1. Уважаемый Владыко, Ваc почитают как "народного Владыку". В России нет многочисленных народных обычаев, подобных нашим приуготовлением к Рождеству - Бадняку, Положайнику и т.д. Что бы Вы хотели сказать читателям РНЛ о сербских народных обычаях и о духовных смыслах, которые в них заключены?
Во-первых, благодарю за такую высокую оценку. Быть народным владыкой - это самое прекрасное и самое важное, что может быть в отношениях епископа и его паствы. А чего еще желать сербскому православному архиерею, посвятившему себя служению Господу Богу и верующему в Него народу? Зачастую именно народ является наилучшим судьей, зеркалом, отражающим сделанное, а, главное, то, что предстаит сделать еще.
Верный народ - это самая верная поддержка в служении и стяжании способности к ежедневному терпению и лучшему постижению смысла тех неправд, которые на нас обрушиваются. Всех и всякого можно ввести в заблуждение, кроме собственного народа. Он умеет видеть, безошибочно: кто есть кто, и что есть что. Расставляя все по своим местам: и людей, и события...
И так - испокон века. Долгими веками турецкого рабства наш народ находил единственное утешение в вере, единственную уверенность - в Церкви.
Большая часть жизни сербского народа всегда - веками - была связана с Церковью и Православной верой: вся жизнь - и еда, и питье; и песня, и работа; пробуждение и отдых - всё это было пронизано непрестанной молитвой Богу и проникновением воскресной Литургии во все дни недели и все уголки нашей души.
Это нераздельное единство обыденности и евангельских заветов сделало возможным то, что у сербов все окружающее: и веси, и нивы, все, окружающее родной дом, оказалось близко повязанным с христианскими праздниками. Так, со временем прославление Рождества Христова украсилось и обогатилось народными обычиями, которые непосредственным и символическим образом описывают и пересказывают и дополняют праздик Рождества.
И все это на основе святой евангельской притчи о яслях, соломе, пещере, даров трех мудрецов с Востока и всего того, что и до сих пор вдохновляет тех, кто размышляет о рождественском дне, радостно прославляемом уже две тысячи лет.
Прекрасно и трогательно сочетание народных обычаев и церковных праздников, родившееся от перживаний Чуда Рождества Богомладенца. Дуб (из ветвей которого складывается праздничный костерок Бадняк, символизирующий Вифлеемскую Звезду - прим. РНЛ) значит для сербской народной души то же самое, что береза - для русской. И когда знаешь эти тонкости, еще глубже осознаешь укорененость человека из народа в вере, в которой он крещен.
Он языком, ему ясным и понятным, наполняет величественным христианским праздником свой быт. И все сербские края становятся одним храмом, и силой веры, освещается окрестности краев.
Недостаточно еще изучен и феномен неразрывной приверженности сербского народа своей христианской вере и Самому Христу во времена физического, но не духовного рабства под османской властью.
2. В сербском общественном мнении появилась идея, исходящая от группы историков и общественных деятелей, о необходимости создания Музея сербских жертв. Ведь если бы такой мемориал существовал, то, вероятно, сейчас не было бы возможности так беззастенчиво манипулировать истиной и перекраивать историю - так, как это делают те, кто работает в одной связке с Гаагским Трибуналом. Насколько нам известно, Вы были первым, кто начал конкретную работу в этом направлении: открыли музей жертв Первой Мировой войны в Добойе. Можете ли Вы что-то сейчас рассказать о жертвах гражданского населения среди православных сербов в Первую Мировую и о Вашем проекте?
После обеих мировых войн искусственное югославянство - как политическая попытка насильного слияния воедино различных вер и народов воедино - стало главной причиной, по которой наша держава не пошла на обнародование воистине огромных сербских жертв. Дабы не портить картинки идиллии «братства-единства», мы, под давлением державы, вынуждены были умалчивать о собственных мучениках. А поскольку представители одного из югославянских народов массово и активно участвовал в мучении и убийстве сербских мужчин, женщин и детей, то этот ложный мир без покаяния, правды и истины стал основой всех будущих страданий нашего народа.
