В связи с тем, что в последнее время с новой силой возобновилось обсуждение комплекса вопросов, связанных с образованием, редакция решила провести экскурс в историю вопроса. Предлагаем вниманию читателей тексты решений следующих научно-практических конференций:
IV Всероссийской научно-практической конференции «Филология и школа: преподавание словесности в современных социокультурных условиях и проблемы высшего гуманитарного образования» (19-21 октября 1994 г.);
V Всероссийской научно-практической конференции «Филология и школа: о содержательности филологического образования и насущных задачах филологических наук» (20-22 ноября 1995 г.);
VI Всероссийской конференции «Филология и школа: преподавание словесности - мировоззрение - личность и национальная культура» (21-22 ноября 1996 г.);
VII Всероссийской научно-практической конференции «Филология и школа: учитель словесности - высшее гуманитарное образование - мировоззрение - личность» (20-21 ноября 1997 г.);
VIII Всероссийской конференции «Филология и школа: Пушкин и русское образование» (25-26 ноября 1998 г.);
IХ Всероссийской конференции «Филология и школа: научные и духовные традиции русского просвещения и задачи школы на рубеже XXI века» (25-26 ноября 1999г.);
X Всероссийской конференции «Филология и школа: словесность в системе школьных дисциплин и образовательно-воспитательное единство формирования личности школьника» (22-24 ноября 2000 г.);
XI Всероссийской научно-практической конференции «Филология и школа: русский язык, русская классика и современное образование» (5-6 ноября 2001г.);
XII Всероссийской научно-практической конференции «Филология и школа»: словесность и формирование культуры и мировоззрения школьников» (5-6 ноября 2002 г.);
XIII Всероссийской научно-практической конференции «Филология и школа: традиции русской культуры и просвещения как фундамент филологического образования и воспитания школьников» (5-6 ноября 2003 г.);
XIV Всероссийской научно-практической конференции «Филология и школа: содержание школьных учебников и задачи русского образования (проблема традиций)» (4-5 ноября 2004 г.);
XV Всероссийская научно-практическая конференция «Филология и школа»: историзм как основополагающий принцип и метод изучения и преподавания словесности» (8-9 ноября 2005 г.);
XVI Всероссийской научно-практической конференции «Филология и школа: духовный потенциал русского слова и словесности в системе образования и воспитания школьников» (9-10 ноября 2006 г.);
РЕШЕНИЕ IV Всероссийской научно-практической конференции «Филология и школа: преподавание словесности в современных социокультурных условиях и проблемы высшего гуманитарного образования» (19-21 октября 1994 г.), организованной по инициативе Комиссии по вопросам преподавания литературы и русского языка в средней школе при Отделении литературы и языка Российской академии наук, при участии Института мировой литературы им. А.М.Горького РАН, Отделения экологии Российской народной академии наук, Всероссийского педагогического общества, Кафедры гуманитарного образования Российского института повышения квалификации работников образования, Союза русских учителей и Межрегионального фонда «Русская школа».
1. Отмечая, что асоциальное влияние на молодёжь массовой культуры усиливается, а современная социо-культурная обстановка затрудняет нормальный процесс воспитания и образования в школе, мешает возрождению и утверждению традиционных духовных и нравственных ценностей, принимая во внимание, что в силу разных причин происходит практическая дегуманизация современной школы и катастрофическое падение образовательно-воспитательного её уровня, считать необходимым срочную разработку на общероссийском уровне мер и законов, защищающих культуру и образование, русский язык и национальную литературу.
Просить о создании Правительственной комиссии с целью разработки мер по борьбе с психоцидом, по защите молодёжи от асоциальных воздействий современной психосферы.
2. Учитывая, что психотронные средства, в том числе некоторые массовые издания, СМИ и т.д., оказывают зачастую разлагающее влияние на сознание (и подсознание) молодёжи, разными способами стимулируя животные инстинкты, апологию насилия, психологию потребительства, разрушение человеческой иерархии ценностей, воспитывают цинизм, равнодушие, бессовестность, подрывают и уничтожают в сознании молодёжи основополагающие социально-необходимые качества: чувство долга, понятие о святыне, рефлекс идеала, отношение к труду как к нравственной обязанности, т.е. всё то, без чего не может существовать ни общество, ни армия, ни государство, ни нация,- обратиться в законотворческие инстанции с просьбой о выработке юридического понятия «педагогические преступления» с определением суровых мер наказания за наиболее тяжкие из них.
3. Приостановить бесконтрольное распространение в школах РФ книжной продукции, не соответствующей по научному уровню и характеру задачам средней школы России, в частности, поставить под контроль учёных-филологов РАН и ведущих вузов РФ серию книг, выпускаемых под грифом «Обновление гуманитарного образования России», значительная часть которых не выдерживает сколько-нибудь серьёзной научной критики и зачастую может принести вред, ввести в заблуждение учащихся, содействовать разрушению социально-здорового сознания, ибо во многих из этих книг размываются и искажаются элементарные нравственные и ясные идеологические понятия, передёргиваются факты, даётся односторонняя, искажающая общую суть дела информация, чем деструктируется сознание, провоцируется калейдоскоп ложных мыслей, бессистемность взглядов, уничтожается трезвый, цельный взгляд на предметы. К сожалению, в «Стратегический комитет программы» входят работники Министерства образования, что заставляет думать о том, что продукция, выпускаемая в названной Серии, им известна.
4. Считать недопустимым и вредным внедряемое распоряжением Министерства образования сокращение обязательных («базовых») часов на предметы, структурирующие личность (русский язык, литературу, российскую историю, математику), особенно же сокращение часов на эти дисциплины в начальной школе.
5. Признать, что принятый Временный государственный стандарт по литературе для средней школы не соответствует элементарным научным требованиям, предъявляемым к подобного рода документам, и содержит серьёзные недочёты научного характера; теми же недостатками грешит и методическое письмо № 563/11 от 7.06.94, см. «Литература в школе», № 6, 1994).
6. Считать неправомерным и социально вредным ненаучное изъятие из программ «стандарта» по литературе для обязательной средней школы ряда выдающихся произведений национальной русской классики, в том числе романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин», повести «Тарас Бульба» и «Мёртвых душ» Н.В. Гоголя, «Героя нашего времени» М.Ю. Лермонтова, входящих в золотой фонд русской литературы, ибо эти произведения, безусловно, необходимы для общего представления о русской культуре и имеют основополагающее значение для формирования полноценного общекультурного, языкового, гражданского и личностного развития учащегося.
7. Предложить Министерству образования РФ и РАО в сотрудничестве с РАН и специалистами ведущих вузов страны разработать систему профессиональных, нравственных, духовных требований к учебным книгам для школы с целью воспрепятствовать внедрению в школы пособий и учебников, могущих оказывать вредное нравственное, асоциальное, разрушительное влияние на личность школьников, дезинформировать их.
8. Добиваться официального решения на государственном уровне вопроса об обязательном привлечении учёных РАН и ведущих вузов страны к работе над концепциями, новыми программами, учебниками и учебными пособиями для школы и в первую очередь - по преподаванию основных предметов, структурирующих личность: русского (родного) языка, литературы, истории, математики.
9. Считать необходимым опубликовать в официальных документах, распространяемых по русским школам, альтернативные Концепции общего среднего образования и литературного и языкового образования Комиссии по вопросам преподавания литературы и русского языка при Отделении литературы и языка РАН (изданы в приложении к кн. «Пути русской школы». М., 1994).
10. Учитывая доложенные на Конференции данные о состоянии здоровья детей и подростков РФ, что заметно сказывается, в частности, и на воспитательно-образовательном уровне школьников, просить правительственные инстанции срочно рассмотреть вопрос о состоянии здоровья учащихся российских школ и о государственных мерах по защите здоровья школьников в Комиссии по чрезвычайным ситуациям с привлечением всех ведомств, причастных к делу образования, здравоохранения, обороны и др.
«Филология и школа». Выпуск I. - М.: ИМЛИ РАН, 2003, с.337 -339.
РЕШЕНИЕ V Всероссийской научно-практической конференции «Филология и школа: о содержательности филологического образования и насущных задачах филологических наук» 20-22 ноября 1995 г. (г. Москва), организованной по инициативе Комиссии по вопросам преподавания литературы и русского языка в средней школе при Отделении литературы и языка Российской академии наук и Института мировой литературы им. А.М.Горького РАН, при участии Российского института повышения квалификации работников образования, Всероссийского педагогического общества, Отделения экологии Российской народной академии наук, Московского департамента образования, Межрегионального фонда «Русская школа».
V Всероссийская научно-практическая конференция «Филология и школа» отмечает, что выводы и решения IV Всероссийской конференции сохраняют свою актуальность, и считает необходимым обратить внимание всех граждан, ответственно относящихся к состоянию школы в России, и прежде всего учителей, работников образования на следующее:
1. Россия переживает время жестокой антидуховной, антинациональной интервенции, разрушающей отечественную культуру и образование. Это разрушение происходит вследствие:
- отсутствия необходимого финансирования, а также неверных принципов оплаты труда педагогических работников [1];
- разрушения сложившейся эффективной системы образования посредством глобальных инноваций [2], плюрализма, постоянной ассимиляции национального самоосознания;
- значительного обеднения содержательности образования посредством вводимых в школьную практику стандартов образования, новых учебных программ и новых учебных книг, издаваемых для школы всевозможными преследующими свои цели издателями при попустительстве МО РФ;
- обездуховливания («дегуманитаризации») школы, разрушения созидательных духовных (и интеллектуальных) черт личности молодого человека из-за поражения России в информационной войне и агрессии антикультуры и бездуховности [3].
