Размышления о Распутине

Иван Грозный  Новости Москвы 
0
2810
Время на чтение 15 минут

Не собиралась с самого начала подробнее касаться Распутина, человека, имя которого так ненавистно повсюду и, о котором так много говорилось, писалось, даже и фильмы сделаны. По моему мнению, тема не особо пленительна, но меня просили поделиться своим мнением об этой удивительной личности ради исторической правды.

            Лично у меня нет никакого опыта в том, что якобы у Распутина была особая эротическая притягательная сила. Да, правда, многие женщины ходили спрашивать у него совета в своих любовных делах, принимая его за талисман, приносящий счастье, но обычно Распутин призывал их прекращать свои любовные приключения.

            Г.РаспутинПомню одну девочку, по имени Лена, которая относилась к ревностнейшим слушателям духовных толкований Распутина. Однажды у Распутина был повод посоветовать девочке прекратить своё близкое знакомство с неким студентом. Лена приняла совет как беcпричинное вмешательство в её личную жизнь, и она возмутилась этим так, что уверила епископа Феофана в том, что Распутин приставал к ней. Случай был причиной для первой дурной сплетни о Распутине. После этого церковные круги стали посматривать на него подозрительно.

            Распутин в первый год его пребывания в Петербурге повсюду был принят с большим интересом. Как то будучи в семье одного инженера, вспоминаю его, сидящего в окружении семи епископов, образованных и учёных мужей, и отвечающего на глубокие религиозно-мистические, затрагивающие Евангелие, вопросы. Он, совершенно не образованный сибирский монах, давал ответы, которые глубоко удивляли других.

            В первые два года пребывания Распутина в столице, к нему приблизились неподдельно и открыто многие, как и я, которая испытывала интерес к духовным вопросам, желала руководства и поддержки в духовном совершенствовании. Позднее стало привычкой ходить к нему, когда пытались снискать благосклонность Придворного круга. Распутин считался силой, которая воображалась якобы скрывающейся за Троном.

            Была всегда того мнения, что Царская Чета сделала грубую ошибку, что не позаботилась об отправлении Распутина в монастырь, откуда в случае надобности могла бы получена от него помощь.

Распутин действительно мог прекратить приступы кровоизлияния!

            Помню одну встречу с профессором Фёдоровым уже при начавшейся революции. Он лечил Наследника с самого его рождения. Мы вспоминали случаи, когда использованные медицинские методы всё же не могли прекратить кровоизлияние, а Распутин, делая только крестное знамение над больным Наследником, останавливал кровотечение. «Родителей больного ребёнка надо понимать», - была у Распутина привычка говорить.

            Бывая в Петербурге, Распутин жил в маленьком дворовом доме на Гороховой улице. У него ежедневно бывали очень разные люди - журналисты, евреи, бедные, больные - и он постепенно начал быть своего рода посредником просьб между ними и Царской Четой. Когда он бывал во Дворце, его карманы были полны всевозможных просьб, которые он принял. Подобное раздражало Государыню и, совершенно особо Государя. Они ожидали услышать от него или предсказания, или описания загадочных явлений. В качестве награды за труды и доставку просьб до места некоторые давали Распутину деньги, которые он никогда не держал при себе, а раздавал сразу же бедным. Когда Распутин был убит, у него не нашли ни копейки денег.

            Позднее и, особенно во время войны, те, которые хотели очернить Трон, ходили к Распутину. Вокруг него всегда были журналисты и офицеры, которые возили его по кабакам, спаивая его, или устраивали попойки в его маленькой квартире - иначе говоря, делали всё возможное, чтобы выставить Распутина в дурном свете к всеобщему вниманию и чтобы таким образом косвенно нанести вред Государю и Государыне.

Имя Распутина вскоре было очернено. Их Величества всё же отказывались верить скандальным историям о Распутине и говорили, что он терпит за правду, как мученик. Только зависть и недоброжелательность диктуют, вводящие в заблуждение высказывания.

            Кроме Их Величеств, также высший духовный круг проявлял интерес к Распутину в начале года. Один из членов этого круга рассказал о глубоком впечатлении, произведённом Распутиным на них на одном из вечеров. Распутин обратился в сторону одного находящегося в их группе, говоря: «Почему вы не признаёте свои грехи?». Мужчина побледнев, отвернул своё лицо.

            Государь и Государыня впервые встретились с Распутиным в доме Великих Князей Петра и Николая Николаевича; их семьи считали Распутина пророком, который давал им наставления в духовной жизни.

