Перед началом Великого поста болгарский сайт «Двери православия» (известный в стране созданием всевозможных «желтых» сквозняков и иногда поминаемый в православном болгарском народе, как «врата адовы») радостно сообщил своим читателям, что представитель Патриарха Московского и всея Руси при Патриархе Болгарском архимандрит Филипп (Васильцев), в беспрецедентной травле которого «Двери» принимают самое активное участие, якобы выдворен за пределы благословенной болгарской земли. Источником сведений о «выдворении» оказался частный блог, на первой странице которого собираются подписи под петицией о демонтаже «памятника оккупационной советской армии», стоящего в центре Софии.
На первой седмице поста «новость» была переправлена в Россию и встречена там с большим воодушевлением «друзьями» Церкви, которые постарались ее усугубить - так болгарский клирик Русского Подворья в Софии злой волей того же архимандрита Филиппа был отправлен в дом престарелых - да кто там, в России, знает, что клирику всего 40 лет? Но, несмотря на зловещую раскраску софийской истории, в России она, что называется, не прижилась. Россия - страна большая, событий и проблем в ней много, мусолить долго «махленскую сплетню» («махалá» - в переводе с турецкого - предместье) никто не будет. В Софии же она в постоянном обороте с декабря 2011 года.
В числе первых обвинений, выдвинутых группой недовольных, значилось введение в храме ранней литургии. Не меньшее возмущение вызвала ночная Божественная литургия в праздник Рождества Христова - в Болгарии в это время принято сидеть за накрытым столом. Совершенно возмутительной на Подворье Патриарха Московского и всея Руси показалась отмена чтения во время богослужений Евангелия на болгарском языке. Через пару недель по просьбе богомольцев чтение вернули обратно, но недовольство почему-то осталось.
Потом родилась эта возмутительная ложь - обвинение настоятеля в ереси этнофилетизма: дескать, он гонит из храма болгар. Прогнал дьякона (клирика софийской митрополии, переведенного в находящийся неподалеку болгарский храм), регента хора (сама ушла), а еще - о, ужас! - заговорил о русской литургической традиции на Русском Подворье.
Истерия по поводу изгнания из храма болгар продолжается уже больше года и поддерживается на хорошем градусе, близком к температуре кипения. Её апогеем был, пожалуй, «неожиданный» звонок в студию телепередачи «Вера и общество», посвятившей Патриаршему Подворью не менее десяти зловещих выпусков: некая Розалия из Вены со слезами поведала, как, приехав летом в родную Софию, хотела поставить свечи в Русской церкви (в Болгарии Патриаршее Подворье называют именно так), но ей не позволили это сделать, когда узнали, что она - болгарка. Странно, что при такой сугубой зачистке храма от болгар паства все равно остается преимущественно болгарской, даже без учета русскоговорящих бессарабских болгар из Молдавии и Украины.
За сим последовала борьба ...за конституционные права и свободы. В Церкви! Три юриста, включая преподавателя конституционного права Софийского университета, сообща сочинили открытое письмо - настоящий шедевр, процитировать который просто необходимо. Игумена Филиппа обвинили в нарушении «права на выражение мнения и распространение его через слово - письменно или устно, через звук, изображение или другим способом». Трио юристов сообщило также, что согласно Закону о вероисповеданиях «права и свободы лиц, являющихся членами религиозной общности, не могут быть ограничены внутренними правилами, ритуалами или обрядами этой общности или институции». Еще юристы жаловались на «нарушение тайны корреспонденции». Речь здесь, если выражаться на языке мира сего, об анонимных записках покойнику - о молитвенных прошениях почитаемому в Болгарии чудотворцу архиепископу Серафиму (Соболеву), о мешках прошений со всей Болгарии и всего мира, которые в храме не читают, а просто разворачивают перед сжиганием, потому что в записки иногда вкладываются денежные пожертвования.
По «законам жанра» нельзя было не предать гласности пристрастие отца настоятеля к роскоши. Так родилась легенда о его пятикомнатной квартире, отремонтированной и обзаведенной лучшими дизайнерами Италии, о трех секретарях, двух кухарках и т.п. Но легенда эта продержаться долго не смогла: этнофилетизм все-таки - штука малопонятная и невидимая, о нем можно сочинять сколько угодно, а вот «роскошь» настоятеля перед глазами, да и субтильная его фигура на двух кухарок никак не тянет.
Со всем вышеописанным багажом борцы за свободу Русского Подворья от русского духа вышли на пресс-конференцию в Национальном клубе «София-пресс» 16 марта 2012 г. Добавив к списку творящихся в Русской церкви «безобразий» еще одну подробность, достойную внимания СМИ: сотрудники храма боятся ходить в туалет, поскольку он расположен в опасной близости с кабинетом грозного настоятеля.
