Когда пришла пора разочарования

Возобновлен набор на военную службу новобранцев с Северного Кавказа

Владимир Ильич Ленин  Новости Москвы 
0
1193
Время на чтение 10 минут

1 апреля стартовал весенний призыв. Одной из его особенностей стало возобновление в полном объёме набора на службу новобранцев с Северного Кавказа и, прежде всего, из Дагестана. По разнарядке, спущенной главным организационно-мобилизационным управлением (ГОМУ) ГШ ВС России в республиканский военкомат, весной текущего года планируется призвать в силовые структуры России около 4 тысяч человек. Мне уже не раз приходилось высказывать своё мнение по этому специфическому вопросу. Вернувшись недавно из командировки в Махачкалу, я привёз оттуда и новые впечатления, которые хотел бы озвучить.

Хорошо известно, что причиной «замораживания» набора в армию призывников из «солнечного Дагестана», стал целый ряд безобразных случаев, которые, не вдаваясь в подробности, можно обозвать пользуясь привычным армейским сленгом - неуставными взаимоотношениями. Благодаря СМИ, эта тема на какое-то время стала особо популярной в медийном пространстве, подогревая и без того немалый интерес к проблемному региону.

Итак, вполне законное, конституционное решение принято. Призыв дагестанцев начат. Готовы ли к приёму такого пополнения командиры и будущие сослуживцы? Я имею в виду, прежде всего, готовность моральную, духовную. Ведь подобные проблемы возникли не на пустом месте.

Высокий воинский дух так же не создаётся сам собой, из ничего, одним лишь изданием приказа командира. Он формируется в процессе воспитания, взросления человека и базируется на традициях. Он, самым тесным образом, связан с национальным и религиозным самосознанием воина. В составленном, с учётом богатого наследия и опыта русской (советской) армии, «Словаре духовных качествах российского воинства», подготовленном Независимым ВНЦ «Отечество и воин» при Военном Университете МО, даётся следующее определение воинского духа:»Внутреннее состояние, сущность, истинный смысл и характер вооружённой силы, как организации людей; союз ума (сознания), сердца (нравственности) и воли (энергии)». Проявляется воинский дух, по мнению одного из видных отечественных специалистов в области военной психологии, профессора Академии Генерального штаба генерала П.Изместьева - участника русско-японской войны, командующего отдельным корпусом во время Первой мировой войны, «в самостоятельных действиях и инициативе».

Значит, одним из проявлений высокого морального духа воина является его осознанная готовность к самостоятельным действиям, стремление к разумной инициативе. К сожалению, данная идеологема с трудом сочетается с реалиями нашей сегодняшней армии, где, вопреки требования устава, каждый солдат очень скоро узнаёт о последствиях проявленной им инициативы. Увы, именно безынициативность стала одним из столпов благополучия и даже карьерного роста в ВС России. После бесславной гибели Советской армии и последующим за этим многолетним отлучением её остатков под видом Российской от регулярных занятий по боевой подготовке: учений со стрельбой, вождений боевых машин, полётов, а так же резкое сокращение боевых дежурств и походов; в результате кадровых чисток, когда в первую очередь увольнялись офицеры, обладающие боевым опытом и собственным мнением, боевой дух в нынешней армии во многом утрачен.

К чести нынешнего руководства МО, меры в этой области военного строительства предпринимаются, и скучать - унывать духом, сегодняшним солдатам, скорее всего, не придётся. Но помимо многократного увеличения часов на боевую подготовку, активизацию других мероприятий повышающих боеготовность армии, призванных, поднять в числе прочего и боевой дух войск, армейскому руководству необходимо обратить внимание и на «внутреннее состояние, сущность, истинный смысл и характер вооружённой силы», т.е. собственно, человека в погонах.