А Сербия в Первой мировой войне потеряла более половины взрослых мужчин, в целом - около третьей части от общего числа населения. 1 миллион 300 тысяч душ. Помимо этих потерь Королевства Сербии были еще и жертвы сербского населения Австро-Венгрии. В темницах и лагерях Добойе, Арад, Шопронь, Нежидер и других погибли десятки тысяч сербских мучеников, погибли от таких мук, которые не могут нормальному человеку и в голову прийти... С этого и началось ужасное страдание, которое продолжится и умножится на протяжении Второй Мировой - на том же самом месте, но уже под флагом чудовищной усташеской Независимой Державы Хорватской.
И потому «Музей сербских жертв» в Добойе должен стать камнем в фундаменте долговременного движения, которое бы поддерживало в народе память о страшном сербском страдании в ХХ веке. Ибо если наше потомство и мировая общественность не смогут воочию убедиться в том, что на самом деле происходило в этих краях, никогда не удастся докопаться до правды о наших страданиях. А без этого понимания невозможно разобраться с сутью происходящего во время Балканских войн.
Через австрийский лагерь в Добойе с 1915 по 1917 год прошло десятки тысяч сербских мучеников, многие из которых легли там костьми. Всего через лагерь прошло 46 тысяч узников, из которых погибло 12 тысяч. Самое малое, что мы можем сделать для этих людей - просто не забывать о них самих и об их страданиях.
Лагерь в Добойе был одним из первых концентрационных лагерей в мире, возможно, первый в Европе в ХХ веке. Его задачей была этническая чистка сербов за Дриной.
То, что правда об этом была сокрыта, наиболее впечатляюще проявилось тогда, когда в середине прошлого века при строителстве железнодорожного вокзала в Добойе были открыты необозначенные массовые захоронения, содержащие останки тысяч узников лагеря.
Тяжело говорить о ранах, нанесенных сербскому народу Боснии еще со времен турецкой оккупации, австровенгерской аннексии, усташеской власти, коммунистической власти и жестокой гражданской войны девяностых, произошедшей как прямой результат распада титовской «Великой Югославии», СФРЮ.
3. Владыко, Вы в многострадальной сербской епархии. По сравнению с тем геноцидом, который вершился во время Первой мировой войны, даже не знаю: какое слово подобрать для описания чудовищных деяний, происходивших на территории Независимой Державы Хорватской... (Геноцид - в данном случае - слишком слабое слово). Можете ли вкратце указать на наиболее вопиющие проявления преступлений против сербского народа, которые имели место на землях вашей епархии?
Эта епархия является сердцем сербской Боснии и Герцеговины, тех краев, которые испокон века - сербские и православные. Тем самым пропорционально велики и непрерывны страдания, испытываемые нашим народом. Заботой Сербской Православной Церкви было сохранить народ, духовно укрепить его в вере, но, вмсте с тем, хранить память обо всем том, о чем забывать нельзя.
А на протяжении Второй Мировой войны тут совершался настоящий физический и духовный геноцид. Только на территории нашей епархии пострадало 36 священников и два монаха, разрушено 17 церквей, один монастырь, сожжено 50 библиотек и 62 архива... Не хочется превращать упоминание о трагедии в статистику, в абстрактые цифры, но цифры тоже нужно помнить.
В отличие от геноцида армян в Турции и евреев в Третьем Рейхе, геноцид сербов в Хорватии не известен мировой общественности. А ведь в хорватских лагерях смерти - в отличие от лагерей смерти в нацистском Рейхе - жертвы не просто уничтожались, но подвергались садистским пыткам.
И как цинично выглядит сейчас требование сыновей и внуков палачей представить именно сербский народ в качестве народа-преступника...
4. После всего этого опыта страданий в обеих мировых войнах ХХ века сербскому народу угрожала перспектива вновь стать жертвой насилия противоборствующих в гражданской войне сторон. Между тем, на этот раз сербский народ воспротивился резне, но именно он осужден Гаагским Трибуналом за геноцид. Налицо очевидная ревизия истории и провозглашение жертвы преступником. Дабы читателям РНЛ было яснее, можете ли сказать нечто о «проекте Сребреница», ведь это же часть вашей епархии?
Сребреница - это вопрос, который требует аккуратного и агументированного изложения, с привлечением имеющихся данных, с разоблачением многочисленных трюков, выдумок и фальсификатов, используемых стороной боснийских мусульман.
