Арт-хаус по мотивам жития святителя

Окончание

Новости Москвы 
0
834
Время на чтение 12 минут

 

1 часть

2 часть

Как было на самом деле

Благословение

Святитель Алексий, преемник митрополита Феогноста был известен на Руси, как великий молитвенник. В Орде тоже об этом знали.  Потому Джанибек и прислал послов в Москву с требованием святителю прибыть в Сарай-эд-Джедид и исцелить Тайдулу.

Митрополит Алексий отправился в Орду, конечно же, не с одним  послушником и двумя татарами. И не степью одвуконь. У митрополита Московского был свой двор в Кремле, ему служили т.н. «митрополичьи» бояре и воинские слуги. В Орду святитель отправился на ладье. Плыли по Москве-реке, затем по Оке, Волге. В притоке Волги реке Самарке святитель по преданию посетил келью отшельника-инока и благословил это место. Позже на месте пустыньки старца возник город Самара.

В Сарае святителя должен был встретить епископ  Сарайской епархии. Сарайская епархия была основана еще в столице Золотой Орды в 1361 году святителем Кириллом митрополитом Киевским. В Сарае был православный храм. Сарайские и Подонские владыки окормляли христиан, живущих в Сарае и  Червленном яру на Дону. В Москве на Крутицах было подворье епископа Сарайского. Надо заметить, что со времен Чингиз-хана монголы отличались веротерпимостью. Во время нашествий убивали всех подряд, грабили и христианские храмы на Руси, и мусульманские мечети в Самарканде. Но затем священнослужители всех религий на завоеванных землях освобождались от налогов, получали ярлыки на неприкосновенность церковного имущества. Представители всех религий должны были молиться о благоденствии империи Чингиз-хана. 

В 1319 году ревностный мусульманин хан Узбек объявил ислам  государственной религией Золотой Орды и вырезал 120 родичей царевичей-чингизидов, многих беков и эмиров, которые не захотели принимать «веру арабов», желая оставаться язычниками-тенгрианцами.  Но Узбек подтвердил льготы, которыми обладала Православная Церковь. Хотя митрополиту Феогносту в свое время пришлось «великую истому» принять и много тягостей претерпеть в Орде, чтобы отстоять права Русской Церкви.  В 1342 году хан Золотой Орды Джанибек, пожелал, уничтожив дарованные еще при митрополите Кирилле льготы и права, обложить данью и Русскую Церковь. Митрополит отдал все свое достояние, но не уступил, несмотря на то, что в Орде святителя подвергали пыткам. При хане Узбеке принял мученическую кончину в Орде князь Олег Рязанский. Князя обвинили в непочтении к вере мусульман и заставляли отречься от Христа и принять ислам. Поэтому поездка в Орду всегда была сопряжена с опасностью. Но при ревностном мусульманине Узбеке язычников в Орде преследовали. И потому проходить между двух костров, чтобы очистить от зла, по языческому монгольскому обряду в это время уже никого не заставляли.  

Тайдула к  тому времени уже три года как потеряла зрение. Ослепшая ханша, как сообщает летопись, страдала, мучимая демонами: «бяше бо три лета слепа и демонствуя». Все лекари и шаманы Золотой Орды,  не могли помочь несчастной Тайдуле. В своем послании хан Джанибек, угрожал  обрушить на Русь всю ярость своего гнева, если русский митрополит не поможет его жене избавиться от недуга и не вернет ей зрение. 

