«Четири слова, четири слова
заставио свети Сава:
«Само слога Србина спасава»
Так поётся в одной из главных сербских песен, считающейся негласным гимном сербов. Что значат эти слова? А вот что: святой Савва заповедал, что «только единство Сербию спасёт». Имя главного сербского святого, как и название страны, начинается на «С». Все четыре заповеданных им слова тоже начинаются на «С». Старинный герб Сербии - орёл. На груди у него - щит. На щите - крест. В каждом из четырёх углов креста - по букве «С». Незнающий подумает, что это мусульманские полумесяцы и удивится: «С какой стати!» Но мы-то знаем, что это начальные буквы четырёх слов главной заповеди Саввы: «Только единство Сербию спасёт» - «Само слога Србина спасава».
Заповедь эта нарушена. Единства Сербии нет. Вот уже и черногорцы отделились. Ещё немного, и колыбель сербов, многострадальное Косово, окончательно перейдёт в руки народа, который нашёл у сербов крышу над головой, а потом радушных хозяев с их земли и выгнал. «Да расплющатся семена, рождающие людей неблагодарных!», - так восклицал в своём знаменитом монологе шекспировский король Лир.
Божие наказание неизбежно ждёт тех, кто сейчас разрушает сербские святыни в Косово. Так ещё при жизни был страшно наказан визирь Оттоманской империи Синан, отдавший приказ сжечь гроб с мощами святителя Саввы. Войско его не знало поражений, но в одночасье по воле Божией всё изменилось, и в сражении трусливо бежали с поля битвы и были полностью истреблены эти воины, а сам визирь - изрублен на куски.
Сожгли мощи святителя Саввы 27 апреля 1594 года на Врачаровой горе в Белграде. Когда гроб воздвигли на пылающий костёр, от мощей великого праведника до небес поднялась лучезарная радуга. На том месте, где мощи были сожжены, теперь возвышается величественный собор Святого Саввы, - одно из известнейших сооружений православной архитектуры.
В житии сербского святителя много удивительных мест. Одно из главных - его взаимоотношения с отцом Стефаном Неманей, основателем могучего Сербского государства.
Имея двух сыновей, Стефана и Вукана, Неманя не видел в них достойных продолжателей своего дела и хотел иметь ещё одного сына. Вместе с женой Анной, дочерью боснийского бана, он принял обет, что если у них родится третий сын, они никогда больше не взойдут на супружеское ложе. Так появился на свет Растко, будущий святитель Савва. В нём быстро стали проявляться черты отца, тот радовался и готовил Растко стать властителем державы. Но сын, вопреки воле родителей, стал Cербским архиепископом. И мог отныне короновать властителей Сербии королевским венцом. До той поры они были великими жупанами, т.е. великими князьями. Получив собственного архиепископа, сербы получили и собственное королевство.
Когда отец состарился, Савва убедил его оставить престол своему брату и уйти в монастырь.
Уговаривая отца, Савва говорил: «Молю тебя, в земном царстве движимый апостольским духом, ты просветил людей своих православием, истребил ереси, ниспроверг бесовские храмы, и воздвиг церкви Богу. Теперь остаётся тебе довершить слова Сына Божия, глаголющаго в Евангелии: аще кто хощет Мне идти, да отвержется себе и возьмет крест свой и по Мне грядет. Прийми мой добрый совет, и оставив земное царство и богатство, иди путём смирения и вселись со мною в пустыни. Здесь, упразднившись от всего молитвою и постом, ясно уразумеешь Бога. А если не примешь моего совета, то не надейся более видеть меня в своей жизни». Стефан Неманя уступил увещеваниям сына и стал монахом Симеоном в основанном Саввой монастыре Студеницы. Король Сербии стал подвижником, праведником, который после смерти был причислен к лику святых, а сын его Савва написал его житие!
Кстати, и мать Саввы, Анна, стала монахиней Анастасией. Она тоже - в лике сербских святых.
Тамо, далеко, где цвета белий крин,
Тамо су животе дале.