            Вторая, сделанная Их Величествами серьёзная ошибка - главный повод для сплетен - было тайное проведение Распутина во Дворец. Так делалось по просьбе Государыни почти всегда. Действие было совершенно неразумным и бесполезным, буквально, то же самое, что, непосредственно во Дворец, вход которого круглосуточно охранялся полицией и солдатами, никто не мог бы пройти тайно.

В Ливадии Государыня услышав, что Распутин прибыл в Ялту, часто отправляла меня с экипажами за ним. Отъехав от главных ворот, возле которых стояло шесть или семь полицейских, солдат или казаков, мне надо было дать им указание провести Распутина через небольшой вход со стороны сада, прямо в личное крыло Государя и Государыни. Естественно, вся охрана заметила его приезд. Иногда члены Семьи на следующий день, за завтраком не хотели здороваться со мной за руку, так как, по их мнению, я была главной причиной прибытия Распутина.

Первые два года дружбы между Государыней и мною, Государыня пыталась и меня тайно проводить в свою рабочую комнату через комнаты служанок, не замеченной своими фрейлинами, чтобы не возбудить зависть их ко мне. Мы проводили наше время за чтением или рукоделием, но способ, которым меня проводили к ней, дал повод для неприятных и совершенно беспричинных сплетен.

            Если бы Распутин с самого начала был бы принят через Дворцовый главный вход и введён доложенный адъютантом, как и кто угодно, просящий аудиенции, превратные слухи вряд ли бы возникли, во всяком случае, в них вряд ли бы верили.

Сплетни получили своё начало во Дворце, среди окружения Государыни и, именно по этой причине в них верили.

            Распутин был очень худой, у него был пронизывающий насквозь взгляд. На лбу, у кромки волос, была большая шишка от ударов головой об пол во время молитвы. Когда первые сплетни и разговоры о нём начали ходить, он собрал деньги у своих друзей и отправился в годичную паломническую поездку в Иерусалим.

            После моего бегства из России, будучи в Валаамском монастыре я встретила там старого монаха. Он рассказал мне, что встречал Распутина в Иерусалиме и видел его среди паломников у рак со святыми мощами.

            Великие Княжны любили Распутина и называли его по имени «Наш друг». Под влиянием Распутина Великие Княжны предполагали, что они никогда не пошли бы замуж, если бы им пришлось отказаться от своей православной веры. Также и маленький Наследник был привязан к Распутину.

Идя в комнату Государыни, чуть спустя после известия об убийстве Распутина, я слышала всхлипывающего Алексея, спрятавшего голову в оконную штору: «Кто теперь поможет мне, если «Наш друг» умер?».

            Впервые дни войны отношение Государя к Распутину изменилось и стало намного холоднее. Поводом послужила телеграмма, которую Распутин отправил Их Величествам из Сибири, где он поправлялся от раны, нанесённой ему некой женщиной. Государь и Государыня в телеграмме, которую я отправляла, просили Распутина помолиться о победной войне для России. Ответ был непредвиденным: «Сохраните мир любыми способами, так как война означает погибель для России». Получив телеграмму Распутина, Государь потерял своё самообладание и порвал её. Государыня, невзирая на это, не прекратила уважать Распутина и доверять ему.

Третью серьёзную ошибку, которую Царская Чета совершили, особенно Государыня, было мнение, что у Распутина был дар видеть, кто был хороший, кто плохой человек. Никто не мог пошатнуть Их веру. «Наш друг» сказал, что упомянутый плохой человек или наоборот и этого было достаточно. Один человек сказал мне, что видел слабую улыбку на губах Государя, когда пришло известие об убийстве Распутина. Всё же я не могу гарантировать достоверность утверждения, так как я позднее встретила Государя, который был глубоко потрясён случившимся.

            Один из родственников Распутина сказал мне, что он предсказал, что Феликс Юсупов убьёт его.

            В России немецкие агенты были повсюду - на заводах, на улицах, даже в очередях за хлебом. Начались распространяться слухи, что Государь хочет заключить сепаратный мир с Германией и что Государыня и Распутин стоят за спиной намерения. Если бы у Распутина было бы такое влияние на Государя, как утверждается, тогда почему Государь не приостановил мобилизацию? Государыня была против войны, как было сказано перед этим. Из предыдущего также ясно, что во время войны она возможно больше, чем никто другое штатское лицо, пыталась воздействовать на то, чтобы привести войну к решающей победе.

Слухи, согласно которых с Германией готовиться сепаратный мир, дошли даже до английского посольства.

