Игумен Савва Рукумийкий, смиренный свидетель Царства Божиего

Сербские духовники ХХ века

0
493
Время на чтение 7 минут

Родился в 1907 году в местечке Кленовник под городом Пожаровац от родителей Милана и Живки Огнянович. На Крещении нарекли его Владимиром. Усердно трудился как столяр и пчельник, а когда присоединился к Богомольческому движению, трудно было найти кого-то усерднее в посте, молитве и покаянии. Женился на Петрии и родились у них в браке два сына и дочь. Случилось так, что Петрия разболелась и была уже при смерти.  Тогда с Владимиром Огняновичем произошло чудо, которое направило его к ещё более усердному служению Христу.

Его сын Бранислав Огнянович рассказывал:

«Когда моя мать уже настолько ослабла, что мы ожидали её скорой смерти, нашему отцу было жаль её и нас, ведь мы были ещё маленькими, один другому до уха. Отец уже приготовил посмертную одежду для неё, положил рядом на кровать, а сам пошёл в другую комнату и стал молиться перед иконой нашей славы, свт. Николаю, чтобы Бог помиловал нашу семью. Тут он впал в лёгкий сон и рассказывал потом, что будто он вошёл в какую-то дальнюю комнату и увидел там послушницу.

Он спросил её, когда придёт свт. Николай, а она ему в ответ:

«Подожди немного». 

Спустя некоторое время появилась дивная светлость, сначала размером с точку, потом всё больше и больше - красота неописуемая. Приходит свт. Николай и спрашивает:

«Что ты хотел от меня?»

Мой отец ему и говорит:

«Не забирай у меня жену и не оставляй моих детей наполовину сиротами».

Свт. Николай улыбнулся и произнёс:

«Не буду забирать у тебя жену. Вот тебе кусочек хлеба, будешь его есть отныне и до весны».

Хлеб был таким вкусным, что мой отец подумал:

«Что же ещё хлеба не дал мне?»

Вернулся отец в комнату и увидел, что наша мать встала и чистит плиту.  Мать дожила до 94 лет, то есть прожила с тех пор ещё 60 лет».

Отец Савва позднее говорил: «Рай - это именно та красота, что я видел. Глаза болят, не могу теперь смотреть ... Посмотрю на Востока - а Рай открывается, как веер расширяется, я очи долу... На Запад тоже, и на Север, и на Юг тоже. Не могу смотреть на Рай - сияет!»

Как супруга окрепла, они договорились, чтобы Владимир принял монашеский постриг в знак благодарности Богу, но только когда дети встанут на ноги. Перед Второй мировой войной будущий рукумийский подвижник руководил строительством церкви в селе Кленовник. Как мирянин был одарён от Бога мудростью и благодатью, так что мог утешать приходящих к нему людей.

Мирянин Благое Костич из Дрмна, узнавший Владимира Огняновича в 1932 году, рассказывал:

«Моя дочь Нада, рождённая в 1930 году,  в шесть лет разболелась, сильно похудела. Молитвы мои Господь не услышал, пошёл я к аптекарю в Пожаровац за лекарствами, это было  где-то накануне Праздника Первоверховных Апостолов Петра и Павла в 1936 году. Аптекарь посоветовал отвести дочь к специалистам, но всё-таки приготовил какое-то лекарство и дал мне. Пришёл я домой, дочь моя Нада лекарств не приняла, не хотела  ни есть, ни пить. Пошёл я тогда к брату Владимиру в Кленовник и рассказал ему о дочке. Тогда в Кленовнике должны были начать строить церковь. Он мне предложил внести пожертвование на строительство храма и добавил, что за это дочь моя выздоровеет сразу, как только домой приду. Я пообещал дать на строительство церкви 80 кирпичей. Владимир записал это в тетрадь, а я отправился домой с тревожным чувством. Прихожу и вижу, как моя дочь играете на кровати в куклы, здоровая и весёлая. Позднее Нада выросла, вышла замуж и родила сына и дочь».

Накануне Второй мировой войны  построили церковь в Кленовнике и пригласили на освящение Владыку Николая Велимировича. Владыка Николай тогда на проповеди обращался к народу с призывом беречь веру Православную. Благословил брата Владимира до ухода в монастырь петь на клиросе в церкви и работать церковником. Владимир строго выполнял свои обязанности, был очень ответственным.

До того как ушёл в монастырь Рукумия, умерла его тёща. Владимир пригласил отслужить панихиду на её могиле иеромонаха Игнатия  из монастыря Святого Наума. Отец Игнатий не хотел взять денег за панихиду и Владимир сомневался, принята ли молитва  Богом, если он не пожертвовал денег за службу. 

Явилась ему тёща с того света и говорит:

«Бог в помощь».

Владимир ей в ответ:

«И тебе помоги, Господи. Как ты проходишь мытарства?»

Тёща отвечает:

«Благодарю за панихиду, молитва твоя принята и свечи, что ты зажигал на панихиде, приняты. Мытарства легко прохожу. Те большие грехи, что исповедала священнику, мне не поминаются. Отвечаю за мелкие прегрешения, в основном за празднословие и божбу, когда поминала имя Господа всуе. А так у меня есть добрые дела, они покрывают многое».

Улыбнулась и в сопровождении двух Ангелов отправилась на Восток.

В 1958 году по благословению духовника из Хиландара протоигумена Михаила и Браничевского епископа Хризостома пришёл Владимир в монастырь Рукумия, что около села Кленовник, там находятся мощи святой Елицы (рука), которую родной брат по наговору злой жены привязал за хвосты к лошадям и разорвал на части.

