Старики...

Лев Николаевич Гумилев и Дмитрий Сергеевич Лихачев

0
730
Время на чтение 16 минут

Лекции Льва Николаевича Гумилёва я слушала на географическом факультете ЛГУ, друзья посоветовали. Лев Николаевич был великолепным рассказчиком, увлекал и захватывал слушателей. Хотя проходили его лекции своеобразно, сначала ассистент рассказывал его учение, а потом как бы невзначай появлялся и сам автор «ответить на вопросы слушателей». Конспекты свои я потеряла, но говорил он примерно так же, как и писал.

Вот несколько пассажей из его сочинений, прямо соответствующие лекциям.

О стилях.

Есть два способа изложения новой мысли. Один считается «академическим». Это значит, что нужно насытить текст специальными терминами и ссылками настолько, что не всякий специалист сможет его понять без словаря. Не буду осуждать этот способ, хотя он мне представляется не столько «научным»,сколько «наукообразным». При написании диссертаций он очень полезен, но ведь диссертацию читают три оппонента и два рецензента.

Второй способ - это «забавный русский слог», простой разговорный язык. Нет научной идеи, которую нельзя было бы изложить ясно и кратко человеку со средним образованием, но, разумеется, тут необходимо применять литературные приемы: метафоры, гиперболы, эпитеты и даже вымышленные диалоги. Впрочем, к последнему приему прибегал еще Геродот; зато его любили читать и переписывали, так что его «История» дожила до нашего времени, а труды оскучнителей науки забыты.

О пассионарности.

Пассионарность - это характерологическая доминанта, необоримое внутреннее стремление (осознанное или, чаще, неосознанное) к деятельности, направленной на осуществление какой-либо цели (часто иллюзорной). Заметим, что цель эта представляется пассионарной особи иногда ценнее даже собственной жизни, а тем более жизни и счастья современников и соплеменников. Несомненно, что подавляющее число поступков, совершаемых людьми, диктуется инстинктом самосохранения либо личного, либо видового. Последнее проявляется в стремлении к размножению и воспитанию потомства.

Однако пассионарность имеет обратный вектор, ибо заставляет людей жертвовать собой и своим потомством, которое либо не рождается, либо находится в полном пренебрежении ради иллюзорных вожделений: честолюбия, тщеславия, гордости, алчности, ревности и прочих страстей. Следовательно, мы можем рассматривать пассионарность как антиинстинкт, или инстинкт с обратным знаком.

«Разумному эгоизму» противостоит группа импульсов с обратным вектором. Она всем хорошо известна, как, впрочем, и пассионарность, но также никогда не выделялась в единый разряд. У всех людей имеется искреннее влечение к истине(стремление составить о предмете адекватное представление), к красоте(тому, что нравится без предвзятости) и к справедливости (соответствию морали и этике). Это влечение сильно варьируется в силе импульса и всегда ограничивается постоянно действующим «разумным эгоизмом», но в ряде случаев оказывается более мощным и приводит к гибели не менее неуклонно, чем пассионарность. В сфере сознания оно как бы является аналогом пассионарности и,следовательно, имеет тот же знак. Назовем его аттрактивностью (от лат.attractio - влечение).

Природа аттрактивности неясна, но соотношение ее с инстинктивными импульсами самосохранения и с пассионарностью такое же, как в лодке соотношение двигателя (мотора) и руля. Равным образом соотносится с ними «разумный эгоизм» - антипод аттрактивности.

Так вот. Если принять эту энергетическую модель, модель силового поля, и применить ее к проблеме этноса, то этнос можно представить себе в качестве системы колебаний определенного этнического поля. А если это так, тогда мы можем сказать, в чем различие этносов между собой. Очевидно, в частоте колебаний поля,  в особом характере ритмов разных этнических групп. И когда мы чувствуем своего, это значит, что ритмы попадают в унисон или строятся в гармонию; когда в унисон ритмы не попадают, мы чувствуем, что это чужой, не свой человек...

О возникновении академизма.   

Надо сказать, что в  Средневековье  цитаты не всегда указывались в схоластических или еретических сочинениях. Просто говорилось, что в Библии, мол, сказано так-то, а затем проповедник говорил свое, все, что ему вздумается. Заслуга университетской схоластики в том, что она ввела систему сносок, которой мы пользуемся и сейчас. Если ты ссылаешься на Библию, так укажи номер главы и стиха, иначе ссылку не принимали во внимание.

История монашества.

В Византии пассионарный перегрев не сопровождался территориальной дивергенцией. Территориальное распадение сменилось идеологическим. Произошло это следующим образом. Своим декретом римский император Константин объявил христианство официальной религией. Цель многолетней борьбы была достигнута, гонения с христиан перенеслись на язычников.

