И негоже нам навлекать на себя проклятие Божие за наименование зла добром.
Ис. 5:20
1. Глубинные исторические и духовные корни капитализма.
Только что вышла в свет моя книга «Капитализм. История и идеология «денежной цивилизации»[1]. Я не буду пересказывать этот объемный труд. Скажу лишь, что авторский замысел состоял в том, чтобы отойти от традиционного «экономического» подхода к объяснению капитализма (такой подход стал традиционным после выхода в свет «Капитала» К. Маркса). Я попытался дать многомерную картину этой модели общественного устройства, добавив социальное, политическое и духовное измерения. Такая многомерная картина дала неожиданный результат: выяснилось, что капитализм - это не только феномен последних столетий. Он имеет глубокие исторические корни. Я это показал на примере древнего мира - Вавилона, Ассирии, Римской империи. Там уже значительного развития достиг капитализм, в основе которого лежали накопление денег и ростовщическая деятельность. В своей книге указанный типа общества я назвал «денежной цивилизацией».
Европейский и американский капитализм 19-20 вв. - лишь частный случай «денежной цивилизации», насчитывающей несколько тысячелетий. Никак нельзя согласиться с широко распространившимся сегодня мнением, что капитализм берет свое начало с Реформации 16-17 вв., которая породила протестантскую этику. Популярность такой точки зрения объясняется некритическим восприятием «раскрученной» сегодня книги немецкого социолога Макса Вебера «Протестантская этика и дух капитализма» (в своей книге я попытался показать узость подходов Вебера и его ошибки).
После сдачи рукописи книги в издательство я мысленно продолжал работать над книгой. И пришел к следующему выводу (который не нашел четкого отражения в вышедшей книге): капитализм - современное название той цивилизации, которая возникла даже не в Вавилоне или Ассирии, а гораздо раньше - на самой заре существования человечества, еще в допотопные времена. Называется она каинитской цивилизацией[2] - по имени Каина, первого сына наших прародителей Адама и Евы. Отсчет капитализма от этих времен позволяет лучше понять общие закономерности земной истории человечества. А также метафизически осмыслить наше сегодняшнее общественное устройство, которое мы называем не очень внятными терминами «капитализм», «современная цивилизация», «рыночная экономика», «цивилизованное общество» и т.п.
Историки, социологи, археологи, теологи, представители других наук изучают разные периоды человеческой истории, разные расы и народы, разные религии и конфессии, разные типы производительных сил и хозяйств и постоянно «открывают» все новые цивилизации. В некоторых справочниках и энциклопедиях их количество исчисляется сотнями. Цивилизации определенными способами классифицируются и группируются, чтобы можно было хоть как-то разобраться в этом пестром калейдоскопе. Но очень немногие исследователи и мыслители доходят до понимания того, что все многообразие цивилизаций можно свести к двум типам:
а) цивилизации Авеля (авелева цивилизация);
б) цивилизация Каина (каинова, каинская или каинитская цивилизация).
Главным водоразделом между этими двумя типами цивилизаций являются различия не в уровне развития производительных сил, не в государственном и политическом устройстве, не в национальности и расах людей, а различия духовного порядка. Прежде всего, различия в отношении человека к Богу.
Итак, мы отметили, что капитализм - одно из не очень внятных и точных названий каинитской цивилизации. Что касается термина «денежная цивилизация», то он точнее раскрывает сущность каинитской цивилизации (при условии, если деньги воспринимать не только как экономическую, но и как духовную категорию). Но все-таки каинитская цивилизация - более широкое понятие, чем «денежная цивилизация», поскольку во времена Каина и его первых потомков (до Ламеха) денег еще не было, т.к. существовало натуральное хозяйство. Правда, исключать существование денег при более поздних допотопных потомках Каина нельзя. Даже если бы археологи сделали открытие, что допотопные люди пользовались деньгами, мы бы не могли с полной уверенностью сказать, что это была «денежная цивилизация». Скорее, это была подготовка падшего человека к переходу к «денежной цивилизации» - такому состоянию общества, в котором деньги из простого средства обмена превращаются в цель жизни, из слуги делаются хозяином человека.
Полагаю, что нам не следует отказываться от термина «денежная цивилизация». Он вполне хорош для тех, кто лишь пытается войти в понимание проблемы. Нам следует учитывать, что сегодня многие люди (особенно молодого поколения) очень смутно представляют себе трагические события, которые описаны в первых главах книги Бытие. В том числе события, связанные с убийством Авеля Каином и расколом человечества на две части: сообщество потомков Авеля, имеющих центром притяжения Бога, и сообщество потомков Каина, имеющих центром притяжения дьявола. Для таких современных секуляризированных людей термин «каинитская цивилизация» мало о чем будет говорить, а историю убийства Авеля Каином они могут воспринимать лишь как нравоучительный миф.
Однако для более глубокого понимания человеческой истории и нынешнего общественного устройства термин «каинитская цивилизация» более предпочтителен. Он особенно уместен для тех людей, которые относится к библейской истории Авеля и Каина не как к сказке или мифу, а как к историческому факту, как ко второй величайшей катастрофе человечества (первая катастрофа - изгнание Адама и Евы из рая, с чего собственно и началась земная история людей). С учетом сказанного вышедшую мою книгу без каких-либо натяжек можно было бы назвать: «Капитализм. История и идеология «каинитской цивилизации»».
2. О разделении человечества
Земная история человечества началась немного более 7,5 тыс. лет назад, когда произошло изгнание Адама и Евы из рая.
Первые люди (адамиты), жившие в допотопные времена, отличались высоким развитием, так как еще недавно общались с Самим Богом. При этом условия их жизни не были столь обременительными (благоприятный климат, плодородная земля), как у современных людей. «Покорять природу» адамитам не надо было, особой нужды в совершенных орудиях труда они не испытывали. Труд еще не был чрезмерно тяжким испытанием для первых людей. Сообщество первых людей (Адам, Ева, их дети) было единым, неразделенным.
