В конце года, как уже стало с 1927 года нормой вначале на западе, а теперь уже почти везде, подводятся итоги, которые выявляют наиболее резонансные явления и объявляют о награждениях прославившихся в этих мероприятиях личностей. Изначально говорилось о «человеке года», а сейчас - о «личности года» или, как пафосно вещают некоторые СМИ о «героях среди нас».
Дело то не в том, что выявляются настоящие герои, но в том, что фиксируются образцы для подражания, формируется канон того, что же является атрибутом «героичности».
Персоны выбранных в качестве образцов для подражания настолько одиозны, что человек, пока еще сохраняющий остатки трезвомыслия, просто отмахнётся. Или нервно расхохочется...
Обама, Джуканович - «личности года». Драшкович - «евроатлантическая личность года». Обладателем Нобеля за мир стал Евросоюз, а ведь премию запросто могли назначить и Pussi Riot.
Невероятно, но факт: Адольф Гитлер в 1938 году был объявлен личностью года. Ответил ли кто-то за этот выбор? Неизвестно. Кое-что о европейском понимании героизма говорит и случай со Степаном Бандерой, которого в качестве героя Украины провозгласил бывший президент Виктор Ющенко. Нет, нынешний президент, Виктор Янукович это решение аннулировал, - быть может, под давлением Москвы - но... прецедент есть.
Интересно, что в самой Украине, пока ЕС была не против, героизация Бандеры преподносилась в контексте цивилизационной переориентации на «европейские ценности». Если эти ценности таковы, что воплощением их стал пособник нацистов, то, быть может, что-то не так с тем пониманием героизма, которое становится для всех нас актуальным...
Первыми откликнулись журналисты-еврофанатики. Арно Лепармантье (Arnaud Leparmentier) - парижский журналист с хорошими связями в правительстве, корреспондент газеты "Le Monde" в Елисейском дворце (резиденции президента Франции и месте заседаний Совета министров) отчеканил следующее:
«Наши герои устали. Наши европейские герои. Они хотят перевернуть страницу».
«Марио Монти опускает руки под давлением Сильвио Берлускони».
Жан Мари Коломбани (Jean-Marie Colombani), согласно проатлантистскому порталу "Slate.fr", обвиняет «популлиста Берлускони» в том, что если Италия проголосует за него, ЕС погрузится в еще более глубокий кризис.
Монти уходит, ибо Берлускони и его партия «Народ свободы» отказались и далее поддерживать тщетную политику премьера и ускоряют обновление парламента.
И, все же, еврофанатикам симпатичен Марио Монти: «Председатель совета министров Италии - потомок расы патрициев, один из тех людей, кем движет столь дорогая Монтескье добродетель.
Они все большие политики, но знают меру. Хотя есть у них и один неисправимый пробел: их не избирали. Марио Монти - это бывший европейский комиссар и пожизненный сенатор, а не человек, которого избрали на всеобщем голосовании.
Главное для Марио Монти укладывается в слова, которые произнес его далекий предшественник Альчиде Де Гаспери (Alcide De Gasperi): «Политик думает о будущих выборах, государственный деятель - о будущих поколениях».
«Экономические и цивилизационные страхи Европы ведут к обоюдным обвинениям. Для национальных политических деятелей главное зло - это нелегитимная Европа. Для европеистов основное препятствие - это народы и нации».
Всё остальное воспринимается как нечто несущественное и даже маргинальное.
Впрочем, Монти не собирается уходить из политики совсем. Он покидает итальянскую политику. Ему предлагается солидное политическое положение в Брюсселе. Так подтверждается правило: «Неуспешный политик дома - отличный кадр для Союза!»
Обо всех тех, кто растерял авторитет своих избирателей, европропагандисты обычно говорят так:
«Многие из Европейцев с большой буквы больше не могут мириться с национальной политикой...»
«Они не могут терпеть национализм своего народа...»
«Они не могут выбирать нации, в которой рождены, но могут выбирать...»
Этот список денационализированных кадров может дополнить и Даниел Кон-Бендит (Daniel Cohn-Bendit), который на пару с бельгийским либералом Ги Верхофстадтом (Guy Verhofstadt) выпустил книгу о Европейской Мечте «Вставай, Европа!» (Debout l'Europe!).
