«Нулевые» или никакие?

О новом литературном поколении

0
663

Они как бы появились. Они как бы пишут. О них как бы говорят и они как бы есть. Поколение сослагательного наклонения. Его всё время сослагают. С чем-то: они дети катастрофы, жертвы перестройки, щепки приватизации, эхо чеченской войны, судороги ельцинизма, исчадия гласности. Они не сами по себе и даже не благодаря чему-то - они по вине. Перед ними виноваты все: старшие - что развалили Союз, младшие - что колются и гадят на лестницах. Успешные сверстники - прогнулись, неуспешные - пьяное быдло, с такими Россию не поднять.

Это даже не групповой портрет, это диагноз. Психиатрия знает такие случаи массового психоза. Они сами придумали себе календарную кличку «нулевые». На самом деле они никакие. Как проза Сенчина.

На самом деле их нет...

Трудно себе представить, чтобы роман хотя бы одного из них перешагнул за миллион экземпляров. Как, например, повесть Виктора Николаева «Живый в помощи». Его не пичкали по ящику, не закармливали премиями, не мусолили по заграницам. Просто целое поколение узнало себя в его прозе. Воевавших и не воевавших в Афганистане, живших.

А тут вроде бы поколение - и ни гу-гу. Какой-то коллективный Мариенгоф. Без Есенина. Они не циники, это даже не мода. Просто в лом. Даже неудобно как-то: верить во что-то, радоваться чему-то. Всё равно что напиться. Не уныло, в дрова, а весело. Всё равно что песню затянуть на презентации. Можно и затянуть, только зачем?..

И ведь где-то в горах Чечни и Дагестана воюют их сверстники, мочат бородатых бандитов там, чтобы не звучали взрывы здесь; другие работают на буровых платформах, третьи учат детей в школах. Поколение давно впряглось в современную российскую действительность, работает, живёт. Но о нём, повторюсь - ни гу-гу! Всё о каких-то гусеницах...

Нигилизм Базарова понятен, это был антиклассицизм, утверждение и даже навязывание реализма. Суровый и трезвый реализм вместо мечтательного прекраснодушия. Со Спенсером и Дарвином в голове.

Их реализм остаточного свойства, сталось бы с них и постмодернизма, да начитанности не хватило. Курицыновский самоучитель по Дерриде раз и навсегда потонул под слоем окурков и пепла, надёжно припечатанный стаканом водки.

Впрочем, не подумайте, они вполне благополучны. Не эпатируют. Растят детей. Интересно, что они им читают на ночь? Пелевина или Витухновскую? Думаю, Пушкина. И Агнию Барто.

А вы говорите, нигилисты. Они обыватели. И слава Богу!

Алексей ШОРОХОВ, секретарь Союза писателей России

Под заголовком «Дети катастрофы» опубликовано в «Литературной газете» № 21

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

20. дополнение

Вот,например,когда мы говорим:"Закон должен опираться на нравственность"- мы требуем описание законом того,что нравственно.Значит требуем алогичного.Хотя ,конечно же,подразумеваем ровно наоборот :нравственного обоснования. "Закон должен исключить описания нравственной оценки" ,и при этом вести к нравственной эволюции. Нельзя публично раздеть женщину и показывать то,что нельзя публично обозревать,акцентируя особенные места ее тела как запретные морально к публичному же обозрению. Именно по этому пути идет Запад,в описании моральных оценок,когда позволяет быть "голубой теме",прописывая нормы в законе.Мол,одни пусть выбирают то,другие - то.Проблема в том,что в общество вносится алогизм.И,пользуясь этим,деструктивные силы,усиливаясь, ведут свою политику.Потому что вода общественного мышления становится мутной.Нормальный человек в обществе нормальных людей начинает себя чувствовать одиноким,потому что из-за мути мышления не видит нормы:эволюция нравственности тормозится. И,вот ,странность - когда мы говорим Западу,что "Закон должен опираться на нравственность" - у них удивленно подымаются брови вверх.Ведь именно это самое они делают профессионально.А русские говорят,но сами этого не делают. Потому что мы говорим по инерции прошлого.Логически не верно.Ибо в нашем советском общем ,алогизм был подчинен нравственности посредством силы воли. Мы то сами понимаем,что ХОТИМ сказать.А вот Запад - не понимает. Но,у нас одна общая - Христианская культура и будущее на этой основе.
Бондарев Игорь / 24.05.2013, 06:38

19. Re: «Нулевые» или никакие?

"Интересно что им читают на ночь?",спрашивает автор. По обыкновению?,-телефонный справочник. Ув.автор. Если речь о людях вообще,так одно дело,люди,как они есть,иное,- Ваши представления о них. Вещи несовместные. Впрочем,если речь идет исключительно о секретариате Союза писателей России...
Писарь / 23.05.2013, 19:44

18. "нулевые" или никакие.