Поскольку у международного сообщества «рыльце оказалось в пушку» - если говорить и об участии в гражданской войне, и о самом подстрекательстве югославских народов на междоусобицу - то весьма важно найти крайнего. Таким вот «козлом отпущения» назначили сербов. По этой логике получается так, что кем бы ни были на самом деле противники сербов, в информационном пространстве, которое дирижируется теми, кто способствовал развалу государства, всё равно они будут преподноситься в качестве положительных героев, ибо являются - согласно манипулятивной схемы - некими «жертвами великосербской агрессии».
И гомонит отрежиссированный карнавал лжи...
А, значит, геноцид над сербами не прекращается и до сих пор.
К счастью, помимо наших авторов, есть серьезные исследователи из США, Великобритании, Норвегии, которые опровергают миф о Сребренице. Имела место боевая операция боснийских сербов, направленная на ликвидацию пяти неприятельских баз, находящихя в тылу сербов. Боевики Насера Орича совершали рейды по сербским тылам, и необходимо было положить этому конец.
Базы были ликвидированы, но западу нужен был повод для оправдания агрессии, вот и появилась информация о «резне в Сребренице».
Суть всего в югославских войнах 90-х годов очень проста. Разрушение югославской державы привело к тому, что огромное количество сербов остались за пределами собственно Сербии, точнее, государства, очерченного административными границами союзной социалистической республики Сербия. Учитывая опыт усташеского геноцида, а также тот факт, что в отколовшихся от Югославии новых гос.образованиях царил дух антисербской истерии, государство пыталось из последних сил сохранять хоть какой-то порядок. А ведь под угрозой были не только права, но и сама жизнь сербов.
Между тем, международное сообщество преподнесло эти попытки сохранения порядка в качестве акта некой «великосербской агрессии».
Таким образом, заранее все было решено: кто «прав», а кто - «виноват»...
Одним словом, так же, как и в других случаях, имевших место и раньше, Сребреница - это гигантское режиссированное представление, подготовленное боснийскими силами Алии Изетбеговича и Насера Орича, а также силами иностранных разведывательных служб. А все крупнейшие средства массовой информации дословно - как попугаи - повторяют карикатурное изображение всего происходившего в восточной Боснии.
Но было в этом слаженном хоре исключение. Сербы всегда помнят о голосе друзей, братьев и союзников - русских православных патриотов. Конечно, этот голос был слышен не только нами, но теми, кто по-своему пытается делить геополитический пирог.
5. Вернемся из исторического экскурса в наш день. Центральная сербская река Дрина вновь по воле сильных мира сего стала внутрисербской границей. Скажите о состоянии в Вашей епархии, планах на будущее в свете расщепления сербской этнической территории, которые отражаются и на жизни Церкви. Нашим неприятелям ясно, что пока не будет сломан хребет Сербской Православной Церкви, они никогда не станут полноправными хозяевами Балкан.
Я принял монашеский постриг в 1957, а на троне Зворничко-тузланских епископа нахожусь с 1978 года. По Божьему Промыслу военные действия 1992 года застали меня в Биелине, где было моя временная кафедра. Так, уже почти 35 лет являюсь непосредственным свидетелем всего того, что происходит в епархии, с верным народом, с жертвенным священством.
С самого начала понял, что должен бороться за сохранение того духовного света, который был затеплен еще со времен Средневековья. И эта борьба будет и не легкой и не безболезненной.
И хотя не только наши враги, но и домашние неприятели Сербской православной Церкви пытались и пытаются победить и разъединить наш народ, ничего у них не выйдет! Можно рассечь наш народ государственными и административными границами, но они не отделят брата от брата. Быть может, это внешнее разделение будет даже косвенно и «на пользу» - ибо будет способствовать укреплению сербского национального и православного, и даже державнического сознания. Часто страдания и скорби становятся гораздо лучшими учителями жизни, нежели незаслуженные победы и легкодостигаемые успехи.
Как уже говорил, я решил остаться со своим народом везде и всюду - насколько это возможно. И прежде всего, решил участвовать в строительстве храмов. За время своего епископства организовал строительство более 200 новых церквей и монастырей и восстановление 56 разрушенных и оскверненных храмов.
В сотрудничестве с государственными органами Репспублики Сербской разработали проект основания Православной гимназии в Биелине; организовываем Святосавские молодежные объединения - как в городах, так и в селах епархии; основали общество «Троеручица», помогающее детям с отставанием в развитии; имеем и несколько иконописных школ и хорошо организованное преподавание Закона Божия и ещё много чего...
