Христиане и коммунисты: диалог поверх барьеров

О возможности объединения всех русских патриотов

0
908
Время на чтение 6 минут

Заявление протоиерея Всеволода Чаплина (февраль 2013) актуализирует давнюю проблему взаимоотношений между христианской Церковью и левыми силами в широком смысле слова. Не случайно, думаю,  оно совпало с началом деятельности  нового общественного движения «Русский лад», призванного, по мысли коммунистов, объединить всех русских патриотов, независимо от их мировоззренческих и политических позиций. Включая даже и патриотов-либералов. Другой вопрос, насколько это возможно и продуктивно.

Тем более, что вопрос этот  распадается на три неравные части.   Одно дело - взаимоотношение христианской веры/вероучения и коммунистической доктрины Маркса. Второй вопрос - отношение современных русских христиан  (да и коммунистов) к практике этой доктрины, которая имела место в России с 1917 по 1991 год. Наконец, третий, самый важный вопрос - как нам вместе жить дальше?

Истоки

Сначала о первом. В свое время Владимир Соловьев шутил, что социализм очень похож на христианство, только христианство требует отдать своё, а социализм требует взять чужое. Шутка, конечно, но с долей  правды. Нельзя достигнуть правды насильно, нельзя без веры войти в рай.  Духовное, экономическое и политическое самоутверждение («самостоянье», по слову Пушкина) человека - такое же его божественное  право, как и право раздать свое богатство нищим, взять крест свой и пойти вслед за Спасителем. Подлинно твое - не то, что ты взял, а то, что ты отдал, утверждал св. Максим Исповедник.  Однако такой поступок может  быть личным,  невынужденным, иначе он не имеет смысла. Надеясь исправить мир посредством планового перераспределения производственно-потребительской активности человека, коммунисты-материалисты  отвергли христианское учение о  его первородной и личной греховности, неизбежной (хотя и в разных проявлениях) при любом социальном строе.  Общежительный коммунизм первохристианских общин (см. своего рода «коммунистический  манифест» свт. Иоанна Златоуста -- его беседу «О милостыне»)  явился в реальной истории гостем из другого метафизического  измерения, хотя и в Европе и в Америке неоднократно делались попытки учредить очередную рациональную «Икарию».  

На Руси как на Руси

Другое дело, что  коммунизм в России впитал в себя духовную энергетику русской правды.  Хотели этого  коммунисты или нет, эта правда - то есть православие, самодержавие, народность - постепенно русифицировала марксизм-ленинизм до такой степени, что сотворила из него фактически новое учение.  Прав Н.А.Бердяев: «Третий Рим стал Третьим Интернационалом». «Левая» решительность  превратилась в собственную «правую» противоположность. Крайности, как известно, сходятся, особенно на Святой Руси. 

Стержень русской судьбы  ХХ века воплотился в фигуре Сталина. Бывший революционный боевик Джугашвили-Сталин, построил (вопреки ленинско-троцкистскому фетишу мировой революции - вот где промысл  Божий!)    могучую «красную империю», и тем самым  вытянул Россию из болота, в которую её загнали в феврале 1917 года  взбунтовавшиеся  западники-либералы. При осмыслении советской истории следует решительно отвергнуть как тупой  сталинизм в стиле «культа личности», так и патологический антисталинизм в кругозоре кухонного  диссидентства. В известном смысле Сталин  был  убийцей русского народа и его спасителем одновременно. Так или иначе, в России не нашлось других исторических  сил, которые осуществили бы воссоздание страны после революционного разгрома другими, более гуманными - я уже не говорю, христианскими -- средствами. Дело не в оправдании жестокости, а в ясном понимании того, что  своим сегодняшним существованием  мы, живущие в ХХ1 веке, обязаны тем самым «советским людям», которые в 1936 году голосовали за социалистическую конституцию,  а в 1945 ценой своей жизни спасали буржуазную  Европу от «окончательного решения» еврейского, цыганского, славянского и других расовых вопросов.  Начавшись как террористическая  «Совдепия», Советский Союз (к   изумлению  Троцкого и возглавляемого им «четвертого интернационала») унаследовал народную энергетику тысячелетней  православной традиции, и одержал   в середине ХХ века  победу  над самой страшной антинациональной и антиправославной силой, когда-либо надвигавшейся на  Русь в истории.

Как заметил ещё Шекспир, в небесах и на земле скрыто больше тайн, чем снилось  нашим мудрецам.

Что же  дальше? 

Дальше, конечно,  православным русским христианам и русским коммунистам/социалистам придется договариваться и заключать в той или иной форме политический союз - иначе мы Россию потеряем.                       

