Любовь постмодернизма и вечные муки

Учение об апокатастасисе сегодня

Богословский спор о вечности или конечности посмертных мук  Проблемы церковной жизни 
0
4262
Время на чтение 12 минут

Как совместить любовь и страх? Вечные муки и вечную любовь? Радость одних и, в то же время, боль иных. На эти и сродные по теме вопросы пытался ответить в своей статье «Всех православных - с Днем Сурка!» протоиерей Димитрий Струев. Статья вышла более философской, чем богословской, но поставлены важные вопросы, давайте посмотрим и проанализируем ответы о.Димитрия.

 

I.      Любовь не может этого понести

Именно эту фразу преп. Силуана, о. Димитрий берёт на знамя своей статьи (и своего учения). Но преп. Силуана мы коснёмся отдельно. Сейчас же разрешите рассмотреть сам концентрат «учения о любви», выразителем которого явился о. Димитрий, и которым пропитана вся статья.

Первый тезис автора можно обозначить так: человек не сможет находиться в блаженном состоянии, зная, что его любимые где-то мучаются (пример с матерью и сыном самоубийцей), мол этого любовь не сможет понести, ведь: «любовь, по слову апостола, никогда не перестает». Свою позицию о. Димитрий пытается выразить словами преп. Силуана: « Преподобный не утверждал, что Бог должен обязательно всех спасти. Он вообще в этих словах не говорит о «долженствовании» Бога. Он лишь свидетельствует, что та любовь, которую дал ему Бог, не может понести чьих-то мучений».

Вторым тезисом идёт мысль, что спасутся всё же не все, ведь идея спасения всех: «противоречит принципу свободной воли человека».

Казалось бы, о. Димитрий всем угодил - и консерваторам, не отрицая вечности мучений, и либералам, говоря, что любовь этого понести не сможет. Но логический вывод, который следует из построенной о. Димитрием системы получается ужасным. Выходит, что человеческая любовь (которая по определению несовершенна) понести вечных мучений не может, а Божественная Любовь (совершенная) допускает их. В результате получается, что человеческая любовь выше Божественной. Придерживаясь такой точки зрения, мы себя выставляем любвеобильней Бога. Об этом и свт. Феофан говорит: «Но когда такое определение постановил сам Господь, - всеблагий и всемилостивый, то уместно ли как бы в лице говорить Ему: «Быть не может, это противно Твоей благости?» Как будто бы Он говорил не знать что? Разве Он переставал быть благим, когда изрек сие? Конечно, нет. А если не переставал быть благим, то нет сомнения, что такое определение совершенно согласно с Его благостью. Ибо Бог никогда ничего не делает и не говорит, что было бы противно Его свойствам. Для детской веры этого объяснения совершенно достаточно. И я на нем покоюсь более, нежели на каких-либо других разъяснениях, что и вам советую».

Весьма поучительную притчу о бытии двух родственников в аде и рае, предложил Сам Господь. Ведь богач, попавший в ад, является родственником Аврааму и святой праотец питал к погибшему грешнику теплые отеческие чувства, как об этом свидетельствует и свт. Игнатий Брянчанинов: «С кротостию, смирением и любовию отвечает Авраам адскому узнику. Он не осуждает осужденного Богом, преданного вечной муке; не уклоняется от беседы с ним; нe отрекаясь от родства по плоти, называет его сыном; не обличает его, но только напоминает о образе земной жизни, послужившем причиною вечного блаженства для одного, вечного мучения для другого. Говорит Авраам о неизменяемости загробных состояний, не присовокупляя никакого объяснения - это установление Божие, не подлежащее суду человеческому, принимаемое верою, вполне ясное для единого Бога». Как видно, свт. Игнатий полностью согласен со свт. Феофаном, в том, что праведники «един дух суть с Господом». Но свт. Игнатий даже не пытается обьяснить, как такое возможно, он просто принимает Божественную реальность на веру.

