В течении Великого Поста мы стали свидетелями двух информационных кампаний, направленных на дискредитацию архиереев Православной Церкви, проводивших вполне определенную церковную политику. Речь идет о клеветнических кампаниях против митрополита Христофора, Архиепископа Пражского, предстоятеля Православной Церкви Чешских земель и Словакии; а также против епископа Василия Зворникско-Тузланского Сербской Православной Церкви.
Митрополит Христофор, в миру Радим Пулец (Metropolita Kryštof / Radim Pulec) происходит из семьи чешских старокатоликов.
В 11 ноября 1974 года Радим Пулец был рукоположен в сан диакона, 25 декабря - во священника. Спустя десять с лишним лет, 7 сентября 1985 года, уже окончив к тому времени Московскую Духовную академию, Пулец принял монашеский постриг в Троице-Сергиевой лавре с именем Христофор в честь преподобного Христофора Римлянина.
2 мая 2006 года после выборов и жеребьевки был избран предстоятелем Православной Церкви Чешских земель и Словакии.
Скандал
Спустя неполных 7 лет на владыка Христофор оказался в эпицентре скандала. Информационная кампания, направленная на дискредитацию митрополита, стартовала в начале апреля сего года. Телеканал Nova выпустил скандальный сюжет, согласно которому владыка (которому в этом году исполняется 60 лет) обвинялся в том, что, будучи монахом, он окружил себя множеством молодых любовниц и те якобы родили ему не менее десяти детей...
Авторы материала даже предложили зрителям фотографию, на которой митрополит Христофор в светской одежде выходит из автомобиля, а рядом стоят молодая женщина и мальчик лет семи с предусмотрительно затушёванным лицом. Следующая фотография: владыка за столиком в кафе, а рядом молодая женщина с ребёнком.
То что сюжет, показанный телеканалом, имеет откровенно заказной характер, - шито белыми нитками. 4 апреля митрополит Христофор сам выступил на телевидении и расставил «точки над i».
А на следующий день, 5 апреля владыка дал обстоятельное интервью «Пражскому Экспрессу», фрагменты которого мы предлагаем вниманию наших читателей:
«- Нам стало известно, что позавчера состоялось заседание Священного синода, на котором обвинения в Ваш адрес были признаны недействительными. Могли бы Вы подробнее рассказать, в чём именно Вас обвиняли?
- Рассматривалась жалоба на меня от бывшей матушки Ксении Алексеевны Рапцуновой, которая обвинила меня перед Священным синодом в том, что в течение семи лет я заставлял её быть моею любовницей.
- Вы сказали «матушка». Значит, она каким-то образом связана с церковью и Вы её знаете?
- Да, конечно. Она жена приходского священника из Хомутова, отца Эрнеста. В 2000 году они обращались ко мне за помощью, когда экзекуторы собирались забрать являющийся церковным имуществом дом, в котором они жили. Я лично ходил с ними по инстанциям, обивал пороги, искал юристов. Часто встречался с ними, поскольку хотел помочь молодым людям. Некоторое время назад в их семье что-то разладилось. Мне сообщали, что матушка чрезмерно увлеклась фитнесом, днями напролёт крутила педали в тренажёрном зале, отдалилась от семьи. На неё стали поступать жалобы, в том числе от её собственного мужа, который считал, что такое поведение несовместимо с чином «матушки» - жены священника. Я пытался её урезонить, просил вернуться к семье, но всё тщетно. Она начала впадать в истерику. Сквернословила и устраивала скандалы в стенах храма. Храм - для молитвы, не для сквернословия. Церковная община обратилась ко мне с просьбой освободить её от послушания и служения. Пришлось её уволить. После этого она стала меня шантажировать. Это началось в конце 2011 года. Она приходила ко мне в резиденцию, угрожала. «Я скажу, что вы со мной спали, что вы мой любовник уже семь лет!» Я говорю: «Это не правда». «Нет, нет, - она начала говорить мне «ты». - Ты мне заплатишь или я всем расскажу!»
- И сколько?
