Барон Андрей Иванович Дельвиг родился 13 (25) марта 1813 года в с. Студенец Задонского уезда Воронежской губернии. По его словам предки его родом из Вестфалии, в ХV в. перебрались в Прибалтику и служили шведскому королю. Полковник Рейнгольд Дельвиг, отличившийся при заключении Ништадтского мира, в 1721 г. был пожалован от шведского короля баронским титулом. Сын его, Беренд, состоял уже на русской службе и был гофмаршалом при Петре III. Отец Андрея Ивановича Иван Антонович, не имея состояния, был вынужден очень рано поступить на военную службу и в 1807 г. в войне против французов был тяжело ранен. По состоянию здоровья ему пришлось уйти в отставку в чине майора. Вскоре Иван Антонович был принят в Главное управление путей сообщения и назначен смотрителем судоходства в Моршанск. В этой должности И.А. Дельвиг пробыл недолго и, выйдя в отставку надворным советником, в 1815 г. умер в имении сестры своей жены в Московской губернии. Похоронен он был на старом лютеранском кладбище в Москве.
Имел право гордиться Андрей Иванович и своими предками по матери, урожденной княжны Волконской. Отец ее, князь Андрей Александрович Волконский (в честь которого и назван был Дельвиг), был внуком кн. Григория Ивановича Волконского - сподвижника Петра Великого, генерала от кавалерии, обер-коменданта Тулы и Ярославля. По свидетельству Андрея Ивановича у него хранилась богатая кружка, пожалованная царем Григорию Ивановичу Волконскому за "скорое формирование девяти драгунских полков и приведение их под Азов". А двоюродный брат Дельвига Н.А. Замятин был обладателем обширной переписки кн. Г.И. Волконского с А.Д. Меншиковым и двух писем к Волконскому самого Петра I.
За свою службу кн. Г.И. Волконский получил от Государя несколько поместий в различных российских губерниях, которые он поделил между сыновьями. Внуку его кн. Андрею Александровичу Волконскому досталось около тысячи душ в Московской, Орловской, Пензенской и Воронежской губерниях. В том числе и с. Студенец Задонского уезда, в котором родился Андрей Иванович Дельвиг. Кстати, в самом селе Студенец князь А.А. Волконский в 1812 г. построил на свои средства каменную церковь в честь свт. Николая Чудотворца.
О детстве А.И. Дельвига известно немного. По его словам, они "вели в деревне жизнь очень тихую". Мать Дельвига почитала Тихона Задонского, и семья не раз ездила на богомолье в Задонский Богородицкий монастырь. Часто гостили в Борках у Алексея Федоровича Викулина - основателя рода задонских помещиков XIX - н. ХХ вв. Александра Андреевна Дельвиг сама начала учить своих детей, когда им было 3-4 года. По словам Андрея Ивановича "учили нас целый день, строго и требовательно. Я уже и не помню себя не знающим арифметики. Мы много знали стихов, басен и почти всего "Дмитрия Донского" Озерова".
В феврале 1821 г. матушка привезла Андрея Ивановича в Москву с целью определить его в частную школу Д.Н. Лопухиной. Дальняя родственница задонского помещика Ф.А. Лопухина, она на деньги, доставшиеся ей по наследству, открыла в Москве два пансиона - для мальчиков и девочек. Вскоре школы Д.Н. Лопухиной завоевали авторитет и признание и отдавать в нее своих детей стало модно в среде русского провинциального дворянства.
