Чистый сердцем

Памяти митрополита Симона (Новикова)

0
216
Время на чтение 6 минут

5 февраля исполняется 85 лет со дня рождения бывшего управляющего Рязанской епархией митрополита Симона (Новикова), который в ряду архиереев конца XX - начала XXI веков был личностью незаурядной, самобытной. Сегодня, специально для РНЛ, духовно окормлявшийся у владыки Симона писатель Игорь Васильевич Евсин рассказывает о нем. 

 

1. Хорошо

Однажды вечером, уставший от повседневных архиерейских забот  митрополит Симон попросил своего келейника:

- Прочитай-ка ты мне, братец, какую-нибудь сказку Пушкина.

 Келейник взял книгу и начал читать:

- Жили-были старик со старухой...

Владыка Симон оживился, глубоко вздохнул и сказал:

- Хорошо...

Сколько раз мне приходилось читать или слышать эти строчки из сказки о рыбаке и рыбке, а вот даже на ум не приходило, чтобы их можно было так прочувствовать.

А ведь это действительно хорошо, что два человека, однажды связав свои судьбы, при разных характерах (жена сварливая, а муж смиренный), дожили вместе до глубокой старости, поддерживая, и оберегая друг друга. Заметить глубокую истину в простых строчках, увидеть в них сокровенный, высокий смысл можно только обладая чистым сердцем. И еще добрым, творческим мышлением надо обладать, чтобы проникнуться этими строчками.

Митрополит Симон с юных лет тяготел к творчеству. Известно, что еще до поступления в семинарию Сергей Новиков (таково мирское имя владыки) писал стихи. Полностью до нас дошло стихотворение «Накануне праздника Покрова Божией Матери», датируемое 27 января 1950 г.

В нем описывается трогательное народное предание о мальчике, круглом сироте, которого, по предсказанию матери, приютил добрый человек.

С тех пор прошло времени много,

Героев моих нет и в живых,

Но образы их на устах у народа,

И веет теплом от рассказов о них, -

пишет в этом стихотворении Сергей Новиков, знавший и уважавший благочестивые предания своего народа.

Поступив в московскую Духовную семинарию, он продолжал писать стихи. А в учебе не ограничивался курсом семинарской программы. Читал русскую классику - Пушкина, Гоголя, Достоевского. О последнем писателе он в шутку говорил: «Читать Достоевского - это наказание, а не читать - преступление.

 

2. Недовольство уполномоченного

Лирик по своей натуре, Сергей Новиков очень любил церковное пение и с радостью нес клиросные послушания в Покровском храме московских Духовных школ. Там он усваивал русскую традицию церковного пения.

Клиросное послушание проходило за ранней литургией, а также во время совершения Параклисиса с акафистом в честь Покрова Божией Матери. В пятницу вечером в честь нее пели канон и читали акафист.

Об акафистах Божией Матери митрополит Симон говорил так:

- После песнопений Господних нет для Бога славнее и для нашего слуха сладостнее песней, воспеваемых нами в честь Царицы Небесной.

За любовь к акафистам семинарист Сергей Новиков однажды вызвал на себя гнев уполномоченного по делам религий. Находясь на каникулах у себя на родине, в Ярославской области, Новиков дерзнул вслух читать акафист у святого источника.

- Затем я поехал в Ярославль в епархиальное управление, - вспоминал митрополит Симон, - секретарем в котором был тогда иеромонах Никодим (Ротов), будущий митрополит. Во время нашего с ним разговора раздался звонок. Отец Никодим взял трубку. Звонил уполномоченный, который выражал недовольство тем, что какой-то учащийся семинарии читал акафист на источнике.

- Я прошу Вас узнать, кто и сообщить мне об этом учащимся, - сказал уполномоченный.

Отец Никодим не мог не заметить, что я покраснел при этом разговоре, и. думаю, что на другой день позвонил уполномоченному и сказал, что при всем желании не смог найти этого учащегося, и если ему удастся что-то узнать, то он непременно сообщит».

Этот случай наглядно показывает то крайне непростое для верующих время, в которое жил митрополит Симон.

Однако никакие времена ни сделали его казенным человеком. Ни сталинская казарменность, ни хрущевские гонения, ни брежневское давление.

Владыка всегда оставался творчески мыслящим человеком.

Он живо интересовался литературой, музыкой, живописью. Хорошо знал творчество Рафаэля, Микеланджело, Леонардо да Винчи. Любил поэзию Некрасова, Аксакова, Никитина.

 

3. Пастух, пас - дух...