Святитель Алексий не сомневается, а являет глубокую веру в милость Божию. «Дело превышает меру моих сил, - говорит он князю Иоанну, - но я верую Тому, Который даровал зрение слепорожденному. Поможет Он и мне милостью Своей». Перед отъездом в Орду святитель молится в Успенском соборе Кремля. У гробницы своего предшественника митрополита Петра святитель Алексий совершает молебен Пресвятой Богородице. В то время, когда в соборе звучит молебное  пение, у раки святителя Петра благодатным огнем зажигается восковая свеча. Митрополит Алексий, раздробив чудесную свечу на части, раздает всем присутствующим и просит их молитв. Из своей части воска святитель делает небольшую свечу и вместе с маслом из лампады над гробницей митрополита Петра берет с собой, отправляясь в Орду.                                                                                                         

Перед тем, как святитель Алексий пребывает в столицу Золотой Орды, ослепшая, измученная недугом Тайдула во сне видит, как ее исцеляют христианские священники в блестящих ризах. Тайдула, обретает надежду. Проснувшись, ханша велела к приезду русского митрополита изготовить ризы, подобные увиденным во сне: «Когда же он шел в Орду, вскоре царица увидела во сне этого блаженного митрополита Алексия, пришедшего в одежде архиерейской, видела также и священников, одетых согласно своему сану. И каким видела во сне блаженного, сделала по этому образу ризы святительские, и всем прочим священникам. После этого у царя услышали о приходе святого, и тотчас царь встречает его с великою честью и подношением даров».

Митрополит Алексий, облачившись в златотканую ризу, изготовленную по приказу Тайдулы, зажигает чудотворную свечу и совершает молебен. После молебна святитель окропил Тайдулу святой водой. «И как только архиепископ совершил молебное пение, имея с собой свечу из того воска, которая сама от себя зажглась, и зажжена была эта свеча, и покропил царицу священною водою, - о великое чудо, Христе Царю! - в тот же час прозрела царица. Царь же с вельможами видели это, и удивились все, и воздали святому хвалу и великую честь; и одарив многими дарами митрополита и всех священников, отпустил их царь с миром».

До наших дней в ризнице Успенского собора хранилось драгоценное кольцо, подаренное благодарным ханом Джанибеком русскому святителю. Хранится в Патриаршей ризнице и саккос святителя Алексияя, вышитый Тайдулой. В Московском Кремле, как и в кремлях других стольных городов русских княжеств, находился двор-усадьба, принадлежавший хану Золотой Орды, где располагались ордынские послы со своими отрядами. По просьбе Тайдулы, принявшей святое крещение, Джанибек дарит этот двор митрополиту Алексию. На месте, где в Москве располагались татарские послы и вельможи, святитель возводит Чудов монастырь, обитель в честь чуда Архангела Михаила, явленного в Хонех. Исцеление Тайдулы, вероятно, произошло в день этого праздника.

Архистратиг Небесных Воинств Михаил  -  покровитель православных государей и помощник в брани христолюбивым воинам. Первый храм в честь Архангела Михаила был возведен Иваном Калитой. И знаменательно, что на месте, где находилось посольское подворье властителей Золотой Орды, звучали молитвы грозному Архистратигу Божию.

Но в том же 1357 году хан Джанибек убит своим сыном Бердибеком. Надо заметить, что хан Джанибек, прежде чем стать правителем Золотой Орды, также убил двух своих братьев - старшего брата хана Тянибека, который правил после Узбека в Орде, заодно и Хизра. Когда же Джанибек заболел, наставник Бердибека, темник Тоглу-бей, «лютый Товлубий»,  научил наследника престола: «Время тебе сесть на царство, а отцу сойти». И хана Джанибека удавили по приказу сына. Убив отца, свирепый Бердибек зарезал и 12 своих братьев, не пожалев даже 8-месячного младенца несмотря на просьбы несчастной Тайдулы. И в Москву прибывает посол нового хана Золотой Орды, с требованием нового «царева запроса». Русь выплатила ежегодную дань Орде, и новый сбор «ордынского выхода» разоряет русские земли. «И была русским князьям великая истома»  пишет летописец.

Но свирепый отцеубийца Бердибек не доволен собранной на Руси данью. Новый хан готовит нашествие на Русь, чтобы его воины сами насытились добычей в русских городах.

Святитель Алексий вновь едет в ненавистную Орду, пытаясь отмолить, отвести беду от Русской Земли. Летопись свидетельствует о том, что много скорбей и «большую тесноту» перенес митрополит Алексий в Золотой Орде, и лишь «милостью Божией и молитвой Пречистой Его Матери цел и здрав от насилия поганых вернулся на Русь».