Вся клевета и слухи, направленные против Царской Семьи, об ожидаемом заключении мира с Германией, доводились до сведения иностранных посольств. Большая часть союзников догадывались оставить их на своё собственное усмотрение, единственно, кто оказался жертвой, как немецких, так и революционных распространяемых сплетен, оказался английский посол сэр Георг Бьюкенен. Он и встал в общение между революционерами и Правительством.

Убийство Распутина 16 декабря 1916 года было отправным выстрелом революции. Многие считали, что Феликс Юсупов и Дмитрий Павлович своим героическим поступком спасли Россию. Но произошло совсем иначе.

Началась революция, события в феврале 1917 года причинили России полную разруху. Отречение Государя от престола произошло совсем необоснованно. Государь был притеснен до такой степени, что он захотел отойти в сторону. Угрожалось, что если бы он не откажется от Короны, убьют всю его Семью. Это он сказал мне позднее при нашей встрече.

«Убийство никому не дозволено», - написал Государь на прошении, которое члены Императорской семьи оставили Ему, прося, чтобы не были наказаны Великий Князь Дмитрий Павлович и Феликс Юсупов.

Когда я вспоминаю все события того времени, мне кажется как будто Двор и высший свет были как бы большим сумасшедшим домом, настолько запутанно и странно всё было. Единственно, беспристрастное изучение истории на основании сохранившихся исторических документов, сможет внести ясность в ту ложь, клевету, предательство, неразбериху, жертвой которых, в конце концов, Их Величества оказались.

            Распутин был убит в ночь с 16-го на 17-е декабря 1916 года. 16 декабря Государыня послала меня к Григорию Ефимовичу отвести ему икону, привезённую из Новгорода. Я не особенно любила ездить на его квартиру, зная, что моя поездка будет лишний раз фальшиво истолкована клеветниками. Я оставалась минут 15, слыша от него, что он собирается поздно вечером ехать к Феликсу Юсупову знакомиться с его женой Ириной Александровной.

            Утром 17 декабря ко мне позвонила одна из дочерей Распутина, которые учились в Петрограде и жили с отцом, сообщив, что отец их не вернулся домой, уехав поздно с Феликсом Юсуповым. Через час или два позвонили во Дворец от Министра Внутренних Дел Протопопова, который сообщал, что ночью полицейский, стоявший на посту у дома Юсуповых, услышав выстрел в доме, позвонил. К нему выбежал пьяный Пуришкевич и заявил ему, что Распутин убит. Тот же полицейский видел военный мотор без огней, который отъехал от дома вскоре после выстрелов.

            Были жуткие дни. 19-го утром Протопопов дал знать, что тело Распутина найдено. Вначале у проруби на Крестовском острове нашли галошу Распутина, а потом водолазы наткнулись на его тело: руки и ноги были запутаны верёвкой; правую руку он, вероятно, высвободил, когда его кидали в воду; пальцы были сложены крестом. Тело было перевезено в Чесменскую богадельню, где было произведено вскрытие.

Несмотря на многочисленные огнестрельные раны и огромную рану на левом боку, сделанную ножом или шпорой, Григорий Ефимович, вероятно, был еще жив, когда его кинули в прорубь, так как легкие были полны водой.

Когда в столице узнали об убийстве Распутина, все сходили с ума от радости; ликованию общества не было пределов, друг друга поздравляли. Во время этих манифестаций по поводу убийства Распутина, Протопопов спрашивал совета Её Величества по телефону, где его похоронить. Впоследствии он надеялся отправить тело в Сибирь, но сейчас же сделать это не советовал, указывая на возможность по дороге беспорядков. Решили временно похоронить в Царском Селе, весной же перевести на родину.

Отпевали в Чесменской богадельне, и в 9 часов утра в тот же день (кажется 21 декабря) одна сестра милосердия привезла на моторе гроб Распутина. Его похоронили около парка на земле, где я намеривалась построить приют для инвалидов. Приехали Их Величества с Княжнами, я и два или три человека посторонних. Гроб был уже опущен в могилу, когда мы пришли. Духовник Их Величеств отслужил краткую панихиду и стали засыпать могилу. Стояло туманное, холодное утро и вся обстановка была ужасно тяжёлая: хоронили даже не на кладбище. Сразу же после краткой панихиды мы уехали.

Дочери Распутина, которые совсем одни присутствовали на отпевании, положили на грудь убитого икону, которую Государыня привезла из Новгорода.

Вот, правда о похоронах Распутина, о которых столько говорилось и писалось. Государыня не плакала часами над его телом, и никто из его поклонниц не дежурил у гроба.

