка обмана всех тех, кто их читает, смотрит и слушает.  (...) Сараевские власти показали, что практический любой договор с представителями православной веры остается только на бумаге и заранее обречен на провал. Потому что эти власти не интересует ни Сербская православная церковь, ни сербский народ, ни истина, ни справедливость. Вот вам и мультиэтническое Сараево, и честные намерения тех, кто делает в нем погоду, постоянно обманывая других и бесстыдно пуская пыль в глаза. Даже церкви!» [19]

 

«Ежедневный голос» и Кустурица

«Ежедневный голос» специализируется и в нападках на известного режиссера Эмира Кустурицу. В номере от 23.6.2012 г. появляется статья «Дерзкий набег» по причине «его дерзкого набега на боснийскую историю», связанного со строительством Андричграда. Автор статьи А.Хаджич, кроме прочего, крайне злорадно констатирует: «А что еще точнее сказанного ранее (что он грабит бюджет РС - З.М.), это то, что уже сейчас его строящаяся вишеградская махалла является суррогатом, от которого отдает патологическим желанием Кустурицы хоть как-нибудь приблизиться к Сараеву, хотя бы доплюнуть до него, если он не в состоянии до него дотянуться и хотя бы на минуту заглянуть в его душу, в народ». Далее «Ежедневный голос» представляет в качестве «личности дня» некого Страхиню Жерайича, организовавшего подписание петиции о запрете перемещения камней с башни Петрины для строительства Андричграда. [20]

Почти каждое выступление Кустурицы, связанное с темой БиГ, вызывает злорадные комментарии «Ежедневного голоса». 20 октября 2012 года в приложении «Неделя» под заголовком «Новые сновидения Эмира Кустурицы» высмеивают высказывание этого режиссера, что в Республике Сербской у власти стоит социал-демократия. «Галлюцинациям «зодчего» Эмира Немани Кустурицы нет конца. Этому строителю деревянных и каменных нагромождений чудятся новые государства там, где их нет, новые мощные региональные силы там, где пенсионеры голодают, люди остаются без работы, где царят криминал и коррупция, а деньги налогоплательщиков, т. е. граждан, находятся у горстки местных «боссов». «Республика Сербская поднялась намного выше стандарта БиГ и является региональной силой - разглагольствовал Неманя Кустурица в одном из интервью».

В конце декабря «Ежедневный голос» снова сфабриковал «аферу», чтобы  заявить, что это «новые каверзы Кустурицы», потому что жители одного села в общине Рогатица якобы беспокоятся, что их дома разрушаются из-за добычи камней для строительства Андричграда в Вишеграде. [21]

«Ежедневный голос» нападает на Кустурицу даже когда, когда не имеет проверенных доказательств, как, например, когда заявил о том, что Кустурица возводит Андричград на земле «бошняков». В частности, в одной из статей журналист с инициалами Б.Б. утверждает, что «Андричград Эмира Кустурицы возводят на незаконно захваченных восьми дунамах земли, которая, согласно документам (которых не существует - З.М.), принадлежит наследникам вишеградского землевладельца Пашана (Мустафы) Хаджича. Это утверждает его внук, Мухамед Пршеш, однако точных земельно-кадастровых доказательств не существует. [22] Пршеш предупреждает о предъявлении обвинений РС, городу Вишеграду и Кустурице. И хотя вся эта история довольно сомнительна, имя Кустурицы упоминается в качестве виновного. Если здесь и есть какое-либо беззаконие, то Кустурица невиновен, потому что землю для строительства Андричграда он получил от города Вишеграда и Республики Сербской. Другими словами, это обращение не по адресу.

Однако, «удары ниже пояса» поступают и от бывшего соратника Кустурицы, академика Абдулаха Сидрана, признанного националиста, который заявил: «Если доживу, напишу роман о Кустурице». «Если проживу хотя бы немного дольше, чем это возможно в сегодняшнем положении, я серьезно думаю о том, чтобы написать роман, в котором главный герой имел бы такой же жизненный путь, или подобный тому, что имеет режиссер Эмир Кустурица. Каков материал! Даже величайший сочинитель не смог бы так нафантазировать. Это стало бы литературной сенсацией! Может, и доведется, кто знает!?» [23] Таким образом, псевдоэлита из Сараева не может простить Кустурице, что он публично и аргументированно объявил себя сербом, указав на то, что и другие мусульмане в БиГ сербского происхождения, а также отнес себя к сербской, а не к «бошняцкой» культуре.