 

II.    Вечные муки и преп. Силуан Афонский

У преп. Силуана есть известная фраза: «Любовь не может этого понести». Её часто выдёргивают из контекста, но давайте обратимся к тексту жития, написанного архим. Софронием (Сахоровым):

«Помним его беседу с одним монахом-пустынником, который говорил: - Бог накажет всех безбожников. Будут они гореть в вечном огне. Очевидно ему доставляло удовлетворение, что они будут наказаны вечным огнем. На это Старец Силуан с видимым душевным волнением сказал: - Ну, скажи мне, пожалуйста, если посадят тебя в рай, и ты будешь оттуда видеть, как кто-то горит в адском огне, будешь ли ты покоен? - А что поделаешь, сами виноваты,- говорит тот. Тогда Старец со скорбным лицом ответил: - Любовь не может этого понести... Нужно молиться за всех.

И он действительно молился за всех; молиться только за себя стало ему несвойственным.»

фрескаОбычно из этого рассказа берут только одну фразу: «Любовь не может этого понести», и относят её к пакибытию. Но данная фраза относится к настоящей земной жизни, в которой нас Господь призвал молиться за обидчиков, за врагов и за грешников (Лк. 6:28). И св. старец Силуан следовал этой заповеди: «И он действительно молился за всех». Но после страшного суда праведники примут окончательное суждение Праведного Судии, и уже не будут ходатайствовать перед Ним, преп. Ефрем Сирин говорит об этом: «Тогда-то грешники увидят, что они совершенно оставлены, что всякая надежда для них погибла, и никто не может помочь им или ходатайствовать за них. Тогда-то, в горьких слезах, рыдая, они скажут: "О, сколько времени погубили мы в нерадении, и как обмануло нас наше ослепление! Сам Бог говорил через Писание, и мы не внимали; здесь вопием, и Он отвращает от нас Лице Свое... За минутное удовольствие мы терпим мучение; за нерадение осуждаемся в огонь неугасаемый. Ниоткуда нет нам помощи, всеми оставлены мы - и Богом, и святыми. Для покаяния нет уже времени, и от слез нет пользы. Воззвать бы нам: спасите нас, праведные! Спасите, апостолы, пророки, мученики! Спаси, Честный и Животворящий Кресте! Спаси и Ты, Владычица Богородица, Матерь Человеколюбца Бога! Вопиять бы нам так, но уже не услышат нас; а если и услышат, что пользы? ИБО - КОНЕЦ УЖЕ ВСЯКОМУ ХОДАТАЙСТВУ. В таких терзаниях безотрадного мучения грешники будут отведены в геенну огненную, где червь их не умирает и огонь не угасает (Мк. 9, 48)». И фраза «Любовь не может этого понести», также относится к настоящему времени, а точнее - к конкретной ситуации, когда монах-пустынник уже в этой жизни предвкушал наслаждение муками иных. И именно на данную мысль последовал совершенно конкретный ответ преп. Силуана, «Любовь не может этого понести», т.е. ты не стяжал любви, если с упоением ожидаешь мучения иных людей, в краткой земной жизни необходимо молиться за спасение всех людей.

 

III.  Учение о вечных муках и духовно-нравственный выбор

Свт. Марк ЭфесскийСвт. Марк Эфесский, участвовавший в Ферраро-Флорентийском соборе и представлявший на нём Антиохийскую и Иерусалимскую Церкви, а также являющийся виднейшим членом делегатов от Константинопольской Церкви, сказал: «учение это о восстановлении и конце вечного мучения... было запрещено и предано анафеме святым Пятым Вселенским Собором, как производящее расслабление душам и делающее беспечных еще более беззаботньми, поскольку они ожидают, что когда-то будет освобождение от мучений и обещанное восстановление. <...>Но Пятым Вселенским Собором такое мнение (о конечности мучения) признано из всех учений наиболее бесчеловечным, и, как причиняющее вред Церкви и как ослабляющее старательных, предано анафеме». Давайте попробуем резюмировать мысль свт. Марка. Учение о том, что муки конечны: бесчеловечно, расслабляет, делает беспечными, причиняет вред Церкви и расслабляет старательных.