Но пассионарность продолжала расти, пассионарии стремились действовать, а действовать стало негде и незачем. Поэтому признак этот стал проявляться в весьма уродливых формах. Началось это еще во время правления Константина.Константин заявил, что, конечно, церковь он допускает. Допускает, чтобы соборы собирались, все обсуждали, но он как император желает присутствовать на этих соборах, чтобы не было какого-нибудь государственного беспорядка. А он же был язычником, его нельзя было допустить. Тогда ему присвоили чин дьякона, самый младший чин церковной иерархии, чтобы на этом основании император всей империи Римской имел право быть допущенным на собор. Константин был человек практичный, он не обиделся. Но африканские христиане, наиболее горячие, заявили: «Какое дело императору до церкви? В гражданских делах мы ему подчиняемся, а в церковные пусть не лезет». Так кричал дьякон карфагенской церкви Донат, поэтому его последователи назывались донатисты. Так как умеренные были, как всегда, в большинстве, то программа Доната не прошла и создала первый раскол в христианской церкви. Донатисты заявили, что новый слишком благополучный порядок их не устраивает - мученической смерти-то уже нет, значит, затруднено спасение в загробной жизни, поэтому они создали свои группы, которые ходили по дорогам близ Карфагена, ловили какого-нибудь путника, окружали его и говорили:»Убей нас во имя Христа». Тот говорил: «Да вы что! С ума, что ли, спятили, я мухи не обижу, я курицу зарезать не могу. А вы хотите, чтобы я людей убивал, уйдите от меня». - «Э-э-э, - доверили ему, - тебе же плохо будет, мы из тебя сейчас котлету делаем, если ты нас не убьешь во имя Христа!» И тому ничего не оставалось, как брать у них из рук дубину и бить их по темени, и они покорно падали и умирали, считая, что идут в рай.

Менее трагические уродливые формы эта повышенная пассионарность, при определенной конфессиональной доминанте, приняла в Египте. Там, правда, не требовали, чтобы их убивали, но говорили: «Нет, мы откажемся от всей жизни, которая нас привлекает. Мы всего хотим. Мы хотим эти вкусные финики, мы хотим это сладкое вино, мы хотим этих милых женщин, мы хотим наслаждаться поэзией, а ведь это же все грешно! Все! Уходим в пустыню!» Уходили в Фиваиду, в Верхний Египет и сидели там на крайне постной пище - кусок хлеба и немножко воды, дабы убить свою плоть, подавить желания. Даже сами себя наполовину в землю закапывали, чтобы избежать соблазнов, если те случались. Так родилось монашество и аскеза. Было ли это плохо или хорошо?

Я бы сказал, с точки зрения нашей, географической, с точки зрения охраны природы, - это было очень хорошо, потому что если бы этих страшных оголтелых пассионариев да выпустить на природу или на людей напустить, так они бы столько дров наломали, что и подумать страшно! И это-то реальное ослабление пассионарности всей системы спасло Византию от полного распада, хотя от неполного не спасло...

На меня просто гипнотическое воздействие он оказывал. Я тогда ещё не крестилась, плавала в тумане, и, помню, «Этногенез и биосферу Земли» читала как прекраснейшую поэму. Что значит, когда папа с мамой - большие поэты! Лев Николаевич рассказывал, что и в аспирантуру - то поступил только потому, что марксизм-ленинизм, обязательный вступительный экзамен, в стихах сдавал, экспромтом сочинял ответы на вопросы из доставшегося ему билета! Всем  понравилось, подвоха никто не заподозрил. Мне тоже пришлось при поступлении в аспирантуру марксизм-ленинизм сдавать. В стихах не получилось. В университете красный диплом мне не дали из-за госа по научному коммунизму, сначала вообще пару влепили, еле уговорила наш декан принципиальную комиссию «четвёрку» мне поставить, не портить биографию, аргументируя тем, что уже решено в аспирантуру меня послать. На аспирантских вступительных в Питере уже проще всё было,  экзаменатор без внешнего давления всё с той же «4» с миром меня отпустил. В перерыве между научным коммунизмом и марксизмом-ленинизмом я приняла крещение в православной церкви, и тема диссертации была у меня: «Соловецкая агиография в середине XVII века».

***

Льва Николаевича, помимо лекций, я видела ещё несколько раз, помню, в Музее Достоевского на открытии выставки, уже незадолго до смерти Л.Н, и я в тот раз особенно почувствовала, как Л.Н. похож на мать, Анну Ахматову, на последние, предсмертные её фотографии.