Существует достаточно серьезная проблема у знаковых носителей Европейской Мечты. Эта проблема называется «возраст». Нет, конечно, среди евролибералов встречается и молодежь - тот же Тадич, к примеру. Но... крупных героев, людей-легенд среди еврофанатиков нет. А на носу выборы 2014 года.
Арно Лепармантье, между тем, советует надежды не терять, поскольку уже скоро «у нас будет новый европейский герой».
И вот подставил плечо евроатлантистам Нобелевский Комитет, ибо, что ни говори, но авторитет премии дарует награжденным некий героический ореол. Впрочем, награждение Евросоюза, несомненно, девальвировало награду, и ореол потускнел.
«Нет иного объяснения странному решению о присуждении Европейскому союзу Нобелевской премии мира за 2012 год», - пишет израильский журналист Бен-Дрор Ямини. «Ошибаться могут даже ученые. Это случается. Но в данном случае речь идет о далеко не первой ошибке такого рода. Всего два года назад Нобелевский комитет вручил премию мира президенту США Бараку Обаме. Допустим, тогдашнее решение было символическим. Премия была вручена авансом. Но прошло уже два года. Члены комитета должны были осознать всю проблематичность подобной модели принятия решений. Ведь Обама не оказал ни малейшего содействия ни одной мирной инициативе в какой-либо точке земного шара. Его деятельность не привела к сокращению масштабов насилия в тех регионах, где замешаны интересы американской сверхдержавы, или там, где США должны были бы вмешаться в сложившуюся ситуацию. Ведь именно под покровительством Обамы арабские государства попали под контроль радикальных исламских движений. <...>
Вручение Нобелевской премии мира Евросоюзу гораздо хуже, поскольку речь идет о солидном институте, который действительно мог бы стать фундаментом для международного демократического сообщества. <...> Это привело бы к существованию более справедливого миропорядка. Но этого не произошло. Европейский союз оказался мягкотелой и недееспособной структурой».
На совести Евросоюза не только тупиковая ситуация на Ближнем Востоке, но и превращенные в руины осколки бывшей Югославии. Так что совершенно неясно, установлению какого мира содействовал Европейский союз, получивший Нобелевскую премию.
Что же такое настоящий герой?
Согласно греческой мифологии, откуда и пошел это понятие и метафора, это, в первую очередь, вождь, потомок божественных личностей. От богов герои отличаются тем, что сами они являются смертными, однако бессмертными их делают подвиги.
Но в греческой мифологии есть герои, которые стали бессмертными: Геракл, Асклепий, Полидевк...
Большинство героев - это воины, которые побеждали чудовищ и воевали между собой. С развитием античной культуры возрастала мудрость героев, их одаренность в музыкальном плане, возрастала также и скорость перемещения их тел в пространстве. Появлялись и новые качества, присущие героям: создание законов, а также предсказание будущего.
Философ понимает героизм несколько иначе. Герой - это человек, который жертвовал собой во имя всеобщего блага. В философии о героизме много размышлял Гегель, для которого героизм понимался как следствие проявления национального духа. Сейчас героизация служит, как, собственно, и всегда, для создания галереи образов, являющих собою воплощения доминирующих принципов общественной жизни.
И то, что в качестве героев преподносятся весьма сомнительные личности, не имеющие ничего общего с эпическими героями, благородными и добродетельными, - вовсе не говорит о том, что время сейчас какое-то «негероическое», нет!
Система тотальной «политической корректности» героизирует как «винтики» самой себя, так и тех, кто занимается отладкой процессов. Поэтому в разряд «героев» никогда не попадут те, кто является носителем неглобалистского сознания.
Никогда в качестве героев не будут провозглашены, например, активисты «Европейской акции - движения нового европейского сознания», которые поставили перед собою цель трансформировать Евросоюз в Европейскую Конфедерацию, свободную от прокрустова ложа принципов толерантности и потребления, а также прочей лицемерной лжи.
Эти люди не провозглашаются в качестве героев, однако это не значит того, что таких людей нет.
А значит, подлинные герои, непохожие на тех, кто преподносится в качестве образцов для подражания, еще не ушли в область «преданий седины глубокой».
Они живут среди нас. Они действуют.
Перевод - П.Тихомиров
1. Re: Время европейских антигероев