Глинобитный кишлак, или средневековый мегаполис?
А как же увидел режиссер Прошкин Золотую Орду? Сборище жестоких дикарей, которые живут в мрачном, серо-коричневом глинобитном городе. Столица Золотой Орды представляет огромный кишлак, состоящий и з глинобитных трущоб, среди которых грязные оборванцы устраивают драки, катаются в пыли, сражаясь за «целебный навоз» ханской лошади. Ордынские стражники жалко клянчат у приезжих подарки «Ну дай хоть что-нибудь!». Звероподобные ханы душат друг друга на глазах равнодушно жующих поданных. Пленным русским, которых пригнали в Сарай, ордынцы рубят головы, выбирая самых рослых. Оказывается, убивают пленных ради того, чтобы в Орде не наступил голод, и не пришлось вновь «человечину есть». Причем рубят головы всем, кто вырос выше колеса ордынской арбы. По-видимому, авторы фильма узнали о том, что в восставших улусах монголы вырезали всех мальчиков, кто был выше тележной оси - чтобы мстители быстро не выросли. Но завоеватели так поступали во время карательных походов - чтобы навести ужас на восставших данников и обескровить врага. А работорговля была одним из самых прибыльных занятий для ордынцев. Именно за рабами ходили ордынцы в набеги на Русь. А после умелых ремесленников и красивых девушек, самыми дорогим товаром на невольничьих рынках считались рослые и сильные рабы. Ордынцы торговали «русским полоном» в генуэзской Кафе и Хорезме. Из русских пленников состоял полк отборной гвардии при дворе монгольского правителя в Пекине. Поэтому убийства самых рослых пленников - «чтобы не кормить в случае голода», очень оригинальная мысль, до которой ордынцы бы никогда не додумались.
(Так выглядела столица Золотой Орды по мнению авторов фильма)
Как же выглядела на самом деле столица Золотой Орды Сарай-эд-Джедид в то время? Арабский путешественник XIV века Ибн-Батута писал: «Город Сарай из красивейших городов, достигший чрезвычайной величины, на ровной земле, переполненный людьми, красивыми базарами и широкими улицами». Арабский писатель Аль-Омари подтверждает: «Сарай, город великий, заключающий в себе рынки, бани и заведения благочестия, место, куда направляются товары. В нем тринадцать соборных мечетей для пятничной службы... Кроме того, еще чрезвычайно много других мечетей». В Сарае, по словам араба, живут не только монголы, но и асы, кипчаки, русские, византийцы, армяне, купцы из Ирака, Египта, Сирии, Индии и Китая. Сарай-эд-Джедид, что означает «Новый Дворец», был построен ханом Узбеком. До этого столицей Орды был город Сарай-Бату.
Столица Золотой Орды была огромным богатым городом, в котором находились большие ханские дворцы с парадными залами, ванными комнатами, фонтанами и садами, множество караван-сараев, общественных бань. Мечети с высокими минаретами, мавзолеи и дворцы строились из кирпича и украшались изразцами белого и голубого цвета, покрытыми стеклянной глазурью и сусальным золотом. В улусе Джучи было развито искусство мозаики и майолики - стены дворцов украшали растительным орнаментом. В городе действовала система дренажных водостоков, и даже водопровод. В Сарай-эд-Джедиде работало множество искусных ремесленников и местных ордынских умельцев и взятых в плен в других странах. При Узбеке Золотая Орда официально приняла ислам и в Сарай-эд-Джедид съезжались мусульманские ученые, богословы, поэты из Средней Азии, Персии, Египта. Широко использовалась арабская письменность. Столица Золотой Орды простиралась на 10 км по течению Волги и глинобитными крепостными стенами не была огорожена, как показано в фильме. Ордынцы в этом не испытывали необходимости. В степи кочевали орды кочевников, которые по воле хана быстро собирались в тумены грозной татарской конницы. В улус Джучи входил Хорезм, мастера из Средней Азии несомненно возводили здания в столице Золотой Орды. Поэтому представления о том, какой была архитектура Сарай-эд-Джедида мы можем представить по сохранившимся памятникам Хорезма и Бухары.
