1. Секретная служебная записка. Люди, хорошо знавшие Царя и Царицу, высказались исчерпывающе полно по поводу существа взаимоотношений старца Григория Распутина-Нового с Царской Семьей. Достаточно обратиться хотя бы к воспоминаниям товарища обер-прокурора Святейшего Синода князя Н. Д. Жевахова и министра финансов В. Н. Коковцова, уже цитированных в этой книге. Быв. министр внутр. дел А. Д. Протопопов на допросе в Ч.С.К. (1917 г.) совершенно определенно заявил: «Влияние Распутина [на Царскую Семью] было громадное, - добавив при этом, - он был как член семьи».1
Однако, по сей день открытым остается вопрос, каков характер этого влияния?
Ограничивалось ли оно чисто духовной стороной жизни Русских Самодержцев или же сказывалось и на течении российской политической жизни. Существует мнение, что никакого политического влияния Григорий Распутин не оказывал. Эту мысль высказывают люди, настроенные в отношении к его личности в той или иной степени доброжелательно.
В то время как его противники доказывают обратное и приводят массу примеров, когда очевидное вмешательство Григория Распутина в политику приносило, по их мнению, горькие плоды. Что же было на самом деле? Внимательное рассмотрение событий приводит к выводу, что влияние на течение государственных дел со стороны старца Григория, несомненно, было, но совершенно особое, не укладывающееся в рамки обычной деятельности политика. Более того, такого влияния не могло не быть, и мы попытаемся дать ответ, почему это так.
Начнем с того, что Григорий Ефимович Распутин-Новый не был случайным явлением в истории Государства Российского. Встреча с русским крестьянином была подготовлена всей логикой исторического пути, пройденного русским самодержавием за последние триста лет. Духовным символом самодержавного правления рода Романовых, послужило знаменательное событие в русской истории - спасение Царя Михаила ценою героической гибели простого русского человека, крестьянина Ивана Сусанина. Приход к власти Романовых был предварен периодом жестоких гонений на членов этого рода, что было ознаменовано еще одним трагическим событием - гибелью дяди Царя Михаила - боярина Михаила Романова. Но если мученическая кончина Михаила Никитича явилась следствием внутригосударственных интриг, в чем он уподобился святым князьям Борису и Глебу, то деревенский староста Иван Осипович Сусанин добровольно пошел на мученичество за Царя и принял смерть от рук ляхов - врагов Православной Веры, врагов Божьего Помазанника-Царя, врагов Русского Отечества.
Появление крестьянина Григория в царском дворце совпало с тем кризисом, который переживала Россия в связи с неудачно проведенной Русско-Японской военной кампанией, повлекшей всплеск революционного движения 1905 года. Революционный угар в той или иной степени коснулся значительных слоев простого русского населения, вызвав в них активность, выплеснувшуюся, к сожалению, за рамки, установленные и законом, и совестью. Но само по себе проявление этой активности было не случайным явлением, а вполне закономерным. Внутри народа созревали силы, которые требовали выхода, искали приложения в жизни. Народ пробуждался, постепенно созревал для активной, в том числе и политической деятельности.
В немалой степени тому способствовали усилия самих Русских Самодержцев, поскольку Русский Народ как активная, жизненная сила, не только экономическая, но и политическая, не противоречила исконным чаяниям Русских Царей. Более того, вектор их внутриполитических симпатий, удаляясь от традиционного предпочтения, отдаваемого дворянству, как служилому сословию, все более смещался в сторону простого народа. Именно там, в толще народной они стремились найти опору своему державному могуществу. Наступало время, когда Русскому Царю нужен был не просто верноподданный крестьянин или рабочий, пусть даже он и не мыслил своего существования без Русского Царя, безотносительно того, преуспевал ли человек в жизни, или терпел нужду, благоденствовал или горе мыкал. Русскому Царю требовался духовно, идеологически и культурно зрелый собственник, деятельный и политически активный, осознанно сделавший свой выбор в пользу самодержавия, который к вековой традиции прибавил разумное исповедание своих политических симпатий, добровольно, по убеждению связал свое благополучие с тем духовно-государственным основанием, каковым являлась на Руси власть Самодержца. Только при этом условии можно было рассчитывать на прочный, длительный союз богоустановленной царской власти русского самодержца и подавляющей массы простого населения.
В этом отношении Григорий Ефимович Распутин-Новый опередил свое время, упредил неизбежный прорыв простого русского человека в сферу активной политики. Он явился выразителем народного духа в лучшей его составляющей. Участие сибирского крестьянина в политических событиях было предопределено не только его положением рядом с Царским троном. Главная причина определялась существом его натуры, могучим духовно-нравственным началом его личности и горячей любовью к Богу, Царю и Отечеству - тому, что составляло коренные начала русского человека. Как верноподданный Царя и добрый сын своего Отечества не участвовать в политических событиях жизни государства он не мог. Другое дело как, каким образом, в какой форме осуществлялось его участие. Можно с уверенностью сказать, что никаких политических рычагов у старца Григория не было. Единственным его оружием были духовный опыт, духовный авторитет и, конечно же, молитва. К достоинствам Друга Царской Семьи несомненно следует отнести практический склад ума русского крестьянина, жизненную хватку, цепкость, врожденное свойство сохранять устойчивость, равновесие в жизненных невзгодах, природное чутье меры и правды во всем, наконец, трезвомыслие и житейский опыт. Т. е. те необходимые качества души, которые в значительной мере были ослаблены, замутнены в среде знатных и интеллигентно образованных людей.
