Вклад Святосавских идей в формирование русского монархического мировоззрения

Доклад на конференции «Идея монархии в православно-русской цивилизации. Прошлое и настоящее» (Санкт-Петербург, 30 марта 2013)

Конференция «Идея монархии в православно-русской цивилизации. Прошлое и настоящее»  400-летие дома Романовых 
0
327
Время на чтение 6 минут

В начале своего выступления я хотел бы упомянуть то, о чем часто останавливаюсь в своих статьях, предназначенных для сербской читательской аудитории: исторические параллели и уроки, которые относятся к русским, почти во всех случаях относятся и к сербам. Вопрос отношения к демократии и самодержавию исключением не являются. Я абсолютно уверен, что демократия, которая по определению о. Александра Шумского представляет собой диктатуру греха, способствует деструктивным процессам разложения национального единства и национального духа - как сербов, так и русских. Вся история русского и сербского народа свидетельствует о том, что самодержавие есть единственная форма, в которой можно сохранить органичное состояние нашего народа. Напротив, демократия приводит к сопровождающемуся религиозным ужасом духовному падению как сербов, так и русских.

Прежде, чем приступить к предметному разговору, обозначенному в самом названии доклада, необходимо остановиться на фигуре святителя Саввы - духовного отца православных сербов. Чтобы молодое поколение могло не просто правильно выбрать ориентиры, но и, вообще, выжить, необходимо уметь осмыслять события своей истории, видеть в череде исторических фактов действие Промысла Божия, укреплявшем души и мышцы наших предков в непрестанной борьбе за Крест Честной и Свободу Золотую. В этой связи необходимо верно понять слова сербского святителя и поэта Петра Петровича Негоша, оставившего в «Горном Венце» такие строки:

«Над этой горделивой кутерьмой

Разумная вновь Сила торжествует...»

И это торжество умных Сил есть Промысел Господен о человеке, ибо Творец человека, безусловно, является и Творцом его истории. Провидение Господне в сербской истории, находит свое величественное отражение в характере самого прекрасного из сербских детей, ставшего духовным отцом православных сербов - Святителя Саввы.

Только при таком понимании истории можно осмыслить и величие миссии нашего духовного родителя. Через этого удивительного сербского мужа в миллионы сердец проник Свет Христовой Истины. Этот Свет осветил и просветил сербскую землю вечным светом святости, воплощением чего стали святыни эпохи Неманичей, самой важной из которых является Крестная Слава - то, что является стержнем сербского национального корпуса. Святой Савва своей христоликой душей, своей великой миссией, так проник в будущее, что это определило судьбу его народа до конца его земного существования (как это сделал в русской истории Александр Невский).

Давайте посмотрим, в какой именно момент св. Савва Сербский взял кормило и направлял корабль в новом направлении, и тогда будет ясно, в чем заключается величие его исторической миссии!

В тот момент он почувствовал то, что западная цивилизация утрачивает свои духовные силы, и в то же самое время и в Византийской империи нарастали дегенеративные процессы. Нужно было найти новый путь, который был бы выходом из тупика. И Господь избирает эту личность для того, чтобы заложить основы такого уклада, который бы стал надежным подспорьем для того, чтобы целый народ смог сберечь спасительную Православную веру. Основные принципы этой цивилизации, смоделированной святителем Саввой, не чужды византийским. Однако, отец сербского народа ясно ощутил умирание греческой государственности, а также осознал масштаб опасности, заключенной в латинском универсализме. И он закладывает основы Сербского Православного Народа-Церкви.

Вот, что говорит по этому поводу Святитель Николай Сербский в своей знаменитой работе «Сербский завет»: «Когда надо было решить: принимать ли Греческую Церковь или Римскую, он ответил  - ни ту, ни другую, но Сербскую Церковь. Вместо Латинской и Греческой Церкви, он, по тому же закону, создал Сербскую Церковь. Но духом сербы не отделились от Церкви Греции. И народ, пребывавший в смятении, вдруг поймал себя на том, что выход на правильный путь обретен. И духовная жизнь сербского народа с того момента потекла подобно  потоку, устремившемуся через прорванную плотину». На Великом Церковно-народном соборе в Жиче (в 1221-м году, в День Сошествия Святого Духа на апостолов) Св. Савва в знаменитом «Слове о истинной вере», завещает в наследство сербам чистоту святой Православной веры, опечатанную семью святыми Вселенскими Соборами.

