«Обрание» или «избрание»?

О фундаментальном понятии в главном документе Державного Собора 1613 года

400-летие дома Романовых 
0
471
Время на чтение 10 минут

Выступление подготовлено для 13-х Иринарховских Чтений в Борисоглебе под Ростовом Великим.

 

Утвержденная Грамота Великого Московского Собора 1613 года для нас, православных царистов, является важнейшим неусыхающим источником надежд на неизбежное Воскресение Самодержавной России, источником наших духовно-державных стратегий. Обстоятельства и детали страшного отступления от сего Соборного установления, подробности измены Государю и Самодержавию в Феврале-Июле 1917 года напоминают дьявольскую карикатуру событий того же периода в 1613 году, а также совсем недавних для 1917 года юбилейных торжеств 1913 года.

Тогда Архиереи и Священники по всем храмам Российской Православной Греко-Кафолической Церкви в своих праздничных проповедях вспоминали о нерушимой Соборной клятве, данной предками за себя и всех своих потомков, быть верными Царю Михаилу Феодоровичу и всем его законным Наследникам.

Юбилейные торжества 1913 года сопровождались многочисленными застольями и балами в дворянских, офицерских, купеческих и городских собраниях, участники которых вспоминали судьбоносный Собор 1613 года и направляли верноподданнические адреса Государю Императору Николаю Александровичу. Никто из взрослых и дееспособных подданных Российской Империи к началу 1917 года не мог сказать, что за давностью лет ему неясен смысл и значение Соборной Клятвы 1613 года!

Если измена Царскому Самодержавию в 1605 году повлекла за собой Смуту протяженностью неполных 8 лет, среди которых совсем безгосударным был период только с Июля 1610 года и по Апрель 1613 года, то совершенно сознательная измена клятве 1613 года в 1917 году привела к безгосударной Смуте, которая продолжается до сих пор вот уже 96 лет. Посчитать это наказание Русскому Народу, попущенное Богом, великим или малым смогут только те из нас, дни которых Господь продлит до зримого Воскресения Руси и чудесного возвращения Русского Народа под Покров Православного Самодержавия. Сейчас же мы изнываем от лютых недоумений и продолжаем гадать: будет покаяние Русского Народа, или все закончится полным крахом и исчезновением России с лица земли.

Конечно, покаяние Русского Народа неизбежно! Русский Народ давно готов к нему, чтобы по этому поводу ни говорили скептики, которые видят окружающую «свободу» и делают наивный вывод: ничто после 1991 года не мешало Русскому Народу покаяться в отступлении от Бога, Царя и Самодержавия, а потому наш Народ уже ни к чему не годен и совершенно выродился. Господи, помилуй за повтор этих слов!

Никакой свободы и воли для Русского Народа после Марта 1917 года не было и единой секунды! Если бы эти ноющие умники знали, какое ежедневное и ежечасное невероятное напряжение всех чернодуховных сил глобального масштаба требуется для удержания Русского Народа от покаяния, они немного сбавили бы свой ложный трагический пафос. Но не каждому дано видеть это. Только какое-то масштабное потрясение в мiре, возможно, связанное с началом горячей Третьей Мiровой Войны в мусульманском поясе от Гибралтара до Индонезии, ненадолго отвлечет мiровое правительство и его магов-волшебников от России, от непрерывного удержания Ипатьевского кровавого заклятия над Русским Народом, и тогда Всенародное покаяние уподобится вселенскому духовному взрыву.

А пока мы должны укреплять себя надеждой, обращаясь к благодатным энергиям нашего духовно-державного наследия, среди которых Утвержденная Грамота Великого Московского Собора 1613 года занимает одно из центральных мест.

У нас на кафедре источниковедения Исторического факультета МГУ профессоры, доценты, преподаватели неоднократно нам говорили: исторический источник неисчерпаем. Неисчерпаем в том смысле, что в изучении подлинного источника, в выявлении скрытой информации, содержащейся в нём, практически невозможно поставить точку и сказать: «Нам абсолютно все известно о содержании данного источника». Мы знаем целые библиотеки литературы из множества сотен книг и нескольких тысяч научных статей, посвященных, например, «Повести Временных Лет» или «Слову о полку Игореве».