Взаимоотношения Царской Семьи с сибирским крестьянином-странником вызывали пристальное внимание со стороны в том числе и тех, кто должен был разобраться в существе этих взаимоотношений по роду службы. В связи с затронутым вопросом заслуживает интерес анонимное секретное донесение, в котором сделана попытка анализа того влияния, которое оказывал Григорий Распутин на Царя и Царицу. Вот текст этого донесения:
«Секретно.
По кулуарным слухам история Григория Распутина представляется к данному моменту в следующей схеме: значение Распутина двояко: оно заключается, во-первых, в политическом влиянии на ГОСУДАРЯ, и, во-вторых, в мистическо-религиозном влиянии на ГОСУДАРЫНЮ.
Политическое учение Распутина заимствовано из исторической части римского права и мыслит государство как полное народовластие, единственным выразителем которого является - царь, представляющий собой наиболее совершенное выражение народного разума, народной совести и народной воли. Это политическое учение Распутина, изложенное в его сочинении, посвященном Киевским торжествам, напечатанном на правах рукописи в очень ограниченном количестве экземпляров, розданным лишь самым верным приверженцам Распутина. Книгу эту видели некоторые члены Государственной Думы, напр. проф. Вязигин, которые удостоверяют, что единолично Распутиным, как человеком специально историей права не занимающимся, она написана быть не могла. [Это лишь доказывает оригинальность ума Григория Ефимовича Распутина-Нового и глубину мысли его сочинения, которую не могли признать за простым русским крестьянином современные ему господа-интеллигенты - Сост.]. Содержание этой книги, в связи с употребляющимися терминами из древне-римских панегириков и римского права, с полной очевидностью свидетельствует о том, что политическое учение Распутина всецело инспирировано. Источники этой инспирации далеко не загадочны, если учесть возвеличение и «возславление» Распутиным союза русского народа. Гораздо загадочнее покровительство Распутину со стороны гр. Витте, в последнее время весьма усиленно стремящегося к примирению с союзом русского народа, что, по мнению правых членов Думы, при весьма широких средствах гр. Витте и при крайней скудости средств доктора Дубровина, хотя и трудно, но далеко не невозможно. Во всяком случае, даже оставляя в стороне гр. Витте, совершенно несомненно, что за спиной Распутина стоит политическая группа или, точнее, политиканствующая группа, имеющая своих единомышленников и среди окружающих ГОСУДАРЯ лиц. В руках этой политической группы Распутин жалкая игрушка, но ловкий и полезный своей оборотливостью мошенник. [Вот так вот. Этим обличительным заявлениям недостает только одного - прямого обвинения в антигосударственной деятельности и открытого произнесения того магического словесного оборота, которым пользовались и пользуются ярые ненавистники Григория Распутина - «темные силы, опутавшие трон»].
Влияние Распутина на ГОСУДАРЫНЮ и окружающих Ее придворных дам гораздо сложнее. Для уразумения значения Распутина в этом отношении необходимо ознакомиться с произведением блаженного Августина «О граде Божием», в котором грехопадение трактуется как нарушение гармонии между духовным и физиологическим миром человека. Как большой начетчик и странник Григорий Распутин мог, конечно, либо сам натолкнуться на это учение, либо заимствовать его за какой-нибудь монастырской трапезой. Существенно собственно лишь то, что свою теорию возстановления гармонии между духовным и физиологическим началами человеческой природы Распутин осуществляет столь изощренными способами, что многие из его жертв добросовестно заблуждаются в истинном значении производимых над ними манипуляций. Таким образом среди поклонниц Распутина попадаются даже имена, стоящие по своему нравственному авторитету выше всяких упреков. Таким образом и на платформе религиозной экзальтации распутинская придворная партия представляет далеко не воображаемую, а весьма реальную силу.
В результате Распутинской [так, с большой буквы] эпопеи весь двор разделился на две враждебные друг другу партии с ИМПЕРАТРИЦАМИ во главе каждой. Вынужденный отъезд Распутина является победой враждебной распутинскому кудесничеству во главе с вдовствующей ИМПЕРАТРИЦЕЙ и ген. Дедюлиным. Этой победе не мало способствовала жалоба на Распутина горничной ГОСУДАРЫНИ Вишняковой, на которую мимо ее воли Распутин обратил слишком благосклонное внимание. Однако, теперь вслед за отъездом Распутина по желанию ИМПЕРАТРИЦЫ АЛЕКСАНДРЫ ФЕОДОРОВНЫ удалена и Вишнякова, что трактуется как ослабление положения враждебной Распутину партии. В то же время открытый проезд на вокзал для проводов Распутина Вырубовой и Пистолькорс и, особенно, привезенный в последний момент перед отходом поезда Распутину лейб-казаком букет из белых роз - все это факты, наглядно свидетельствующие, что распутинская эпопея далеко еще не окончилась.
Одновременно уверенное заявление самого Распутина сотруднику «Новаго времени», что он лишь заедет в Тобольск за дочерью, которую ГОСУДАРЫНЯ АЛЕКСАНДРА ФЕОДОРОВНА обещала воспитать вместе с Великими Княжнами, а затем вместе с нею проедет в Крым, где не будет вдовствующей ИМПЕРАТРИЦЫ и куда переедет вся Царская семья, свидетельствует, что последнее слово по распутинской эпопее будет сказано именно в Крыму вдали от Правительства и от русского общества и его представителей.
Правительство, положим, во всей распутинской истории отошло в сторону и предоставило ход событий игре дворцовых партий, но это отхождение в сторону не спасет Правительства ни от ответственности, ни от последствий распутинской эпопеи. Возможность катастрофическаго крушения из-за распутинских учений даже существующего государственного строя не исключается и в первую очередь после дворцоваго переворота погибнет не только народное представительство, но и закономерное Правительство, так мягко, «никого не раздражая», проводящее свой великий принцип непротивления злу. 24 февраля 1912 года»2.
