Новосибирск, как, наверное, любой крупный российский город, является ареной борьбы разных направлений современной культуры. Почему, спросите, борьбы, а не мирного сосуществования? Потому что в основе всякой культуры лежит культ, почитание чего-либо, что определяет мировоззрение народа, ее создающего, а также направление его дальнейшего развития. Так как сегодня вопрос о пути России в XXI веке - это вопрос, фактически, ее жизни и смерти, то и борьба в разных сферах, в том числе и культуры, развернулась нешуточная.
26 апреля, перед Лазаревой субботой, мне довелось побывать на трех мероприятиях, как раз и представляющих различные стороны культурной жизни нашего города.
Первой я посетила выставку-ярмарку, расположившуюся в Первомайском сквере - новосибирском «Гайд-парке» и, одновременно, центре проведения различных «арт-флешмобов».
Несмотря на высокопарное название - «Грани мастерства», - зрелище было довольно убогое. Даже не столько потому, что под одной вывеской объединили «Травы Алтая», бижутерию со знаками Зодиака, нижегородские вязаные платки, экзотичные индийские товары и непременные атрибуты всех городских выставок, имеющих какое-то отношение к народному творчеству- плетеные корзины, лапти, «хочунов», лохматых домовят-«хранителей домашнего очага» (наш гордый ответ китайскому фен-шую). Не было главного - идеи, простого ответа на вопрос «зачем?». Для чего было собирать эту разномастную команду «мастеров»? Какую культуру представляли люди, уныло сидящие в павильончиках, обвешанных товаром, имеющим весьма малое отношение к «граням мастерства» (надо полагать, народных умельцев)? Вопрос не праздный. В последнее время появилось много спекуляций на тему «народное творчество», но в основе подавляющего большинства таких «выставок-ярмарок» - банальное желание «срубить бабло» на интересе людей к традиционному искусству.
Ну, коммерциализация всего, до чего может дотянуться жадная рука нынешних «бизнес-меценатов», дело уже привычное. Но тут же следом закономерно возникает и еще один вопрос: а что, собственно говоря, это такое - «традиционное народное искусство», «традиционная культура» в понимании огромного числа современных людей?
С одной стороны, можно смело утверждать, что смуглолицые индусы, торговавших на этой ярмарке тарелками, украшенными чеканкой, и бусами из каких-то «ихних» камней, имеют больше отношения к традициям и культуре своего народа, чем те же наши «псевдо-нео-язычники», упорно стремящиеся убедить всех и каждого, что у нас в Сибири надо возрождать якобы существовавший ранее культ Перуна, и потому выдающие кустарные языческие амулеты за «истинно-истинно традиционное народное сибирское (!) творчество».
Впрочем, с другой стороны, они имеют хотя бы какое-то отношение к славянству... Смешение культур, проводимое в России уже не одно десятилетие, принесло свои горькие плоды - немало русских людей сегодня больше тяготеет к китайско-японским традициям, приправленным индуистскими культами и обрядами. Привычнее и роднее стали для многих «фен-шуйные» колокольчики, а не вышитые рушники, медитация, а не молитва, гороскопы, а не Жития святых.
Есть такой замечательный сайт в Интернете - Страна Мастеров, где наши российские рукодельницы выкладывают на всеобщее обозрение плоды своего творческого труда. Пройдитесь по его страницам. Прекрасные, мастерские работы самых разных жанров, самых различных направлений. Можно подолгу любоваться созданными с большим искусством и любовью панно, картинами, композициями. Жаль только, что в них не достает одной существенной детали: русского духа. Подавляющее большинство работ, которые я видела, могут принадлежать и китаянке, и представительнице восточных или западно-европейских народов.
Хотя порой бывает и по-другому. Встречались мне и такие изделия российских или украинских мастериц: например, китайский крылатый дракон, разрисованный под хохлому, японский цветочный мотив, выполненный в стиле «гжель», пасхальная композиция с кроликом на первом плане... И это второе, на мой взгляд, хуже первого, ибо говорит о полном культурном экуменизме.
Сегодня как никогда остро встал вопрос о том, кто мы? Русский народ, имеющий свою славную историю, свою культуру, свои народные традиции, неразрывно связанные с Православием, проникнутые им, растворенные в нем, - или «недоевропейцы», «недокитайцы», «недоиндусы»? Потомки витязей, отражавших с Божией помощью нашествие татаро-монгол, крестоносцев и прочих «басурман», казаков, принесших в сибирские степи свет истинной веры, - или тех древних язычников-славян, что приносили своим богам кровавые жертвы?
Ныне на всей территории России - от Калининграда до Сахалина и Камчатки - тихо, без взрывов и пушечных выстрелов, идет Вторая Отечественная война - по крайней мере, в культурном, в духовном пространстве. Но, что печально, в отличие от той, Великой войны, Великую Победу в которой мы недавно отпраздновали, на фронтах Второй Отечественной мы несем огромные потери. В том числе и потому, что нет единого центра, «генерального штаба», где бы разрабатывались стратегия и тактика противостояния культурной оккупации, ковалась бы победа народного, русского, духа над иноземными, чуждыми нам традициями захватчиков. Нет и самого главного -желания большинства народа сопротивляться культурной экспансии.
