Православный социализм: обоснование и проблемы реализации

Социализм ближе к христианству, чем рынок

Размышляя о будущем России, многие и многие жители нашей великой Родины приходят к мысли, о необходимости реализации христианского социализма, или, лучше сказать, - православного социализма. Почему эта идея, пусть медленно, но верно, завоевывает умы, несмотря на ее полную противоположность либеральному мейнстриму?  Постараемся осмыслить этот феномен.

 

Предпосылки

Сначала об очевидном. Ни для кого не секрет, что ныне Россия находится в крайне тяжелом состоянии, просто на грани бытия-небытия. Развал экономики, несправедливость социальной структуры, упадок культуры, бытовой разврат, кризис национальной жизни, провал демографии - все это хорошо известно. И причина этого тоже очевидна: несвойственный русской цивилизации социальный строй - капитализм. Попросту говоря, мы гибнем от рынка, делающего из русского человека эгоиста и морального урода.

Капитализм был навязан нам Западом - нашим всегдашним, наиболее злым и сильным противником. Если кто думает, что Запад - никакой не враг, а наоборот, образец для подражания, то дальше эту статью ему читать не стоит. А для продолжающих укажем, что именно примат личной выгоды перед общими интересами, провоцируемый капиталистическим рынком, разрушает глубинные основы русской жизни и делает Россию беззащитной перед западной экспансией. И выскочить из этого капкана, оставаясь в рамках капитализма,  у нас шансов нет. Поэтому, чтобы выжить, Россия должна отбросить губящий ее социальный строй, выработать и реализовать иной образ социального бытия. Какой?

Прежде всего, опирающийся на традицию, на многовековую историю русской цивилизации. История дается народу не для того, чтобы топтать ее ногами, а для уяснения, как народ может успешно продолжать свое историческое шествие. И наша история показывает, что наиболее успешные ее периоды были связаны не с развитием рынка, а с утверждением идеи служения (Богу, царю, отечеству, народу, общине), которая требует иной, нерыночной, модели экономики. Таковы периоды Московского царства (XVI-XVII века) и советского социализма (XX век). В то же время периоды, когда Россия втягивалась в рыночную стихию (вторая половина XIX в., XXI  век), приводили к довольно быстрой потере хозяйственной независимости (а ныне - фактически и государственной независимости).

Далее, необходимо, чтобы чаемый социальный строй был морально выше навязываемого нам капитализма. Только более высокое целеполагание общества может обеспечить победу. Раньше мы всегда это понимали, и недаром наши предки называли себя Святой Русью, т.е. ставил самую высокую планку, какую только может поставить перед собой народ как целое.  Сейчас же, в результате нашей общенациональной деградации, эта мысль забывается. И вообще должно констатировать, что нравственная составляющая социального устроения практически забыта. Польза, прибыль, нажива - вот стимулы, ранее всегда у русского человека вызывавшие подозрительность и даже презрение, стали легитимными и безусловными константами нашей жизни. Но нравственность отменить нельзя. Это в полной мере относится и к экономическому укладу. Наши русские философы прекрасно понимали, что экономика - не просто механизм удовлетворения материальных потребностей, а поле борьбы добра со злом. Например, Николай Бердяев: «экономика насквозь духовна», о. Сергий Булгаков: «экономика есть прикладная нравственность», или Владимир Соловьев: экономика - лишь «поприще для применения единого нравственного закона». Иначе говоря, будущее России связано с нравственно более высоким экономическим строем, чем капитализм.

Наконец, в национально-государственную идеологию должна быть введена религиозная составляющая. В случае России - православие, поскольку именно оно исторически явилось государственно-образующей религией России. И неудивительно, что по данным социологических опросов, более 70% населения России считает себя православными. Но дело не только в этом. Православие - подтвержденная веками, проверенная истина, и потому следование ей является обязанностью честного и нравственного человека. Православие же говорит со всей определенностью, что культ мамоны (языческого бога богатства) несовместим  с верой в Бога. «Не можете служить Богу и мамоне» (Мф.6,24) восклицает Спаситель. Но именно на это - на служение деньгам, наживе, прибыли, в общем мамоне - толкает нас рыночная экономика. Разумеется, не все этому нажиму поддаются, но таковые оказываются идущими против течения и потому подвержены опасности быть выброшенными из социума. Большинство же выбирает мейнстрим, а вместе с ним и культ мамоны. Отсюда и неизбежный вывод, что капитализм - социальный строй, удаляющий человека от Бога. О том же говорит и история человечества, в которой наступление капитализма как правило было связано с  упадком веры и маргинализацией религии.

 

Православный социализм

Что это такое? Если сказать одной фразой, то это - социалистическая экономика, поддерживаемая православной идеологией. Конечно, тут требуются разъяснения.