В Москве вышел торжественно встречать своего архипастыря весь народ, великий князь Иоанн Красный с княгинею и детьми, духовенство с крестами, хоругвями и святыми иконами.

Святитель Алексий привез Русской Земле мир. «Все благодарили Господа» и имя митрополита Алексия  по всей Руси  с тех пор «было велико пред Богом».

А свирепый Бердибек, зарезавший своего отца Джанибека и 12 братьев недолго был властителем Золотой Орды. Всего через два года в 1359 году Бердибека убивает его собственный сын  Кульпа. Кульпа садится на трон великого хана в Сарае всего на пять месяцев. Еще один чингизид Навруз сумел зарезать Кульпу и двух его сыновей. Недолго правит в Орде и хан Навруз, его убивает Хидырь. Не успела Орда привыкнуть к новому правителю, как сын хана Хидыря, Темир-ходжа зарезал своего отца и провозгласил себя правителем Золотой Орды. Вот уж воистину «царство скверное и глухое»! На Руси в самые жестокие времена междоусобиц ничего подобного не творили. Был Святополк Окаяный, убийца святых Бориса и Глеба, но его преступление ужаснуло русичей. В ХII веке был вероломно ослеплен соперниками  Василько Требовльский, и все русские князья назвали это великим преступлением. Дмитрий Шемяка ослепил Василия Темного - и народ не принял власть Шемяки. Князья могли жестоко сражаться в междоусобных войнах, погибать в сечах, но брат брата, сын отца никогда не убивали.

И Темир-ходжа  правил всего шесть дней. Жестокий и властный ордынский темник Мамай убивает хана Темирхоржу. Мамай не чингизид, и потому ставит во главе Орды потомка Потрясателя Вселенной, хана Абдулаха. Но против Абдулаха выступают несколько чингизидов. Главный соперник Абдулаха - брат убитого Хидыря, хан Амурат. Многие ордынские вельможи поддерживают Амурата. Мамай со своим ставленником Абдулахом уходит с луговой, на нагорную сторону Волги. Золотая Орда разделяется на два лагеря -  Волжскую орду хана Абдулаха и Мамая, и Сарайскую -  хана Амурата.

Пока в Орде потомки Чингиз-хана свирепо режут друг друга в борьбе за власть, их внимание к делам в покоренных русских княжествах ослабевает. Молитвами святителя Алексия Господь даровал Руси почти два десятилетия передышки от неусыпного взора ханов Золотой Орды. 

И Русь этим временем воспользовалась. В 1359 году от легочной чумы - «моровой язвы» умирает Великий князь Иоанн Красный. За год до этого во время мора умер его брат Андрей Серпуховской. Из всего московского великокняжеского дома в живых остались два отрока - девятилетний Дмитрий Иоаннович и шестилетний Владимир Андреевич. Святитель Алексий, крестный отец княжича Димитрия, воспитывает двух братьев, учит молитве и христианскому братолюбию. В эти годы митрополит Московский Алексий является настоящим правителем Великого княжества Московского. Юные князья постепенно мужают. Святитель Алексий и прп. Сергий Радонежский молитвой и мудрым советом помогают Великому князю Димитрию Иоанновичу собирать под единым стягом русские земли, преодолевать рознь среди русских князей. Святитель Алексей отойдет ко Господу в феврале 1378 года, он всего несколько месяцев не доживет до первой победы Руси над Ордой в битве на реке Воже. А еще через два года его воспитанники святой благоверный князь Димитрий Донской и благоверный князь Владимир Храбрый на поле между Доном и Непрядвой разгромят полчища Мамая.