А.И. Дельвиг был принят в частный пансион Д.Н. Лопухиной и провел в этой школе 5 лет. По возрасту он был помещен в низший класс. Но благодаря багажу знаний, накопленному в результате домашнего обучения, быстро стал первым учеником в классе и любимцем учителей. Эта легкость, с которой давалось обучение Андрею Ивановичу, по его признанию, "еще более развила во мне природную всем Дельвигам лень". Замечательным свидетельством того духа, в котором воспитывали отпрысков русских дворянских родов в начале XIX в. служат слова самого А.И. Дельвига: "От нас требовали полного уважения к родным и вообще к старшим. Царь был для нас вполне священным лицом. Малейшие суждения о религиозных предметах, о царской фамилии, о старших отнюдь не допускались. Россию представляли нам первою державой; веру нашу религией выше всех прочих; русский народ - наилучшим народом. В нашей истории все прошедшее было торжественно; одна наша земля производила святых; у нас героев всякого рода было множество; цари были благодетели, Петр Великий - герой-преобразователь; Ломоносов - герой-ученый; Суворов - герой-полководец. Эти идеи после 1812 г. приняли еще большее развитие. Способствовало этому издание истории Карамзина". Безусловно, не все тезисы такого воспитания бесспорны. Но насколько они отличаются от сегодняшнего "упаднеческого" настроения в русской школе. И не в этом ли кроется секрет той "национальной гордости великороссов", что так ярко проявилась в русской истории в государственном деле, ратном подвиге, культуре и православном подвижничестве?
В 1826 г. Александра Андреевна Дельвиг хлопотала перед главноуправляющим путями сообщений принцем Александром Виртембергским о зачислении Андрея Ивановича в институт корпуса путей сообщения. Тот нашел юношу слишком молодым, но убедившись в глубине его познаний, особенно в точных науках, определил Андрея Ивановича с 1827 г. в Петербургское военно-строительное училище.
В октябре 1826 г. будущий студент переезжает в Петербург. По его собственному признанию главным в его жизни в этот период становится отнюдь не учеба в училище, а сближение с семьей двоюродного брата Антона Дельвига. "В его доме, - вспоминал Андрей Иванович, - открылся для меня новый мир, о котором я и не думал и не гадал, и я к этому миру привязался всей душой". В гостеприимном доме Антона Антоновича каждую среду и пятницу устраивались литературные вечера, на которых Андрей Иванович имел возможность познакомиться с А.С. Пушкиным, П.А. Плетневым, О.М. Сомовым, Ф.Б. Булгариным, Н.И. Гречем. Общение с ними производило на молодого студента огромное впечатление. Андрей Иванович был свидетелем отношений А.А. Дельвига с А.С. Пушкиным в этот период. По его мнению, его двоюродный брат был лучшим другом Александра Сергеевича и Пушкин не любил никого более Антона Дельвига.
В 1829 г. А.И. Дельвиг был переведен в Институт инженеров путей сообщения и в 1832 г. окончил курс в этом лучшем в ту пору в России техническом учебном заведении. Во время учебы он проходил практику в управлении изысканиями по составлению проекта для устройства шоссе от Москвы до Брест-Литовска. В июне 1832 г. за успехи в учебе он был произведен в поручики и вскоре назначен производителем работ по устройству московского водоснабжения.
В начале 1830-х г. директором московских водопроводов был инженер Максимов. Оценив по достоинству способности своего нового помощника, он вскоре советовался с ним по всем вопросам и начинаниям. Кроме непосредственного участия в текущих работах, молодой инженер взялся за разработку собственных технических проектов. Результатом чего были система устройства водосборных колодцев и проекты по перестройке ключевых бассейнов в с. Большие Мытищи и частей московского водопровода.
Проживая в Москве в доме Левашовых, А.И. Дельвиг часто встречался с И.И. Дмитриевым, М.А. Салтыковым, А.Н. Раевским, Е.А. Боратынским, М.А. Бакуниным, П.Я. Чаадаевым, А.С. Хомяковым, посещавшими этот дом. Любопытны впечатления Дельвига от общения с Петром Яковлевичем Чаадаевым. Считая его человеком "высокого ума и большого образования", Андрей Иванович отмечал некоторую "оторванность" Чаадаева от реальной жизни. В доказательство он приводил слова самого Чаадаева, сказанные им Дельвигу как производителю работ по московскому водопроводу: " ы знаете как я Вас люблю и как я рад, что Вы живете в Москве. Но право не могу понять вашего здесь назначения. Я с ребячества жил в Москве и никогда не чувствовал недостатка хорошей воды; мне всегда подавали стакан чистой воды, когда я этого требовал".
В 1836-1837 гг. Дельвиг был командирован в Тулу, где занимался строительством плотины на Тульском оружейном заводе, исследовал р. Упу с целью улучшения ее судоходства, проектировал и строил постоянный деревянный мост на каменных сваях через р. Упу.
