Невидимая оккупация

Размышления над страницами романа А.Фадеева «Молодая гвардия». Продолжение

Новости Москвы  Политический кризис на Украине 
0
1074
Время на чтение 27 минут

Начало 

 

Глава 3. Оккупированный народ

 

При всей силе и хитрости оккупантов - все, в конечном итоге, зависит от оккупированного народа. Народ может быть таким, что никакому оккупанту сокрушить его невозможно, а может, наоборот, своим полураспавшимся состоянием притягивать к себе всех желающих воспользоваться легкой добычей.

В прежние времена, когда страна наша была большой, иной раз достаточно было одного взгляда потенциального оккупанта на географическую карту - на наши необъятные просторы, на которых проживал многочисленный народ, готовый по первому зову живот свой положить за «веру, царя и отечество», - чтобы отбить у этого оккупанта охоту связываться с нами.

И если захватчики, накопив сил и собравшись в кучу, все-таки решались нас потревожить - то после всегда об этом жалели.

Теперь же - все по-другому. Хитростью, подлостью и коварством Украину откололи от Русского мира - и она теперь представляет для оккупанта легкую добычу и «легко усвояемую пищу».

И духовное состояние нашего народа - осколка того народа, который прежде горой стоял за «веру, царя и отечество» - тоже не вселяет уверенности в способность его противостоять нависшей над ним смертельной угрозе.

Тем более что сегодня наш народ, ставший жертвой оккупации, в боль-шинстве своем, об этом даже и не подозревает.

К тому же, оказавшийся в таком положении, он фактически лишен элиты. Та, поставленная над ним оккупантом чрезвычайно прожорливая прослойка всевозможных «деятелей» - «государственных», «политических», «творческих», «научных» и прочих, - которая считается сегодня его «элитой» - состоит из его врагов и его предателей.

Во врагов за много столетий постепенно превратились пополняющие нашу «элиту» представители теперешней Галиции - когда-то Червонной Руси. Эта земля много веков назад откололась от русского материка и, - после того как ее поочередно прибивало то к одному, то к другому берегу, - ее народ, под внеш-ним давлением, постепенно утратил и православную веру, и русский язык, и русское имя... Хотя сравнительно еще недавно, полтора столетия назад, этот народ единодушно считал себя русским. Однако именно в эту последнюю сот-ню с небольшим лет его подвергли особенно жесткому антирусскому отбору: сначала со стороны австро-венгерских властей, дошедших в начале ХХ-го века, по силе «воздействия», и до концлагерей, в которые помещали не желающих переделываться из русских в «украинцы»; затем - в польском государстве; и наконец - в Советском Союзе, - куда присоединили Галицию в 1939-м году, записав население ее «украинцами». Потомки тех, кто за этот период, отрекшись от русского имени, вольно или невольно стали предателями, превратились к нашему времени во врагов Руси, ненавидящих все русское и сознательно борющихся против всех попыток восстановления русского единства.

На население этого края решающее влияние оказывает позиция униатской церкви, - ведущей начало от той части православного духовенства, которое, еще более четырех столетий назад, подвергшись внешнему давлению, тоже сделало предательский выбор. Не надо забывать и о том, что, ко всему прочему, население нынешней Галиции - это потомки тех, кто в двух последних мировых войнах воевали против России.

«Элиту» этой части нынешней Украины представляет выдрессированная врагами нашего отечества и натравленная на все русское, тонкая, но агрессивная, прослойка так называемых «национально-свидомых». Но так как расчесывать в себе зависть, жадность и злобу по отношению к России - занятие необременительное, и к тому же сулящее, как правило, и материальную выгоду, - то неудивительно, что подобные «убеждения» заразительны, и находят себе немало последователей не только в Галиции, но и по всей Украине.

В числе этих последователей немало и людей искренних, кто, впитав отраву этой идеологии незаметно для себя, становится затем ее разносчиком. О трагедии одного из них пишет выдающийся участник партизанского движения времен Великой Отечественной войны и замечательный мемуарист Петр Вершигора в своей книге «Люди с чистой совестью». Однажды в украинском Полесье, при переходе партизанского соединения Ковпака через Кременецкие леса и вскоре после печально памятной «волынской резни», автору довелось столкнуться с одним из таких «национально-свидомых», служившим прежде связным у «борцив за вильну Украйину», и услышать его историю из уст знавшего его человека. Вот что о нем рассказали: «... Он у них образованным считался. Книги про "вильне казацтво" читав. Пошел было даже на повышение... А потом вышел у них приказ: резать поляков... А у него жена Рузя. Кругом всех вырезали. Он своих на первых порах спас. <...> А тут приехали эти главные. <...> «А ну, дружэ, доказывай нам, что ты щирый украинец...» И заставили: сначала жинку своими руками... А потом в раж вошли: "И детей рубай!" - говорят. А он не смог. Так они на его глазах ребятишек кончили. Он долго потом вроде сумасшедшего был, два раза его из петли вынимали. Така-то у нас тут самостийна Украина! <...> И кто ее выдумал? Не знаете?» [1] 

Давление, подобное тому, которое обрушилось в свое время на население Галиции, - направлено сегодня на население всей остальной Украины. Те - «по ветру нос держащие» - на основной части Украины, кто соглашаются следовать в предлагаемом русле - тянут пока что лишь на предателей. И только самым проворным из них удается выслужится до настоящих врагов, успев за короткий срок пробежать путь от положения сыновей или внуков тех солдат, которые воевали с фашизмом в годы Великой Отечественной войны - до положения члена или сторонника какой-нибудь нынешней профашистской партии на Украине.