Под социалистической экономикой подразумевается экономический строй, основанный на общественной собственности на средства производства. Причем, было бы точнее сказать - государственной собственности. Частный сектор, как и сектор кооперативно-общинной собственности остаются, но они не играют первостепенной роли. Локомотивом социалистической экономики являются государственные предприятия, работающие по единому государственному плану. Прообразом такой экономики служит экономика советского периода, а точнее - «сталинского» периода 30-х -50-х годов XX в.

Однако, «православный социализм» кардинально отличается от советского социализма другой идеологией - православной. Под православной идеологией понимается система государственно-образующих идей, в основе которых лежит православная вера.  В частности, православная идеология дает обоснование того, что именно социалистическая (в вышеуказанном смысле) экономика  не только согласуется с догматами православной веры, но и является гораздо ближе к идеалам христианства, чем рыночная (капиталистическая) экономика. 

Другое важное положение православной идеологии -  православное государство, с одной стороны владеющее мощным комплексом государственных предприятий, а с другой стороны, - признающее авторитет Православной Церкви и сотрудничающее с ней в государственных делах. Тем самым Православная Церковь получает статус выделенный, государственный. Разумеется, Церковь в текущих делах управления не участвует, но она определяет общий курс и влияет на  наиважнейшие, судьбоносные для России, решения. В смысле политического устройства не только допустима, но и даже желательна православная монархия.

Такова в самых  общих чертах социальная конструкция «православного социализма». Конечно,  это только общая схема, многое выпущено (в дальнейшем изложении кое-что будет дополнено). И, разумеется, эта схема порождает массу вопросов. На некоторых из них мы остановимся ниже.

 

Обоснование

Совместим ли социализм с православием? Зачастую (особенно среди православных ортодоксов) высказывается мнение, что социализм абсолютно несовместим с православием, что такое совмещение - абсурд, «круглый квадрат», и потому в жизни реализовано быть не может. По этому поводу заметим, что православие и социализм - сущности разнородные - они указывает на разные стороны бытия. И именно поэтому они в принципе могут быть совместимы. Несовместимы православие и ислам, несовместимы социализм и капитализм, поскольку это идеи, занимающие одну и ту же нишу и конкурирующие между собой. А вот православие и социализм в принципе вполне могут быть совместимы.

Почему социализм ближе к христианству, чем рынок? Но, может быть, именно капитализм куда лучше совместим с православием? Нет, это не так. И в подтверждение можно привести такое множество богословских аргументов, что исчерпать их в короткой статье совершенно невозможно. Укажем лишь на один довод. Православие предполагает личный аскетизм - обилие вещей, большое богатство пленяют душу, отвращая ее от Бога. Но как  аскетам организовать свое государство?  - ведь оно должно быть по необходимости сильным по крайней мере в хозяйственно-техническом отношении, поскольку должно оборонять себя от внешних врагов. Капитализм развивает технологии, но совершенно противопоказан идее аскетизма. Там наоборот - бесконечное производство все новых и новых товаров, и, разумеется, их «впаривание» населению. А вот православный социализм, базирующийся на государственной промышленности, вполне позволяет совместить эти идеи: личный аскетизм отнюдь не противоположен государственной мощи.

Достигается ли тут социальная справедливость? Сначала заметим, что в либеральной экономике осуществить социальную справедливость невозможно. Ибо ее цель иная - максимизация личной прибыли. Происходящие там процессы выравнивания доходов - подачки, чтобы население не слишком возмущалось. Да и делаются они за счет ограбления других стран, не входящих в золотой миллиард. В рамках же православного социализма установление справедливости вполне возможно. Конечно, сама по себе государственная собственность справедливости не гарантирует - для этого нужно, чтобы государство поставило социальную справедливость в качестве главного приоритета. Но таким и должно быть православное государство. Разумеется, так будет только в том случае, когда наши богословы наконец-то признают установление справедливости богоугодным делом.

Какова мотивация труда в православном социализме?  Православный социализм не отрицает необходимость материального обеспечения жизни человека. Но все же религиозная мотивация главенствует. Работать ради Бога, ради любви к ближнему, ради спасения в вечности - вот мотивы, как представляется, наиболее сильные для верующего человека. В то же время мотив наживы, стяжания как можно больше богатства  православный социализм не приемлет. И именно в этом - в мотивации труда - можно усмотреть его основное моральное преимущество перед рыночной экономикой.

Почему такой строй сможет противостоять западной экспансии? Потому что он ближе к Божьим заповедям, чем строй наших противников, и следовательно, угоден Создателю. Потому что он предполагает возрождение России на основе деятельного труда, направляемого нравственно высокой мотивацией. Потому что народ наш из нынешнего разобщенного и развращенного населения превращается в единый социальный организм, исповедующий высокие христианские ценности. Наша русская история эту уверенность подтверждает. Советский социализм, даже  имея атеистическую идеологию и крайне несовершенную мотивацию труда, 70 лет успешно противостоял превосходящим силам Запада, победил в страшной войне с гитлеризмом и построил великое государство. Имея более совершенную, истинную идеологию наш народ тем более сможет выстоять в этом новом витке противостояния. И более того, в православном социализме он сможет наконец-то достичь своей заветной цели - создания праведного социума. Россия дважды с разных сторон пыталась его реализовать - сначала со стороны христианства проектом «Третий Рим», а затем, со стороны социализма, Советским проектом. Достигнуть синтеза не удалось - оба проекта были лишь частичными реализациями православного социализма. Но история еще не кончилась, и Бог ждет от нас исполнения этой «русской идеи».