В 1838-1841 гг. А.И. Дельвиг вновь в Москве. Он работал над улучшением судоходства Москва-реки, благоустройством ее набережных. Принимал активное участие в сооружении канала Москва-Волга. В 1838 г. произошло важное событие и в личной жизни Андрея Ивановича. В этом году он женился на Эмилии Николаевне Левашовой. В 1840 г. А.И. Дельвиг занимался устройством водоснабжения в московском Воспитательном доме. Впоследствии он отмечал , что на этих работах лишний раз убедился в необыкновенной сметливости простого русского народа, "особенно каменщиков и плотников". Он приводил в доказательство случай, когда безграмотный десятник-каменщик Савелий давал Дельвигу столь ценные советы при прокладке внутри дома свинцовых труб, что не только помог общему делу, но и несказанно удивил присутствующих при этом английских инженеров. К этому времени относится и написание А.И. Дельвигом своего первого сочинения - "Записка о некоторых технических вопросах, касающихся устройства старого акведука в Москве" (на французском языке).
В 1841 г. Дельвиг произвел осмотр местности близ Сухума в связи с предполагавшейся там осушкой болот, разработал проекты исправления старого моста и постройки нового через р. Кубань у крепости Прочный Окоп, составил описание здания Анапского госпиталя и осмотрел береговые укрепления на черноморском побережье Кавказа. В одной из поездок по Кавказу А.И. Дельвиг познакомился с М.Ю. Лермонтовым, о чем писал впоследствии в своих воспоминаниях.
В следующем году Дельвигу было поручено устройство переправы около Варениковой пристани на р. Кубань. Мост этот имел стратегическое значение, и поэтому все работы по сооружению переправы были сопряжены с большой опасностью, поскольку велись под непрерывным обстрелом со стороны черкесов. Тем не менее переправа была завершена в срок и немало способствовала дальнейшему покорению Кавказа. За эту работу А.И. Дельвиг был награжден орденом св. Владимира IV степени.
В том же 1842 г. Дельвиг был назначен состоять при главноуправляющем главного управления путей сообщения и публичных зданий графе Петре Андреевиче Клейнмихеле. Несмотря на чиновничью должность и соответствующие обязанности, Андрей Иванович тем не менее принимал активное участие во многих инженерных проектах - разрабатывал мост через Днепр в Киеве, исправлял московско-нижегородское и московско-петербургское шоссе, составлял проект водоснабжения Симбирска.
В 1845-1848 гг. Андрей Иванович работал над устройством водоснабжения и фонтанов в Нижнем Новгороде. Приказом от 30 мая 1849 г. барон А.И. Дельвиг был назначен инспектором военных сообщений действующей армии в кампании против Венгрии. Под его руководством были сооружены мост через р. Гернат у д. Пога и другие переправы. В июне 1849 г. Дельвиг лично участвовал в сражениях под Вайценом и Дербечином.
В начале 1850-х гг. Дельвиг был вынужден исполнять различные поручения П.А. Клейнмихеля. В это же время он участвовал в заседаниях учебного комитета главного управления путей сообщения и публичных зданий и технической комиссии при департаменте железных дорог.
25 июня 1852 г. приказом П.А. Клейнмихеля Андрей Иванович Дельвиг был переведен в Москву и назначен директором московских водопроводов. Представляясь московскому генерал-губернатору графу Закревскому, он получил предложение принять должность председателя архитектурного совета комиссии для постройки Храма Христа Спасителя. Андрей Иванович согласился исполнять эту должность и с 1852 по 1861 г. непосредственно принимал участие в сооружении храма-памятника. При комиссии был учрежден архитектурный совет из инженеров и архитекторов. Обязанность этого совета состояла в рассмотрении и проверке подробных проектов и смет, представляемых в комиссию Тоном и его помощником. Но влияние совета на производство работ было весьма незначительно. "Тон, поневоле покоряясь тем замечаниям совета, которые явно указывали излишества в сметных исчислениях, редко подчинялся замечаниям, требовавшим изменения рисунка или способа постройки... Тон и его помощники не жалели денег для придания прочности всем частям храма и в большей части случаев протестовали, когда совет находил возможным предлагаемый ими способ постройки заменить более дешевым. Тон вообще не любил инженеров путей сообщения, но, несмотря на частые столкновения со мною, меня жаловал. Он часто спрашивал меня, из-за чего я боюсь постоянно, сберегая казенные деньги, причем излагал какую-то особую политическую экономию, по которой выходило, что чем более издержится на возведение сооружения, тем лучше..." В 1872 г. Дельвиг осматривал продолжавшуюся постройку храма и видел, что многое, предложенное Тоном и устроенное вопреки замечаниям совета, "хотя и стоило очень дорого, но зато, действительно, прочно и соответственно цели, что меня очень порадовало".
