Памяти митрополита Платона (Левшина)

Доклад на XX Международных Рождественских Чтениях

Новости Москвы 
0
557
Время на чтение 6 минут

В конце прошлого года минуло 200 лет со дня преставления (11 /24 ноября 1812 г.) митрополита Платона (Левшина)

Отец владыки был сельским причетником и звонарем, впоследствии священником.

Митрополит ПлатонБудущий митрополит жил и действовал в крайне непростых условиях, в тяжелое для Церкви время (секуляризация, вольнодумство). В 1763 г. во время посещения Лавры императрицей Екатериной II Платон блестящей проповедью обратил на себя ее внимание и вскоре был назначен законоучителем цесаревича Павла Петровича и придворным проповедником.

Опубликовано более 150 писем Павла I к митрополиту Платону. С именем владыки связано множество примечательных случаев. Приведем некоторые из них.

По приглашению Екатерины II в Россию прибыл энциклопедист Д. Дидро. Между ним и молодым иеромонахом Платоном возник диалог: «Знаете ли, отец святой, философ Дидро сказал, что нет Бога?» Законоучитель ответил: «Это прежде него сказано». «Когда и кем?» - поинтересовался Дидро. Платон пояснил: «Пророком Давидом», - и процитировал слова 52-го псалма: «Рече безумец в сердце своем - несть Бога».

Однажды какая-то великосветская дама упрекнула его за роскошь экипажа, ссылаясь на пример Спасителя, Который ходил пешком. Митрополит так отреагировал: «Господь наш Иисус Христос действительно ходил по Святой Земле пешком, и ученики Его шли за Ним... А я за своей паствой и на шести лошадях не могу угнаться».

В Вифанской церкви на службе стоял за клиросом один приезжий монах. Митрополит велел ему вынести свечу; тот, поклонясь ему, сказал: «Я иеромонах». Платон отвечал : «Извини, пожалуйста, я этого не знал», и сам вынес свечу.

Как-то пришел к нему монах жаловаться на качество выдаваемого хлеба. Платон взял кусок, стал расспрашивать монаха, где тот родился, кто его родители. Тем временем съел понемногу весь его хлеб. Потом, как бы забыв, зачем пришел жалобщик, спросил его о причине визита.

- Жаловаться на дурной хлеб, - ответил монах.

- А где же он? - спросил Платон.

- Вы его скушали, владыко, - ответил тот.

- Ну и ты иди, твори такожде, - заключил Платон.

Часто он ходил по окрестностям Стефано-Махрищского монастыря, заходил в ближайшие деревни, в крестьянские избы, на поля, где трудились земледельцы, с интересом беседовал с ними.

* * *

Одна из самых знаменитых проповедей митрополита Платона была говорена в Петропавловском соборе в присутствии императрицы Екатерины II по случаю победы российского флота над турецким 24 июня 1770 года.

Проповедник вдруг спустился с амвона, подошел к гробнице Петра I и воззвал:

- Восстань теперь, великий монарх, отечества нашего отец, восстань и насладись плодами трудов твоих....

Присутствующий при этом граф Разумовский, малороссиянин, потихоньку сказал кому-то из придворных:

- Чого вин його кличэ? Як встанэ, то усим достанэться.

 

Митрополит Платон отрицательно относился к обычаю отдавать детей на обучение иностранцам. Он призывал «тщательно хранить святую древность и святые ее законы», чтобы «иноплеменные перестали нам быть наставниками», а, напротив, «от нас научились вере Богу и благим делам». Для изучения греческого языка он посещал службы в Никольском греческом монастыре, а потом особенно любил читать на греческом творения святителя Иоанна Златоустаго.

По благословению владыки Платона, началось возрождение заброшенной Оптиной пустыни.

Его можно назвать одним из первых церковных историков России. Он не принял предложение Наполеона о воссоединении Восточной и Западной Церквей, назвав подобную мысль «противной духу народа русского». Много потрудился владыка для своей паствы и духовенства. Он говорил: «Я застал московское духовенство в лаптях и обул его в сапоги; из прихожих ввел его в залы к господам».

По его указанию на куполах Успенского собора Лавры были устроены далеко видные позолоченные медные звезды.

Владыка выразил решительный протест против входа Павла I при короновании со шпагой в алтарь для причастия.

Когда император Павел I решил ввести награждение православного духовенства кавалерскими орденами, митрополит воспротивился и долго не принимал орден св. Андрея Первозванного. Он проявил обезпокоенность тем, что данное нововведение императора повлияет на отношения официальной Церкви со старообрядцами, и что оно может дать им основание увидеть сходство православных епископов с католическими.