Для понимания утверждаемого факта необходимо обратить внимание (и) на влияние политики США и Европейского союза на разрушение национальных идентичностей в пользу европейской, роль СМИ и США в распространении ненависти к сербам в БиГ, потому что, как выяснилось, в действительности «Ежедневный голос» является всего лишь исполнителем приказов из Вашингтона.

 

Анализ стереотипов, связанных с психологической и социальной ограниченностью другого

Невен Обрадович в своей магистерской диссертации «Презентация национальных стереотипов в СМИ путем анализа газет Сербии, Боснии и Герцеговины и Хорватии» занимался исследованиями стереотипов и весьма точно заметил, что в отношении упоминания сербов «Ежедневный голос» не является газетой, заслуживающей эпитета авторитетной. Это скорее «желтая пресса», гоняющаяся за сенсациями и выставляющая сербов в одностороннем и крайне негативном свете. Он проводил анализ со времени начала судебного процесса над генералом Ратко Младичем и заметил выделение стереотипа о виновности в столкновениях и войне «другого» народа. [24] «Сообщение о начале процесса опубликовано в «Ежедневном голосе» в понедельник 14 мая. Подзаголовок этого текста, подписанного инициалами А. М., гласит: «В Гааге начинается процесс над сребреницким мясником», тогда как заголовок сообщает: «Палач Младич перед свидетелями преступления». В самом тексте, наряду с указанием главных пунктов обвинительного акта, включающих наиболее тяжкие преступления этнической чистки, упомянуто, что все эти преступления включены в обвинение против «сребреницкого мясника». Употребление слов «мясник» и «палач» в рамках подобных текстов противоречит журналистскому кодексу, в особенности когда речь идет о заголовках, которые первыми бросаются в глаза. Хотя редакция «Ежедневного голоса» утверждает, что они - серьезная газета, по указанным заголовкам можно заключить, что речь идет о столь характерном для таблоидов сенсационализме и речи ненависти по отношению к Другому, подчеркивает Невен Обрадович. [25] Но молодой исследователь упустил из виду, что корень «таблоидности» [26] «Ежедневного голоса» заключается в заявлениях ведущих американских и британских политиков, а мусульманские СМИ в БиГ всего лишь повторяют их слова. [27] Это приводит нас к заключению, что прежде, чем говорить о таблоидности «Голоса», нужно вспомнить о таблоидности американской внешней политики. Употребление подобных понятий, невзирая на то, что речь идет об обвиняемом в тяжких военных преступлениях, является неприемлемым, так как открыто поощряет речи ненависти, что, видимо, не мешает мировым лидерам и гуманистам. Такие заголовки служат и для усиления впечатления, производимого на читателя, хотя здесь ясно описаны тяжкие преступления, которых и так достаточно для возникновения проблемы. Употребление подобных определений для описания личности, которая находилась на посту командира армии определенного народа, неминуемо приводит к созданию, а в данном случае, к укреплению стереотипа [28] о народе, от имени армии которого он отдавал приказы.

Автор «Ежедневного голоса» указывает, что жертвы преступлений, совершенных Ратко Младичем, ожидают, что посредством судебного процесса удастся доказать, будто «Республика Сербская основана на геноциде, а Сербия начала агрессию, которая привела к возникновению этого геноцидного творения». Здесь автор посредством образа Ратко Младича говорит о Дейтонском соглашении, о признанном на международном уровне субъекте в рамках Боснии и Герцеговины и государстве Сербия, которое перед международным судом освобождено от обвинений за геноцид на территории Боснии и Герцеговины, актуализирующих стереотип о виновности в конфликте только одной стороны. Здесь мы имеем парадоксальную ситуацию. Когда речь идет о судебном процессе над Младичем, в тексте ясно выказывается доверие Гаагскому трибуналу. В то же время отрицаются более ранние решения Международного суда, который находится в том же городе. Такое выражение положительного и отрицательного мнения об определенном международном институте, зависящего от ситуации и настроения общественности, является отличительной чертой почти всех СМИ на территории бывшей Югославии.

