Страшилка для буржуев и урок коммунистам. И не только...

К 165-летию «Манифеста Коммунистической партии»

0
738
Время на чтение 9 минут

«Призрак бродит по Европе - призрак коммунизма», - так начинается «Манифест». Да, такой призрак по Европе действительно бродил, только он был далеко не одиноким. С большим размахом, производя большее впечатление на европейцев, бродил тогда по Европе и призрак социализма. Но не того социализма, за который нам сегодня выдают явление, не имеющего к нему никакого отношения, а социализма подлинного, отвечавшего реалиям жизни того времени, актуальной задаче экономического развития общества.

Много лет спустя, когда уже не было К.Маркса, Ф.Энгельс, объясняя, почему составители «Манифеста» остановились на призраке коммунизма и создали «Манифест Коммунистической партии», писал: «Мы не могли назвать его социалистическим манифестом», потому что социализм - это идея буржуазная, а коммунизм - пролетарская: «...социализм был буржуазным движением, коммунизм - движением рабочего класса» [1]. Однако коммунизм по своей сути не был пролетарской идеей, таковую из него сделали, и надо сказать, успешно, составители «Манифеста». Им очень хотелось увлечь пролетариат хоть какой-то антибуржуазной идеей, и они выбрали коммунизм, вложив в это понятие свое содержание.

В 1843 г., за пять лет до появления «Манифеста», в статье с характерным названием «Коммунизм» Михаил Бакунин говорит о коммунизме как идее, рожденной самим народом, подразумевая под народом «большинство, широчайшую массу бедных и угнетенных». Породил же коммунизм, считает он, «святой дух "Свободы, равенства и братства",.. открывшийся людям во времена французской революции». В «истинном коммунизме», отмечает Бакунин, заложена «божественная сущность христианства», а потому, согласно идее коммунизма и в прямом соответствии с «принципами самого христианства должно быть уничтожено все, что противится духу любви» [2].

Разделявших эти идеи и называли тогда коммунистами. После выхода «Манифеста», составителями которого, как отмечалось в преамбуле, были «коммунисты самых разных национальностей», коммунистами стали считать исключительно сторонников пролетарской революции.

Исторически сложилось так, что тогда в Европе среди «широчайшей массы бедных и угнетенных» самым многочисленным и активным борцом за идеалы «свободы, равенства и братства» был пролетариат. В этих условиях идея коммунизма естественно, даже можно сказать автоматически, становится пролетарской. Движение пролетариата при его казалось бы сравнительно узкой нацеленности на борьбу против эксплуатации, за справедливую оплату труда являлось и движением «в интересах огромного большинства», также страдавшего от несправедливого устройства жизни буржуазного общества. Так из общечеловеческой идея коммунизма становится пролетарской.

Критика буржуазного общества, сложившихся в нем института частной собственности, производственных отношений, морали и т.п., прозвучавшая в «Манифесте», была бесспорно справедливой и, как нетрудно убедиться, сохраняет свое значение и по сегодняшний день. Но выход из сложившегося положения составители «Манифеста» видели только один, - революция, в ходе которой уничтожалась частная буржуазная собственность на средства производства и сама буржуазия, а пролетариат завоевывал политическую власть.

Социализм предлагал другой выход: замену частной собственности на коллективную, при этом владельцами (собственниками) средств производства (фабрик, заводов и т.д.) становились сами рабочие. Они переставали быть наемными работниками, делались хозяевами (собственниками) предприятий, - т.е. буржуями. В результате устранялось противоречие между трудом и капиталом, у работников-собственников появлялась материальная заинтересованность в результатах своего труда, начинало расти их благосостояние, что неизбежно должно было привести к подъему экономики, все атрибуты которой (рынок, конкуренция и т.п.) оставались неизменными. Это был путь эволюционного развития буржуазного общества, способный, как полагали социалисты, обеспечить «свободу, равенство и братство» для всех обездоленных и угнетенных.

Социализм предполагал сделать всех буржуями. Энгельс был прав - это действительно была идея буржуазная, составители же «Манифеста» предлагали решительно, раз и навсегда, покончить с буржуинством.

Согласно «Манифеста» после победы пролетарской революции не будет буржуев-капиталистов, капитал станет собственностью «всех членов общества», «все орудия производства» будут «централизованы ... в руках государства, т.е. пролетариата», «всё производство сосредоточится в руках ассоциации индивидов... На место старого буржуазного общества с его классами и классовыми противоположностями приходит ассоциация, в которой свободное развитие каждого является условием свободного развития всех».

Картина поистине замечательная и впечатляющая. Если бы не одна «маленькая» деталь. Но именно в деталях, как говорится, и кроется «дьявол»...