С 1782 г. он не принимал участия в заседаниях Святейшего Синода по причине того, что не мог смириться с неограниченными полномочиями обер-прокуроров и пассивным поведением своих собратьев епископов.

Пользовавшийся благоволением трех российских самодержцев владыка Платон мог высказать самостоятельный взгляд и на ряд ключевых эпизодов русской церковной истории, оценивая, например, церковный раскол XVII века. Править церковные книги, по его убеждению, было необходимо, но «надлежало было, объяснив все причины исправления книг и представив пред очи видимые ошибки, так же оговорив, что и в старых книгах ничего Церкви противного не заключается (...) надлежало было оставить на волю: по старым ли служить книгам или по новым». Решение этого вопроса путем принудительным, «вооруженною рукою», не только не погашало раскол, «но еще более его возжигало». Именно по этой причине, стремясь уврачевать раны, нанесенные Русской Церкви в XVII веке, Платон предпринял смелые шаги к установлению единоверия.

Отдав должное заслугам Никона, митрополит Платон замечает, что он был «своенравен и горяч, даже до излишества; неуступчив, даже до упрямства, пышен по внешности, даже до возбуждения зависти других».

Еще будучи архимандритом в 1764 году он написал «Увещание Вселенской Церкви ко всем отлучившимся её». Уже тогда, в этом труде, появилось то доброе и очень примирительное отношение митрополита Платона к старообрядцам.

Московские старообрядцы не один раз пробовали просить себе священника у Православной Церкви. Они обращались к митрополиту Платону и в Синод еще в 80-е годы XVIII века, но тогда московский архипастырь проявил необыкновенную осторожность: он усомнился в искренности просителей. Известно, что митрополит Платон раздраженно отреагировал на сообщение епископа Никифора (Феотоки) о рукоположении священника для старообрядцев и разрешении ему служить по старому обряду. Тогда он выступал за присоединение старообрядцев без всяких условий, иначе будет «хромание на оба колена». Он был против такого варианта. Его безпокоило то, как сохранить лицо, т.к. долгое время шла борьба с древнерусским церковным укладом. Позднее московские старообрядцы решили обратиться, минуя митрополита, прямо к высшей светской власти.

Они просили даже самостоятельного епископа, который подчинялся бы не Святейшему Синоду, а государственной власти и имел бы при себе особое духовное правление.

Единственное требование к ним - поминать императора за богослужением по установленной тогда форме, они отвергли, отказались поминать его во время Великого входа, потому что этого никогда не было при старых русских Патриархах. Через некоторое время старообрядцы вновь обратились с ходатайством. Теперь они соглашались на подчинение Святейшему Синоду и епархиальному архиерею, правда, с изъятием их из ведения духовной консистории.

Не требовали, конечно же, никакой исправы от переходящего к ним духовенства. На старообрядцев повлиял следующий случай: один бывший дворовый, который был отдан помещиком в солдаты, дезертировал из армии и, находясь в бегах, примкнул к старообрядцам, стал у них начетчиком. Раздобыв где-то ставленническую грамоту, он явился с ней на Рогожское кладбище, выдавая себя за священника. Помещик, однако, сообщил об этом полиции, и хотя беглый солдат скрылся, многие старообрядцы узнали о случившемся. Понимая, что вместо проходимцев лучше иметь законных священников, и желая остаться все-таки при старых обрядах, они решились подать свою просьбу митрополиту.

Митрополит Платон решил осторожно выяснить мнение по этому поводу у архимандритов московских монастырей и московских благочинных. В своем большинстве они отрицательно отнеслись к ходатайству старообрядцев, в то же время невозможно было не реагировать на позицию высшей светской власти. Митрополит остановился на среднем варианте: пойти навстречу просителям, проявить снисхождение, разрешить им употреблять старые обряды в надежде, что они «со временем Богом просветятся и ни в чем в неразнствующее с Церковью приидут согласие». Т.е. он рассматривал единоверие как переходный этап к полному, ни в чем не отличимому слиянию с Православной Церковью. Такую позицию занимал ряд иерархов в то время. Таким образом, на том первоначальном этапе бытия единоверия, оно не воспринималось на равных. Отголоски такого представления нередко встречаются и сегодня. По правилам митрополита Платона единоверцы могли безпрепятственно причащаться в новообрядческих храмах, а новообрядцы в единоверческих только «в крайней нужде». Присоединяться к единоверию можно было только там, «где никто никогда дотоле в Церковь Православную не ходил и таинств ее не принимал». Платон был категорически против того, чтобы в учреждаемых единоверческих храмах служили бы беглые попы, т.е. те, кто перешел к старообрядцам из Греко-Российской Церкви.