            Ради исторической правды я должна сказать, как и почему Распутин имел некоторое влияние в жизни Государя и Государыни.

Распутин был не монах, не священник, а простой «странник», которых немало на Руси. Их Величества принадлежали к категории людей, верящих в силу молитвы подобных странников. Государь, как и его предок, Александр I, был всегда мистически настроен; одинаково мистически была настроена и Государыня.

За месяц до моей свадьбы Её Величество просила Великую Княгиню Милицу Николаевну познакомить меня с Распутиным. Вошёл Григорий Ефимович, худой, с бледным, изможденным лицом, в чёрной сибирке; глаза его, необыкновенно проницательные, сразу меня поразили и напомнили глаза о. Иоанна Кронштадтского.

«Попросите, чтобы он помолился о чём-нибудь в особенности», - сказала Великая Княгиня по-французски. Я попросила его помолиться, чтобы я всю жизнь могла положить на служение Их Величествам. «Так и будет», - ответил он, и я ушла домой. Через месяц я написала Великой Княгине, прося её спросить Распутина о моей свадьбе. Она ответила мне, что Распутин сказал, что я выйду замуж, но счастья в моей жизни не будет. Особенного внимания на это письмо я не обратила.

            ...Распутиным воспользовались как поводом для разрушения всех прежних устоев. Он как бы олицетворял в себе то, что стало ненавистным русскому обществу, которое утратило всякое равновесие. Он стал символом их ненависти.

И на эту удочку словили всех: и мудрых, и глупых, и бедных, и богатых. Но громче всех кричала аристократия и Великие Князья, и рубили сук, на котором сами сидели. Россия, как и Франция XVIII столетия, прошла через период полного сумасшествия, и только теперь через страдания и слёзы начинает поправляться от своего тяжелого заболевания.

...Но чем скорее каждый пороется в своей совести и сознает свою вину перед Богом, Царём и Россией, тем скорее Господь прострёт Свою крепкую руку и избавит нас от тяжких испытаний.

            Её Величество доверяла Распутину, но два раза она посылала меня с другими к нему на родину, чтобы посмотреть, как он живет у себя в селе Покровском. Встретила нас его жена - симпатичная пожилая женщина, трое детей, две немолодые девушки-работницы и дедушка рыбак. Все три ночи мы, гости, спали в довольно большой комнате наверху, на тюфяках, которые расстилали на полу. В углу было несколько больших икон, пред которыми теплились лампады. Внизу, в длинной тёмной комнате с большим столом и лавками по стенам, обедали; там была огромная икона Казанской Божией Матери, которую считали чудотворной. Вечером перед ней собиралась вся семья и «братья» (так называли четырёх других мужиков-рыбаков), все вместе пели молитвы и каноны.

Крестьяне относились к гостям Распутина с любопытством, к нему же безразлично, а священники враждебно. Был Успенский пост, молока и молочного в этот раз нигде не ели; Григорий Ефимович никогда ни мяса, ни молочного не ел.

Существует фотография, которая представляет Распутина сидящим в виде оракула среди дам-аристократок своего «гарема» и как бы подтверждает огромное влияние, которое будто бы он имел в Придворных кругах. Но я думаю, что никакая женщина, если бы даже и захотела, не могла бы им увлечься; ни я и никто, кто знал его близко, не слышал о таковой, хотя его постоянно обвиняли в разврате.

Когда после революции начала действовать следственная комиссия, не оказалось ни одной женщины в Петрограде или в России, которая выступила бы с обвинениями против него; сведения черпались из записей «охранников», которые были приставлены к нему.

            Несмотря на то, что он был человек безграмотный, он знал всё Священное Писание, и его беседы отличались оригинальностью, так что, повторяю, привлекали немало людей образованных и начитанных, каковыми были, бесспорно, епископы Феофан и Гермоген, Великая Княгиня Милица Николаевна и др.

Приходили к нему и с разными нуждами, и ищущие утешения. Нужде всякой он помогал, то есть отдавал всё, что у него было, и утешал советами и объяснениями тех, кто приходил к нему поделиться своими заботами. Терпеливо выслушивал разных дам, которые являлись по сердечным вопросам, всегда строго порицая греховные дела.

            Помня, как-то в церкви подошёл к нему почтовый чиновник и просил помолиться о больной. «Ты меня не проси, - ответил он, а молись св. Ксении». Чиновник в испуге и удивлении вскрикнул: «Как вы могли знать, что жену мою зовут Ксенией?». Подобных случаев я могла бы привести сотни, но их, пожалуй, так или иначе можно объяснить, но гораздо удивительнее то, что все, что он говорил о будущем, сбывалось...