"Зверь,которого ты видел,был, и нет его,и выйдет из бездны, и пойдет в погибель;и удивятся те из живущих на земле,имена которых не вписаны в книгу жизни от начала мира,видя, что зверь был, и нет его, и явится. Здесь ум,имеющий мудрость." Откр 17,8-9. ...был , и нет его,и явится - нужна мудрость,чтобы понять это умом. То есть мудрость не равна уму.Ум - логика.Логика не мудра. Логика не мудра - вот о чем говорят сегодняшние "нулевые". Без этой роли "нулевых" мы бы никогда не додумались логически взглянуть на мудрость России. Ведь именно сегодня мы все четче понимаем,что без строгого логического порядка мысли нам мудрость не осилить. Россия - мудрость,чтобы понять которую требуется логически упорядоченное мышление. Сегодня есть понимание об этом.Но еще нет применения логически упорядоченного мышления к постижению мудрости истории России и мира. Что даст логика + мудрость? = озарения с логической необходимостью.Озарение ума.Удивление для одних и озарение для других. Это наше ближайшее будущее.
Бондарев Игорь / 23.05.2013, 19:19

17. 10 Лебядкин

Любовь можно и убить, распяв, как Бога. Однако она воскресает. Вот когда воскреснет любовь в толпе россиян, тогда и станет эта толпа снова русским народом очнется он. А пока - любовь распинается. Стоим и киваем вместе с автором этой статьи: " Успешные сверстники - прогнулись, неуспешные - пьяное быдло, с такими Россию не поднять. Это даже не групповой портрет, это диагноз. Психиатрия знает такие случаи массового психоза. Они сами придумали себе календарную кличку «нулевые». На самом деле они никакие." Да это же злобесная, голимая, жуткая ненависть к каждой живой душе.
РодЕлена / 23.05.2013, 15:55

16. Необходимое пояснение

Господа, всё-таки стоит помнить, что речь в заметке идёт об определённом "поколении нулевых", которое упорно навязывают при посредстве премий, ТВ и либеральных масс-медиа. Это шеренга проверенных в "нулевые" годы "бойцов": сенчины,шаргуновы, садулаевы и К. А с Большой Русской литературой ничего не случилось: есть Михаил Тарковский (Красноярский край), Александр Можаев (Ростовская область), Пётр Краснов (Оренбург), Виктор Николаев (Москва). И не они одни. Тоже и в поэзии. Они пишут сегодня и "про сегодня". Но в отличие от нулевых не кричат о себе на каждом углу...
Алексей Шорохов / 23.05.2013, 15:44

15. Re: «Нулевые» или никакие?

РодЕлена Все почему-то решили, что талант должен жить в нищете. (с) Я ничего такого не решал. В целом история искусства показывает, что гениальные произведения можно создавать как в условиях политического ига, так и в условиях свободы, как в условиях нужды, так и в условиях полной обеспеченности. Политика оккупантов России направлена на уничтожение творческого начала в любом человеке. (с) Оккупанты - это кто? Те, кто сидят в Кремле? Или те, кто сидят в ректоратах лучших вузов? Или кто? Потребность в знаниях, желание постичь мудрость не может исчезнуть, как не может исчезнуть стремление к высокому, преклонение перед истиной, как не может иссякнуть совесть, стремящаяся к миру в сердце. (с) Все выше перечисленное регулярно исчезало у разных народов с завидной регулярностью (потом иногда возрождалось, иногда нет). Примеры приводить или не надо? Сегодня русский народ живет мирно, потому что в нем еще жив страх перед прошлой войной. Когда дышать станет невыносимо и страх Божий пересилит личный страх смерти, народ начнет стремиться к всеобщему самоочищению, думать о путях его совершения. Так что пока "нулевых" я назвала бы поколением не способных к бунту. А ведь без него не будет. (с) Иными словами, вы утверждаете, что перспектива нынешнего (или следующего или через одного, через два...) президента/правительства - быть расстрелянными где-то в районе Ипатьевского дома номер 2? Кстати, все это не имеет отношения к гениальности отдельного человека.
рудовский / 23.05.2013, 13:56