2. Официальными структурами образования на деле осуществляется разрушительная «образовательная» политика, а именно:
а) безоглядная ориентация на инновации, т.е. обновление без берегов (нововведения выступают как «ведущий фактор развития образования», с. 11) [4]; практическое разрушение плодотворных традиций образования;
б) построение российской школы «по чертежам общеевропейского, общемирового дома» (с. 15); т.е. предметное сведение на нет демагогически провозглашенной идеи национальной школы;
в) подмена понятия образования как целенаправленного духовного формирования личности «по образу и подобию», как деятельности, в которой сконцентрирован исторический и вечный духовный опыт предшествующих поколений, красота целостности (в противовес необразованности, безобразию),- замена их всевозможными тестами, дрессировочными программами обучения, лицемерными идеями «плюрализма в образовании» (с. 27);
г) ориентация на «государственные общеобразовательные стандарты», т.е. на «обязательный минимум содержания» (с. 28) в образовании, иными словами - на его упадок через катастрофическое обеднение содержания обучения;
д) создание учебных книг, которые подготавливают «условия для эволюционной смены менталитета общества через школу» (с. 49), т.е. иными словами - направленных на уничтожение веками создавшегося образа мыслей, чувств и духовности народа.
Таким образом, в России последовательно осуществляется развал государственного среднего образования, которое, при всех его прежних недочётах, справедливо считалось едва ли не лучшим в мире по уровню знаний и широте охвата населения.
3. Одной из основных причин происходящей деградации средней школы в России является обеднение содержательности обучения. Это обеднение происходит прежде всего путём сокращения и примитивизации учебных программ и практики преподавания. Здесь школу на деле ориентируют на постепенную замену фундаментальных («классических») знаний и представлений, формирующих широкий общий взгляд на действительность, такими представлениями и знаниями, которые сводятся к решению узкопрагматических или частных задач и не способствуют приобретению широкого общего взгляда на предмет изучения.
Таким образом, общеобразовательную школу постепенно превращают в учебное заведение, ориентированное на подготовку человека с потребительским, обыденным, ограниченным колониальным сознанием.
4. Продолжается унизительное обеднение программы средней общеобразовательной школы по русской литературе, изъятие из неё выдающихся произведений русской классики, таких как: «Путешествие из Петербурга в Москву» А.Н.Радищева, сочинений К.Ф.Рылеева, «Тараса Бульбы» Н.В.Гоголя, «Детей подземелья» В.Г.Короленко, произведений А.В.Кольцова, А.Н.Майкова, «Что делать?» Н.Г.Чернышевского и многих других: налицо также представление в программе школы некоторых отечественных писателей мирового уровня всего лишь одним произведением [5].
Осуществляется практическое изъятие из школьного курса критики В.Г.Белинского, Н.А.Добролюбова, Д.И.Писарева, Н.Г.Чернышевского и др.
Сознательно и без каких бы то ни было объективных оснований искажается в школьной практике иерархия ценностей русской литературы XIX и XX века. Вместе с тем в школу внедряют новые, далеко не самые значительные, иногда периферийные и часто совершенно не подходящие для задач воспитания здоровой нравственной личности гражданина России произведения иных авторов. Всё это не имеет ни научных, ни педагогических оснований.
5. Продолжается широкое «экспериментальное» (на деле же - поистине разрушительное) внедрение новых учебников, книг и пособий, многие из которых наносят огромный вред школе.
Характерными пороками подобных книг являются:
а) практический отказ от принципа научности в обучении: ориентация на «свободный выбор взглядов и убеждений» [6], т.е. на откровенный субъективизм;
б) обеднение основной (существенной для осознания предмета в целом) содержательности материала обучения; перенесение акцентов на второстепенные, периферийные явления и факты; разрушение исторически обоснованной и вечной иерархии ценностей в характеристике явлений;
в) отказ от использования и объяснения основополагающих научных понятий, дающих возможность грамотно и полноценно осмысливать содержание предмета (дисциплины); например, практическое изъятие из школьного обихода основополагающих понятий «идейный смысл», «идея», «нравственный пафос», «идеал», «духовное содержание» и т.д.;
г) нигилистическое отношение к традициям в восприятии и толковании фактов и явлений;
д) внедрение в учебные книги наряду с верными - очевидно спорных, научно не проверенных, случайных и необоснованных взглядов и мнений;
е) пренебрежение основополагающими принципами изучения гуманитарных дисциплин: духовностью, историзмом, целостно-личностным восприятием;
ж) игнорирование социально-политических, нравственных и духовных воспитательных задач при изложении предмета; нарушение научных принципов дидактики и методики преподавания;
з) несоответствие содержания, стиля и характера изложения учебным задачам школы;
и) неподходящие иллюстрации и др.
Среди подобных очевидно несостоятельных и вредных книг укажем, например:
1. Репкин В.В., Жедек П.С., Левин В.А. Букварь. Издание 4-е, переработанное. Харьков; Томск: «Пеленг». 1995. 2. Репкин В.В. Русский язык. Издание 3-е, переработанное. Томск; Харьков: «Пеленг». 1994. 3. Мой мир и я. Путь к единению. Пособие для учителя. Майра Станеки-Ковоски. Уильям Хейнс. Дороти Феленц Усами. «Международный фонд образования». М., 1993. 4. «Рабочие тетради» по литературе и истории. 5. Вайл Петр, Генис Александр. Родная речь. Уроки изящной словесности. Издание второе, доработанное // Независимая газета. 1995. 6. Тамарченко Н.Д., Стрельцова Л.Е. Путешествие в «чужую» страну. М, 1994. 7. Баевский В.С. История русской поэзии: 1730-1980. Компендиум. 1994. 8. Ла-нин Б.А., Баришанская М.М. Русская литературная антиутопия XX века. М., 1994. 9. Авлова-Шперин Т.Т., Краснова Н.В. Тайны словесного искусства. (Введение в поэтику). Книга для учителя. М., 1994. 10. Шульц С.А. Гоголь. Личность и художественный мир. Пособие для учителя. М., 1994. 11. Бирюков Сергей. ЗЕВГМА. Русская поэзия. М.: «Наука», 1994. 12. Ястребов А.Л. Слово: воплощенное бытие. Пособие для старшеклассников. М., 1994. 13. Ионов И.Н. Российская цивилизация и истоки её кризиса. IX - начало XX в. Пособие для учащихся X-XI классов. М., 1994. 14. Хорос В.Г. Русская история в сравнительном освещении. М., 1994. 15. Соколов Э.В. Культурология. Очерки истории культуры. Пособие для старших классов. М., 1994 и др.
6. Конференция поручает Оргкомитету в двухмесячный срок завершить формирование Независимой экспертной Комиссии для квалифицированной оценки издаваемых книг по филологии, с целью объективной оценки научного уровня этих книг и пригодности их для использования в школе.
7. Насаждаемые школьные программы по русскому языку, как правило, наглядно демонстрируют почти полное отсутствие понимания языка как средоточия исторического (духовного и практического) опыта народа, как средства отражения в слове многогранности мира и человека и т.д.; они сводят обучение русскому языку к утилитарной узко понимаемой задаче обучения орфографии и пунктуации.
8. Необходимо поставить преподавание русского языка в тесную связь с верным широким пониманием его значения, исторического и поэтического, с воспитанием действенного, исторически-осмысленного, нравственного и благоговейного отношения к слову.
9. Конференция считает указанные отрицательные явления филологического образования не отвечающими целям средней школы в России и призывает решительно приостановить провоцируемое разрушение общеобразовательной школы в области филологических наук.
Святой долг каждого честного учителя словесности всеми доступными ему способами сопротивляться обеднению и примитивизации программ гуманитарных предметов: русского языка, русской литературы и отечественной истории, решительно противостоять искажению вечных и исторически утверждённых в образе мыслей и чувств нашего народа духовных ценностей, решительно отказываться от использования в практической работе пособий и учебников, противоречащих задачам и целям достойного образования и воспитания гражданина России. Наш долг сказать: «Ни пяди отечественной литературы, необходимой в школе, не уступим её разрушителям. Донесём до наших детей и внуков «разумное, доброе, вечное» великой русской словесности!».
Наш долг учить языку так, чтобы он стал одним из любимых предметов для учащихся.
10. Только совместными усилиями можно защитить наше гуманитарное образование, спасти Россию от всепоглощающего воздействия «рыночного мышления» и колониального сознания, обеспечить повсеместно общедоступное, бесплатное среднее образование на уровне, достойном граждан суверенной великой страны, осуществить обучение и воспитание в лучших традициях русской культуры.
Конференция призывает гуманитарные научно-исследовательские институты РАН и вузы страны помочь школе возвратиться к научным основам преподавания гуманитарных дисциплин и прежде всего русского языка, русской литературы и русской истории.
«Филология и школа». Выпуск I. - М.: ИМЛИ РАН, 2003, с.340 - 345.
РЕШЕНИЕ VI Всероссийской конференции «Филология и школа: преподавание словесности - мировоззрение - личность и национальная культура» (21-22 ноября 1996 г.), организованной по инициативе Комиссии по вопросам преподавания литературы и русского языка в средней школе при Отделении литературы и языка Российской академии наук, при участии Института мировой литературы им. А.М.Горького РАН, кафедры гуманитарного образования Российского института повышения квалификации работников образования, Российского педагогического общества, Отделения экологии Российской народной академии наук, Межрегионального фонда «Русская школа».
VI Всероссийская конференция «Филология и школа», подтверждая актуальность выводов и рекомендаций IV и V одноимённых Всероссийских конференций, выражая серьёзную обеспокоенность продолжающимся затягиванием нашего образования в сети МВФ и прочих иностранных организаций, стремящихся захватить управление стратегически важной сферой, определяющей будущее России, отмечает:
1. Продолжается катастрофическое падение образовательно-воспитательного уровня массовой школы и прежде всего - гуманитарных дисциплин; практически утверждается дегуманизация и денационализация образования, активно осуществляется распространение в школах РФ широко варьированной книжной продукции, не соответствующей по научному уровню и образовательному характеру задачам средней школы в России; остаётся недостаточным сокращённое ранее количество часов на основные предметы, формирующие личность гражданина России (особенно - в старших классах); обедняется содержательность обучения гуманитарным дисциплинам и прежде всего - русской литературы, русского языка и отечественной истории. Это с законной тревогой отразила пресса [7].
