17 декабря в Большом зале ЦДЛ состоялся вечер, посвящённый 80-летию выдающегося поэта XX века Анатолия Передреева, названный по строкам его стихотворения: «Не станет прошлою страною моя прекрасная страна». Выступления современников Анатолия Передреева были не многочисленны. Ведущая вечера Алла Панкова предоставила слово самому поэту: прозвучало около трёх десятков стихотворений Анатолия Передреева, прочитанных Народным артистом России Валентином Клементьевым и артисткой МГАФ Ларисой Савченко, а также прозвучавших в кинохронике. Были показаны документальные съёмки разных лет, на которых запечатлена плеяда русских поэтов и писателей XX века: Василий Белов, Владимир Соколов, Николай Рубцов, ныне здравствующий Станислав Куняев.
В этом доме думают гадают
Обо мне мои отец и мать.
В этом доме ждёт меня годами
Прибранная, чистая кровать...
Годами вспоминаются мне эти строки Анатолия Передреева, неотделимо от воспоминаний о бабушкином доме подо Ржевом. О многом, очень многом Передреев рассказал голосом своих ровесников - моих бабушек и дедов - с такой пронзительностью, будто пригоршнями взял из своего сердца и переложил в наши сердца, через полстолетия.
...Я учился писать,
И хрустящие хлебные карточки
От себя отрывала
По клеточке
Мать.
Чтоб меня не тошнило,
Чтоб меня не шатало за партою...
Я учился писать!..
Анатолий Передреев понимал предназначение поэта - дать голос бедам и радостям народа. Он нёс свой дар как схиму. Открытого и по-детски доверчивого мы видим его на уникальной съёмке на вечере памяти Николая Рубцова, представленной на прошедшем вечере.
Поэт трудился. Нищенствовал. Однажды Василий Белов предложил Передрееву взять от него какую-то денежную помощь. Тот молча отвернулся.
Говорят, пил поэт, тем и сгубил себя. На это вспоминается мне, как Валентин Сорокин в своей книге «Крест поэта» сказал: «Пил Есенин? Пил. Запоем слезы русские пил. Пил запоем русскую нищету...».
Передреев - плоть от плоти русская земля, русская судьба, вобравшая в себя весь мир. Ибо на его долю тяготы мировой истории выпали сполна. В 1933 г. было разорено родное село Анатолия Передреева в Саратовской области, раскулачены трудолюбивые, талантливые его родные, селяне. Семья будущего поэта едва спаслась, перебравшись к дальним родственникам в город Грозный. В Великую Отечественную погибли трое старших братьев Анатолия Передреева, четвертый вернулся с войны инвалидом.
Три старших брата было у меня...
От них остались только имена.
Остались три портрета на стене,
Убиты братья на большой войне...
Но поколение Передреева - поколение детей победителей Великой войны - расцвело мужественно и крепко, будто живя и за тех, кто их защитил собой.
Жизнь Анатолия Передреева полноценна и значима: работа на Братской ГЭС, успешное окончание Литературного института, публикации в ведущих журналах СССР, редакторская работа, огромный багаж поэтических переводов.
В 1996 г. уже новой, только не священной, а подлой войной, был разрушен дом Передреевых на окраине Грозного. До недавнего времени и могила поэта на Востряковском кладбище в Москве оставалась заброшенной.
Но ничто не смогло погубить душу поэта, прервать в ней связь времён и нарушить Божий Промысел о ней.
И только благородное его сердце могло видеть во всех тяготах и лишениях добро, благо. Как Иов Многострадальный, Передреев принимал от жизни всё и благодарил Небо и землю. А если болело, как Владимир Соколов писал «Заболит вот этот домик. // Защемит крыльцо...», то прятал от всех свою боль.
...И не смотри, что я не подпеваю,
Что я лицо ладонями закрыл,
Я ничего, мой друг не забываю,
Я помню всё, что ты не позабыл...
Дружба Передреева с Николаем Рубцовым, Владимиром Соколовым, Василием Беловым - это венок из русских, самых простых и удивительных цветов. На вечере Анатолия Передреева о каждом из близких его соратников прозвучали слова: поэтические посвящения, подписи на книгах, которые друзья дарили друг другу.
Мы, молодые, рождённые в восьмидесятых, глядим не вперёд, а на наших учителей, которым восемьдесят или к тому. Потому что у них есть та духовная опора, которой не хватает нам. А на многих, как на Передреева и Белова глядим уже в Небеса.
«Жаль молодёжь, напичканную неправдой», - начинал своё выступление главный редактор журнала «Наш современник», поэт Станислав Куняев. Он уверен, в том, что если бы не случилась Перестройка, не опрокинула людей в беспамятство, сегодня в нашей жизни было бы всё иначе, учитывая научный и культурный потенциал, накопленный нашей страной к 80-м годам XX века. На вечере своего друга Анатолия Передреева Станислав Юрьевич вспоминал самое ценное, что взлелеяно было их дружбой.
Вечер оканчивался показом документальной хроники встречи писателей у Василия Белова в Тимонихе. «Баня Белова» Анатолия Передреева - песня и плач о вологодской деревне - о повсеместной беде русской деревни, которую только теперь мы ощутили в полной мере, когда источников с чистой водой не сыскать и булки хлеба без «химии» не купить. Об этой беде нас предупреждал Передреев.
Околица родная, что случилось?
Окраина, куда нас занесло?
И города из нас не получилось,
И навсегда утрачено село...
Вслед за разрушением деревни поэт предвидел разрушение мирового жизненного уклада. «Передреев понимал, что человек гибнет в своём рационализме», - сказал в своём выступлении на вечере Передреева публицист Сергей Куняев. Он прочёл стихотворение Анатолия Передреева, которое сам поэт считал лучшим, и в котором указывал спасительный для человечества путь:
...Бесконечностью пустою
Мчат миры, себя круша.
Нету неба над тобою,
Беззащитная душа.
Так зачем порой ночною
Ты глядишь в него, глядишь
И не с черною дырою,
Со звездою говоришь.
В 1996-м году книгу Анатолия Передреева «Разбуди эту землю, весна» (М., 1996) издавал поэт Анатолий Парпара в одно время с зарождением «Исторической газеты». У основания благого дела вставали такие исполины как историк Борис Рыбаков, художник Фёдор Константинов, поэт Анатолий Передреев...
Есть острая необходимость и сегодня выпустить сборник стихотворений Анатолия Передреева. И тогда «наши мёртвые нас не оставят в беде...»