Из секретного донесения становится ясным, чем же заслужил старец Григорий пристальное внимание к своей персоне со стороны столь компетентных осведомителей. А именно тем, что его влияние выходило далеко за рамки простого духовного окормления и затрагивало политический горизонт Российского Государства.
Остается ответить на вопрос: что же, собственно, хотел русский крестьянин и в чем его чаяния тесно смыкались с интересами Русского Царя?
2. Русский государственный идеал. У каждого народа есть свой идеал. Русский идеал от Бога. Это идеал Божьей правды на земле. Его воплощение в истории Русского народа всякий раз означало, что само Небо опускалось на грешную землю. Смысл сказанного точно передают слова Царя-Пророка Давида: «Милость и истина сретостеся, правда и мир облобызастася. Истина от земли возсия, и правда с небесе приниче: Ибо Господь даст благость, и земля наша даст плод свой» (Пс. 84).
Божественное изречение относится к Самому Господу Иисусу Христу, тайне Его Боговоплощения и Его Пречистой Матери. Но таинственный смысл слов многогранен, его следует понимать гораздо шире, как всякий акт Божественного домостроительства, всякое проявление Божественной милости к погибающему роду человеческому. В этом контексте слова Псалмопевца, прежде всего, подчеркивают значение власти Помазанника Божьего на земле, которая в мистическом отношении переносится на все человечество, на весь мир, как земная власть от Бога, но видимым образом эта власть распространяется на особую территорию. Эта земля свята. Она составляет удел Божьей Матери, Дом Пречистой Богородицы. Эта земля прославлена житием Божьих угодников, освящена Богом через многочисленные чудесные явления Божественных сил, эта земля - преддверие Неба, подножие Престола Господня (выражение святого праведного Иоанна Кронштадтского) и носит название Святая Русь, Россия. Но, несмотря на духовную природу, подобно тому, как бывший некогда град Китеж, давно приобрел значение духовного символа, Святая Русь - явление не умозрительное, а совершенно реальное, осязаемое, как реальны духовные подвижники - носители Божественной благодати, выразители Божественной правды и свидетели духовного мира. Видимые очертания Святой Руси определены границами Державы Государства Российского, в пределах которого, прежде всего, распространяется законная власть Помазанника Божьего.
«Истина от земли воссия» - это православный Царь, Божий Помазанник, а за ним весь православный Русский Народ Богоносец, вся Русская земля - Русь Святая. Великое достоинство Православного Царя возводит его в ранг лучших из сынов человеческих, достойнейшего из достойных, в лице которого соединены высокая духовная миссия Богоизбранного вождя православного народа с государственным призванием верховного правителя могучей Державы.
«Правда с небесе приниче» - это Господь Дух Святой, сошедший и осенивший Русского Царя на дело великого служения в таинстве миропомазания и венчания на Царство. В этом таинстве вместе с Царем участвует Божий Народ, который добровольно поступается своей богодарованной свободой, делает свободный нравственный выбор и подклоняет выю под иго Божие, которое благо есть, и возлагает на себя бремя служения Богу и Божьему Помазаннику - Царю. И сие бремя - легко есть для Народа-Христианина, для Народа-Богоносца. Таким образом, Русский Народ добровольно, свободно и без принуждения покоряется Царю, Помазаннику Божьему, ограничивает свою свободу, скрепив в 1613 году изъявление своей воли страшной клятвой любви и верности до смерти на все времена вплоть до Страшного Суда. Через свершившееся таинство Русские люди поставляются на высокое служение, в котором главным вдохновляющим началом является верность и любовь к Богу, Божьему Помазаннику и Православному Отечеству.
Без Православного Царя спасение человеческого рода на земле, отданного в удел князю мира сего, сделалось бы невозможным. Царство - одно из непременных условий спасения наряду с Церковью. Царство оберегает Церковь, ограждает от внешних врагов, следит за сохранением православного вероучения в чистоте, обеспечивает условия, формирует благоприятную среду для деятельности Церкви в мире. Вот почему Помазанник Божий - внешний епископ Церкви Божией. На необходимость Царства, как неотъемлемой части Божественного домостроительства, указано святыми отцами. Необходимость Царства является одним из основных положений православного вероучения наряду с важнейшими вероучительными догматами Церкви (подробно см.: архиеп. Серафим (Соболев) «Русская идеология»).
Русская идея не является узко национальной. Ее значение остается непреходящим для всего рода человеческого, как и все Божественное вероучение Спасителя Господа Иисуса Христа. Отсюда следует, что воплощение русского идеала есть промышление Божие о всем человечестве. Но в большинстве народов русский идеал не понят, не оценен и не принят. Люди привыкли подчиняться сильному, а служить богатому. Движущая сила для них не любовь, а желание обладать, владеть. Эти желания в свою очередь порождены страстями, завистью, гордостью, тщеславием. «Похоть плоти, похоть очес и гордость житейская», - вот принятый, узаконенный идеал преходящего мира сего, основополагающий принцип его существования, его движения, где кумирами являются власть и корысть.
Восточный человек служит сатрапу за страх, а не за совесть. На востоке властитель - воплощенное возмездие за провинность, за нарушение закона, перед сатрапом преклоняются и его боятся: «мой меч - твоя голова с плеч». Но страх порабощает волю. Поэтому восточный человек - невольник по духу.