Разделение человечества произошло после убийства Каином Авеля. С позиций исследователей Библии, уже до Потопа зародилось два типа падшей цивилизации - авелева, стремившаяся ко спасению, и каинова, все больше и больше отпадавшая от Бога. Каинова и авелева цивилизации не прекращали своего существования на протяжении многих тысячелетий вплоть до наших дней. Авель, как известно, не оставил после себя потомства. Поэтому миссия Авеля была возложена на Сифа - третьего сына Адама и Евы, который появился на свет уже после убийства Авеля. Довольно часто в литературе можно встретить такой взгляд на типы живших и живущих на Земле людей. А именно: упомянутые три главных сына первых людей являются прообразами трех типов людей: Каин - плотских, Авель - духовных, наконец, Сиф - душевных. Последний тип - люди, находящиеся между духовными и плотскими, в состоянии выбора и борьбы; не достигшие жизни чистого духа, но и удалившиеся от жизни чисто животной[3]. Именно за их души идет война на Земле уже многие тысячи лет. Конечно, часть потомков Сифа пополняло и пополняет лагерь Каинитов. Но твердый остаток сифитов образует духовное потомство Авеля.
При этом между потомством Авеля и потомством Каина шло и продолжается постоянное противоборство - прежде всего, в духовной сфере, хотя иногда оно приобретало форму военной, политической и экономической борьбы. Сейчас сосредоточим наше внимание, прежде всего, на каиновой цивилизации. В самом общем виде ее историю можно разделить на два больших периода:
а) допотопный;
б) послепотопный.
3. Об основных признаках допотопной каиновой цивилизации.
Уже в допотопное время в жизни Каина и его потомков ярко проявились основные признаки каиновой цивилизации - о них мы узнаем, прежде всего, из Библии, особенно Книги Бытие (главы 4-6). Выделим ключевые признаки. Обратим внимание на тесную взаимную связь признаков.
1. Отпадение от Бога - замена Бога богатством. Отпадение человека от Бога, выражается в падении веры в Бога и Его решающей роли в жизни человека. Каиниты перестали почитать Бога и полагаться на свои силы, всячески развивая производительные силы, накапливая богатства, ища в них источник и смысл жизни. Каиниты перестали верить в жизнь вечную, бессмертие. По их мнению, существование человека ограничивается земной жизнью. Отсюда принцип: «Бери от жизни все, что можешь». Потакание своим страстям, гедонизм. В той или иной мере у первых потомков Каина наблюдались признаки богоборчества и поклонения сатане (неосознанного). С каждым последующим поколением богоборческие наклонности каинитов становились все более явными. Об отпадении Каина и его потомков от Бога и переходе их к поклонению богатству свидетельствуют имена первых каинитов[4]:
Каин - приобретать собственность, привязанность к материальному;
Енох - воспитанник (в духе отца);
Ирад - духовное падение, приносящее все больше зла;
Мехиалель - забывший Бога (жизнь вечную) и забытый Богом;
Мафусаил - желающий смерти;
Ламех - духовный (внутренний) упадок, духовное опустошение.
2. Отношение каинитов к другим людям - изоляционизм. Каин после убийства стал испытывать постоянный страх за свою жизнь, недоверие и подозрительность в отношении окружающих людей. Епископ Сергий (Соколов) подчеркивает, что Каина ни на минуту не оставлял страх. Какова причина? - «Вор видит во всех остальных тоже воров и думает, что у него могут украсть. Убийца боится, что и его убьют»[5].
Важным элементом жизни Каина стала изоляция от окружающих людей через создание искусственных барьеров. Каин после убийства Авеля стал проживать в городе - однако это не был город в современном смысле слова, это был участок земли, окруженный оградой, ограждением. Такая изоляция была проявлением чувства одиночества каинитов, при этом она еще больше усиливала это одиночество. В этой особенности поведения первых каинитов просматривается развившийся позднее эгоизм и индивидуализм. А еще позднее эта особенность перерастает в чувство превосходства каинитов над остальными людьми.
3. Отношение каинитов к другим людям - агрессия и желание убивать. Удивительным образом изоляционизм и страх каинитов уживались со склонностью к агрессии в отношении окружающих людей. В каинитах присутствовало желание убивать окружающих людей; убийство стало неотъемлемой частью жизни каинитов. Тем более, что со временем каиниты стали воспринимать остальных людей как «недочеловеков», «гоев», «быдло». Осознанно или неосознанно каиниты через убийство людей совершали жертвоприношение тому, кому они поклонялись - дьяволу. Некоторые святые отцы именно так и трактовали убийство Авеля - как жертвоприношение Каина дьяволу.
4. Отношение к природе - агрессия и «покорение». После убийства, совершенного Каином, у него возникло восприятие окружающей природы как враждебной окружающей среды. Для каинитов характерен переход от гармоничного взаимодействия с природой к ее «покорению»; такое агрессивное отношение к природе опиралось на всемерное развитие производительных сил; дополнительным фактором изменения характера взаимоотношений человека и природы стало то, что после первого в истории человекоубийства природные условия жизни людей ухудшились. Про Каина и его потомков в Священном Писании сказано: «проклят от земли» (Быт. 4:11).
5.Семейная жизнь - многоженство, разврат, испорченные дети. Потомок Кaинa Ламех положил начало разврату и многоженству - полигaмию (Быт.4:19), что было против изнaчaльного Божьего постaновления о брaке (один мужчинa - однa женщинa). Имел две жены (Аду и Циллу). Бездуховный отец Ламех породил и бездуховных детей (Иовала, Иувала, Тувалкаина, Ноему). Они - символ развращенной, языческой, технократической, безбожной цивилизации. Некоторые исследователи обращают внимание, что именно после Ламеха начался новый этап допотопной каинитской цивилизации, который ускорил развязку - Всемирный потоп.
6. Переход к городской жизни. Причин для перехода к городской жизни Каина и его потомков, по крайней мере, две.
Во-первых, страх, боязнь других людей, которые будут мстить за убийство. Каин, как мы сказали выше, провел границу между собой и окружающими его людьми[6].