И эти две силы - враги Руси и ее предатели, превращающиеся на наших глазах в ее врагов, - борются сегодня за власть на всех украинских выборах, представая перед избирателями как «оранжевые» и «бело-голубые». И народ, - участвуя в этих выборах, - вынужден выбирать, кто из них лучше... С неизменным, на протяжении уже двадцати лет результатом...

Если же говорить о сегодняшней «элите», представляющей преобладающую часть нынешней Украины, - то она, как уже отмечалось, пребывает пока в стадии предательства. Предательство это по большей части осознанное. Ведь трудно предположить, что огромная масса бывшей советской «номенклатуры», которая прежде рьяно осуществляла свои руководящие функции под сводами кабинетов, украшенных серпами, молотами, звездами, ленинскими бюстами и прочей советской символикой, а теперь, зачастую и не меняя своего кабинета, продолжает столь же рьяно руководить в интерьере, «украшенном» трезубцами и желто-синими флагами, - не понимает, что происходит...

Классическим примером столь «непосредственного» восприятия произошедших в стране перемен и своего места в этом процессе - является бывший президент Украины Кравчук. При Советской власти, до 1990-го года, сей политический персонаж, пребывал в должности секретаря ЦК КПУ, заведуя идеологическим отделом, одним из главных направлений деятельности которого была борьба против самостийнической идеологии, символизируемой трезубцами, - а после «смены декораций», по младенческой своей невинности, даже и не заметил как чудесным образом «переквалифицировался» на руководителя государства, в котором трезубец стал главным символом. По крайней мере, по сегодняшнему поведению этого знакового персонажа, совершенно не видно, что его головокружительный переворот «с ног на голову» - как-то на нем отразился.

Он в этом не одинок. После оккупации нашей страны, вся наша «нэзалэжна элита» - почти поголовно состояла из бывших «марксистов-ленинистов», разбавленных редкими вкраплениями «убежденных врагов коммунизма» из числа украинской интеллигенции, - ставших таковыми несколькими годами раньше своих партийных собратьев - с началом «перестройки». И если сегодня, в нынешней украинской «элите», ряды выкормышей «марксизма-ленинизма» стали редеть - то только по причине неумолимого времени: все-таки прошло больше двадцати лет - и возраст уже не позволяет им столь же крепко цепляться слабеющими руками за трезубец - как когда-то, в буйной советской молодости, они держались за серп и молот.

Похожий путь прошли и вузовские преподаватели истории и прочих «общественных дисциплин», вкупе со школьными учителями этих предметов, - массово и «во мгновение ока», мимикрировавшие из красного в «жовтоблакытный» цвет.

Подобным же образом сменило окраску и подавляющее число военных, которых народ кормит в мирное время на случай могущей возникнуть опасности для страны, и которые, когда возникла та самая опасность, не моргнув глазом, стали служить новым странам, враждебно настроенным к их прежней стране.

И представители «доблестных» наших спецслужб...

И, самое поразительное, - всякий раз во время очередных помпезных державных мероприятий - когда руководители нашего как бы «самостийного государства» просто-таки утопают в «жовто-блакытных», когда-то петлюровских и бандеровских, флагах, в тех самых трезубцах и прочей подобной символике, и в соответствующем музыкальном и словесном сопровождении, - никогда не ощущается недостатка в желающих выступить в роли своего рода «подтанцовки» - из числа убеленных сединами и увешанных боевыми наградами ветеранов войны...

В целом же, если сравнить те метаморфозы, которые случились с нашим правящим классом в нынешнее «переломное время» - с поведением нашего руководства в годы Великой отечественной войны, - то мы обнаружим разительное отличие. Наши руководители, в годы войны, за редким исключением, вели себя достойно. Многие из них руководили партизанским сопротивлением или подпольной работой в городах. Достаточно вспомнить хотя бы знаменитого председателя Путивльского горисполкома Сидора Артемьевича Ковпака, возглавляемое которым партизанское соединение прошло более 10 тысяч километров по вражеским тылам, повсеместно громя оккупантов и укрепляя веру оккупированного народа в окончательную нашу победу.

Конечно, при этом нужно учитывать и то, что на все эти действия тогдашние наше начальство получило однозначный приказ из Москвы, тогда как на исходе ХХ-го века, в гибельном 91-м и после, наше правящее сословие получало из Москвы и из своих региональных центров - совершенно другие «месседжи».

Правда, и в годы борьбы с немецкими оккупантами, нашим вождям разных уровней случалось иногда опозориться или оказаться в тени благородной ярости масс - как это произошло в случае с молодогвардейцами, из-за чего партийному руководству после войны пришлось склонять Фадеева к тому, чтобы он добавил в свой роман задним числом некоторое количество «руководящей роли партии».

Если же говорить о восприятии немецкой оккупации людьми, от власти далекими, то тогдашние неприкрытые намерения и действия оккупантов, не оставляли возможности для неопределенного к ним отношения, - пусть даже это отношение и не всегда проявлялось в открытую.

Вот как описывает Фадеев восприятие оккупации дядей Олега Кошевого, Николаем Николаевичем, работавшим геологом в тресте: «Ему казалось <...> придется проявить немало изворотливости, чтобы уклониться от службы у немцев. А он знал, что при всех условиях не пойдет служить к немцам, потому что служить у немцев ему было так же неестественно, как ходить на четвереньках». [2]

После того как оккупант подчинил себе нашу «элиту», в сети предательства заталкивают сегодня весь остальной народ. Главное для оккупантов - сделать со всей Украиной то же, что сделали когда-то с Галицией. Превратить когда-то русский народ - в нерусский, а затем и в антирусский. Чтобы вырвать из русского единства эту ключевую в сущностном смысле часть Руси и заставить ее служить антирусским целям.