Сарай-эд-Джедид был не огромным глинобитным кишлаком, а средневековым мегаполисом, столицей могущественной империи Джучидов, которая простиралась от Хорезма до Молдавии. Ханы Золотой Орды поддерживали дипломатические отношения и с Константинополем и с Римом, были налажены связи с султанами Египта и сельджуками, Генуей и Венецией. Поэтому сцена, в которой Тянибек обещает католическим монахам разрушить Авиньон, резиденцию римского папы и пасти на его месте баранов, кажется весьма странной. Андрей Панин довольно убедительно изображает воинственного степного владыку. Но повелители Золотой Орды в это время не были невежественными степными дикарями.Золотая Орда - Улус Улуг (Великий Улус), или Улус Джучи занимала огромную территорию. В улус Джучи входили земли Западной Сибири, Северный Хорезм, Волжская Булгария, Северный Кавказ, Крым вся Кипчакская степь -Дешт-и-Кипчак от Иртыша до Дуная. Золотая Орда контролировала большую часть Великого Шелкового Пути. В Европе ханов Золотой Орды именовали императорами, а на Руси - царями. Улус Джучи был огромной империей, настоящей сверхдержавой средневековья.
В империи Чингизхана бюрократическая система была выстроена китайскими чиновниками, очень хорошо продумана и отлажена. На всем Великом Шелковом Пути бесперебойно действовала система почтовых станций-ямов. И купеческие караваны постоянно ходили из Китая в Крым. Одевались ордынские вельможи в китайские шелка и русские меха и не выглядели оборванцами. Ханский посол обычно был знатным ордынским вельможей и ездил в сопровождении большого отряда воинов. Так что два степных бродяги в виде ханских послов - тоже весьма оригинальное решение авторов фильма «Орда».
Войско Золотой Орды было прекрасно вооружено. Монголы перенимали все лучшее у покоренных народов. Тяжелая ордынская конница была в крепких и надежных стальных доспехах и кольчугах, шлемах с назатыльниками и наушами, лошади также были защищены доспехами, необыкновенно подвижной была легкая татарская конница. Все степные воины были отличными лучниками и прирожденными всадниками. В сражениях стремительная ордынская конница засыпала врага дождем стрел, изматывала, чередуя внезапный натиск, с притворным бегством. Расстроив боевой порядок врага, сокрушала ударом тяжеловооруженных всадников. Ордынские полководцы умело применяли фланговые обходы, охватывали врага с тыла. В общем, можно сказать, что Золотая Орда обладала превосходной и многочисленной армией, вооруженной самым лучшим на то время оружием и отработанной веками тактикой боя.
Империя Джучидов
Золотая Орда была очень серьезным противником для разобщенной Руси, намного превосходя людскими, материальными и военными ресурсами все русские княжества вместе взятые. И главное - Орда была сильна своим единством. В Золотой Орде все эмиры и беки степных племен беспрекословно подчинялись воле хана. Врага надо уважать, а не изображать дикарем. Унижая и изображая в карикатурном виде Орду, мы унижаем Русь, которой пришлось почти два с половиной века платить дань ханам Золотой Орды.
Золотая Орда для Русской земли была очень опасным, страшным и жестоким врагом. Теории Льва Гумилева о неком симбиозе Руси и Орды - полет фантазии ученого мужа, который с необыкновенной симпатией относился к монголам и тюркам. В народной памяти монголо-татарское иго запечатлелось, как страшная трагедия. Покорение Русской земли татарами всегда воспринималось как наказание за грехи. Для русских Орда была могущественным царством, но «царством скверным и глухим». Ордынское иго приносило много зла и страданий русским людям. В Золотой Орде была продумана четкая система выжимания дани из русских земель, русских князей методично сталкивали в борьбе за ярлыки на княжение, действовала система устрашения и жестокого террора.