Заедно отац и син,
- поётся в другой знаменитой сербской песне. Переводится это так: «Там далеко, где цветёт белая лилия, там живут вместе отец и сын». И это тоже про Савву и Симеона, двух царственных иноков. Из Студеницы Симеон перебрался к сыну на Афон, вместе они обошли всю гору и стали восстанавливать разрушенную обитель Хиландария, ставшую сербским монастырём Хиландар. Византийский император Алексий III Ангел присвоил Хиландару статус императорской лавры.
Другое, особенно тёплое для нас в житии Саввы - то, как он в восемнадцать лет ушёл на Афон. Ведь подвигли его к этому русские афонские монахи. Среди них один особенно хорошо рассказывал об афонской жизни и возжёг в сердце юноши Растко Неманича мечту стать насельником святой Афонской горы. Сказав, что едет на охоту, Растко бежал на Афон и там принял постриг в тот самый миг, когда в русский Свято-Пантелеимонов монастырь явились посланцы от отца, которым было велено схватить Растко и привезти домой.
Именно в русском монастыре Растко стал Саввой! Он был хорошо известен в те времена на Руси. Монахи, приходившие с Афона, много рассказывали о подвижнике сербе, о мироточивом гробе его отца, о том, как Савва объединил Сербию, которая чуть было не развалилась из-за вспыхнувшей вражды Неманичей - Вукана и Стефана. Ради этого объединения Савва перевёз мироточивый гроб отца своего с Афона в Студеницу. Примирив братьев, он и промолвил слова, ставшие главной заповедью для сербов: «Само слога Србина спасава» - «Только единство спасёт Сербию».
Год проведя в Сербии, Савва основал и построил ещё один важный монастырь - Жичу, которому впоследствии суждено будет стать резиденцией сербских архиепископов. И первым из них, как уже было сказано, стал сам Савва, поставленный Византийским Патриархом Мануилом в 1219 году. Во время совершения архиерейской хиротонии на Савву сошёл неземной свет. А в 1221 году в Жиче архиепископ Стефан торжественно возложил королевскую корону на голову своего брата Стефана Неманича, которого после этого стали называть Первовенчанным. Когда же пришло время кончины Стефана Первовенчанного, Савва и его постриг в монахи с именем Симеона.
Чувствуя, что и самого его силы понемногу оставляют, Савва передал управление Сербской Церковью наместнику Жичского монастыря архимандриту Арсению, а сам решил остаток дней посвятить паломничеству по святым местам. Читая это место в житии святителя, удивляешься тому, как свободно он перемещался по Палестине, Египту и Сирии, как приветливо его всюду принимали, и нигде он не встречал никаких препон. Удивительно здесь то, что в те времена Святая Земля уже была отвоёвана мусульманами у крестоносцев, но этого православного святителя они принимали и пропускали всюду беспрепятственно.
В Сербию из Святой Земли он возвращался через Болгарию и, находясь в тогдашней болгарской столице Тырново, совершил последнюю литургию, слёг и скончался. Болгарский царь Иоанн Асан, бывший для Саввы не только другом, но и родственником, повелел похоронить святителя в тырновском храме во имя Сорока мучеников. Спустя год сербы стали требовать отдать им гроб с мощами Саввы. Болгары не уступали, потому что у этого гроба совершались исцеления. Едва не вспыхнула война!
К счастью, всё обошлось без кровопролития. Святитель Савва явился во сне болгарскому монарху, и тот согласился отдать мощи в Сербию. Но и когда останки были вывезены из болгарского храма Сорока мучеников, люди продолжали здесь исцеляться, прикасаясь к доскам пола, на которых некогда стоял гроб. Мощи же были перевезены в Сербию и помещены в храме Вознесения Господня в Мелешеве. Нетленные, они пребывали там в открытом гробе до самого того дня, когда свершилось святотатственное сожжение их турками.
Первая публикация: http://russdom.ru/oldsayte/2007/200701i/20070121.shtml
2. Без комментариев
1. Re: Сербская радуга