2. Антинаучное обеднение содержания программ по литературе происходит посредством резкого сокращения в них основополагающих произведений русской классики первого ряда и в результате активного введения в программу второстепенных произведений и авторов, иногда и неподходящих для изучения в школе, а также в связи с неоправданно широким и неразборчивым введением произведений зарубежной литературы, далеко не всегда соответствующих задачам школы и возрастным особенностям учащихся.
В последнем, московском, Проекте образовательных стандартов (М., 1996) налицо дальнейшее резкое сокращение количества обязательных произведений самых значительных русских писателей-классиков. Здесь практически изъяты, ранее изучавшиеся в обычной средней школе, А.Н.Радищев, К.Ф.Рылеев, А.И.Герцен, А.В.Кольцов, В.Г.Белинский, Н.А.Некрасов, И.А.Гончаров, Н.А.Добролюбов, Д.И.Писарев, Н.Г.Чернышевский, А.К.Толстой, А.Н.Майков, В.Г.Короленко, В.М.Гаршин, А.М.Горький, В.В.Маяковский, С.А.Есенин, А.А.Блок, А.Н.Толстой, А.Т.Твардовский, А.А.Фадеев, К.М.Симонов и др. Некоторые из крупнейших классиков, изучавшиеся ранее в значительном объёме, представлены одним иногда далеко не самым подходящим и достойным произведением.
Откровенная денационализация программ, оттеснение классических произведений первого ряда, существенно важных для образования грамотного русского человека, введение «одиноких» произведений, по тем или иным причинам ущербно воспринимаемых в отрыве от других, не изучаемых, но определяющих основной пафос творчества писателя, усугубляют картину разрушения гуманитарного образования в современной школе России.
Педагогическим преступлением, актом информационного терроризма и русофобии является изъятие из программ обязательной средней школы основополагающих произведений русской классики - «Евгения Онегина» А.С.Пушкина, «Героя нашего времени» М.Ю.Лермонтова, «Мёртвых душ» Н.В.Гоголя, произведений, испокон веку (и в дореволюционной и в советской школе) служивших формированию грамотного школьника, в том числе в отношении владения русским языком.
3. Обеднённый и лишённый исторической логики и научности «мини-список» произведений русской классики, предназначенный Геростратами от образования для средней школы,- не даёт возможности составить элементарно грамотное представление о родной литературе, лишает возможности формирования историзма мышления и сколько-нибудь приближённого представления об истории отечественной литературы у окончившего среднюю школу.
Подобным образом современные «реформаторы»-геростраты поступают с курсом русской истории. Таким образом молодёжь лишают исторической памяти, и в русской школе не закладываются полноценные связи с родной культурой, литературой, с историей Отечества. Конференция призывает положить конец этому педагогическому преступлению. Наш девиз: «Всё прошлое с нами».
4. Серьёзные изменения происходят в характере изучения литературы в школе: практически снят вопрос о формировании предпосылок мировоззрения, самых элементарных основ историко-литературного анализа.
Некогда достаточно высокий теоретический уровень изучения литературы в школе ныне карикатурно примитивизирован. Школьники не владеют, как правило, даже узким кругом основных литературоведческих представлений и понятий, необходимых для грамотного подхода к литературе. Вместо обучения азам грамотной художественной оценки произведений литературы в историко-литературном контексте и в связи с осмыслением основных духовных национально-исторических традиций - учащихся зачастую «подталкивают» к примитивному «обытовлению» представлений о литературе, ориентируют на ограниченное, субъективное отношение к художественным произведениям и к культуре, вне высоких духовно-нравственных национальных идей и традиций, вне связи с основными источниками её духовной высоты и силы.
Таким образом разрушается в сознании современных школьников исторически сложившаяся и вечная иерархия духовных ценностей, лежащих в основе национально-государственного самосознания гражданина России. Такого рода «политика» формирует через программы школу колониального типа, наносит серьёзный ущерб культурному и образовательно-нравственному потенциалу, воспитанию национально-патриотического сознания учащихся и тем, несомненно, подрывает безопасность России.
5. Одной из основных задач спасения русской школы становится её гуманитаризация на основе национальных духовных традиций, православной культуры и с учётом позитивного опыта преподавания отечественной словесности в русской дореволюционной и советской школе.
6. Научный подход к преподаванию русской литературы возможен ныне лишь при непременном учете того, что русская литература сформировалась в лоне Православия и связана с его духовным мироощущением и традициями. Верный подход к отечественной литературе требует осознания основных её особенностей: православной духовности, учительности, устремлённости к правде и жертвенной любви.
7. Важнейшей задачей преподавания литературы на современном этапе становится осознание учащимися её духовно-нравственного потенциала, её идеалов, восстановление отношения к высочайшим произведениям наших гениев как к национальной святыне, питающей и поддерживающей духовную жизнь народа.
Непременной и неотложной задачей народного образования является обязательное восстановление в достаточном объёме в стандартах и программах по литературе для средней школы ранее изучавшихся в ней русских классиков и их произведений первого ряда, а также отечественных писателей, отразивших своим творчеством этапы в духовном развитии отечественной литературы (А.Н.Радищев, К.Ф.Рылеев, А.В.Кольцов, И.А.Гончаров, Н.Г.Чернышевский, А.К.Толстой, Ф.М.Достоевский, А.Н.Майков, В.Г.Короленко, В.М.Гаршин, А.М.Горький, А.Н.Толстой, В.В.Маяковский, А.А.Блок, С.А.Есенин, А.Т.Твардовский, К.М.Симонов и др.). Список обязательно изучаемых в школе произведений должен получить одобрение авторитетных специалистов РАН и вузов страны.
Конференция предлагает:
1) организовать при участии ИМЛИ им. А.М.Горького РАН Всероссийский просветительский центр «Филология и школа»;
2) просить Комиссию по вопросам преподавания литературы и русского языка ОЛЯ РАН подготовить к изданию наиболее актуальные материалы I-VI конференций «Филология и школа»;
3) просить Комиссию по вопросам преподавания литературы и русского языка при ОЛЯ РАН содействовать подготовке и изданию новых школьных и вузовских учебных книг и хрестоматий, ориентированных на возрождение русской школы и соответственно - широкую, отвечающую современному научному уровню филологическую подготовку;
4) провести совещание по проблемам вузовской подготовки педагогов-словесников и о перспективах совершенствования высшего филологического образования в педагогических институтах и университетах с учётом задач современной школы.
9. Учитывая, что процесс разрушения системы народного образования продолжает развиваться, и в русской школе под флагом плюрализма или откровенного аморализма насаждаются ядовитые семена чуждой народу и тёмной цивилизации (денационализация, плюрализм, сексологизация и т.п.), Конференция призывает все административные и образовательные учреждения России, имеющие отношение к школе, противостоять духовно-нравственному и образовательному геноциду народа, не допустить превращение массовой русской школы в учебное заведение колониального уровня и типа.
«Филология и школа». Выпуск I. - М.: ИМЛИ РАН, 2003, с.346 - 349.
РЕШЕНИЕ VII Всероссийской научно-практической конференции «Филология и школа: учитель словесности - высшее гуманитарное образование - мировоззрение - личность» (20-21 ноября 1997 г.), организованной по инициативе Комиссии по вопросам преподавания литературы и русского языка в средней школе при Отделении литературы и языка Российской академии наук с участием Института мировой литературы им. А.М.Горького РАН, Кафедры филологии Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования, Всероссийского педагогического общества, Российского земского движения, Отделения экологии Российской народной академии наук, Международной славянской академии, Межрегионального фонда «Русская школа».
УП Всероссийская научно-практическая конференция «Филология и школа», подтверждая актуальность выводов и рекомендаций IV-VI одноимённых конференций [8], осуждая проводимую под прикрытием реформ постепенную перестройку средней и высшей школы РФ по образу и подобию школ колониального уровня и типа, отмечает:
1. Несмотря на отдельные достижения в филологическом образовании, осуществляемые на очередном этапе его реформирования мероприятия зачастую отличаются непродуманностью и способствуют переориентации государственной системы образования по западным и убогим американским образцам, заметному снижению его объёма и уровня, разрыву с богатейшими научно-образовательными традициями России. «Новации», вводимые во всевозможные установочные документы, нередко находятся вне понятий научной истины, объективности и исторического опыта. Этим уничтожаются значительные достижения государственного образования советского периода, ухудшается подготовка специалистов-филологов в российских вузах.
2. Декларируемая реформаторами «демократизация» образования оборачивается не расширением его реальных возможностей для народа, как должно быть, а увеличением элитарных «образовательных услуг». По преимуществу снижается уровень знаний в общеобразовательной школе. Основная масса школьников по существу переводится на ликбез, что становится непреодолимым препятствием на пути большинства к высшему образованию. По преимуществу вреден по своим практическим результатам переход иных высших учебных заведений на платное обучение. Всё это означает деградацию государственной системы высшего образования.
3. На уровень вузовской подготовки специалистов-филологов пагубно влияют внедряемые (и контролируемые МО) стандарты высшего образования. Многие из них составлены неквалифицированно и ориентированы на минимум содержания, а практически - на снижение научного фундаментального уровня профессиональной подготовки филологов.
Вопреки здравому смыслу в госстандартах по филологии для вузов более половины учебных часов отводится на общеобразовательные дисциплины, часть которых имеет весьма отдалённое отношение к основной профессии. Это является серьёзной помехой для фундаментального научного освоения трудоёмких дисциплин филологического профиля, программы и количество часов по которым год от года сокращаются.
