Фраза в названии является лозунгом Сербского Культурного Клуба, который был основан в Белграде в 1937 году Слободаном Иовановичем, Стеваном Moлевичем, Слободаном Драшковичем, Драгишей Васичем, сестрами Розой и Душицей Борисавлевич.
1.
Вот что удивительно, невозможно понять: что с нами происходит? Где мы находимся? Умерла ли совесть человечества, наблюдая, как похищают куски отечества у маленького народа, рыцарского и свободолюбивого, чья высокая этика давно принята в моральный кодекс человечества? Не обезумела ли Европа - от стыда и боли, - когда увидела как освобождаются от стражи те, чья вина всем известна и просто вопиет о воздаянии!?
Если действительно совесть человечества умерла, почему не провозглашен трехдневный траур и не приспущен национальный флаг Сербии? У сербов вновь пытаются отсечь и украсть новые и новые края, но никто не одевает на рукав траурной повязки?
Напротив, находятся такие, которые ставят памятник сербским убийцами и безнаказанно сжигают национальный флаг - и это происходит в самом сердце страны!
Некоторые жители сербских равнин упомянули про какие-то переговоры... А про разговоры - молчат. Молчат о том, что жители сербских гор - как вчерашние православные братья-черногорцы, так и позавчерашние родственники - босанцы-мусульмане, оказывается, говорят вовсе не на сербском языке, а, соответственно, на «черногорском» и «мусульманском». Чем жители 3-4 муниципалитетов Санджака хуже черногорцев!?
А сербы? Сербы молчат! Сербы безучастно наблюдают, как будто ничего особенного не происходит. Этому апатичному лжесмирению один из наших мудрых епископов поставил следующий диагноз:
«Сербы находится в стадии умерщвления».
Разумные люди знают, почему он молчал на протяжении десятилетий и считают, что скоро сербский народ будет говорить силой молнии.
2.
Мы уже говорили: не будет мира в Косово и Метохии.
Не будет мира для сербов, но не будет и для албанцев. Сербы понимают, что их страна похищена, и албанцы знают, что они находится на похищенной земле. Иное возможно только если случится величайшее чудо.
Чудо будет, если сербы со своей стороны мнимой границы будут говорить соседу- хищнику:
- Будь здоров, сосед Mуфлюзи! Надеюсь, тебе хорошо в моем доме, в моем дворе цветник пионов, а в колодце чистая и студеная вода. Я вижу, ты перекопал кладбище моих предков, ну, ладно, зачем былое ворошить? Я слышал, что ты собираешься в моем саду построить мечеть? Правильно. Это хороший шаг, но я не знаю, как Аллах, которому ты кланяешься, утвердит твой захват моей земли и моего имущества, имущества моих предков. Слушай, мне тоже не так уж плохо здесь. Правда я до сих пор с семьей в лагерях, но, кое-как сводим концы с концами: Красный Крест не дает умереть от голода и холода. И еще нас согревает мысль о том, как тебе хорошо в нашем доме...
Нет, маловероятно, чтобы такой восторженный монолог звучал без сарказма!
Сербы, все ещё надеются на то, что придет час, когда вор Mуфлюзи услышит гром, и бросит чужое имение, унося ноги.
Бог весть, когда это случится, от людей это до времени сокрыто...
3.
Если у нас отнимут самые прекрасные жемчужины - Косово и Метохию - это будет означать лишь то, что после продолжительной болезни скончалась совесть человечества.
Если же совесть человечества действительно умерла, почему не провозглашен трехдневный траур и не приспущены национальные флаги стран мирового сообщества?
А сербы? Наверное, всё-таки рукава одежд будут обвиты траурными повязками, а храмы, возможно, наполнятся скорбящими по утраченной Родине.
А Господь? Наверное, сербы дозрели до того, чтобы вознести Ему покаянные мольбы и обеты...
4.
Там не будет слез - все слезы уже выплаканы.
Мы плакали как над своими, так и над чужими жертвами.
Мы скорбели о жертвах цунами, наводнений, землетрясений и пожаров (в том числе и пожара, устроенного в Торговом Центре в Нью-Йорке), а также обо всех тех, кто погибает в прочих катастрофах.
Сербия умеет и плакать, и причитать.
Умеет и протягивать руку всяком попавшему в беду. Чтобы боль от утрат была умалена. Боль от страданий, принесенных землетрясениями, пожарами, наводнениями. Взамен получали бомбы, выкручивания рук и присваивание себе наших жемчужин...
5.
