Вышел в свет первый номер журнала «Литературная учеба» за этот год, представляем статью нашего постоянного автора Алексея Алексеевича Шорохова о современной поэзии, опубликованную в нем.
О поэзии Анатолия Богатых
Знакомство с большинством публикуемых сегодня стихотворных произведений может отбить охоту к чтению у любого живого и трепетного человека. Как это не парадоксально, но на графоманских сайтах Поэзия.ру и Стихи.ру - поэзии, в само́м неоскорбляемом существе её, в её непосредственности и прямой обращённости туда (по слову Георгия Адамовича) гораздо больше, чем в профессиональных литературных журналах. Читаешь их и такое ощущение, что поднаторевшие журнальные авторы из замысловатых слов и причудливых образов складывают поэтические пазлы, эдакие многокилометровые столбцы бытовых наблюдений и мелочного самоанализа.
И оказывается, что у непрофессиональных авторов, восхищённо комментирующих стихи друг друга в интернете, непосредственности и чувства (а, следовательно, и поэзии) больше. Подчас вообще начинаешь думать, что последним прибежищем поэзии в наше время стала именно графомания, что Пушкин и Есенин, Блок и Георгий Иванов - всё зря.
Но вот приходит поэт, и наши тревоги рассеиваются, как ночные страхи при свете дня. Не обязательно его приход подобен молнии, прорезающей небо от востока до запада (ведь и великий Пушкин был гораздо менее популярен при жизни, чем забытый ныне Бенедиктов), но для ценителей поэзии, а не стишков - очевиден.
Знакомство с книгой стихов Анатолия Богатых «Под уездной звездой» ставит нас перед такой очевидностью. Очевидностью существования поэзии, неуничтожимости гармонии русской речи и музыки русского стиха, неотменимости извечных тем русской поэзии: Человек, Родина, Бог...
И представляется полупустой вагон,
слезятся окна, и поля в тумане,
кочевье громкое проснувшихся ворон, -
всё-всё, что сердце жалостию ранит...
Вот э т о Родина. Куда ей без меня?
Куда мне без неё, на край ли света?
(Ты молча куришь, в доме нет огня.)
Я знаю, что тебе курить до света,
молчать и думать, дожидаясь дня,
и спрашивать её...
И ждать ответа.
«Ждать ответа» и есть та коренная обращённость поэзии туда, о которой мы говорили, и этой обращённостью отмечена книга стихов «Под уездной звездой». Книга, как мы понимаем, итоговая, включившая в себя стихотворения и 1977 года, и совсем новые, недавно написанные. Точнее записанные, потому что несочинённые. Неслучайно, что в своих скитаниях под уездной звездой поэт отправляется в Вологду, на могилу Николая Рубцова, самого пронзительного и естественного русского поэта конца ХХ века:
Я не грущу. Вот так - как ты - на деле
платить душой и сердце сжечь дотла
мог лишь поэт. Ты умер на пределе, -
не дольше песни жизни твоя была...
Эти строки из далёкого уже 1981 года звучат как присяга. Принесённая на могиле поэта, однажды сказавшего про поэзию:
И не она от нас зависит,
А мы зависим от неё.
Эта высокая зависимость и ведёт поэта Анатолия Богатых по жизни. Она же определяет преемственность его судьбы и поэзии. Ведь за бортом осталось не просто сорок лет творчества - за бортом осталась страна, в которой родился и прожил большую часть жизни, эпоха или точнее - большое время, в котором существовала и осуществлялась культура, представления о гуманизме как о чём-то естественном и соприродном свободному обществу (идеалы либерализма, ау?), и много чего ещё осталось за бортом...
И что в итоге? Мы не говорим об извечных русских судьбах, нет - что в итоге этих сорока лет у поэта? Слава Богу, в итоге главное - преемственность звука и смысла, преемственность вопрошания. Ведь ещё Блок сказал: поэт - это чувство пути. И чувство пути, чувство своего внутреннего, сокровенного делания является одним из определяющих в книге Анатолия Богатых «Под уездной звездой». Поэт не «колебался вместе с линией партии», не бросался поливать высокооплачиваемой грязью прошлое и настоящее, коммунизм и «совок», он - о другом. И этому другому сквозь все невзгоды и испытания собственной судьбы остаётся верен:
Вспомни прежнее дело Руси, затворя
телом ломанным, битым дорогу с Востока.
Крепнет натиск, и жаркая тлеет заря...
И на б е л о м пути, как последний варяг, -
ты на Крестном своём
восстоишь одиноко.
Алексей Шорохов, поэт, публицист, секретарь Союза писателей России