Во-вторых, неспособность заниматься трудом на земле. Напомним, что Бог Адаму сказал: "проклята земля за тебя" (Быт. 3:17); это означало, что отныне человеку придется проливать пот для того, чтобы вырастить пропитание на земле. А Каину Бог сказал: "проклят ты от земли" (Быт. 4:11). Это уже совсем иная ситуация. Из-за потери силы от земли убийца вынужден искать замену её в чем-то другом. Убийца не может быть нормальным земледельцем и крестьянином и поэтому он ищет для себя новую форму бытия - урбанизацию.
Есть еще одна причина того, почему каиниты стали жить за городской оградой. По преданию, после совершенного убийства на Каина стали охотиться дикие звери (до этого они на людей не нападали). Именно тогда Земля перестала быть для человека домом и превратилась в "окружающую среду". Человек, совершающий смертный грех, разрывает связь не только с Богом, но и со всей природой. Механизм этого разрыва объяснить затруднительно, но последствия его - очевидны[7].
В Книге Бытие сказано: «И построил он город; и назвал город по имени сына своего: Енох» (Быт. 4:17) Конечно, это не был город в буквальном смысле слова, скорее речь может идти о некоем участке, имеющем ограждение. Потомки Каина создали первый настоящий город как скопление достаточно большого количества людей (таких же каинитов) на ограниченной территории. Священник Д. Сысоев пишет: «...один из древнейших городов Шумера, Эриду, соименен внуку Каина Ираду, а основатели его, по свидетельству шумерцев, пришли с востока. Основание этого города они относили к допотопным временам»[8].
Следствием перехода к городской жизни стало:
а) нарушение привычного образа жизни человека, лишение его возможности общения с природой, занятий сельских хозяйством, лицезрения Творца через познание Его творения - природы;
б) взаимное «инфицирование» людей разного рода пороками;
в) появление новых видов занятий (которые до этого могли существовать лишь в зачаточном виде): торговли, ремесел, проституции;
г) первое крупное разделение труда: труда сельского и труда городского (ремесленного); возникновение на этой почве товарно-денежных отношений; хотя в Книге Бытие ничего не говорится о существовании денег в жизни допотопных людей, но они должны были уже существовать.
Интересны некоторые характеристики допотопной городской жизни, данные Иосифом Флавием в его труде «Иудейские древности». Он, в частности, отмечает, что люди добровольно не желали селиться в городах, Каин загонял их туда силой. Города становились своеобразными разбойными гнездами, из которых каиниты нападали на беззащитных людей. «Свои владения он увеличивал грабежами и насилием и, приглашая своих сотоварищей к совершению бесстыдств и разбойничанью, он становился руководителем и наставником их в разных гнусностях. Изобретением весов и мер он изменил ту простоту нравов, в которой жили дотоле между собой люди, так как жизнь их, вследствие незнакомства со всем этим, была бесхитростна, и ввел вместо прежней прямоты лукавство и хитрость. Он первый поставил на земле разграничительные столбы, построил город и, укрепив его стенами, принудил своих близких жить в одном определенном месте»[9].
7. Переход к агрессивному кочевничеству. Потомок Кaинa Иaвaл (один из сыновей Ламеха) был родонaчaльником всех кочевников (Быт.4:20) - жестокой и воинственной чaсти человечествa. Имя Иовал может быть переведено как отец живущих в шатрах, имеющий стада[10]. Авель также имел дел со скотом, но он был простым пастухом, его стада находились на одних и тех же полях. Кочевое скотоводство, выражаясь современным языком, было более «рентабельным». Некоторые толкователи считают, что Иовал занимался не просто скотоводством, а продавал скот. Вот что пишет свящ. Д. Сысоев: «Слово «стада», упомянутые здесь (имеется в виду стих 20 из главы 4 Книги Бытие - В.К.), в буквальном переводе означает «купленный скот». Очевидно, он первый усовершенствовал торговую систему, введенную Каином, и создал рынок животных»[11]. Обогащение стало целью жизни Иовала. Кочевое скотоводство неизбежно таило в себе угрозу конфликтов и войн в связи с вторжением каинитов в ареалы обитания других людей и племен.
Некоторые авторы даже считают, что именно от Иовала берет свое начало капитализм. Напомним, что изначальный смысл слова «капитал» (capital - лат.) - скот. Почему капитализм берет свое начало от этого слова? - Потому, что скот периодически дает прирост, приплод. Происходит увеличение стада, количества голов животных. Капитал в современном понимании - стоимость, имущество, деньги, которые обладают свойством «самовозрастания».
8. Индустриальный (технократический) характер цивилизации. Основатель промышленных ремесел - Тувaлкaин, последний из потомков Кaинa, чью родословную ещё можно проследить отдельно от Божьей линии Адaмa-Сифa (Быт.4:22). Его принято считать основaтелем индустриaльной цивилизaции со всеми ее атрибутами: «Тувалкаин - ковач всех орудий из меди и железа; основатель (безбожной, атеистической) науки и промышленности в целях производства вооружения для ведения агрессивных войн за обладание собственностью и получения удовольствий и развлечений»[12]. То, что мы узнаем о промышленном характере допотопной каиновой цивилизации из Священного Писания, дополняется данными археологии. Металлургия и обработка металлов имеют гораздо более давнюю историю, чем нам говорит официальная наука. Вот что пишет по этому поводу священник Д. Сысоев: «Современная наука желает отнести появление металлургии к временам гораздо более поздним и верит, что первые люди были грубыми дикарями, использовавшими орудия из камня и дерева. Но существует ряд археологических свидетельств того, что и здесь библейское повествование о Тувалкаине достовернее научных предрассудков»[13].
9. Появление искусства и культуры, оторванных от Бога. Потомок Кaинa Иувaл (один из сыновей Ламеха) был изобретaтелем музыкaльных орудий (Быт.4:21). Разные толкователи сходятся в том, что Иувал - отец играющих (на гуслях, свирели), основоположник музыки, искусства, то есть развлечений, отвлекающих мысли и чувства (душу) человека от Бога. Искусство и культура стали средством развлечения, а точнее - отвлечения человека от Бога.