Вокруг нас существуют люди, которые распространяют пораженчество - говорят, что мы самые плохие, что нет надежды для нас, что мы исчезнем с лица земли. Что-то происходят от душевного опустошения, а что-то - является озвучиванием заказа. Сербский поэт Милан Петрович из деревни Влакча, недалеко от Тополи, бывший немецкий заключенный, написал эпитафию епископу Николаю (Велимировичу):
«Он крест изгнанника с плеча не снял
Возвысив голос свой и городу, и миру
Владыка никогда не кланялся кумиру
Храня в душе лик Сербии Христа»
Святитель Николай знал, что сербы - народ крестоносец. А тот народ, который несет Господа в своем сердце, исчезнуть не может. Он может, конечно, терпеть испытания и страдания, но исчезнуть он не может.
6.
Эти кликуши Конца Света и пророчествуют нам исчезновение с лица земли, искренне почитая себя в качестве образованных и эрудированных людей. Интересно, а что же писал о таковых святитель Николай?
«Образованный человек это тот, кто несет лик Божий в своей душе и стыд на своем лице. О таком мы, сербы, говорим, что он - образованный человек или человек с образом».
На вопрос, кто же будет считаться необразованным, он ответил так: «Необразованный человек - это тот, кто теряет образ Божий в душе и который никогда не краснеть от стыда».
Святой Владика Николай Сербский был свидетелем потерянных душ и образов, но он видел и то, как такие люди находили в себе силы вставать и двигаться в направлении Престола Божия.
7.
Поэт Милан Петрович из Тополы Kaрагеоргиевой, в чужих землях сохранил душу и образ. Он сам для себя написал эту эпитафию:
«Когда чужая рука, закроет мои глаза
И посыплет землю на грудь голую,
Моя душа останется для показаний
Даже после смерти, как я люблю Сербию!»
8.
Может быть сейчас, в Рождественские дни, хорошо еще раз упомянуть святого епископа Николая.
Ездил однажды наш Владыка на поезде из одного американского города в другой. В купе с владыкой сидел мальчик семи-восьми лет, и на сиденье напротив - три взрослых американца. Мальчик на свободном сиденье расставлял свои игрушки. Однако, когда поезд тронулся, их вагон начало трясти, да так, будто вот-вот слетит с рельс. Американцы испугались, вскочили со своих мест, открыли окно, стали призывать проводников, вопя угрозы в адрес якобы пьяного или сумасшедшего машиниста.
Владика Николай был спокоен - он знал, что всё в руках Божьих, а мальчик тоже спокойно расставлял свои игрушки. Американцы озлобились на мальчика, из-за его спокойствия и спросили сварливым тоном:
- Разве ты не боишься?
Мальчик твердо ответил, что не боится. И тогда епископ задал тот же вопрос. Мальчик так ответил епископу Николаю:
- Нет, сэр, я не боюсь! И почему я должен бояться, когда этим поездом управляется мой папа!
Это несколько успокоило американских пассажиров на поезде, а епископа Николая подтолкнуло вот к какой мысли о сербском народе:
«Боже, дай нам машиниста поезда или грузоотправителя, которому мы должны верить так, как мальчик верит своему отцу... Того, кого мы смогли бы называть своим отцом, ведущего нас к гавани спасения...»
Владыка считал, что у Сербии достаточно много честных людей, но честного правителя, всё равно, нужно ещё заслужить.
9.
Правящей структуре сегодня несколько полегче защитить сербов от изгнания из своих отеческих очагов в Косово, ибо ушли в прошлое партийные товарищи, которые бы вставляли палки в колеса любой инициативе по сохранению сербов.
Принципиальный и бескомпромиссный к классовым врагам строитель коммунизма товарищ Стамболич подарил албанцам чисто сербский муниципалитет Лепосавич и 17 окрестных общин.
«Товарищ Стамболич, нам из-за леса и дороги нужен Лепосавич».
Разве можно не уважить товарища Фадиля!?
Сейчас нет ни товарища генерала, который был премьер-министром, сетовавшего перед своим Маршалом Тито:
«Ну что, товарищ маршал, если можно так сказать, то и я серб. Но мне стыдно, потому что я знаю, что злые сербы несли другим народам зло».
Нет этих старых «хороших» сербских коммунистов, которые украли Высокие Дечаны, и это святилище превратилось в политическую школу имени любимого маршала Тито. Иеромонаха Koвачину Гавриила, который отказался угощать вином, которое хранилось для Святого Причастия, связали и бросили в тюрьму со сломанным позвоночником.
Нет и этих шиптарских братьев, которые сняли Сербский православный храм в Дьяковице и в основании храма - там, где находился алтарь, устроили общественный туалет.
Поэтому правящей структуре сегодня немного легче. По крайней мере, с одной стороны.
10.
Сербии остались верны и дети, и авторы лозунгов.
Слободан Йованович умер в изгнании,
др. Стеван Moлевич в тюрьме при коммунистах,
Слободан Драшкович умер в Америке,
Драгиша Васич был убит коммунистами,
сестры Борисавлевич умерли на чужбине, похоронены в городе Прибой.
Перевод: Ранко Гойкович