Другая обязанность, возложенная на Дельвига в первопрестольной, состояла в членстве в Комитете для надзора за устройством фабрик и заводов в Москве и уезде. Но главным делом для него в это время становится работа по московскому водопроводу. Необходимость реконструкции его ввиду ветхости сооружений и недостатка подачи воды и ее плохого качества московские власти понимали уже давно. В начале 1850-х гг. была сделана попытка увеличить водоснабжение города за счет забора воды из Москва-реки. Но результаты не оправдали ожиданий. В этих условиях перед новым директором московского водопровода стояла сложная задача. А.И. Дельвиг с ней справился прекрасно. Будучи профессионалом, знакомым с европейскими техническими новшествами, Дельвиг сумел по-новому подойти к разрешению стоявшей перед ним проблемы. Разработанный Андреем Ивановичем проект был высочайше одобрен в 1854 г. По плану Дельвига, чистую воду в достаточном для города количестве нужно было вести в Москву из Мытищинских источников При этом одним из главных принципов, заложенных в проекте А.И. Дельвига, был "отказ от каменных акведуков, которыми еще древние римляне проводили себе воду - пора обратиться к металлическим сооружениям и при помощи чугунных труб и паров машин заменить естественные падения и наклоны искусственным напором и искусственным давлением".
Сотрудников у Андрея Ивановича было всего несколько человек - его главный помощник Лавров, три инженера, архитектор и письмоводитель. "Все эти лица, - пишет Дельвиг, - получали крайне скудное содержание". Тем не менее работы по реконструкции московского водопровода шли полным ходом.
Проживая в Москве, Дельвиг принимал участие в собраниях московского общества. Чаще всего он посещал П.Я. Чаадаева, в доме которого каждую неделю собирались Хомяков, братья Киреевские, Аксаковы и др. На этих вечерах Дельвиг становился свидетелем и участником знаменитых споров славянофилов и западников. Любил Андрей Иванович бывать в Английском клубе и посещать генерал-губернатора Москвы графа А.А. Закревского в его имении Ивановское под Подольском.
Чтобы быть ближе к месту работ, Дельвиг нанимал летом дачу под Богородицком, откуда ездил на лошадях в Мытищи, где шли основные работы по реконструкции водопровода. Впоследствии он переселился в так называемый "дом для приезда начальства" в Алексеевском. В нем вместе с Дельвигом жили студенты Института путей сообщения, направленные на строительство московского водопровода в качестве летней практики.
При начале Крымской войны А.И. Дельвиг изъявил желание участвовать в ней в качестве инспектора военных сообщений, но важность работ по устройству московского водопровода воспрепятствовала этому. И все-таки он побывал в Крыму в это время. В 1854 г. брат Андрея Ивановича - Николай Иванович Дельвиг, командир Владимирского пехотного полка, был ранен в Инкерманском сражении. Андрей Иванович посчитал своим долгом съездить к брату в Симферополь. Повидавшись с ним, А.И. Дельвиг не удержался и побывал близ Севастополя, дабы увидеть происходящее там своими глазами. Описывая свои впечатления от поездки и размышляя о крымской войне и причинах наших неудач, Андрей Иванович писал: "В одном все согласны - в неудовольствии против главнокомандующего (А.С. Меншикова) и в том, что Тотлебен - спаситель Севастополя".