- 200 тысяч. Я сказал: «Зачем вам 200 тысяч? К мужу возвращайтесь». В конце концов пришлось написать на неё заявление в полицию, но хода я тогда этому документу не дал. На какое-то время она оставила меня в покое. В этом году, когда церковь получила деньги по реституции, она опять пришла. «Я буду молчать, если вы мне заплатите». Я ей сказал, что не буду с ней на эту тему разговаривать. На какое-то время она опять успокоилась. Вдруг в начале Великого поста на меня приходит от неё жалоба в Синод, что я с ней семь лет спал. Никаких доказательств. Только крики и слёзы. А в конце написано, что, по её мнению, за то, что она семь лет была любовницей митрополита, церковь должна ей назначить содержание.
- В репортаже «Новы» говорили, что у вас точно есть один сын - Себастьян.
- Ну пусть покажут его, если он есть. Всё, что они говорили о моих предполагаемых детях, - ложь. Они даже имена не назвали. Они использовали фотографию корректора моих книг на богословскую тему Мартины Лиховой, которая была сделана во время нашей встречи в одном из кафе, где мы решали вопрос помощи верующим с Украины. На фото она с ребёнком и я, а через минуту подошли другие участники встречи. Мартина будет подавать заявление в суд на незаконное использование её фотографии.
- Вам предлагают пройти тесты ДНК...
- Если нужно будет пройти тест ДНК, я буду этому только рад, потому что так все увидят, что это абсолютная ложь.
- Насколько правомерно Вас принуждать к этому на основе голословного обвинения?
- Я готов на всё. Вчера было заседание Священного синода, на котором меня обязали очистить своё имя в светском суде. Так что теперь я буду защищать себя и церковь как частное лицо.
- Как Вы считаете, кто заказал эту кампанию против Вас?
- Те, кому не дают покоя деньги, которые церковь получит по реституции.
- То, что произошло с Вами, может случиться с каждым из нас. Что Вы посоветуете тому, кто стал жертвой клеветничества?
- Во-первых, нужно помолиться за своих врагов, а во-вторых, если есть в этом необходимость, нужно обращаться в суд. И надо всегда помнить, что главный суд - это суд Божий, когда наступит конец времён и всем придётся ответить за свои грехи. Христианин должен всегда помнить об этом суде и готовиться к нему, что невозможно без горячей молитвы, без поста и без покаяния».
Хронология развития скандала
Итак, хронология событий такова:
3 апреля 2013 года Священный синод потребовал от владыки Христофора доказать свою невиновность в светском суде и очистить тем самым от обвинений как себя самого, так и всю Православную церковь Чешских земель и Словакии, которую он представляет. До тех пор ему было предложено передать свои полномочия 89-летнему епископу Симеону. В присутствии епископов митрополит Христофор подписал акт о передаче полномочий главы православной церкви.
4 апреля владыка отвечает на вопросы телеканала Нова, где парирует обвинения, не имеющие никаких серьезных доказательств. Он признал существование двух дочерей от своего брака, в котором он состоял до пострижения. Кроме того, владыка сделал заявление, что против него ведется травля, подлинной причиной которой является вопрос использования выделенных по реституцию денежных средств.
Публикуется заявление для прессы, из которого следовало, что Синод признал все обвинения в адрес митрополита безосновательными и выразил ему поддержку. Но в то же время канцлер Пражской епархии протоиерей Ярослав Шуварский сообщил журналистам, что Синод сместил митрополита Христофора с поста предстоятеля и передал временное управление Церковью в руки архиепископа Оломоуцко-Брненского Симеона.
Однако, после совещания с юристами, владыка Христофор аннулировал выданные епископу Симеону полномочия (отозвал доверенность, по которой передавалось временное управление Церковью). По мнению юристов - это было единственно правильное и своевременное решение, поскольку, являясь сам по себе уставным органом православной церкви, митрополит не имеет права передавать полномочия кому бы то ни было. Следовательно, любое принятое и. о. митрополита епископом Симеоном решение и любой подписанный им документ не имели бы юридической силы. Отозвав полномочия, владыка Христофор, таким образом, спас церковь от возможных неприятных последствий.
В церковной среде и среди широкой общественности возникли смута и непонимание:
«Кто прав: Митрополит Христофор или Священный Синод?»
5 апреля в числе прочего состоялась вышеприведенная беседа.