Вот пролетарии взяли власть в свои руки, получили в собственность «все орудия производства». А дальше что? В «Манифесте» нет ни слова о том, кто и как будет налаживать и организовывать жизнь нового общества, «ассоциаций индивидов», обеспечивать «условия свободного развития всех».

Орудиями (средствами) производства, т.е. фабриками, заводами и т.д., станут владеть «ассоциации индивидов». Таких «ассоциаций» будет не один миллион и каждая из них будет состоять из вчерашних пролетариев, работников наемного труда, у которых, по утверждению составителей «Манифеста», за душой, да и на уме, «кроме цепей», ничего нет. Как они станут организовывать работу своих предприятий? Кто будет координировать их деятельность, определять, планировать сколько и каких продуктов, предметов, вещей и т.д. каждая из «ассоциаций» должна выпускать, чтобы хватило на всех «индивидов», для жизни и «свободного развития каждого» из них? Как и каким образом «индивиды» всем этим будут обеспечены? Ответы на эти вопросы «Манифест» не дает.

Хотели или не хотели того его составители, но из не сказанного там следовало, что после победы пролетарской революции мир ожидает хаос. Не спасало положение и заявление, что предварительно в руках государства должен «централизованно» находиться весь транспорт и значительно увеличено число «государственных фабрик». Но все эти заботы возлагались на плечи буржуазного государства, которое само в ходе пролетарской революции подлежало уничтожению вместе с его создателем - буржуазией.

Все равно выходило, что победоносная пролетарская революция первым делом принесет человечеству не освобождение от власти и пут капитала, не «свободу, равенство и братство», а всеобщую разруху и хаос. Никаких представлений о том, что потребуется делать, чтобы избежать хаоса, у составителей «Манифеста» не было. Их сжигала «святая» ненависть к буржуазии и тешило сознание того, что перед тем, как наступит «господство пролетариата», буржуазия будет уничтожена. А что дальше, чем обернется неизбежный хаос для самих пролетариев, о том составители «Манифеста» даже не задумывались.

«Манифест» был адресован не столько рабочим, сколько буржуазии. Именно ей, и прежде всего ей, составители давали понять, что, если она не умерит свои аппетиты, жажду наживы, не поделится с наемными работниками частью своих доходов, не улучшит их материальное положение, условия труда, жизни и быта, то в обозримом будущем ее ожидает революция и «насильственное ниспровержение всего существующего общественного строя», созданного самой буржуазией. И завершается-то «Манифест» прямой угрозой-предупреждением: «Пусть господствующие классы содрогаются перед Коммунистической Революцией».

Воодушевив пролетариат перспективой исторической неизбежности их победы над своими угнетателями, «Манифест» ничуть не напугал саму буржуазию, которая продолжала вести себя так, как и вела. Лишь пример Октября 1917 г. заставил ее, хотя и не сразу, прислушаться к угрозе, прозвучавшей в «Манифесте», и пойти навстречу наемным работникам.

А вот Советской России, создатели которой не обратили внимание на «дьявола», заложенного в «Манифесте», после победоносной «пролетарской революции» пришлось на себе испытать все, о чем умолчали составители страшилки для буржуазии: ужасы гражданской войны, разруху и хаос. И чтобы хоть как-то наладить жизнь, победители вынуждены были вернуться к атрибутам «ненавистной» буржуазной экономики: частной собственности, концессиям, конкуренции, рынку, ввести НЭП, пригласить из-за рубежа буржуазных спецов для налаживания работы заводов и фабрик, возродить буржуазные производственные отношения и т.д.

Но «Манифест» поучителен для нас не только этим.

Известно, что каждая власть, каждое общественное и политическое движение старается содержание основных понятий подогнать под свои цели и задачи. Составители «Манифеста» не исключение. Так они поступили с понятием о социализме.

Социализм, как было отмечено выше, содержал идею эволюционного развития буржуазного общества. Она была распространенной и достаточно привлекательной, представляя реальную альтернативу коммунизму - идее пролетарской революции. И составители «Манифеста» решили наполнить понятие о социализме другим содержанием, лишив его тем самым статуса руководства к действию.

Они перевели его в разряд социальных учений, предшествовавших коммунизму, и все социальные учения назвали социалистическими, благо это нетрудно было сделать: и «социалистическое» и «социальное» восходили к одному латинскому socialis. Так появились понятия «феодальный социализм», «мелкобуржуазный социализм», «консервативный, или буржуазный социализм», «критически-утопический социализм и коммунизм».

Однако феодальные и мелкобуржуазные социальные учения вообще никакого отношения к социализму не имели, потребность в котором возникла в обществе лишь в XIX в., в буржуазную эпоху, в период обострения противоречий между трудом и капиталом. «Буржуазный социализм» вообще нонсенс, так как идея социализма уже при своем рождении являлась буржуазной и другой просто быть не могла и не может.