Великие церковные Соборы случались и раньше, но Собор в Жиче стал первым в истории церковно-народным собором. И плоды невероятны: целая плеяда подлинных светильников веры Православной вышла из недр средневекового сербского народа-Церкви на протяжении двух золотых веков своей истории. Как не дивиться гармонии светской и духовной властей Сербии Неманичей, гармонии, являющейся воплощением любви рода сербского к Творцу. Арсений, Евстафий, Савва II, Даниил Хумский ... - созвездие святителей Церкви святого Саввы. Неманя, Стефан Первовенчанный, король Милютин, король Стефан Дечанский, Царь Душан - вот галерея благоверных правителей, отвергших латинство. Kлеронацисткая Независимая держава Хорватская, лучше всего иллюстрирует то, насколько дальновидным был наш святитель, когда он сбросил с головы своего брата папскую корону и венчал его на царство как короля православного.

Св. Савва и сербские церковные и государственные вожди эпохи Неманичей почувствовали страдания братского русского народа и в тот момент оказали братскую помощь русскому духовенству и русскому народу, находившемуся тогда под татаро-монгольским игом. Но когда новые сербские правители начали «сеять семена горьких раздоров» и низверглись с пути, проторенного святителем Саввой, сербы попали в рабство Османской империи. А Святая Русь, Провидением Господним поднялась до величественных высот, многократно укрепила свои силы и стала покровителем не только православных сербов, но стала и покровителем Вселенского Православия.

К сожалению, после освобождения сербов от турок, новым сербском государством была утрачена симфония светской и церковной власти. Святосавие в качестве государственной идеологии, как стиль и опыт Сербского православия эпохи Неманичей,  новым государством оказалось не востребованным. После освобождения от турок, в новом сербском государстве Карагеоргиевича, на место охристовленого Святосавия эпохи Неманичей, увы, возведен был новый вид просвещения, чуждый сербскому православному духу. Этот дух спровоцировал катастрофическое по своим последствиям столкновение сербской церкви и школы.

И в то время как в Святосавии Христос был творческой, животворящей, промыслительной Силой - то в досифеевщине [1] эта сила ограничена и пропитана греховностью рационалистического ума, что св. Иустин называет «неуклюжей верой во всемогущество гуманитарных наук». Сербское просвещение принимало все мерзости вырожденного европейского «просвещения», убежденное в том, что человек превратился из обезьяны. 25 000 тонн боеприпасов, которые были сброшены во время бомбардировок НАТО в 1999 году на народ Святого Саввы (в основном обедненного урана), показывают нам, что западный человек приравнивает себя к животному не только по происхождению, но и по морали.

Однако, сербы так и не смогли повторить симфонии Церкви и государства, осуществленной в эпоху Святой Сербии Неманичей, но духовное устроение братского русского православного народа (то, что, в сущности, мы подразумеваем под понятием «Святая Русь»), позволило создать великую  православную монархию.

Христоликая душа сербов оформлена в Святосавие, которое является одной из ветвей большой православно-славянской цивилизации, причем Святосавие, наряду со Святорусским идеалом, содержит в себе программу государственного самодержавного устроения. И всякий выход сербов из этих рамок означает самоубийственный скачок в сторону умирающей цивилизации. Тоже самое можно сказать и о русских.

Интересно, что в Архангельском соборе Московского Кремля находится икона святого Симеона Мироточиваго (отца свт. Саввы), самого святого Саввы и св. Лазаря (подробнее об этом я писал для сайта Москве «Фонда стратегической культуры» (www.fondsk.ru). Эти иконы находятся в той части, которая относится к правящим предшественникам царя Ивана Грозного (в годы его правления храм был украшен фресками). В жилах Ивана IV Грозного была и сербская кровь, как со стороны его отца так и со стороны матери.