Исследователь церковного пения В.И. Мартынов пишет: «...если причиной ангельского пения является преизбыток благодати, то причина возникновения музыки коренится в утрате благодати...Музыкальные звуки, возбуждая особым образом душу человека, способны приводить ее в некое возвышенное и приятное расположение, напоминающее райское блаженное состояние и в какой-то мере восполняющее его отсутствие, на короткое время позволяя забыть ей о тяжких заботах мира. Таким образом, музыка, являющаяся неким заменителем или эрзацем нетленной райской пищи, могла возникнуть и стать необходимой только в результате утраты человеком райского блаженства вообще и способности слышать ангелов в частности»[14]. По мнению этого автора, музыка, созданная Иувалом, имела магический характер. Она была сродни наркотику, приводящему человека в состояние экстаза, создававшему ощущения чрезмерной энергии, способности управлять стихиями мира, бессмертия без Бога.
Не лишне современному человеку задуматься над смыслом слова «искусство». Образуемое от этого существительное прилагательное «искусственный» означает, прежде всего, неестественный. Получается, что искусство можно понимать как средство поддержания неестественной жизни, т.е. жизни, оторванной от Бога и природы. Между прочим, искусство имеет корень «искус». Это не случайно. Оно может при определенных условиях предрасполагать человека к греху. В словаре В. Даля слово «искусство» имеет как положительный, так и негативный смысл. В частности, давая толкование слова «искушать», Владимир Иванович пишет: «Искусство также противополагается природе и тогда означает всякое дело рук человеческих. Искусство половина святости, лицемерие, лукавство».
10.Проституция и разврат. В Книге Бытие особое внимание уделяется Ноемее, сестре трех братьев - Иовала, Иувала и Тувалкаина. Имя ее может быть переведено как «прекрасная». Все толкователи сходятся на том, что она была основательницей такой «профессии», как проституция. Ноема - символ проституции и разложения нравов во взаимоотношениях мужчин и женщин. Женщины в каиновой ветви допотопных людей именуются «дщерями человеческими», которые соблазняли сынов Божиих - мужчин из ветви Авеля-Сифа. В результате происходило смешение двух цивилизаций на физиологическом уровне. Человечество благодаря искусству обольщения женщин каиновой ветви успешно шло к своей погибели.
4. Сосуществование двух цивилизаций до Великого потопа.
Мы уже отметили, что каинова цивилизация сосуществовала с цивилизацией Авеля-Сифа. Скажем несколько слов о последней, чтобы лучше понять рассматриваемый нами вопрос. Принято считать, что в отличие от Кaиновa родa, потомки Сифa не имеют ничего выдaющегося с человеческой точки зрения. Они жили в деревнях, пaсли скот и обрaбaтывaли землю, дaже Лaмех (в 9-м поколении!) обрaбaтывaл землю, - кaк и зaповедовaл Господь Бог. Некоторые исследователи, базируясь на преданиях и данных археологии, склонны считать, что Сиф изобрел искусство письменности. Кроме того, он основал астрономию, а также тесно с ней связанную математику[15]. При необходимости потомки Сифа могли решать и сложные технические проблемы. Но лишь при необходимости, если на это была воля Бога. Ною Бог внушил задачу построения ковчега. Праведный Ной на протяжении 120 лет строил сложнейшее и гигантское по тем временам судно. Оно с честью выдержало стихийные бедствия Всемирного потопа (в то время как суденышки всех остальных людей были погребены морской пучиной).
Потомки Сифa (некоторые) зaнимaлись ещё одним трудом: они были проповедникaми Божьего Словa! И Енох (Иуд.1:14), и Ной (2Пет.2:5) проповедовaли о грядущем Божьем Суде! Фактически потомки Сифа образовали первую в истории человечества церковь: «Так впервые на земле началось общественное служение Создателю. До этого и Адам, и Авель, и Сиф молились и совершали жертвоприношения в одиночестве, а, начиная с Еноса (сын Сифа - В.К.), ощущавшего себя слабым человеком (именно это и означает его имя) пред лучезарным Ликом, истинные почитатели Господни стали объединяться, для того, чтобы совместно возносить молитвы и жертвы пред очами Всеведущего...Люди, участвовавшие в совместной молитве и жертвах, естественным образом стали особым обществом, Первоцерковью, и получили название «ягвистов» или «сынов Божиих»»[16]
Итак, потомки Каина поначалу не соприкасались с потомками Авеля - Сифа, первые проживали в городах, вторые жили и трудились на земле. Но потомки Авеля - Сифа, называемые сынами Божиими, сознательно дистанцировались от порочных потомков Каина (сынов и дщерей человеческих). Как пишет святитель Димитрий Ростовский, «Сиф получил и заповедь от отца Адама - оберегать свое потомство, чтобы оно не смешалось с богоненавистным племенем Каиновым»[17]. Вначале развратные потомки Каина, ушедшие с благодатного пути, не принимались в общество прочих Адамовых детей, оставшихся на благодатном пути. Но в какой-то момент времени в невидимой стене, разделявшей две ветви потомков Адама и Евы, появилась брешь, началось кровосмесительное общение сынов Божиих и дщерей человеческих, причем последние выступали активной стороной, выступая в роли соблазнительниц: «Тогда сыны Божии увидели дочерей человеческих, что они красивы, и брали их себе в жены, какую кто избрал» (Быт. 6:2). В результате смешанных браков грех как зараза захватывал все большую часть допотопного человечества.
Убывание благодати в сынах Божиих можно проследить даже по именам потомков Сифа. Например, шестым в списке допотопных праведников (по Книге Бытие) числится Иаред. Буквальный перевод его имени - «опускаться (в духовном развитии): тот, чье духовное развитие ниже, чем у отца». Девятым в списке (перед Ноем) стоит Ламех - «ослабевший, пришедший в упадок». В конечном счете потомки Сифа сравнялись с потомками Каина, на земле остался один лишь праведник - Ной со своим семейством.