Объединение же «критически-утопического социализма» (под который подвели все социальные учения эпохи капитализма, а впоследствии назвали просто «утопическим социализмом») и «коммунизма» - понятий, ставших отражением несовместимых по своей природе явлений, не прошло бесследно. Такое объединение в дальнейшем сыграло, с одной стороны, неприглядную роль в истории общественной мысли, когда социализм стали прямо отождествлять с коммунизмом, именуя последний еще и «научным социализмом». А с другой стороны - роковую, когда, в очередной раз исказив понятие о социализме, стали считать его первой фазой коммунизма и претворять в жизнь. Что из этого вышло хорошо известно...

Однако человечество продолжает жить мечтой об обществе, в котором получит подлинное воплощение «свобода, равенство и братство» и будет «уничтожено всё, что противится духу любви», и надеется, что оно когда-то возникнет. Но чтобы стало ясно, оправданы ли такие надежды, возможно ли такое общество, есть ли к нему пути и если есть, то какие и как по ним следует идти, необходимо разобраться в подлинной сущности и содержании таких основных понятий, как капитализм, социализм, коммунизм, демократия, либерализм, которые сегодня искажены до неузнаваемости.

Ведь понятия, это не только ступени познания действительности и инструмент ее познания, но и руководство к действию. И ложные понятия ведут государства и народы по ложному пути. Судьба СССР наглядное свидетельство того, к чему приводит создание в отдельно взятой стране общественно-экономической жизни, основанной на понятиях, содержание которых не отвечает сущности познаваемых ими явлений. Сначала все, что у нас делалось, называли «социализмом», затем «развитым социализмом», хотя построенное в СССР за семьдесят лет даже отдаленно не напоминало социализм. Потом стали внедрять у нас «демократию», не понимая, что это такое и что на Западе, с которого стали брать пример, демократия существовала только на муниципальном уровне, а на других уровнях ее вообще нигде и никогда не было, хотя государства и назывались «демократическими».

Всё то, что произошло с СССР и происходит у нас сейчас - это элементарная месть понятий. Они не любят, когда ими манипулируют в угоду той или иной власти, отрывая их содержание от природных им предметов и явлений.

Отмечая очередной юбилей «Манифеста», надо сказать, что он сохраняет свое значение страшилки для буржуев и будет его сохранять, пока существует классическое «буржуинство» и его детище - коррупция. И будет продолжать служить наглядным уроком тем, кто, прельщая человечество светлым будущим, не задумывается о том, что нужно делать, чтобы оно не начиналось с погружения во тьму разрухи и хаоса, как это наблюдалось у нас после 17-го и 91-го годов.

 

Александр Сергеевич Курилов, доктор филологических наук, гл. научный сотрудник ИМЛИ РАН

 

Примечания:

[1] Маркс К. и Энгельс Ф. Сочинения. Т. 21. М., 1961. С. 366, 367.

[2] К справедливому обществу: Идеи, проекты, теории на Западе и в России. М., 2011. С. 471, 472, 474.

 

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

2. В принципе у нас все есть.

Самое удивительное то,что все необходимые понятия для выражения Правды у нас есть. Вопрос даже не в выработке этих понятий,а в нахождении механизма "бритвы Оккама" для этого.
Бондарев Игорь / 21.02.2013, 23:04

1. Re: Страшилка для буржуев и урок коммунистам. И не только...

Как и что и чем у нас называли- (социализмом, коммунизмом и пр.)- не имеет отношения ни к манифесту, ни к мировому рабочему движению. А часто даже и к здравому смыслу. Главное в другом. 1- Любая теория есть инструмент, которым можно и создать и разрушить. Если автор думает, что теория- это заклинание, которое возводит замки и города из воздуха- он ощибается. 2- Говорить о компартии, как о выразителе рабочего движения в стране, где рабочие не способны к самоорганизации (как и патриоты и христиане и пр.)-довольно глупо. Маркс и Энгельс вели речь в своём Манифесте не о России, а о цивилизации Запада.
ortodox / 21.02.2013, 10:25
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Александр Сергеевич Курилов
Месть понятий
О социализме
05.03.2014
Все статьи Александр Сергеевич Курилов
Последние комментарии
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
23.11.2024 21:12
Мавзолей Ленина и его прообразы
Новый комментарий от Павел Тихомиров
23.11.2024 20:47
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский Иван
23.11.2024 19:52
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
23.11.2024 19:31
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от влдмр
23.11.2024 16:54
Еще один шаг в сторону разрушения семейных устоев
Новый комментарий от Рабочий
23.11.2024 16:06