Кроме прочего, примитивная антисербская пропаганда «Ежедневного голоса» и подобных ему СМИ в БиГ против прав сербов на национальную идентичность, культуру и веру, преследует и цель разрушения сербской культуры. Иначе говоря, при распространении негативных стереотипов о сербах, те, кто делаетт это, и те, кто это заказывает, рассчитывают на то, что под влиянием пропаганды у  народа исчезнет чувство культурного и любого другого единства, взаимосвязанности, причастности и особенности, и он перейдет к новой, желаемой идентичности, которую не будут квалифицировать как криминогенную, геноцидную и преступную. [29]

Национализм и сегодня представляет главную угрозу целостности Боснии и Герцеговины. Однако, в сопряжении с исламом он становится еще опаснее, как заявляет в последнем отчете Международная кризисная группа (МКГ). «Политический ислам - новое явление в Боснии», говорится в отчете, который опубликован в Брюсселе под названием «Ислам и национализм - опасное боснийское танго». В отчете констатируется, что Исламская община (ИО) в БиГ в процессе руководства Мустафы Церича взлелеяла бошняцкую идентичность и стала важным политическим фактором, выступая за бошняцкое национальное государство и обосновывая это тем, что у сербов и хорватов уже есть свои державы. МКГ обращает внимание и на то, что  семя этой идеи попало в плодородную почву среди бошняков, но у боснийских сербов и хорватов вызывает раздражение. «Вместо этого ИО должна продвигать видение государства как совместного проекта, в котором все чувствуют себя как дома», говорится в отчете.

Специалисты МКГ оценивают, что исламские экстремисты, включая бывших моджахедов, являются относительно безопасными, так как они немногочисленны, живут в изолированных общинах и не участвуют в общественной жизни. Однако, союз основного течения ислама и национализма представляет серьезную угрозу. «Исламская община пропагандирует патриотические объятия с государством», заявила во время презентации отчета директор МКГ по Европе Сабина Фрейзер. Она же добавила, что стабильность БиГ зависит от того, смогут ли сербы и хорваты в БиГ соответствовать таким рамкам. [30]

Политический ислам в БиГ является новшеством. Его развитие представляет угрозу для светских партий и немусульман, а на задворках общества возник целый ряд нетрадиционных исламских групп и салафитов, что ведет усилению страха терроризма», приводится в отчете Международной кризисной группы. [31] Главным фактором в распространении политического ислама является исламская община БиГ и ее бывший предводитель Мустафа Церич, который требует, чтобы БиГ была только бошняцкой, потому что у хорватов и сербов уже есть свои государства. [32]

Следующий пример - реклама одной крайне сербоненавистнической книги. Книга «Культуроцид на Дрине» автора Шемсы Туцаковича была представлена в начале июля 2012 года. Он называет сербов «варварами», спалившими редкие памятники исламской архитектуры только потому, что в них верующих наставляли на путь добра, призывали к пониманию и сотрудничеству». Подобные обдуманные речи ненависти дают этому этническому сообществу определение, что оно не любит добро. [33] Кстати, нам неизвестно, существовало ли на этой территории столько значительных «памятников исламской архитектуры». Бесспорно, исламская цивилизация оставила на земле БиГ и значительные памятники, но не следует упускать тот факт, что именно в этой части Балкан когда-то заговорили об отсталости этого региона Европы, а БиГ стала результатом доминирования ислама и османцев, которые противились модернизации общественной и политической жизни. Поэтому Османская империя и получила название «босфорский больной».

О том, сколько ненависти имеется в умах части политической «элиты» Сараева, говорит и статья Сулеймана Купусовича от 23 июня 2012 года, в которой, в связи с визитом в Баня-Луку труппы Сараевского народного театра Баня-Луки и их впечатлениями, он выдает заявления, подобные тем, что Баня-Лука - «метрополия геноцидного недоноска», полностью отрицает страдания сербов в БиГ, особенно в Сараеве, говоря: «Надо почаще приводить факты и из области культуры, из этого признанного во всем мире феномена сопротивления актеров и граждан Сараева дикости орд варваров с окрестных холмов. Вопреки лжи додиково-гебеловского механизма о том, что «еще в 1992 году произошел геноцид и изгнание более 150 тысяч сараевских сербов мусульманской армией БиГ», или что «сараевских сербов мучили и убивали в более 200 лагерях в Сараеве», или что «сегодня сербы в Сараеве боятся даже подойти к киоску, чтобы купить газеты на кириллице, какая уж тут возможность устроиться на работу». Следующие слова Купусович адресует Добрице Чосичу: «Было бы безвкусно и совершенно неуместно, если бы я, как обычный бошняк и заклятый босниец делал заявления по поводу сказанных глупостей в духе вранья Мюнхаузена, достойного Добрице Чосича и его бесстыдной книги «Боснийская война».»