На западе иное. Западный человек служит за мзду, побуждающий мотив его деятельности - корысть. Он - наемник по духу. Плати, и я твой, а если другой заплатит больше - не обессудь. Но продажность всегда презиралась на Руси. Западная философия, как и восточная, нам не подходит.
Русское мировоззрение совершенно иное: служить не за страх, а за совесть, по любви, по велению сердца, а не по расчету. Кто смотрел любимый многими фильм «Белое солнце пустыни» помнит, что сказал один из героев фильма, Верещагин, в ответ на предложение Абдуллы принять золото за возможность отплыть за кордон с награбленным добром. Бывший царский таможенник, роль которого не сыграл, а прожил замечательный русский актер Павел Луспикаев, дал ответ, ставший с тех пор крылатым: «Ты знаешь, Абдулла, я мзды не беру, мне за Державу обидно...»
Русский идеал в основу всего полагает совершенно другое, надмирное начало - любовь, без корысти, без выгоды, чуждую тщеславия. Любовь к Богу, Царю, своему роду, матери, отцу, ближнему, и только затем к себе. Вот он смысл бытия, вот она - правда Божия, вот оправдание всех тягот и лишений, наполняющих повседневную жизнь человека. Ради этого стоит жить, ради этого стоит умереть. Ради этого русский человек готов нести свой крест, нести жертвенный подвиг верности, любви и служения, ради сохранения и утверждения в мире Правды Божией, т.е. любви Христовой. Но для того, чтобы следовать этому идеалу в жизни, требуется одно условие - правая вера в Бога. Вера крепкая, действенная, живая. Если такой веры нет, все выше изложенное лишается всякого жизненного наполнения. Веру можно уподобить ветру, который наполняет паруса и движет корабль вперед. Ослабевает ветер - замедляется ход корабля. Иссякает ветер - паруса безжизненно повисают, как простые тряпки, а корабль прекращает движение к спасительной цели.
Русский народ и рожден был, и появился на свет, будучи собранным вокруг своего идеала, где главное место после Бога отведено идее царской. Понять и воспринять ее во всей полноте, в ее Божественной правде доступно только истинно русскому сердцу. Истинно русский человек не мыслит своего существования не только вне Бога, но и вне Его Помазанника Царя. Царская идея вошла в плоть и кровь русского человека, закреплена уже на подсознательном, и даже генетическом уровне. Русский человек уже рожден царским слугой, если он русский. Но гены все же не главное, они открывают лишь возможность, которую надо реализовать, наследственность лишь сообщает преимущество для принесения плода, для раскрытия духовного потенциала. Русский - категория духовная. Русским нужно еще стать, доказать право называться русским. И если иностранец достиг глубины этого понимания, и готов стать на службу русскому идеалу, то тем самым он засвидетельствовал свое духовное право стать русским по духу.
Но, как уже было сказано, большинство человечества оказалось не в состоянии не только служить такому идеалу, но и понять его. Утверждение евангельского идеала на земле сделалось бы невозможным, если бы Милосердному Господу Богу не было бы угодно воззвать к этому служению народ особый. Господь приготовил его Себе, берег, укрепил, воспитал в духе, подготовил, призвал к подвигу служения и явил миру, как Народ Богоизбранный, Народ Богоносец, Народ Русский.
Из всех народов самый свободолюбивый народ - Русский народ. Русский человек не терпит ярма, рабства. Но, удивительно: ради высшего идеала он готов поступиться своей свободой, ради Христа, ради Царя. Ради этого русский готов терпеть не только обстоятельства, но терпеть над собой человека неприязненного, смиряться перед ним, если к этому его обязывает долг христианина и верноподданного своего Царя. Отсюда его послушливость начальству, если нерадивый начальник - царский воевода, или своему недоброму барину, если барин - дворянин, а значит в глазах простого крестьянина царский слуга. Но ломать шапки перед инородцем, кто бы он ни был, знатный вельможа или богатый купец, простой русский человек не будет. (Так было раньше на Руси. Что скажем о дне сегодняшнем?.. ).
Подводя итог сказанному, выразим еще раз мысль, что для русского человека высшая правда всегда была сопряжена с идеей Царя. Поэтому Русский род - Царский род. Прежде всего, Бог, затем Царь - Божий Помазанник, затем ближний, а затем уже он сам. Так себе человечишка, скажет русский человек о самом себе.
Западная иерархия ценностей, очевидно, противоположная: в центре всего человек, персона, самоценная личность со всеми своими правами и свободами, а потом уже все остальное. Человек - центр вселенной. Попробуй тронь его, даже если он бандит, будешь иметь дело с многочисленными правозащитниками, экспертами по правам человека - явление чисто западное. Поэтому понять русскую идею другим народам очень трудно, а в иные исторические моменты и вряд ли возможно, а уж принять, как государственную политику - не возможно совсем.
Вот почва для разжигания сатаной вражды всего мира на Святую Русь. Князь мира сего воздвигал, воздвигает, и будет воздвигать «воды многи» (т. е. многие народы мира) чтобы затопить Русскую землю. А если не удастся покорить политически, то залить ее чуждым духом, насадить плевелы безнравственности, стяжания, наживы, обогащения, жизни ради удовольствия, ради пресыщения плоти. Цель слуг князя тьмы - духовно опустошить Святую Русь, развить равнодушие и неверие, чтобы затем уничтожить и саму Церковь Божию, и погубить Русский народ окончательно.