4. Недопустимое сокращение объёма предназначаемых к изучению художественных текстов усугубляется конъюнктурным приспособленчеством составителей некоторых программ и учебных книг историко-литературного цикла. Вопреки фактам и научным изысканиям в ряде программ (особенно по русской литературе XX века) проводится волюнтаристская переоценка творчества писателей, их места и значения в литературе, нарушается научный принциписторизма, внедряется искусственная периодизация, оторванная от реальной картины историко-литературного развития. (Например, некоторые программы МГУ по русской литературе XX века; курс «Актуальные проблемы современной литературы» Иркутского Государственного Университета и многое другое). Крайне обеднены программы по основополагающим, корневым предметам русской филологии: фольклору, древней русской литературе, русской литературе XVIII века и др.
5. Снятие внешних политических шор с изучения литературы во многих случаях не привело к научной объективности. В образовательных стандартах и многих программах по литературе отсутствуют основополагающие понятия - православной духовности и культуры, нравственного идеала, идейности, народности, национальной идеи, патриотизма и др., без чего научный разговор о русской литературе невозможен. Снижается теоретическая подготовка филологов. В то же время глухой формализм, «отмирание сердца» (И.Ильин) всё шире распространяется в вузовском обучении.
6. Вреднейшим актом явилось изъятие истории России из курсов факультетов русского языка и литературы педвузов, что исключает полноценное образование по специальности «Русская литература».
7. В целях сохранения и развития высшего филологического образования в России необходимо добиваться от Министерства образования РФ приведения убогих государственных стандартов филологического образования в соответствие с уровнем филологической науки и высшей школы в России. Требовать включения в стандарты и программы соответствующего объёма учебного материала и количества часов по собственно филологическим дисциплинам, составляющим основу профессионального образования филолога.
8. Отстаивая принцип научности в высшем филологическом образовании, необходимо добиваться официального рецензирования и оценки (с участием ведущих учёных РАН и крупнейших вузов России) внедряемых государственных стандартов и современных вузовских программ, а также учебных книг по профилирующим филологическим дисциплинам с целью выработки обновлённых научно обоснованных материалов, корректирующих имеющие место в указанных документах волюнтаристские, субъективные подходы и положения, находящиеся в противоречии с установленными наукой фактами, принципами и законами.
9. Учитывая, что научное освоение русской литературы, возросшей и развивавшейся в лоне православной культуры, немыслимо вне представлений о Православии, добиваться включения в государственные стандарты обязательного курса «Основы Православия и православная культура», подготовленного при участии учёных-богословов.
Ввести в курсы изучения русской литературы сочинения основных выдающихся православных писателей: Тихона Задонского, Феофана Затворника, Игнатия Брянчанинова.
10. Сохранение и развитие филологического образования в России немыслимо без достаточного уровня гуманитарного образования в массовой школе. В связи с этим необходимо, чтобы методика преподавания литературы и русского языка вновь заняла достойное место на филологических факультетах университетов и педагогических институтов.
Конференция предлагает:
1. Довести до сведения МО РФ и филологических кафедр основных вузов настоящее решение.
2 Просить Комиссию на всех уровнях содействовать реализации решений Конференции, подготовке и изданию вузовских книг и пособий по филологии, основанных на принципах научности, с учётом богатейшего потенциала русской филологической науки.
3 Просить ОЛЯ РАН расширить деятельность Комиссии РАН по вопросам преподавания литературы и языка в средней школе, включив в её сферу и проблемы высшего филологического образования.
«Филология и школа». Выпуск I. - М.: ИМЛИ РАН, 2003, с.350 -353.
РЕШЕНИЕ VIII Всероссийской конференции «Филология и школа: Пушкин и русское образование» (25-26 ноября 1998 г.), организованной по инициативе Комиссии по вопросам преподавания литературы и русского языка в средней школе при Отделении литературы и языка Российской академии наук при участии Комиссии Российской академии наук по школьному образованию, Института мировой литературы им. А.М.Горького РАН, Кафедры филологии Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования, Российского земского движения, Отделения экологии Российской народной академии наук, Межрегионального фонда «Русская школа».
VIII Всероссийская конференция «Филология и школа: Пушкин и русское образование», подтверждая актуальность выводов и рекомендаций IV-VII одноимённых конференций, отмечает, что продолжающееся «ползучее» реформирование образования во многих отношениях означает дальнейшее движение средней школы от плодотворных традиций русского просвещения, основным формирующим началом которого был духовно-нравственный критерий, традиции православной культуры. Под прикрытием реформ практически осуществляется дальнейшая перестройка общеобразовательной школы самостоятельной державы в школу колониального уровня и типа.
Конференция считает:
1. Стратегические интересы России требуют возвращения к полноценной общенародной средней школе, в основе которой должны лежать традиции великой триединой русской культуры, культур народов России, а также проверенный и приемлемый опыт европейского образования. Необходимо с вниманием относиться к богатейшему наследию отечественного просвещения и строить школьную политику, исходя из обстановки ведущейся против России информационно-психологической войны в соответствии с мыслью великого Пушкина о том, что «влияние чужеземного идеологизма пагубно для нашего отечества» («О народном воспитании»).
2. Соглашаясь с пушкинской оценкой образования как важнейшего средства, способного «удержать новые безумства, новые общественные бедствия» (там же), следует признать: многие «новации» перестройщиков неизменно отторгают отечественное образование от России как законной наследницы великой культуры, отсекают его от родных корней, от добрых жизнеутверждающих народных, православных традиций; массовая школа в значительной мере денационализируется, раскультуривается «сверху» посредством образовательных стандартов, ряда программ и учебных книг, а также вследствие значительного сокращения базового содержания гуманитарных предметов и отведённых на их изучение часов в средней и высшей школе.
3. Памятуя, что «уважение к минувшему - вот черта, отличающая образованность от дикости», что «гордиться славою своих предков не только можно, но и должно, не уважать оной есть постыдное малодушие» (А.Пушкин), следует признать черты дикости и постыдного малодушия в современной школьной политике в области гуманитарного образования. Здесь продолжается сокращение или уродование базовых курсов отечественной литературы (часто за счёт вытеснения основополагающих произведений русских классиков; в том числе беспрецедентное сокращение объёма пушкинских текстов в базовом компоненте программ), а также неполноценное и нередко извращённое освещение отечественной истории.
Катастрофически занижено количество базовых часов на предметы, формирующие нравственное и гражданское самосознание школьников.
4. Учитывая огромную роль полноценного восприятия русской классики (и прежде всего Пушкина) для становления личности, для возрастания мыслящего человека, способного к активной духовно-практической деятельности, следует признать пагубную роль СМИ, отрицательно влияющих на интеллектуальную, чувственную и духовную сферу значительной части учащейся молодёжи. Затруднённость соприродного восприятия ею русской классики в значительной степени объясняется повреждением её здорового сознания, её иносознанием, являющимся следствием ведущейся с помощью СМИ информационно-психологической войны на территории России.
5. Затруднённость полноценного восприятия русской классики усугубляется остро ощущаемой необразованностью значительной части учащихся и учительства в понимании Православия, в лоне которого выросла русская литература. Ликвидация этой необразованности ныне входит в насущные задачи среднего и высшего филологического образования.
6. Несовершенство в изучении русской классики (в частности, творчества А.Пушкина) вызвано отступлением от принципов научного, исторического подхода к литературе, насаждением субъективизма, опорой на случайные, давно опровергнутые наукой мнения, внедряемые ныне в преподавание под предлогом «вариативности» и творческого подхода.
7. Одной из причин несовершенства преподавания словесности в школе является общее понижение культуры среди многих читателей, погружённых в нездоровую среду массовой культуры, навязываемой через «рыночные отношения», через взгляд на человека как на потребителя, через СМИ, играющие роковую роль в разрушении интеллектуального и культурного потенциала страны.
8. Плодотворные традиции русской культуры и образования, которые в значительной мере можно называть и пушкинскими, должны быть ориентиром в образовательной политике правительства России, которое, говоря словами великого поэта, должно быть «всегда впереди на поприще образованности и просвещения» («Путешествие из Москвы в Петербург»; VII, 269).
9. Только решением основных проблем, затронутых IV-VIII конференциями «Филология и школа», в духе общенародных, государственных интересов, можно повернуть образование в России от движения к колониальной школе - к созидательному пути возрождения системы образования самостоятельной державы.
***
Конференция призывает учителей и преподавателей вузов всемерно способствовать благородному делу возрождения просвещения в России, восстановления и создания массовой государственной школы, способной обеспечить интеллектуальный и культурный потенциал России как самостоятельного, независимого государства.
«Филология и школа». Выпуск I. - М.: ИМЛИ РАН, 2003
РЕШЕНИЕ IХ Всероссийской конференции «Филология и школа: научные и духовные традиции русского просвещения и задачи школы на рубеже XXI века» (25-26 ноября 1999г.), организованной по инициативе Комиссии по вопросам преподавания литературы и русского языка в средней школе при Отделении литературы и языка Российской академии наук при участии Комиссии Российской академии наук по школьному образованию, Института мировой литературы им. А.М.Горького РАН, Кафедры филологии Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования, Российского земского движения, Отделения экологии Российской народной академии наук, Межрегионального фонда «Русская школа».
IX Всероссийская конференция «Филология и школа: научные и духовные традиции русского просвещения и задачи школы на рубеже XXI века», подтверждая актуальность выводов и рекомендаций IV-VIII одноимённых конференций, отмечает: осуществляемое постепенно реформирование образования в России по-прежнему во многих отношениях уводит школу от духовных традиций русского просвещения, богатого и плодотворного опыта отечественного образования и основ фундаментальных наук. В процессе обучения массовой школы зачастую внедряют умозрительные идеи и «теории» казённой педагогики, не имеющие объективных научных оснований и не получившие сколько-нибудь серьёзной предварительной проверки. Школа продолжает оставаться ареной недобросовестных или бездумных экспериментов. На деле массовая школа всё более превращается в учебное заведение колониального уровня и типа, ибо в целом продолжают снижаться объём и уровень приобретаемых в школе фундаментальных знаний, особенно же в области гуманитарных наук.