В сентябре 2012 года «Ежедневный голос» опять защищает тезис о Сараеве как о мультиэтническом городе, посредством заявления социал-демократической партии о высказывании президента РС Милорада Додика: «У настоящих сербов уже есть своя партия, хватит с них всяких Пударичей и Пеяновичей» (промусульмански ориентированных сербов из Сараева). Социал-демократическая партия не приводит каких-либо аргументов, так как большинство из 150.000 изгнанных из Сараева сербов не вернулись назад, но указывает, что сараевцы выбирают эту партию, так как она является мультиэтнической, что якобы является доказательством мультиэтничности Сараева(!).

 

Примечания:

[1] Интересно, что это единственная газета в Федерации с турецким, точнее, персидским названием. На самом деле «аваз» означает «весть», и «крестный отец» этой газеты, возникшей из эйфории туркофильного национализма, вероятно, и не догадывался о том, что это название не турецкого, а персидского происхождения.

[2] Mirsad Fazlić, MINISTAR (NE)BEZBEDNOSTI: Zikino kolo ministra Radončića, http://www.slobodna-bosna.ba/vijest/1258/ministar_ne_sigurnosti_zikino_kolo_ministra_radonchica.html

[3]  Там же

[4] Лана Ризванович, Otkud ministar sigurnosti na plavoj listi Interpola?, Oslobođenje, 14 марта 2013, стр. 3.

[5] http://hr.wikipedia.org/wiki/Dnevni_avaz; Исследования СМИ, проводимые «Медиа-пульсом», который следит за популярностью прессы, радио и веб-порталов, а также расходами на рекламу в печатных изданиях, показали, что в ходе последних выборов на уровне БиГ политические партии больше всего публиковались в «Ежедневном голосе», и лишь потом в «Прессе РС». См: Najveće poverenje Pressu RS i „Dnevnom avazu",

http://www.najvesti.com/balkan/bih-balkan/706343-Najvece-poverenje-Pressu-RS-i-Dnevnom-avazu.html

[6] Neven Obradović, Medijska prezentacija nacionalnih stereotupa kroz analizu dnevne štampe Srbije, Bosne i Hercegovine i Hrvatske, Master rad, Filozofski fakultet, Niš, 2012, str. 49.

[7] Салих Селимович подчеркивает, что первая волна навязывания боснийско-герцеговинским мусульманам позиции «бошняков» пришла из Турции, вторая - из Австро-Венгрии, третья - из США и Великобритании. «Турки принижали и высмеивали мусульман, называя их бошняками, что в дословном переводе означает «пустоголовый, глупый, упрямый». См: Пропадамо јер смо се одрекли предака, интервју Салиха Селимовића Биљани Живковић, Печат, № 258 от 08 марта 2013 г, стр. 32 и 33.

[8] «Западные создатели «Дейтона» во главе с США обвиняют власти Республики Сербской во всех неудачах незавершенного государства БиГ. Им ближе концепция мусульманского Сараева о унитарной БиГ, нежели хорватская концепция с третьим субъектом. Поэтому все их «гауляйтеры» в Боснии, кто-то в большей, кто-то в меньшей мере, от Вестендорпа, Петрича, Эшдауна до Лайчака, часть за частью переносили суверенитет сербского субъекта на БиГ. Более семидесяти полномочий РС перенесено на БиГ якобы с целью внедрения Дейтонского соглашения. Только Эшдаун сменил сотни сербских политиков, создававших Республику Сербскую. См: Момчило Суботић, Република Српска: двадесет година борбе за опстанак, Српска политичка мисао, бр. 2, Београд, 2012, стр. 423.

[9] Srđan Puhalo, Etnička distanca i (auto)stereotipi građana Bosne i Hercegovine, Friedrich-Ebert-Stiftunf, Sarajevo, 2009, стр. 51.

[10] Там же.

[11] Дневни аваз, 10 ноября 2012 г.

[12] Дневни аваз, 12 ноября 2012 г.

[13] Глас Српске, 12 сентября 2012 года

[14] Какова была бы судьба сербов и хорватов, если бы «бошняки» осуществили свои мечты, ведь уже в этой БиГ они доминируют на руководящих позициях в совместных органах? На уровне БиГ имеется 71 руководящий пост, 33 из которых занимают «бошняки», а сербы и хорваты - по 19. Доминирование бошняков больше всего выражено в министерствах по правам человека, правам беженцев, по внешней торговле и экономической деятельности. «Бошняки» занимают 54 из 117 руководящих постов в агентствах. См: Глас Српске, 6 июля 2012 года.