 

О. Дмитрий в своей статье пишет: «Но тот, кто говорит, что бесконечность или не-бесконечность мучений как-то может повлиять на чей-то нравственный выбор - грешить или грешить - по-моему, вообще не понимает, о чем говорит», а также, мысль «что надежда на конечность мук расслабляет желающих грешить» основана «на отсутствии даже очень условного представления о том, что такое ад». Получается свт. Марк, представлявший несколько Церквей на соборе, вообще не понимал, о чем говорил, и даже условно не представлял, что такое ад.

 

IV. Учение о вечных муках и духовные степени восхождения

 

Далее у о. Дмитрия мы читаем: «Да и вообще воспитывать в ком-то христианскую нравственность с помощью запугивания адом - занятие неблагодарное. Я никогда не понимал, как можно полюбить Бога только из страха перед адом» и следом: «Заодно уж дерзну поколебать «святая святых» традиционного благочестия - афоризм «помни последняя своя, вовек не согрешишь». Не понимаю. Понимаю вот что: помни о присутствии любящего Бога, взошедшего на крест ради того, чтобы ты не достался ненавидящим и Его и тебя мерзким сущностям - и не захочешь делать того, что в угоду им и в мерзость Ему. А умрешь сегодня или через полвека - какая разница? Что меняет здесь тема близости времени ответа? »

Дело в том, что фраза: «помни последняя своя, вовек не согрешишь» отнюдь не афоризм, а богодухновенные слова св. Писания (Сир. 7, 39). Этими словам пропитана вся православная аскетика.

В зависимости от духовного преуспеяния человека, свв. отцы различали три степени восхождения его к Богу. Это состояния раба, наёмника и сына. Раб работает из страха вечных мучений, наёмник из-за награды, а сын по любви к Отцу. О. Димитрий в своей статье предлагает всем прыгнуть через первые две ступени, и сразу войти в состояние сыновства. Но возможно ли это? Преп. авва Дорофей так не считает: «Невозможно достигнуть совершенного страха(т.е. сыновьего - страха, обидеть Отца, - прим.автора, диак. К.А.), если кто прежде не приобретает первоначального (страха наказания и мучений, - прим. автора, диак. К.А.)... Первоначальный страх свойствен нашему душевному состоянию. Он сохраняет душу от всякого зла, как полировка медь...Итак, если кто уклоняется от зла по страху наказания, как раб, боящийся господина, то он постепенно приходит и к тому, чтобы делать благое добровольно, и мало-помалу начинает, как наёмник, надеяться некоторого воздаяния за свое благое делание».

Конечно же никому из нас не нравится состояние раба, т.к. это несколько унизительно, мы считаем, что это состояние давно пройдено и мы находимся в состоянии сыновства. Но интересно, что древние отцы-подвижники долгие годы считали себя недостойными называться и рабами. Подтверждение этому находим в их творениях:

ЛествицаПреп. Иоанн Лествичник говорит: «Воспоминание о вечном огне каждый вечер да засыпает с тобою, и вместе с тобою да восстает: и леность никогда не будет обладать тобою во время псалмопения». Давая же совет по окормлению молодых братий, он говорит: «Юных же, которые удручили души свои грехами, убеждай к воздержанию, приводя им на память вечную муку». Преп. Иоанн Мосх пишет: «брат пришел однажды в лавру аввы Герасима к игумену авве Александру. «Авва, - сказал гость, - я желаю удалиться из своего настоящего местопребывания, потому что очень скучаю». «Верный знак, - отвечал авва Александр, - что ты вовсе не думаешь ни о вечных мучениях, ни о Царстве Небесном. Иначе тебе не было бы скучно». И далее он же пишет: «Один брат посетил авву Олимпия в лавре аввы Герасима, что близ св. Иордана. «Как можешь ты переносить столь сильный зной и такое множество насекомых?» - спросил брат старца. «Я терплю насекомых (скнипы), чтобы избежать неусыпающего червя, равным образом переношу и зной, боясь огня вечного. Все это временно, а то - не имеет конца», в ином рассказе: «Брат спросил старца: что мне делать, отец? меня убивает срамный помысл. Старец говорит ему: когда мать захочет детище свое отнять от молока, прикладывает к сосцам своим горький морской лук. Младенец по обыкновению припадает к груди сосать молоко, но по причине горечи отвращается от нея. Так и ты, если хочешь, положи на мысль твою горечи. Брат спросил его: какая это горечь, которую мне должно положить? - Памятование о смерти и мучениях в будущей жизни, сказал старец» и продолжает: «Отцы сказали, что человек приобретает страх Божий, если имеет память смерти и память мучений; если каждый вечер испытывает себя, как он провёл день, и каждое утро, - как прошла ночь».

 

последняя свояВыходит, что истинные практики духовной жизни считали весьма полезным упражнением ежедневное воспоминание о вечных муках, о дне исхода своего, ведь если будешь помнить «последняя своя», т.е. ежедневно совершенно реально осознавать свой день, как последний день перед Страшным судом, то по-иному начнёшь жить.

 

IV.  Как это будет?

Как и в прежней статье «Спасутся ли православные активисты?»,  о. Димитрий продвигает идею агностицизма по отношению к вечным мукам. Посмотрим, что он пишет: «Мы приняли знание о бытии Божием вне времени. Поэтому логично принять, что усыновленные по благодати Господом взамен бытия в нынешнем пространственно-временном измерении получают иное бытие в Боге, которое уж никак не может быть ущербным по сравнению с нынешним. Но каким будет иное бытие вне времени и без Бога? Можно, конечно, погадать об этом». О. Дмитрий фактически говорит, что после Страшного суда Праведники обретут бытие вместе с вечным Богом, поэтому они будут иметь жизнь вечную, а грешники будут вне вечного Бога, поэтому о их участи и бытии автор не желает говорить, но решает быть не ведающим - агностиком.

 

            Весьма странно, что о. Дмитрий забыл одну известную фразу из Писания: да будет Бог все во всем (1Кор. 15:28). Воскресив наши тела, Бог своей благодатью будет пронизывать все человеческие существа, только одним этот свет будет доставлять радость, а иных попалять, так свт. Марк Эфесский пишет: «праведникам огонь будет дан в удел, как свет, а грешникам - как горение для ощущения более страшной муки, как и сказано Давидом: «глас Господа, пресекающего пламень огня»«. А так как Бог вечен и Его Благодать вечна, то и мука, получается, будет вечная, и это необходимо принять, как и прочее откровение, ибо от Господа мы получили знание не только о бытии праведников после суда, но и о бытии грешников.

 

V.    Что же было осуждено на V Вселенском соборе?

Сторонники современного модернистского учения об апокатастасисе говорят, что на V Вселенском соборе осужден всеобщий апокатастасис (всеобщее восстановление) именно Оригена, неразрывно связанный с его учением о предсуществовании душ. А мол, учение об апокатастасисе в отрыве от философских наслоений предсуществования и циклического восстановления не осужден и даже свт. Григорий Нисский говорил о спасении всех.

Что мы на это можем возразить?

Во-первых, анафематизмы хотя и осуждают учение Оригена и оригенистов, но каждый анафматизм существует вполне самостоятельно. Именно такое самостоятельное существование и отражает 9-й анафематизм реципированный Церковью: «Кто говорит или думает, что наказание демонов и нечестивых людей временно и что после некоторого времени оно будет иметь конец, или что будет после восстановление демонов и нечестивых людей, - да будет анафема»

            Но что может подтвердить правильность нашей мысли? Конечно же, это осмысление св. отцами деяний V Вселенского собора.