Конференция считает:
1. Незыблемой основой полноценного школьного образования в России является достойное изучение фундаментальных дисциплин, в число которых входят русский язык, русская литература и отечественная история.
Непременными условиями такого изучения остаются принципы научности, культурной преемственности, педагогической целесообразности, единства образовательных и воспитательных задач, прежде всего в целях духовно-нравственного, гражданского, национально-патриотического воспитания.
2. Сохранение и преумножение духовных ценностей как непременное условие бытия независимой, самостоятельной державы требует соответствующего направления и культурного уровня массовой школы в освоении фундаментальных наук и укрепления соприродного национально-государственным традициям духовно-нравственного сознания молодёжи.
3. Особое беспокойство вызывает сегодня ухудшающееся состояние языковой подготовки школьников. Это ухудшение происходит вследствие ущербного содержания гуманитарного образования, дегуманитаризации школы, из-за сокращения базовых часов на филологические дисциплины, а также из-за значительного сокращения минимума художественных текстов классики, предназначенных для обязательного школьного изучения. Снижению языковой подготовки способствует бездумное введение методов тестирования в области гуманитарных знаний, примитивизация целей школьного изучения филологических дисциплин.
4. Состояние гуманитарных знаний в массовой школе требует решительных мер для восстановления повреждённого в последние годы гуманитарного образования в России. Необходимо восстановить количество часов на гуманитарные предметы в средней школе, и прежде всего на русский язык и литературу, повысить уровень преподавания литературы и русского языка, учитывая их решающее значение в государственном деле духовно-государственного единства России.
5. Только подъём гуманитарного образования в школе может помешать провоцируемой недругами России политике поощрения культурного и регионального сепаратизма. Только верно поставленные гуманитарные дисциплины выведут школу на путь решения современных государственных задач, помогут противостоять разрушительным тенденциям в образовании, помогут преодолеть разрушительные воздействия информационно-психологической войны, пагубное влияние «рыночного мышления».
6. Только ответственная государственная политика в сфере информации поможет приостановить деградацию культурного уровня школы, существующей в условиях бесконтрольного распространения массовой культуры при отсутствии должного финансирования подлинной культуры и образования.
7. Необходимо поставить школу под строгий профессиональный государственный и общественный контроль, не на словах, а на деле создать условия для её плодотворного развития в лоне национально-государственных традиционных духовных ценностей, что только и может обеспечить государственную независимость и благоденствие России.
8. Необходимо выработать правовые нормы ответственности за деятельность, фактически тормозящую плодотворное развитие школы в направлении государственных интересов.
9. Восстановление национально-государственной системы школьного образования, опирающейся на высокий уровень изучения фундаментальных наук, на высокие духовно-нравственные традиции православной русской культуры и духовные культурные традиции народов России,- непременное условие существования независимой и процветающей России. Способствовать этому - святая обязанность всех честных работников образования.
Конференция призывает учителей-филологов всемерно способствовать сохранению, восстановлению и развитию в школе должного уровня преподавания филологических дисциплин, являющихся основой интеллектуального и культурного потенциала достойного школьного образования.
«Филология и школа». Выпуск I. - М.: ИМЛИ РАН, 2003, с.357 - 359.
РЕШЕНИЕ X Всероссийской конференции «Филология и школа: словесность в системе школьных дисциплин и образовательно-воспитательное единство формирования личности школьника» (22-24 ноября 2000 г.), организованной по инициативе Комиссии по вопросам преподавания литературы и русского языка в средней школе при Отделении литературы и языка Российской академии наук при участии Комиссии Российской академии наук по школьному образованию, Института мировой литературы им. А.М.Горького РАН, Кафедры филологии Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования, Российского земского движения, Отделения экологии Российской народной академии наук, Межрегионального фонда «Русская школа».
X Всероссийская конференция «Филология и школа: словесность в системе школьных дисциплин и образовательно-воспитательное единство формирования личности школьника», подтверждая актуальность выводов и рекомендаций IV-IX одноимённых конференций, отмечает: продолжающееся реформирование российской школы по преимуществу игнорирует богатейший опыт отечественного просвещения, ценнейшие традиции отечественной культуры, что катастрофически сказывается на состоянии преподавания гуманитарных дисциплин, и прежде всего - русского языка и литературы. Одновременно вследствие реформы снижается также мировоззренческий и образовательный уровень преподавания истории, естественных наук и математики. Наблюдается очевидная тенденция к утилитаризации школьного обучения, к узко прагматическому, потребительскому подходу к образованию, к повреждению его просветительских и воспитательских начал, составляющих неотъемлемую часть школьного дела в России. Продолжается бездумное снижение содержательности программ по ряду важных областей знаний, умаление роли фундаментальных дисциплин.
Коммерциализация образования делает всё более проблематичной его доступность для масс. Налицо признаки снижения уровня подготовки школьных педагогов. При отдельных частных достижениях есть все основания говорить о дальнейшей деградации школьного образования.
Конференция считает:
1. Одной из первостепенных задач современного отечественного образования является сохранение образовательно-воспитательной роли школы в становлении и развитии полноценно развитой личности, обладающей основами духовного, нравственного и научного опыта, что обеспечивает ей возможность вести созидательную духовно-практическую жизнь.
2. Неотъемлемые качества полноценного школьного образования: опора на научность и направляющие национальные культурные традиции, на принципы фундаментальности и системности школьных дисциплин - должны стать основой восстановления отечественной школы.
3. Сложилось опасное положение с изучением русского языка в школе. Значительная часть школьной молодёжи отличается столь низким, примитивным уровнем владения литературным языком, что оказывается неспособна к соответствующему восприятию культуры. Сложившееся положение требует значительного увеличения количества часов на изучение русского языка и литературы, а также восстановления и коррекции содержания этих важнейших дисциплин.
4. В современных социо-культурных условиях насущной задачей школы становится повышение роли культурообразующих дисциплин, и прежде всего русского языка, литературы, истории России.
Необходимо вернуться к принципам отечественной школы в изучении гуманитарных дисциплин. Безусловными принципами такого изучения являются историзм и целостное представление о человеке. Произведения художественной литературы должны рассматриваться грамотно, т.е. в единстве исторических взаимосвязей, в единстве с биографией писателей и в историко-литературном контексте.
Вместе с тем необходимо вернуть школе полноту изучения литературы как освоения образного содержания художественных произведений, рассматривать её в социально-историческом, духовно-нравственном аспекте, со стороны национальных культурных традиций, памятуя, что литературный процесс является синтезом историко-литературных, идеологических, эстетических и историко-функциональных начал.
5. Необходимо обратить внимание на мировоззренческую сторону дисциплин естественно-научного цикла. Отвергнутые биологами идеи антропоцентризма, вульгарно-материалистические подходы к действительности, односторонность и догматизм в характеристике научной картины мира должны быть преодолены. Необходима более тесная связь школы и современной науки.
6. Необходима корректировка программ ряда естественно-научных школьных дисциплин с целью введения в их содержание элементов экологического характера.
7. Вопрос об учебниках в области математики и естественнонаучных дисциплин до сих пор не решён, как следует. Ряд новых учебников во многих отношениях не заменил созданные на высоком научно-методическом уровне старые учебники Киселёва и Пёрышкина.
8. Современное состояние школы требует создания учебников нового поколения, не оторванных от богатейшего научно-просветительского потенциала отечественного образования, восстанавливающего утраты периода насильственного внедрения «инноваций» сверху.
9. Намеченная МО скорая и глобальная компьютеризация, проводимая без учёта возрастных особенностей школьников, как показал опыт зарубежья, может принести огромный вред умственному и прежде всего гуманитарному развитию школьников. Конференция выражает беспокойство по этому поводу. Только ответственная государственная политика в сфере информации поможет приостановить деградацию культурного уровня школы в условиях оголтелой, непродуманной компьютеризации и безбрежного распространения массовой культуры.
10. Насущная задача современной школы - восстановление утраченного за время последних реформ богатого научно-методического наследия отечественного образования, корректное и разумное отношение к новациям, навязываемым школе по причинам, зачастую далёким от целей плодотворного и успешного развития образования.
Конференция призывает учителей всех дисциплин содействовать восстановлению плодотворных и культурно-образовательных традиций отечественной школы, придерживаться разумной, трезвой политики по отношению к новациям, вводимым командным способом, руководствуясь при этом основной задачей воспитания образованной на современном уровне, нравственной, всесторонне развитой личности, воспринявшей ценности национальной духовной культуры, сознающей себя органической частью своего народа, имеющей целостное научное и духовное представление о мире, способной к созидательному творческому труду.
«Филология и школа». Выпуск I. - М.: ИМЛИ РАН, 2003.
РЕШЕНИЕ XI Всероссийской научно-практической конференции «Филология и школа: русский язык, русская классика и современное образование» (5-6 ноября 2001г.), организованной по инициативе Комиссии по вопросам преподавания литературы и русского языка в средней школе при Отделении литературы и языка Российской академии наук при участии Комиссии российской академии наук по школьному образованию, Института мировой литературы им. А.М.Горького РАН, Кафедры филологии Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования, Российского земского движения, Отделения экологии Российской народной академии наук, Межрегионального фонда «Русская школа».
XI Всероссийская научно-практическая конференция «Филология и школа: русский язык, русская классика и современное образование», подтверждая актуальность выводов и рекомендаций IV-X одноимённых конференций, отмечает: проводимые «эксперименты» в реформировании образования продолжают прежнюю политическую линию Министерства по практической дегуманитаризации школы. Новый проект Концепции модернизации образования, представленный ныне к рассмотрению, является по существу продолжением прежней политики разрушения массовой школы, превращающейся из учебного заведения, обеспечивающего умственную социальную и нравственную зрелость школьника, в учреждение «образовательных услуг».