В нерусском статусе население Украины пребывало все семь советских десятилетий. Но осталась еще память о недавней совместной жизни в едином государстве, в котором «русских» от «украинцев» всерьез никто не разделял, воспринимая их единым народом, (хотя и официально считалось, что народы - разные). Остались бесчисленные переплетения родственных связей, - которые, в последние годы существования России и Украины в виде отдельных государств, стали ослабевать. Остался единый русский язык, на котором еще недавно все разговаривали, считая украинский неким этнографическим довеском и не воспринимая его всерьез. Осталась единая вера...

Правда, к вере - по настоящему - пришли у нас очень немногие, тогда как сфера использования языка - это та стихия, в которой всякий без исключения человек пребывает на протяжении всего своего дня, - так что неудивительно, что именно на «языковом фронте» враг перешел сегодня в главное наступление.

Поэтому, когда власти новоиспеченной «нэзалэжнойи дэржавы» - «правдами и неправдами» - вынуждают наше население поголовно переходить на украинский язык, то речь тут идет не просто об изучении нового языка, необходимого для работы в новых условиях - подобно тому, как учат, например, русский язык таджики или узбеки, желающие работать в Москве, или учат европейские языки наши гастарбайтеры в Европе. Речь идет - о радикальном, на уровне сознания, искоренении из наших людей русской их сущности.

И некоторая часть населения чутко улавливает это главное требование, выдвигаемое к живущему на Украине человеку нынешними хозяевами мира, - которое соответствует главной, этих хозяев, цели в отношении живущего на Украине народа: сменить ему национальный код, превратить этот народ, крещенный в Древней Руси - из русского в нерусский, и даже - в антирусский.

И самые бессовестные представители нашего народа, - уловив это главное требование - этот главный тест на готовность к перерождению, выдвинутый сегодня нашему человеку, - спешат расписаться в своем соответствии выдвигаемым требованиям. И каждый из них старается «не расслышать» неизбежно возникающий при этом внутренний вопрос: а что если ты (Кучма, Янукович, Азаров, Кличко и миллионы других) - вместе с великим русским словом, данным тебе при рождении, - выплеснешь заодно и тот строй души, который выражается этим словом, и, вместо человеческого сознания, способного к восприятию Слова Божия, душу свою наполнишь тем уродливым и беспомощным блеянием, которым ты потешаешь сегодня сограждан.

- Ничего! Главное, чтобы было ближе к «корыту»! - решает для себя каждый, сделавший такой выбор.

А тем более легко, уже безо всяких угрызений совести, сделать подобный выбор - в пользу «корыта» - тем, кто к нашему народу не принадлежат, а лишь скрываются под украинскими или русскими фамилиями. Именно они, - имеющие склонность к изучению языков, связанную с многовековым пребыванием их предков в рассеянии, среди других народов, с привычкой кочевать из одной страны в другую, - зачастую и составляют передовой и самый агрессивный отряд нынешних «щырых украйинцив». Тут уж ни о каком предательстве говорить не приходится. Тут только хитрость и коварство, пущенные в ход ради то-го, чтобы приспособиться к внешним условиям существования и, заодно, выполнить свою национальную сверхзадачу: расколоть и тем самим ослабить некогда монолитный русский народ, который своей христианской верой, своим несокрушимым могуществом, а иногда и своим крепким кулаком, - доставлял немало «огорчений» их предкам.

Основная же масса нашего населения обо всем этом даже не рассуждает - и, подчиняясь простейшему инстинкту, нацеливает своих детей на украинское образование (впрочем, выбора, в большинстве случаев, просто нет), - надеясь, что это поможет им «выйты в люды» и не обременяя себя лишними вопросами о том, какие именно это будут «люды». Тут, для сравнения, надо сказать, что при немцах подобный мотив - «выйты в люды» - все-таки не работал. Ибо тогдашний оккупант честно нам признавался, что не считает нас полноценными людьми. Теперешний же оккупант, думая точно так же как прежний, на этот счет предпочитает не распространяться, - и это ему позволяет завлекать в свои сети тех, кто неспособны оторвать свой рассудок от будничной суеты и задуматься над тем, что с нами происходит.

Говоря о переходе на украинский язык как о тесте на предательство нашей страны и нашего народа, необходимо сделать одно уточнение. В наши дни живущему на Украине народу, чтобы окончательно не погибнуть, предстоит разобраться в тех запутанных вопросах, которые наши исторические противники, сменяя друг друга, намеренно запутывали не одно столетие. Едва ли не главный из этих вопросов: какой именно язык следует считать родным населению этой земли, - которая еще столетие назад называлась Малороссией, а до этого - Малой Русью, а до этого - просто Русью. Ведь многие выходцы из нынешней украинской глубинки могут посчитать своим родным языком ту, усвоенную ими с детства русско-польскую языковую смесь, называемую сегодня «украйинською мовою», которая на самом деле представляет собою русский язык в стадии полураспада, и является следствием длительного пребывания населяющего этот край русского человека - под польским владычеством, меняясь своим русско-польским составом от региона к региону... Однако им следует понимать, что дальнейшее развитие их языка - от того его младенческого состояния, которое они «впитали с молоком матери» и от которого они, по этой причине, считают себя не вправе отказываться, - должно идти в сторону современного русского языка. Ведь естественное развитие нашего человека предполагает последовательное постижение, после языка своей местности, того великого литературного языка, в котором собрано культурное и духовное наследие всего Русского мира и который связывает всю Русь воедино, во времени и в пространстве.