С чем, с каким багажом знаний, устойчивых стереотипов, норм и правил поведения придёт в армию сегодняшний солдат? А вот тут-то всё гораздо сложнее и, я бы сказал, печальнее. Оказалось, что гораздо проще и быстрее, при наличии денег и командирской воли, поднять боевую выучку, чем боевой дух, который, как мы помним, есть «совокупность ума (сознания), сердца (нравственности) и воли (энергии)».Как у нас обстоит дело с осознанием необходимости службы, нравственностью и волей, направленной на добро? Моральное состояние призывного контингента, да что там - всей нации, оставляет желать лучшего. Чтобы понять это, достаточно взглянуть на итоге прошлогодней призывной компании. По данным замначальника ГОМУ Генштаба ВС РФ Е.Бурдинского, почти 250 тысяч граждан призывного возраста уклонилось от военной службы в 2012 году. А вот желающих служить из числа уроженцев Дагестана - хоть отбавляй. Обеими руками за службу в армии и родители кавказских призывников. На лицо провал всей идеологической кампании по формированию у русской допризывной молодёжи высокого морального духа и военно-патриотического воспитания (хотя по большому счёту этой задачей вплотную никто так и не занимался). И это лишь одна из вершин айсберга. Давайте рассмотри её поближе.

Признаем, что стартовые позиции для подготовке к службе в армии в большой России и Дагестане, изначально примерно одинаковые. Там и там действуют одни и те же законы, общество сталкивается со схожими проблемами. Будем пенять на исконную воинственность кавказских народов, особую любовь тамошних мужчин к оружию и военной форме? Но и представителя коренного этноса не раз доказывали свою способность сломать любого соперника, а ещё лет тридцать назад (сужу по себе) с охотой шли служить в армию, рвались в Афганистан, справедливо считая недостойным мужчины закосить от службы. Любимой дворовой игрой пацанов была войнушка, а дома - игра в солдатиков. Очевидно, что надлом, перелицовка, перекодировка сознания произошли за эти последние десятилетия перестройки и слома старой системы. Только не понятно, почему мы, русские, пострадали от этого больше, чем кавказцы.

Ответ, очевидно, надо искать в том, что нас изначально разнит сам подход в восприятии своего героического прошлого. Когда мы с упоением играли в красных «чапаев» и «будёных» и советских «матросовых» и «жуковых», большинство кавказских пацанов хотели видеть себя... Шамилями. Эта легендарная личность основателя первого горского государства на территории России с шариатской формой правления, не оставляла умы многих и многих поколений жителей Кавказа и, прежде всего, Дагестана. Способствовало этому и негласно проводимая на местах политика потакания жителям национальных окраин по принципу «чем бы дитя не тешилось». Опасность вожди СССР видели, прежде всего, увы, в возрождении русского национализма.

Разница в масштабах и целях, которые ставили перед собой такие личности, как Чапаев или Матросов и Шамиль, конечно, не сопоставимы. И если герои нашего детства были полностью денационализированы (кого волновало, что Чапаев был чуваш, а Матросов, якобы, башкир) и изначально партийны, то Шамиль, прежде всего, был аварцем и мусульманином, стремившимся объединить всех правоверных Кавказа в единое наднациональное государство - Имамат. Мало того, он воевал (и неплохо) против русских. Этого тоже никогда не забывали, особенно в высокогорных аулах. А как подавалась личность имама, даже в советских школах? Вполне благородно и героически, не то что какие-то там «колчаки» или «врангели»: лидер национально-освободительного движения горских народов, боровшийся с самодержавной, имперской Россией за независимость. Чем же не пример для подражания для его потомков, жаждущих славы и подвигов!

Разнит нас с кавказцами ещё и то, что с крушением Советского Союза и соответствующей идеологии, мы очень быстро узнали, «всю правду» про своих прежних героев: В.И.Чапаева и С.М.Будённого, Зою Космодемьянскую и 28 панифиловцев, Аркадия Гайдараи Г.К.Жукова..., на которых в режиме «нон-стоп» продолжают литься ушаты грязи, чего не скажешь про имама Шамиля! Он наоборот, словно помолодев, вернулся к своему народу, чтобы дать ему силы, будто говоря: «Я остаюсь с вами. Вы - мои дети!»Уже в наше время мне неоднократно встречались портреты имама, любовно развешенные в служебных помещениях, где большинство военнослужащих составляли дагестанцы. Но что-то не припомню, чтобы в каптёрках или канцеляриях довелось увидеть изображения Чапаева, Будённого или даже Жукова. В лучшем случае - Сталина или... Дзержинского. Но, насколько я помню, эти люди не были нашими любимцами с детства, не совершали подвигов!