Положение коммунистов в олигархической России весьма противоречиво.  Конечно,  нынешняя КПРФ значительно расширила свой мировоззренческий горизонт, включив в него немыслимые прежде национальные и даже религиозные положения. Однако наличие наследственных идеологических «родимых пятен», начиная с трактовки человека как «совокупности общественных отношений» (базис и надстройка) и кончая критикой традиционной монархической России как  «оплота реакции»,  делает позицию современных русских коммунистов как бы промежуточной между космополитическими построениями либералов (правых западников) и взглядами тех мыслителей-патриотов, для которых Россия продолжает оставаться   уникальной православной цивилизацией в глобализирующемся мире.

      С другой стороны, в своей тактике и практической политике  деятельность современных коммунистов - прежде всего в лице  патриотического крыла КПРФ во главе с Г.А.Зюгановым - заслуживает  уважения и поддержки. Теоретики современной компартии резонно указывают, что  новейшее технологическое оснащение цивилизации ХХ1 века отнюдь не отменяют основных законов капиталистической эксплуатации. Если при феодализме основным капиталом (то есть орудием экономического господства) правящего класса являлась земля, а при классическом буржуазном строе Х1Х века - фабрики и заводы, то сегодня таким капиталом оказываются информационные потоки (начиная с виртуальных спекулятивных денег и кончая мировым ТВ и интернетом).

В завершение скажу  следующее.  В той мере, в какой социализм/коммунизм остается модернизированным вариантом «последней правды буржуазности», то есть учением о производстве и распределении материальных благ  как смысле земного человеческого бытия, он может и должен быть подвергнут философской, культурологической и прежде всего религиозной критике. Однако поскольку он рассматривает сам принцип  капиталистической организации жизни - производство финансовой прибыли как автономный процесс - в качестве античеловеческого и аморального, русский национальный коммунизм оказывается объективным союзником православно-патриотических сил, стремящихся вывести Россию из тупика, в который она попала в результате необуржуазной революции конца ХХ века. Любой капитализм вообще, а   компрадорский российский капитализм в особенности, имеет  антихристианский характер. Продающий свою рабочую силу на рынке человек остается  фактическим рабом капитала, даже если он имеет свой дом, машину и носит те же джинсы, что и его номинальный хозяин. Сытый и самодовольный раб есть холоп, хам. Массовое общество и массовая культура «золотого миллиарда» и рассчитано на управление подсознанием подобных «демократических» рабов.  Фундаментальное противоречие глобального рыночного «человейника» ХХ1 века состоит в том, что здесь под влиянием виртуализации ключевых ценностей бытия («общество спектакля», по выражению Ги Дебора) образ  Божий в человеке распадается  быстрее и внешне незаметнее, чем в условиях предшествующих анатагонистических эпох. Внутриисторический апокалипсис Запада происходит в декорациях материального изобилия и технологического процветания. Постмодернистский Валтасаров пир в разгаре. Именно поэтому православным христианам и русским коммунистам необходимо поддерживать друг друга в их  патриотической и духоподъемной деятельности на фоне фронтальной антихристианской и антирусской атаки по всему миру, стремясь в то же время по возможности сблизить и свои мировоззренческие (метафизические) позиции.  Россия у нас одна.

Александр Казин,  доктор философских наук, профессор, Санкт-Петербург

Первая публикация - Литературная газета, 20.3.2013.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

1. Re: Христиане и коммунисты: диалог поверх барьеров

Все правильно. Только нужно понять, что социализм нужно восстанавливать в полном объеме. Не думайте, что можно строить справедливое общество,основанное на самоограничении и борьбе с самостью и при этом отдыхать от праведных трудов где-нибудь на Кипрах! И никакой общей денежной системы. Теперь все будут только рады железному занавесу. А без него никак. И еще нужно запомнить всем эгоистам, что стремление потреблять только губит экономику и приводит к неразумной трате ресурсов. А тех, кто не желает быть со всеми, нужно выкидывать за границу. Зачем тратиться на тюрьмы и лагеря? Пусть идут туда, где нравится.
Lucia / 23.03.2013, 16:51
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Александр Леонидович Казин
«Русские мыслители о судьбе и предназначении России»
Научно-практическая конференция. Часть 1
18.11.2024
О божественных тайнах выпытывать не надо
Бог лично участвует в драме мира – в нашей с тобой драме
14.11.2024
Что такое искусство?
Своеобразие России ХХI века в этом плане заключается в активном состязательном взаимодействии — борьбе — классических, модернистских и постмодернистских проектов, конкурирующих друг с другом, от исхода чего зависит будущее всего мира
05.11.2024
Умный бес всезнанья
В последнее время гностицизм вошёл в моду
31.10.2024
Все статьи Александр Леонидович Казин
Последние комментарии
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
23.11.2024 21:12
Мавзолей Ленина и его прообразы
Новый комментарий от Павел Тихомиров
23.11.2024 20:47
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский Иван
23.11.2024 19:52
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
23.11.2024 19:31
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от влдмр
23.11.2024 16:54
Еще один шаг в сторону разрушения семейных устоев
Новый комментарий от Рабочий
23.11.2024 16:06