Однако, кроме упоминания об этих конкретных делах, нужно помнить об общем положении нашего общества и положению Сербской Православной Церкви. И особая опасность заключается в процессах рассербливания - с одной стороны православная вера угасает и ценности, проповеданные ею отодвигаются на задворки, с другой стороны - навязываемый комплекс вины ставит национальное самоопределение в один ряд с чем-то неполиткорректным, ставит сербство на грань запрета.
Много заинтересованных в этих разрушительных и саморазрушительных процессах, к тому же во всем мире, и особенно у нас весьма присутствует опасный тренд отделения веры от национальной идентичности. Не стоит забывать того, что одинаково опасно выделять некую рафинированную веру, якобы очищенную от заветов и преданий седины глубокой; и точно так же опасен патриотизм, лишенный духовной вертикали и христианского этоса.
Думаю, что, возможно в сохранении органичного единства народного с неотмирным и состоит важнейшая миссия нашей Церкви и архиереев Её.
Святитель Савва занял такое место в сербской истории, ибо именно это и смог с Божьей помощью соделать. Как наш духовный отец, он осмыслил и успешно реализовал устойчивую модель сербской церковной автокефалии и органичной духовной связи нас и наших предков, народного стада и духовных пастырей, Церкви и Отчизны.
Как наш духовный отец, он осмыслил и успешно установил надежную модель сербской церковной автокефалии и органической духовной связи нас и наших предков, народного стада и духовных пастырей, Церкви и Отчизны. Как сербскому народу и как православным верующим нам одинаково предстоит и борьба за сохранение в истории, и борьба за сохранение в Вечности.
И мы никогда не смеем забывать это богочеловеческое направление и жизненное устремление, которое оставил нам святитель Савва в наследие - как своим учением, так и примером своей жизни...
6. Вы - воспитанник русской духовной школы и известны своей русофилией. В ходе неформального разговора, состоявшегося несколько дней назад, Вы говорили об отношениях с архиереями РПЦ, с блаженнопочившим Патриархом Алексием. Можете ли сказать несколько слов об отношении к братской Русской Церкви и братском Русском народе, наших исторических связях, взаимоотношениях - от межличностных до дипломатических?
Уже одно то, что молодой сербский принц Растко Неманич ушел на Святую Гору и принял там монашеский постриг под удивительным впечатлением, которое на него оказал русский инок, увлекший его с королевского двора в монастырь, - одного этого было бы вполне достаточно для того, чтобы описать неразрывную связь наших народов.
И позже сербские и русские властелины, духовники, мастера искусств и мыслители ощущали необъяснимую междоусобную связь, подобную связи между ближайшими родственниками.
На некий чудесный начин мы, сербы, всегда ощущали естественность переноса византийской охранительносй миссии из Царьгреда в Москву и потому с надеждой и верой повернулись не только к Иерусалиму, но и к старой русской столице.
Даже и роковая для сербов идея югославянства сформировалась под воздействием не по разуму ревности в искренней любви по отношению к России и русскому народу. Ведь когда мы рассуждали о силе «славянской идеи», то подразумевали благодатный опыт сербско-русских взаимоотношений.
Если же говорить лично обо мне, то с гордомстью могу сказать, что и сам в 2008 году был удостоен орденом «Преподобного Сергия Радонежского», которым меня в Троице-Сергиевой Лавре в день памяти великого русского святого наградил почивший святейший патриарх Московский и Всея Руси Алексий Второй.
Этой награды я был удостоен «за укрепление братских связей между Русской и Сербской православными церквями, а также между сербским и русским народами». И лично сам Его Святейшество Алексий Второй поблагодарил за «великий труд на поприще сбережения святой православной веры» в моей епархии.
7. Между тем, создается впечатление, что своей русофилией Вы навлекли на себя нерасположение многочисленных лоббистов запада - как в государственных органах, так и в церкви. Что можете сказать об этом?
Искушения и опасности встречаются на каждом шагу. Так было в Церкви всегда, ибо наша задача - не впустить в наши души то невидимое зло, которое, подчас, принимает достаточно благородный облик и как бы «хочет как лучше». Зачастую же «добрыми намерениями», как мы знаем, устлана дорога в преисподнюю.
Так и из под овечьей шкуры гуманистической риторики западных гуманитариев проглядывает волчий образ. Этот же орбаз проглядывает и в некоторых людях, которых я некогда ошибочно воспринимал как братьев по вере и роду. Всегда найдется тот, кому мешают чья-то деятельность и чьи-то достижения.