Я горевала, когда он умер. Отец Геннадий Беловолов, который и организовал выставку в Музее Достоевского, продолжал работать там и после рукоположения, а в день памяти Фёдора Михайловича однажды служил панихиду на его могиле в Александро-Невской лавре, и после Достоевского мы пошли к могиле Льва Николаевича, помолились и о нём.

Знаю, он в лагерях научился так увлекательно рассказывать, там это был способ выжить. Другого такого сплава науки и фантазии я не знаю, то есть может и бывает ещё, но только у Льва Николаевича такой красивый получился!

На фотографии вверху - Дмитрий Сергеевич Лихачёв и Лев Николаевич Гумилёв. Никогда не видела их вместе, и для меня открытием стали их отношения. Д.С., как известно, гораздо меньше времени в лагере, на Соловках, провёл, чудом избежал там расстрела, его академическая карьера сложилась удачнее, чем у Л.Н., и поэтому он мог всячески его поддерживать.

В библиотеке Л. Н. Гумилёва сохранилась книга Д. С. Лихачева «Поэзия садов» (Л.: Наука, 1982) со следующей дарственной надписью: «Дорогому Льву Николаевичу с любовью, уважением и восхищением. Д. Лихачев. 24.V.84». 

А вот его отзыв на «Этногенез и биосферу Земли»: «Описание пассионарности и открытие пассионарных толчков - одно из крупнейших достижений отечественной науки, которое ставит имя Л. Н. Гумилёва в один ряд с именами замечательных ученых-натуралистов В. И. Вернадского, К. Э. Циолковского, А. Л. Чижевского, Н. И. Вавилова. Впрочем, окончательную оценку трудам Л. Н. Гумилёва должны вынести ученые-естественники, хотя, я думаю, что моя оценка ученого-гуманитария не далека от истины. Со своей, гуманитарной стороны не могу не отметить глубокого профессионализма Л. Н. Гумилёва как историка, обладающего к тому же удивительным талантом облекать полные строгости исторические доказательства в форму живого не утомительного повествования.

Книга «Этногенез и биосфера Земли» читается захватывающе, как роман с детективным сюжетом. Первый выпуск (Звено между природной средой и обществом) - это интригующая завязка, из которой мы узнаем, что этнос - это на самом деле не совсем то, что мы о нем думали до сих пор. Это не язык, и не раса, и не общество... Более того, оказывается, что ни одна из нам известных его характеристик не может быть абсолютной отличительной его чертой. Здесь же мы узнаем, почему не состоятельны взгляды на всемирную историю Арнольда Тойнби и академика Н. И. Конрада. Обезоружив таким образом читателя, автор во втором выпуске (Пассионарность) предлагает пока в качестве гипотезы идею о пассионарности как таинственном факторе Х - причине этногенеза, а затем в третьем выпуске с криминалистической точностью проводит доказательство того, что у этносов как и у всего живого на Земле есть возрасты.

Финал работы - драматическая развязка, из которой читатель узнает об этнических антисистемах и об обновляющей этносферу силе - пассионарных толчках. Книга Л. Н. Гумилёва «Этногенез и биосфера Земли» прошла уже достаточное испытание временем. За те годы, что ее депонировал ВИНИТИ, с ней успели познакомиться многие специалисты из различных отраслей знания и их отзывы в целом положительные. Однако возможности ВИНИТИ оказались явно недостаточными для ознакомления с работой всех заинтересованных исследователей. Наступил тот период в судьбе научного открытия, когда необходимо широкое всестороннее обсуждение идей, выдвигаемых Л. Н. Гумилёвым.

С идеями Л. Н. Гумилёва я знаком давно, точнее с 1972 года, когда я представлял к печати его статьи в журнал «Русская литература». С тех пор мы неоднократно обменивались мыслями и соображениями, и он всегда принимал мои замечания с полным вниманием. Автору такого калибра, как Л. Н. Гумилёв, не следует навязывать мелкие замечания или собственные мнения. Автор - не мальчик в науке. Поэтому я не вижу необходимости говорить здесь о частностях и недостатках, которые мы в полном праве скорее рассматривать как особенности.

Необходимо другое - скорейшая публикация книги «Этногенез и биосфера Земли» привычным типографским способом. Уверен, книга мгновенно разойдется, потому что потребность в ней уже давно остро ощущается, и станет настольной не только для историков, географов, этнографов, но и для филологов, биологов, да и вообще для всех гуманитариев и естественников, думающих о природе и истории, и о месте человека в них.

Д. Лихачев, 23.IХ.1987.

Ещё один отзыв - предисловие Д. С. Лихачева к книге Л. Н. Гумилёва «Древняя Русь и Великая степь». М.: Мысль, 1989. С. 7-11.