Тем не менее, эти святые были восприняты царем Иоанном Васильевичем в качестве своих предшественников, по-видимому, не в силу причин генеалогического порядка, но по причинам духовного родства.

«Житие святого Саввы», составленное Феодосием, было хорошо известной в то время книгой в церковных и государственных кругах России. И не будет нескромностью сказать, что наш духовный родитель и его величественная миссия - закладывание основ уклада Святой Сербии эпохи Неманичей - стала моделью русского монархизма, пример того, что воплотилось в идеалах Святой Руси.

Не будет преувеличением сказать, что модель правителя-монаха, воплощением которого был Неманья и его сын, были идеальными и для Царя Ивана IV. Не будет преувеличением сказать, что Завет св. Лазаря - взыскание прежде всего Царствия Небесного и была идеалом для русского царя. И действительно, новое Косово и новый Лазарь, по словам Святого Николая Сербского - явились именно в России.

«Святой Царь Николай, ради единоверного сербского народа, не колебаясь взошёл на Голгофу, вместе со своей семьей и своим русским народом. Сознательно он прилепился к Царству небесных жертв и евангельской морали, а не к земному царству, как это когда-то сделал и наш благоверный князь Сербский Лазарь. Подвиг и трагедия царя Николая были огромны. Ещё один Лазарь и ещё одно Косово

Это ёще одна черта Промысла в великой миссии Св. Саввы - ... маленькая «Святая Сербия» была необходима как церковно-государственный идеал для великой Святой Руси. А позже великая Святая Русь была защитником и спасителем маленькой Сербии.

 

[1]Досифей Обрадович, светское имя Димитрий - сербский просветитель и реформатор в период Первого сербского восстания. После трех лет монашеской жизни покинул монастырь

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Ранко Гойкович
Человек, который хранил Сербию в своем сердце
Последний привет Ивану Алексеевичу Чароте
09.11.2024
Святые Савва и Сергий – слава Сербии и России
Чудеса с иконой Святых Саввы и Сергия
17.10.2024
Москва слезам не верит, а сербам - верит
Заключительная часть очерка о путешествии
02.10.2024
Троеручица обняла свт.Савву и прп.Сергия
2 часть путевых заметок
27.09.2024
Все статьи Ранко Гойкович
Конференция «Идея монархии в православно-русской цивилизации. Прошлое и настоящее»
Возрождение монархии в России невозможно?
Кто сказал? Почему невозможно?
25.01.2023
От белогвардейской эмигрантской эстетики к социал-монархизму будущей России
О дискуссии, начатой статьями главного редактора «Русской народной линии»
18.08.2020
О монархистах XXI века
Монархия в России может быть восстановлена только с учётом советского опыта
12.08.2020
Нам надо к Богу обращаться, а мы ждём царя
О проблемах нынешнего монархического сознания
24.01.2020
Все статьи темы
400-летие дома Романовых
Все статьи темы
Последние комментарии
Удерживающий или подменный «Катехон»?
Новый комментарий от Кирилл Д.
14.11.2024 00:31
Русскому человеку нужно одуматься и покаяться
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
13.11.2024 21:42
Диверсия государственного уровня?
Новый комментарий от наталья чистякова
13.11.2024 21:27
Греция – Македония: спор из-за Александра Македонского не утихает
Новый комментарий от Павел Тихомиров
13.11.2024 21:20
Царь Иоанн Грозный не виновен в смерти святителя Филиппа
Новый комментарий от р.Б.Алексий
13.11.2024 21:15
Религиозная амбивалентность?
Новый комментарий от Апографъ
13.11.2024 20:34
«Стратегическая победа всех защитников традиционных ценностей»
Новый комментарий от Владимир Петрович
13.11.2024 19:22