Митрополит Платон ограничил общение православных с будущими единоверцами. То есть православному дозволялось у единоверческого священника причащаться лишь при крайней нужде, в смертном случае, если нельзя было найти священника православного. А вот единоверец мог причащаться у православного священника в любой ситуации.

О том, насколько важен был вопрос о единоверии для митрополита Платона, говорит тот факт, что священник Полубенский в 1807 году был возведен им в достоинство протопресвитера - очень редкая не только награда, но и должность для того времени. И этим была отмечена особая важность положения единоверческого священника не только в Москве, но и в Православной Церкви.

Митрополит тяжело перенес известие о вторжении в Россию армии Наполеона и умер, узнав о его отступлении, 11 (24) ноября 1812 г.

 

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

5. Памяти митрополита Платона(Левшина)

В 1800 г. были приняты "Пункты о единоверии" митрополита Платона (Лёвшина), утверждённые императором Павлом I и определявшие положение христиан, придерживавшихся старого обряда. Это начало легального сосуществования двух богослужебных систем ― старого и нового обряда ― внутри Русской Церкви."Равночестность" и равноспасительность двух обрядов была провозглашена Поместным Собором Русской Православной Церкви в 1971 г.
Кутузов / 01.02.2013, 22:47

4. Re: Памяти митрополита Платона (Левшина)

Любой Собор при желании можно заподозрить, что кто-то оказал влияние на его решение. Известно, что группа архиереев готовила снятие клятв. В их числе владыка Волоколамский Питирим и Саратовский Пимен, а потом Собор утвердил то, что планировал и не успел сделать Собор 17-18 гг. и сделал Синод митрополита Сергия в 1929 г. Старообрядческих епископов неоднократно принимали Восточные Патриархи как до 17 года, так и не так давно Иерусалимский патриарх Феофил и относились к ним, как к епископам.
Орлов Г. О. / 29.01.2013, 18:50

3. Ответ на 2., Суворов:

Потому что процесс переосмысления трагедии произошедшей в середине XVII века развивался дальше. Вплоть до благословения поместным Собором 17-18 годов: если 4\5 какого либо прихода желают перейти на старый обряд и наоборот. Правила митрополита Платона это уже не действующий закон а история.

Сколько можно уже об этом говорить. Ни один Восточный патриарх не снимал анафемы. А если собор РПЦ под давление митр.Никодима и снял анафемы, то результат этого - ноль. Ни один раскольник не покаялся. Они только посмеялись на собором.
М.Яблоков / 28.01.2013, 16:02

2. Re: Памяти митрополита Платона (Левшина)

Потому что процесс переосмысления трагедии произошедшей в середине XVII века развивался дальше. Вплоть до благословения поместным Собором 17-18 годов: если 4\5 какого либо прихода желают перейти на старый обряд и наоборот. Правила митрополита Платона это уже не действующий закон а история.
Суворов / 28.01.2013, 15:15

1. Re: Памяти митрополита Платона (Левшина)

Митрополит Платон ограничил общение православных с будущими единоверцами. То есть православному дозволялось у единоверческого священника причащаться лишь при крайней нужде, в смертном случае, если нельзя было найти священника православного. А вот единоверец мог причащаться у православного священника в любой ситуации.

Тогда почему сейчас это не выполняется?
М.Яблоков / 28.01.2013, 07:45
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Игумен Кирилл (Сахаров)
В Новодевичьем монастыре в год его 500-летия
Об одной из древнейших обителей в Москве
15.11.2024
Многая лета большому русскому патриоту!
Впечатления от «Русского вечера» Александра Яковлевича Михайлова
07.11.2024
«Его отличали добросердечие, кротость, благожелательность к окружающим»
Памяти старообрядческого епископа Патермуфия
26.10.2024
Ему было свойственно безкорыстие, безстрашие и смелость
В Москве состоялись Чтения, посвященные выдающемуся патриотическому деятелю современности В.Н.Осипову
21.10.2024
О современном миссионерстве
Многие православные не представляют, насколько многочисленны и активны протестанты
07.10.2024
Все статьи Игумен Кирилл (Сахаров)
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
23.11.2024 21:12
Мавзолей Ленина и его прообразы
Новый комментарий от Павел Тихомиров
23.11.2024 20:47
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский Иван
23.11.2024 19:52
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
23.11.2024 19:31
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от влдмр
23.11.2024 16:54
Еще один шаг в сторону разрушения семейных устоев
Новый комментарий от Рабочий
23.11.2024 16:06