Однако уже на следующий день, три архиерея - Прешовский архиепископ Ростислав, Михаловский епископ Георгий и Годонинский епископ Иоаким - развили деятельность, которая 8 апреля увенчалась публикацией заявления, в котором говорилось, что сообщение, появившееся в прессе 4 апреля, не соответствует действительности. Архиереи, подписавшие заявление, квалифицировали поведение митрополита Христофора как «недопустимое и неканоническое».
Чтобы прекратить нестроения и дать однозначное и окончательное разрешение возникшей проблемы, на 12 апреля было созвано заседание Священного Синода. На заседании митрополит Христофор официально подал в отставку.
Его Блаженству усвоен титул Почетного Архиепископа Пражского и Митрополита Чешских земель и Словакии с определением места пребывания в монастыре Преображения Господня в селе Тешов, находящемся в Западной Чехии, недалеко от города Марианские Лазни. Митрополиту разрешена только преподавательская деятельность: владыка является доцентом в университете города Прешов в восточной Словакии. Решение было единогласно принято всеми членами Синода и подписано самим Христофором.
Местоблюстителем Предстоятельского престола избран старейший архипастырь Православной Церкви Чешских земель и Словакии архиепископ Оломоуцкий и Брненский Симеон.
Теперь Владыка Христофор намерен добиваться правды как частное лицо. Он уведомил прессу, что 5 апреля 2013 г. уже подал в суд подписанную им жалобу. Согласно 206-й статье УК Чешской Республики действия его обвинительницы - госпожи Ксении Рапцуновой - могут быть квалифицированы как клевета и караться сроком лишения свободы до 1 года, а в случае клеветы с привлечением СМИ - до 2-х лет.
26 апреля. Временно исполняющий обязанности предстоятеля Православной церкви Чешских земель и Словакии архиепископ Оломоуцко-Брненский Симеон (Яковлевич) выступил со специальным заявлением для прессы, в котором сообщил, что гражданка Ксения Рапцунова, обвинявшая ранее митрополита Христофора (Пулеца) в нарушении монашеских обетов, призналась, что солгала.
Персона исполнительницы роли непроходной пешки
«С бывшей матушкой госпожой Ксенией Рапцуновой, в данный момент работающей агентом по инвестициям в компании Perspektiva Imperial, я познакомился в 2010 году, когда её супруг, настоятель православного храма в Хомутове отец Эрнест обвинил её в краже денег из приходской кассы», - заявил «Пражскому Экспрессу» советник митрополита Христофора по юридическим вопросам Алексей Востриков.
«В свою очередь она выдвигала обвинения против супруга и требовала от него денежного содержания. Ни одно из её обвинений не было ничем подтверждено. В течение двух лет я представлял интересы госпожи Рапцуновой, а потому довольно часто с нею встречался. Ни разу за всё это время она ни намеком, ни прямо не сообщила о своих предполагаемых отношениях с владыкой Христофором. Напротив, именно митрополит Христофор был первым, кто сообщил мне об этих обвинениях с её стороны и попросил меня составить заявление по факту шантажа. Тогда делу не дали хода.
Насколько мне известно, госпожа Рапцунова после своего увольнения обращалась ко многим представителям церкви с просьбой о материальной поддержке. Никто никогда не слышал от неё обвинений в адрес владыки. Тем не менее, в марте этого года она подала жалобу в Синод, в которой обвинила митрополита Христофора в том, что в течение семи лет он являлся её любовником. В жалобе она просит защитить её интересы и назначить ей денежное содержание. То есть речь идёт не о покаянии в грехах, а опять, прежде всего, о деньгах, которые госпожа Рапцунова пытается получить любыми способами. Жалоба не подтверждена никакими доказательствами. Для большего эффекта в ней содержится фраза о том, что жалобщица не представляет, какой бы мог из этой истории выйти скандал, если информация просочится в прессу или на телевидение. Но за день до заседания Синода по этому вопросу на ТВ «Нова» выходит сюжет с её участием. Её голос был изменён, и лицо она скрывала зонтом, но по её пальцам с характерным чёрным лаком на ногтях все её узнали.