«На представленных страницах Л. Н. Гумилёв предлагает своим читателям увлекательный (как всегда у него) опыт реконструкции русской истории IX-XIV вв. Это именно реконструкция, где многое раскрывается благодаря воображению ученого. Такой опыт реконструкции, даже не будучи во всем достоверен, имеет все права на существование. Если идти вслед за бедными источниками, посвященными этому времени, устанавливать только то, что может быть установлено с полной достоверностью, то все равно мы не гарантированы от недопонимания истории, ибо историческая жизнь несомненно богаче, чем это можно представить только по источникам. И все-таки любое, самое строгое, следование за источниками невозможно без элементов реконструкции. У Л. Н. Гумилёва элементов реконструкции больше, чем у других историков, стремящихся к «усредненности» выводов, но в этом и преимущества Л. Н. Гумилёва. Он обладает воображением не только ученого, но и художника.

Спорить с Л. Н. Гумилёвым по частностям мне не хочется: в его концепции все они имеют подчиненный характер. Л. Н. Гумилёв строит широкую картину, и ее нужно принимать или не принимать как целое.

Сходную картину реконструкции церковно-политической жизни Киевской Руси дал в свое время такой тонкий и строгий источниковед, как М. Д. Приселков. Реконструкция М. Д. Приселкова до сих пор не утратила своего значения. Совсем не совпадающая с ней по направлениям, но сходная по методике реконструкция русской национальной жизни дается Л. Н. Гумилёвым. Совершенно уверен, что она вызовет не меньший интерес, чем в свое время вызвала реконструкция церковно-политической жизни М. Д. Приселкова.

Книга Л. Н. Гумилёва читается как роман. Автор имеет право на такого рода «роман», - сейчас это крупнейший специалист по трактуемым вопросам. Концепция Л. Н. Гумилёва не столько расходится с существующей точкой зрения на взаимоотношения Руси и Степи, сколько перекрывает эту точку зрения, демонстрируя всю сложность ситуации. Конечно, с Л. Н. Гумилёвым можно спорить по отдельным частностям, но стоит ли это делать? Надо дать возможность Л. Н. Гумилёву в короткой (иногда кажется, даже кратчайшей) форме изложить свою концепцию. Концепция же Л. Н. Гумилёва имеет одну очень важную сторону: она смягчает то противопоставление народов Востока и Руси, которое имеет место до сих пор. И это сделано с огромными знаниями, которые ощущаются за каждой строкой книги. 

Предлагаемая работа на первый взгляд кажется написанной без соблюдения принятых правил и композиции, включающей: постановку проблемы, разбор источников и литературы, изложение и вывод. Но только на первый взгляд. Если вдуматься, то очевидно, что все это есть и подано отнюдь не банально.

В начальных главах автор излагает свое отношение к истории культуры и этнической истории, а также к проблеме использования источников. Бесспорно, он прав в том, что строить широкую историческую панораму только на источниках, игнорируя всю критическую литературу и сводные, обобщенные работы, невозможно. Тем не менее следует учитывать, что не все частные проблемы истории и истории культуры такого темного периода, как 1-е тысячелетие н. э., достаточно освещены. Поэтому, признавая за автором право опираться на обобщения, уже сделанные его предшественниками, мы не можем не потребовать, чтобы отношение к ним было в меру критическим, а любое приятие или неприятие того или иного тезиса - аргументированным.

Во второй главе мы находим вместо перечня источников точку зрения автора на историю культуры и этногенеза. Эта глава начинается с философского экскурса, где уточнен ряд терминов, употребляющихся в работе, затем изложены историко-географическая и этнологическая концепции, и только после этого автор объясняет, «без чего следует обойтись». Он указывает, что библиография проблемы Хазарии критически учтена в книге М. И. Артамонова «История хазар» (Л., 1962), редактором которой был сам Л. Н. Гумилёв. Евразийская степь описана им же в «Степной трилогии», а данные по Древней Руси почерпнуты из комментария к «Повести временных лет» (М.;Л., 1950), составленного мною. Действительно, повторять работу нет смысла, за исключением тех случаев, когда вывод исследователя расходится с распространенным, устаревшим, но принимаемым без критики мнением.

Автор строит свое рассуждение, опираясь не столько на анализ фрагментов памятников, уцелевших от тех времен, сколько на системные связи, при которых история событий играет роль индикатора интенсивности исторического процесса.

Этот синтез ранее не применялся, так как не были известны величины, соизмеримые для военной истории, этногенеза и истории культуры. Л. Н. Гумилёв в качестве моста между этими науками предложил открытое им явление - пассионарность, благодаря чему был осуществлен исторический синтез.