Задача, стоявшая перед всеми власть имущими в Российской Империи, была только одна - сохранить Святую Русь. Но в начале XX века политическими лидерами задачи сохранить Русь Святую, а значит и самодержавие, как ее неотъемлемую политическую составляющую, не осознавалась и не рассматривалась как реальное наполнение внутренней политики Российского Государства. Рассматривалось многочисленные экономические, политические, социальные аспекты деятельности Думы, Правительства, различных комитетов и собраний. Но ради чего все это совершалось, дать точный ответ вряд ли кто мог из многочисленных государственных и общественных деятелей. Ограничивались общим положением, что все делается ради блага народного, ради облегчения положения трудящихся масс, чтобы дать простым людям образование, освободить от гнета и т. д. При наличии достаточного числа умных, образованных, подготовленных людей, могущих придти во власть и способных целенаправленно трудиться на государственном поприще в различных сферах государственной жизни, создавалось странное положение. В этой армии честолюбивых, способных людей не было, по-видимому, ни одного, обладающего волей, направленной на достижение главной цели существования Государства Российского - сбережения и приумножения его духовного достояния, т. е Русского Духа. Осуществление этой задачи возможно было только на пути сохранения Самодержавной власти Богопомазаника-Царя. Но так задача, как уже было сказано, не ставилась. Монархия давно рассматривалась как декорация, как дань прошлому, как самобытная, оригинальная, но исчерпавшая себя традиция старины, которую надо уважать всякому благовоспитанному человеку, и только.
Глубокого духовного содержания, духовной основы для созидательной, полнокровной жизни Русского Народа никто уже в монархии не видел. Трагическая утеря духовного смысла Русского Государства неизбежно вызывала паралич воли, и не просто воли, а державной воли, всюду ощущался ее недостаток, либо полное отсутствие у всех, включая мощного, целеустремленного Столыпина, его умных оппонентов, деловитого Кривошеина, гениального Витте, добросовестного Коковцова, исполнительного Протопопова. Вот почему государственных, способных, талантливых людей было много, а опереться Русскому Царю было не на кого в силу того, что убеждения его помощников были слабыми, зыбкими. Все они пребывали в растерянности именно оттого, что в духовном отношении не чувствовали и не понимали России и, значит, поневоле не могли иметь осознанной поддержки православного русского народа. Их начинания оказывались в противоречии с народным духом, почему и душа народная оказывалась к ним холодна. Отчего так?
На этот вопрос попытались ответить многие. Чтобы понять, почему произошло это размежевание, каким образом сложилось это пагубное противоречие между народным духом и духом интеллигентно образованного слоя, из которого русская действительность черпала политических деятелей разных мастей, позволим себе сделать маленькое отступление. Наиболее остро, не просто осознавал, а отчетливо, до боли осязал, чувствовал грозящую опасность перерождения русской интеллигенции великий русский писатель и мыслитель Федор Михайлович Достоевский. По поводу русской интеллигенции можно было бы цитировать все его творческое наследие. Но ограничимся следующими мыслями Достоевского относительно писателя Тургенева и его творения «Дым» (из письма А. Н. Майкову от 16 августа 1867 г. Женева):
«Гончаров все мне говорил о Тургеневе, так что я, хоть и откладывал заходить к Тургеневу, решился наконец ему сделать визит. <...> Откровенно Вам скажу: я и прежде не любил этого человека лично. <...> Не люблю тоже его аристократически-фарсерское объятие, с которым он лезет целоваться, но подставляет Вам свою щеку. Генеральство ужасное; а главное, его книга «Дым» меня раздражила. Он сам говорил мне, что главная мысль, основная точка его книги состоит в фразе: «Если б провалилась Россия, то не было бы никакого ни убытка, ни волнения в человечестве». Он объявил мне, что это его основное убеждение о России. Нашел я его страшно раздраженным неудачею «Дыма». <...> А что же они-то, Тургеневы, Герцены, Утины, Чернышевские, нам представили? Вместо высочайшей красоты Божией, на которую они плюют, все они до того пакостно самолюбивы, до того бесстыдно раздражительны, легкомысленно горды, что просто не понятно: на что они надеются и кто за ними пойдет? Ругал он [Тургенев в «Дыме»] Россию и русских безобразно, ужасно. Но вот что я заметил: все эти либералишки и прогрессисты, преимущественно школы еще Белинского, ругать Россию находят первым своим удовольствием и удовлетворением. Разница в том, что последователи Чернышевского просто ругают Россию и откровенно желают ей провалиться (преимущественно провалиться!). Эти же, отпрыски Белинского, прибавляют, что они любят Россию. А между тем не только все, что есть в России чуть-чуть самобытного, им ненавистно, так что они его отрицают и тотчас же с наслаждением обращают в карикатуру, но что если б действительно представить им наконец факт, который бы уж нельзя опровергнуть или в карикатуре испортить, а с которым надо непременно согласиться, то, мне кажется, они бы были до муки, до боли, до отчаяния несчастны»3.
Слишком много государственных деятелей, «отпрысков Белинского», боялись признать превосходство той идеи, ради которой Русский Царь взошел на Русский Престол. Каждый боялся уступить Царю первенство, боялся признать приоритет самодержавного начала в вопросах обустройства государственной жизни и личного превосходства по всем вопросам и во всех отношениях самого Государя, не только как Царя, но и как политического деятеля, и как человека. Отсюда такая готовность обвинить Государя Императора Николая II в слабоволии, некомпетентности, слабости, неподготовленности и т. д. На самом деле во всем этом повинны, прежде всего, те, кто, пытаясь скрыть свою собственную несостоятельность, предъявлял эти обвинения Государю. Как показало время и история, цели у Царя и у слишком многих из его подданных были разные. Царь стремился исполнить Божью волю о России, наполнить жизненным содержанием замысел Творца о России, реализовать Божественное предопределение, предначертание. А у его политических соперников, только лишь по названию относившихся к царским слугам, желание состояло в том, чтобы достичь какого-то абстрактного народного блага, благополучия, благосостояния. Но корень этих слов - благо, оставался вне компетенции тех, кто этими словами пользовался для объяснения своих замыслов народу, часто всего лишь отдавая дань моде, стремясь к сиюминутным выгодам.