Иезуитская хитрость наших исторических противников - в том-то и состоит, чтобы подменить этот великий литературный язык искусственно созданным литературным языком, закрывающим нам доступ к литературному наследию наших предков и к сокровищнице духовного опыта, накопленного нашим народом на протяжении нашей тысячелетней истории.

То есть, все сводится, опять же, к тому самому требованию Гитлера, в соответствии с которым славян не следует учить грамоте.

«Молодая гвардия» - роман о молодежи. Молодежь в те времена была верующей - верующей в коммунистическую идею, которую молодые люди получили в советской стране при своем духовном рождении. А вера дает силы отстаивать то, что человек считает истинным. О том же, что коммунистическая идея ложная - народ наш узнал лишь на исходе ХХ-го века, когда эта идея не смогла спасти нашу страну от распада.

О поколении своих персонажей Фадеев писал: «Но кто же в детстве не мечтает о подвиге», [3] - как о том, что естественно и не требует доказательств.

Когда сестра Сергея Тюленина, услышав о его намерении бороться с фашистами, сказала ему со страхом: «Пропадешь ты», - он ей ответил: «Лучше пропасть, чем ихние сапоги лизать или просто так небо коптить». [4]

Теперешнюю же нашу молодежь воспитывает враг. Через телевизор, социальные сети и посредством всяких других, обрушенных на нее технологий.

Нынешняя молодежь не только ничего не знает об оккупационном положении своей страны, но даже лишена возможности об этом догадаться. В отличие от поколений Кравчуков-Драчей и Ющенков-Тимошенок - нынешние молодые люди не совершали предательств. Ничего другого, кроме жизни в «нэзалэжний Украйини» они просто не знают - и воспринимают все, что им внушается - за чистую монету.

Для нашей молодежи врагом намечено: из части ее - сделать для себя послушное орудие, остальных же - «пустить в расход» (при этом каждому «демократически» предоставлено самостоятельно выбрать способ своей погибели: алкоголь, наркотики, СПИД, суицид...) Поэтому нашей молодежи усиленно прививается потребительская психология, - делающая человека беззащитным перед тем набором страстей, которые его, с такого рода жизненными установками, непременно будут подстерегать. И попав на услужливо подсунутые ему «ловушки», человек такого воспитания будет уже не в силах вырваться из вырытой на его пути ямы.

Приобщая наших молодых людей к разным гадостям - их убеждают, что они должны быть такими, какие они есть, не должны «комплексовать» и так далее, - чтобы не вздумали соизмерять навязываемые им поведенческие установки с теми спасительными требованиями, которым наш народ следовал на протяжении своей истории.

И потому коварные разрушители постоянно льстят нашей молодежи, внушая ей, будто она «передовая» и «свободная». А между тем - нет более зависимой и несамостоятельной прослойки в нашем народе, - представители которой, не выработав еще собственного мнения по большинству вопросов - пользуются чужим, им навязанным, и, не зная как поступать в тех или иных случаях, склонны к тому, чтобы быть ведомыми, для чего стремятся сбиваться в толпы. А так как воспитанием нашей молодежи предметно занимается только наши враги - то именно они, под разными «соусами», искусно сбивают нашу молодежь во всевозможные «стаи» - реальные и виртуальные - и используют эти «стаи» в своих целях.

Таким образом, наш народ, перед лицом грозящей ему опасности, пребывает в совершенно беззащитном состоянии.

Во-первых, о самой этой опасности он, в подавляющем своем большинстве, даже и не подозревает, а если бы о ней и знал - то, по своему духовному состоянию, не мог бы с ней совладать. Ведь все предыдущие двадцать лет в душах наших людей усиленно насаждался индивидуализм - с целью превратить их в разрозненные атомы, неспособные ко всякому неэгоистическому действию, к объединению и консолидации, к соборной жизни.

К тому же, мы не можем теперь воспользоваться для своего спасения той идеей, которая помогала бороться молодогвардейцам, давала им силы идти на смерть с пением «Интернационала». Ибо эта, коммунистическая, идея, выражающаяся в лозунге «Все во имя человека, все на благо человека», на исходе ХХ-го века не прошла испытания свободой, - в ходе которого оказалось, что каждый наш индивид в роли этого самого «человека» подразумевает себя. Именно эти, жаждущие «благ», «человеки» - и разобрали «до основания» великую нашу страну: одни хватали «территориальные образования», другие тащили «заводы и параходы», третьи - по мелочам - тянули какую-нибудь деталь с предприятия, а четвертые - «всего лишь» - подленько проголосовали на референдуме за упразднение нашей страны - ради того, чтобы обеспечить себе, как им мечталось, благополучную жизнь «как в Европе». То есть, теперь мы уже не можем, автоматически, снова вступив в компартию и в комсомол, с «Манифестом коммунистической партии» в душе и с пением «Интернационала», гнать с нашей земли врага. В «Манифест» мы больше не верим, ибо знаем на собственном горьком опыте, что в трудную минуту он ничуть не препятствует предательскому побуждению строить «коммунизм» исключительно для себя и за счет остальных трудящихся.

Вдобавок ко всему, наша «элита» состоит теперь исключительно из врагов и предателей.

В таких - «непростых» - условиях, если мы не хотим завершить наше историческое бытие, нам нужно начинать сопротивление.

 

Глава 4. Опыт борьбы

 

Как боролись с врагом молодогвардейцы?

Сопротивление их началось с того, что каждый из них сделал свой осознанный выбор.