Поражения в этой войне сокрушительны еще и по причине того, что, как я уже говорила, культурное пространство с каждым днем все больше коммерциализируется. Особенно обидно, когда это касается современной народной культуры, народного творчества. Ведь чем оно отличается от профессионального? Своей простодушностью. Народный умелец творит, во-первых, то, что отражает саму суть его мировосприятия, а, во-вторых, он создает произведения, пользующиеся спросом, таким образом, одновременно и формируя этот спрос, и действуя в очерченных им рамках.А уж когда народные промыслы ставятся «на поток», как в случаях с той же гжелью или хохломой, тут уж , как говорится, только держись!
Драконы «под хохлому» кому-то нравятся, их покупают? Значит, будут и производить. «Хочуны» и домовята популярны? Значит, они займут свое почетное место в российских квартирах - причем не удивлюсь, если рядом с иконами.
При этом произведения и даже обычные изделия повседневного спроса, выполненные в подлинно народном стиле, нередко не находят своего покупателя.
Есть у нас в Новосибирске творческое объединение «Пересвет», изготавливающее деревянные часы, кухонные доски, кукольную мебель, игольницы, вазы и прочее, расписанные в лучших русских традициях городецкой, хохломской росписью. Так вот, продавцы говорят, что люди нередко сетуют на то, что нет этим изделиям места в интерьере современных квартир. Китайским колокольчикам, «символам года» в виде тех же драконов, змей, крыс и прочей живности, индийским жабам с монеткой в пасти - есть, а румяной матрешке в цветастом сарафане - нет...
А, впрочем, может, все это не так и плохо? Просто отжили свое эти матрешки, кони в яблоках, барышни-сударушки? Все ж таки на дворе XXI век! Ну, теряем мы с каждым днем свою культурную идентичность, свое национальное лицо - что с того? Пора честно признать наше поражение во Второй Отечественной войне. Тем более, что и так уж, безо всякой китайской экспансии, скоро более популярными станут узбекские и киргизские народные традиции - дай только срок...
Такие невеселые мысли были у меня, когда, после посещения ярмарки «Грани мастерства», я отправилась на концерт народных духовных песнопений, проходивший в ФГУ культуры и искусства «Дом офицеров Новосибирского гарнизона» МО РФ.
...Конференц-зал пестрел яркими русскими нарядами участников художественных коллективов. Нельзя было не залюбоваться свободой и естественностью движений девушек, одетых в национальные костюмы. Воистину, ни в каких джинсах и топиках не будешь себя чувствовать так комфортно, как в самошитом ситцевом сарафане.
Концерт вел протоиерей Димитрий Полушин, руководитель Отдела Новосибирской митрополии по связям с Вооруженными силами, правоохранительными органами и казачеством, настоятель храма во имя преподобной Евфросинии Полоцкой, Его рассказ о духовном смысле песнопений, которые слагались простым народом и пелись в дни Великого поста, можно было бы назвать своеобразной проповедью, раскрывающей глубину содержания великопостных событий. Как же чутко откликалась на них русская душа!
Покаяние - вот главная тема песнопений. Причем не слезливо-слащавое, с натужным рыданием и биением себя в грудь. Нет, спокойное, серьезное, осмысленное понимание того, что без этого нет и не может быть спасения.
«Как тебе-то, телу, во сырой земле лежать,
А мне-то, душе, да на Страшный Суд вставать...»
- Уникальность русской православной культуры,- говорит отец Димитрий, - состоит в том, что как народная культура впитала в себя Православие, одухотворив народную традицию, так и Русская Православная Церковь неразрывно связана с культурой родного народа. Конечно, духовные стихи не всегда являются безупречно каноничными, но в них Слово Божие приобретает черты не сухого и отвлеченного учения, оторванного от действительности народного быта, а буквально становится оживотворенным, внедренным в обыденную жизнь русского человека. Жития святых, Евангельские образы видятся не упрощенными и приниженными, а, скорее, - близкими и родными.
Народная духовная культура помогает многим современным молодым людям познать свою родную религиозную культуру. Причем познать не посредством сухой и высокопарной проповеди, а через костюм, песню, стих, танец... Хотя, что греха таить, на протяжении ХХ века из народной культуры искусственно вырывали её религиозную составляющую. Но, тем не менее, лично знаю многих специалистов по народной культуре, пришедших к искреннейвере. Причем, им, пожалуй, было гораздо труднее, чем тем, кто рос в верующих семьях.
На этом вечере организаторы сами попросили меня больше времени уделить рассказу о духовном содержании стихов, как раз с той целью, чтобы их исполнители могли четко уяснить - о чем они поют.