Недостаток государственных людей, потребных не просто великой Российской Империи, а самодержавному Русскому Царству, остро ощущала Государыня Императрица Александра Феодоровна. В своем письме родной сестре, принцессе Виктории Баттенбергской 27 января 1905 года Государыня пишет:
«...Ты можешь понять, через какой кризис мы сейчас проходим! Для нас настало время серьезных испытаний. Моему бедному Ники слишком тяжело нести одному этот крест, тем более что рядом, с ним нет никого, кто мог бы оказать ему реальную поддержку или на кого он мог бы полностью положиться. У него уже было столько горьких разочарований, но, несмотря на все это, он держится бодро и полон веры в милость Господа. Он работает так много и с таким упорством, но очень велик недостаток в тех, кого я называю «настоящими» людьми. Разумеется, они должны где-то существовать, но их трудно найти. Те, кто плохи - они всегда под рукой, другие же из ложной скромности предпочитают держаться на заднем плане. Нам бы хотелось познакомиться с самыми разными людьми, но это не так-то легко сделать. Коленопреклоненно я молю Господа наделить меня мудростью, которая позволила бы мне помочь мужу в решении этой нелегкой задачи. Я ломаю голову над тем, где найти подходящего человека в правительство, и ничего не могу придумать. Один слишком слаб, другой слишком либерален, третий узколоб и т.д. Есть два очень умных человека, но оба они более чем опасны и нелояльны по отношению к короне. Министр внутренних дел причиняет нам великий вред: он провозглашает большие реформы, даже не подготовив для них почву. Все это похоже на то, как если бы лошадь крепко держали в узде, а затем внезапно выпустили поводья. Она пускается вскачь, падает, и приходится затратить немало сил, чтобы остановить ее до того, как она опрокинет в канаву всех своих седоков. Реформы должны проводиться с величайшей осторожностью и предусмотрительностью. <...>
Петербург - гнилой город, в нем нет ничего подлинно русского. Русский народ всецело предан своему Государю, а революционеры пользуются его именем, чтобы настроить крестьян против помещиков и т.д. - я только не знаю, как они это делают. Как бы я хотела быть по-настоящему умной, чтобы оказать Ники реальную поддержку!
Я люблю мою новую страну. Она еще так молода, энергична, в ней еще столько хорошего - при всей ее взбалмошности и ребячливости. Бедный Ники, ему приходиться сейчас так нелегко. Если бы его отец общался в свое время с большим количеством людей, он мог бы собрать лучших из них вокруг своего сына, и сейчас у нас были бы необходимые кандидатуры на самые важные посты. Теперь же просто не из кого выбирать: одни слишком стары, другие слишком молоды. Великие князья не подходят, а наш дорогой Миша все еще ребенок...»4
Как можно понять из слов Государыни, речь идет не только и не просто о государственных деятелях, но о «настоящих» людях: умных, преданных, любящих, простых и нелицемерных, тех, кто мог быть рядом в самые трудные и ответственные минуты, мог утешить, успокоить, обогреть. Чье сердце способно было излучать тепло, кто мог поддержать добрым, ласковым словом, мудрым советом, кто способен был больше давать, чем брать, не требуя взамен ничего, наконец, кто бы не искал рядом с Царями своего, но Божьего.
В дальнейшем Государыня в своих письмах не раз подчеркивала, что Им, как Русским Самодержцам, не на кого опереться, не из кого выбирать, что так мало людей не только способных, но и преданных русской идее, не абстрактной, но подлинной, выразителями которой были они сами - Русские Цари - хранители живых русских идеалов, сами - живые символы, подлинные, а не эфемерные объекты служения для каждого русского человека. По прошествии десяти лет с момента написания Государыней письма, отрывок из которого приведен выше, очевидно, состав верноподданных мало изменился. В разговоре с Жерардом Шелли Государыня сетует: «"Петроградское общество сгнило! Вряд ли найдется хоть одна душа, на которую можно положиться...".
Найдя мои взгляды разумными, - продолжает Жерард Шелли, - и, возможно, благодаря моей сопричастности политической и иной деятельности Великого князя Олега, Императрица посвятила меня в свои мысли о большой заботе, лежащей на ее сердце. После революции 1905 года она осознала, что безопасность Трона и России может быть укреплена только более тесной связью между Царем и крестьянством. Деятельность предыдущих Императоров носила слишком западнический характер, навязывая культуру, которая могла вести только к нигилизму и атеизму. Знать и купечество прогнили. Они утратили веру и поклонялись материализму. Ненадежные, неверные, зложивущие. Я осознал глубокий смысл сказанного ею:
"Даже самые высокопоставленные и приближенные полны мятежа и интриг".
Императрица оказалась очень искренней в своем стремлении завоевать для сына надежное место в сердцах народа.
"Все мои мысли о нем", - уверяла она меня. - "Он будущий Самодержец России и защитник Православия. Для всех, кто верен Церкви и Трону, он должен стать вождем. Средний класс прогнил, заигрывает с революцией. Это все дурная кровь. Ее никогда не вывести из тела, которое обречено на смерть. В высших классах тоже разложение. С трудом найдешь, на кого положиться. Если России еще суждено спастись, то смотреть нужно на простых крестьян".
Я не мог представить себе ничего более справедливого и исполненного простого достоинства и грации»5.