Допотопные люди получали полный набор тех грехов, которые в свое время проявил Каин:
жадность и пренебрежительное отношение к Богу - истинному источнику всякого богатства (жертвоприношение Богу он совершил по принципу «Дай, вам, Боже, что нам не гоже»);
зависть (которая появилась в связи с тем, что жертва Авеля была принята Богом, а его, каинова жертва - не была);
хитрость (Каин хитростью заманил Авеля на поле);
покушение на жизнь других людей (убийство Авеля);
обман (вспомним лживый ответ Каина на вопрос Бога «где Авель, брат твой?» - «не знаю»);
дерзость в отношении Бога (дерзкий ответ Каина Богу: «...разве я сторож брату моему?»);
отношение к окружающим людям как своим врагам (страх Каина, его слова: «всякий, кто встретится со мною, убьет меня»).
К этим, «базовым», «корневым» грехам потомки Каина добавляли свои, новые грехи: богоборчество, материализм, желание чувственных удовольствий, погоня за богатством, многоженство, разврат, страсть к развлечениям и т.д.
5. Об археологии, пирамидах и гневе Божьем.
Хотелось бы обратить внимание на то, что сведения о допотопной цивилизации современный человек в основном черпает из Священного Писания, прежде всего Книги Бытие. Между тем эти сведения целесообразно дополнять данными науки, прежде всего археологии[18]. Это очень расширяет наши представления. О высоком уровне развития науки и техники того времени свидетельствуют такие материальные следы допотопной цивилизации, как пирамиды, которые существуют не только в Египте, но обнаружены археологами во многих других частях мира - в Мексике, Перу, других странах Латинской Америки, Китае, Крыму и т.д. Доскональное изучение этих памятников материальной культуры допотопного периода человеческой истории показывает, что и сегодня человечество еще не достигло тогдашних высот в технологиях строительства, добычи и обработки камня, перемещении гигантских грузов, и т.п. Мы не будем сейчас углубляться в анализ различных версий того, каким образом допотопные люди осуществляли свои гигантские проекты и какое назначения имели пирамиды (мнений по этому поводу сегодня очень много). Здесь лишь подчеркнем лишь два существенных и очевидных момента:
1) гигантские пирамиды - проекты допотопной, а не послепотопной цивилизации (как это считалось ранее);
2) пирамиды распространены были по всей планете, что позволяет утверждать: допотопная цивилизация была глобальной
Чтобы не быть голословным, приведу отрывок из одного исследования, касающегося допотопной цивилизации, причем исследования с позиций православных представлений о творении мира и человеческой истории: «В начале нашего исследования мы сказали о создании в допотопные времена некой богоборческой системы, которую Всемирный потоп и разрушил. Из последующего изложения нетрудно сделать вывод о том, что пирамиды входили в эту систему, составляя, быть может, ядро ее. Во всяком случае, ясно, что им предназначалась немалая роль в этом сатанинском проекте. Пирамиды были построены до Потопа. А теперь мы можем видеть только часть остатков (ибо многие остатки находятся на дне океанов и морей) этой разрушенной системы (включавшей в себя пирамиды). Когда остатки и следы допотопной цивилизации находят и начинают исследовать, то выдвигают различные предположения, придумывают версии: «вот в этом месте находилась Атлантида!», «эти объекты построили инопланетяне!», и т. д. А это не Атлантида и не инопланетяне, а допотопная цивилизация. Или, если уж употреблять слово «Атлантида», то надо признать, что «цивилизация атлантов» находилась не на ушедшем под воду острове в Атлантическом океане или в каком-то конкретном регионе планеты, а была распространена по всей земле, т. е. была, что называется, глобальной»[19].
Итак, под воды Всемирного потопа ушла цивилизация, которая в технологическом отношении была очень развитой. Это лишнее напоминание нынешним людям с материалистическим мировоззрением. Никакая наука и техника не спасет от гнева Божия человечество, если оно будет продолжать двигаться по наезженной колее каинской цивилизации.
6. После Великого потопа:
хамитский период каинитской цивилизации.
Не будем описывать события, которые принято называть «всемирным потопом». Они достаточно полно описаны в книге Бытие (главы 6-9). Потоп подвел черту под допотопной историей каиновой цивилизации, которая продолжалась 2262 года. Бог решил с помощью стихийного природного бедствия поставить заслон на пути дальнейшего развития человечества по пути каиновой цивилизации. Потоп не был уничтожением человечества, а своеобразным его очищением. Начало послепотопному человечеству должен был дать праведный Ной и его дети.
Послепотопная история каиновой цивилизации может быть разделена на два больших периода:
1) от окончания всемирного потопа до I века н.э., который можно условно назвать хамитским;
2) от начала отпадения от Заветов Единого Бога части потомства Аврамова, прежде всего фарисеев и саддукеев (духовных вождей богоизбранного еврейского народа) до нашего времени; он может быть условно назван фарисейско-саддукейским.
Всемирный потоп, однако, не уничтожил полностью «ген» Каина («семя Каиново») в послепотопных людях. Этот «ген» является не биологическим, а духовным. Поэтому никакая «чистота крови» не может быть гарантией того, что человек не встанет на путь Каина. Развращение человечества и его отпадение от Бога возобновилось.
Хамитский период каинской цивилизации продолжался примерно 3245 лет и назван по имени Хама - одного из трех сыновей Хама.
Параллельно хамитской цивилизации развивалась другая ветвь человечества: потомки Сима и Иафета (два других сына Ноя) несли миссию продолжения цивилизации Авеля-Сифа.
Сим положил начало семитским (ближневосточным) этническим группам (евреям, ассирийцам, сирийцам и еламитам). У него было пять сыновей, именами которых названы народы, произошедшие от них: Елам - еламиты; Ассур - ассирийцы; Арфаксад - народы северо-запада Месопотамии; Луд - лидийцы; Арам - арамейцы. Из Южной Месопотамии (Сумеры) симиты переселились сначала в Палестину, а затем в Китай (за 2500 лет до н. э.), Японию (за 1000 лет до н. э.) и Америку (народы майя - инки и ацтеки).
