Икона Божией Матери «Августовская Победа» - надежда на спасения русского воинства

Доклад на Рождественских чтениях

Новости Москвы 
0
888
Время на чтение 9 минут

12 июня 2011 года я поехал в село Черное Вагайского района Тюменской области на празднование Святой Троицы. В сельском храме Святой Троицы увидел на стене старую икону - образ стоящей на облаке Царицы Небесной с Богомладенцем на левой руке. Правой рукой Она указывала путь изображенным внизу воинам, осеняющим себя крестным знамением. У воинов васильковые погоны и через плечо - казачьи шашки. Будучи потомственным казаком, я всегда интересовался историей казачества. Меня заинтересовала эта икона. Но никто не мог ничего рассказать о ней. Фотографию иконы я разместил на форуме в интернете для обсуждения и поиска информации  о ней.

С установлением названия иконы помог мне семиреченский казак Дмитрий Матвиенко, житель города Алматы (Казахстан). Он написал, что в Семиречье эта икона известная. Я задался вопросом, есть ли эта икона у нас в Тюмени. К сожалению, поиски результатов не дали: в церковных лавках о ней ничего не знали, купить икону не представлялось возможным. В интернете нашел интересующий меня материал, решил рассказать об этом близким и друзьям.

История иконы уникальна. В 1914 году «Московские Ведомости (№ 227) приводят нижеследующее известие:

«Исключительное по интересу письмо получено от генерала, командующего отдельной частью на прусском театре военных действий. Написано оно 18 сентября, почти накануне битвы под Августовым».

Приводим из него выдержку:

«...После нашего отступления наш офицер с целым полуэскадроном видели видение. Они только что расположились на бивуаке. 11 часов вечера. Тогда прибегает рядовой с бледным лицом  и говорит: «Ваше Высокоблагородие! идите. Поручик Р. пошел и вдруг  видит на небе  Божию Матерь с Иисусом Христом на одной руке, а другой рукой указывающей на запад. Все нижние чины стоят на коленях и молятся. Он долго смотрел на видение. Потом это видение изменилось в большой крест и исчезло». После этого разыгралось большое сражение на западе, под Августовым, ознаменовавшейся большой победой...».

Видели Богородицу и донские казаки, тоже воевавшие на Северо-Западном фронте. Их имена, к сожалению, без фамилий, запечатлены на чудом сохранившихся до наших дней иконах. Многие годы они бережно хранились на Дону, в среднем его течении, в казачьих станицах, на хуторах. В последние годы некоторые из них были возвращены Церкви их хранительницами-казачками и вновь радуют сердца прихожан и паломников. Вот как рассказывала о явлении Богородицы со слов тех самых казаков, что были на фронте, Артемова Анна Иосифовна, 1877 года рождения (рассказ был записан автором в 2005 году со слов ее внучки Валентины Михайловны Журавлевой, и ныне живущей на хуторе Клецко-Почтовском):

«Наши казаки попали в окружение. Были в темном лесу, ничего не видно. Они стали сильно молиться. И вдруг перед ними осветилось облако, и вышла Божия Матерь. Она рукой показала им путь, как выйти из леса, и скрылась опять в темноте. Казаки после видения такого забыли, в какую сторону Божия Матерь показала выход. Тогда они оседлали коней, отпустили поводья, и сами кони повернули и пошли потихоньку. И вышли из леса, из окружения. И пришли домой живыми».

Сергей Самойленко, 52 года, из г. Котельниково, Волгоградской области, в письме передает рассказ бабушки:

«Моя бабушка Феоктиста Тимофеевна рассказывала, что еще в 1870-е годы ее брат Топорков Иван Тимофеевич выслужился от рядового казака до офицера лейб-гвардии. Состоял на службе по охране ставки царя. Был добровольцем в Балканской войне. Стояли лагерями казаки в Греции. Принимал участие и в 1-й мировой. В одном из сражений немцы прижали конницу к болоту и артиллерией уложили почти всех. Тяжело был ранен и Топорков Иван Тимофеевич. Пришел в сознание в позднее время суток и увидел, как немцы, двигаясь цепью, прикалывают раненых казаков. Спустя какое-то время он увидел явление Богородицы, и якобы Она сказала: «Ты будешь жить». Бабушкин брат, по ее рассказам, был отважным рубакой, имел Георгия 3-х степеней, был даже награжден лично Николаем II».

В церковной печати была высказана мысль о необходимости кропотливого сбора свидетельств для последующей подготовки церковной канонизации образа Божией Матери «Августовская», который по благословению святителя Макария (Невского), Митрополита Московского и Коломенского, стали писать уже в 1915 году. И вот «30 марта 1916 года после тщательного изучения сведений, представленных военными священниками с северо-западного фронта, Синод принял следующее решение:

«Святейший Синод, воздав хвалу и благодарение Господу Богу, дивно промышляющему по молитвам Пречистой Своей Матери о всех обращающихся к Нему с усердною и искреннею молитвою, признает необходимым запечатлеть помянутое событие явления Божией Матери в памяти последующих поколений русского народа и посему определяет: благословить чествование в храмах Божиих и домах верующих икон, изображающих означенное явление Божией Матери русским воинам...».