На смену прежних наших героев пришли «кумиры»: попсовая тусня, киношные братки, супермены Рембо и гламурные скоробогачи: обладатели яхт, вилл и футбольных клубов. Народу усиленно внушались мысли об отречении от проклятого прошлого, проводилась агрессивная попытка стереть нашу национальную, историческую память. К счастью окончательно этого не произошло. Но кризис, творившийся в головах государствообразующего народа, увы, на лицо. Проводившийся несколько лет назад,с целью выявить национального лидера всех времён телеопрос, не дал однозначного ответа на животрепещущий вопрос. В десяткепобедителей такие разноплановые фигуры, как святой благоверный князь Александр Невский и лидер компартии Иосиф Сталин, умеренный реформатор, консерватор и монархист Пётр Столыпин и разрушитель старорежимной России Владимир Ленин... Что самое обидное (в контексте статьи), кроме победителя немцев и шведов - Александра Невского, не было названо ни одного воина, полководца, которых в действительности в России великое множество. Неужели наши люди не помнят или забыли подвиги А.В.Суворова, Ф.Ф.Ушакова, П.И.Багратиона, А.П.Ермолова, сотни других блестящих личностей, на примере которых можно воспитать прекрасное поколение защитников Отечества?!

Отсутствие любимого всеми, общепризнанного национального лидера, консолидирующего народ, стало серьёзной проблемой русских. К сожалению, осознано это далеко не всеми гражданами страны. В результате размытых воинских идеалов, отсутствия достойных подражания примеров, а порой публичного их уничижения или предательского замалчивания, происходит разочарование, плавно переходящее в уныние. А это уже симптомом болезни духа нации. Следует говорить о пораженчестве - закономерном продукте угасшего самосознания. Можно ли не просто жить, но и побеждать с таким душевным настроем, растянутым на десятилетия? Однозначно - нет. Как гласит известная восточная мудрость: горе тому народу, который усвоит психологию пораженца. Его удел - быть битому. Не в этом ли корень проблем, в том числе имеющих кавказский след? Повторю, уже высказанную однажды на страницах еженедельника блестящую мысль современного философа и филолога Василия (Фазиля) Ирзабекова, что когда русские слабеют - остальные звереют. Нам нельзя даже виду показывать, что мы слабы, не говоря о том, чтобы смириться с этой мыслью.

Чтобы переломить упадническое настроение, нужно не так уж много: поверить в себя, в свою славную историю, вернуть себе славу предков - истинных героев Отечества, способных воодушевлять нацию. Отсюда главная задача, возвращаемых в строй воспитателей, а так же самих командиры, которые обладаю широкими правами в процессе воспитания подчинённых, научить людей гордиться своей страной, преодолевать уныние и пораженческие настроения, поднимая дух воинов. Для этого им потребуется помощь писателей, журналистов, публицистов, авторов учебников по истории, педагогов, кинематографистов. Можно привести и пример из истории Америки. Когда там, в 30-х годах прошлого века бушевал экономический кризис, американцы испытывали сильнейшие психологические проблемы. Страну тогда в буквальном смысле спасла установка на положительные ценности, на оптимизм, на патриотизм, заданная президентом Ф. Рузвельтом (так любимым доселе американцами) и повсеместно поддержанная Голливудом, радио, газетами, церковными проповедниками. И уже через год после начала этой массовой компании в стране наметился перелом настроений, у людей появились силы, уверенность в себе, в свою страну, правительство, что и привело США в итоге к постепенному выходу из кризиса. Но есть и примеры более далёкие по времени, но близкие географически. Всего сто лет назад жители могучей Российской Империи чувствовали себя вполне счастливыми, самодостаточными и уверенными в себе, в своей великой стране, смело глядящей в будущее. И если бы не революция, затеянная на деньги её врагов и поддержанная «пятой колонной», то кто бы мог поручиться за то, что Россия сегодня не стала бы первой в мире по всем абсолютным показателям.

***

Но вернусь непосредственно к своим наблюдениям, почерпнутым из посещения Махачкалы. Процессы, происходящие в Республике, далеко не всегда верно отражаются в центральных СМИ, что вызывает у уже привыкших к такой подачи информации дагестанцев лёгкую досаду. Я не ставлю целью в данной статье анализировать причины такой информационной политики, скорее хочу обратить внимание на некоторые мероприятия, которые прошли практически незамеченными федеральными СМИ.