 Рязанский художник диакон Анатолий Жутаев рассказывал, что когда владыка Симон узнал о его желании стать диаконом, то он пригласил к себе на собеседование. «Узнав, что я художник, - вспоминал Жутаев, - говорил об искусстве,  и рассказывал о художниках и их работах такие уникальные факты, которые я даже и не знал. Выяснилось, что он очень хорошо знал историю искусств, и русскую классическую поэзию».

А однажды митрополит Симон при Жутаеве на ходу сочинил прекрасное четверостишие. Случай этот произошел после освящения Никольской церкви в Рыбном. За торжественной трапезой владыка Симон попросил его рассказать что-нибудь об искусстве. Отец Анатолий рассказал ему об эпохе Возрождения, а потом прочитал свое стихотворение о Евпатии Коловрате. Оно заканчивалось так:

Мы будем жить с тобою брат,

Как жил Евпатий Коловрат.

Владыка Симон подумал-подумал и сказал.

- Хорошее стихотворение, только вот концовочку надо бы усилить. Например, написать так:

Мы в нелегкую годину

Не будем прятаться за спину,

Сражаться будем братия,

Как воины Евпатия!

Трудно не согласиться с тем, что стихотворение стало действительно лучше, значимее. Поэтический дар владыки Симона здесь проявился наглядно.

Сергей Есенин, лучшие стихи которого владыка  очень любил, предназначение поэта считал мистическим. В очерке «Ключи Марии» он писал: «В древности никто не располагал временем так свободно, как пастухи. Они были первые мыслители и поэты о чем свидетельствуют показания Библии и апокрифы... Само слово пас-тух (пас-дух, ибо в русском языке часто «д» переходит в «т») говорит о каком-то мистически помазанном значении над ним».

Слово пастух на церковно-славянском языке звучит как пастырь. Добрым пастырем, который пас дух своей паствы, был митрополит Симон.

Но он был и поэтом, который оставил нам в наследство свои духовные сочинения. В наших церквях поют тропари и кондаки, написанные владыкой Симоном рязанским святым - святителю Василию, святителю Мелетию, блаженной Любови, и другим.

Кроме того, он написал умилительный по содержанию акафист святителю Феофану Вышенскому Затворнику, который читается в дни его памяти.

  Этот акафист, помимо содержания, привлекает внимание торжественностью и изяществом литературного стиля.

Глубоко почитаемый владыкой святитель Феофан Вышенский Затворник писал: «Эстетические чувства - это тоже движение сердца, и происходят они от знакомства и соприкосновения с особого рода предметами, называемыми изящными или прекрасными...

Изящные произведения искусства услаждают не одной красотой внешней формы, но особенно красотою внутреннего содержания, красотою умно-созерцаемого, идеального».

Идеальная красота - это, конечно же, красота Божия и узреть ее могут только чистые сердцем люди. А без сердечной чистоты мы не только не  видим прекрасного, но и вся-то жизнь кажется нам безобразной. Все нам кажется не так, все плохо...

А вот чистый сердцем митрополит Симон увидел глубокую мудрость в обыкновенных словах пушкинской сказки и сказал: «Хорошо...»

«Блаженны чистые сердцем, яко тии Бога узрят». (Мф: 5.8).

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Игорь Васильевич Евсин
Завтрашний день
Что означает заповедь не заботиться о нем
30.06.2018
Новые чудеса блаженной Матроны Анемнясевской
Из книги «Матронушка. Рассказы об Анемнясевской блаженной»
04.04.2018
Легко ли быть владыкой?
Новая книга о митрополите Симоне (Новикове) /1928-2006/
11.02.2018
Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) на Рязанской земле
Игорь Евсин о служении всероссийского старца в Рязанской епархии
06.02.2018
Все статьи Игорь Васильевич Евсин
Последние комментарии
Нотр-Дам перестала быть христианской церковью?
Новый комментарий от Александр Волков
30.12.2024 20:44
Ладушки – нескладушки
Новый комментарий от Агафон
30.12.2024 20:37
Новый год встречает нас своею неопределённостью
Новый комментарий от Vladislav
30.12.2024 19:57
Золотой клинок Империи и «сабля Мазепы»
Новый комментарий от Анатолий Степанов
30.12.2024 19:51
Может ли еще Индия стать православною?
Новый комментарий от JG
30.12.2024 19:31
Рождённые в СССР
Новый комментарий от Vladislav
30.12.2024 19:23
Борьба с Антихристом и Его Антицерковью
Новый комментарий от Владимир Николаев
30.12.2024 16:22