Преп. Иоанн Дамаскин пишет в трактате о Правомыслии: «Отрицаю также и оригеновы выдумки: предсуществование душ, их нелепое переселение и чуднόй (τερατώδης) апокатастасис. Так мыслю и истинно исповедую и молюсь, чтобы с этой верой предстать пред страшным судилищем Христовым». Мы видим, что преп. Отец анафематствует не просто учение Оригена в целом, а отрицает каждую его составляющую отдельно.

Свт. Марк Эфесский на Ферраро-Флорентийском соборе от лица Православной делегации писал: «V Вселенским Собором такое мнение (о конечности мучения) признано из всех учений наиболее бесчеловечным и, как причиняющее вред Церкви и как ослабляющее старательных, предано анафеме... Итак, эти изречения, если и действительно сказаны чудным Григорием... никоим образом не убедительны для нас, взирающих на общее суждение Церкви и руководящихся Божественным Писанием, а не взирающих на то, что каждый из учителей писал, выражая как свое личное мнение». Заметим, что, такое высказывание свт. Марка не было оспорено ни одним Православным делегатом, а также не вызвало нареканий у католиков.

Мне кажется, что это весомые аргументы в пользу того, что 9-й анафематизм вполне самостоятельный, и отражает учение Церкви по этому поводу. А тот факт, что свт. Григорий не был осужден, не обозначает его правоту. Так, например, блаж. Августин говорит, что Дух Св исходит от Отца и Сына как от причины[1]. Блаж Августин никем не осужден, но даже включен в список одного из 12 авторитетнейших отцов на V Вселенском Соборе. Значит ли это, что сегодня Православный батюшка может верить по-августиновски? Я думаю, что нет. Мы должны держаться учения Церкви, а не того, что нам более по душе или более нравится. Если Господь говорил о муках вечных, то как раз для того, чтобы страхом и ужасом сотрясти грешное человеческое сознание. Знание о вечных муках, откровение Божие дано для нашего спасения. Это знание необходимо каждому христианину как духовное упражнение.

От редакции. См. также: Диакон Георгий Максимов Святые Отцы и «Оптимистическое богословие»,   «Оптимистическая» патрология



[1] почему нам не веровать, что Св. Дух исходит и от Сына, когда Он есть Дух также Сына? Ибо если бы Он не исходил от Него, то, явившись ученикам после Своего Воскресения, Он - Сын - не дунул бы на них, говоря: приимите Духа Святаго, ибо что другое означало оное, если не то, что Св. Дух исходил и от Него.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

194. Ответ на 190., blogger:

Пир, конечно, брачный - это у меня опечатка
Артур / 19.02.2013, 12:58

193. Ответ на 190., blogger:

Дело не в жалости, дорогой Блоггер - ведь я уже объяснил
Артур / 19.02.2013, 12:58

192. Ответ на 187., Серёжа :

"....мы целый там день до вечернего мрака Ели прекрасное мясо и сладким вином утешались. Солнце тем временем скрылось, и тьма наступила ночная..."
Артур / 19.02.2013, 11:45

191. Ответ на 186., Артур:

удовольствие от «бранного пира» безнадежно испорчено

Артур, Вы, имхо, транслируете чисто человеческие земные ощущения ("испортить праздник") на реальность инобытия. Вот в этом и заключается Ваша ошибка, на мой взгляд. Грешника нам бывает жалко в этой жизни, пока можно что-то изменить в его судьбе, ведь даже в тартаре может быть некая прохлада как результат молитв Церкви. И эта жалость, как Вы пишете, действительно от Бога. После же конца времен в этой жалости смысла не будет, поскольку выбор каждого будет окончательно сделан. А поскольку смысла в жалости не будет, то и проблемы не будет как таковой - она сама собой упразднится. Господь же не всех вывел из ада, когда нисшел туда, но только тех, кто захотел быть освобожден. Как замечательно подметил автор статьи, слова святого Силуана "любовь не может этого понести" относятся к нашему бытию во времени, пока есть возможность что-либо изменить через молитву и милостыню. Пусть не кардинально изменить (в случае тартара), но хотя бы немного улучшить. Вы подходите очень близко к оригенизму, а это небезопасно... И еще мне кажется, что отнюдь не все проблемы, которые можно рационально сформулировать, можно рационально разрешить, ибо духовная реальность необъемлема рациональным восприятием, так как неизмеримо больше его. Не знаю, как Вам, а мне лично по душе тайны. Существование тайны, необъяснимого свидетельствует об истинности нашей веры. А попытки проникнуть в глубины Божия промысла сколь опасны, столь же наивны. Оставим эту тайну до Страшного Суда Божия.
blogger / 19.02.2013, 11:43

190. Ответ на 185., blogger:

Да, страшно оказаться вне врат.

Особенно по неверию и гордыне.
М.Яблоков / 19.02.2013, 11:02

189. Ответ на 186., Артур:

Замечание хорошее и по делу, дорогая Галина, но это ничего не меняет. Можно заменить педофила на наркомана, воющего в пароксизмах ломки – то же самое. Можно испытывать омерзение к педофилу, который терзается от того, что не имеет возможности насиловать и убивать – на восприятии тех, кто сидит «за столом» все это сказывается одинаково: удовольствие от «бранного пира» безнадежно испорчено. Оно испорчено одним осознанием того, что где-то (тем более, так близко) есть люди, одержимые таким страшным и мучительным грехом. Одним осознанием того, что в мире существует мучительная для одержимых ею страсть. Выход один – продумывать дальше концепцию «тьмы внешней»…PS Кстати, Галина, найдется немало тех, даже здесь на форуме, кто станет яростно доказывать Вам, что такому педофилу уготовано именно наказание – в прямом юридическом смысле слова, казнь – в виде внешних прилагаемых к нему мучений, придуманных изобретательным разумом Господа-Бога. Вон хоть Яблокова спросите – он по мучениям большой специалист.

Дорогой Артур, я не знаю ответа на Ваше недоумение, и, честно говоря , дальше просто боюсь рассуждать на эту тему. Я просто верю. У Бога на все есть ответы , у нас - нет. Но у нас есть ВЕРА и дай Бог нам эту жемчужину не потерять, а сберечь! Чего от всего сердца и Вам желаю. Начало премудрости СТРАХ ГОСПОДЕНЬ Начало ПРЕМУДРОСТИ страх Господень НАЧАЛО премудрости страх Господень

188. Re: Любовь постмодернизма и вечные муки

-Выход один – продумывать дальше концепцию «тьмы внешней»… Правильно, Артур, запихнуть их подальше во тьму внешнюю, чтоб не омрачали пиршество! Зачем пировать средь трупов и стонов раненых? Трупы зарыть, раненых тоже зарыть... Великолепно!)))))) На бранном поле тишина, Огни между шатрами. Приветно светит нам луна, И мучимых нет с нами... Но позабудьте же о них! Возьмите кубок в руку... Дальше Вы сами можете написать.
Серёжа / 19.02.2013, 07:11

187. Ответ на 183., Галина Старикова:

