Начиная с Вербной субботы, в которую вспоминается воскрешение Господом праведного Лазаря, и Входа Господня в Иерусалим, церковные песнопения ведут нас по стопам Христа. С зажжёнными свечами мы таинственно участвуем в торжественном входе Царя Славы, грядущего на вольную смерть, и с ветвями пальм или верб при пении «Осанна» встречаем Его у врат Иерусалима.
Вербное воскресенье есть уже наступление Страстной седмицы. Каждый последующий день её приближает нас к великой, таинственной ночи Воскресения Христова. В Страстную седмицу полагается особенно строгий пост. Перед верующими в эти великие дни проходит вся жизнь Христа, все чудеса, сотворённые Им на земле, всё Его учение.
Великий Понедельник
В Великий Понедельник мы вспоминаем безплодную смоковницу, иссохшую по слову Господа до корня, как образ человека, погибающего нераскаявшимся. В этот же день вспоминается разговор Иисуса Христа на Елеонской горе, в котором он говорил ученикам о разрушении Иерусалима и о втором Своём пришествии. Ученики наедине спросили Его-. «Скажи нам, когда это будет?» (Мф. 24, 3).
Первым признаком приближения Суда Божия называет Господь явление лжехристов. Они будут приходить под именем Христовым, «будут говорить: я Христос. Берегитесь, чтобы кто не прельстил вас» (Мф. 24, 4—5), то есть чтобы никто не отклонился от веры во Христа, не соблазнился желанием перейти в другую веру.
Вторым признаком будут войны; в этих войнах пройдёт немало времени, а погибель будет ещё далеко. Они усилятся, народы и царства смешаются в ожесточённой борьбе. И сама природа восстанет на людей, истребляя их голодом, моровыми поветриями и землетрясениями. Но всё это будет лишь началом бедствий.
Третьим признаком приближения последних дней Господь полагает жестокое гонение на Его учеников и последователей. Тогда многие отпадут от веры, будут ненавидеть и предавать оставшихся верными; умножатся между людьми беззакония и во многих иссяинет любовь, а лжепророки будут пользоваться успехом.
«Претерпевший же до конца спасётся» (Мф. 24, 13). Кто претерпит все страдания, не изменив любви и Христову учению, не поддавшись лжеучителям, тот заслужит спасение.
Проповедание во всём мiре благовестия о Царстве Христовом будет четвёртым признаком приближения суда Божия: «И тогда придёт конец». Разрушение Иерусалима служит как бы прообразом гибели всего мiра. Суд над столицей Иудеи в 70 г. от РХ наступил, как последствие её беззаконий и оскудения в ней любви; точно также и последний день мира, день гнева и суда Божия придёт тогда, когда истощится мера Божиего долготерпения наших беззаконий; служа лишь похотям, люди забудут, что они чада Божий и братья между собою.
Великий вторник
В Великий Вторник вспоминаются притчи Иисуса Христа о девяти девах, о талантах, о Страшном Суде.
... Жених задержался в пути, девы задремали и уснули. Когда же раздалось: «Се Жених грядет», — то оказалось, что у пяти из встречавших его масло в светильнике закончилось.
—Дайте нам вашего масла, потому что светильники наши гаснут, — обратились неразумные девы к мудрым, сделавшим
необходимый запас.
—Чтобы не случилось недостатка и у нас, и у вас, пойдите лучше к продающим и купите себе, — отвечали девы мудрые.
Когда же пошли неразумные покупать, пришёл Жених, и пять дев мудрых, запасливых, вошли с ним на брачный пир, и двери затворились.
— Истинно говорю вам: не знаю вас, — отвечал Жених в ответ на просьбу неразумных дев впустить их в брачные чертоги.
В этом же евангельском чтении Церковь предлагает нам и притчу о талантах. В ней Господь рассказывает о человеке, не пожелавшем приумножить богатство, которое получил от Бога.
Неразумные девы — это те люди, кто знает о Страшном Суде Божием, но не готовится к нему, не запасает «елея для светильников» — то есть дел веры. Придёт на землю Жених — Судия наш Иисус Христос — и разбудит всех, спящих сном смерти. Каждый явится пред Ним таким, каким его застала смерть. И неоткуда будет ждать помощи. Тогда и услышат они глас Христа: «Я не знаю вас, отойдите от Меня». То же будет и с теми, кто, получив от Бога различные дарования и способности, «каждый по его силе», по нерадению и небрежению не служил ими Богу и своим ближним.
Сразу после притчи о десяти девах и талантах за богослужением читается грозное пророчество о Страшном Суде, который совершит пришедший на землю снова, как грозный Судия, Сын Божий. Посмертному воздаянию посвящена значительная часть служб Великого Вторника.
Великая Среда
В Среду мы вспоминаем о женщине, помазавшей ноги Спасителя миром и тем это приготовившей Его к погребению, а также предательство Иуды.
«Тогда один из двенадцати, называемый Иуда Искариот, пошёл к первосвященникам и сказал: что вы дадите мне, и я вам предам Его? Они предложили ему тридцать сребрянников; и с того времени он искал удобного случая предать Его» (Мф. 26, 14—16).
Все ученики Христа, следуя за Ним, любя его, имели плотские ожидания и надежды. Но более всего имел их Иуда. Веруя в небесное посланничество Иисуса, он был убеждён, что не останется в убытке, оставив ради Него дом и хозяйство. Страстью любостяжания он страдал с детства, и ни пример Самого Иисуса Христа, ни других апостолов — не исправил его. И вот, ослеплённый страстью к наживе, он дерзнул на неслыханное святотатство - продал Божественного Учителя Его врагам за тридцать сребреников.