Не останавливаясь на достигнутом, Л. Н. Гумилёв привлек к анализу истории культуры физическую географию. Правильно учитывая связь экономики натурального хозяйства с уровнем благосостояния древних обществ, а тем самым с их военной мощью, автор сопоставляет исторические события и колебания климата степной зоны Евразии. Этим способом он получил ряд уточнений, позволивших ему подробно обрисовать историко-географический фон, на котором сталкивались различные культурные влияния с местными формами оригинальной культуры Восточной Европы. Так, «белое пятно» в истории нашей Родины ныне закрыто, хотя работу в этом направлении нельзя считать законченной.

В исторической части почти все тезисы автора для читателя неожиданны. Китай, который казался мирной страной, обижаемой кочевыми соседями, выступает как хищный агрессор... и это убедительно доказано на широком историческом фоне. Обры представлены как реликт культуры Турана. Половцы описаны и на их азиатской родине. Византия, по мнению автора, не «второй Рим», а «анти-Рим». Нестору-летописцу Л. Н. Гумилёв отказывает в доверии, опираясь на работу А. А. Шахматова и автора этих строк. Поход Святослава рассматривается не как грабительский набег славянского викинга, а как освободительная война против купеческой компании, эксплуатировавшей покоренные народы.

Все непривычно, но убеждает внутренней логикой и широтой анализа. В заключительных главах книги Л. Н. Гумилёв рассматривает причины того явления, вследствие которого большая часть памятников искусства и культуры погибла. Он полагает, что здесь играла роль не только плохая сохранность шедевров из нестойких материалов или из драгоценных металлов, которые постоянно переливали в слитки, но и иконоборческая направленность некоторых сект, а вернее, течений мысли - катаров, богумилов, исмаилитов. Последние разделы написаны особенно удачно. Силу, противостоящую уничтожающему Времени, автор видит в Жизни, порождающей страсть и волю к действию. И он рассматривает Жизнь как планетарное явление, свойственное Земле. Укажу, что все предшествующие книги Л. Н. Гумилёва имели большой читательский успех и были переведены за рубежом. Мне известно, с каким интересом относятся к работам Л. Н. Гумилёва, например, в Венгрии и Польше, а также во Франции, Англии и США.

Эта книга - весомый вклад в развитие отечественной, и не только отечественной, истории. Впрочем, значение ее выходит далеко за рамки традиционного понимания истории как науки. Книга Л. Н. Гумилёва, безусловно, станет заметным явлением нашей культурной жизни.»

Можно сказать, Дмитрий Сергеевич сделал всё от него зависящее, чтобы снять со Льва Николаевича клеймо вечного арестанта. А оно, это клеймо, было заметно невооружённым глазом, даже основной курс лекций по этногенезу на географическом факультете ЛГУ, наверное, полулегальным был, поэтому и читал его какой-то ассистент, а сам Лев Николаевич появлялся словно невзначай. Не помню точно, в каком году я слушала эти лекции, не позже 1988-го. Но точно помню, что читала «Этногенез и биосферу Земли» именно в толстых, изданных малым тиражом на гектографе двух томах ВИНИТИ, брала в библиотеке Коми филиала Уральского отделения Академии наук СССР. И это уже во время «перестройки», когда далеко за 70 Л.Н. было и недолго оставалось жить. Что уж говорить о более раннем советском времени! Всячески «держали и не пущали». Но, между прочим, впечатление он производил отнюдь не забитое-запуганное, совсем наоборот, держался с тем же царственным достоинством, которое многие современники замечали и отмечали в его матери, Анне Андреевне Ахматовой, «королеве в изгнании».

Дмитрий Сергеевич суше и скромнее держался, хотя, повторюсь, я никогда не видела их вместе, как на этой фотографии, но вообще часто видела Д.С. на открытых заседаниях отдела древнерусской литературы в Пушкинском доме, на которые регулярно ходила, как и все участники нашего университетского семинара по древнерусской литературе. Древников было не так много, все друг друга знали, по конференциям и публикациям, по работе в отделах рукописей и архивах, в экспедиции вместе ездили. И мы не по обязанности, а с великой охотой посещали все заседания под председательством Д.С., они всегда живо и интересно, а отнюдь не формально проходили.

Помню, участник нашего университетского семинара, но в то время ещё школьник, Денис Цыпкин, которого Д.С. тоже поддержал тем, что, заметив в мальчике интерес к рукописям, выдал ему письма-пропуска в отделы рукописей Публички, БАНа(библиотеки АН) и древлехранилище ИРЛИ, без которых невозможно было туда попасть для работы - однажды опоздал на заседание. Свободное место было только за столом президиума рядом с Д.С. Я бы не решилась туда пролезть. Но Денис не смутился, пролез и в продолжение заседания шёпотом обменивался с Д.С. какими-то замечаниями по докладу, чего я бы, наверное,  не смогла сделать даже под угрозой казни. Не знаю, откуда бралась во мне эта робость, никто в то время не афишировал, что и Дмитрий Сергеевич, и Лев Николаевич - бывшие лагерники.