Этот выбор хорошо иллюстрируется диалогом молодогвардейца Ивана Земнухова с отцом.

Родители Ивана забеспокоились по поводу того, что он, по их подозрениям, связался с подпольщиками. Отец говорил Ивану: «Ради вас, детей, мы с вашей матерью убили все свои силы <...> А ты сам суешь свою голову в петлю». [5] И дальше стал склонять сына, чтобы тот устраивался на работу.

На это Иван отвечал: «На кого работать? На немца? Чтобы он наших больше убивал? Вот когда придут наши, я первый пойду работать...»

Отец же кричал свое: «А жрать что? <...> А лучше будет, когда первый из тех, за кого ты радеешь, продаст твою голову? Немцам продаст! Ты знаешь хоть бы людей на нашей улице? Кто чем дышит? А я - знаю! У них своя забота, своя корысть. Только ты один радетель за всех!»

Но Иван остался непреклонен. Последними его словами в этом споре были: «А поступать все равно буду по совести». [6]

Именно совесть этих ребят стала главным мотивом их поступков. Тут мы соприкасаемся с поразительным феноменом жертвенности тех, кто не верили в загробную жизнь. Ведь после неистовой безбожной пропаганды, на протяжении двадцати лет долбившей разум молодых людей «научным открытием», возвещающим, что будто бы «Бога нет» - эти молодые люди, умирая, не могли уже надеяться на то, что в вечной жизни за свой жертвенный подвиг будут вознаграждены. И потому их жертвенный подвиг - был жертвенным и трагическим вдвойне... И такая жертвенность на прошедшей войне была массовой... Все эти жертвующие собой люди поступали по зову своей души, делая так как подсказывала им их совесть. А душа наша, как говорил Тертуллиан, по природе - христианка.

Впрочем, если вспомнить все те беды, которые нашим людям довелось пережить на протяжении двух десятилетий между большевистской революцией и отечественной войной, то не приходится удивляться тому, что в те годы сама жизнь воздвигала невидимые пределы, ограничивающие возможность атеистической пропаганды.

Все это подтверждается и результатами довоенной переписи, 1937-го года, так огорчившей советских вождей, - в которой большинство населения страны отнесло себя к верующим.

На войне же люди оказываются еще ближе к Богу. Как тут не вспомнить многократно упоминавшееся свидетельство людей, переживших войну - о том, что на войне неверующих не было.

Об этом свидетельствует в своей книге и Фадеев. Когда подпольщица Валя сказала своей обеспокоенной матери: «Неужели ты не понимаешь, что мы не можем жить иначе?» - то лицо ее матери, Марии Андреевны, стало, как пишет Фадеев, «даже вдохновенным». «Дочь моя! Да благословит тебя Бог! - сказала Мария Андреевна, всю жизнь, и в школе и вне школы, занимавшаяся антирелигиозным просвещением. - Да благословит тебя Бог! - сказала она и заплакала». [7]

И видимо это свидетельство Фадеева было настолько несомненно и узнаваемо, что никакой цензуре даже не пришло в голову его вычеркивать.

Это свидетельство Фадеева тем более ценно, что в своей книге он явно предстает перед нами как человек коммунистической веры.

Похоже на то, что именно эти его коммунистические воззрения побуждают его вложить в уста Ульяны Громовой, находящейся в предсмертной камере, восторженное, и явно литературное по своему происхождению, высказывание о лермонтовском Демоне: «...Подумайте, он восстал против самого Бога!», [8] - ведь то, о чем говорилось в фашистских застенках приговоренными к смерти, Фадеев вряд ли мог знать. И это его богоборческое мировоззрение привело его самого в конце жизни к трагическому финалу.

Впрочем, в другом эпизоде, когда люди, согнанные фашистами в яму для массовой казни и, впоследствии, закопанные в ней живими, перед смертью поют «Интернационал», - Фадееву вполне можно верить. Возможно, это пение «Интернационала» было связано с определенным подбором заключенных - ведь арестовывали, в первую очередь, коммунистов... А может - приговоренные к смерти стали петь «Интернационал», следуя примеру партийного руководителя Матвея Шульги, - чтобы именно таким образом показать оккупантам несокрушимость своего духа...

Как бы там ни было, но из этого трагического эпизода мы можем получить представление о предсмертном духовном состоянии этих героических людей, у которых, в их последнюю минуту, кроме «Интернационала», другого ничего, к сожалению, не нашлось... Но совесть которых была чиста...

Фадееву в этом эпизоде тем более можно верить, что свидетельство о подобном отношении к смерти мы находим и у профессора Николаева, в уже цитированных его дневниках:

« 17 октября 1942 г. <...> По Сумской улице, рядом с базаром, немцы вели около сорока пленных советских матросов. Руки были у них связаны. Они гордо пели «Интернационал» и «Раскинулось море широко». Одного матроса конвойный ударил прикладом, но тот продолжал петь. Люди, глядя на матросов, плакали. Женщины предлагали им хлеба. Но матросы отказывались, говоря, что всё равно их, очевидно, ведут на расстрел». [9]

По дневникам профессора Николаева видно, что и он, в отношении оккупантов и их пособников, сделал свой выбор:

«28 июля 1942 г. С 7 декабря 1941 г. в Харькове издаётся на украинском языке газетка «Нова Україна». Это - орган украинских националистов в сотрудничестве с Гестапо. Газета обливает грязью не только всё, что имеет отношение к коммунизму и к советской власти. Она брызжет слюной на всё русское. Величайшие гении человечества - Пушкин, Достоевский, Горький смешиваются с грязью только потому, что они представители могучей русской литературы. В газете сотрудничают безграмотные писаки. <...> Прочтя эту статью, мне захотелось написать в редакцию письмо и высмеять незадачливого автора этой статьи. Но затем я подумал, что с врагами во время войны не полемизируют. Их бьют. Придёт время, когда все эти господа <...> ответят перед советской властью. А пока пусть пишут. Чем глупее и безграмотнее, тем лучше»

Выбор профессора выразился в следующем действии:

« 17 августа 1942 г. Сегодня я выполнил моё первое в жизни революционное действие: я разбросал антифашистские прокламации. Написал я их по-немецки печатными буквами и от руки. Я призывал немецких солдат бросить оружие...»