Разумеется, это далеко не все вопросы, которые можно задать. Автор не раз слышал: «ну а где же частная инициатива, чувство хозяина - ведь всего этого социализм не дает?»; «а где же свобода?», «не кажется ли автору, что это старый тоталитаризм, только в новой идеологической упаковке - разве мы этого не проходили?»; «не утопия ли все это?». Что ж, и эти вопросы имеют право на существование. Но для ответа на них нужно погрузиться в проблему реализации православного социализма.

 

Индивидуалисты и коллективисты

Хорошо известно, что по отношению к социуму люди делятся на две психологические группы: индивидуалистов и коллективистов.

Индивидуалист ставит себя, свои цели выше целей общества. Он стремится быть максимально независимым от социума и любые ограничения, налагаемые на него обществом, ощущает как каторгу, как «тоталитаризм». Поэтому поведенческая свобода для него - высшая ценность, и он стремится к такому социальному укладу, где это свобода максимальна.

Коллективист, наоборот, считает ценности общества более приоритетными, чем собственные. Поэтому его отношение к социуму выражается в идее служения ему. Коллективист служит царю, отечеству, нации, общине и проч. Общество, к которому он принадлежит, коллективист рассматривает не как давящую на него среду, а как большую семью - в ней он живет, ей он отдает свои силы, но и, как член семьи, рассчитывает на  аналогичное ответное отношение к нему со стороны других членов семьи.

Современная социальная психология просто отмечает различие между этими установками. Но христианство идет глубже. С точки зрения христианской нравственности коллективист находится на более высокой ступени - он готов жертвовать своими интересами ради общего, а значит - ради ближнего. А ведь именно жертва и является сущностью христианской любви. Индивидуализм же христианство рассматривает как разновидность эгоизма, расцветшего в человечестве после грехопадения праотцев. Ибо под свободой христианство понимает свободу от греха, а вовсе не свободу от ограничений. Отсюда ясно, что социализм с его коллективизмом и идеей служения  оказывается ближе к христианству, чем индивидуалистичный капитализм. Ближе, заметим, в смысле самой сокровенной христианской идеи - любви к ближнему.

Ясно и другое - православный социализм будут поддерживать именно коллективисты. Ибо он дает им предпочтение, и  ограничивает эгоистичные стремления индивидуалистов. Однако, падшесть (следствие грехопадения) в человечестве очень велика, и потому индивидуализм крайне живуч. Собственно,  западная рыночная экономика является его экспансией на всю социальную жизнь. И естественно, что за такую экономику и держится индивидуалист.

Что касается русских, то нельзя сказать, что они - ярые коллективисты. Нет, коллективизм русских умеренный, старающийся сохранить личную свободу, коллективизм не бытовой, а скорее нравственный, который ярко проявляется лишь в тяжелую минуту. Но западный индивидуализм волчьей стаи для нас совершенно неприемлем. И сейчас ведется война, война за души людей, за то,  чтобы сохранить в них коллективизм.

Именно засилье индивидуалистов и затрудняет реализацию православного социализма. Впрочем, чем более высоким в нравственном смысле строится общество, тем более обнажается противоречие между коллективистами и индивидуалистами. Потому неудивительно, что среди последних православный социализм, конечно же, будет квалифицирован как «тоталитаризм», «казарма», и его введению будет оказано активное сопротивление. Но давайте разберемся, так ли уж «тоталитарен» православный социализм?

Прежде всего, там проводится принцип не запрещения, а отдания предпочтения. Для людей, которые не могут себя мыслить вне бизнеса, есть частный сектор. Однако фактически он представляет собой «отстойник фанатов капитализма» без шансов завладеть всем социумом, поскольку находится под государственным контролем, особенно  - в области ценообразования. Православная вера также не является обязательной (ведь «невольник - не богомольник») - допустимы все неэкстремистские конфессии и традиционные религии, а том числе и атеизм. Но предпочтение отдается все же православию как исторически обусловленной государственно-образующей религии.  Наконец, допустима и даже всячески приветствуется общинная форма собственности, отличная от государственной. Однако предпочтение будет отдаваться православным трудовым общинам единомышленников, в которых производственные отношения пронизаны духом христианской любви. Эти «общины любви» должны являться и нравственными и трудовыми образцами для всего народа.