На заседании Синода владыка Христофор просил у епископов разрешения очистить своё имя от клеветы в светском суде. Это разрешение им было получено. 5 апреля я подал в суд подписанную им жалобу. Согласно 206-й статье УК ЧР действия госпожи Рапцуновой могут быть квалифицированы как клевета и караться сроком лишения свободы до 1 года, а в случае клеветы с привлечением СМИ - до 2-х лет. Тот факт, что перед камерой она скрывала своё лицо, может рассматриваться как попытка уйти от уголовной ответственности, однако на суде ей придётся говорить правду, и именно суд решит, обоснованы ли её обвинения в адрес митрополита или нет.
Лично мне, не как представителю интересов владыки Христофора, а как частному лицу, кажется чрезвычайно несправедливой ситуация, когда человек, уже почти 40 лет служащий в церкви и ни разу ничем не запятнанный, становится жертвой голословного обвинения особы с сомнительной репутацией и вынужден всем доказывать свою невиновность».
А где искать гроссмейстера?
«Учитывая, что среди высшего руководства церкви, по словам митрополита, имеются недовольные его политикой в плане распоряжения полученными по реституции средствами, которые он категорически отказывается инвестировать в предлагаемые ему сомнительные банковские программы, можно предположить, что определённым лицам внушаемый Симеон на посту главы православной церкви выгоден гораздо больше, чем непреклонный владыка Христофор», - отмечает журналист «Пражского Экспресса» Константин Гербеев.
Итак, ключевое слово: «реституция» (об этом говорил и сам владыка Христофор).
«Недовольство политикой <митрополита Христофора> в плане распоряжения полученными по реституции средствами».
«Реституция» - это форма материального возмещения ущерба, возникшего в результате неправомерного юридического акта, путём восстановления состояния, существовавшего до его совершения.
Напомним, что 22 февраля сего года премьер-министр Чехии Петр Нечас подписал договор об имущественной компенсации с представителями 16 конфессий. По этому договору, церквям вернут недвижимость и выплатят финансовую компенсацию за имущество, отобранное в период правления коммунистов - с 1948 г. по 1 января 1990 года.
Решение вернуть конфессиям имущество или выплатить компенсации вызвало протесты в чешском обществе. В частности, Компартия Чехии и Моравии, Социал-демократическая партия и партия «Дела общественные» подали жалобы в Конституционный суд, который был рассмотрен 5 марта.
Премьер Петр Нечас назвал подписание договора «актом справедливости».
«Всего церкви могут рассчитывать на возврат 30 тыс. гектаров сельскохозяйственных земель, 900 зданий, 120 жилых домов, трех монастыря, трех замков и нескольких сотен озер.
За имущество, которое вернуть по тем или иным обстоятельствам нельзя, церкви в течение 30 лет могут получить 59 млрд. крон (93 млрд. руб.) финансовой компенсации, сумма указана без учета инфляции».
Поскольку чешское общество, давно уже отошедшее от идеалов Яна Гуса в частности и Протестантизма в целом, отреагировало на этот «акт справедливости» весьма болезненно, то баптисты сразу же отказались от причитавшейся им по закону компенсации в 220 млн. крон (347 млн.руб.).
Нетрудно заметить, что 220 миллионов крон, которые причитались баптистам, составляет около 0,37% от обещанных миллиардов. Тем не менее, об этом решении не устает напоминать чешский интернет в любом материале, который касается как вопроса реституции в целом, так и скандала с митрополитом Христофором в частности. Основной объем выплат - 47,2 млрд. крон (что составляет 80% от общей суммы) причитается римо-католикам, а доля выплат в пользу Православной Церкви Чешских Земель составляет чуть менее 2% от общей суммы реституции. Православная церковь в течении 30 лет должна получить от государства финансовую компенсацию на общую сумму 1 млрд. 140 млн. чешских крон (1 млрд. 797 млн. руб.).
Первой жертвой церковной реституции стал митрополит Христофор.
И вот именно то, что владыка Христофор «не собирался оставлять более чем миллиард чешских крон в церкви на милость небольшой группы священнослужителей, предлагавших использовать непрозрачные схемы (в предлагаемые ему сомнительные банковские программы) <...>, - вероятно, и стало фатальным.