Несмотря на то, что с Сентября 1774 года, когда типографски впервые была издана Утвержденная Грамота 1613 года, прошло почти 240 лет, и в Царское время Утвержденная Грамота была переиздана несколько раз, в том числе и факсимильно, по-настоящему к её изучению мы так и не приступили. Анализу исторического или духовно-политического содержания, текстологическому анализу Соборной Грамоты более ста лет со времени первого издания вообще не уделялось никакого внимания. А начиная примерно с 1885 года (со времени выхода книги: Латкин В.Н. Земские Соборы Древней Руси, их история и организация сравнительно с западноевропейскими представительными учреждениями. СПб., 1885) российские ученые крайне мало усилий посвящали изучению этого судьбоносного документа. За прошедшие с той поры сто тридцать лет можно назвать только чуть более десятка статей, заметок или глав в монографиях, которые посвящены содержанию и форме Утвержденной Грамоте 1613 года.

Сейчас хотел бы обратить внимание только на один важный аспект, связанный как с изучением содержания Соборной грамоты, так и с современным осмыслением и практическим использованием того духовного наследия, которое в Соборной Грамоте содержится. В моей нынешней реплике нет никакого открытия, проблема эта хорошо известна и православным ученым, и православным общественно-политическим деятелям. Но напомнить об этой проблеме в год славного Романовского юбилея считаю своим верноподданническим долгом. Предлагаю сосредоточиться на термине «обрание», который является ключевым в характеристике всего Соборного Действа в 1613 году.

Полный Церковно-Славянский Словарь Григория Дьяченко дает такое пояснение древнерусскому и церковнославянскому понятию «Обрание - сборъ; обрание винограда, собрание плодов винограда (Суд. 8, 2. ср. Иоил. 3, 18 по греческому тексту)». «Обрание» по своей этимологии близкородственно понятию «обретение», у Дьяченко по его поводу: «Обретаю - нахожу, приобретаю». В церковном контексте нам хорошо известно устойчивое выражение «обретение Святых Мощей».

Соборное действо по выявлению из ряда кандидатов наиболее близкого Наследника Русского Престола в Утвержденной Грамоте 1613 года однозначно называется только обранием, а Государь называется обранным. Слово «избрание» относительно Государя в Грамоте употребляется только в том смысле, что Государь соборянами чтится как Избранник Божий, и своим обранием соборяне только определяют Божественное избрание, и не более того.

Однако при историческом описании Державного Собора 1613 года сплошь и рядом соборное действо называется как избрание Собором Царя, а сам Собор в исторической и политической литературе именуется Избирательным Собором. И теперь в год его 400-летия мы постоянно слышим и в популярных описаниях, и в выступлениях историков: «Избрание Царя... Выборы Царя... Соборяне выбрали...»

Насколько поразительно отличие между значениями слов «обрание» и «избрание», мы можем увидеть через привычную фразу «обретение Святых Мощей». Попробуйте в этой фразе замените слово «обретение» на слово «избрание», и в содержании сразу же промелькнет какой-то дьявольский смысл, демоническая похоть - одно, дескать, мы избираем как святыню, а другое отвергаем... Вспоминается история 1989-1998 годов, не завершенная и поныне, с попыткой духовно-мистического подлога. Я говорю о так называемых «екатеринбургских останках», которые определенные силы пытались выдать за Царские Мощи. 

Выявление законного Наследника Российского Престола в конце безгосударной смуты тоже было своего рода обретением живой Святыни. Поэтому по видимости и звучанию похожие выражения «обрание Царя» и «избрание Царя» не имеют никакого общего смысла, они даже противоположны по своему духовному содержанию  

Надо сказать, что фраза «избрание Царя Михаила Феодоровича на Царство» является не только веянием современности. Она активно использовалась в научной литературе XIX и XX веков, оттуда эта терминологическая ошибка проникала в общественно-политическую, церковно-политическую и государственную терминологию. Уже в первом типографском издании Соборного документа в 1774 году в заглавии мы видим: «Грамата о избран Государя Царя Михаила Феодоровича...» Однако подмена началась гораздо раньше.