Не так давно в столице республике прошла международная научная конференция «Актуальные проблемы кавказской войны и наследие имама Шамиля». Организаторами выступили Дагестанский центр гуманитарных исследований (ДЦГИ) имени имама Шамиля, центр аварской культуры и национальная библиотека. Идейным вдохновителем мероприятия выступил известный в республике своими радикальными взглядами председатель ДЦГИ, доктор исторических наук, бывший профессор Дагестанского государственного университета (ДГУ) Хаджи Мурад Доного. На конференции, вызвавшей немалый интерес у любителей истории, среди выступавших и гостей, прибывших из ближнего и дальнего зарубежья, присутствовала и группа молодых женщин, в отнюдь не традиционных для Дагестана хиджабах. О чём же говорилось на этой конференции? Чем она интересна в контексте поднятой темы?

Открывая конференцию, завкафедрой истории Дагестана, профессор ДГУ А.Омаров очень тонко дал понять, с чем придётся столкнуться центру в республике, если российская власть и дальше «будет действовать неэффективно, нерешительно, непоследовательно, несистемно, без учёта исторического опыта и специфики региона». Среди вполне отвечающих заданной теме политкорректных выступлений, звучали и завуалированные призывы к пересмотру устоявшихся взглядов на русско-дагестанские отношения или даже делались провокационные антироссийские заявления, порой очень похожие на угрозы. Они, например, прозвучали в выступлении зарубежного гостя, кандидата исторических наук М.Вачагаева - бывшего полпреда лидера чеченских сепаратистов А. Масхадова в Москве, а ныне президента французской Ассоциации кавказских исследований и аналитика американской неправительственной организации «Jamstown Foundation», в числе руководителей которой числятся большой «друг» России З. Бжезинский и бывший директор ЦРУ Дж.Вулси. Всячески подчёркивали в своих выступлениях агрессивность русской политики на Кавказе, шовинизм, присущий русскому народу, стремление русских властей физически уничтожить мусульман Кавказа, искоренить их веру господин Доного и его единомышленник доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник республиканского института истории, археологии и этнографии Ю.Дадаев. В частности им, в противовес империалистической России, восхвалялось государственное устройство имамата, которое (и это не секрет для властей) является прообразом строителей нынешнего квазигосударства Д.Умарова «Имарата Кавказ», где, якобы в мире и благоденствии жили и процветали многие народы нынешней России, включая русских солдат-перебежчиков.

Надеюсь, что конференция - досадная оплошность, допущенная республиканскими властями по недогляду. Но она вполне отражает настроения определённой части дагестанского общества, которое всегда с симпатией и уважением относилось к подлинно национальному герою Шамилю. Другое дело, как рассматривать эту личность? Ведь поздний имам, после пленения явил себя всему миру вполне искренним и верноподданным слугой Русского Государя. К сожалению, об этом периоде его жизни на упомянутой конференции даже не вспомнили. А вот вспомнят ли об этом молодые дагестанцы, ожидающие повестки из военкомата, это вопрос?

Роман Алексеевич Илющенко, подполковник запаса

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

3. Re: Кавказец уверен в себе потому, что за ним - сила, такие же Кавказцы

А еще, по моим наблюдениям (приходится немного иметь дело с ними по работе), они уверены в себе потому, что за ними, как и за прочими народами, позиционирующимися как "исламские", есть и другая сила, англосаксы. Поэтому они обычно не боятся с нами поругаться. Когда они не могут с нами договориться, их британские партнеры говорят: "Ничего, Ахмед, все в порядке, я тоже могу предложить тебе контракт с хорошими условиями". А если строго по теме - главное, не надо смешивать, распределять их в те же части, в каких служат русские ребята. Чтобы не превращать военную подготовку в детский сад с мордобоем.
oleg314 / 14.04.2013, 08:37

2. Дельный материал

Дельный материал уважаемого автора вызывает ряд вопросов, основной из которых - а правильное ли решение было принято? Понятна озабоченность МО катастрофической нехваткой призывников, но не перекроет ли сиюминутный арифметический эффект очень даже возможных и гораздо более катастрофических последствий? Ведь кавказцы с большим желанием идут служить не только для того, чтобы получить в своих республиках высокий общественный статус (как жаль, что "делом чести и доблести" для многих славянских парней стало "забить и откосить"), но и "научиться военному делу настоящим образом", необходимость чего вытекает из самих условий тамошней жизни. Но мы отлично помним, какой большой кровью аукнулась нам неплохая военная подготовка чеченцев, полученная ими в Советской армии, включая спецподразделения, подкрепленная традиционной воинственностью горцев... Необходимого в таких случаях противовеса в виде высокого боевого духа славянской молодежи, о чем аргументированно пишет автор, нет и, судя по нарастающему и хорошо финансируемому ИЗ ГОСБЮДЖЕТА, т.е. нашими русскими деньгами насаждению толерантности, не планируется. Напрашивается вопрос, часто звучавший в выступлениях депутатов еще той дореволюционной Государственной думы - ЭТО ГЛУПОСТЬ ИЛИ ИЗМЕНА7
Андрей / 11.04.2013, 19:20