Иафет имел семь сыновей, от которых произошли различные народы: Гомер - германцы; Магог - скифы; Мадай - мидийцы; Иован - греки, итальянцы, римляне; Фувал (Тувал) - тибарены; Мешех - грузины; Фирас - фракийцы. Иафеты расселились по всей земле. Они положили начало индоевропейским народам.
Однако стало происходить быстрое смешение людей-носителей этих двух цивилизаций. Это наглядно проявилось в Вавилоне, где самые разные языки (представлявшие ветви Хама, Сима, Иафета) участвовали на протяжении нескольких десятилетий в сооружении башни до небес под предводительством Нимрода - внука Хама.
Башня в Вавилоне была разрушена Богом, а народы были разметаны по всему лицу земли и начали говорить на разных языках. Это была очередная вселенская катастрофа после всемирного потопа. Таким образом, Бог «притормозил» процесс деградации человеческого рода, поставив между народами и племенами пространственно-географические границы и языковые барьеры. После разрушения вавилонской башни наблюдался спад в уровне жизни и хозяйственной деятельности большей части тогдашнего человечества. Вот что по этому поводу пишет О.Н. Забегайло: «Вавилонское рассеяние людей по всей земле вынуждало племена к кочующему образу жизни. В связи с этим охота и собирание плодов предшествовали развитию сельского хозяйства, скотоводства и, тем более, промышленности. Поэтому каменные орудия труда (палеолит), охота и собирательство, физическая деградация людей были необходимой начальной ступенью развития послепотопных цивилизаций до тех пор, пока не завершилось расселение людей по земле, не восстановились утраченные технологические знания и не были открыты и освоены новые месторождения руд и других полезных ископаемых»[20]. Примечательно, что после разрушения вавилонской башни и рассеяния языков по Земле продолжительность жизни человека резко сократилась - примерно в два раза.
Но вернемся к хамитской ветви человечества. Хам - родоначальник афроазиатских этнических групп. От его четырех сыновей произошли народы:
Хуш - народы Северной Африки и Вавилона;
Мицраим - египтяне;
Фут - ливийцы;
Ханаан - ханаанейцы, или финикийцы.
Кроме того, потомки Хама пошли в Индию (черные индусы, после которых в Индии появились белые индусы, то есть восточные иафеты) и Китай (монголы, после которых в Китай пришли из Южной Месопотамии семиты, принесшие с собой высокий уровень культуры). Из Китая хамиты проникли в Северную Америку[21]. После потопа и вавилонского рассеяния опять возобновился ползучий процесс смешения народов, представлявших разные культуры и цивилизации. Об этом, в частности, можно прочитать в Ветхом Завете, где потомки Авраама и Сима, несмотря на суровые запреты, смешивались с инородцами и иноверцами, прежде всего жителями Ханаана. Читаем у О.А. Забегайло: «Со временем симиты смешались с хамитами: в Месопотамии (Вавилон), Палестине (земля ханаанская - хамова), Китае (аккадические семиты смешались с монголами хамитами)»[22].
Основными очагами каинской (хамитской) цивилизации в послепотопный период истории были империи: Вавилонская, Египетская, Ассирийская, Персидская, древняя Греция, древний Рим. Были и сравнительно небольшие государства, но с ярко выраженными признаками каинской цивилизации. Например, Финикия, которая занимала важные позиции в средиземноморской торговле. В этих империях и государствах большое распространение получили города, ремесла, торговля, появилось денежное обращение и ростовщичество, расцвели различные языческие религии, господствовали культ богатства и чувственных удовольствий, развращенность нравов была запредельной, человеческая жизнь не стоила ровным счетом ничего (процветали человеческие жертвоприношения), в основе хозяйства лежал рабский труд, велись постоянные захватнические войны, в военных столкновениях и восстаниях гибли тысячи и тысячи людей. Имеются несколько иные оценки того, где находились в дохристианскую эпоху основные центры цивилизации Каина - Хама. О. Забегайло, в частности выделяет пять таких центров: «Типичными представителями хамитского типа цивилизации являлись многие жители Шумера, Вавилона, Египта, а затем Индии и Китая»[23]. Как видим, два центра находились далеко к востоку от тех мест, которые принято считать «колыбелью человечества» (Месопотамия, Средиземноморье).
Хамитская цивилизация в принципе воспроизводила все основные черты допотопной каиновой цивилизации. Но появились и некоторые новые черты. В частности, мы упомянули рабский труд. Рабство появилось во времена Хама, началось с сына его Ханаана. На это обращает внимание Св. Иоанн Златоуст: «В древности не было раба. Но нам надобно узнать, откуда произошло рабство. Проклят Ханаан отрок: раб будет братиям своим (Быт. 9:25). Смысл слов таков: ты будешь рабом, потому что обнаружил срамоту отца своего. Видишь ли, что рабство - от греха, что от нечестия произошло рабство?»[24].
Также Иоанн Златоуст обращает внимание на то, что одновременно с рабством появляется имущественное неравенство между людьми: «Грех сделал рабом Ханаана и, лишив свободы, привел в подчинение. Отсюда-то началось рабство. До того времени между людьми не было такой изнеженности и такой роскоши, чтобы один нуждался в услужении других, но каждый служил сам себе, все были в равной чести, и не было никакого неравенства. А как явился грех, то и нарушил свободу, и уничтожили достоинство, дарованное людям от природы, и ввел рабство...»[25].
7. Живая ветвь человечества: от Евера до святой Руси.
