Символично, что наша конференция проходит в стенах музея. Если провести опрос его сегодняшних многочисленных посетителей на предмет отношения к монархии, то нетрудно предположить, что большинство их них уподобит монархию музейному экспонату, артиллерийскому орудию минувших столетий, выставленному на обозрение в этом замечательном музее. Однако, такое представление о месте монархии в современном мире не соответствует действительности. Монархия и сегодня обладает продуктивной силой, приобретая новые функции и популярность, заставляет обратиться к тем дополнительным механизмам, которые могли бы удерживать социум в равновесии и гармонии.
В современном мире существует 194 независимых государства (193 государства, которые входят в ООН и Ватикан - "не член-наблюдатель") Монархия как форма правления, при которой верховная государственная власть, получаемая обычно в порядке наследования и формально находящаяся в руках монарха, сегодня существует в 30 странах мира.
В Азии находятся 14 монархических государств: Бутан, Иордания, Камбоджа, Малайзия, Непал, Таиланд, Япония, Бахрейн, Бруней, Катар, Кувейт, ОАЭ, Оман и Саудовская Аравия. Причем в последних семи до сих пор сохраняются абсолютные монархии, дающие всю полноту законодательной, исполнительной и судебной власти единоличному главе государства.
В Африке насчитывается 3 монархических государства: Лесото, Марокко и Свазиленд. Еще одна монархия существует в Океании, это - Тонга. Самой древней в мире из ныне существующих является японская монархия, которая была установлена в 660 году до н. э., а самой древней в Европе - датская, ведущая свой отсчет с 899 года.
В качестве аргумента востребованности монархии в современной политической жизни достаточно даже того, что гордятся своим статусом монархий 12 европейских преуспевающих государств: Андорра, Бельгия, Ватикан, Великобритания, Дания, Испания, Лихтенштейн, Люксембург, Монако, Нидерланды, Норвегия и Швеция.
Монарх - цементирующая основа нации, символ, который объединяет все социальные слои общества, его этнические общности и религиозные конфессии. Монарх, словно арбитр на игровом поле стоит над схваткой и не вправе возглавлять ни одну из играющих команд.
Монархия - своего рода «министерство общественного доверия», а, монарх - его руководитель. Политики приходят и уходят, но монархи остаются со своим народом. Поэтому монархи - лучшие коммивояжеры. Многие монархи выступают в роли знаковых послов, представляя свою страну за рубежом. Сегодня, в период кризиса, за пределами страны они представляют собой особо престижный национальный бренд. И это вселяет доверие к их стране, стимулирует рост торговли.
Существует мнение, что мол, содержание монархии обременительно для национального бюджета. Но, это не так. Расходы на монарха - втрое ниже, чем, содержание республики. Общество не несет расходы на президентские выборы, но зарабатывает за счет притока туристов и за счет желания других стран активнее контактировать, торговать с монархией.
Современная монархия - власть символическая. В Европе короли и принцы не вступают в споры. Поэтому критиковать королей просто, особенно зная, что в ответ вам ничего не будет. Но, это отнюдь не ослабляет монархию, но обеспечивает доверие к ней со стороны гражданского общества.
Пространство политики - пространство ожесточенной борьбы за власть и ресурсы. Как заметил М.Вебер:»Мы видим, как политики вырывают друг у друга рычаги власти. В этой ситуации, было бы хорошо иметь авторитет, стоящий надо всеми. Парламентская монархия исполняет ту роль, на которую президентская власть не способна. Она ограничивает у политиков жажду власти, потому что при ней Верховная власть в стране занята раз и навсегда».[1]
Сила монархии заключается в том, что доверие со стороны гражданского общества обеспечивается высокими духовно-нравственными императивами, предъявляемыми к ней. Суть их в следующем.
Проницательный русский исследователь монархии Лев Александрович Тихомиров убедительно показал, что в христианской традиции не правитель обладает властью, но власть обладает им.[2]Поскольку в данном случае речь идет о Верховной власти, представляющей собою выражение принципа, принятого данной нацией за объединяющее начало.
Очевидно, для того, чтобы один человек мог стать верховною властью для того народа, к которому он принадлежит и который во столько раз сильнее всякой отдельной личности, во сколько миллионы сильнее единицы, необходима высшая, сверхчеловеческая санкция его власти. Народ отказывается от своей власти не в пользу монарха, как в абсолютизме, но во имя высшей силы, какую он чувствует над собою. Другими словами, по отношению к народу правитель является не личностью, а идеей.