Снижение гуманитарного содержания программ по фундаментальным школьным дисциплинам открыто декларируется в ряде нормативных и рекомендательных документов, особенно в тех из них, которые касаются так называемых «экспериментов». Таким образом, остаётся актуальной проблема восстановления и развития филологических дисциплин в средней школе.
Конференция считает:
1. Продолжение в школе разрушительных «инноваций», при значительном недостатке отводимого учебного времени на изучение словесности, требует безотлагательных мер к изменению положения дел в преподавании филологических дисциплин.
2. Узаконенный Министерством образования обязательный минимум содержания среднего школьного образования (приказ МО от 20.06. 1999, № 51), а также круг литературных произведений, установленных в документе «Требования к уровню подготовки выпускников. Обязательный минимум содержания образования. Новое содержание образования» (М.; «Просвещение», 2001) и др., ни в какой мере не обеспечивают полноты художественных текстов, необходимой для грамотного освоения русской классики.
3. Урезание программ по литературе для средней школы, а также насаждение антинаучного, вредного для педагогического дела концентрического принципа их построения происходит вопреки мнению специалистов и большинства педагогов-практиков.
4. Учитывая, что полноценное освоение литературы достигается посредством движения сознания от текста к образу, что требует медленного, осмысленного, прочувствованного и духовно-ориентированного чтения и рассмотрения художественного произведения в контексте истории народа, истории национальной литературы и творческой биографии писателя, необходимо и впредь добиваться восстановления соответствующей полноты школьных программ по литературе и количества времени, ей соответствующего.
5. Серьёзное беспокойство по-прежнему вызывает состояние преподавания русского языка. Значительной частью школьников русский литературный язык должным образом не усваивается. Между тем ни количество часов на этот важнейший предмет, ни количество классических литературно-художественных текстов, необходимых для его освоения, не только не увеличиваются, но незаметно и постепенно сокращаются.
6. Учитывая, что обращения Конференций «Филология и школа» в Министерство образования не давали никаких результатов, необходимо обратиться к президенту РФ В.В.Путину и президенту РАН Ю.С.Осипову с соответствующими письмами о положении дел в филологическом образовании и об общем тяжёлом состоянии «реформируемой» средней школы.
7. Необходимо продолжать противостояние проводимой политике снижения образовательного уровня и дегуманизации отечественной школы, политике, сравнимой по вредоносности последствий только с чудовищным проектом поворота северных рек.
«Филология и школа». Выпуск I. - М.: ИМЛИ РАН, 2003
РЕШЕНИЕ XII Всероссийской научно-практической конференции «Филология и школа»: словесность и формирование культуры и мировоззрения школьников» (5-6 ноября 2002 г.), организованной по инициативе Комиссии по вопросам преподавания литературы и русского языка Российской академии наук при участии Комиссии Российской академии наук по школьному образованию, Института мировой литературы им. А. М. Горького РАН, кафедры филологии Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования. Российского земского движения, Отделения экологии Российской народной академии наук.
XII Всероссийская научно-практическая конференция «Филология и школа: словесность и формирование культуры и мировоззрения школьников», подтверждая актуальность выводов и рекомендаций IV-XI одноименных конференций, отмечает: в России продолжается реформирование образования, усугубляющее разрушительные процессы в области преподавания словесности в школе.
Единый государственный экзамен, навязываемый путем силового 'эксперимента», не только не исключает негативных явлений (взяточничество, принудительное репетиторство, «двойное» испытание при окончании школы и поступлении в вуз и др.), от которых он якобы должен быть защитой, но приводит к стрессам экзаменующихся, становится для многих учащихся испытанием «на слом», главное же - приводит к отсеву значительной части талантливой мыслящей молодёжи, не склонной к дрессировке по тестам, но обладающей основательными знаниями и способностью глубоко и оригинально мыслить.
Действительные знания семантической стороны языка и преимущественное содержание предмета «литература» не поддается формализации, и не могут быть проверены посредством тестирования.
Безусловно негативные последствия для изучения словесности в школе будет иметь установление вариативности формы выпускной письменной работы. Только сочинение как форма экзамена на аттестат зрелости может дать представление о необходимом уровне во владении словом. Только ориентация на самостоятельное выражение самостоятельно найденных и сформулированных мыслей сможет выстроить весь процесс обучения словесности в должном направлении.
Упомянутые «новации», при продолжающемся сокращении содержательности фундаментальных дисциплин в школе, значительно снижают уровень образования и исключают возможность формирования основ мировоззрения, соответствующих по уровню аттестату зрелости.
Конференция считает:
1. Реформирование школьного образования в области преподавания словесности проводится непрофессионально; по существу игнорируется определяющая роль родного языка и литературы в деле общего развития школьников и в формировании основ мировоззрения, необходимых для дальнейшего образования учащихся и для их плодотворной трудовой деятельности в будущем.
2. Сокращение в стандартах по литературе объема обязательных для школьного изучения текстов русской классики при недостаточном количестве учебных часов - исключает реальную возможность изучения словесности на научной основе.
3. Навязывание школе профессионально несостоятельных нововведений в области преподавания словесности, а зачастую и насильственное командно-административное их внедрение под видом «эксперимента» и вопреки мнению специалистов и учителей-практиков - свидетельствует о том, что причины происходящего реформирования лежат вне интересов школы, а реформирование направляется политическими целями, не соприродными ее созидательной деятельности.
4. Условия, сложившиеся в образовании, обязывают честных учителей, обладающих достаточной профессиональной подготовкой и пониманием истинного значения словесности в школе, всеми силами противостоять вредным нововведениям, внедряемым в систему образования, и искать неофициальных путей для исполнения своего прямого учительского долга «сеять разумное, доброе, вечное», не только совершенствуя свое мастерство, но и широко разъясняя вредные последствия проводимых сверху реформ.
5. Осознавая, что знание русского языка и литературы, в сущности, определяет культуру и формирование личности школьника, Конференция призывает всех коллег-филологов не ослаблять противодействия вредным новациям в сфере изучения названных предметов и в новых условиях деструктивной школьной политики добиваться совершенствования преподавания этих предметов.
6. Считать целесообразным не оставлять усилий в выражении разного рода протестов против разрушительных «новаций» реформаторов, против дегуманитаризации отечественной школы и снижения её образовательного уровня.
7. Необходимо решительней распространять в школах России научно-методический опыт Конференции «Филология и школа» и просить Оргкомитет Конференции и Комиссию по вопросам преподавания литературы и русского языка в школе РАН включить в повестку дня оргработы в этом направлении организацию и учреждение научно-методического альманаха или журнала с цепью более широкой информации и распространения опыта конференций среди учителей школ и преподавателей вузов.
«Русский вестник»,№ 22, 2003
РЕШЕНИЕ XIII Всероссийской научно-практической конференции «Филология и школа: традиции русской культуры и просвещения как фундамент филологического образования и воспитания школьников» (5-6 ноября 2003 г.), организованной по инициативе Комиссии по вопросам преподавания литературы и русского язычка Российской академии наук при участии Комиссии Российской академии наук по школьному образованию. Института мировой литературы имени А. М. Горького РАН, кафедры филологии повышения квалификации и переподготовки работников образования, Российского земского движения. Отделения экологии Российской народной академии наук.
XIII Всероссийская научно-практическая конференция «Филология и школа: традиции русской культуры и просвещения как фундамент филологического образования и воспитания школьников» подтверждая актуальность выводов и рекомендаций IV-XII одноименных конференций, считает, что положение, сложившееся вследствие продолжающегося реформирования преподавания филологических дисциплин в школе, отрицательно влияет на общее состояние школьного образования, на общий уровень интеллектуального и духовно-нравственного развития школьников.
Усугубляющаяся дегуманитаризция образования приводит к значительному снижению национально-культурной устойчивости личности учащихся, к возникновению у многих школьников известной культурной ущербности, к нарушению целостности и гармоничности мироощущения и даже склонности к эндогенным психическим отклонениям. «Подопытная» школа в целом не только становится по уровню знаний школой колониального типа, но теряет качества, обеспечивающие формирование здорового молодого поколения.
Плодотворные изменения к школьном деле возможны лишь на путях возрождения традиционных национальных духовно-нравственных ценностей, на путях овладения великой русской культурой, утвердившейся и возросшей на православных началах. Эта культура лежит в основе общероссийского государственного самосознания; только она способна обеспечить формирование у подрастающего поколения духовно-нравственных качеств, отвечающих государственным интересам России.
Конференция считает:
1. Последствия реформирования школы в области гуманитарных дисциплин оказывают отрицательное влияние на общее состояние сознания школьников, пагубно отражаются на духовно-нравственном уровне молодежи, ибо вследствие деформации и неразумного сокращения содержания гуманитарных предметов происходит утрата и деградация качеств, необходимых для здорового социально ориентированного развития личности.
2. Продолжающиеся «реформы», проводимые в русле объявленной официальной доктрины модернизации отечественного образования, ведут практически к внедрению западной дегуманизации, к навязыванию злокачественной либерально-атеистической модели школы колониального образца, разрушают плодотворные традиции отечественного образования.
3. Образовательные стандарты по гуманитарным дисциплинам, внедренные под нажимом «сверху», по содержанию и общему уровню несравненно ниже соответствующих школьных программ XX века периода расцвета школы. Есть опасность дальнейшего обеднения содержания стандартов, т. к. в основе «реформ» лежат документы, программирующие снижение уровня образования.
4. Богатые традиции методики преподавания русского языка и литературы, обеспечивавшие относительно высокий уровень овладения филологическими дисциплинами в средней школе сегодня по существу не востребованы. Методика школьного преподавания русского языка и литературы находится в кризисном состоянии.