Но все равно сам принцип предпочтения вызовет у индивидуалистов яростное неприятие. Поэтому необходима определенная степень принуждения, по возможности, мягкая. Вот он «тоталитаризм!» - послышатся крики вокруг. По этому поводу надо сказать  следующее. Есть принуждение и принуждение. Принуждение в целях возвышения или обогащения какого-то отдельного лица (или группы лиц) совершенно безнравственно, и всякий человек  должен против такого принуждения восставать. Но есть принуждение ради выживания, ради сохранения целого в критической ситуации. А вот такое принуждение спасительно, и оно должно быть, несмотря на тягости, принято.  Кстати, так частенько бывало в истории Руси. Последний раз - во время Великой Отечественной войны.  Сейчас - именно такая критическая ситуация. Мы - на краю пропасти, и камешки из под ног уже сыплются вниз. Угроза для страны и народа - смертельная. Точка невозврата где-то совсем близко. Поэтому собирание нации в форме православного социализма является необходимостью, даже если сопряжено с принуждением. Отсюда, кстати, видно, что православный социализм - вовсе не рай на земле. Он есть строй трудовой справедливости, строй служения отечеству, строй, огражденный законами, за невыполнение которых следует наказание. И все же это будет во всех  отношениях лучше, чем жестокая и в социальном плане бесперспективная военная диктатура, к которой вполне возможно скатится наша история.

 

Конкретные шаги

Если говорить о конкретике, то для реализации православного социализма необходимы следующие шаги.

 Первый. Россия должна восстановить свой промышленный потенциал, поддержать собственную промышленность и аграрный сектор, ввести разумную автаркию (в этом смысле вступление в ВТО - шаг самоубийственный). Необходимо восстановить армию, оснастить ее новейшими видами вооружения.

Второй. Надо создать православную идеологию, т.е. план организации российского социума на основе христианских ценностей. В основу идеологии должна быть взята идея православного социализма. Эта идеология должна быть взята нашей Церковью на вооружение.

Третий. Надо переломить демографическое вымирание русской нации. Русский крест должен изменить свой вид, так чтобы кривая рождаемости пошла вверх, а смертности - вниз. Это можно сделать на основе широкой популяризации многодетной православной семьи.

Четвертый. По выполнении, хотя бы частичном, предыдущих шагов, следующей главной задачей становится возрождение православного (т.е. руководствующегося православной идеологией) государства. В принципиальном плане политическое устройство власти не существенно - важно лишь, чтобы власть поддерживала и укрепляла социальный строй православного социализма. Однако практически лучшей в данных форс-мажорных условиях будет форма православной монархии.

Пятый. Необходимо воссоединение в единое государство православных славянских народов прежде всего - украинского и белорусского. Восстановление (пусть неполное) в географическом смысле Советского Союза - условие обязательное.

Шестой (самый трудный). Надо изменить экономический строй, национализировать хозяйство (мирным путем), минимизировать частный сектор, возродить плановое хозяйства.

Седьмой. Последний по порядку, но не по важности: создать сеть православных трудовых «общин любви».

Каждый из этих шагов труден, проблематичен, поскольку и внешнее и внутреннее противодействие будет огромным. Хотя не невозможен - была бы воля к осуществлению этих шагов.  Увы, пока все идет в обратном направлении, и мы летим в пропасть. Но наш разговор о будущем, - о будущем должном, о будущем,  наступление которого станет исполнением Божьего замысла о русском народе. Такой разговор все равно необходим. Ведь, кто знает,  может быть, несмотря на все наши пессимистичные выкладки, все повернется иначе. И Божий промысел, которого мы и представить не можем, откроет нам возможность реализации православного социализма.

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий

65. Ответ на 62., о. Николай Савченко:

Так вот, никакого постановления Политбюро за эту дату под этим номером и касающегося Церкви не существует.Это фальсификация. Никаких архивных ссылок привести сталинисты не могут.

"Твоими устами буду судить тебя, лукавый и злой раб ". Вы,иер.Николай Савченко говорили что жена Сталина сделала 10 абортов. Приведите ссылки на архивные материалы. Иначе - только в этой ветке - вы второй раз ЛЖЕЦ! Или приводите,или в очередной раз - ЛЖЕЦ! Иного не дано.

Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого .

Алексей Карамазов / 27.12.2012

64. Ответ на 63., Алексей Карамазов:

Тут иер.Николай Савченко рассказывает своему другану Солонину о фобиях,которые его преследуют: http://clck.ru/4LunkСама статья и все комментарии к ней представляют собой гремучую смесь лжи,лукавства и бреда: http://clck.ru/4Lure Ложь начинается с названия сайта "Марк Солонин персональный сайт историка". Солонин не историк и никогда им не был! Это общеизвестный ФАКТ.P.S. “Голубчик, послушайте меня, сделайте с собою что-нибудь, иначе может плохо кончиться... Ведь я вам рассказывал — мне тогда судьба помогла, меня спасла каторга... совсем новым человеком сделался... И только что было решено, так сейчас все мои муки и кончились, еще во время следствия. Когда я очутился в крепости, я думал, что тут мне и конец, думал, что трех дней не выдержу, и — вдруг совсем успокоился. Ведь я там что делал?.. я писал „Маленького героя” — прочтите, разве в нем видно озлобление, муки? Мне снились тихие, хорошие, добрые сны, а потом чем дальше, тем было лучше. О! это большое было для меня счастие: Сибирь и каторга! Говорят: ужас, озлобление, о законности какого-то озлобления говорят! ужаснейший вздор! Я только там и жил здоровой, счастливой жизнью, я там себя понял, голубчик... Христа понял... русского человека понял и почувствовал, что я и сам русский, что я один из русского народа. Все мои самые лучшие мысли приходили тогда в голову, теперь они только возвращаются, да и то не так ясно. Ах, если бы вас на каторгу!" Ф.М.Достоевский

Спаси Господи, Алексей, за то что тратите своё личное время на занятия "савченкологией". Но смею утверждать, что труды Ваши не напрасны. Народ должен знать в лицо своих "героев"-десталинизаторов!

Антоний / 27.12.2012

63. Клиника!

Тут иер.Николай Савченко рассказывает своему другану Солонину о фобиях,которые его преследуют: http://clck.ru/4Lunk Сама статья и все комментарии к ней представляют собой гремучую смесь лжи,лукавства и бреда: http://clck.ru/4Lure Ложь начинается с названия сайта "Марк Солонин персональный сайт историка". Солонин не историк и никогда им не был! Это общеизвестный ФАКТ. P.S. “Голубчик, послушайте меня, сделайте с собою что-нибудь, иначе может плохо кончиться... Ведь я вам рассказывал — мне тогда судьба помогла, меня спасла каторга... совсем новым человеком сделался... И только что было решено, так сейчас все мои муки и кончились, еще во время следствия. Когда я очутился в крепости, я думал, что тут мне и конец, думал, что трех дней не выдержу, и — вдруг совсем успокоился. Ведь я там что делал?.. я писал „Маленького героя” — прочтите, разве в нем видно озлобление, муки? Мне снились тихие, хорошие, добрые сны, а потом чем дальше, тем было лучше. О! это большое было для меня счастие: Сибирь и каторга! Говорят: ужас, озлобление, о законности какого-то озлобления говорят! ужаснейший вздор! Я только там и жил здоровой, счастливой жизнью, я там себя понял, голубчик... Христа понял... русского человека понял и почувствовал, что я и сам русский, что я один из русского народа. Все мои самые лучшие мысли приходили тогда в голову, теперь они только возвращаются, да и то не так ясно. Ах, если бы вас на каторгу!" Ф.М.Достоевский

Алексей Карамазов / 27.12.2012

62. Ответ на 59., Антоний:

Господин сомин выступает за социализм на примере сталинского. Сталинский строй он хвалит. Кстати, Вы тут цитировали постановление Политбюро от 11.11.39. Так вот, никакого постановления Политбюро за эту дату под этим номером и касающегося Церкви не существует. Это фальсификация. Никаких архивных ссылок привести сталинисты не могут.

о. Николай Савченко / 27.12.2012

61. Ответ на 58., о. Николай Савченко:

что меньший грех: сплясать в храме или совершенно его разрушить, как разрушил сталин?

Больший грех - превратить храм метафизически в ничто. Этим и занимаются "либертарианцы" всех мастей и их духовная обслуга из числа "предателей в рясах".

Антоний / 27.12.2012

60. Ответ на 58., о. Николай Савченко:

сталинисты

Сталинисты - это кто?

Антоний / 27.12.2012

59. Ответ на 57., о. Николай Савченко:

Дорогой Антоний!Преп. Мария Гатчинская была настоящей иосифлянкой, т.е. была против уступок Советской власти.Интересно, что преп. Серафим Вырицкий покинул Лавру вместе с еп. Григорием Шлиссельбургским, который был критиком митр. Сергия.Кстати, Вы можете прочитать, что первая встреча преп. Серафима Вырицкого с патр.Алексием была очень напряженной, поскольку преп. Серафим был недоволен просоветским курсом. У него были духовные чада в 1941-1943 годах скажем так среди лиц призывного возраста.А у преп. Лаврентия Черниговского в следственном деле значится, что он в храме демонстративно затыкал уши, когда дьякон читал прошение о властях.

Так бывает, что на уроках в средней школе некоторые ученики физически присутствуют в классе, но мысли их где-то далеко-далёко. В таких случаях некоторые учителя задают вопрос типа: "Коля, назови тему урока" о. Николай Савченко, назовите тему статьи Н. Сомина. Варианты неправильных ответов: - сталинские репрессии; - отношения Церкви и советской власти; - личность товарища Сталина. Наводящий вопрос (типа подсказка) - о каком социализме идёт речь в статье: а) о богогборческом социализме; б) о христианском социализме.