Можно смело предположить, что на посту главы православной церкви мягкий архиепископ Оломоуцко-Брненский Симеон выгоден определённым лицам гораздо больше, чем непреклонный владыка Христофор».
Непосредственным исполнителем скандала стала Ксения Алексеевна Рапцунова.
К составлению клеветнического письма приложил руку митрофорный протоиерей Евгений Фрейманн из Теплице (Evžen Freimann / Eugen Sigismund von Freiman-Geyersnburg). Перешедший в Православие из католичества священник Еужен Сигисмунд Фрейманн является фигурой, несомненно, яркой, если не сказать, анекдотичной. Он организовал самодельный «Рыцарский Орден Святых Константина и Елены», членство в котором стоит 20 тыс. крон (1 тыс. долл.). В числе прочих, «рыцарями» сего «ордена» являются лица с криминальным прошлым. Причем речь идет не о покаявшихся преступных авторитетах, не о «благоразумных разбойниках», но о сутенере, насильнике, аферисте и т.п. публике. (Да и у самого основателя «ордена» не все чисто на поприще педофилии).
Письмо Рапцуновой / Фрейманна было передано частной телекомпании «НОВА» двумя сотрудниками Епархиального управления: канцлером протопресвитером Ярославом Шуварски и секретарем Павлом Милько.
Мы не случайно обращаем внимание читателей на личностях людей, принимавших непосредственное участие в афере по устранению митрополита Христофора. Ведь даже если предположить то, что некая группа влиятельных в Пражской Архиепископии лиц «хотели как лучше», т.е. полагали, что они знают: «как именно лучше всего распорядится деньгами», никакие внешне благие цели не оправдывают грязных средств.
Благими намерениями...
Говоря о внешне благих целях, речь идет вот о чем.
В Чехии священнослужители получают зарплату от государства. Пресвитеры - около 10 тысяч крон, епископы - около 30 тысяч.
«...Государство выделяет средства на зарплату священнослужителей, поскольку понимает церковь как часть культуры народа. Церковь воспринимается как театр, как музей или иное культурное заведение, чтобы воспитывать людей в духовном плане. Поэтому государством выделяются средства на зарплаты, но, как долго это продлится, неизвестно. Это единственная поддержка, которая, конечно, имеет значение, но на этом она заканчивается», - рассказал владыка Христофор в интервью главному редактору ИА "Русские новости" (Вильнюс) Ярославу Мошкову.
В связи с реституцией эти зарплаты теперь будут планомерно сокращаться и ориентировочно к 2030 году завершится отделение Церквей от государственного бюджета. перестанут выплачивать вовсе. На требы да продажу свечек священник в Чехии не проживет. Следовательно, группа людей всерьез озаботилась вопросом обеспечения ненищенского будущего. И вот появляются деньги по реституции (2 млн. долл. в год), которые можно вложить в дело. Нужен толковый управляющий, способный решить эту задачу. А вариантов, по-видимому, не просто немного, но варианты решения этой задачи исключают друг друга.
Несколькими словами по существу обсуждаемого вопроса обмолвился Владыка в интервью «Пражскому Телеграфу» .
«..Договоры подписаны, теперь речь идёт о том, куда употребить доставшиеся деньги. Мы находимся под давлением различных финансовых групп и лоббистов, которые выражают желание нам «помочь». Церковь ведёт дискуссию, и она лишь начинается».
По-видимому, аппетит во время дискуссии разыгрался настолько, что в выборе средств для претворения в жизнь своего варианта решения были отброшены всякие приличия. Ведь вопрос необходимо было решить еще до получения первого транша.
Реакцией на травлю владыки, весьма уважаемого не только в церковной, но и в академической среде, стало появление петиции, адресованной Членам Священного Синода Православной Церкви чешских земель и Словакии. Петиция была подписана профессором Войтехом Мерунка, профессором Сергеем Комковым, Надеждой Скварник и Петрой Штауфчиковой. В документе содержится прошение «предоставить возможность владыке Христофору как можно скорее вернуться к выполнению всех своих функций».
