От редакции. 6 января, в Навечерие Рождества Христова (Рождественский сочельник), Православная Церковь чтит память прмц. Евгении Римской - девы, подвизавшейся в мужском образе (ок.262). Читателям предлагается фрагмент главы «От Ашаффенбурга до Фюссена» из новой книги мюнхенского журналиста, автора РНЛ Анатолия Гурьевича Холодюка, «Бавария: от святыни к святыне», которая готовится к печати и выйдет в Германии на русском языке в первом квартале 2013 года.
* * *
Поиски мощей раннехристианских святых привели меня в баварский город Нойбург-на-Дунае (Neuburg an der Donau), чьи две круглые массивные замковые башни и шпиль 57-тиметровой Придворной церкви торжественно возвышаются над дунайским мысом, зеркально отражаясь в голубых водах.
Сам замок, ставший резиденцией правителей Пфальц-Нойбурга из династии Виттельсбахов (1505-1742 гг.), был заложен на месте бывшего оборонительного укрепления еще в 1527 году пфальцграфом Отто Генрихом Великодушным (1502-1559).
Внутри замка, возводившегося до 1665 г., еще в 1543 г. построена часовня, считающаяся ныне одной из самых старых протестантских церквей Баварии. За пределами замка, в живописной исторической части города находятся бывший иезуитский колледж, а на площади Карлсплатц - католическая Придворная церковь (Hofkirche), как повествуют церковные документы, - одна из „любимых церквей баварского королевского дома".
По данным хранящихся в Мюнхене церковных архивных документов, на ее месте уже до 1000 г. существовала часовня Пресвятой Богородицы. Современное здание церкви в стиле маньеризма построено в соответствии с планами придворного живописца и архитектора Й. Хайнц. „Моделью" для „Hofkirche" стала иезуитская церковь Санкт-Михаэля в Мюнхене. Ее начали возводить в 1607-08 гг., однако все внутренние работы завершили только к 1627 г. В октябре 1618 г. церковь освятили в честь Пресвятой Богородицы и она стала называться в народе „контрреформаторской".
За год до освящения фламандский художник Питер Пауль Рубенс (1577 - 1640), который был родом из немецкого города Зиген, специально для „Hofkirche" написал алтарное изображение «Великого Страшного суда».
Считается, что над этим масштабным полотном трудились от десяти до двадцати художников из мастерской великого мастера кисти, хотя на алтарной картине стоит подпись только Рубенса, слава работ которого на мифологические и религиозные темы гремела в XVII в. во всей Европе.
В 1620 г. для двух боковых алтарей той же Придворной церкви Питер Пауль Рубенс написал еще две картины: „Поклонение волхвов" и „Сошествие святого Духa", которые находятся ныне в залах Государственной галереи Нойбурга.
...Уже сделав первые шаги в Придворной церкви, замечаешь, что в ее нескольких боковых алтарях имеется множество реликвариев с мощами разных святых. Однако самые драгоценные реликварии, искусно выполненные из слоновой кости, находятся перед главным алтарем.
В одном из двух очень похожих друг на друга реликвариях-шкатулках, почивают мощи прмц. Евгении Римской. Реликварий с ее мощами венчает миниатюрная поясная статуэтка Евгении Римской.
Так называемый „Народный алтарь" был освящен в 1990 г., и под его престолом тогда же установили два реликвария c мощами святых Фелициана и прмц. Евгении Римской. Реликварий св. Евгении дополнили мощами св. Христины Тирской, или Кристины Больсенской, а также мощами других раннехристианских мучеников.
Ажурную резьбу на пластинах слоновой кости, из которой изготовлены два реликвария, выполнил известный мюнхенский мастер Христофор Альгемайер (ок.1580-1633). Служители церкви „Hofkirche" и работники городского музея Нойбурга затрудняются с однозначным ответом на вопрос автора этих строк: чьи же конкретно мощи из двух известных в истории Церкви святых Фелицианов ( или епископа из Фолиньо; † 24 января 249 г., или другого одноименного святого, умученного † ок. 305 г. в Риме вместе с братом Примом; день памяти - 9 июня) находятся в реликварии? Они же единодушны во мнении, что мощи прмц. Евгении Римской попали в Нойбург из Вечного Города в эпоху движения Контрреформации, направленного против распространения в Баварии идей Мартина Лютера.
По данным „Православной энциклопедии", ссылающейся на текст мартиролога блж. Иеронима (V в.), прмц. Евгения была похоронена на Латинской дороге в Риме. Над ее могилой на кладбище была построена базилика, которая перестраивалась в VII - VIII cтолетиях папами Иоанном VII , Адрианом I и Львом III, а затем и вовсе исчезла. Место, где находилась могила святой на кладбище Апрониана (Coemeterium Aproniani), установить так и не удалось в римским исследователям. До недавнего времени было известно, что мощи почитаемой Православной и Католической церквями раннехристианской мученицы Евгении Римской, пострадавшей в Риме ок. 262 года, пребывают только в церкви Двенадцати апостолов в Риме, а частицы ее мощей имеются в монастыре вмц. Варвары на греческом Кипре и двух монастырях Живоносного Источника на греческом острове Андрос и Святой Троицы в местечке Коропи, построенном на месте древнего греческого города, получившего свое название в честь известного прорицателя Аполлона Коропи (V в. до РХ).
Не позднее конца того же V в. о мученичестве прмц. Евгении было написано житие на латинском языке. Во времена раннего Средневековья почитание святой Евгении было очень сильно распространено особенно в Италии и Греции. Oдной из самых известных литературных переработок жития святой Евгении является новелла Готфрида Келлера «Евгения» из сборника «Семь легенд» (1872.