Замечание хорошее и по делу, дорогая Галина, но это ничего не меняет. Можно заменить педофила на наркомана, воющего в пароксизмах ломки – то же самое. Можно испытывать омерзение к педофилу, который терзается от того, что не имеет возможности насиловать и убивать – на восприятии тех, кто сидит «за столом» все это сказывается одинаково: удовольствие от «бранного пира» безнадежно испорчено. Оно испорчено одним осознанием того, что где-то (тем более, так близко) есть люди, одержимые таким страшным и мучительным грехом. Одним осознанием того, что в мире существует мучительная для одержимых ею страсть. Выход один – продумывать дальше концепцию «тьмы внешней»… PS Кстати, Галина, найдется немало тех, даже здесь на форуме, кто станет яростно доказывать Вам, что такому педофилу уготовано именно наказание – в прямом юридическом смысле слова, казнь – в виде внешних прилагаемых к нему мучений, придуманных изобретательным разумом Господа-Бога. Вон хоть Яблокова спросите – он по мучениям большой специалист.
Артур / 19.02.2013, 06:06

186. Ответ на 182., М.Яблоков:

Не надо путать Царствие Небесное с мусульманским раем.

Откровение Иоанна Богослова: 10 И сказал мне: не запечатывай слов пророчества книги сей; ибо время близко. 11 Неправедный пусть еще делает неправду; нечистый пусть еще сквернится; праведный да творит правду еще, и святый да освящается еще. 12 Се, гряду скоро, и возмездие Мое со Мною, чтобы воздать каждому по делам его. 13 Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, Первый и Последний. 14 Блаженны те, которые соблюдают заповеди Его, чтобы иметь им право на древо жизни и войти в город воротами. 15 А вне - псы и чародеи, и любодеи, и убийцы, и идолослужители, и всякий любящий и делающий неправду. 16 Я, Иисус, послал Ангела Моего засвидетельствовать вам сие в церквах. Я есмь корень и потомок Давида, звезда светлая и утренняя. 17 И Дух и невеста говорят: прииди! И слышавший да скажет: прииди! Жаждущий пусть приходит, и желающий пусть берет воду жизни даром. 18 И я также свидетельствую всякому слышащему слова пророчества книги сей: если кто приложит что к ним, на того наложит Бог язвы, о которых написано в книге сей; 19и если кто отнимет что от слов книги пророчества сего, у того отнимет Бог участие в книге жизни и в святом граде и в том, что написано в книге сей. 20 Свидетельствующий сие говорит: ей, гряду скоро! Аминь. Ей, гряди, Господи Иисусе! 21 Благодать Господа нашего Иисуса Христа со всеми вами. Аминь.

Если мы верим, что это слова боговдохновенные, то и проблемы никакой нет. Да, страшно оказаться вне врат.
blogger / 18.02.2013, 19:56

185. Из жития прп.Паисия Великго:

Однажды во время молитвы преподобный был поднят на небо и увидел прекрасные райские селения, преисполненные неизреченного света и веселия, увидел также и церковь первенствующих и вечно торжествующих, сподобившись здесь причаститься невещественной пищи Божественных Тайн... Вот, что такое Царство Небесное!
М.Яблоков / 18.02.2013, 18:40
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Богословский спор о вечности или конечности посмертных мук
Все статьи темы
Проблемы церковной жизни
«Основная проблема – неоязычество в армии»
В Петербурге прошла встреча митрополита Варсонофия с представителями православной общественности
15.11.2024
Узнаем ли мы Илию?
Надо внимательнее вглядываться в современных православных апологетов и проповедников
07.11.2024
Церковь Казанской иконы Божией Матери в Вырице и ее духовенство в годы Великой Отечественной войны
Доклад на конференции, посвященной 200-летию Казанского собора
03.11.2024
О внешних и внутренних угрозах
Святейший Патриарх Кирилл выступил на заседании Бюро президиума ВРНС
01.11.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Колчак – предатель России или герой?
Новый комментарий от Константин В.
18.11.2024 22:25
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
18.11.2024 22:16
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от prot
18.11.2024 21:47
Удерживающий или подменный «Катехон»?
Новый комментарий от Павел Тихомиров
18.11.2024 19:55
Символ и цель. Иван Грозный
Новый комментарий от Человек
18.11.2024 19:00
Что же такое «христианский сионизм»?
Новый комментарий от Владимир Николаев
18.11.2024 17:12