После Венчания Царству 11 Июля 1613 года на плечи юного Царя Михаила Феодоровича легла громадная ответственность. Польские и шведские интервенты, а также разбойничьи ватаги продолжали разорять Россию, пытаясь ввергнуть её вновь в губительную смуту. И молодой Царь Михаил, используя авторитет Державных Соборов, которые продолжали созываться на протяжении 1613-1618 годов, умело укреплял Свое Самодержавие, не позволяя разным боярским партиям, и в том числе собственной родне, верховодить в принятии государственных решений.

Не понимая этого, не понимая харизмы Самодержавного Государя, некоторые поверхностные историки писали, что в эти годы Государь находился под влиянием Матери - Великой Инокини Марфы и её родни. Но никаких конкретных примеров такого влияния они не приводили, тем самым демонстрируя, что это всего лишь их собственный домысел. Родня Царя тогда как раз была недовольна тем, что герои ополчения, опытные военачальники, не имеющие никакого отношения к Романовым, в этот период по заслугам занимали первенствующие позиции и вместе с тем не выпячивались вперед фигуры Государя. Ситуация коренным образом изменилась в 1619 году после возвращения из польского плена Царского Отца Митрополита Филарета. Царь Михаил Феодорович содействовал возведению Отца на Патриарший Престол, просто по сыновнему послушанию уступил своему Отцу половину Верховной Власти, даровав ему Титул Великого Государя. Именно в этих условиях сплотили свою политическую партию Царские родственники, апеллируя уже не к самому Царю, а к авторитету Святейшего Патриарха, и в этом политическом реванше они заодно решили хоть как-то принизить и достоинство Царского Сана.

Так, 1621 году в Дворцовом обиходе появляется торжественное рукописное богато иллюстрированное издание под заглавием «Книга о избрании на превысочайший Престол Великого Российского Царствия Великого Государя Царя и Великого Князя Михаила Феодоровича, всея Великия России Самодержца». В этом парадном тексте слово «избрание» по поводу соборного действа Великого Московского Собора 1613 года употребляется многократно и преимущественно. При этом надо сказать, что и термин «обрание» был знаком и понятен составителю «Книги...». Раза два или три он его употребляет, однако скорее как «синоним», хотя эти слова синонимами, конечно же, не являются.

Когда Самодержавная Царская Власть утвердилась и смута была окончательно одолена, под защитой Самодержавия дворцовые интриганы могли себе позволить подобную игру словами в своих интересах и ради своих амбиций.

В связи с моим разъяснением прошу только не валить вину за это отступление придворной знати от соборной терминологии на Святейшего Патриарха Филарета. То было обычное действие льстецов, данная «Книга о избрании...», в отличие от Утвержденной Соборной Грамоты 1613 года, никогда не была законодательным актом для России, это было подарочное издание и не более того. А вот Соборная Грамота и ныне является действующим Русским Законом. Поэтому совсем в ином положении, чем царедворцы 1620-х годов, находимся мы. И для нас выбор между понятиями «обрание», «обретение» и «избрание» относится к проблеме стратегического целеуказания. Словосочетание «обрание Царя» содержит цивилизационный код Русского Народа, наше грядущее...

Да поможет нам Бог!

Благодарю за внимание.

Февраль 2013 года

 

БИБЛИОГРАФИЯ

Грамата о избранiи Государя Царя Михаила Феодоровича на Всероссiйскиiй Престолъ, 1613 года, Маiя месяца // Древняя Россiйская Вивлiофика, или Собранiе древностей Российскiх, до Россiйскiя Исторiи, Географiи и Генеалогiи касающихся, издаваемая помесячно Николаемъ Новиковымъ. Ч. V. Месяц Септемврiй. СПб., 1774. С. 255-394.

Грамата о избранiи Государя Царя Михаила Феодоровича на Всероссiйскиiй Престолъ, 1613 года, Маiя месяца // Древняя Российская Вивлиофика, содержащая в себе: собрание древностей российских, до российския истории, географии и генеалогии касающихся, изданная Николаем Новиковым, членом Вольнаго Российскаго собрания при Императорском Московском университете, издание второе вновь исправленное, умноженное и в порядок хронологической по возможности приведенное. Ч. VII. 2-е издание СПб., 1788. С. 128-233.