Конечно, на протяжении всей истории после потопа всегда была некоторая часть человечества (остаток), которая дистанцировалась от духовных потомков Каина. Даже энергичному и сильному властителю Нимроду не удалось объединить под своими знаменами строительства мировой державы и Вавилонской башни всех людей. Среди потомков Сима был праведный Евер, который отказался от участия в богоборческом проекте Нимрода. Как отмечал святитель Димитрий Ростовский, «относительно праотцев Христовых, происходивших от Сифова племени и живших до потопа, нет никакого сомнения, что все они были справедливыми и святыми. Относительно же сих, которые после потопа от Ноя до Авраама по именам вспоминаются, мы не можем сказать, чтобы все они были праведными, кроме Сима и Евера...Разве только те, может быть, пожили праведниками, кои родились во дни Ноя, то есть Арфаксад, Каинан и Сала...После же его смерти один только правнук Евер называется добрым, тогда как о прочих нет известий»[26].
Через 47 лет после смерти Ноя Арфаксад вместе со своим домом переселился из Армении в Междуречье. В то время, когда Арфаксад, Сала и все семейство переходили через реку Тигр (2659 г. от сотворения мира), у Салы родился сын. Как пишет св. Димитрий Ростовский, «Арфаксад дал младенцу, своему правнуку имя Евер, что значит «переход». От сего Евера произошли евреи»[27]. Все святые отцы однозначно толкуют смысл такого имени. Это символ перехода (или бегства) от рабства греху к свободе от греха, к покровительству Бога. На примере Нимрода и Евера мы видим вечное противостояние сынов человеческих и сынов Божиих. Свящ. Даниил Сысоев пишет: «Два современника показывают нам ту громадную бездну, таящуюся в сердце человека. Человек может быть прекрасным, как Евер, или ужасным, как Нимрод...Представьте себе, как может влиять на человека то, что ему противостоит не только его семья или его народ, а все человечество. Необходима сверхестественная сила для того, чтобы противостоять натиску общественного презрения, которому подвергся Евер со стороны обезумевшей в своем энтузиазме толпы сторонников Нимрода»[28].
Именно от потомков Евера произошел Авраам - еще один праведник послепотопного человечества. Ко времени Авраама (с момента разделения языков в Вавилоне прошло примерно 670 лет) идолопоклонство опять захватило все племена и народы. Этим заразился даже отец Авраама Фарра: «Фарра, отец Авраама и отец Нахора, служили другим богам» (Иис. Нав. 24:2). Авраам дал начало избранному Богом еврейскому народу, на который Им была возложена миссия спасения не только самого себя, но и всех народов. Бог своей невидимой рукой вел избранный Им народ, но он все время стремился уклониться со спасительного пути. Мы это видим, читая Ветхий Завет, наполненный различными сценами и историями, которые свидетельствуют о диких нравах потомков Евера и Авраама. Надо иметь в виду, что евреи целых четыре столетия находились в Египте - центре хамитской цивилизации, причем большую часть времени как пленники. Они опять свыклись с язычеством, стали почитать вместо Бога идолов, перестали соответствовать той миссии, которая была на них возложена Богом. По сути их нельзя было уже отличить от окружающего мира, живущего по законам Каина[29].
С момента призвания Авраама Богом прошло 616 лет. И еврейскому народу был брошен «спасательный круг» в виде писанного Закона, который был вручен Богом вождю еврейского народа Моисею на горе Синай (десять заповедей, которые были запечатлены на скрижалях). «Бог писанным Законом дал им не только опору их ослабшему естественному закону, а и оградил их жизнь со всех сторон - отвне и изнутри. Бог законом оградил их как бы высокою оградою от внешнего влияния, оградил их и от внутреннего разложения, оградил их от выхода в опасность - все это ради скорейшего пришествия Спасителя мира. Закон стал для них детоводителем ко Христу, как бы светильником для освещения их пути ко Христу»[30]. Писанный закон - Ветхозаветная часть Библии был дан потомкам Авраама не сразу, а по частям - в течение примерно 1200 лет. Писанным законом Бог стремился держать еврейский народ в узде, отвратить его от соскальзывания в колею каинитской цивилизации.
Важнейшим событием нашей истории было появление на земле две тысячи лет назад Иисуса Христа, воплощение Бога в виде Сына Человеческого. Это ключевое событие земной истории отодвинуло человечество от края пропасти вселенской катастрофы и дало импульс развитию цивилизации Авеля-Сифа. Указанная цивилизация стала с этого момента называться христианской[31]. О.А. Забегайло пишет: «Симо-иафетова (авелева) цивилизация стремилась и стремится до сих пор к спасению. Она берет свое начало от Сима. От Сима к Аврааму идет прямое потомство, и в нем указывается десять поколений. Далее от Авраама идут Исаак, Иаков, Иуда. От Иуды до царя Давида имеется девять поколений, а от Давида до Иисуса Христа - 41 поколение. Иисус Христос - семьдесят седьмой, начиная от Бога. Иисусом Христом заканчивается семитическая и начинается христианская ветвь спасающегося типа цивилизации»[32]. Основные этапы развития христианской цивилизации:
- время апостолов и первых христиан (1-3 вв.);
- Первый Рим (4 в.);
- Второй Рим - Византия (5-15 вв.);
- Третий (последний) Рим - святая Русь (15-21 вв.).
(Продолжение следует)
Валентин Юрьевич Катасонов, профессор, доктор экономических наук, председатель Русского экономического общества им. С.Ф.Шарапова
[1] В.Ю. Катасонов. Капитализм. История и идеология «денежной цивилизации». - М.: Институт русской цивилизации», 2013. 1074 с.
[2] Другие варианты названия: каинова, каинская цивилизация.
[3] В
Первом послании к Коринфянам мы находим упоминание всех трех типов людей: «Душевный человек не принимает того, что от
Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что
о сем надобно судить духовно.Но духовный судит о всем, а о нем судить никто не
может». (I Кор. 2, 14-15)
Из этих слов видно, что
апостол именует «душевными» людей,
живущих мирскими, земными интересами, но не подпавших полностью под власть
злого начала; а «духовными» -
имеющих общение с Духом Господним, тех, для которых открыт высший духовный мир.
