Идёт Великий Пост, и весь новый номер «Православного Санкт-Петербурга» посвящён этой великой теме, ибо год сменяется годом, но каждый раз при наступления поста у православных возникает всё тот же вопрос: как провести Святую Четыредесятницу, чтобы доставить пользу душе и не навредить телу?
«Вступая в Великий пост, надо помнить святоотеческие изречения, что мы не плотоубийцы, а страстоубийцы», - говорит благочинный Красносельского округа протоиерей Валерий Швецов. - «Болезнь - готовое спасение, когда больной удаляется от дурных слов, помышлений, мечтаний, когда он предаётся воле Божией, когда благодарит за болезнь, удаляющую его от мира, чего бы он не сделал по собственному произволению. Болезнь заменяет все подвиги поста. Свт. Игнатий Брянчанинов говорил больным и пожилым инокам во время Великого поста: «Нисколько не усомнитесь употреблять уху из рыбы во время нынешней святой Четыредесятницы, ибо уха из рыбы даст крепости вашему слабому телу, сколько другому - сильному - хлеб и вода. Сердцеведец Господь, видящий немощь вашу, не исключит вас из числа постящихся». Это он монахам говорил! Тем более нам, мирянам, не надо удручать тело и так болящее». Интервью с о. Валерием называется «ВЕЛИКИЙ ПОСТ - ДОРОГА К ОЧИЩЕНИЮ».
Разумеется, наш малый подвиг во время Великого поста не ограничивается воздержанием в пище. Главное - это терпеливое несение искушений. Настоятель храма прп. Серафима Саровского в посёлке Песочный протоиерей Игорь Филин рассказывает: «Все великие молитвенники предупреждают: готовься к искушениям. Начинаешь усердно молиться - готовься к искушениям, берёшься за какое-то серьёзное богоугодное дело - не удивляйся, что с тобой начнут происходить какие-то несуразности. Я знаю одну историю 20-летней давности. Решила группа людей издать известный труд прп. Никодима Святогорца «Невидимая брань» о многообразных кознях бесовских, различных их лукавствах и способах борьбы с ними. Увы, издатели переругались между собой, рассорились - и благое дело развалилось. А всё оттого, что не смогли потерпеть друг друга, примириться... Без терпения не может родиться смирение, а без смирения не может быть любви. Поэтому сначала надо научиться терпеть и слушать друг друга». Беседа с о. Игорем так и называется: «БЕЗ ИСКУШЕНИЯ НЕТ СПАСЕНИЯ».
И конечно, Пост - это молитва. И не просто старательное вычитывание молитвослова, но горячая, от сердца молитва о своём ближнем. «Возьмём простой пример, - говорит отец Владислав Романович, клирик СПб подворья монастыря Оптина пустынь, - во время литургии диакон перечисляет за ектенией имена, указанные в записках, - имена наших православных братьев. Вдумайтесь! - ведь в этот момент Церковь обращается к общине с просьбой: «Братья и сестры! Сестра наша Мария больна! Брат наш Александр попал в беду! Помолимся убо о них, да приидет на них благодать Святаго Духа!» И в прежние времена все понимали, чьи имена перечисляет диакон, все молились вместе со священством и такая братская молитва была действенной: человек, упомянутый в записке, избавлялся от бед. А сегодня? Мы молимся, молимся, подаём на ектению стопки записок, - и нет результата!.. Почему? Да может быть, потому, что в молитве прихожан нет сердечного участия к братьям своим? Итак, когда перечисляются имена, - внимательно вслушивайся в них! Поучаствуй всей крепостью своею в соборной молитве! А если при этом ты успеешь воспомянуть про себя и своих сродников, то будет совсем замечательно. Просто перечисли мысленно их имена, вплети их в соборную молитву, - Господь поймёт, кого ты имеешь в виду. Хор в это время воспевает «Господи помилуй» - это и есть молитва Церкви. Стоящие рядом с вами братья и сестры, которые так же пытаются внимательно молиться, помянут и ваших родных, не зная имён, которые вы мысленно произносите, но любовно соучаствуя в общем молитвенном делании. А Бог знает имена всех и всем воздаёт по силе искреннего прошения». Выступление о. Владислава называется «МЕНЯ СПАСЁТ ТВОЯ МОЛИТВА».
Ну, а конечная цель и поста, и молитвы: стяжание Духа Святого, обретение истинного Богоподобия. Об этом рассуждает архимандрит Викентий (Кузьмин), настоятель храма во имя Казанской иконы Божией Матери в г. Зеленогорске: «Преподобие - это суть христианства, его живая кровь. Христианство может жить только в тех землях, где молятся монахи, где есть люди, которые так возлюбили Господа, так убоялись греха, что покинули мир и решили проводить жизнь в чистоте и молитве... И я верю, что где-то, на просторах нашей великой страны уже родился новый Проша Мошнин, который со временем вырастет в нового Серафима, - а может быть, он сейчас трудится послушником в одном из восстанавливаемых монастырей, может быть, он уже стал иноком... А может быть, он ещё и не знает, что его ждёт судьба монаха, - живёт себе в миру, ходит в церковь, и читает эту газету...» Слово о. Викентия называется «ВАШЕ ПРЕПОДОБИЕ».
В этом номере читатель найдёт выступление руководителя СПб отделения Союза писателей России Б.А. Орлова. Наш читатель давно знает Бориса Александровича, как замечательного поэта и друга газеты. Сегодня он говорит: «Пройдёт десяток-другой лет, и поэтов нашего поколения прочтут заново, - и тогда поймут, что это были таланты, ничем не ниже знаменитых имён Серебряного века... Мне кажется, что только сейчас в нашей стране и начинается заново настоящая литературная жизнь: с одной стороны народ уже давно устал книжной рыночной жвачки и тянется к серьёзной литературе, способной ответить на мучающие его вопросы, а с другой стороны писатели готовы дать людям произведения глубокие, интересные, разнообразные». Выступление Б.А. Орлова называется «ВЕЛИКОЕ РУССКОЕ СЛОВО».
И как всегда в свежем номере «Православного Санкт-Петербурга» читатель надёт очередную былинку Александра Ракова «...С ОДНОГО БЕРЕГА НА ДРУГОЙ». Она посвящена тому, как мобильная связь влияет на современное общество. «Добрался до редакции с целительными травками в подарок уже немолодой, но розовощёкий мужчина из Вырицы. «Нет у меня никакого телефона, брат, я даже советский паспорт до сих пор ношу», - ответил он на мой привычный вопрос. А в глазах его светятся давно притухшие в людях искорки счастья...»