30 января 1945 года А.Маринеско была совершена «Атака века»
От РНЛ. Как сообщает группа ФБ «Иоанн Кронштадтский», «в рамках совместного с Фондом Президентских грантов проекта «Поднять Перископы» 15 января в Кронштадте почтили память Александра Ивановича, возложили цветы. Вместе с внучкой Александра Маринеско Валентиной рассказали морякам и молодежи Кронштадта о подвиге героя-подводника в годы Великой Отечественной войны.
Имя легендарного подводника номер один всех времен, командира ПЛ С-13 А.И. Маринеско, во времена моей службы не сходило с уст моряков. То, что сделал он для своего Отечества, не могло сравниться ни с чем. Особую атмосферу вокруг его имени вызывал тот факт, что подвиг его очень долго не был по достоинству оценен, то есть Маринеско не было присуждено звание героя Советского Союза. Теперь справедливость восторжествовала, слава Богу, но тогда этого еще не случилось.
В 1984 году на киностудии Молдова-фильм задумали снять фильм о героическом эпизоде потопления фашистского лайнера «Вильгельм Густлов» советской ПЛ С-13 под командованием Маринеско. ПЛ, на которой я проходил службу, уже тридцать лет была в боевом строю и полностью выслужила свой срок. Молдаване обратились к тогдашнему главнокомандующему ВМФ С.Г. Горшкову и он утвердил для съемок нашу ПЛ. Ее предстояло переделать в заводских условиях в ПЛ времен Великой отечественной войны. Правда, был запрет на имя Маринеско, но и создатели картины, и будущие зрители прекрасно знали, о ком идет речь. Два месяца мы стояли у стенки завода «Тосмаре» в Либаве, много времени и средств было затрачено, чтоб изготовить настоящий «Сталинец» стального цвета с действующими пушками. Внутри все дерево было сломано и убрано, никаких кают, кроме командирской, во время войны не было. Самым сложным оказалось найти 34-х миллиметровые пушки. Нашли их в г. Неман на заброшенном артиллерийском складе, привели в боевое состояние - все должно было выглядеть натуральным. Вот такая необычная судьба выпала на долю моей ПЛ в последние месяцы ее боевой жизни. Прежде чем пойти на переплавку (на иголки), она заслужила быть увековеченной на экране кино. Задача у съемочной группы была одна, а у экипажа - другая. Нам предстояло обеспечить безопасность людей, далеких от морской практики, не имеющих и малейших представлений о тех опасностях, которые таит в себе подводная лодка, да и вообще морская стихия.
В конце ноября, когда работа подходила к концу, директор картины выразила желание пойти со всеми в море:
- А то съемки кончаются, а я не побываю на подводной лодке, будет обидно.
Я предупредил ее, что море неспокойное, а подводная лодка не яхта для прогулок, и вместо удовольствия может получиться обратный эффект. Но Виктория ответила, что, мол, мы, киношники, люди бывалые, еще и не такое видали. Как только вышли в море и начало качать, все женщины сразу «укачались» и разлеглись по койкам, кто где и кто в чем. Бедные матросы сидели возле своих коек и с волнением неотрывно глядели на женские прелести, которые показались во всей красе из-за полной невменяемости гримерш, художниц по костюмам и звукооператорш. Директора фильма положили в единственную каюту - командира. Несколько раз проходя мимо этого места я обратил внимание на ритмические тупые удары, которые раздавались синхронно с наклоном ПЛ с борта на борт. После каждого удара сразу был слышен короткий тяжкий стон. Мне стало интересно, открыв дверь каюты командира, я заглянул внутрь. То, что я увидел, меня потрясло. На койке лежит Виктория Кирилловна с закрытыми глазами, на столе стоит большая тяжелая пишущая машинка «Ятрань», ее каретка расположена как раз напротив лба женщины. При крене на левый борт тяжелая каретка стремительно перемещается и ударяет ее прямо в лоб. Я освободил бедную женщину от этой пытки, которую она придумала сама себе. Позже, когда мы сидели в ресторане по поводу окончания съемок фильма, она скажет мне: «Я думала, что нахожусь в аду». Ну что ж, зато, как в таких случаях говорят, будет, что вспомнить.