В том же Первом послании к Коринфянам о «плотских»
людях сказано так: «...Потому что вы еще плотские. Ибо если между
вами зависть, споры и разногласия, то не плотские ли вы?..» (I Кор. 3, 3)
[4] О.Н.Забегайло. Духовное понимание истории. Издание 2-е, М.: Серебряные нити, 2009, с.192-193.
[5] Епископ Сергий (Соколов). История Ветхого Завета. - СПб.: Общество памяти игумении Таисии, 2008, с. 141.
[6] Интересно, что даже гораздо позднее, после потопа города могли создаваться для укрывательства убийц. Читаем во Второзаконии: «Тогда отделил Моисей три города по эту сторону Иордана на восток солнца, чтоб убегал туда убийца, который убьет ближнего своего без намерения, не быв врагом ему ни вчера, ни третьего дня, и чтоб, убежав в один из этих городов, остался жив" (Второз. 4:41-42)).
[7] Кстати, в истории Церкви много примеров, когда святые (т.е. люди, восстановившие в себе эту связь с Богом и сотворенным Им миром) общались с самыми опасными хищниками, как с домашними животными. Вспомним, хотя бы наших святых Сергия Радонежского и Серафима Саровского, которые кормили медведей из рук. Или святого Герасима Иорданского, которому служил лев.
[8] Священник Даниил Сысоев. Летопись. От сотворения мира до исхода. 2-е изд. - М.: Благотворительный фонд «Миссионерский центр имени иерея Даниила Сысоева», 2011, с. 183.
[9] Цит. по: священник Даниил Сысоев. Летопись..., с. 185. Священник Даниил Сысоев, приводя эту цитату, дает следующий свой комментарий: «Так что Каина можно считать родоначальником паспортной системы, торговли и частного землевладения» (с.185).
[10] О.Н. Забегайло, с.193.
[11] Священник Даниил Сысоев. Летопись..., с. 187.
[12] О.Н. Забегайло, с.193.
[13] Священник Даниил Сысоев. Летопись..., с. 189-190.
[14] Цит. по источнику: священник Даниил Сысоев. Летопись..., с. 187-188.
[15] Там же, с. 197-199.
[16] Там же, с.200.
[17] Святитель Димитрий Ростовский. Летопись, повествующая о деяниях от начала миробытия до Рождества Христова. - М., 1998 (интернет).
[18] См., в частности: Дж. Э. Райт. Библейская археология. Пер. с англ. - СПб.: Библиополис, 2003; Н. Василиадис. Библия и археология. Пер. с греч. - Сергиев Посад: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2003; В. Келлер. Библия как история. Пер. с англ. - М.: Крон-Пресс, 1998; прот. Стефан Ляшевский. Библия и наука. - М., 1996; Священник Андрей Горбунов и другие авторы. Атлантида или допотопная цивилизация? О допотопном сатанинском проекте и его современном ремейке. Опыт исследования. Б. м., 2011
[19] Подробнее об этом см.: Священник Андрей Горбунов и другие авторы. Атлантида или допотопная цивилизация? О допотопном сатанинском проекте и его современном ремейке. Опыт исследования. Б. м., 2011, с.18.
[20] О.Н. Забегайло, с.197. Как отмечает О. Забегайло, на эту вселенскую катастрофу (разрушение вавилонской башни и рассеяние народов) наложилось еще одно катастрофическое событие - глобальное похолодание: «После Потопа, по мнению ученых, произошло еще одно глобальное катастрофическое событие, завершившее формирование послепотопного облика земли. В 2345 г. до н. э. Земля столкнулась с астероидом, имевшим диаметр не менее 80 км. Астероидный удар резко изменил наклон оси собственного вращения Земли. Вследствие этого и других факторов произошло резкое глобальное похолодание, по традиции называемое ледниковым периодом... Таким образом, после Потопа установились суровые природно-климатические условия. В результате массового вымирания, прежде всего гигантских видов флоры и фауны, за короткий промежуток времени резко сменился растительный и животный мир планеты. Произошло снижение уровня развития человека» (там же, с.195 - 196). Добавим от себя, что такой низкий уровень развития человека непосредственно после Всемирного потопа многими представителями современной науки воспринимается как начальная точка развития человечества. Отсюда рождаются различные теории эволюции и происхождения человека из обезьяны, иные научные ереси.
[21] Однако до них (за 2,5 тыс. лет до н. э.) в Америке из Китая появились семиты - народ майя (О.Н. Забегайло, с. 200).
[22] О.Н. Забегайло, с. 200.
[23] Там же, с.379.
[24] Св. Иоанн Златоуст. - СПб., 1898. Кн. 1, с.859.
[25] Цит. по: Иеромонах Евфимий (Саморуков). Два пути. Путь благодатный и путь безблагодатный. - М.: Русская идея, 2012, с. 169-170.
[26] Святитель Димитрий Ростовский. Летопись, повествующая о деяниях от начала миробытия до Рождества Христова. - М., 1998 (интернет).
[27] Там же.
[28] Священник Даниил Сысоев. Летопись..., с. 379.
[29] См.: Л.А. Тихомиров. Религиозно-философские основы истории. - М.: «Москва», 1997. Гл. 16. «Избрание Израиля».
[30] Иеромонах Евфимий (Саморуков). Два пути. Путь благодатный и путь безблагодатный. - М.: Русская идея, 2012, с. 207.
[31] См.: Л.А. Тихомиров. Религиозно-философские основы истории. - М.: «Москва», 1997. Отдел пятый. «Христианская эпоха» (главы 29-35).
[32] О.Н. Забегайло, с. 197-198.
11. Ответ на 10., iraz:
10. Потомки Каина
9. Re: Каинитская цивилизация и современный капитализм
8. Re: Каинитская цивилизация и современный капитализм
7. Автор прекрасно освещает очень большую тему.
6. Re: Каинитская цивилизация и современный капитализм
5. Re: Каинитская цивилизация и современный капитализм
4. Re: Каинитская цивилизация и современный капитализм
3. инфа в сноске смущает
2. Спаси Бог!