Конференция предлагает:
1. Сосредоточить усилия преподавателей русского языка и литературы на перспективных задачах спасения полноценного школьного филологического образования в России, отвечающего уровню и требованиям школы самостоятельной державы.
2. Всемерно содействовать сохранению и развитию научности в преподавании филологических дисциплин в школе; практически противостоять антинаучным «новациям» современных «реформаторов». Считать безусловно необходимым восстановление уровня обучения русскому языку, гарантирующего практическую грамотность, способность владения литературным языком в объеме, обеспечивающем дальнейшее самостоятельное приобщение выпускников к национальной и мировой культуре.
3. Исходить при изучении литературы в школе из принципов научного подхода к названной дисциплине. Иными словами основываться на грамотном изучении литературы в историко-литературном контексте, в единстве исторических взаимосвязей, в свете социокультурной и творческой биографии писателя, т. е. на основе историзма как познания явления во времени от истоков к результату. Изучение истории литературы не может быть «концентрическим» рассмотрением «карусели» событий и явлений литературы, отторгнутых от единства исторического, определяемого законами истории целеустремленно-линейного развития.
4. Считать одним из важнейших направлений школьного дела - возрождение в преподавании русского языка и литературы, равно и методики преподавания этих предметов, плодотворных традиций отечественной культуры и просвещения, богатейшее духовное наследие православной культуры.
5. Приступить к разработке альтернативных школьных программ и учебных книг по русскому языку и литературе для нормальной массовой школы XX века, соответствующих статусу школы независимой державы.
«Русский вестник», № 21, 2004
РЕШЕНИЕ XIV Всероссийской научно-практической конференции «Филология и школа: содержание школьных учебников и задачи русского образования (проблема традиций)» (4-5 ноября 2004 г.), организованной по инициативе Комиссии по вопросам преподавания литературы и русского языка Российской академии наук при участии Комиссии Российской академии наук по школьному образованию, Института мировой литературы им. А. М. Горького РАН, кафедры филологии Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования, Российского земского движения, Российской народной академии наук.
XIV Всероссийская научно-практическая конференция 'Филология и школа: содержание школьных учебников и задачи русского образования (проблема традиций)», подтверждая актуальность выводов и рекомендаций IV-XIII одноименных конференций, считает, что разрушение образования посредством его несостоятельного реформирования вступило в новую фазу, более опасную по ее деструктивному влиянию на здоровое сознание подрастающего поколения. Ибо негативное влияние средств массовой информации, находящихся в сущности в руках правящей верхушки, не имея должного противодействия в системе образования, начинает оказывать испепеляющее действие на корни молодёжного сознания.
Идеология масскультуры захлестывает сферу бытия молодежи, мешая плодотворному здоровому развитию ее умственных, познавательных и духовных интересов и потребностей.
Дальнейшее повреждение системы гуманитарного образования связано с деформацией на практике традиционных духовных ценностей, с ущербным отношением к ценностям национальной культуры.
Общий образовательный уровень школы сегодня продолжает катастрофически снижаться, а массовая школа не выполняет своей основной задачи, ибо значительная часть учащихся сегодня не овладевает русским литературным языком. Методы его преподавания зачастую обессмыслены, антиисторичны и схоластичны, и все это постоянно усугубляется сокращением классических литературных текстов, предназначенных для изучения в школе, уменьшением аудиторных часов на изучение словесности в школе и вузах. Таким образом, мы имеем дело со снижением уровня школы, открыто ориентированным на ее полную деградацию, на уничтожение школы, соответствующей среднему учебному заведению независимой страны.
Эстетическая, духовно-нравственная, воспитательная миссия художественной литературы в школе угашается искусственно создаваемыми условиями, в которые поставлена современная школа: убогим содержанием современных школьных программ и образовательных стандартов, отсутствием должного историко-литературного материала для полноценного освоения словесности, необоснованным снижением часов на изучение словесности.
По невежеству или враждебному отношению к национально-конфессиональному менталитету русского большинства со стороны некоторых, лишенных русского менталитета руководителей образования продолжается препятствование изучению в школе русской православной культуры, без чего невозможно полноценное освоение истории русской литературы.
В школьной практике активно распространяются деструктивные принципы изучения литературы, включая пресловутое «концентрическое построение» программ и изучение художественных произведений вне истории и национальной культуры, фрагментарное изучение явлении, понимание которых возможно только в их целостности.
Иные школьные учебники подталкивают к разрушению иерархии культурных ценностей, сбивают на путь релятивизма, субъективизма и нигилистического отношения к традиционным духовным ценностям, провоцируют формализм и безвкусицу.
Сегодня вопрос о защите школы, о возвращении к плодотворным традициям преподавания словесности и создании надлежащих для этого условий- это вопрос государственной важности.
Конференция считает:
1. Продолжается разрушение отечественного образования и массовой школы в России, сознательное снижение содержательности образования, в частности в преподавании словесности, что снижает культурный уровень молодежи, создавая предпосылки дальнейшей культурной деградации в стране.
2. Большая часть нововведений, проталкиваемых сверху, включая ЕГЭ, ГИФО, девальвацию обязательных письменных работ, а также насильственное навязывание высшей школе России установок Болонской конвенции - способствует в сущности медленному уничтожению достойного образования в России по явно осязаемому плану.
3. Глобальное сокращение аудиторных часов в школе и на филологических факультетах вузов, сокращение подлежащих изучению авторов и художественных произведений перешло границы минимума, за которыми начинается профанация и невежество.
4. Восстановление и утверждение русской школы, которая всегда была, есть и будет школой русского слова, возможно в России лишь при условии ориентации образования на наследие национальной русской культуры и просвещения.
5. Постоянное и циничное игнорирование в деле изучения словесности в школе и вузе мнений специалистов и учителей-практиков заставляет думать не только об отсутствии профессионализма, но и о безнравственности кукловодов «реформ» в образовании.
6. Необходимо усилить всестороннее противостояние разрушению школьного и вузовского преподавания филологии, ибо от полноценного обладания родным словом и родной словесностью широких масс, в сущности, зависит судьба народа в целом.
7. Учитывая бесплодность сотрудничества на данном этапе с чиновниками, активно содействующими разрушению отечественного образования, в деле возрождения отечественной школы, чрезвычайно важно поддерживать плодотворные традиции школьного преподавания словесности на местах, всемерно развивая инициативу учителей-практиков.
8. Насущной и актуальной задачей является создание базовых учебников и хрестоматий по литературе для полноценной массовой русской школы, которые могли бы служить достойным образцом учебных книг, альтернативным многим современным ущербным учебным изданиям.
9. В условиях духовной оккупации необходимо всемерно стимулировать и развивать русское культурное сопротивление самоуправству властей в продолжающемся разрушении образования, прежде всего филологического, противостоять поруганию вечных духовных ценностей России, отзываясь на любые разрушительные их акции организованными протестами специалистов и всех, кому дорого Отечество.
«Русский вестник», № 21, 2005
РЕШЕНИЕ XV Всероссийская научно-практическая конференция «Филология и школа»: историзм как основополагающий принцип и метод изучения и преподавания словесности» (8-9 ноября 2005 г.), организованной по инициативе Комиссии по вопросам, преподавания литературы и русского языка в средней школе Российской академии наук при участии Комиссии Российской академии наук по школьному образованию, Института мировой литературы им. А.М. Горького РАН, кафедры филологии Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования, Российской народной академии наук.
XV Всероссийская научно-практическая конференция «Филология и школа»: историзм как основополагающий принцип и метод изучения и преподавания словесности», подтверждая актуальность выводов и рекомендаций IV-XIV одноименных конференций, отмечает, что значительное снижение образовательного уровня массовой школы привело к тому, что школа в целом уже не выполняет свою роль подготовки молодёжи, вполне способной сохранить и преумножить интеллектуальный и культурный потенциал страны, достигнутый к 80-м годам XX века. По ряду показателей в образовании мы отброшены на столетие назад.
Создавшееся положение является следствием проводимых в последние 14 лет нововведений, ложных «экспериментов» и преобразований, превращающих школу из храма знаний в предприятие по оказанию «образовательных услуг» населению. Такого рода политика с очевидностью обнаруживает ориентацию на целенаправленное, планомерное разрушение школы «сверху». Это происходит вопреки здравому смыслу и задаче совершенствования и реального развития образования в России. Многочисленные протесты специалистов, противостояние разрушению школы большинства честных работников сферы образования не смогли пока остановить политически организованного в чьих-то чуждых России интересах неуклонного разрушения отечественного образования.
В этом разрушении первейший удар наносится по преподаванию гуманитарных наук, фундаментальных дисциплин, без достаточного овладения которыми невозможно становление полноценной личности гражданина, любящего своё Отечество, чтущего его великое историческое культурное наследие и опирающегося на него в созидательной деятельности.
Заметный упадок общего культурного уровня массовой школы и деградация духовно-нравственного состояния значительной части учащихся вызваны нацеленностью «реформ» на повреждение плодотворной культурно-исторической преемственности в содержании и преподавании дисциплин, особенно гуманитарного цикла.
Стандарты по гуманитарным предметам для массовой школы вследствие организованной их ущербности непригодны для ориентации при обучении, имеющем целью полноценное среднее образование.
Одним из главных способов разрушения отечественного образования становится снижение уровня преподавания дисциплин, формирующих сознание и самосознание личности, изучения предметов, являющихся средоточием духовного опыта нации, исторически сложившихся духовно-нравственных ценностей, сопряженных с единством национально-государственного сознания и культуры народов России.
Эта деградация, согласно доктрине информационной безопасности Российской Федераций, является угрозой информационной безопасности России, ибо приводит к значительной утрате духовных ценностей. В условиях засилья массовой культуры девальвация гуманитарных дисциплин в школе способствует дезорганизации и разрушению «системы накопления и сохранения культурных ценностей». Все это означает распространение данностей, «противоречащих ценностям, принятым в российском обществе», снижение «духовно-нравственного и творческого потенциала населения России» (1, 2).