1 ноября 1858 г. работы по реконструкции московского водопровода были окончены и город стал получать 500000 ведер чистой воды в сутки. После освящения сооружения, располагавшегося в Сухаревой башне, водопровод был осмотрен графом Закревским, довольным, что именно при его губернаторстве устроилось столь полезное для Москвы дело. Но главная заслуга в этом, бесспорно, принадлежит А.И. Дельвигу. Именно благодаря его трудам москвичи получили возможность пользоваться чистой здоровой водой в необходимом количестве. Подтверждением тому является статья о Дельвиге "Московский Мытищинский водопровод" в "Русском художественном листке" в 1860 г., где сказано, что "... водопровод оправдал ожидания жителей Москвы и при его исполнении Дельвиг показал себя не только честным и добросовестным исполнителем, но и ученым инженером, вводящим новые данные в гидравлику...". Прекрасным символом заслуг А.И. Дельвига в реконструкции московского водопровода служит серебряное ведро работы Овчинникова, преподнесенное ему в день 50-летия службы в офицерских чинах. На одной стороне подарка в виде барельефа были представлены изба и перед ней телега, крестьянин, мальчик и две лошади, а с другой стороны ведра была выгравирована надпись: "Глубокоуважаемому Снабдителю Москвы здоровою водою Андрею Ивановичу барону Дельвигу от Москвича. 1880 г.".
Опыт строительства московского водопровода широко использовался при проектировании и строительстве водоснабжения в других городах России. А написанные А.И. Дельвигом работы "Руководство к устройству водопроводов" (1857 г., Демидовская премия Академии наук), "Описание водоснабжения, устроенного в 1856 г. в военном лагере на Ходынском поле" (1857 г.), "Историческое обозрение искусства искать воду" (1859 г.) и другие, сделали А.И. Дельвига одним из главных специалистов в "водопроводном" деле в России.
Сам он неоднократно впоследствии привлекался к участию в различных комиссиях по вопросам водоснабжения. И по свидетельству современников "его голос всегда являлся авторитетным и уважаемым".
Возвращаясь к деятельности Андрея Ивановича в Москве, следует отметить еще одну неоспоримую его заслугу перед первопрестольной. Именно по ходатайству А.И. Дельвига в 1854 г. Клейнмихель отклонил предложение московского губернатора о сносе архитектурной жемчужины Москвы - Красных ворот.
С начала 1860-х гг. основная деятельность А.И. Дельвига была связана с железнодорожным строительством. В 1861 г. он был назначен главным инспектором частных железных дорог и переехал в Петербург. При его деятельном участии в эти годы в России было построено 12 тысяч километров железных дорог, в том числе и участки дороги в нашем крае - Орел-Елец, Елец-Грязи, Грязи-Борисоглебск.
А.И. Дельвиг был инициатором создания первых в России технических железнодорожных училищ на благотворительные пожертвования и при содействии частных железнодорожных компаний. Одно из них, основанное в Москве в 1870 г., получило наименование Дельвиговского. Впоследствии Андрей Иванович пожертвовал дом этому училищу на 2-ой Мещанской улице для устройства в нем общежития для студентов. В 1880 г. по случаю 50-летнего юбилея служебной деятельности барона Дельвига по подписке среди частных лиц была собрана значительная сумма, из которой была учреждена стипендия имени А.И. Дельвига в Институте инженеров путей сообщения и выделены средства на развитие Дельвиговского железнодорожного училища. Кроме того, стипендии имени барона Дельвига были учреждены Московской городской думой в Императорском техническом училище и С.С. Поляковым в Елецком Александровском техническом железнодорожном училище.
Будучи главным инспектором частных железных дорог, Дельвиг не раз сталкивался с различного рода махинациями и злоупотреблениями вокруг "железнодорожного бума", о чем достаточно подробно поведал в своих мемуарах. По его словам, он неоднократно обращал внимание своего начальства на беспорядки, которые творились на железных дорогах, в допущении которых обвиняли Дельвига как главного инспектора. Видя, что ничего не меняется, в конце 1868 г. он просил уволить его от должности и перевести в члены совета министерства путей сообщения, что и было сделано 9 января 1869 г. Кроме того, А.И. Дельвиг был назначен присутствующим в Сенат по делам МПС вместо министра. Впоследствии Дельвиг неоднократно управлял министерством путей сообщения по случаю отсутствия или болезни министра.