Можно понять авторов фильма, которые пытались передать жестокость нравов, царящих в Орде, изобразить страшную угрозу ордынских нашествий, которая нависала над Русью. Все это было. Но все было гораздо серьезнее и намного сложнее, чем показано в фильме. Не менее страшным было в ХХ веке нашествие с Запада на Русскую землю. Но это не значит, что в третьем рейхе жили невежественные дикари. Не нужно было и Золотую Орду изображать в стиле какого-то мрачного и дикого царства свирепых злодеев из голливудского исторического фэнтэзи. Это оскорбительно и для татар, и для русских.
Рождение великой ДержавыИстория Руси времен Ордынского ига - трагическая, но и необыкновенно величественная эпоха в жизни русского народа. В то время в упорной борьбе и суровых испытаниях рождалась единая Русская Держава.
Русским княжествам пришлось вести борьбу с огромной империей Джучидов, одним из самых сильных и могущественных государств в истории средневековья. В противостоянии с Ордой Москва сумела объединить русские земли. В упорной борьбе с очень сильным, жестоким, умным и хитрым врагом созидалась Московская Русь. В те годы родились герои - святой Димитрий Донской и Владимир Храбрый, Александр Пересвет и Андрей Ослябя, святая Ефросинья Московская. На Русской земле просияли великие молитвенники - святитель Алексий и прп. Сергий Радонежский. Именно во время огромного напряжения всех сил народа стал возможен на Руси величайший духовный взлет. Светоносная красота смиренной молитвы воплощена в «Троице» прп. Андрея Рублева. На знаменитой иконе Архангела Михаила из Архангельского собора Кремля - грозного Архистратига Небесных Воинств, запечатлен отважный и доблестный дух русских витязей, победивших Орду на поле Куликовом. Каждый, кто читал «Задонщину», русские летописи чувствует эпическую красоту и мощь той эпохи. Неужели события этого героического времени не способны вдохновить режиссеров и сценаристов на создание исторических фильмов, воспитывающих у русских чувство гордости за свою историю? В Польше замечательно экранизированы все романы Генриха Сенкевича, Мэл Гибсон снял «Отважное сердце», масштабные исторические фильмы снимают во многих странах.
Что же молодой человек сегодня может увидеть в фильме «Орда»? Жалкую, забитую и запуганную степняками Русь, Москву в виде полуразвалившейся деревни. И банду диких невежественных степняков-татар, которые кошмарят и режут, как овец, жалких и забитых русичей. Такому представлению о Русской истории, несомненно, будут аплодировать на Западе. Режиссер Прошкин с радостью поведал в интервью о том, что во время съемок никто не требовал от него «больше патриотизма!». Разве можно к таким творческим личностям как Лунгин и Прошкин выдвигать такие нелепые требования. Они так видят Русскую историю. Право художника на свободу творчества.
«Современное прочтение» житияПонимаю, что Андрей Прошкин и Юрий Арабов вовсе не обязаны были снимать масштабный исторический фильм о русской истории. Перед ними стояла совершенно иная задача - снять фильм о молитвенном подвиге святого. Но все же право художника на «современное прочтение» жития святителя Алексия мы можем поставить под сомнение. Почему фильм, который повествует о важнейшем эпизоде жития митрополита Московского Алексия, надо было снимать в стиле который принято называть арт-хаус, с элементами черного фэнтези? Потому что иначе народ не поймет? Прошкин говорил в интервью: «Я, честно говоря, подумал, что раз компания называется «Православная энциклопедия», то я еду просто вежливо отказываться: «Вам же нужно, чтобы народ шел в храмы и прочее, а юродивые - это не ко мне... Но они меня убедили, что им не нужна пропагандистская картина, и все как-то закрутилось». Прошкин прав. Чтобы народ шел в храмы и прочее - судя по всему, это действительно не к нему. А вот насчет того, пропагандистский ли фильм «Орда», можно поспорить.
Хотя Прошкин в этом же интервью признается, что у некоторых продюсеров возникли определенные сомнения: «Они видели фильм, и у них появились некоторые опасения, что это гораздо менее кошерно, чем им бы хотелось».