К визиту в Болгарию Святейшего Патриарха Кирилла средствам массовой информации была запущена более серьезная «деза»: будто бы Русская Православная Церковь хочет отнять недвижимое имущество, которое она подарила Болгарской Православной Церкви в 1952 году. За разъяснениями по данному вопросу в Патриаршее Подворье никто не обращался - мы сами все узнали из газет. Что «русский игумен облизывается на Шипку» (т.е. на храм в с. Шипка - заглавие статьи в газете «Стандарт»).
А за 10 дней до визита появилась пресловутая нота МИДа Болгарии, врученная послу Российской Федерации в Болгарии Ю. Исакову. В ней содержалось требование разобраться в происходящем в Русской церкви и заверение в том, что «Министерство иностранных дел примет все необходимые меры с целью защиты общественного интереса и прав болгарских граждан». Для справки: 1. Церковь в Республике Болгарии так же, как и в России, согласно Конституции, отделена от государства; 2. Русская церковь в Софии является Подворьем Патриарха Московского и всея Руси, а сам храм, согласно нотариальному акту, - собственностью Российской Федерации. Что же касается «общественного интереса болгарских граждан» в Русской церкви, то об этом - ниже.
Ноту Болгарского МИДа предваряла «ковровая бомбардировка» сего богоугодного учреждения всевозможными жалобами, доносами, и требованиями немедленно выслать из страны настоятеля Русского храма в Софии. Впечатляющей пачкой писем из Софии, повествующих о том же о. Филиппе, может «похвастаться» МИД России. Счет жалоб Патриарху Кириллу, Отделу внешних церковных связей, митрополиту Волоколамскому Илариону и архиепископу Егорьевскому Марку лучше вести на килограммы. Убрать ненавистного настоятеля Русского храма в Софии требовали от Патриарха Максима и членов Священного Синода Болгарской Православной Церкви. Священноначалие обеих Церквей прекрасно разобралось в ситуации, да, видно, не так, как того хотелось жалобщикам, поэтому доносы продолжались и преумножались - опять в МИД, в МВД, Государственное агентство национальной безопасности (!!!), даже - в Министерство культуры, поскольку на Подворье начались ремонтные и реставрационные работы. Тонны жалоб, часы, дни и недели проверок. Лидер «движения сопротивления» профессор философского факультета Софийского университета Калин Янакиев использовал свои университетские связи для того, чтобы заблокировать защиту диссертации секретарю Патриаршего Подворья иеромонаху Русской Православной Церкви Зотику (Гаевскому), аспиранту богословского факультета. К сожалению, болгарские священники Подворья о. Симеон Минчев и о. Николай Нешков принимали во всем этом опосредованное, а то и непосредственное участие. Как минимум тем, что не останавливали своих духовных чад.
Отдельного слова заслуживает открытый в честь Патриаршего Подворья блог (а затем - и страница в фейсбуке), названный впоследствии православной общественностью Софии «блогом клеветы». Блог, в котором собираются, подсчитываются и размещаются негативные публикации о Подворье и его настоятеле, о Русской Православной Церкви (основным поставщиком которых является уже упомянутый здесь сайт «Двери православия»), отзывы обиженных на настоятеля людей. Пространство между публикациями (его все-таки довольно много) заполняется анонимными заметками собственного производства - производства лжи, оскорблений, очернений, глумлений, жалоб и т.п. Смысл существования блога - создание образа врага, русского врага в рясе. Борцы с этнофилетизмом постоянно повторяют: «наш храм», «наши священники» (болгарские), даже - «наша литургия». Они не целуют крест, когда его держит рука «не их» священника (о самой руке даже не заикаюсь), демонстративно выходят во время «чужой» проповеди и жалуются в блоге на ее оскорбительную поучительность. Сведений и фантазии у блогеров не хватает, поэтому в публикациях изо дня в день повторяется одно и то же, а для поиска чего-то нового ведется скрупулезная до болезненности слежка за отцом настоятелем и всем происходящим на Патриаршем Подворье.
Чем же так насолил этим людям отец Филипп? В одном из интервью профессор Янакиев заявил, что он сам и его подопечные привыкли к «деликатному присутствию» русских священников на Патриаршем Подворье, к их «чисто церемониальным функциям». Став настоятелем, отец Филипп нарушил эту «добрую традицию», проявил неделикатность, решив руководить Подворьем самостоятельно. О невозможности такого положения его предупредили. И пообещали (при десятке свидетелей) большой скандал и «медийную войну», если пастырь не согласится быть пасомым вверенными ему овцами. Все старания о сохранении мира, положенные отцом настоятелем при активном содействии Софийской митрополии и Священного Синода Болгарской Православной Церкви, не увенчались успехом. В Прощеное воскресенье 2012 г., после архиерейской литургии и вдохновенной проповеди Знепольского епископа Иоанна - патриаршего викария, во дворе Русской церкви рассыпали ворох листовок с требованием не соваться в чужой (!) монастырь со своим уставом, призывами молиться за единство Церкви и всевозможными «методическими указаниями» для улучшения руководства храмом. Вечером того же дня, на чине прощения, настоятель Патриаршего Подворья первым просил прощения у всех присутствующих и перед каждым положил земной поклон. Но не каждый это принял - профессор Янакиев сначала приблизился к настоятелю, а потом демонстративно повернулся к нему спиной и вышел из храма. ..