К петиции прилагался подписной лист. В воззвании же, в числе прочего, говорится следующее:
«Если мы смиримся с тем, что порядок вещей не будет таким, каким был до скандала, и что верующим и общественности не услышит ответа на вопрос: «кто и зачем спровоцировал этот скандал?», никто не сможет гарантировать того, что подобное беззаконие не будет повторяться вновь и вновь. Просим всех неравнодушных присоединиться к данной петиции.
Те, кому есть, что сказать, пусть не молчат.
Те, кто скован страхом, пусть не боятся.
Лучший способ противостоять лживым манипуляциям и темноте - ничего не утаивать и не навязывать людям, как им мыслить».
Воззвание и петиция не остались незамеченными и уже 30-го апреля управделами Пражской епархии архимандрит Марек Крупица написал письмо к русским читателям, в котором позиционировал опубликованные в защиту владыки Христофора материалы в качестве «ошибочной и вводящей в заблуждение информации».
Возвращение же митрополита Христофора на престол архимандрит Марек считает невозможным, поскольку против владыки продолжают выдвигаться дальнейшие обвинения и что к исполнению своих функций он ни в коем случае вернуться не может.
Чехо-Словацкое Православие между Москвой и Фанаром
Православная Церковь Чешских земель и Словакии имеет непростую историю, что, возможно, повлияло и на нынешний конфликт.
Первые православные приходы возникли в Чешских землях по инициативе сербов. После развала Австро-Венгрии и образования Чехословацкой Республики, была создана Чешско-Моравская епархия Сербской Православной церкви, которую возглавил епископ Горазд (Павлик), просиявший мученичеством во время Второй Мировой.
Однако, Чехо-Словацкое православие не избежало потрясений. Одно из крупнейших религиозных объединений молодого государства, «Чешская религиозная православная община» под духовным руководством архимандрита Савватия (Врабца), поначалу признавала над собой каноническую власть Сербского Патриарха, но на рубеже 1922-1923 годов община начала переговоры с Константинопольским Патриархом. Патриарх Мелетий, не признав сербской юрисдикции, дал архимандриту Савватию Томос о восстановлении древней Кирилло-Мефодиевской архиепископии и рукоположил его 4 марта 1923 архиепископом Пражским и всея Чехословакии. Православная паства Чехословакии раскололась. Спустя три года Чехословацкое государство, опасаясь испортить отношения с Югославией, признало законной сербскую церковную юрисдикцию. В феврале 1926 года у архиепископа Савватия было изъято всё делопроизводство и передано в руки епископа Горазда.
В 1946 году чешские православные перешли в юрисдикцию РПЦ Московского патриархата, а в 1951 году получили автокефалию.
По переписи 1991 года на территории Чехии и Словакии проживало около 50 тысяч православных верующих. Сейчас количество православных удвоилось, но и это составляет менее 1% от совокупного населения атеистической Чехии и католической Словакии.
Константинополь признал автокефальный статус Чехословацкой церкви только 27 августа 1998 года. Именно тогда был издан «Патриарший и Синодальный Томос о даровании автокефалии святой Православной церкви в Чешских землях и Словакии».
Дело в том, что Константинопольская Патриархия считает автокефалию, дарованную Русской Православной Церковью, «недействительной». В этой связи необходимо упомянуть об одной неприятной истории, вызвавшей в Москве недоумение.
В марте 2012 года, Константинопольский Патриарх направил митрополиту Христофору свой протест по поводу произошедшего празднования в декабре 2011 года 60-летия автокефалии как «незаконного».
В числе прочего, в письме высказывалась озабоченность Патриарха Варфоломея «организованным в декабре прошлого года в Праге торжеством по случаю «шестидесятилетия дарования Русской Православной Церковью канонической (!) автокефалии Православной Церкви Чешских Земель и Словакии» при участии Высокопреосвященного митрополита Волоколамского Илариона, председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата с его хором и множеством клириков.
С сожалением подвергнув оценке и изучив на Синоде это новое вызывающее действие Вашей Святейшей Церкви, мы считаем его, равно как и предыдущие аналогичные ему, пренебрежением к установленному церковному и каноническому порядку, а также отрицанием по форме и по сути предоставленной Церкви Чешских Земель и Словакии канонической автокефалии Вселенским Патриархатом».