В силу необходимости обеспечения единства между монархом и народом должно, чтобы всегда была личность для замещения престола, личность, не возбуждающая никаких споров и сомнений. От нее требуются, прежде всего, не таланты, но духовная посвященность предстоящей ей миссии - быть выразительницей нравственных идеалов своего народа; она должна быть проникнута своим долгом и, во имя этих идеалов, Божиим велением, управлять этим народом сообразно началам Божественной правды. Такую личность способна дать только династия.
В чистой, истинной монархии Верховная власть всегда ограничена содержанием своего идеала, который может быть только религиозным, не зависящим от разнообразных, зачастую противоречащих друг другу предпочтений электората. С позиции христианских идеалов монарх представляется как слуга Бога, подчиненного на своей службе Богу всецело, точно так же, как и всякий подданный, исполняя свой долг семейный и общественный, исполняет малую, возложенную на него Богом миссию. Такой власти народ подчиняется безгранично в пределах ее Божия служения, т.е. пока монарх не заставляет подданного нарушать воли Божией и, следовательно, перестает сам быть слугою Бога. И.А. Ильин провел такую границу: «Предел повиновения республиканца - право неповиновения, предел повиновения монархиста - долг неповиновения».
То есть, монархия со стороны идеала гораздо более ограничена. Монарх, извращающий, роняющий, унижающий собственное звание - нуждается со стороны подданных не в повиновении, а в воспитывающем его неповиновении. Отсюда, вытекают столь высокие требования, которые граждане предъявляют к наследникам престола в ныне действующих монархиях. Так опрос, проведенный британской компанией You Gov, показал, что около 60% британцев считали, что принц Уильям должен воплотить в жизнь свою мечту и пройти службу в Афганистане. Что касается младшего внука британской королевы Елизаветы II, Гарри то 82% британцев полагают, что идея отправить его в Афганистан была правильной».[3]
Формирование духовной посвященности монарха происходит путем соответствующего воспитания, когда в царствующей семье передается из поколения в поколение, как вековая семейная традиция, задача и долг хранения народных идеалов, подобно тому, как они переходят от отцов к детям в самой нации.
Монархия вводит в канву социальных отношений благородные принципы, среди которых особое место занимает верность - один из самых благородных критериев в отношениях между людьми и к тому же главная христианская добродетель. Неслучайно, первое название христиан, до возникновения христианства означало «верные». «Помните, что жизнь основана на верности: верности друзьям; верности прекрасному и доброму; верности стране, в которой живешь; верности Королю; и, наконец, верности, которая объединяет всё выше перечисленное, на верности Богу» - писала в 1923 году английская королева Мария[4].В этимологии слова "верноподданный", акцент делается на первом слове "верный".
Важным активом монархии является способность эффективно выдвигать наиболее талантливых людей на руководящие посты. В монархических системах эта способность гораздо выше, нежели в республиканских, что легко объяснимо. Любой самый порядочный и благовоспитанный глава республиканского государства - премьер - министр или президент - неизбежно (хотя бы на уровне подсознания, как бы он ни гнал от себя эту мысль) будет видеть в талантливом министре конкурента, а, следовательно, хотя бы невольно, придерживать его. Монарх же социально выведен из конкуренции и благодаря этому не стеснен в подобных решениях. Более того, он сам заинтересован в выдвижении талантливых людей, поскольку для монарха и династии социальные катастрофы - это возможная угроза отречения.
Российская империя - старейшее государственное монархическое образование Европы. Сегодня её возраст приблизительно равен возрасту Римской империи - около одиннадцати веков. Хотя в социальной сфере идеальным может быть лишь то, что существует на бумаге, Российская монархия являет собой образец чистоты монархического правления.
Российское монархия, со времен Ивана Калиты своими необычайными размерами удивлявшая взор любого иностранца, во все времена стремилась служить идеалам Высшей Правды, воплощенным в духовной силе Православия, формирующего в человеке любовь к Богу, Отечеству, Ближнему, Жертвенность, Смирение и Покаяние.
1.Государь, сознавал себя: Помазанником Божием и Царем в том высоком и ответственном понимании этих обозначений, которые присущи учению Церкви; олицетворением богоизбранности и богоносности всего народа, его молитвенного председателя и ангела-хранителя.