Августовская икона Матери БожиейИконы с Августовским явлением Богородицы в короткий срок получили широчайшее распространение в Русской Православной Церкви. Процесс написания Августовских икон прекратился вскоре после революции в силу наступившей эпохи воинствующего атеизма. О массовости почитания данного образа Божией Матери в то время свидетельствуют сохранившиеся и достаточно многочисленные иконы в православных храмах России, Белоруссии, Украины и Польши (и это с учетом того, что значительное число таких икон было уничтожено богоборцами). Об этом же свидетельствуют сохранившиеся листовки и цветные литографии с изображением явления Богородицы войскам, которые миллионными тиражами распространялись в народе до 1917 года.

28 февраля 2008 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II благословил внести в официальный месяцеслов празднование в честь Августовской иконы Божией Матери. Оно совершается 14 сентября - в день церковного Новолетия.

Хочется написать о нескольких случаях, произошедших уже в наше время. В газете «Благовест» была напечатана статья Нины Михайловны Бирюковой из города Урай Тюменской области, в которой она изложила рассказ Владимира Черешнева:

«Я по роду своей деятельности много езжу в командировки. Часто бываю на севере, в городе Урай Тюменской области. Это богатый нефтяной край, и потому у города хватило средств на то, чтобы построить красивый храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы. И сразу верующие стали приносить сюда свои святыни. Однажды к настоятелю храма, священнику Иоанну, пришел незнакомый мужчина с мешком за плечами. Когда он открыл этот мешок, то оказалось, что в нем лежит несколько старинных икон. Батюшка сначала опасался взять из чужих рук святыни - вдруг они окажутся ворованными? Но в милиции его успокоили и предложили заплатить за иконы предлагаемую сумму, на всякий случай записав паспортные данные посетителя. Так в новом храме появилось сразу несколько старинных икон, и среди них - редкая икона Божией Матери «Августовская Победа». Всем сразу стало ясно, что это икона необычная. Возле нее всегда много молящихся. Я заметил, что перед этим образом в основном молятся женщины, проводившие своих сыновей в армию. И вот почему. Бывшая староста этого храма, Лидия Александровна, рассказала мне удивительную историю. Сын одной прихожанки служил в армии на Северном Кавказе, и его мать очень усердно молилась о нем перед иконой Божией Матери «Августовская Победа». Наконец, ее сын вернулся из армии. Пришел он с войны без единой царапины. Первое, что он сказал матери при встрече: «Когда ты приезжала ко мне - ты помнишь? - в этот день всех моих товарищей убили». Мать с изумлением выслушала его и ответила, что к нему в воинскую часть никогда не приезжала. Сын испытал шок и долго не верил ей. А когда понял, что она говорит правду, воскликнул, что его по молитвам матери спасла Сама Богородица!

Сейчас дивный образ начал являть себя верующим. А ведь еще недавно об иконе «Августовская Победа» почти ничего не было известно. Но сегодня, видимо, сами обстоятельства наши - тревожные, военные - заставляют нас вспомнить о том чудесном явлении Божией Матери русским воинам во время Первой германской войны в Августовском лесу. Мой дед, Иван Макарович Черешнев, прошел всю Вторую мировую войну и погиб за полгода до Победы в том же Августовском лесу, на территории Польши. Он писал своей семье с фронта, что враг в Августовском лесу отчаянно сопротивлялся, но нашим воинам все равно удавалось брать такие укрепрайоны фашистов, которые, казалось, взять было невозможно. Видно, и им помогала в брани Царица Небесная!»

Собрав и подготовив материал об иконе Божией Матери Августовская Победа, я выступил на совете при Фонде им. Ермака Тимофеевича с докладом. Советом было принято решение обратиться к Архиепископу Тобольскому и Тюменскому Димитрию с письменным прошением (письмо исх. № 29-6-2П от 29 августа 2011 г.):

«Прошу благословения Вашего Высокопреосвященства на написание и размещение в одном из храмов г. Тюмени иконы Божией Матери «Августовская Победа», а также, начиная с сего года, на проведение 1/14 сентября в честь этой иконы праздничного молебна в благословленном Вашим Высокопреосвященством храме. Цель празднования - укрепление православного духа воинства и казачества. Председатель Фонда им. Ермака Тимофеевича Н.К.Фролов».

Вскоре зашел в церковную лавку (ул. Республики, 58), и увидел на последней странице в новом православном календаре фотографию иконы Божией Матери «Августовская Победа». С радостью купил календарь и заказал большую фотографию с этой иллюстрации, оформил ее как икону.