3. О политическом влиянии старца Григория.
Этот разговор произошел в 1915 году в присутствии старца Григория Нового. Смысл и прямое указание на Григория Ефимовича скрыть невозможно. Да, действительно, в этот период времени, как и ранее, и Государыня, и Государь прислушивались к советам старца Григория, касающихся государственных вопросов. Но разве у Русского Царя не было других помощников? Были. Но... на фоне государственных деятелей, окружавших Государя, людей, посвященных в круг государственных забот, сибирский крестьянин отличался ясным пониманием задач не просто Государства Российского, но Православного Самодержавного Царства. К тому же, он обладал необходимым духовно-волевым потенциалом для продвижения по намеченному пути. Именно в нем, хотят того его противники или нет, был реализован тип государственно мыслящего человека, в котором так нуждался Государь. Что ж за беда, что он не имел достаточного образования и подготовки, он имел волю, имел желание, знал цель и готов был к ней стремиться не щадя живота своего. Что еще нужно было? Все остальное имели его Венценосные Друзья.
Хотя на вопрос, действительно ли было политическое влияние со стороны старца Григория, выше дан положительный ответ, все же стоит внимательно разобраться в том, какого рода было это влияние, каким образом старец Григорий «вмешивался» в решение политических вопросов. Именно этим, укоренившимся в «обществе» мнением, что Распутин вмешивается в политику, прежде всего, и было вызвано враждебное отношение к нему. Считалось, что воздействие шло главным образом через Императрицу при активном посредничестве ближайшей ее подруги - Анны Александровны Вырубовой.
То, что приписывали Григорию Ефимовичу, выставляя его в роли всесильного фаворита, одно слово которого решало все, конечно, являлось и является полным абсурдом. При спокойном, трезвом взгляде на вещи подобное утверждение, конечно же, станет смешным. Такого политического влияния, какое мог оказать любой из царских министров, или высокопоставленных сановников, например, Вел. кн. Николай Николаевич, или, при известных обстоятельствах, пред. Гос. Думы Родзянко, либо председатель Прогрессивного блока А. И. Гучков, естественно, со стороны Григория Распутина-Нового никогда не было, да и не могло быть в силу его положения. Утверждать противное, еще раз подчеркнем, просто смешно и противоречит всем известным историческим фактам и документам.
И в то же время, как уже было сказано, влияния со стороны Божьего человека Григория не могло не быть. Но это влияние было совершенно иного, особого рода. Да, Государыня, глубоко почитала Григория Ефимовича как человека праведной жизни, православного подвижника, кому были открыты судьбы Божии, кто наделен даром предвидения, горячая вера которого творила чудеса. И Государь, и Государыня видели в нем человека с громадным духовным и жизненным опытом, наделенного даром рассуждения, и, наконец, относились к нему, как к старцу, т. е. духовному наставнику, духовному водителю, через доверие которому и через послушание которому Бог свыше открывает Свою волю. Плоды духовных усилий старца Григория вызревали в сфере политических интересов.
В том, что Государь прислушивался к мнению старца в вопросах государственных, нет ничего противоестественного и противоречивого. Поскольку единоличная, самодержавная власть в принятии решений не исключает, выражаясь современным языком, принципа коллегиальности, а иначе говоря - соборности. Т. е. решение принимается при многом совете. И именно для этого при русских царях всегда была боярская дума, как совещательный орган. Именно этот смысл вкладывал Государь Император Николай II, когда подписывал Указ о созыве Государственной Думы.
Но еще более русские государи прислушивались к советам духовно озаренных людей. И не только высокопоставленных церковных иерархов, но не гнушались советом и рядовых монахов, людей праведной жизни, юродивых. А уж кого слушать и с кем советоваться, это решает сам Государь. Вероятно, что Царь будет держать совет с теми, кто заслужил его доверие. Как будет видно из дальнейшего изложения, советы старца Григория касались не второстепенных вопросов. В своем предвидении Григорий Новый как бы упреждал дальнейшее развитие событий, поэтому его слова всегда точны, хотя, к сожалению, это становилось ясным зачастую лишь по прошествии времени. Его советы касались насущных, злободневных вопросов, затрагивающих жизненно важные интересы Государства Российского.
Все же следует оговориться, хотя мнение старца Григория по тому или иному вопросу учитывалось Государем, он мог принять иное решение, которое не вступало в противоречие с его христианской совестью, и с его внутренним убеждением. Из некоторых писем Николая II очевидно, что он не всегда разделял мнения Друга, а зачастую поступал, или, скорее, вынужден был поступать, вопреки его желаниям и советам. Кто-то поспешит увидеть в этом свидетельство того, что духовное влияние Григория Ефимович на Царя преувеличено, а его роль при Дворе весьма сомнительна. Однако, в этом нет ничего странного. Ведь искренний духовный совет не есть насилие над совестью, но лишь ее побуждение. Влияние Григория Ефимовича не противоречило природе и чаяниям самого Государя, но лишь способствовала освобождению духа Государя от оков сомнения, навеваемых внешними, зачастую льстивыми, неискренними, а подчас и предательскими внушениями. Заслуга того, что дух Царя в решающий момент был свободен в выборе решения, принадлежит не только личным качествам Государя, отмеченным исключительным благородством и мужеством, но в немалой степени принадлежит и благотворному духовному влиянию старца Григория.