            Одним из врагов Распутина, Илиодором, было затеяно два покушения на него. Первое ему удалось, когда некая женщина Гусева ранила его ножом в живот в Покровском. Это было в 1914 году, за несколько недель до начала войны.

Второе покушение было устроено министром Хвостовым с этим же Илиодором, но последний послал свою жену в Петроград со всеми документами и выдал заговор. Все эти личности вроде Хвостова смотрели на Распутина как на орудие к осуществлению их заветных желаний, воображая через него получить те или иные милости. В случае неудачи они становились его врагами.

Так было с Великими Князьями, епископами Гермогеном, Феофаном и другими. Монах Илиодор, который в конце всех своих приключений снял рясу, женился и жил за границей, написал одну из самых грязных книг о Царской Семье. Прежде чем издать её, он написал Государыне письменное предложение - купить эту книгу за 60 000 рублей, грозя в противном случае издать её в Америке. Государыня возмутилась эти предложением, заявив, что пусть Илиодор пишет, что он хочет и на бумаге написала: «Отклонить».

            Судебное расследование Чрезвычайной Следственной Комиссии Временного Правительства доказало, что политикой он не занимался. У Их Величеств разговоры с ним были всегда на отвлечённые темы и о здоровье Наследника.

Вспоминаю только один случай, когда действительно Григорий Ефимович оказал влияние на внешнюю политику.

Это было в 1912 году, когда Великий Князь Николай Николаевич и его супруга старались склонить Государя принять участие в Балканской войне. Распутин чуть ли на коленях перед Государём умолял его этого не делать, говоря, что враги России только и ждут того, чтобы Россия ввязалась в эту войну, и что Россию постигнет неминуемое несчастье.

            Последний раз Государь видел Распутина у меня в доме, в Царском Селе, куда по приказанию Их Величеств я вызвала его. Это было приблизительно за месяц до его убийства. Здесь я убедилась лишний раз, каким пустым вымыслом был пресловутый разговор о желании сепаратного мира, о котором клеветники распространяли молву, указывая, что это желание то Государыни, то Распутина.

Государь приехал озабоченный и, сев, сказал: «Ну, Григорий, помолись хорошенько; мне кажется, что сама природа идёт против нас сейчас». Григорий Ефимович одобрил Его, сказав, что главное не надо заключать мира, так как та страна победит, которая покажет более стойкости и терпения.

Затем Григорий Ефимович указал, что надо думать о том, как бы обеспечить всех сирот и инвалидов после войны, чтобы «никто не остался обиженным: ведь каждый отдал Тебе всё, что имел самого дорогого».

Когда Их Величества встали, чтобы проститься с ним, Государь сказал, как всегда: «Григорий, перекрести нас всех». «Сегодня ты благослови меня», - ответил Григорий Ефимович, что Государь и сделал.

Чувствовал ли Распутин, что он видит Их в последний раз, не знаю; утверждать, что он предчувствовал события, не могу, хотя то, что он говорил, сбылось. Я лично описываю только то, что слышала и каким видела его.

            Со своей смертью Распутин связывал большие бедствия для Их Величеств. Последние месяцы он ожидал, что его скоро убьют.

            Свидетельствую страданиями, которые я переживала, что я лично за все годы ничего непристойного не видела и не слышала о нём, а, наоборот, многое из сказанного во время этих бесед помогло мне нести крест поругания и клеветы, Господом на меня возложенный.

Распутина считали и считают злодеем без доказательств его злодеяний. Его убили без суда, несмотря на то, что самым большим преступникам во всех государствах полагается арест и суд, а уже после казнь.

            Владимир Михайлович Руднев, производивший следствие при Временном Правительстве, был один из немногих, который старался распутать дело о «тёмных силах» и выставить Распутина в настоящем свете, но и ему было трудно: Распутин был убит, а русское общество было психически расстроено, так что мало кто судил здраво и хладнокровно. Руднев единственный имел гражданское мужество ради истины встать на точку зрения здравомыслящего человека, не заразившись стадным мнением русского общества в 1917 году.

 

Материал составлен Людмилой Хухтиниеми по воспоминаниям Анны Александровны Танеевой (монахини Марии)

«Анна Вырубова - фрейлина Государыни». Под редакцией Ирмели Вихерюури. Отава. 1987 Хельсинки. Перевод с финского языка Л.Хухтиниеми.

А.А. Вырубова. Страницы моей жизни. Благо. Москва. 2000.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

8. Ответ на 5., РодЕлена:

Это подтасовка. Данный текст не может принадлежать перу Вырубовой исходя не только из низкой стилистики, но и по ряду еще нескольких причин. Это текст современной женщины.