Обещанная война оказалось не только медийной. Милостью Божией удалось избежать потасовки в самом храме - несколько месяцев она назревала каждую воскресную службу. Совершенно естественно, что при такой «молитвенной» атмосфере, постоянных провокациях во время и после богослужения, при массированном настраивании людей против настоятеля богомольцы Подворья стали расходиться по другим храмам, в чем тоже обвинили отца Филиппа: он разрушил образцовый приход, где раньше царила любовь. Вот приехал, и вместо идиллии - стенка на стенку.
Многолетние богомольцы Подворья подтвердят, что никакой идиллии в храме в последние годы не было. Точнее, она была, но в определенном кругу «интеллектуалов», «общественно значимых людей» (так они сами себя с присущей им скромностью величают), образовавших тот самый «междусобойчик», который впоследствии восстал против нового настоятеля и окончательно отделился от остальной паствы. При ближайшем рассмотрении это образование напоминает общину о. Георгия Кочеткова, особенно в главной ее идее - в противопоставлении общинно-семейной жизни церковной иерархии.
Интеллектуалы Патриаршего Подворья и свою, болгарскую, иерархию не больно чтут. Чего стоит одно только заявление писательницы Эмилии Дворяновой в передаче «Вера и общество» от 23.06.2012 г.: «...мы сделаем серьезную организацию - братство, братство мирян и, конечно, сестричество от Болгарской Православной Церкви по необходимым канонам, чтобы иметь организацию, которая бы осуществляла натиск, и, к сожалению, но сказала бы, и надзор за нашими митрополитами». Высказывания в адрес «чужих» - русских - тоже неплохо процитировать. В той же передаче «Вера и общество» (от 11.01.2009 г.) профессор К. Янакиев назвал Русскую Православную Церковь «своеобразным фашизоидным авангардом, которым русская сторона осуществляет свой натиск на Европу». А это - цитата из его интервью болгарской газете «Труд» от 15.01.2013 г.: «Предателем национальных интересов (Болгарии - прим. авт.) является всякий, кто связывает свое политическое благополучие с большой силой на востоке - Россией. Эта сила имеет корыстные интересы в отношении Болгарии... Долгосрочные интересы России состоят в эрозии болгарской демократии, в эрозии избранного болгарами после1989 г. пути евроинтеграции. И вы можете ответить на вопрос (кто Иуда в Болгарии сегодня? - прим. авт.), когда видите, что за партии играют в эти игры у нас».
Только за последние полгода эти «общественно значимые люди» провели в Софии две конференции с названием «церковная», но без благословения священноначалия, под крылом западных фондов, которые специализируются на помощи в «устойчивом развитии гражданского общества и содействию в евроинтеграции и евроатлантическом партнерстве».
Тут и следует искать духовный корень всех возникших на Патриаршем Подворье нестроений и даже драм многих людей, привязанных к этому храму, как к родному дому, ведь злостная гордыня всегда ведет к катастрофам - вспомним праотца нашего Адама. Остальное - это уже ветвистая крона дерева, взлелеянного на гнилых корнях: политика (бесспорно - антирусская!), меркантильные интересы (зарплата дьякона Русской церкви в Софии чуть меньше зарплаты Болгарского Патриарха, а зарплаты болгарских священников на Подворье превосходят ее в три раза!), гешефты и гешефтики разных уровней, не на последнем месте банальная зависть. От гнилого корня и способы борьбы - война в СМИ, клевета, доносы. И злоба, с которой она ведется. Против священника в пятом поколении и его паствы, против всех, кто говорит хоть одно слово в его защиту.
Великий пост, как известно, есть время объявления войны собственным страстям, но даже не очень опытные в духовных вопросах христиане знают, что именно в это время враг рода человеческого нападает с особой силой и особенно старается посеять вражду между людьми. Просим святых ваших молитв, дорогие наши православные братья и сестры! И с нетерпением ждем (вся многонациональная и многочисленная паства Русской церкви в Софии) возвращения нашего дорогого пастыря - архимандрита Филиппа (Васильцева). В преддверии столетнего юбилея Великого освящения храма на Подворье много-много дел.
8. Браво! Eще по тему
7. статья переведена
6. ссылки по теме
5. от автора
4. Бог в помощь, дорогая Янина!
3. Что происходит на Патриаршьем подворье в Софии
2. награды
1. автору