Храм был  старый, а при храме находилось одно полуразрушенное здание. Здесь на Праздник Воздвижения Креста Господня Владимир принял монашеский постриг с именем Савва; на Богоявление был рукоположен во иеродиакона, а в День Святого Саввы 1959 года - в иеромонаха. Тогда же был поставлен и старейшиной монастыря Рукумия.

В 1963 году епископ Хризостом дал Отцу Савве игуменский чин за то, что в короткий срок с Божьей помощью построил монастырские помещения, колокольню и ограду, ввёл строгий монашеский устав и монашеское Богослужебное правило, а также привлёк народ к этой святой обители.

Духовный сын отца Саввы иеромонах Симеон говорит:

«Игумен Савва был великим покаянником, слёзным молитвенником, строгим постником, милостивым слугой Божиим, был трудолюбив как пчела и духовно искусен в борьбе с духами злобы поднебесной. Полных 30 лет отец Савва ежедневно служил вечерние и утренние службы и Святую Литургию с выниманием частиц за живых и мёртвых. Почти ежедневно к нему приходили тяжелобольные люди, о которых он молился и которых наставлял на верный путь. Те, кто слушал его наставления, выздоравливали».

Отец Симеон вспоминал, как приходила в монастырь женщина лет 50 с маленьким ребёнком, родившимся по молитвам отца Саввы. Отец Савва наставлял всех соблюдать посты в среду и пятницу, а также все длительные посты в течение года, приступать к Святым Таинства Исповеди и Причащения. Интересовался, если имеется чьё либо проклятие на человеке. Если имелось, то он наставлял просить прощение у того, кто произнёс проклятие, если человек уже мёртв, то советовал сходить к нему на могилу и трижды положить поклон с просьбой о прощении. Однажды к отцу Савве пришла молодая женщина, которой врачи советовали сделать аборт по причине проблемы у нее и мужа резус-фактора, спрашивала она отца Савву, что делать, так как не хотела убивать чадо в утробе. Отец Савва спросил, имеет ли она детей? Женщина ответила, что у нее есть сын. Отец Савва спросил, желает ли она иметь дочь? Женщина ответила утвердительно.

Отец Савва сказал ей:

«Иди домой и ни о чём не безпокойся».

Через определённое время у той женщины родилась здоровая дочь, и потом она родила троих здоровых детей.

Отец Савва читал молитвы на изгнание злых духов из людей. Брат З. из окрестностей монастыря Рукумия был спортсменом и очень сильным человеком. В него вселилась некая злая сила, которая толкала его на ходу. Отец Симеон видел, как  молодой человек подходил приложиться к иконам и будто его кто-то толкал вправо. Несчастный совершал крестное знамение и с трудом прикладывался к святыне. После этого он сел на стул, отец Савва дал ему на целование крест, положил на голову епитрахиль и начал читать молитвенное последование - молитву свт. Василия Великого, псалмы 16, 67 и 50 на церковно-славянском языке, затем покаянный канон Господу Иисусу Христу (молодой человек при этом имел судороги), затем ещё шесть молитв свтт. Василия Великого и Иоанна Златоуста. Отец Савва читал равномерно, ни быстро, ни медленно. Брата З. трясло, и он время от времени совершал крестное знамение. По завершении молитвы и каждения, поцеловал крест, епитрахиль и руку отца Саввы. С тех пор стал другим человеком, мирным и размеренным в движениях. Демонская сила отступила.

Отец Савва непрестанно творил Иисусову молитву. Вёл борьбу с демонами. Молитве так поучал:

«Немного задержи дыхание и ощути, как бьётся твое сердце, и тогда в такт работы сердца произноси молитву».

Бывало, демоны ему являлись к 9 вечера. Он совершал обычно крестное знамение и на третий раз они исчезали. Видел и целые орды злых духов, как проходили мимо монастыря по направлению к городу, к столице, где находятся власти.

Отец Савва часто окроплял келию Богоявленской водой. Однажды рассказывал, как покойная игуменья Ангелина явилась к нему ночью и исцелила его больные почерневшие ноги, как подошла к кровати, провела рукой по одной ноге, вытащив некую тёмну массу, и по другой тоже, скомкала ту массу, бросила на север и удалилась. После этого отец Савва прожил ещё несколько лет.

Отец Савва причастившись, тихо и радостно упокоился накануне Пятидесятницы в Троицкую родительскую субботу 25 мая 1991 года. Отпевал игумена Савву Владыка Браничевский Савва с десятком священников в присутствии многочисленных духовных чад.

Димитриевич Владимир, книга «Без Бога ни до порога»

Перевод Екатерины Василевич

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Владимир Димитриевич
Четыре Сербских клятвы
Вместо поздравления с Рождеством, накануне Сербского* Нового 2024 года
09.01.2024
Киево-Печерская лавра – русский Иерусалим
Беседа сербского писателя с греческим дипломатом и экономистом
27.02.2023
С верой во Христа против сатанистов
О патриархе Германе, Македонском расколе и будущем Православия
26.11.2022
Все статьи Владимир Димитриевич
Последние комментарии
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
23.11.2024 21:12
Мавзолей Ленина и его прообразы
Новый комментарий от Павел Тихомиров
23.11.2024 20:47
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский Иван
23.11.2024 19:52
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
23.11.2024 19:31
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от влдмр
23.11.2024 16:54
Еще один шаг в сторону разрушения семейных устоев
Новый комментарий от Рабочий
23.11.2024 16:06