Перед нами топорная компиляция, без тени уважения ни к читателю, ни к Анне Танеевой-Вырубовой. Начиная с предложения: "Распутин был убит в ночь с 16-го на 17-е декабря 1916 года", идет текст из книги "Страницы моей жизни". А то, что до того - возмутительная пародия на подлинные слова Анны Вырубовой1 о Григории Распутине. Особенно в части, где продавливается мысли об ошибках Государыни. Чувства меры явно не хватает. В подлиннике Анна Александровна говорит об этом очень тактично и не делает акцент на этой теме. А здесь: ошибка, ошибка, ошибка в квадрате. Умиляет трогательное оправдание и защита сера Бьюкеннена. Т. е. то, что было сказано в подлиннике об этой личности как бы перечеркивается и дается новая трактовка. Просто какой-то историко-литературно-акробатический кульбит - Бьюкеннен оказывается друг, такая заблудившаяся овечка. Эпизод с семью епископами - чистейшая выдумка. Как Анна Александровна, не стесняясь называть не только вещи своими именами, но и действующие персонажи, вдруг запамятовала и не назвала ни одного из епископов, принявших участие в историческом событии. Главное, что эта невинная коррекция истины, такое мелкое воровство в стиле "Сашхена и Альхена" замаскировано молчаливо-стеснительным соединением с подлинным текстом. Аплодисменты!
Юрий Рассулин / 24.11.2013, 10:42

7. Ответ на 5., РодЕлена:

Это подтасовка. Данный текст не может принадлежать перу Вырубовой исходя не только из низкой стилистики, но и по ряду еще нескольких причин. Это текст современной женщины.

Несомненно.
Lucia / 23.11.2013, 20:28

6. Юрий Рассулин

Именно так.
Lucia / 23.11.2013, 20:28

5. Re: Размышления о Распутине

Это подтасовка. Данный текст не может принадлежать перу Вырубовой исходя не только из низкой стилистики, но и по ряду еще нескольких причин. Это текст современной женщины.
РодЕлена / 23.11.2013, 17:24

4. Ответ на 3., anastasiya_true:

многим уже приелась приторная православная литература с ее возвышенными речами в превосходной степени, поэтому полезно также почитать литературу несколько иного стиля, которая также способна привлечь читателей к Православию.

Ответ по-существу дан здесь: http://ruskline.ru/analitika/2013/04/09/lobzaniem_predaetsya_car/
Юрий Рассулин / 23.11.2013, 16:09