Житие святого - словесная икона 

Московские святителиНесмотря на множество призов, полученных  на кинофестивалях, фильм посвященный святителю Алексию,  не произвел впечатления на российского зрителя. Мы помним, каким событием стало появление на экране фильма «Остров». К величайшему удивлению самого Павла Лунгина и многих кинокритиков,  «Остров» с огромным интересом смотрела вся страна. Смотрели не боевик, не какой-нибудь «блокбастер», а фильм о маленьком северном монастыре. Причем фильм смотрели все, не только православные, но и люди далекие от Церкви. Можно по разному оценивать фильм «Остров» и образ старца, созданный Петром Мамоновым. Но мы увидели, что  русский зритель с огромным вниманием воспринимает  фильм, в котором говорят о молитве  и покаянии.

 Но уже следующий фильм Лунгина «Тzar» был отторгнут зрителем несмотря на мощнейшую рекламную кампанию. Не принял зритель и фильм «Орда». Нас убеждают в том, что создание фильма - величайший профессиональный успех, высоко оценивают  работу Розы Хайрулиной и Максима Суханова, мастерство режиссера, оператора, художников, работавших на картине. Нам пытаются доказать, что в фильме  воплощена подлинная  духовная правда о жертвенном подвиге святителя, который должен был снизойти в ад, чтобы вымолить чудо исцеления Тайдулы, спасти Москву от ордынского нашествия. Но почему же фильм «Орда», как и лунгинский «Тzar» положительно оценивает в основном либеральная церковная интеллигенция? Неужели в силу неподготовленности массового зрителя к глубоким размышлениям  о духовном подвиге святителя?   

 Народ не принял «современное прочтение» жития митрополита Алексия. В изображении митрополита Алексия неким «интеллигентом ХIV века» нет духовной правды. Святитель, который сомневается в возможности Господа явить чудо милости своим людям и митрополит Алексий, которого мы знаем в церковном житии,  - разные люди. 

О том, сомневался ли митрополит Алексий в возможности чуда Божия ясно говорит составитель жития:  «Если бы митрополит не был угодник Божий, то не удостоверил бы Бог варвару татарину такую веру иметь, и не говорил бы угодник, что Бог послушает его и может слепым прозрение дать, опять же не дерзнул бы он выше меры просить, если бы не имел упования на Него, ибо вспоминал слова евангельские: "Если сколько просите во имя Мое, дастся вам"; а также: "Просите и обретете"; и еще: "Да радость ваша исполнена будет"».

Тем, кто не верит в твердое упование на Бога и дерзновенную молитву святителя, советую посмотреть фильм «Форпост». Игумен небольшого монастыря на границе с Румынией отец Михаил с братией не только основали новую монашескую обитель, построили храмы, но и воспитывают в монастырском приюте 140 детей, в том числе и тяжелых инвалидов. Игумен не сомневается в том, что Господь слышит всех, кто к нему взывает в горячей и искренней молитве. На фестивале «Радонеж» каждый год появляются документальные ленты, которые рассказывают о живой и горячей вере народа. Причем герои этих фильмов живут среди нас, это священники и монахи, простые миряне. Фильм «Форпост» - свидетельство о настоящем Чуде - чуде Любви и Веры. Когда-нибудь все эти документальные ленты станут летописью духовного возрождения России. И снимают эти фильмы тоже подвижники, обычно без всякого бюджета, часто за свои деньги. Снимают, потому что «от избытка сердца глаголят уста», желают запечатлеть эту великую любовь и веру, поделится со зрителем. И в сравнении с этими фильмами о живой жизни очень странно смотрятся фильмы «Чудо», «Царь», «Орда» и пр. «современные прочтения». Общее в этих «современных прочтениях» - мрачная и темная российская действительность, вопреки которой совершают свои подвиги «интеллигент ХVI века митрополит Филипп» и «интеллигент ХIV века митрополит Алексий». Хорошо знакомый либеральный взгляд на русскую историю

К сожалению как «Царь» Лунгина, так и «Орда» Прошкина будут регулярно демонстрироваться на российском телевидении во время великих церковных праздников. Руководители телеканалов таким образом, всего два раза в году, на Рождество Христово и на Пасху демонстрируют свое уважение к православным. Но появится ли после просмотра этих фильмов у наших невоцерковленных соотечественников желание придти в храм Божий?     