[15]  Глас Српске, 11 сентября 2012 г.

[16] Глас Српске, 20-21 октября 2012 г.

[17]  Глас Српске, 4 марта 2012 г.

[18] Глас Српске, 5 марта 2012 г.

[19]  Глас Српске, 4 марта 2012 г.

[20] Дневни аваз, 22 июня 2012 г.

[21] Дневни аваз, 26 декабря 2012 г.

[22] Дневни аваз, 20 февраля 2013 г.

[23] Дневни аваз, 28 февраля 2013 г.

[24] Neven Obradović, Medijska prezentacija nacionalnih stereotupa kroz analizu dnevne štampe Srbije, Bosne i Hercegovine i Hrvatske, стр. 49.

[25]  Там же

[26] Со времен своего появления, СМИ в большей или меньшей мере способствуют вульгаризации вкусов. См: Зоран Милошевић, Социологија масовних комуникација, Завод за уџбенике и наставна средства, Источно Сарајево, 2007, стр. 88 - 89.

[27] «Ежедневный голос» поливал грязью в своих заметках и покойного президента Сербии Слободана Милошевича, называя его «балканским мясником». См: Дневни аваз, 12 марта 2013 г. Корень этого таблоидного определения также заключается в заявлениях американских и британских политиков.

[28]  И в социологии, и в политологии СМИ часто обвиняют в распространении стереотипов о других, особенно о конкурентных социальных группах, а в области экономики - о какой-либо продукции. Между тем, те, кто знает СМИ, знает и о том, что основной задачей массово-коммуникационного убеждения является влияние на мнения и стереотипы, или предрассудки. См: Зоран Милошевић, Социологија масовних комуникација, стр. 118 - 119.

[29] Понятие идентичности подразумевает ответ на вопросы: Кто есть я? Кто есть «другой»? То есть, идентичность всегда определяется в сравнении с кем-то другим, и эта «непохожесть», т. е. принцип различия и есть то соотношение, на основании которого определяется идентичность. Эрик Эриксон определяет идентичность как способность сохранять внутреннее соответствие и целостность, считая себя существом, отличающимся от других. Однако, это не означает, что такое состояние дается раз и навсегда. Речь идет о процессе самоидентификации и реконструкции идентичности в ходе развития индивидуализации отдельного лица или группы, т. е. идентичность надо понимать как динамическую категорию. Элементы, из которых состоит ощущение идентичности: ощущение единства,  взаимосвязанности, причастности, автономии. В процессе индивидуализации идентичность и причастность личности к группе (или группе сообщества) в определенный момент вступают в конфликт, но в процессе роста причастность к сообществу, выражаемая в принятии общих ценностей, не исключает автономии как ощущения относительной независимости и самосознания, что значит, что идентификация с коллективной идентичностью не означает необходимость ассимиляции индивидуальности, а является предпосылкой к процессу индивидуализации. См: Aljoša Mimica, Marija Bogdanović, Sociološki rečnik, Zavod za udžbenike, Beograd, 2007, стр. 180 - 181.

[30] Међународна кризна група: Спој ислама и национализма опасна претња за БиХ, http://www.nspm.rs/hronika/medjunarodna-krizna-grupa-spoj-islama-i-nacionalizma-opasna-pretnja-za-bih.html

[31] Глас Српске, 27 февраля 2013 г.

[32] Там же.

[33] Дневни аваз, 6 июля 2012 г.

 

 

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Зоран Милошевич
Все статьи Зоран Милошевич
Последние комментарии
Нотр-Дам перестала быть христианской церковью?
Новый комментарий от Александр Волков
30.12.2024 20:44
Ладушки – нескладушки
Новый комментарий от Агафон
30.12.2024 20:37
Новый год встречает нас своею неопределённостью
Новый комментарий от Vladislav
30.12.2024 19:57
Золотой клинок Империи и «сабля Мазепы»
Новый комментарий от Анатолий Степанов
30.12.2024 19:51
Может ли еще Индия стать православною?
Новый комментарий от JG
30.12.2024 19:31
Рождённые в СССР
Новый комментарий от Vladislav
30.12.2024 19:23
Борьба с Антихристом и Его Антицерковью
Новый комментарий от Владимир Николаев
30.12.2024 16:22