Относительно Государыни Императрицы Александры Феодоровны можно сказать, что ее политическое чутье, если и не было совершенно безошибочным, тем не менее, всегда опиралось на достаточно твердые основания, всегда учитывало действительный расклад политических сил и реальную политическую обстановку в стране. В ее лице Божественное Провидение послало Государю не только искреннего единомышленника, но мудрого помощника и советника в государственных делах, умного собеседника, обладающего ясным, проницательным умом с ярко выраженным аналитическим складом мышления, что определенно следует из ее писем к Государю. В этом отношении Государь Николай II приобрел в лице своей благоверной супруги бесценное сокровище, которое он смог оценить по достоинству. Всю свою жизнь он хранил чувство благодарности судьбе за преподнесенный ему подарок и неоднократно выражал это в своих письмах. Советы Государыни своему Державному Супругу, как видно из ее писем, всегда заслуживают внимания, и, несомненно, всегда находили отклик в его душе, как о том можно судить по ответным его письмам.
И здесь следует серьезно отнестись к следующей особенности устроения внутреннего мира Государыни Императрицы Александры Федоровны, к факту, игнорировать который не возможно. Важно понять, что всякий раз Государыня выражает то мнение, которое она либо согласовывает с Григорием Ефимовичем, либо это мнение поступает непосредственно от старца в виде рекомендации или благословения. Внутренний мир Государыни уже невозможно отделить от старческого окормления Григория Ефимовича Распутина-Нового. По своему духовному наставнику она поверяет мысли, с ним ведет духовную беседу, держит совет, формирует свое мнение. Голос старца Григория для нее - голос Божественного Провидения. И не считаться с ним она не может, нравится это кому-либо или нет. Такова непоколебимая вера Государыни в Бога и в праведность посланного ей Богом Божьего человека Григория. Это констатация факта. Его можно принять или отвергнуть, т. е. согласиться с позицией Государыни, либо признать ее ошибочной. Но не замечать этой духовной, именно духовной, стороны жизни Государыни Императрицы Александры Феодоровны невозможно.
Остается только сопрячь ее глубокую православную веру и ее глубокое доверие старцу Григорию в одно целое, как явления взаимосвязанные, более того, неразделимые. Для каждого, у кого есть сомнения относительно взаимоотношений Царицы со старцем Григорием, все станет на свои места, если взглянуть на них, как на существеннейший фактор духовной жизни Государыни, приведшей и ее саму, и Государя, и ее Детей к святости. Что это так, становится очевидным из ее писем, и из писем-телеграмм Григория Ефимовича к членам Царской Семьи. Практически в каждом письме Государыня Императрица Александра Феодоровна упоминает «нашего Друга», выражает свое отношение к нему, ссылается на его мнение, посылает его благословение.
Но каковы же были истинная цель и истинная роль Григория Распутина при дворе Русского Императора? Кратко на этот вопрос можно дать следующий ответ. Целью его являлось спасение Царя и Святой Руси. Тогда как истинную роль можно определить так: Григорий Ефимович Распутин-Новый ясно и отчетливо видел все подводные камни для Российского Самодержавного корабля, и был, возможно, единственным человеком, кто мог помочь в управлении им, направить его по спасительному руслу, дать нужную лоцию и ориентиры Державному Капитану, чтобы обойти гибельные мели и предательские водовороты. Если можно так сказать, следуя аллегорическому мотиву, он был духовный лоцман. В этом своем качестве Григорий Ефимович противостоял в одиночку (естественно при горячей вере и поддержке со стороны Государыни, а также добром, уважительном расположении и доверии со стороны Государя) широкому, разномастному фронту тайных и явных политических противников державной воли Государя Императора Николая II.
Милосердный Господь Бог в лице крестьянина-Боголюбца, странника-Богомольца Григория посылает Своего избранника - Божьего человека, чтобы защитить Божьего Помазанника, поддержать его, укрепить его духовные силы. Молитвы Григория на какое-то время остановили Россию от падения в бездну.
В море лжи, ненависти, злобы продолжал свой путь старец Григорий Ефимович Распутин-Новый. Он не упорствовал и всегда готов был уйти. Но не мог этого сделать, свернуть в сторону, бросить все и скрыться в далекой Сибири, раствориться в народном океане, зажить припеваючи в окружении любящих его родных людей, в ореоле славы. Ведь он нужен был Царю, Царице, Наследнику. Даже тогда, когда переносить страшную клевету было выше человеческих сил, и жестокие обстоятельства вынуждали Государя и Государыню расстаться со своим Другом (обществом это воспринималось, как удаление от Двора и высылка из Петербурга), в ситуацию вмешивался всеблагой Промысел Божий. Господь выправлял положение чудесным образом, и выводил, казалось, безнадежно запутанную ситуацию из тупика. Но какой ценой! За ошибки, заблуждение и злобу человеческую платил безвинный страдалец - Царственный Отрок Алексей. Новое опасное обострение болезни Наследника возвращало Григория к Ним, устраняло возникшие было препоны в их отношениях. Старец Григорий вновь оказывался рядом, Царь с Царицей направляли Державный корабль на спасительный курс.
Ссылки:
1. Секретная служебная записка.
1. Протопопов А. Д. Показания Чрезвычайной следственной комиссии Временного правительства; в сборнике «Гибель монархии». М: Фонд Сергея Дубова, 2000. С. 358.
2. ГАРФ, Фонд 612. оп.1, ед. хр. 12.
2. Русский государственный идеал.
3. Ф. М. Достоевский. Т. 28, кн. 2. Ленинград: Наука, 1985. С. 210.
4. Буксгевден С. К. Венценосная мученица, М: Русский хронограф, 2006. С. 182-183.
5. Бэттс Ричард (Фома) Пшеница и плевелы. М: Валаамское общество Америки в России. 1997. С. 44-45.
3. Политическое влияние старца Григория.