После просмотра фильма возникает немало вопросов. Неужели натурализм сегодня заменил реализм в российском кинематографе? Может ли вернуться когда-нибудь российское кино к традиции великих мастеров, создававших шедевры советского кинематографа? Уверен, что старые мастера могли бы гораздо лучше изобразить на экране житие святого, не прибегая к стилистике триллера.
Хорошо понимаю, что сегодня все изменилось. На процесс кинопроизводства влияют прежде всего вкусы и предпочтения владельцев сети кинопроката в нашей стране. А их предпочтения зависят от коммерческого успеха фильма. Время другое.
Уверен, что сценарист Юрий Арабов и режиссер Андрей Прошкин искренне старались в это непростое время сделать интересный для зрителя фильм о святителе Алексие. Но очень жаль, что житие святого становится поводом для очередного самовыражения режиссера и сценариста.
Радиация антикультурыВ советское время был снят фильм «Страсти по Андрею». Прп. Андрей Рублев у Тарковского - не молитвенник-монах, который сумел воплотить в красках откровение прп. Сергия о Пресвятой Троице, воззрение на которую должно помочь «преодолеть ненавистную рознь мира сего», а мятущийся художник-интеллигент шестидесятник. Если говорить об исторической достоверности некоторых эпизодов, то не только летописных свидетельств о том, что князь ослепил зодчих, но даже и легенд подобных на Руси никогда не было. Это восточные легенды. Жестокости и на Руси хватало, но ослепить зодчих - такое не могло русскому князю в голову придти. К нему бы в город, после такого никогда бы никто из мастеров не пошел работать.
Но если сравнивать «Страсти по Андрею» и «Орду», то понимаешь, как стремление подражать Голливуду покалечило и исказило восприятие целого поколения российских режиссеров. Тарковскому, чтобы показать ужасы ордынских набегов и грех разъединения русских людей в то время, вовсе не было нужды изображать татар какими-то орками из «Властелина колец» и строить фантастические глиняные города, наполненные трущобами и жестокими дикарями. И дело не только в том, что Андрей Тарковский сегодня признан одним из самых выдающихся режиссеров ХХ века. Дело в том, что советский кинематограф был все же пуповиной связан с православной русской культурой. Все великие национальные киношколы в мировом кинематогрфе - это всегда синтез национального изобразительного искусства, национального театра, национальной музыки, и национальной литературы. Великая русская литература, живопись, музыка, русский театр и стали основой для шедевров советского кинематографа. Бабочкин, Борис Андреев, Жаров, Черкасов, Меркурьев, Эйзенштейн и Пудовкин, Козинцев и Довженко, Ромм и Бондарчук, многие и многие другие великие актеры, режиссеры, кинооператоры и художники были органически связаны с великой к(ультурой православной России. Нынешнее поколение режиссеров получили облучение зловещей радиацией современной антикультуры. И от этой радиации погибают корни, связывающие художника с родной землей.
И вернуть жизнь этим корням, питающим художника родниками национальной культуры можно только в храме Божием. Но чтобы прикасаться к житиям святых необходимо понимать, что фильм о святом Русской Православной Церкви - не повод для самовыражения. Как иконописец могу утверждать, что следование канону ни в коей мере не сковывает творчество художника. Канон позволяет работать в любом стиле и манере. Но главное к чему стремится иконописец, это суметь изобразить святого, а не свои о нем фантазии. Иконописец всегда помнит, что имеет дело с реальностью. И если на иконе святитель Алексий исцеляет Тайдулу, а святитель Николай является посреди моря, чтобы спасти тонущий корабль - то это правда, а не «благочестивые сказки».
(Продолжение следует)
4. Re: Арт-хаус по мотивам жития святителя
3. Re: Арт-хаус по мотивам жития святителя
2. Re: Арт-хаус по мотивам жития святителя
1. Re: Арт-хаус по мотивам жития святителя