Несомненной заслугой А.И. Дельвига является его активное участие в основании Русского технического общества, целью которого было "содействие развитию техники и технической промышленности в России". У истоков его создания вместе с А.И. Дельвигом стояли видные русские ученые - И.А. Вышнеградский, Е.Н. Андреев, П.А. Кочубей, М.М. Окунев и др. 20 марта 1867 г. А.И. Дельвиг был избран первым председателем Русского Технического Общества. "Благодаря ему, - свидетельствовал П.А. Кочубей, - скромное предприятие некоторых лиц, бескорыстно преданных науке и технике, получило в России права гражданства и авторитет в глазах частных и правительственных лиц и учреждений". Под председательством Андрея Ивановича Дельвига Русское техническое общество участвовало в Мануфактурной выставке 1870 г., организовало в Петербурге съезд фабрикантов и промышленников, устраивало поездки на заводы и чтение популярных лекций. В 1870 г. из-за служебной необходимости он был вынужден оставить пост председателя общества, но был избран в почетные его члены.
В 1870 г. по состоянию здоровья барон Дельвиг был уволен от всех должностей по министерству путей сообщения с оставлением в звании сенатора и пожалованием ордена св. Александра Невского.
В последние годы жизни основная деятельность Андрея Ивановича заключалась в присутствии в Межевом департаменте Сената и участии в различных комитетах и комиссиях. Кроме того, он писал свои замечательные воспоминания, в которых отразились многие события и явления целой эпохи русской истории.
По словам профессора Е.Н. Андреева Дельвиг "был не кабинетный, но практический инженер с весьма серьезной научной подготовкой и никогда не покидавший научной стороны дела; не был также это административный инженер, привыкший распоряжаться и писать предписания издали, - это был практический производитель работ и строитель, хорошо знающий, как разнообразны бывают затруднения на практике. Если к этому вы прибавите спокойный, веселый, радушный и привлекательный характер, ум, живой и много наблюдавший, избегавший крайностей, искреннюю любовь к делу и при этом многостороннюю образованность и любовь к просвещению, то получите, я думаю, верную характеристику барона..."
Уроженец Задонского уезда Воронежской губернии, Андрей Иванович Дельвиг никогда не терял связи с родным краем. Здесь жили его родственники кн. Волконские, его сестра и племянницы, у которых он неоднократно гостил. В дни 50-летия служебной деятельности А.И. Дельвига ему был подарен альбом, на первом листе которого была фотография с видом церкви и дома в с. Студенец Задонского уезда, в котором он родился. Неоднократно А.И.Дельвиг бывал в наших краях - в Ельце и Грязях во время строительства железных дорог в к. 1860-х гг.
Скончался Андрей Иванович Дельвиг 20 января 1887 г. в Петербурге. "Своей многообразной деятельностью он дал современникам блестящий пример того, что и "в нашем Отечестве инженерное искусство призвано и способно развиться вполне самостоятельно".
Список использованной литературы:
Дельвиг А.И., Мои воспоминания, т. 1-4, М., 1912-1913.
Дельвиг А.И., Полвека русской жизни. 1820-1870 , т. 1-2, М.-Л., 1930.
Юбилей 50-летней службы в офицерских чинах сенатора, инженер-генерал- лейтенанта барона А.И.Дельвига. 19.6.1880, СПб, 1880.
Котляревский П.Н., Памяти барона Дельвига, "Журнал МПС", 1887, №33.
"Записки Императорского Русского технического общества", СПб, 1888, в.6
Торжественное собрание гг. членов Имп. Рус. Техн.общества, посвященное памяти барона А.И.Дельвига. 20.1.1888, СПб, 1888.
Волконская Е.Г., Род князей Волконских, СПб, 1900.
Шухова Е.М., Московский водопровод, "Московский журнал", 1996, №5.
Впервые опубликовано на сайте Первый Липецкий