Один был академиком и прочая, и прочая, а второй - сыном двух гениальных поэтов. Я воспринимала их обоих как небожителей. Но вот странно - прошло время, и я стала думать, что в них было что-то общее и с моими неучёными бабушками, и с теми стариками-староверами, которых узнавали мы в экспедициях. Что было этим общим? Война, голод, все те бесчисленные и неимоверные испытания, которые выпали на их долю? Или тот след, который оставили эти испытания на всём их облике, который одним словом можно было бы описать так же, как в «Рублёве» описал товарищ иконописца его творения: простота без пестроты...

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

8. Re: Старики...

В жизни Гумилева, как и в жизни почти всех его товарищей по лагерю, было слишком много несчастий, а комедии – советские, индийские, французские – приносили хоть немного радости. Серьезная литература его перестала интересовать, как перестало интересовать и «высокое» искусство. «Не хочу трагизма, он мне ни к чему. Устал, хочу отдыхать и заниматься историей веков отдаленных», — писал он...http://4itaem.com/book/gumilv_syin_gumilva-402370 - Гумилёв, Сын Гумилёва, отличнейшая книга!

7. Re: Старики...

Вы, дорогая Екатерина, по существу и сердечно высказались, теперь можно признаться, что, возможно, в силу своего гуманитарного филологического образования я-таки не поняла, что такое не только аттрактивность, но и пассионарность пресловутая. Одна схема есть в "Этногенезе" http://gumilevica.kulichki.net/maps/ebe04.html, вторая из лекций http://gumilevica.kulichki.net/fund/fund03.htm, и обе мне напоминают тот из Денискиных рассказов, где учительнице географии пришлось урок литературы вести, "Тиха украинская ночь" он называется. Все остальные термины совершенно ясны, что такое суперэтнос, этнос, субэтнос и конвиксии с консорциями - ребёнку понятно. Вот ещё цитатка:"Различать субэтносы очень легко, так как этнография конца XIX в. работала именно на этом уровне. Этнографы изучали бытовой обряд, т.е. фиксированный стереотип поведения у тех групп населения, которые резко отличались от столичных, например быт олонецких крестьян, но игнорировали жизнь профессоров Петербурга. А зря, потому что для нашего времени такое описание было бы очень полезно и интересно, а теперь приходится читать А. П. Чехова, да еще с поправкой на его субъективизм"... Что петербуржские профессоры и олонецкие крестьяне - принадлежат к одному народу, но являются носителями разных стереотипов поведения - очевидно. А вот как настоящего пассионария от субпасионаричя отличить? И стоит ли? Больше всего Л.Н., конечно, интриговал своих слушателей тем, что ни при каких обстоятельствах "не переходил на личности", то есть из истории древнего мира и хунну с китайцами - сколько угодно, а вот из насущной современности - никаких примеров, ни за что! Хотя, конечно, первая мысль, которая появилась у меня при слушании, что мы как суперэтнос в фазе надлома находимся. Но сам Л.Н. никогда не высказывался прямо по современной истории России. Насиделся достаточно и без высказываний. Но, с другой стороны, теперь возникает вопрос, где в его глобальной системе место вере? Есть ли оно там? Я не случайно упомянула Питирима Сорокина, как учёный он сопоставим с Л.Н., особенно учитывая условия их работы, один - в университетских центрах и академических библиотеках, другой - на нарах. "Социальная и культурная динамика" по замыслу охватить всю известную историю равна "Этногенезу и биосфере Земли". Но терминология Сорокина мне понятнее, его три типа «суперсистем»: «идеациональный», в котором определяющую роль играют альтруизм, мистицизм и аскетизм; «чувственный», в котором преобладают урбанистические черты и интеллектуализм; наконец, «идеалистический, характеризующийся сочетанием особенностей первых двух типов", и кризис нашего времени, связанный, по Сорокину, с переходом от чувственной к идеациональной культуре - не вызывают вопросов. Именно кризис, и у Сорокина то интересно, что он наглядно показывает, какие страшные кризисы уже переживала в том числе и христианская цивилизация при переходе от одного типа культуры к другому, но, как мы знаем из факта своего существования, не всякий кризис есть гибель... Попросту говоря, можно ли "научно обосновать" и из опыта прошлого понять настоящее и предсказать будущее, или всё-таки это удел мистиков и пророков? Как Вы думаете?

6. а казалось бы: что мне эти хунну с китайцами? Вот что значит - талант, думаю, не меньший, чем у Геродота...

