Заявление протоиерея Всеволода Чаплина (февраль 2013) актуализирует давнюю проблему взаимоотношений между христианской Церковью и левыми силами в широком смысле слова. Не случайно, думаю, оно совпало с началом деятельности нового общественного движения «Русский лад», призванного, по мысли коммунистов, объединить всех русских патриотов, независимо от их мировоззренческих и политических позиций. Включая даже и патриотов-либералов. Другой вопрос, насколько это возможно и продуктивно.
Тем более, что вопрос этот распадается на три неравные части. Одно дело - взаимоотношение христианской веры/вероучения и коммунистической доктрины Маркса. Второй вопрос - отношение современных русских христиан (да и коммунистов) к практике этой доктрины, которая имела место в России с 1917 по 1991 год. Наконец, третий, самый важный вопрос - как нам вместе жить дальше?
Истоки
Сначала о первом. В свое время Владимир Соловьев шутил, что социализм очень похож на христианство, только христианство требует отдать своё, а социализм требует взять чужое. Шутка, конечно, но с долей правды. Нельзя достигнуть правды насильно, нельзя без веры войти в рай. Духовное, экономическое и политическое самоутверждение («самостоянье», по слову Пушкина) человека - такое же его божественное право, как и право раздать свое богатство нищим, взять крест свой и пойти вслед за Спасителем. Подлинно твое - не то, что ты взял, а то, что ты отдал, утверждал св. Максим Исповедник. Однако такой поступок может быть личным, невынужденным, иначе он не имеет смысла. Надеясь исправить мир посредством планового перераспределения производственно-потребительской активности человека, коммунисты-материалисты отвергли христианское учение о его первородной и личной греховности, неизбежной (хотя и в разных проявлениях) при любом социальном строе. Общежительный коммунизм первохристианских общин (см. своего рода «коммунистический манифест» свт. Иоанна Златоуста -- его беседу «О милостыне») явился в реальной истории гостем из другого метафизического измерения, хотя и в Европе и в Америке неоднократно делались попытки учредить очередную рациональную «Икарию».
На Руси как на Руси
Другое дело, что коммунизм в России впитал в себя духовную энергетику русской правды. Хотели этого коммунисты или нет, эта правда - то есть православие, самодержавие, народность - постепенно русифицировала марксизм-ленинизм до такой степени, что сотворила из него фактически новое учение. Прав Н.А.Бердяев: «Третий Рим стал Третьим Интернационалом». «Левая» решительность превратилась в собственную «правую» противоположность. Крайности, как известно, сходятся, особенно на Святой Руси.
Стержень русской судьбы ХХ века воплотился в фигуре Сталина. Бывший революционный боевик Джугашвили-Сталин, построил (вопреки ленинско-троцкистскому фетишу мировой революции - вот где промысл Божий!) могучую «красную империю», и тем самым вытянул Россию из болота, в которую её загнали в феврале 1917 года взбунтовавшиеся западники-либералы. При осмыслении советской истории следует решительно отвергнуть как тупой сталинизм в стиле «культа личности», так и патологический антисталинизм в кругозоре кухонного диссидентства. В известном смысле Сталин был убийцей русского народа и его спасителем одновременно. Так или иначе, в России не нашлось других исторических сил, которые осуществили бы воссоздание страны после революционного разгрома другими, более гуманными - я уже не говорю, христианскими -- средствами. Дело не в оправдании жестокости, а в ясном понимании того, что своим сегодняшним существованием мы, живущие в ХХ1 веке, обязаны тем самым «советским людям», которые в 1936 году голосовали за социалистическую конституцию, а в 1945 ценой своей жизни спасали буржуазную Европу от «окончательного решения» еврейского, цыганского, славянского и других расовых вопросов. Начавшись как террористическая «Совдепия», Советский Союз (к изумлению Троцкого и возглавляемого им «четвертого интернационала») унаследовал народную энергетику тысячелетней православной традиции, и одержал в середине ХХ века победу над самой страшной антинациональной и антиправославной силой, когда-либо надвигавшейся на Русь в истории.
Как заметил ещё Шекспир, в небесах и на земле скрыто больше тайн, чем снилось нашим мудрецам.
Что же дальше?
Дальше, конечно, православным русским христианам и русским коммунистам/социалистам придется договариваться и заключать в той или иной форме политический союз - иначе мы Россию потеряем.Положение коммунистов в олигархической России весьма противоречиво. Конечно, нынешняя КПРФ значительно расширила свой мировоззренческий горизонт, включив в него немыслимые прежде национальные и даже религиозные положения. Однако наличие наследственных идеологических «родимых пятен», начиная с трактовки человека как «совокупности общественных отношений» (базис и надстройка) и кончая критикой традиционной монархической России как «оплота реакции», делает позицию современных русских коммунистов как бы промежуточной между космополитическими построениями либералов (правых западников) и взглядами тех мыслителей-патриотов, для которых Россия продолжает оставаться уникальной православной цивилизацией в глобализирующемся мире.
С другой стороны, в своей тактике и практической политике деятельность современных коммунистов - прежде всего в лице патриотического крыла КПРФ во главе с Г.А.Зюгановым - заслуживает уважения и поддержки. Теоретики современной компартии резонно указывают, что новейшее технологическое оснащение цивилизации ХХ1 века отнюдь не отменяют основных законов капиталистической эксплуатации. Если при феодализме основным капиталом (то есть орудием экономического господства) правящего класса являлась земля, а при классическом буржуазном строе Х1Х века - фабрики и заводы, то сегодня таким капиталом оказываются информационные потоки (начиная с виртуальных спекулятивных денег и кончая мировым ТВ и интернетом).
В завершение скажу следующее. В той мере, в какой социализм/коммунизм остается модернизированным вариантом «последней правды буржуазности», то есть учением о производстве и распределении материальных благ как смысле земного человеческого бытия, он может и должен быть подвергнут философской, культурологической и прежде всего религиозной критике. Однако поскольку он рассматривает сам принцип капиталистической организации жизни - производство финансовой прибыли как автономный процесс - в качестве античеловеческого и аморального, русский национальный коммунизм оказывается объективным союзником православно-патриотических сил, стремящихся вывести Россию из тупика, в который она попала в результате необуржуазной революции конца ХХ века. Любой капитализм вообще, а компрадорский российский капитализм в особенности, имеет антихристианский характер. Продающий свою рабочую силу на рынке человек остается фактическим рабом капитала, даже если он имеет свой дом, машину и носит те же джинсы, что и его номинальный хозяин. Сытый и самодовольный раб есть холоп, хам. Массовое общество и массовая культура «золотого миллиарда» и рассчитано на управление подсознанием подобных «демократических» рабов. Фундаментальное противоречие глобального рыночного «человейника» ХХ1 века состоит в том, что здесь под влиянием виртуализации ключевых ценностей бытия («общество спектакля», по выражению Ги Дебора) образ Божий в человеке распадается быстрее и внешне незаметнее, чем в условиях предшествующих анатагонистических эпох. Внутриисторический апокалипсис Запада происходит в декорациях материального изобилия и технологического процветания. Постмодернистский Валтасаров пир в разгаре. Именно поэтому православным христианам и русским коммунистам необходимо поддерживать друг друга в их патриотической и духоподъемной деятельности на фоне фронтальной антихристианской и антирусской атаки по всему миру, стремясь в то же время по возможности сблизить и свои мировоззренческие (метафизические) позиции. Россия у нас одна.
Александр Казин, доктор философских наук, профессор, Санкт-Петербург
Первая публикация - Литературная газета, 20.3.2013.
1. Re: Христиане и коммунисты: диалог поверх барьеров