Я умею многое, но не умею останавливаться на поприще работы воздвижения храмов и монасырей в своей епархии, не хочу и не желаю умалчивать что-то и принимать неписаные правила «игры».
Я горжусь своей, как Вы сказали, русофилией. Ибо русофилия, по сути дела, является другим названием моего сербства и преданности вере прадедовской.
Горжусь прекрасным храмом Святой Параскевы, сооруженным в русском стиле, которой любуются и о которой говорят паломники, имеющие возможность побывать там. И этот храм в русском стиле, построенный на сербской земле, тоже стал мостиком, которым я стараюсь соединить наши народы, нашу общую веру в Добро и Красоту, красоту, которая спасет мир, как давно уже сказал глубоко почитаемый сербами русский писатель Достоевский
8. Святой Владыка Николай Сербский был большим противником перехода на новый стиль. Также и многие русские богословы воспринимают саму возможность окончательного перехода на календарь папы Григория в качестве одного из глубочайших падений в истории Церкви. Какова Ваша позиция по этому вопросу? Ведь наша церковь - одна из немногих, которые еще удерживаются в верности Юлианскому календарю.
Иерусалимская церковь Гроба Господнего, недалеко од Голгофе, воздвигнутая точно на месте Христового Воскресения, всякую Великую Субботу накануне Пасхи свидетельствует об одном чуде.
Уже с восьмого века имеются свидетельства о том, что именно в один и тот же день происходит Исхождение Благодатного Огня, воспламеняющего свечи у всех, собравшихся в этом мистическом храме. Случается всегда строго в один и тот же день - с учетом расчетов юлианского календаря.
Для меня лично - этого аргумента вполне достаточно для того, чтобы не трогать календарь. Древний юлианский календарь, принятый Церковью еще на Первом Вселенском Соборе в Никее, во времена общехристианского единства. По юлианскому методу календарного исчисления для всего христианского мира установлен единый круг богослужения: подвижный и неподвижный.
И когда в шестнадцатом веке папа Григорий XIII вводил этот «григорианский календарь», он это делал из соображений углубления пропасти между Православной Церковью и Римским католицизмом. Тем самым изменено исчисление Пасхалии, чем нарушено некогда бывшее молитвенное единство всех христиан. А поскольку для нас важнее всего в календаре точность исчисления Пасхи, то юлианский календарь оказывается и аутентичнее, и точнее, нежели григорианский.
К тому же он и благословен первым в истории великим Церковным Собором, когда и началось его обязательное употребление.
Sapienti sat.
9. И в заключении, дорогой Владыко, передайте, пожалуйста, Ваши пожелания читателям РНЛ.
Сербский и русский народы распяты на кресте новых времен, и это заставляет нас быть более бдительными и посвященными по сравнению с теми, кто не замечает и не хочет замечать тех опасностей, которые подстерегают нас.
А потому мне хотелось бы, как урок нашей истории, упомянуть только то, что мне кажется самым важным: наш Косовский завет.
Ибо это была не обычная битва, но великая победа духовного начала в сербской истории и установление реального единения среди средневековых феодалов. Потому пример святого князя Лазаря и его витязей настолько важен в сербской истории, что именно герои эпохи Неманичей заложили основу сербского мироощущения.
А наша Косовская битва невероятно напоминает - и по форме, и по содержанию - русскую битву на Куликовом поле. Ибо там не просто побежден внешний враг - монголо-татарская Золотая Орда, но заложены основы восстановления духовного и национального единства раздробленного доселе русского народа под совместным руководством духовного и светского владыки - преподобного Сергия Радонежского и князя Димитрия Донского.
В сербском случае это были Святой Патриарх Сербский Ефрем и князь Лазарь. И оба князя позже были прославлены в лике святых.
Речь также идет о людях одного поколения - 9 лет разницы - не такой уж и срок. Название местности практически идентично - «поле птицы «кос»». А русский богатырь Пересвет перед битвой совершил такой же жертвенный подвиг, как и наш Милош Обилич.
Поэтому желаем того, чтобы и Россия, и Сербия шли светлыми путями Куликового и Косова поля - той духовно-национальной стезей, которая нам заветно предначертана.
И только так мы сможем быть достойными наших великих предков...