"Что он Гекубе? Что ему Гекуба? А он - рыдает.." В.Шекспир, "Гамлет".

5. Re: Старики...

Позиция Л.Н. Гумилева в отношении египетских монахов и вообще монахов-отшельников не может не эпатировать. Ирония ученого на это и рассчитана. ОН любил говорить взрывные вещи... Наталья Чернавская правильно сказала, что эта ирония - есть ирония человека, прошедшего через лагеря, ирония, в месте надлома души человека - ведь Лев Николаевич начал свой крестный путь совсем молодым, даже юным человеком, не уготовленным к такому развороту событий. Но вынес, окреп, одел броней свою душу... Те, кто не имел подлинной и глубокой Веры только этой броней и природными дарованиями спасались... Но не сказаться на человеке это не могло. Да простят египетские монахи рабу Божиему Льву его малое заблуждение! Думаю, давно простили и поняли... Но мы не должны смешивать приятие мира и жизни после стольких лет страданий как истину в последней инстанции. Оправдать и спострадать - да. Но монашество тут не причем. Просто отнестись с пониманием и любовью. А Господь управит...

4. Ответ на 3., иеромонах Арсений:

Похоже, что оказывает до сих пор...

Сочинений его я лет 10 уже не читала, последнее, что читала, собираясь на Байкал, "Хунну в Китае":"Сама природа разделила Восточную Азию на две части: теплую, влажную и изобильную, с многочисленным оседлым населением - Китай, и холодную, сухую, пустынную, с редким кочевым населением - ее мы будем называть Великая степь. На рубеже нашей эры ее населяли хунны...Названия племенных групп, привычные китайскому уху, для европейца экзотичны и не вызывают каких-либо ассоциаций. Значит, надо сопоставить трагедию, разыгравшуюся в Северном Китае в IV-V веках, с событиями всемирной истории, дабы обнаружить соответствия между локальным и глобальным процессами. Это несложно, ибо разгадка лежит на поверхности. Основное содержание событий можно сформулировать так: Великое переселение народов в Восточной Азии...Существовало мнение, что кочевая и китайская культуры несоизмеримы, что кочевники были дикарями, вторгавшимися в цивилизованный Китай, что Великая степь-китайская периферия, а "проблема хуннов-это проблема Китая" [6]. Против этого мнения говорит все доподлинно известное об истории Центральной Азии, и все-таки такое мнение существовало и не всегда встречало возражения. Почему? XIX век оставил нам в наследство концепцию, согласно которой только оседлые народы создали прогрессивную цивилизацию, а в Центральной Азии будто бы царили либо застой, либо варварство и дикость. Самое плохое в этой концепции было не то, что она неправильна, а то, что она предлагалась как достижение науки, не подлежащее критике. В этом-опасность любого предвзятого мнения. Чтобы заставить рутинеров задуматься, нужен был аргумент сильный, бесспорный и наглядный. Таким оказались предметы искусства из алтайских и монгольских курганов... А теперь, прежде чем приступить к историческому повествованию, включающему описание, анализ и синтетическую интерпретацию событий, разорвавших историю Срединной и Восточной Азии на два несхожих между собой периода, бросим хотя бы беглый взгляд на природу страны, где произошел этот надлом. На переднем плане нашей историко-географической панорамы лежит бассейн реки Хуанхэ, все остальное-только фон. Истоки Хуанхэ находятся в Тибете. Первые 200 км река спокойно течет в широкой долине, окаймленной горами, почти лишенными растительности. Затем она врезается в горные отроги Куньлуня и превращается в бурный поток, несущийся в теснине глубиной до 500 м. Здесь ширина реки колеблется между 10 и 50 м, но и, вырвавшись из ущелий, она остается, по нашим представлениям, узкой: преимущественно 50-70 м, и только местами-до 300 м. Однако быстрое течение делает Хуанхэ труднопреодолимым водным рубежом. Особенно сложны переправы через реку во время паводков, когда влекомые течением песок и ил составляют 46 % объема речного потока. Поэтому великая излучина Хуанхэ, окружающая с трех сторон Ордос, делает его островом среди прилегающих пустынь. Но в середине зимы река замерзает. Тогда Ордос открыт для набегов и вторжений со стороны Великой степи. В низовьях Хуанхэ намыла высокую дамбу и оказалась как бы "висящей" над окружающей ее равниной. У Кайфына дно реки на 5 м выше окружающей местности, и частые наводнения держат население в обоснованном страхе..." Так что хотела Вам возразить, но не получилось, вот открыла эту книгу, чтоб цитатку дать - и увлеклась,стоит начать читать - и не оторваться, а казалось бы: что мне эти хунну с китайцами? Вот что значит - талант, думаю, не меньший, чем у Геродота...