Грамота утвержденная о единогласном избрании на Российский Престол Царем и Самодержцем Михаила Феодоровича Романова-Юрьевых. Маия 1613. // Собрание государственных грамот и договоров, хранящихся в государственной коллегии иностранных дел. Ч. I. М., Типография Н.С. Всеволожского, 1813. С. 599-643.

Утвержденная Грамота об избрании на Московское Государство Михаила Федоровича Романова. С предисловием С.А.Белокурова. М., 1906.

Памятники древней русской письменности, относящиеся к Смутному времени // Русская историческая библиотека. Т. 13. Л.: Изд. археограф, комиссии, 1925. 982 с.

Книга об избрании на Царство Великого Государя, Царя и Великого Князя Михаила Федоровича. М., 1856.

Вышковский А. О Грамоте Царю Михаилу Феодоровичу про избрание его на Всероссийский Престол и о выраженных в ней обязанностях русских подданных по отношению к Царской Самодержавной Власти. СПб., 1913.

Забелин И.Е. Минин и Пожарский. «Прямые» и «кривые» в Смутное время. 4-е издание. М., 1901.

Замятин Г.А. К истории Земского Собора 1613 года // Труды Воронежского Государственного Университета. 1926. Выпуск III. Педагогический факультет. С. 1-74.

Латкин В.Н. Земские Соборы Древней Руси, их история и организация сравнительно с западноевропейскими представительными учреждениями. СПб., 1885.

Маркевич А. Избрание на Царство Михаила Феодоровича // Журнал Министерства Народного Просвещения. 1891, Сентябрь-Октябрь.

Морозова Л.Е. Россия на пути из Смуты. Избрание на Царство Михаила Федоровича. М., Наука, 2005.

Платонов С.Ф. Вопрос об избрании М.Ф.Романова в русской исторической литературе // Журнал Министерства Народного Просвещения. 1914. № 9.

Тарановский Ф.В. Соборное избрание и власть Великого Государя в XVII веке // Журнал Министерства Юстиции. 1913. № 5.

Тихомиров Л.А. Учредительная грамота 1613 года // Московские Ведомости" №44 (22 февраля). 1913.

 

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

1. Re: «Обрание» или «избрание»?

Спасибо! Ухвачен истинный нерв русской ментальности. Я всегда испытывал дискомфорт от факта "избрания" на Царство династии Романовых. Коробила мiрская лотерейность их Богоизбранности. Этакая игра в кости с Фортуной, попахивающая серой. К сожалению мы не читаем первоисточников. А зря! Налицо подлая лингвистическая спецоперация против Российской государственности. Червь сомнения уже сотни лет точит русские души:-"А может власть в России вовсе не от Бога?" Казалось бы простая подмена слов, но кто теперь сумеет измерить психологическое значение этого извращения в крушении Российской Империи. В вещах сакральных мелочей не бывает. Еще раз спасибо автору за снятый с души камень.
Шмелев Михаил / 08.03.2013, 08:13
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Леонид Евгеньевич Болотин
Суд да дела Василия Бойко-Великого и Божий Суд
Часть вторая. Просьба молитвы об узнике
15.12.2024
Реформа языка в начале ХХ века стала диверсией против Великорусской культуры
Стоит ставить вопрос о законодательной охране Церковнославянского языка
07.12.2024
«Русские мыслители о судьбе и предназначении России»
Научно-практическая конференция. Часть 3
21.11.2024
Рождество Святителя Николая Чудотворца
Память 29 Июля / 11 Августа
10.08.2024
Все статьи Леонид Евгеньевич Болотин
400-летие дома Романовых
Все статьи темы
Последние комментарии
Золотой клинок Империи и «сабля Мазепы»
Новый комментарий от Анатолий Степанов
30.12.2024 19:51
Ладушки – нескладушки
Новый комментарий от Агафон
30.12.2024 19:39
Может ли еще Индия стать православною?
Новый комментарий от JG
30.12.2024 19:31
Рождённые в СССР
Новый комментарий от Vladislav
30.12.2024 19:23
Нотр-Дам перестала быть христианской церковью?
Новый комментарий от Человек
30.12.2024 19:08
Новый год встречает нас своею неопределённостью
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
30.12.2024 16:23
Борьба с Антихристом и Его Антицерковью
Новый комментарий от Владимир Николаев
30.12.2024 16:22