 Мне думается, что к постановке фильмов о православных чудесах и жизни святых надо относиться с величайшей осторожностью. Житие святого - словесная икона. Не стоит спешить радоваться тому, что профессиональный режиссер согласился поработать над материалом из церковной жизни. Мы же не доверим любому светскому художнику расписывать храм, руководствуясь своим представлением. Есть талантливые художники, чья манера письма невозможна для создания иконы, хотя их творчество с точки зрения искусствоведов очень интересно. Например, Михаил Васильевич Нестеров и Виктор Михайлович Васнецов в присущей каждому творческой манере, выработав собственный стиль, расписали Владимирский собор в Киеве. А Михаил Александрович Врубель не смог писать иконы для храма, хотя и пытался. А ведь Врубель - величайший живописец. Но Васнецов и Нестеров были людьми церковными,  глубокой веры, а Михаил Врубель постепенно отходил от Церкви. Гениальный художник страдал душевной болезнью и психическими расстройствами. В конце концов, каждый художник в любой работе творит свой автопортрет. Для художника похвалой звучат слова - «у него свой собственный мир»  Но иконописец молится о том, чтобы его человеческие грехи и страсти не помешали передать в иконе образ святого. К сожалению в фильмах «Чудо», «Царь» и «Орда» мы видим, что режиссеры воплотили «свое» отношение к вере, «свои» представления о чудесах и жизни святых.  

Задумаемся, почему проваливаются в прокате «блокбастеры» вроде «Обитаемого острова», а старые советские фильмы в телепрограммах собирают огромную аудиторию? Дело не в ностальгии. Каждое великое произведение искусства всегда глубоко национально. Это мы видим на примере творчества Федерико Феллини, Акиры Куросавы, Ингмара Бергмана и других великих мастеров. Язык кино универсален и понятен любому человеку, как и музыка, и живопись. Но все великие шедевры мирового кино созданы режиссерами и сценаристами, которые были глубоко укоренены в национальной культуре своих стран. Лучшие произведения советского кино даже в советский период были созданы в традициях русской культуры. А русская культура вся пронизана светом Православной веры. Вклад наших выдающихся режиссеров, кинооператоров, актеров в развитие мирового кино огромен. И сегодня очень важно вернуться к лучшим традициям отечественного кинематографа. Думаю, российский кинематограф вместе со страной преодолеет тяжелый период безвременья. Несомненно будут созданы и исторические киноленты и, возможно, фильмы посвященные русским святым. Хотелось бы, чтобы эти фильмы так глубоко затрагивали душу зрителя, как советские ленты «Отец солдата», «Летят журавли», «Баллада о солдате».        

Но кроме органичного для русской культуры киноязыка, необходимо, чтобы фильмы о святых создавали люди, ясно понимающие, где заканчиваются границы их творческой свободы. Фантазии по мотивам жития святого, недопустимы. 

Надеемся, что в российском кинематографе появятся работы, в которых традиционным и естественным для русской культуры языком расскажут на экране о жизни русских святых и чудесах милости Божией. И в этих произведениях мы увидим тот радостный и сияющий свет красоты Божиего мира, который видим в иконах и росписях прп. Андрея Рублева и Даниила Черного, Прохора с  Городца, Феофана Грека и Дионисия.                                

 
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Виктор Александрович Саулкин
Об инакомыслии и исповедничестве, сносе
Десятинного храма в Киеве, и двойном лишении украинского гражданства...
20.09.2024
Первая мировая неоконченная война
И ее последствия
14.08.2024
Русская история едина
Беседа с Виктором Саулкиным в эфире радио «Радонеж»
23.07.2024
Все статьи Виктор Александрович Саулкин
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
23.11.2024 21:12
Мавзолей Ленина и его прообразы
Новый комментарий от Павел Тихомиров
23.11.2024 20:47
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский Иван
23.11.2024 19:52
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
23.11.2024 19:31
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от влдмр
23.11.2024 16:54
Еще один шаг в сторону разрушения семейных устоев
Новый комментарий от Рабочий
23.11.2024 16:06