Концерты духовных народных песнопений, по словам Любови Викторовны Суровяк, руководителя ансамбля «Венец», сотрудника Новосибирского областного Центра русского фольклора и этнографии, проводятся с 1994-го года в дни Великого поста. В них принимают участие коллективы Новосибирских педуниверситета, колледжа культуры и искусства, ансамблейСибирской народной песни, «Росстань», «Маков цвет», «Тоболец», «Сибирочка» и других. В этом годуна концерте присутствовало меньше слушателей, чем обычно, хотя, как правило, подобные выступления вызывают у людей большой интерес. Может быть, это связано с прошлогодними нападками на Церковь.
...Вот так в преддверии Лазаревой субботы в культурном, духовном пространстве Новосибирска столкнулись две силы: созидающая, объединяющая отдельных русских людей в единый народ, единую нацию, способную противостоять не только внешнему, но и внутреннему врагу - врагу нашего спасения, - и темная сила, движимая целью растворить этот русский, православный по религии и культуре народ среди других наций и народов, рассеять его, как пыль, уничтожить его культуру, традиции, подменить истинный духовный фундамент его бытияфальшивым культом маммоны.
Да, идет Вторая Отечественная война. Настоящая, жестокая битва, хотя и без грохота канонады. Кто победит в ней, зависит от того, как скоро сам народ осознает, что чужеземные «безобидные» драконы, хотя и расписанные цветами «под хохлому», не изменили своей сути и, как были, так и остались для нас символами зла, «Змеями Горынычами», против которых исстари воевали русские витязи. Мы победим только в том случае, если вспомним свою истинную культуру.
- Сегодня отчетливо наблюдается дикая и страшная ситуация, - отмечает протоиерей Димитрий Полушин, - народ, лишенный своей культуры (как религиозной, так и народной) совершенно глупо, наивно, не рассудительно, слепо поддается влиянию навязываемой ему из-за океана «нео-русской» культуры, псевдонародной и псевдорусской. Воистину, мы стали «Иванами, родства непомнящими»... Но вот такие концерты народной духовной музыки, а также другие подобные им мероприятия, например, народное Пасхальное гуляние «Красная горка», которое уже много лет подряд организует в НовосибирскеМежрегиональный Центр русского боевого искусства «Русский Щит», надеюсь, дадут возможность нашему народу узнать, вспомнить, заинтересоваться своей родной, широкой и великой народной культурой в ее Соборном единстве.
... А что же было третьим культурным мероприятием? Это была персональная выставка профессионального художника, по моему глубокому убеждению, одного из лучших дизайнеров нашего города, немало потрудившегося на благо Новосибирской епархии, Виктора Николаевича Савина.
Сам Виктор - человек невоцерковленный, к сожалению, но, как всякий настоящий художник, тонко чувствующий духовную подоплеку любых жизненных явлений. Я не буду сейчас подробно рассказывать о его творчестве, о содержании его картин, которые искусствоведы уже окрестили «своеобразными философскими притчами». Суть не в этом, а в том, что он, далеко не реалист в искусстве, победитель многих арт-фестивалей и конкурсов, тем не менее, гораздо более традиционен и, возможно, более народен в своем творчестве, чем иные народные умельцы, что называется, от сохи. И в этом парадокс нашего времени и, одновременно, надежда на возрождение народной культуры.
В самом деле, если ныне народ - в отличие от прошлых веков, - в массе своей уже не является носителем культурных традиций, то эту роль теперь исполняют профессионалы - художники, этнографы, лингвисты и прочие, имеющие возможность черпать полными горстями из неиссякаемого источника истинной русской культуры. Так вот, может быть, они-то и станут тем самым «генеральным штабом», который бы взялся за разработку стратегии и тактики ведения боев на российском культурном фронте? Причем не на словах, а на деле?
Как и всегда во время войны, требуются добровольцы. Кто первым выйдет из общего строя и скажет: «Я!»? Кто подхватит поникшее долу знамя русской культуры? Решайтесь. Отступать некуда - враг теснит со всех сторон.«Идет война священная, народная война...»
PS: Уже после того, как статья была написана, решила я в очередной раз полюбоваться изделиями жостовских мастеров, отдохнуть душой, глядя на созданную их руками красоту. Набрала в поиске «Жостово», открыла «Картинки по запросу...» и стала медленно «листать» изображения, сохраняя для себя особо понравившиеся. Розы, ромашки, маки - обычные железные подносы, тонко и изящно расписанные ими, становятся настоящими произведениями искусства. Русского национального искусства. «Есть еще, есть порох в пороховницах!» - думала я радостно - ведь современные изделия практически не уступают в мастерстве росписи музейным! И вдруг... Что это за головы торчат из алых маков?! Чьи это чешуйчатые тела переплелись кольцами?! Драконы... Опять драконы...
Вот и еще одна цитадель русского искусства, русской культуры, наконец, русского духа, пала... Вот и сюда проник враг... Ну где же вы, спасители национальной культуры? Отзовитесь! И только эхо в ответ: «Витязь!.. Витязь!.. Витязь!..»
16. Ответ Лебядкину и П. Тихомирову
15. Ответ на 13., Алина:
14. об Отечественных Войнах
13. ЛебядкинУ
12. Ответ на 1., Руслан:
11. РодЕлене
10. 9 Алине
9. О статье
8. 7 Алина
7. РодЕлена