 

В ту войну наше руководство, в массе своей, было еще с народом. И вот как, на страницах романа «Молодая гвардия», предлагал действовать против врага один из тогдашних партийных руководителей, возглавивших сопротивление, Иван Федорович Проценко: «...Есть у них одно слабое место, такое как ни у кого: они - глупые, тупые, все делают по указке, по расписанию, живут и действуют среди народа нашего в полной темноте, ничего не понимая... Вот что надо использовать! Надо это народу объяснить, чтобы он научился их обманывать и не боялся их. Народ надо подбодрить, организовать, - он сам даст из себя силы. Наши люди должны не в лес прятаться, - мы <...> живем в Донбассе! - а идти на шахты, на села, даже в немецкие учреждения - на биржу, в управу, в дирекционы, сельские комендатуры, в полицию, даже в гестапо. Разложить все и вся диверсией, саботажем, беспощадным террором изнутри!.. Маленькие группки из местных жителей - рабочих, селян, молодежи, человек по пять, но повсюду, во всех порах...» [10] 

Теперь у нас другое время - оккупация осуществляется руками предателей, в том числе и из числа бывших коммунистических руководителей, которые помогают оккупанту разобраться в том, что ему понять не под силу. Как писал на этот счет в своем дневнике профессор Николаев (7 декабря 1942 г.): «В Институте ортопедии лежал один начальник украинской полиции. При советской власти он тоже где-то служил. Вот благодаря таким предателям и мерзавцам Гестапо хорошо осведомлено об украинских гражданах».

Правда и эти продажные люди, по большому счету, плохо знают свой народ. Многие из них, всей своей «торговой» душой уверовавшие в наше время в «рыночные реформы» - искренне не понимают, почему наш народ не включается с энтузиазмом в «конкурентную борьбу», не желает жить по «законам джунглей», а предпочитает тихо вымирать...

Из рекомендаций товарища Проценко особенно важны его слова по поводу того, что народ наш надо подбодрить и организовать. Народ действительно нужно поддержать, объяснить ему, что происходит, воодушевить отчаявшихся людей, вселить в них уверенность в том, что их оккупационное положение ненормально и временно.

И в этом, пожалуй, главное из того, чего в итоге сумела добиться «Молодая гвардия» всем своим жертвенным подвигом.

Что же касается рекомендации партийного руководителя идти «в немецкие учреждения» ради «саботажа» - то, в нашем случае, можно не сомневаться, что если нынешняя оккупация когда-нибудь счастливо закончится, - первыми навстречу освободителям выбегут всевозможные «кравчуки» - и, в один голос, станут рапортовать, что всем своим поведением на самом деле «саботировали» действия противника...

Молодогвардейцы начали свою борьбу с того, что собирали оружие на местах недавних боев. Правда, еще до создания подпольной организации, в самом начале пребывания оккупантов в городе, Сергей Тюленин, по собственному почину, поджег бутылками с зажигательной смесью немецкий штаб, разместившийся в бывшем здании треста.

Потом они откопали зарытые во время эвакуации, в городском парке, шрифты районной типографии, сделали печатный станок, и стали печатать листовки, смысл которых сводился к призыву: «Бейте проклятых оккупантов! Лучше смерть в борьбе, чем жизнь в неволе!». В листовках, в числе прочего, они сообщали согражданам: «Неправда, что немецкие войска идут парадом по Красной площади! Неправда, что немецкие офицеры купаются у Петропавловской крепости! Неправда, что они гуляют с нашими девушками по сталинградским улицам! Неправда, что нет больше на свете Красной Армии, а фронт держат монголы, нанятые англичанами!»

«Все это - неправда, - пишет дальше Фадеев. - Правда в том, что в городе остались свои люди, знающие правду, и они бесстрашно говорят эту единственную правду народу». [11]

Фадеев пишет, с какими трудностями ребятам достались в спешке закопанные в парке остатки шрифта. Часть шрифта немцы обнаружили во время земляных работ и забрали, но какая-то мелочь осталась. И ребята, в течение нескольких дней, под носом у немцев, терпеливо копаясь в земле, выбрали все, что там было. Затем сконструировали маленький печатный станок, украдкой выточив металлические его детали в механическом цехе. Вместо типографской краски была изготовлена некая «оригинальная смесь»... Вот бы тогдашним молодогвардейцам нынешние наши принтеры и ксероксы...

В своих листовках молодогвардейцы сообщали гражданам о положении на фронтах, о котором узнавали из услышанных по радиоприемнику сводок «от Советского Информбюро».

Радиоприемник - с риском для жизни - хранился у Николая Николаевича, дяди Олега Кошевого, под полом дома, прямо под квартировавшими в доме немцами.

Москва тогда билась под Сталинградом - и мало чем могла этим ребятам помочь. Но тогдашняя Москва сама сражалась с оккупантом - и ценность голоса свободной Москвы, с трудом пробивавшегося сквозь шипение и треск радиоприемника, сквозь множество голосов на чужих языках и звуки немецких маршей - трудно было переоценить.