Антоний / 27.12.2012

58. Ответ на 55., Алексей Карамазов:

Что Вы! Что Вы! Мы-то против пуси райот. А вот сталинисты-то "за"! Поскольку что меньший грех: сплясать в храме или совершенно его разрушить, как разрушил сталин? А интересно если бы Сталин не стал разрушать храм, а вместо этого в балаклаве сплясал бы там, то Вы его перестали бы называть "великим вождем", а назвали бы кощунником?

о. Николай Савченко / 27.12.2012

57. Ответ на 54., Антоний:

Дорогой Антоний! Преп. Мария Гатчинская была настоящей иосифлянкой, т.е. была против уступок Советской власти. Интересно, что преп. Серафим Вырицкий покинул Лавру вместе с еп. Григорием Шлиссельбургским, который был критиком митр. Сергия. Кстати, Вы можете прочитать, что первая встреча преп. Серафима Вырицкого с патр.Алексием была очень напряженной, поскольку преп. Серафим был недоволен просоветским курсом. У него были духовные чада в 1941-1943 годах скажем так среди лиц призывного возраста. А у преп. Лаврентия Черниговского в следственном деле значится, что он в храме демонстративно затыкал уши, когда дьякон читал прошение о властях.

о. Николай Савченко / 27.12.2012

56. Ответ на 55., Алексей Карамазов:

Бить одержимых "десталинизаторов" и "борцов с тоталитарным прошлым" надо в том числе и сатирой. Предлагаю читателям РНЛ посмотреть остросюжетный анимационный фильм,снятый по мотивам бреда "десталинизаторов" и "борцов с тоталитарным прошлым": http://vimeo.com/album/54835 или во флеше: http://www.cranberryhunt.ru/ser.htm Смех и хорошее настроение - гарантируется!А это спешл фор иер.Николая Савченко и других защитников ВИА Pussy riot: http://youtu.be/_4rgt34D_5s

Супер!

Антоний / 27.12.2012

55. Так победим!

Бить одержимых "десталинизаторов" и "борцов с тоталитарным прошлым" надо в том числе и сатирой. Предлагаю читателям РНЛ посмотреть остросюжетный анимационный фильм,снятый по мотивам бреда "десталинизаторов" и "борцов с тоталитарным прошлым": http://vimeo.com/album/54835 или во флеше: http://www.cranberryhunt.ru/ser.htm Смех и хорошее настроение - гарантируется! А это спешл фор иер.Николая Савченко и других защитников ВИА Pussy riot: http://youtu.be/_4rgt34D_5s

Алексей Карамазов / 27.12.2012

54. Ответ на 53., о. Николай Савченко:

Дорогой Антоний!Хотя Вас и тошнит, как Вы сказали "от десталинизаторского спама и бреда" и при этом Вам очень нравится картина "У Сысоя", я просто смиренно напомню Вам, что почти все такие колокола-сысои были товарищем Сталиным сняты и поломаны, а дьякона, наподобие стоящего у него, почти все или расстреляны, или погибли в лагерях.

Дьявол, как всем известно, кроется в деталях. Но троллям и спамщикам эта прописная истина до лампочки. В сталинскую эпоху в Гатчинском районе Ленинградской области жили два христианских подвижника: прп. Серафим Вырицкий (в п. Вырица) и преподобномученица Мария Гатчинская (в г. Гатчине). Прп. Серафим на вопрос о том, уместно ли молится за богоборческие власти на Литургии, отвечал коротко: "Так надо!" Вокруг тяжко больной прп. Марии Гатчинской сложился кружок православных верующих, которые тоже задавали подобные вопросы. прп. Мария давала такой ответ: "сама Советская власть не желает, чтобы за неё молились". К прп. Серафиму чекисты приходили несколько раз, но так и не репрессировали. А на прп. Марию настучали и уволокли в чека, где она вскоре и преставилась Господу. Необходимо подчеркнуть, что у чекистов по отношению к клирикам Церкви руки были развязаны, им даже не нужно было притягивать за уши антисоветскую деятельность и агитацию, если нужно было посадить того или иного "попа" - действовало Указание товарища Ульянова (Ленина) от 1 мая 1919 года за № 13666-2 "О борьбе с попами и религией". Однако даже в таких условиях всех "попов" почему то не истребили (интересно почему?). И более того, 11.11.39 Политбюро ЦК приняло постановление об отношении к религии, служителям Русской Православной Церкви и православно верующим. В нём указывалось: "1. Признать нецелесообразным впредь практику органов НКВД СССР в части арестов служителей русской православной церкви, преследования верующих. 2. Указание товарища Ульянова (Ленина) от 1 мая 1919 года за № 13666-2 "О борьбе с попами и религией", адресованное председателю ВЧК товарищу Дзержинскому, и все соответствующие инструкции ВЧК-ОГПУ-НКВД, касающиеся преследования служителей русской православной Церкви и православно верующих, отменить. 3. НКВД произвести ревизию осуждённых и арестованных граждан по делам, связанным с богослужительской деятельностью. <b>Освободить из-под стражи</b> и заменить наказание на не связанное с лишением свободы осуждённым по указанным мотивам, если деятельность этих граждан не нанесла вреда советской власти". Дальше дискутировать на эту тему не собираюсь. Тебе, Святой Отец, на других ветках тщательно разжевали все нюансы взаимоотношений советской власти и Церкви, поэтому рекомендую в дальнейшшем не утруждать себя троллингом. Да и вообще, отдохнул бы что ли, расслабился, боец невидимого фронта. "Попа" посмотрел бы (кино есть такое). Или пивка жахнул. По-нашему, по-бразильски ;)