2.Русский Царь не был и не мог стать "абсолютным" монархом в понимании западной политической культуры. Он был Царем самодержавным - по самой природе своей власти не поддающимся никаким формальным ограничениям ни с чьей стороны, кроме выполнения обязанностей жертвенного служения во имя действительного блага и для спасения России.
3.Царь, оставаясь Русским Царем, не мог себя ограничить западной конституцией, но не потому, что неистово держался за свою власть, а потому что эта власть по своему существу не поддавалась ограничению. Ограничить ее - значило изменить не власть, а изменить власти. Евангелие есть "конституция" самодержавия.
Вне подобной религиозной осмысленности Царской власти в России нельзя вообще понять ее сущности. Тот, кто не понимает, что такое Православие, не может понять и того, что такое - Русский Царь. Царская власть, отделенная от своей церковно-православной природы, несущей в себе глубочайшие «ограничения», утрачивает свой сакральный смысл
Особенно ярко религиозная суть русской царской власти проявляется в чине коронования и миропомазания. В самом начале этого чина, Государь, отвечая на вопрос первенствующего архиерея: "Како веруеши?" - заявляет: «Св. Символ Православной веры». И лишь после этого начинается самая служба. Все реликвии принимаются Царем "во имя Отца и Сына и Святаго Духа"; читаются глубокие по содержанию молитвы с исповеданием, что земное царство вверено Государю от Господа, с прошением о том, чтобы Господь всеял в сердце его страх Божий, соблюл его в непорочной вере, как хранителя св. Церкви, "да судит он людей Божиих в правде и нищих в суде, спасет сыны убогих и наследник будет небеснаго царствия...". Но особенно торжественный и трогательный момент-это чтение Царем коленопреклоненной молитвы, полной смирения, покорности и благодарности Богу: "Ты же, Владыко и Господь мой, - молится Царь, - настави мя в деле, на неже послал мя еси, вразуми и управи мя в великом служении сем... Буди сердце мое в руку Твоею, еже вся устроити к пользе врученных мне людей и к славе Твоей, яко да и в день Суда Твоего непостыдно воздам Тебе слово..."
Практически всеправители государства российского - Новгородские князья, Киевские и Владимирские великие князья, Русские цари и императоры - являли собой образец государственного служения, воспринимая власть не как желанный плод, но тяжкий Крест, возложенный на них Божественным Провидением, как бремя, несение которого требовало невероятного напряжения всех жизненных сил.
К тому же, российская политическая история отнюдь не дискретна, а представляет собой воплощение Православия, в прямой, либо в превращенной форме «русского коммунизма» (Н.А.Бердяев).Ведь очевидно то, что практически все советские правители служили Высшей Правде, воплощенной в квази-религиозном идеале коммунизма, были незаурядными государственниками. Масштабы советской империи фактически простирались от Ханоя до Берлина. Известно, что Ю.В. Андропов, понимая, что Союз Советских Социалистических Республик представляет собой саморазрушительную дефиницию, распорядился подготовить карту советского государства, составленную по административно-территориальному признаку. Каким государственным мужеством, легитимностью и недюжинной одержимостью необходимо было обладать, чтобы принять такое судьбоносное для России решение, которое, как известно, не было воплощено, в связи с преждевременной кончиной советского Государя. В последствие, как известно, России вступила в период смуты 90-х годов, явившейся прямым следствием утраты доверияк Верховной власти, не соответствующей Высшей Правде.
Современный исторический период общественного развития протекает в условиях перманентного мирового кризиса, диктующего необходимость формирования системы власти, ответственной перед Богом и перед Историей. А, это значит, что духовно-нравственные императивы монархии никогда не утратят своей актуальности.
Александр Иванович Кугай, профессор Северо-Западного института управления АНХ и ГС, доктор философских наук
[1][Электронный ресурс] Цитаты о монархии. Королева Англии Мария, 1923 г. // http://www.legitimist.narod.ru/090106_1.htm
[2]Тихомиров Л.А., "Монархическая государственность", М.: ГУП "Облиздат", ТОО "Алир", 1998, 672 с
[3] [Электронный ресурс]Больше половины британцев считают, что принц Уильям должен пройти службу в Афганистане // http://www.interfax.ru/russia/news.asp?id=287029
[4] [Электронный ресурс] Цитаты о монархии. Королева Англии Мария, 1923 г. // http://www.legitimist.narod.ru/090106_1.htm