Далее патриарх Варфоломей говорит уже языком ультиматума:
«А потому и настоящим нашим патриаршим письмом мы по единогласному решению нашего Священного Синода еще раз заявляем протест по поводу этого антиканонического действия Вашей Святейшей Церкви и решительно сообщаем, что в случае повторения аналогичных мероприятий по празднованию считающейся «якоже не бывшей» и с самого начала признававшейся недействительной навязанной тогда деянием Московского Патриархата Церкви Чешских Земель и Словакии автокефалии, Вселенский Патриархат с сожалением вынужден будет упразднить предоставленную Вашей Церкви четырнадцать лет назад каноническую автокефалию, вернуть Церкви Чешских Земель и Словакии бывший до этого канонического деяния статус автономной Церкви, вычеркнуть ее из Священных Диптихов Православных автокефальных Церквей, где она занимает четырнадцатое место, и уведомить об этом деянии все сестринские Православные Церкви.
В этой связи Ваше Блаженство, несомненно, понимает, что при сложившихся в силу этого неприемлемого и по совокупности антиканонического действия условиях нашей Мерности представляется проблематичным, если вообще возможным принять направленное Вами приглашение возглавить организуемые Вашей Церковью в будущем году торжественные мероприятия по случаю 1150-летия миссии в Великой Моравии святых Солунских братьев Кирилла и Мефодия, посланных Константинопольской Матерью-Церковью дабы благовествовать народам обширной территории нашу христианскую веру и утвердить их на догматических и канонических основаниях нашей Святой Православной Церкви».
В ответном письме владыка Христофор принес Константинопольскому Патриарху свои извинения: «спешим разъяснить Вам прискорбное недоразумение, возникшее из-за праздничной Божественной литургии, совершенной 8 декабря в соборе святителя Николая на Староместской площади Праги.
Та Божественная литургия ни в коем случае не была празднованием дарования «автокефалии» Русской Православной Церковью в 1951 году, но лишь простым славословием (δοξολογία) - выражением благодарности за христианскую веру, переданную нам в IX веке в результате миссионерской деятельности святых Кирилла и Мефодия. Также в тот день проходил официальный визит в Чехию Президента Российской Федерации Д. Медведева, связанный с открытием в Пражском Граде выставки «Сокровища Кремля».
По этой причине в Прагу вместе со своим хором прибыл и митрополит Волоколамский Иларион. Митрополит Иларион принимал участие как в приеме, данном Президентом Республики, так и в открытии выставки.
По просьбе дипломатических атташе и политических кругов обоих государств в тот же день митрополит Иларион принимал участие и в Божественной литургии в соборе святителя Николая на Староместской площади Праги. В этом религиозном мероприятии также принимал участие хор митрополита Илариона, исполнявший за Божественной литургией духовную музыку Петра Ильича Чайковского.
Под влиянием всех вышеупомянутых дипломатических, политических и культурных обстоятельств мы не могли воспрепятствовать представителю Московского Патриархата произносить речь и по случаю годовщины дарования «автокефалии» Русской Православной Церковью.
Также нельзя было не поблагодарить крупнейшую славянскую Православную Церковь за поддержку православной миссии в наших странах в период австро-венгерского господства и в первые десятилетия новообразованной Чехословакии.
Однако здесь ни в коем случае не шла речь о праздновании дарования Русской Православной Церковью «автокефалии» Православной Церкви Чешских Земель и Словакии, поскольку наша Церковь стала в действительности автокефальной в сегодняшнем каноническом виде и была признана таковой всеми Православными Патриархатами и прочими автокефальными Церквами лишь благодаря Патриаршему и Синодальному Томосу, подписанному Вашим Всесвятейшеством в 1998 году».
Из этой переписки видно, что митрополит Христофор пытался усидеть на двух стульях - московском и стамбульском, что вряд ли могло понравиться как Константинопольскому, так и Московскому Патриархатам. Стоит ли искать причину кампании против Предстоятеля Чехо-Словацкой Церкви в его маневрах между Москвой и Фанаром, сказать затруднительно. Однако оглушительное молчание как нашего ОВЦС, так и Фанара в связи с отстранением митрополита Христофора показательно.
Продолжение следует
2. новости по теме
1. Re: Что стоит за отставкой митрополита Христофора?