3. Анна Танеева - фрейлина Государыни

Уважаемый Юрий! По поводу критикуемой Вами книги - "Анна Танеева - фрейлина Государыни", могу сказать, что Вы перегибаете палку. Книгу я читала на одном дыхании - она не только очень интересна, но после ее прочтения я настолько прониклась любовью к Анне Танеевой и еще больше к Царской семье, что некоторое время находилась в таком волнительном душевном настроении, под впечатлением от прочитанного. Я просто удивлена Вашим комментариям, если бы лично не читала книги - то наверняка поверила бы Вам. Но могу сказать однозначно - книга уникальна. Я прочла уже достаточно книг о Царской семье, и их жизнеописание и мученический подвиг для меня не новы. Но то, что я прочла в книге "Анна Танеева - фрейлина Государыни" открыло мне другую сторону жизни Царственных страстотерпцев. Начнем с того, что Анна Танеева писала не житие Царственных Страстотерпцев, а свои личные воспоминания, в которых представлено именно ее видение событий и окружающей обстановки, а также ее собственные переживания в кругу Двора. Поэтому здесь соответствующий стиль, присущий мемуарам вообще. В книге также много говорится о душевных страданиях Их Величеств и святости их жизни; о личной жизни Государыни, о ее трагедии в связи с болезнью Наследника, которая мало кому была известна. И утверждать, что в этих мемуарах отсутствует любовь к Святым Царственным Мученикам, теплота, и духовность, полный абсурд! Помимо личных воспоминаний, в книге также содержится повествование о самой Анне Танеевой, где она описывает свою жизнь во время вспыхнувшей в России революции, свое пребывание в тюрьмах и побег из Финляндии. Читая о годах преследований и тюремных заключений Анны Танеевой, помимо переживаний мною овладевали такие чувства, как удивление и восхищение тому подвигу, терпению и лишению, которые она переносила, и одновременно меня настигало чувство смирения, когда на фоне подробно описанных испытаний Анны Танеевой, обнажались ничтожество, себялюбие и шелуха собственной жизни, вкупе с пристрастием к комфорту, присущим современному человечеству. Что касается Вашего комментария относительно Григория Распутина в данной книге, то здесь нет ничего его порочащего, наоборот, написано, что никакие медицинские средства не могли прекратить кровотечение Наследника, а Григорий Распутин останавливал его одним крестным знамением; как он сидел в окружении семи епископов, образованных и ученых мужей, и отвечал на глубокие религиозные, затрагивающие Евангелие, вопросы и т.д., нет возможности приводить другие примеры. Нет также ничего противоестественного в упомянутом Вами случае на балу; в том, что многие были влюблены в Великую княжну и разве ей не мог понравиться адъютант? Ничего противного нет и в Пасхальном поцелуе Государя, так поступил бы каждый нормальный и воспитанный человек. Возможно, причиной той нерешительности Государя, о которой вы упомянули, явилось глубокое осознание той ответственности за свой народ и свою страну, которую он постоянно ощущал перед Богом. То, что в книге написано, что Государь несмотря на свой рост был мускулистым и сильным, гораздо лучше, чем если бы Анна Танеева написала, что он был высоким и слабым. Все эти мелочи - горсть камней, брошенных в океан весьма увлекательной и поучительной по содержанию книги. Мы же все-таки не свидетели Иеговы, которые вырвав куски из Библии, на их основе создали свое новое видение "истины", не принимая во внимание целый материал. То, что Вы утверждаете, что, то, что написано в книге по-русски - читать невозможно, абсолютный абсурд. Создается впечатление, что Вы испытываете явную антипатию к Людмиле Хухтиниеми, и тем самым пытаетесь опорочить переведенную ею книгу. Как я уже говорила, о Царской семье написано очень много литературы, которая безусловно написана в возвышенном стиле, соответствующем их святости. Но здесь я увидела, что они были такими же обычными людьми, как и мы с вами, они не были ангелами и обладали также чувствами, привычками и предпочтениями, как и все люди. Но их верность и любовь к Богу и Отечеству, то, что они претерпели до конца все унижения, клевету и приняли мученичество, возвысило их до небес. Когда читаешь о таких великих подвижниках, как Сергий Радонежский, Серафим Саровский, Александр Свирский, о святителе Николае и о многих других, которые уже с детства были "Богоизбранным сосудом", то их величайшие подвиги кажутся обычным людям чем-то невероятным и тяжелодосягаемым. Но здесь совсем другой пример, несмотря на то, что Царственные особы на страницах этой книги предстают нам обычными простыми людьми, но только очень близкими, их мужество, их подвиг во имя Бога, своего народа и своей родной Отчизны являются ярким примером для современного читателя. Кроме того, в издании представлено 2440 редчайших фотографий из "Романовских альбомов", которые, как написано в книге, были сохранены самой Анной Танеевой, на которых запечатлена будничная жизнь Царской семьи и ее окружения. Поэтому, уважаемый Юрий, не будем клеветать на хорошую книгу, тем более, что в книге помещено вступительное слово Святейшего Патриарха Кирилла (написанное им в 2008 г. в бытность Митрополитом Смоленским и Калининградским), где он пишет о ценности и пользе данной книги. И потом, многим уже приелась приторная православная литература с ее возвышенными речами в превосходной степени, поэтому полезно также почитать литературу несколько иного стиля, которая также способна привлечь читателей к Православию.
anastasiya_true / 15.02.2013, 03:50