Вот что - о роли Москвы - пишет участник другого, «лесного», сопротивления - знаменитый командир партизанского соединения, Сидор Ковпак, в своей книге «От Путивля до Карпат»: «...Наши радисты поспешили установить в селе репродуктор, и ожившая Старая Гута услышала Москву. Какая это радость для советского человека - услышать во вражеском тылу голос из Москвы! Артистка какая-нибудь песенку поёт в Москве, а люди здесь слушают её и плачут. Помню одну женщину. Стоит у репродуктора с девочкой на руках, слушает передачу из Москвы и слезы рукой вытирает. Девочка маленькая ещё, ничего не понимает, а тоже кулачком глазки трёт. <...> Москва, Москва родная!

<...> Уже забывалось то время, когда мы сидели в Спадщанском лесу, как моряки, выброшенные бурей на необитаемый остров. Потеря связи с Москвой была, пожалуй, самым тяжёлым из всего, что нам пришлось испытать в тылу врага. Не враг был страшен, а сознание, что Москва стала очень далёкой. Когда мы говорили «Москва» или «Большая земля», в этих словах было всё, что сплачивало нас, разбросанных по лесам среди врагов, в одно целое, что давало нам силы.

Нас очень ободряли успехи, которые мы, партизаны, одерживали в неравных боях с врагом, но ещё большее значение в поднятии боевого духа наших людей, в росте общей уверенности в окончательной победе имело быстрое восстановление временно нарушенной связи с Москвой. В Хинельских лесах мы стали получать сводки Совинформбюро. Сначала получали их <...> из вторых рук, нам приносили их откуда-то из лесу записанными карандашом на клочках бумаги. Иногда в этих записях не всё можно было понять, но как дороги для нас были и несколько слов, принятых из Москвы таинственным радистом. Из этих первых полученных нами в лесу сводок Совинформбюро мы узнали о разгроме немцев под Москвой, и сейчас, когда вспоминаешь Хинельский лес, декабрь 1941 года, кажется, что тогда не было ничего более важного, чем переписка этих сводок, которые мы старались как можно скорее и в возможно большем количестве экземпляров распространить среди населения. Нить, связавшая нас с Москвой, протянулась дальше, в народ, и она делалась всё крепче.

<...> Разрежь советскую землю на тысячи кусочков, а Москва, как магнит, притянет их к себе, сольёт в одно целое». [12]

До этих сведений - о том, что Москва сопротивляется, о победе в битве под Москвой - бродили по лесам разрозненные группы людей, вырвавшихся из окружения и шарахавшихся от каждого звука... А после восстановления незримой, сквозь пространства, связи с Москвой - эти же люди ходили с гордо поднятой головой, ощущая себя хозяевами своей земли, которую они называли не иначе как «временно-оккупированной». Жаль, что нынешняя Москва не хочет ничего передать народу, который сегодня пребывает на временно оккупированных русских территориях, - из того, что он ждет от нее услышать.

Из романа «Молодая гвардия» мы узнаем, что за короткий временной период, длившийся от начала сопротивления до героической гибели - молодогвардейцы очень многое успели сделать.

В последний день перед приходом в город немцев, они сумели спрятать часть раненых из военного госпиталя, разместив их по домам жителей Краснодона.

Накануне очередной годовщины Октябрьской революции, развесили по всему городу красные советские флаги, прикрепив у подножья каждого флага кусок белой материи с черной надписью: «Заминировано». Флаги эти провисели с утра до обеда, пока не прибыли из Ворошиловграда минеры.

В этот же день, в честь праздника, выдали денежное вспомоществование некоторым, находящимся в наиболее бедственном положении, семьям фронтовиков. Средства для этого добывали, в основном, посредством продажи из-под полы папирос, спичек, белья, разных продуктов, особенно спирта, которые они похищали с немецких грузовых машин.

А вражеские флаги - наоборот - срывали. Фадеев не пишет, но, полагаю, не больше почтения они проявляли и к той «самостийной» символике, которой «украшает» себя нынешний, установленный на Украине, «порядок», и которая во времена молодогвардейцев не оставляла сомнений в ее назначении и происхождении.

А известному в городе предателю, пособнику оккупантов - Игнату Фомину - незаметно повесили на спину листок, на котором большими печатными буквами было выведено: «Ты продаёшь наших людей немцам за кусок колбасы, за глоток водки и за пачку махорки. А заплатишь своей подлой жизнью. Берегись!» - и он, с этой надписью ходил по базару и затем проследовал из базара в полицию.

Еще - сожгли биржу, занимавшуюся отправкой молодых людей на работу Германию, вместе со всеми списками приговоренных к отправке невольников.

Еще - освободили военнопленных, содержащихся в охраняемом бараке.

Еще - казнили - «именем Союза Советских Социалистических республик» - пособника оккупантов Игната Фомина, на совести которого были жизни многих погубленных им людей, - прочитав ему перед смертью приговор «народного трибунала» и прикрепив ему на груди бумажку, объяснявшую горожанам, за какое преступление он казнен.

Еще - организовали три постоянные боевые группы. Одна группа - на одной дороге - нападала на легковые машины с немецкими офицерами; вторая - на другой дороге - нападала на машины-цистерны, уничтожала водителей и охрану, а бензин выпускала в землю; третья группа - задерживала немецкие грузовые машины с оружием, продовольствием, обмундированием и охотилась за отбившимися и отставшими немецкими солдатами, в том числе и в самом городе...