Игнорирование и нарушение принципа историзма в образовании проявляется в пренебрежении к богатому наследию русской культуры и просвещения. «Реформаторы», в сущности, «отодвигают» истинную русскую историю, подменяя её историей борьбы классов и взаимодействий с Западом; они игнорируют или принижают русскую классику, навязывая школе побочных русскоязычных писателей, сводят изучение живого русского языка к знанию формальной грамматики, которую только и можно проверить на тестах.
Все эти злонамеренные «новации» в корне антинаучны и антиисторичны. К их числу следует отнести и отсутствие в массовой школе предмета «Основы православной культуры».
«Концентрическое» построение программ по истории и литературе дезориентирует восприятие явлений, которые можно верно осознать только в последовательном движении во времени от истоков и причин - к следствиям в контексте исторического развития. Вне истории явления, изучаемые гуманитарными науками, не могут быть грамотно осмыслены.
Минимизация и стандартизация знаний, разрушение их системности и научной мотивированности, сужение и примитивизация цепей образования, злонамеренное снижение его воспитательной роли и как следствие - катастрофическое снижение культуры значительной части молодёжи - вот существенные виды разрушения нашего образования.
Вопрос о защите отечественной школы, о возвращении к плодотворным традициям преподавания словесности и создании надлежащих для этого условий остается важнейшим стратегическим вопросом государственной важности.
Конференция считает:
1. Необходимо продолжать сопротивление целенаправленному разрушению отечественной школы, стремиться всеми средствами к восстановлению достойной содержательности школьного образования, не уступающего, а превосходящего по уровню то, чего достигла в России школа XX века.
2.Должно последовательно стремиться к возвращению в школу основополагающих принципов научности, историзма, культурной преемственности, педагогической целесообразности, памятуя, что конечной целью подлинной школы было, есть и будет становление и развитие полноценной личности, обладающей основами духовно-нравственного и научного опыта. Одной из важнейших предпосылок этого является развитие исторического мышления школьников.
3. Следует и впредь всеми силами противостоять антипедагогическим, антинаучным и вредным новациям, вроде ЕГЭ, ГИФО и замены традиционных письменных работ по литературе примитивными «задачами», формальными тестами, нацеливающими испытуемых на механический формальный, «клиповый» подход к изучаемым предметам.
4. Необходимо искать пути противостояния агрессивному вторжению в жизнь школьника растлевающей массовой культуры, вторжению, имеющему следствием снижение интереса к образованию, повреждение целенаправленной памяти и цельности восприятия предметов и явлений, болезненную замкнутость сознания на потреблении, удовольствиях, инертности, общественной изоляции и эгоизме.
5. Нельзя оставлять усилий на возвращение права на всеобщее бесплатное среднее образование в России, на возвращение к системе экзаменов, дающих возможность экзаменатору представить уровень умственной и духовной зрелости абитуриента.
6. Возрождение образования в России целесообразно начать с объективной экспертизы по итогам проведенных и проводимых «реформ» в сфере образована с учетом мнений честных, государственно ориентированных специалистов, имеющих высокий авторитет, практический опыт работы в школе, и не принимавших участие в разрушительных «реформах» образования.
7. Компетентная Комиссия, включающая независимых экспертов, должна оценить документы, определявшие в течение последних 14 лет политику в области образования, и дать им оценку, исходя из стратегических государственных интересов в отношении: 1) уровня среднего образования; 2) системности, научности и фундаментальности среднего образования; 3) его государственной направленности б деле позитивного воспитания учащихся.
8. Особое беспокойство вызывает падение внимания и интереса к чтению: оно «подменяется» искусственными и опосредствованными способами получения навязываемой информации (телевизор, Интернет), снижающими уровень интеллектуального общения с источником информации.
Необходимо находить пути, чтобы вернуть учащемуся интерес к книге.
9. В условиях продолжающейся деструктивной деятельности «верхов» в области образования, снижения уровня гуманитарного мышления молодых специалистов, в обстановке продолжающейся духовной оккупации страны - необходимы ответственность, самоотверженность и профессионализм во всех случаях, когда речь идет о стратегически важном государственном деле национального образования, о судьбе русской школы.
«Русский вестник», № 22, 2006
РЕШЕНИЕ XVI Всероссийской научно-практической конференции «Филология и школа: духовный потенциал русского слова и словесности в системе образования и воспитания школьников» (9-10 ноября 2006 г.), организованной по инициативе Комиссии по вопросам преподавания литературы и русского языка Российской академии наук при участии Комиссии Российской академии наук по школьному образованию. Института мировой литературы им. А. М. Горького РАН, кафедры филологии Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования Российской академии образования.
XVI Всероссийская научно-практическая конференция «Филология и школа: духовный потенциал русского слова и словесности в системе образования и воспитания школьников», подтверждая рекомендации IV-ХI одноимённых конференций, отмечает, что несмотря на многочисленные здравые выступления педагогической общественности, продолжается их тотальное игнорирование и одновременно идёт деструктивное «реформирование» школы административно навязываемыми «сверху» нововведениями, неосновательно называемыми «экспериментами». Российская школа с каждым годом теряет позиции, занятые ею в XX веке.
Протесты и рекомендации специалистов, в сущности, не принимаются во внимание; их реальное участие в инновационном процессе допускается лишь как видимость, ибо решения и предложения, альтернативные выдвинутым «сверху» разрушительным нововведениям, немедленно отрицаются.
Продолжается целенаправленная работа административных «верхов» по подрыву культурной преемственности в системе образования. Стандарты по гуманитарным предметам для массовой средней школы, вследствие организованной их ущербности, непригодны для ориентации при обучении, имеющем целью полноценное среднее образование.
Снижение уровня гуманитарного образования в средней школе, пренебрежение её духовно-нравственными целями, преступное игнорирование богатейшего наследия русской культуры и образования, на которых в XX веке возросла и вышла на первое место в мире отечественная школа, заставляют думать о целенаправленном разрушении отечественного образования некими административными «верхами».
Вопрос о достойном преподавании гуманитарных дисциплин, и прежде всего - словесности, имеющей в основании духовный опыт нации, остаётся стратегическим в современном образовании.
Конференция считает:
1. Необходимо и впредь противостоять целенаправленному снижению уровня среднего образования в нашем отечестве.
2. Должно ориентировать систему школьного образования, прежде всего, на формирование полноценной личности, духовно и нравственно устойчивой, исторически верно ориентированной, устремлённой к созиданию и творчеству, что невозможно без полноценного овладения словесностью с опорой на её духовные начала. Необходимо вернуть в школу изъятые из программы произведения русской классики, ранее входившие в неё, в первую очередь - те из них, в которых с наибольшей полнотой выражен духовный пафос русской литературы.
3. Следует и впредь противостоять «новациям», ориентирующим на далеко не совершенные американские и западные образовательные методики и технологии и игнорирующие богатейшее наследие отечественного образования.
4. Надо искать пути противодействия растлевающей массовой культуре, ставя одной из задач филологических дисциплин в школе - утверждение духовных начал и высоких нравственных, гражданских и патриотических идеалов личности школьника.
5. Необходимо всеми силами содействовать возвращению в школу созидающих традиций отечественных школьных методик преподавания русского языка и литературы.
6. Всему сказанному может содействовать широкое развёртывание в семье и школе просветительской работы, разъясняющей смысл и значение филологических дисциплин для формирования духовно здоровой и верно жизненно ориентированной личности.
7. Решение основных насущных задач спасения, возрождения и утверждения полноценного образования в России связано с личностью учителя, что обязывает отстаивать должный уровень современного вузовского образования, значительно упавший за последние годы вследствие тех же деструктивных нововведений на гуманитарных факультетах вузов России.
Русский вестник», № 22, 2007
Примечания:
[1] См.: Решетников Н.Н. Особенности формирования заработной платы педагогических работников. М., 1993.
[2] См.: Национальный доклад на международной конференции 1992 г. в Женеве: Развитие образования в России / Под ред. Э.Днепрова.
[3] См.: Национальный доклад «Развитие образования в России» // Под ред. Э.Днепрова. Женева, 1992. Страницы доклада указываются далее в тексте.
[4] См.: Горский Ю.М. Информация как средство организации и дезорганизации // Социально-политический журнал. М., 1994. № 3-6. С. 194-209; Горский Ю.М., Лавшук В.В. Экологический СПИД - новая опасность для человечества // Там же. 1995. № 3. С. 10-203; Высокопреосвященный Иоанн, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский. Творением добра и правды//Битва за Россию. СПб., 1993; Платонов О.А. Русская цивилизация. М., 1995; Троицкий В.Ю. Пути русской школы. М., 1994.
[5] См.: Рекомендации Министерства образования по преподаванию отдельных предметов в период перехода на новое содержание образования. М., 1994.
[6] Водянский А.М. Историческое и обществоведческое образование: стратегия развития // Преподавание истории в школе. 1995. № 3. С. 56.
[7] См., напр.: Стрелкова Ирина. Школа и «новая идеология». Как это делается // Наш современник. 1996. № 1; Стрелкова И.И. Дело о наследстве // Правда. 1996. №82. 6 июня. С. 2; Пелисов Георгий, проф. Покушение. Из русской школы изгоняют «русский дух» // Правда. 1996. № 406. 24 июля. С. 4; Троицкий В.Ю. Умопогашение // Москва. 1996. № 8; Материалы для практического использования и дальнейшего сотрудничества в деле защиты образования в России. М., Межрегиональный фонд «Русская школа». 1996; Молодцова Виктория. Учебники, в которые стреляют // Российская газета. 1996. 14 декабря; и др.
[8] Материалы для практического использования и дальнейшего сотрудничества в деле защиты образования в России. М., Межрегиональный фонд «Русская школа». 1996. С. 22-27; Русский вестник. 1997. № 8-10. С. 14.
1. В защиту образования