1. Re: Когда пришла пора разочарования

Прочёл статью - вспомнил сценку из "Ералаша": там очкастый мальчик объясняет боязливому однокласснику как одолеть обидчика: "Главное - уверенность!" (или что-то в этом роде). Но всякий раз боязливый одноклассник получает по шее. Тогда за дело берётся очкарик и - о чудо! - хулиган смиряется и отступает. В чём дело? В том, что рядом находился брат очкарика - старшеклассник. Вот и вся "психология". Кавказец уверен в себе потому, что за ним - сила, такие же Кавказцы. Русский не уверен в себе, не имеет инициативы потому, что за ним - ничего. Никакой личной, внеколлективной инициативы в природе не существует. Инициатива всегда там, где за тобой команда. Так от сотворения мира: у Михаила Архангела своё войско, сатана набрал своё. Адам и Ева вместе жили. Даже Святые отшельники брались за какое-либо дело тогда только, когда получали благословение и помощь Неба. И.т.д. Но Русские не могут составить команду т.к. не имеют нравственной ориентации. Копать - не копать, трусить - не трусить, стрелять - не стрелять, думать - не думать, делать -не делать - на таких принципах кроликам надо объединяться, а не людям. Куда ни кинь, а без [нравственного] Закона всюду клин, никакие самодельные "благодати" (идеологемы, страсти, кумиры, личности на коих равняться и.т.д.) не помогают. И не помогут.
Серёжа / 11.04.2013, 06:03
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Роман Алексеевич Илющенко
Да поможет нам… Сталин!?
Пристрастные заметки о посещении музея Победы на Поклонной горе
02.05.2025
За други СВОя!
О новом спектакле Русского духовного театра «Глас»
01.04.2025
Праздничный коллапс
Пора привести в соответствие с заявленными традиционными российскими духовно-нравственных ценностями национальный календарь
27.03.2025
Тест на бессмертие
У Бога и тех, кто сохраняет верность Ему, нет поражений
22.03.2025
О чём рассказал детский рисунок
Или Когда же закончится война?
06.03.2025
Все статьи Роман Алексеевич Илющенко
Владимир Ильич Ленин
О врагах, дураках и «друзьях» русского народа
Что касается Украины – «заложницы сшибки двух мировых проектов», она не субъект, а объект мировой игры, она давно приговорена к разделу
22.05.2025
День памяти святителя Кирилла, епископа Туровского
Сегодня мы также вспоминаем воеводу М.Б.Шеина, писателя М.Е.Салтыкова-Щедрина, князя М.Л.Шаховского, летчиков П.Д.Осипенко, А.К.Серова, Е.М.Кунгурцева
11.05.2025
Почему сохраняется советская топонимика?
Критический взгляд на анализ Сергея Перевезенцева
03.05.2025
Как нам пройти между белогвардейщиной и большевизмом?
Прежде чем осудить Сталина или Царя Николая, скажи себе – «это я виноват, своими грехами»
01.05.2025
Дебаты по Украине и жёсткая правда о России
Альтернатива существующей денежной системе существует, и это советская модель
26.04.2025
Все статьи темы
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
Только полная и безоговорочная Победа!
Новый комментарий от Человек
29.05.2025 21:50
Почему антисоветизм опасен для Церкви?
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
29.05.2025 21:08
Прости нас, Государь, за измену, трусость и обман!
Новый комментарий от Владимир С.М.
29.05.2025 20:59
Привлечь к ответственности за миграционную политику!
Новый комментарий от Калужанин
29.05.2025 20:42
Мы русские. Но с нами ли Бог?
Новый комментарий от Егоров
29.05.2025 20:17
Размышление о феномене Ельцина
Новый комментарий от Русский Иван
29.05.2025 19:42
ПТУ поднимут Россию
Новый комментарий от Человек
29.05.2025 19:37