Но если соизмерить все эти героические и жертвенные подвиги с нынешним нашим положением и состоянием - то окажется, что их уже, по степени нашего закабаления, недостаточно. Все это как внешние средства - лекарства, припарки или даже хирургическое вмешательство - для организма, который тяжело внутренне поражен, в котором гибельная болезнь проникла в плоть и в кровь, не оставив почти нигде здорового места.

Приходится со стыдом признать, что всех этих жертвенных подвигов народу нашему хватило лишь на сорок лет - достаточных, как оказалось, не только для моисеевого исцеления народа от рабства, но и для нашего обратного погружения в рабство после нашей великой победы. И, после ослабления «врачебного натиска», гангрена индивидуализма - прямого следствия материалистического воспитания - перешла в наступление и разрушила организм народа.

Поэтому - у нас теперь положение сложнее. Нам сейчас, в отличие от молодогвардейцев, непонятно куда стрелять. Нынешняя наша беда в том, что чуть ли не в каждом из нас сидит «предатель Игнат Фомин», готовый продать все, на чем держится наша жизнь - «за кусок колбасы, за глоток водки и за пачку махорки». Беда в том, что те самые «сводки Информбюро» - теперь некому передавать и некому получать...

Нынешняя война - другая. Враг достигает своего, нацелившись на нашу душу, добиваясь нашего духовного разложения. Поэтому и бороться надо, - исправляя души, - через православную веру.

Ведь, по большому счету, главный наш оккупант, - оккупировавший наши души, - тот самый змий, который в начале библейской истории соблазнил Еву, уговорив ее вкусить от древа познания добра и зла, чтобы «стать как боги». Но так как всем прежним нашим поколениям, в 1917-м году, объявили, что «Бога нет», и аннулировали весь тот путь, который прошло человечество от Адама и Евы до наших дней, - то нас снова подвели к тому самому древу и убеждают вкусить запретных плодов - чтобы «стать как боги». Чтобы мы, не ведая о том отрицательном опыте, который приобрело человечество посредством вкушения запретных плодов, - снова послушно наступали на все те же грабли, на которые наступало человечество от Евы до наших дней.

Поэтому - по-настоящему исцелить народное тело можно лишь через исцеление народной души.

У нас есть святая церковь. И мы можем исцелиться через воцерковление каждого и возрождение православных общин. Через постепенный переход к решению ими воспитательных, образовательных, хозяйственных, социальных и даже оборонных задач. Через консолидацию этих общин и сращение их в единое соборное целое. Чтобы здоровые силы в народном организме со временем вытеснили из него все больное и чужеродное.

И только тогда можно надеяться, что мы дождемся часа, подобного тому, которого дождался когда-то харьковский профессор Николаев, записавший однажды в своем дневнике:

«Немцы панически бегут. Последние автомобили покидают Харьков. <...> «Щирые» украинцы, люди служившие у немцев, спекулянты и крупные торговцы эвакуируются в панике. Население ждёт с нетерпением советских войск».

То, что нужно сделать для спасения - трудно и кажется невозможным. Это даже труднее, чем пускать под откос вражеские эшелоны.

Но - с нами Бог. Кого убоимся.


Сноски:


1 - http://www.lib.ru/MEMUARY/WERSHIGORA/kovpak.txt
2 - А. Фадеев. Указ. соч., с.170.
3 - Там же, с.102.
4 - Там же, с.100.
5 - Там же, с.345.
6 - Там же, с.346.
7 - Там же, с.344.
8 - Там же, с.436.
9 - http://magazines.russ.ru/sp/2010/12/ni8.html
10 - А.Фадеев, указ.соч., с.308.
11 - Там же, с. 312.
12 - http://militera.lib.ru/memo/russian/kovpak_sa/05.html

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Сергей Николаевич Сидоренко
Православный или «квазижидовский»?
Рассуждение о путях для России
02.11.2024
Угождая духу распада
Может случиться так, что наше начальство, падкое на угождение «всемирным тенденциям», подпишет с противником, «к взаимному удовольствию», некий мир, после чего каждая из воюющих сторон объявит на своей территории о «победе над фашизмом»
19.07.2024
«Коридорный», «окраинный» или русский народ
К повышению исторической ответственности власти
01.07.2024
Индульгенция для России
По поводу фильма Сергея Урсуляка «Праведник»
14.05.2024
Все статьи Сергей Николаевич Сидоренко
Новости Москвы
Все статьи темы
Политический кризис на Украине
Пытки, предательство и побег // Откровения о службе
в разведке Украины экс-офицера СБУ
19.11.2024
Политические партии Украины: симуляция демократии,
или «50 оттенков» политического спектра
07.09.2024
Украинские депутаты бояться креста, как чёрти
ладана: Нардепы почуяли зраду, увидев православные кресты в Раде
26.07.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Нотр-Дам перестала быть христианской церковью?
Новый комментарий от Александр Волков
30.12.2024 20:44
Ладушки – нескладушки
Новый комментарий от Агафон
30.12.2024 20:37
Новый год встречает нас своею неопределённостью
Новый комментарий от Vladislav
30.12.2024 19:57
Золотой клинок Империи и «сабля Мазепы»
Новый комментарий от Анатолий Степанов
30.12.2024 19:51
Может ли еще Индия стать православною?
Новый комментарий от JG
30.12.2024 19:31
Рождённые в СССР
Новый комментарий от Vladislav
30.12.2024 19:23
Борьба с Антихристом и Его Антицерковью
Новый комментарий от Владимир Николаев
30.12.2024 16:22