3. На меня просто гипнотическое воздействие он оказывал

Похоже, что оказывает до сих пор...

2. Ответ на 1., Писатель:

Хотел было выразить солидарность в отношении к Гумилеву, но пассаж о египетских монахах меня просто шокировал. Кто читал египетские патерики могут меня понять, потому что подвиг Святых Отцов никак не предполагает их сравнения с какими-то социопатами вредителями, которых автор может принять только с позиции охраны природы.

Я читала переводные патерики. И Л.Н. Гумилёв, уверена, тоже их читал. Этот его пассаж, думаю, лагерный, только человек, который очень долго и насильственно был лишён земных благ - знает им цену и может так красочно описать. Вообще же Ваше замечание свидетельствует о том, что либо я плохо написала, либо Вы не увидели в моём тексте того, что я хотела в него вложить. Легко нам теперь писать и говорить всё, что вздумается. Д.С.в 20 с небольшим попал на Соловки за ять, он считал необоснованной реформу правописания. Вернулся оттуда больным, но, слава Богу, живым, и даже, возможно, язва его и отсюда привычка очень мало есть - помогли ему выжить в блокаду, когда "Оборону древнерусских крепостей" он написал. Питирим Сорокин, выдающийся учёный, коми морт (морт по-коми - человек), в революцию читал лекции в СПб университете и вот пишет в дневнике:"За лекцию я получаю тарелку супа, которая не покрывает моих энергетических затрат на то, чтобы дойти до университета и прочитать эту лекцию"... Передаю по памяти. Подумал - подумал, словом, и перестал ходить,и потом выслали его большевики на известном корабле в Европу. На юбилейный симпозиум в Коми лет 15 назад приезжал его сын Сергей, я спросила у него, оказалось, ни русского, ни коми, дети Сорокина уже толком не знали, только церковнославянский, поскольку вслед за отцом пели на клиросе университетской церкви в штатах. У Сорокина помимо прочих есть замечательная работа "Человек и общество в бедствии", там он на громадном материале: эпидемии, войны, революции - показывает как социолог, что происходит с людьми в крайних обстоятельствах, опять же по памяти: воровать станет в сущности каждый изголодавшийся человек, а людоедом - один из миллиона... Это я к тому, что вот Сорокин подумал и в штатах оказался, а Д.С. с Л.Н. - в лагере, за то же самое, чтоб не задумывались. Откажись один от ятя, другой - от родителей - намного легче была бы их жизнь. Не отказались. Не только от ятя и родителей, но и от того образа Родины, который несли в себе, в своём сердце и уме - и нам передали. Стиль Л.Н. Гумилёва, повторюсь, уникален, это сплав не только научной логики и художественного воображения, но и лагерных баек. Невозможно судьбу и сочинения человека по отдельности воспринимать и оценивать. Да и по существу Л.Н. прав: монашество спасло природу, хотя это и не главная его цель, но спасись сам, укроти свои похоти - и вокруг тысячи спасутся, не только людей, но и прочих тварей Божиих. А если б полторы тыщи лет назад "покорением природы" человечество занялось - то давно бы уж только рожки да ножки от неё остались...

1. О Фиваиде

Хотел было выразить солидарность в отношении к Гумилеву, но пассаж о египетских монахах меня просто шокировал. Кто читал египетские патерики могут меня понять, потому что подвиг Святых Отцов никак не предполагает их сравнения с какими-то социопатами вредителями, которых автор может принять только с позиции охраны природы.
Писатель / 27.04.2013, 06:46
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Наталья Чернавская
Про Василя Быкова
Сегодня, 19 июня 2024-го года, 100 лет Василю Быкову
19.06.2024
Вечный покой
Скоропостижно преставился ко Господу архимандрит Трифон (Плотников)
15.11.2023
Все статьи Наталья Чернавская
Последние комментарии
Русскому человеку нужно одуматься и покаяться
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
13.11.2024 21:42
Диверсия государственного уровня?
Новый комментарий от наталья чистякова
13.11.2024 21:27
Греция – Македония: спор из-за Александра Македонского не утихает
Новый комментарий от Павел Тихомиров
13.11.2024 21:20
Удерживающий или подменный «Катехон»?
Новый комментарий от наталья чистякова
13.11.2024 21:18
Царь Иоанн Грозный не виновен в смерти святителя Филиппа
Новый комментарий от р.Б.Алексий
13.11.2024 21:15
Религиозная амбивалентность?
Новый комментарий от Апографъ
13.11.2024 20:34
«Стратегическая победа всех защитников традиционных ценностей»
Новый комментарий от Владимир Петрович
13.11.2024 19:22