Житие прмц. Евгении Римской известно православным верующим из четьи-минеи Димитрия Ростовского. Евгения, родом римлянка, жила в Александрии, куда ее отец, Филипп, был послан императором Коммодом (180 - 192) в качестве наместника Египта. Евгения получила хорошее образование и отличалась добрым нравом и красотой. Многие юноши добивались ее руки, но вступать в брак она не хотела. Евгения всей душой устремилась к христианству и тайно от родителей, в сопровождении своих двух рабов, Прота и Иакинфа, переодевшись в мужскую одежду, удалилась в мужской монастырь. Там она со своими рабами и спутниками приняла святое Крещение от епископа Элия, которому было открыто о ней в видении, и он благословил ее подвизаться в монастыре в образе инока Евгения. Своими подвигами святая Евгения стяжала дар исцеления. Однажды к ней за помощью обратилась богатая молодая вдова Мелания. Увидев юного инока, эта женщина воспылала нечистой страстью, но будучи отвергнута, она измыслила клевету о попытке насилия. Святая Евгения предстала на суд к правителю Египта, т. е. к своему отцу, и была вынуждена открыть свою тайну. Ее родные обрадовались, найдя ту, которую долго оплакивали. Через некоторое время все они приняли святое Крещение. Но Филипп, по доносу язычников, был смещен с поста правителя. Александрийские христиане избрали его своим епископом. Новый правитель, опасаясь народного гнева, не стал открыто казнить Филиппа, а подослал убийц. Во время уединенной молитвы епископа ему были нанесены раны, от которых он через три дня мученически скончался. Овдовев, Клавдия с дочерью и слугами уехала в свое поместье, находившееся в окрестностях Рима. Там Евгения продолжала иноческую жизнь. Она привела ко Христу многих дев, а Клавдия устроила странноприимный дом и служила вдовам. Император Галлиен (260 - 268) вновь начал гонение на христиан, и многие из них нашли убежище у святых Клавдии и Евгении. В то время осиротевшая молодая римлянка из царского рода, Василла, услышав о христианах и о святой Евгении, захотела встретиться со святой и написала ей письмо. В ответ святая Евгения прислала своих друзей и сподвижников, Прота и Иакинфа, которые просветили Василлу, и она приняла святое Крещение. Служанка Василлы рассказала ее жениху Помпею, что его невеста стала христианкой, и Помпеи пожаловался императору на христиан, проповедующих безбрачие. Привлеченная к ответу, Василла отказалась вступать с Помпеем в брак, и за это ее закололи мечом. Святых Прота и Иакинфа потащили в идольский храм для принесения жертвы, но едва они вступили туда, идол упал и разбился. Святые мученики Прот и Иакинф были обезглавлены. Святую Евгению тоже насильно привели в храм Дианы, но не успела она еще вступить в него, как всё капище вместе с идолом разрушилось. Святую мученицу бросили в Тибр с камнем на шее, но камень свалился, и она осталась невредима. Невредимой осталась она и в огне. Тогда ее бросили в ров, где она находилась 10 дней. В это время ей явился Сам Спаситель и возвестил, что она войдет в Царство Небесное в день Рождества Христова. Когда в 262 году наступил этот светлый праздник, палач умертвил святую мученицу мечом. Вскоре приняла мученический венец и святая Клавдия. Прмц. Евгения предупредила ее о дне смерти. Святую Евгению похоронили на Латинской дороге недалеко от Рима.
В Баварии святой Евгении молятся против глухоты и одержимости.В Православной Церкви день памяти прмц. Евгении Римской отмечается 6-го января, а в Католической Церкви - 25 декабря.
В Придворной церкви Нойбурга, в одном реликварии с мощами прмц. Евгении почивают и мощи мученицы Христины Тирской, или Больсенской - христианской святой, почитаемой Православной Церковью 6 августа и Католической - 24 июня. (...) Почитание этой святой было распространено в Больсене уже в IV веке, но описание её мученичества составлено только лишь спустя пять столетий. Эксперты считают житие Христины легендарным, не имеющим под собой основы в виде исторического события.
Появление большого количества христианских реликвий было совсем не случайным явлением в баварских городах, в том числе и в Нойбурге. Коллекция реликвий возникла в эпоху Контрреформации. Начало ей положил в 1577 г. Баварский герцог Вильгельм V Благочестивый (1548 - 1626), получивший на это благословение Папы Римского Павла IV (1476- 1559). Бавария получала мощи первых христианских святынь в качестве дара непосредственно из Рима. Начавшему в Европе движению Реформации Мартина Лютера была противопоставлена Контрреформация, сторонниками которой и активными проводниками реставрации католицизма были почти все герцоги Баварские, которые повели решительную борьбу с протестантизмом в своих владениях, расположенных вдоль Дуная. К началу XVII века Католическая церковь сумела отстоять и даже вновь обрести значительные территории в Германии, где широко распространялись реформационные учения. В 1608 году силам Католической церкви была противопоставлена Протестантская уния, на которую католики в 1609 году ответили образованием лиги во главе с Баварией, которая стала центром противоборства двух религиозно-политических коалиций на германских землях.
Нойбург - не единственный баварский город на Дунае, где имеются великие христианские святыни. Расположенный от него недалеко город Донаувёрт (Donauwörth), основанный в 1040 г. герцогом Мангольдом I, хранит уникальную ставротеку с частью Животворящего Креста Господня. В 1028 г. эта святыня получена в Константинополе в качестве дара тем же герцогом от императора Константина VIII.
Анатолий Гурьевич Холодюк, специально для «Русской народной линии»
Мюнхен, Германия