2. Анна Вырубова не является автором финского текста

Уважаемая Людмила! Считаю своим долгом заявить, что несмотря на смысловую похожесть приведенных вами двух текстов о Григории Распутине, монахиня Мария (Анна Александровна Танеева-Вырубова) не является автором той части текста, которая относится к финскому изданию. Ее перу принадлежат лишь подлинные воспоминания, которые названы ею «Страницы моей жизни», а не тот бесцветный суррогат, авторство которого финская издательница Ирмели Вихерьююри попыталась приписать монахине Марии (Танеевой). Приведенный Вами текст финского издания является искаженной и по смыслу и по духу редакцией перевода ее подлинных записок, которые писались в эмиграции, которые не были опубликованы при жизни и на публикацию которых монахиней Марией по ряду причин был наложен запрет. Монахиня Мария писала на русском языке. Текст ее записей был переведен на финский, шведский, английский, затем снова на русский языки. Перевод был адаптирован к восприятию иностранного читателя, а также в угоду известных представителей русской диаспоры. К сожалению, этот перевод был произведен в ущерб исторической правде. После смерти монахини Марии издание было осуществлено Ирмели Вихерьююри в нарушение наложенного запрета-завещания и после дополнительной редакторской правки, которая внесла новые искажения первоисточника. Считаю, что приписывать авторство книги «Анна Вырубова – фрейлина Государыни». Под редакцией Ирмели Вихерюури. Отава. 1987 собственно Анне Вырубовой является неправомочным деянием, оскорбляющим память монахини Марии (Анны Александровны Танеевой-Вырубовой). Более подробно о том, каким образом указанная книга «Анна Вырубова – фрейлина Государыни» появилась на свет, рассказано в главе 18-ой книги «Верная Богу, Царю и Отечеству. Анна Александровна Танеева (Вырубова) – монахиня Мария», автор-составитель Юрий Рассулин, Царское Дело, Санкт-Петербург, 2005. Книга эта, которая содержит обширный материал, в том числе о подлинном отношении монахини Марии к старцу Григорию Распутину, и которую Вы в своих публикациях и на своем сайте упорно игнорируете, тем не менее, Вам хорошо известна. Я также надеюсь, что РЛН опубликует мою статью на тему так называемых «неопубликованных воспоминаний», где я подробно изъясняю свою позицию. Уважаемая Людмила, если Вам действительно дорога память о монахине Марии, за могилой которой Вы ухаживаете, то Вашим долгом является не популяризация псевдовоспоминаний, а выяснение истинной картины их появления, а если и публикация их, то с подобающим комментарием и подлинным авторством, т. е. указанием тех лиц, кто непосредственно занимался правкой. Это нужно сделать затем, чтобы отделить правду от лжи, которая допущена на страницах финского издания, в частности в отношении характеристики Государя Императора Николая II. Настоящим подарком матушке Марии было бы издание ее подлинных записей, с которых сделан перевод, и которые подверглись цензорской правке в угоду общественному мнению, дабы смягчить акценты и выгородить тех персонажей, которым дана нелицеприятная оценка в подлинных воспоминаниях Анны Александровны Танеевой (Вырубовой) «Страницы моей жизни». В заключение, и как первый шаг в исполнение долга перед монахиней Марией, прошу Вас ответить на вопрос, известно ли Вам, где после смерти Ирмели Вихерьююри и у кого в настоящее время находятся записи на русском языке, сделанные собственноручно монахиней Марией (Анной Вырубовой)? Прошу Вас, если это не составит Вам труда, прислать ответ на следующий адрес: info@rxpress.spb.ru С уважением, Юрий Рассулин.
Юрий Рассулин / 03.01.2013, 21:08

1. Re: Размышления о Распутине

Спасибо Дорогой Редакции за этот несомненно интересный материал. Недоумеваю только об одном (да простит меня уважаемый переводчик): неужели размещенный здесь текст перевода опубликован в книжном варианте таким, каким он здесь представлен (т.е. без стилистической правки, в которой он сильно нуждается)?
Александр Бутов / 03.01.2013, 00:51
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Иван Грозный
В тревогах о будущем мира и надеждах на добрую волю
В Москве состоялось итоговое годовое заседание Совета старейшин коренных народов России и стран Евразии
27.12.2024
Очередной «удар по Самодержавию»?
Возле вновь выставленной картины Репина «Иван Грозный и сын его Иван» установили пост охраны
18.12.2024
Россия – Дом Пресвятой Богородицы
В Нижнем Новгороде прошла Всероссийская научно-просветительская конференция «Пути возрождения Самодержавной Монархии в России»
05.12.2024
«Новая нормальность» рубежа XVI-XVII веков
Реформация Бориса Годунова в отношении царской власти, когда личный «Катехон – Удерживающий» стал избираться народом, сдвинула континентальные плиты Русской цивилизации
19.11.2024
Все статьи темы
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
Нотр-Дам перестала быть христианской церковью?
Новый комментарий от Александр Волков
30.12.2024 20:44
Ладушки – нескладушки
Новый комментарий от Агафон
30.12.2024 20:37
Новый год встречает нас своею неопределённостью
Новый комментарий от Vladislav
30.12.2024 19:57
Золотой клинок Империи и «сабля Мазепы»
Новый комментарий от Анатолий Степанов
30.12.2024 19:51
Может ли еще Индия стать православною?
Новый комментарий от JG
30.12.2024 19:31
Рождённые в СССР
Новый комментарий от Vladislav
30.12.2024 19:23
Борьба с Антихристом и Его Антицерковью
Новый комментарий от Владимир Николаев
30.12.2024 16:22