Антоний / 27.12.2012

53. Ответ на 51., Антоний:

Дорогой Антоний! Хотя Вас и тошнит, как Вы сказали "от десталинизаторского спама и бреда" и при этом Вам очень нравится картина "У Сысоя", я просто смиренно напомню Вам, что почти все такие колокола-сысои были товарищем Сталиным сняты и поломаны, а дьякона, наподобие стоящего у него, почти все или расстреляны, или погибли в лагерях.

о. Николай Савченко / 27.12.2012

52. Ответ на 43., Антоний :

Это не ответ. Это СПАМ

Понятно. В тонкостях интернетовской терминологии Антуан разбирается так же, как и в особенностях советской индустрализации. А от прямых вопросов бежит в соцреализм. Не по-мужски, Антоний !

Лебедевъ / 27.12.2012

51. Re: Православный социализм: обоснование и проблемы реализации

Тошнит уже давно от всей этой власовщины, десталинизаторского спама и бреда. Давайте обратимся к прекрасному! Все знают картину Александра Косничева "У Сысоя"? Ссылка для тех, кто не видел: http://goo.gl/vuvHs Художник-соцреалист во втором поколении в 2007 году создаёт лаконичную, казалось бы простую по композиции, но глубокую по содержанию, "большетемную", знаковую работу. Сын унаследовал от отца великолепную технику соцарта, её живописный язык, выразительность. В своей лучшей работе художник соединил школу соцреализма с православной русской духовностью. Чем не художественная аллегория христианского социализма?! Русский художник Александр Косничев своим творчеством показывает нам неразрывную нить русской истории, подлинного русского искусства. Верность традициям в наше время не поощряется капиталистическим гельминтозным арт-капитализмом. Верность русским традициям в искусстве сегодня и есть, собственно, самый настоящий современный нонконформизм. В том же году любимцы Гельмана - арт-группа "Синие носы" сварганили культовое для винзаводовской тусовки "произведение" "Эра милосердия". Этих два культурных феномена 2007г. - очень неплохая художественная иллюстрация антитезы социализм-капитализм. Статья "Об актуальности в современном русском изобразительном искусстве": http://goo.gl/daW3m

Антоний / 26.12.2012

50. Ответ на 40., о. Николай Савченко:

Дорогой Алексей!Самое интересное и забавное, что концепцию Виктора Суворова уже фактически принял даже отец Тихон Шевкунов. Смотри его предисловие к новому сказочному роману "Рубеж".

Резун - тот еще тип.

blogger / 26.12.2012

49. Ответ на 46., Антоний:

Простите, о каком выдавливании иностранного капитала может идти речь, если Сталин индустриализацию делал на западные деньги, взятые в долг и руками бесплатных комсомольцев или заключенных?

о. Николай Савченко / 26.12.2012

48. Ответ на 46., Антоний:

Дорогой Антоний! По поводу архиереев на оккупированных территориях все уже давно исследовано. Можете найти легко. Например множество цитат здесь: http://zx888.livejournal.com/889.html По поводу "выдавливания иностранного капитала" Сталиным... Никакой самый хищный иностранный капитал не организовывал такой масштабный террор против нашего народа, как это делал "сталинский капитал". Тот самый иностранный капитал все-таки давал народу заработать денег. И только Сталин ОТНЯЛ ВСЕ ИМУЩЕСТВО БЕЗ ИСКЛЮЧЕНИЯ. У народа не осталось ничего своего. Дома были государственными. Все забрано.

о. Николай Савченко / 26.12.2012

47. Ответ на 32., Silvio63:

Какое в то время у нас могло быть объединение с поляками ,если наша страна ,чуть сама не начала с Польшей войну

Вот-вот! Правильно! Как мог "великий Сталин" защищать мир от войны, если Польша разгромила Красную Армию в 1920 году и Сталин жаждал реванша любой ценой? Но должен он был понимать, что Германия сильнее Франции и что после разгрома Франции СССР останется один на один. Но товарищ Сталин об этом не подумал. Это как если бы государь в 1914 году быстрее побежал бы подписывать пакт с кайзером, потом поздравлял бы немцев с взятием Парижа, а потом воевал бы один на один с германией, австро-Венгрией и турцией вместе взятыми. И до сих пор продолжаются песни о "гениальной дипломатической победе Сталина". А на самом деле сталин Гитлеру победу над Европой подарил.