Великий Четверток
В Великий Четверток рассказывается о Тайной Вечери, на которой Господь установил Таинство Причащения. В этот-то вечер Иуда и предал своего Учителя.
За два дня до ветхозаветной Пасхи, в четверг утром, Иисус Христос призвал двух Своих учеников, Петра и Иоанна, и сказал им: «Пойдите в город к такому-то и скажите ему: Учитель говорит: время Моё близко, у тебя совершу пасху с учениками Моими. Ученики сделали, как повелел им Иисус, и приготовили пасху. Когда же настал вечер, он возлёг с двенадцатью учениками» (Мф. 26, 18—20). И сначала — пример смирения — "начал умывать ноги ученикам и отирать полотенцем, которым был препоясан... Когда же умыл им ноги и надел одежду Свою, то, возлегши опять, сказал им: знаете ли, что Я сделал вам,''... Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам» ( Ин. 13, 3—5, 12—15).
Во время самой Вечери Иисус Христос сказал ученикам Своим: «Истинно, истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня. Тогда ученики озирались друг на друга, недоумевая, о ком Он говорит. Один же из учеников Его, которого любил Иисус, возлежал у груди Иисуса; ему Симон Пётр сделал знак, чтобы спросил, кто это, о котором говорит. Он, припавши к груди Иисуса, сказал Ему: Господи, кто это? Иисус отвечал: тот, кому Я, обмакнув кусок хлеба, подам. И, обмакнув кусок, подал Иуде Симонову Искариоту. И после сего куска вошёл в него сатана. Тогда Иисус сказал ему: что делаешь, делай скорее... Он, приняв кусок, тотчас вышел; а была ночь, когда он вышел» (Ин. 13, 21 —27, 30). И когда они ели, «Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и,раздавая ученикам, сказал: примите, ядите, сие есть Тело Моё. И взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из неё все; ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Мф. 26, 26—28). При этом Он повелел: «Сие творите в Моё воспоминание» (Лк. 22, 19).
Так было установлено Таинство Причащения, и апостолы под видом хлеба и вина причастились Тела и Крови Христовых. В этот день есть обычай всем христианам причащаться, помня страдания Господа и всячески боясь причинять Ему новые страдания после принятии Святых Тайн.
Великий Пяток
В Великую Пятницу вспоминается Церковью суд и осуждение Господа, Его распятие, страдание и сама смерть на Кресте. На вечерне из алтаря на середину храма выносится для общего поклонения Плащаница — большой плат с изображением на нём лежащего во гробе Спасителя. Плащаница находится там в продолжении трёх неполных дней, напоминая этим трёхдневное пребывание Иисуса Христа во гробе.
... Когда пригвождали Иисуса Христа ко кресте, Он молился за Своих врагов и говорил: «Отче! прости им, ибо не знают, что дтают» (Лк. 23, 34). Один из повешенных злодеев злословил Его и говорил: если Ты Христос, спаси Себя и нас. Другой же, благоразумный разбойник сказал Иисусу: помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое! И сказал ему Иисус «Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю» (Лк. 23, 43). Вдруг солнце померкло и сделалась великая тьма, которая продолжалась три часа. В третьем часу пополудни Иисус Христос сказал: «Свершилось» (Ин. 19, 30). Потом он громким голосом воскликнул: «Отче! в руки Твои предаю дух Мой» (Лк. 23,46), — склонил голову и испустил дух. «Один из воинов копьём пронзил Ему рёбра, и тотчас истекла кровь и вода» (Ин. 19, 34).
Великая Суббота
На утрене этого дня совершается Чин Погребения Спасителя, в конце которого Плащаница выносится священнослужителями из храма и обносится вокруг церкви. Затем, по внесении Плащаницы в храм, она подносится к открытым Царским вратам в знамение того, что Спаситель Божеством Своим неразлучно пребыл на Престоле с Богом Отцом и Духом Святым.
В пятницу вечером пришёл к Пилату Иосиф из Аримафеи, тайный (из-за страха перед иудеями) ученик Христа и попросил отдать ему тело Иисусово. Пилат, узнав от сотника, что Иисус уже умер, отдал тело Его Иосифу. Пришел ко Кресту также и Никодим, тоже тайный ученик Иисуса Христа, и принёс около ста фунтов благовоний из смирны и алоя. Иосиф и Никодим взяли тело Иисуса Христа, обвили Его пеленами с благовониями, как обыкновенно погребали иудеи. Близко от того места, где Иисус Христос был распят, находился сад Иосифа, а в саду гроб, высеченный в скале, который Иосиф приготовил для себя. В этом своём гробе он с Никодимом и положил тело Христа, привалив большой камень к двери гроба. В снятии Иисуса Христа со Креста и погребении участвовала и Пресвятая Матерь Его, и жены-мироносицы. Возвратившись с погребения, они приготовили благовония и масти, чтобы полностью совершить обряд помазания тела Иисуса Христа по прошествии субботы.
Первосвященники и фарисеи «поставили у гроба стражу и приложили к камню печать» (Мф. 27, 66). Когда тело Иисуса Христа лежало во гробе, Он душою Своею сошёл во ад, сокрушил врата адовы, возвестил находящимся там душам умерших людей о Своей победе над диаволом и смертию, вывел оттуда в рай души людей, с верою ожидавших Его пришествия, а Божеством Своим был на Престоле с Богом Отцом и Духом Святым.
На этом заканчивается Страстная Седмица, посвящённая воспоминанию Спасительных Страстей по плоти Господа нашего Иисуса Христа. После Великой Субботы верующие с нетерпением ожидают великой радости — восстания из мёртвых Христа Жизнодавца — Славного Христова Воскресения.