14. Re: «Нулевые» или никакие?

Андрей Карпов, отвечу по пунктам: Вы видите популярность таких мероприятий как лекции, диспуты и т.д.? (с) Конечно. Причем не только в Мск появляются разные лофты, кружки, клубы в новых местах (в кафе, в клубах, в некоторых частных и гос.учреждениях), но и в провинциальных (в том числе небольших) городах. Надеюсь, со временем эта тенденция лишь усилится. Вы видите тиражность богословской и философской литературы? (с) Философская литература философской рознь. Философов много, а подлинно глубоких мыслителей уже поменьше. Да и какое мне дело до тиражей Фукуямы или Кьеркьегора или даже Платона? Более того, всех перечисленных можно найти в электронном виде. Зайдите на озон.ру и оцените количество вариантов продаваемых изданий или зайдите в популярную соцсеть и оцените число групп, посвященных философии. Вы видите престижность фундаментальной науки? (с) Она невероятно престижна в мире и довольно престижна у нас. В науку не идет не потому, что она не престижна, а потому, что некоторые дисциплины в упадке материально-финансового плана. Тем не менее конкурс на мехмат, физфак, геофак МГУ в физтех весьма высок. Вы слышите бытовые разговоры о мировоззренческих вопросах? (с) Постоянно. Быть может, даже чересчур много :) И не только разговоры. мои друзья, товарищи, знакомые постоянно проводят фотосессии, снимают ролики, пишут эссе и очерки, посвященные различные проблемам жизни общества, культуры. Быть может, мне повезло с окружением, не спорю. Конечно, среди операторов нефтевышек в ХМАО такие разговоры, может быть, не слишком часты, но это дело поправимое. Лебядкин, поверьте, "молодежь ничем не интересуется" - это тупейший стереотип, навязанный сми. Я много общаюсь со школьнками и студентами и в целом спокоен и за их будущее и за будущее страны. А то, что есть хулиганы, равнодушные к знаниям или просто невоспитанные подростки - так они всегда были. Мы, чай, не в утопии живем, а в реальном мире.
рудовский / 23.05.2013, 13:51

13. Ответ на 6., рудовский :

Андрей Карпов, Современный человек не хочет ничего осмысливать. (с) Спорно.

Вы видите популярность таких мероприятий как лекции, диспуты и т.д.? Вы видите тиражность богословской и философской литературы? Вы видите престижность фундаментальной науки? Вы слышите бытовые разговоры о мировоззренческих вопросах?
Андрей Карпов / 23.05.2013, 12:44

12. Ответ на 5., Андрей Карпов:

Осмысление (в т.ч. и судьбы поколения), которое предлагает литература - это реакция на некоторую общественную потребность.

Потребность у нас культивированна одна - жрать, спасть, короче - прошу прощения за фонетику - потреблять. Потреблятство - термин научный - же есть суть хищничество. Вообразите себе хищного быка или хряка - вот он, идеал. Зачем ему литература?
Лебядкин / 23.05.2013, 12:17

11. Ответ на 4., Славянофил:

Наша вера вернее расчета.

Продолжите, уважаемый славянофил - в "Юноне и Авось" так - "Наша вера вернее расчета - нас вывозит авось". А ещё там такие слова есть под финал - "как Небо на мои дела плевало, так я плюю на милости Небес". Н выйдет у нас ничего "на авось" и без неба.
Лебядкин / 23.05.2013, 12:12
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Алексей Алексеевич Шорохов
Слишком многое указывает нам на наш путь
Север — явление не только географическое или температурное, это великая культурно-историческая общность
28.10.2024
Ромаядины. Главы 2-4
Возвращение в реальность
18.10.2024
Не в коня апельсины и не в свинью корм!
Конференция «Большой стиль» подвела итоги предыдущего тридцатилетия
10.09.2024
«Очередная "Божья ловитва" подошла к концу»
О III Молодёжном патриотическом форуме у святителя Феофана Затворника
23.08.2024
Все статьи Алексей Алексеевич Шорохов
Последние комментарии
Религиозная амбивалентность?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
06.11.2024 13:15
С Днем народного единства!
Новый комментарий от Могилев на Днепре
06.11.2024 13:07
«Вы кого защищаете, нас или цыган?»
Новый комментарий от Могилев на Днепре
06.11.2024 12:53
«Хиджабы, никабы, ещё нужно разобраться, что это такое»
Новый комментарий от Наблюдатель
06.11.2024 12:47
Идеологи «русской смерти» сами лягут в свои гробы
Новый комментарий от Владимир С.М.
06.11.2024 12:45
Какова ваша позиция, депутат Затулин?
Новый комментарий от Александр Волков
06.11.2024 12:28
Победа Трампа внушает осторожный оптимизм
Новый комментарий от Могилев на Днепре
06.11.2024 12:18