Вообще эти сложные съемки и в бытовом, и в погодном отношении шли под осмыслением личности Маринеско, все новые и новые сведения мы получали об этом человеке, под это корректировался сценарий. Приходили на ПЛ оставшиеся в живых члены экипажа С-13, рассказывали правду о своем командире, делились воспоминаниями о знаменитом походе. Однажды со своей старушкой-женой пришел на ПЛ и обедал с нами адмирал в отставке А.Е.Орел, бывший командующий Балтийским флотом, а во время войны - командир дивизиона подводных лодок. Он провожал Маринеско и встречал его с победой. Когда сели в кают-компании, этот человек, живая легенда, вдруг достает из кармана плоскую фляжку и говорит:
- Вы уж извините, вам нельзя, вы на службе, а я свои адмиральские сто грамм коньяка должен перед обедом выпить, положено по норме.
Потом рассказал, как, находясь в Финляндии, под Новый год Маринеско вдруг исчез. Время было военное, самовольная отлучка из части каралась расстрелом.
- Александр был неравнодушен к женскому полу, в тот раз он сошелся с финкой, хозяйкой небольшого ресторанчика, и все время, пока его искали, был у нее. Когда, вычислив его, за ним пришел врач, то командир сказал:
- Ты меня не видел.
- Но, товарищ командир, вас везде ищут, пахнет трибуналом.
Маринеско прогнал его. Когда должен был приехать к этой женщине муж, она взмолилась: «Саша, уходи, у меня будут неприятности». Маринеско сказал: «Я рискую из-за тебя головой, ты же каким-то рестораном не можешь рискнуть». Тогда она сказала: «Оставайся». Когда Маринеско арестовали и хотели судить, весь экипаж, как один, встал на защиту своего командира.
- Без Маринеско в море не пойдем, судите всех.
Старый адмирал отхлебнул своего коньяка и продолжал:
- Тогда я тоже рисковал, освободив его от трибунала. Я сказал: «Ладно, Саша, иди, в море искупишь свою вину». И он искупил, за один поход утопив вражеского тоннажа равного одной шестой всего потопленного на Балтике за годы войны. Более девяти тысяч отборных офицеров и генералов вермахта, а также девяносто подготовленных экипажей подводных лодок, предназначенных для военной блокады Англии. Так что в этой стране еще непременно предстоит поставить ему памятник.
Эти строки я написал, когда со своей матерью впервые посетил могилу Маринеско на Богословском кладбище в г. Ленинграде.
Трава богословская, ленты матросские.
Здравствуйте, мастер торпедных атак.
В трудной судьбе своей был ты нам другом,
Только лишь фюрера - личный был враг.
Адмирал Орел, сидя с нами в тесной кают-компании, говорил, что несколько раз посылал Маринеско на звезду героя, но наверху посчитали, что достаточно ордена Красного знамени. Он как будто оправдывался перед нами. Все эти факты о герое-подводнике хотелось воплотить во время съемок, как можно более полно отразить его характер и величие его подвига. Когда фильм пошел в прокат с названием «О возвращении забыть», он имел определенный успех, один раз его даже показали на день ВМФ по центральному телевидению, но последние десять лет о нем словно забыли. После окончания съемок лодка вернулась в Лиепаю, но она уже была никому не нужна. Я к тому времени был списан по здоровью с плавсостава и хотел перевестись для дальнейшего прохождения службы на родину, в город на Неве.
Но все же задача была выполнена, имя подводника номер один было увековечено на экране кино и по мнению многих ветеранов подводников фильм «О возвращении забыть» является лучшим фильмом о А.И. Маринеско.
Александру Маринеско
Он жадным был до правды и до жизни,
Любил расчет и яростный кураж;
И был корабль единым механизмом
С названьем гордым и прекрасным Экипаж.
И было все - и тюрьмы, и дороги,
Обида горькая, забвенье и вина;
Да разве только и узнают боги,
Какой ценой добыл он ордена.
Но память, как огонь, дается человеку,
Ее не погасить в душе моей морской;
Останется в веках «Атака века»
Сиять на бронзе золотой звездой.
Петр Анатольевич Кузнецов, капитан 2 ранга запаса, член объединенного Совета ветеранов подводников