1 сентября сего года, в день празднования иконы Донской Божией Матери (этот день благословлен Патриархом Московским и всея Руси Кириллом как «День православного казачества»), провели молебен, читали акафист перед иконой Донской Божией Матери в часовне благоверного князя Димитрия Донского. В этот же день, в ризной Знаменского кафедрального собора чудесным образом была обнаружена старинная икона Божией Матери «Августовская Победа» размером 700 на 890 мм.

Какое чудо, сама Богородица явила нам Свою икону и место ее пребывания в Тюмени, где молились наши прадеды.

В последующем, в церковных лавках Свято-Троицкого мужского монастыря города Тюмени, появилась книга: «Заступничество Богородицы за русских воинов в Великую войну 1914 года. Августовская икона Божией Матери. Издательства Ковчег. Москва 2010 год». В этой книге приведены копии документов свидетельства очевидцев и переписка Святейшего правительствующего Синода с войсковыми священниками.

Все вышеперечисленных события привели нас к твердой уверенности в ежегодном проведении службы перед этим Святым образом Богородицы. Мы верим, что напоминание об этом событии, станет ориентиром для укрепления воинского духа последующих поколений защитников нашего Отечества.

К сожалению, до сего дня канонического Акафиста и молитв этой иконе нет, но надеемся, что в скором времени все будет написано.

В конце сентября 2012 года я приехал в Кременско-Вознесенский мужской монастырь (Волгоградской митрополии), где смог воочию увидеть и приложиться к иконе Августовская Победа Божией Матери, созданной 12 ноября 1915 года иждивением казачек хутора Клецко-Почтовского о здравии и спасении воинов. Узнал, от настоятеля - игумена Савина (Аганина), что с этим образом Богоматери он проходил крестным ходом по Калининградской области и Польше, в том самом городе Августово, а также по Волгоградской области. К сожалению, потомки казаков, и ныне живущие недалеко от монастыря, не знают об этой иконе. В настоящее время, настоятелем планируется создание списка этой иконы для проведения крестных ходов, так как оригинал требует реставрации.

Знаменательно, что перед написанием данного доклада, по интернету узнал от иерея Георгия (Семьянова), что 11.10.2012 года по благословению епископа Железногорского и Льговского Вениамина (Курская митрополия) освящено место в с. Капенки Железногорского района под строительство нового храма ПОКРОВА БОГОРОДИЦЫ В ПАМЯТЬ ВОИНОВ, ПОГИБШИХ ЗА РУСЬ СВЯТУЮ И ВЕРУ ПРАВОСЛАВНУЮ. Очередной раз убеждаюсь, что нет в мире ничего случайного.

Помоги Нам, Матерь Божия, спасаться! И Спаси Вас, Господь!

 

Представитель фонда им. Ермака Тимофеевича казак Иван Алексеевич Статьев, Тюмень.

 

По вопросам создания списка и реставрации оригинала казачьей иконы Августовская Победа Божией Матери обращаться в Кременско-Вознесенский мужской монастырь к настоятелю игумену Савину (Аганину).

Контактный тел: 89023114084

e-mail: kremenskvoznesen1711@yandex.ru

kremenskvoznesen@mail.ru

По всем вопросам начатого строительства храма просьба обращаться к Семьянову Георгию Александровичу (иерей Георгий).

Контактный тел: 8-905-042-32-10

e-mail: semiano@yandex.ru

По вопросам деятельности фонда им.Ермака Тимофеевича просьба обращаться по адресу:

625000, г. Тюмень, ул. Первомайская, д.8, офис 309; 3 этаж

Тел.- факс: 8(3452) 46-76-15

сот: 89058205545

email: ermak72ru@mail.ru

сайт: www.ermak72.ru

 

Используемая литература:

Фарберов А.И. «Заступничество Богородицы за русских воинов в Великую войну 1914 года. Августовская икона Божией Матери». М.: Изд. «Ковчег», 2010. 336 с.

 

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Иван Алексеевич Статьев
История поругания поклонного креста «Ермаку Василию Тимофеевичу с товарищи» в Тюмени
Доклад на круглом столе по теме: «Взаимодействие казачества с РПЦ на IV Всемирном Конгрессе казаков» в Новочеркасске
09.07.2013
Все статьи Иван Алексеевич Статьев
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
Нотр-Дам перестала быть христианской церковью?
Новый комментарий от Александр Волков
30.12.2024 20:44
Ладушки – нескладушки
Новый комментарий от Агафон
30.12.2024 20:37
Новый год встречает нас своею неопределённостью
Новый комментарий от Vladislav
30.12.2024 19:57
Золотой клинок Империи и «сабля Мазепы»
Новый комментарий от Анатолий Степанов
30.12.2024 19:51
Может ли еще Индия стать православною?
Новый комментарий от JG
30.12.2024 19:31
Рождённые в СССР
Новый комментарий от Vladislav
30.12.2024 19:23
Борьба с Антихристом и Его Антицерковью
Новый комментарий от Владимир Николаев
30.12.2024 16:22