о. Николай Савченко / 26.12.2012

46. Ответ на 41., о. Николай Савченко:

хочу лишь добавить, что американские инженеры жили хорошо и получали громадную зарплату.

С приходом к власти Сталина начинается постепенное выдавливание иностранного капитала экономическими методами, а постановление СНК от 27 декабря 1930 г., аннулировало все прежние договоры о концессиях (за некоторыми исключениями)

Антоний / 26.12.2012

45. Ответ на 39., о. Николай Савченко:

Более того, благодарили за "освобождение" ВСЕ без исключения архиереи.

Со свечкой что ли стоял? :))

Антоний / 26.12.2012

44. Ответ на 37., Алексей Карамазов:

Давно я хотел читателям РНЛ ответить на недоумённый вопрос! Откуда же берут свои явно бредовые идеи борцы со "сталинизмом" и "тоталитарным прошлым"? Так ведь всё просто (и Святые Отцы говорили: где просто - там ангелов сто, где мудрено - там ни одного!)Ну,давайте что ли простое. Вот книги друганов иер.Николая Савченко (осторожно,мозг может закипеть): http://clck.ru/4Lb2A Братья!!! Скажу сразу: читать этот бред я не советую,тем паче в пост!Ну и к вопросу о психиатрии (источник: http://clck.ru/1DMC8): Индуцированный бредПсихопатическое заболевание, обусловленное логическими, лексическими и семантическими заимствованиями у доминирующего лица, копированием его представлений, взглядов и убеждений. Доминантный субъект не отдает себе отчет в бессмысленности и бессодержательности излагаемых воззрений, поскольку искренне верит в их абсолютную истинность. ИБ диагностируется по трем признакам: 1) локальному проявлению идей, агрессивных по отношению к ближайшему окружению, неприятию того или иного аспекта социального мира; 2) наличию тесного общения между несколькими людьми, один из которых выступает источником бредовых идей; 3) получению доказательств индуцирования идей от активного к пассивным членам локального сообщества. С развитием средств массовой информации, особенно телевидения, индуцирование может мгновенно распространяться на широкой аудитории, поэтому введено различение на локальный и глобальный ИБ. Для распространения последнего не нужна непосредственная коммуникация с доминирующим субъектом.Локальный ИБ широко распространен в обществоведческой среде, где в производстве идей превалируют дискурсивные практики в ущерб исследованиям и экспериментальной работе. Картина мира больного описывается ограниченным набором лексических конструкций, например, убеждением в необходимости тотального реформирования институционального окружения (бред реформаторства), верой в возможность непротиворечивого и целостного описания социального мира, посредством ограниченного набора усвоенных понятийных схем (бред понимания), подозрением других в коварстве и желании причинить материальный или моральный вред (бред ущерба). Отсутствие навыков самостоятельного наблюдения над вещной средой, умноженное усердием в воспроизводстве чужих риторических построений, приводит к кристаллизации дискурсивных практик, отчуждением от иных подходов, противоречащих бредовым идеям доминирующего субъекта. Вербальные конструкции источника бреда воспринимаются в качестве вещных субстратов, вытесняющих на периферию внимания любые коммуникативные воздействия, поступающие извне. Поэтому бессмысленно вести с больным какие-либо беседы, обосновывать неправомерность или ложность его представлений. Всякая коммуникация воспринимается больным в одностороннем порядке и переопределяется в привычных категориях.Единственный действенный способ излечения ⎯ полная изоляция от источника бреда, что на первых порах приведет к приступу агрессии и немотивированным нападкам на окружающих. Терапевтические процедуры, основанные на речевых практиках излечения, могут лишь усугубить положение больного или привести к опасности возникновения массового индуцирования.

Алексей, это похоже на истину, но только похоже. Есть ещё вариант - это не бред, а спам. Нужно заспамить десталинизаторскими вы...ми обсуждение очень важной темы, идеи, которая востребована и требует основательного и детального обсуждения.

Антоний / 26.12.2012

43. Ответ на 38., Лебедевъ:

- Вы, тов. Сомин и ваши единомышленники в упор не замечаете того, что любимый вами сталинский период индустриализации был создан на американские деньги, по американским технологиям, на американском оборудованиии при помощи американских спецов.- Хватит врать! Только для Вас, вся правда о социализме в произведении В. Маяковского "Рассказ Хренова о Кузнецкстрое и о людях Кузнецка". А это "вражье": http://www.archi.ru/...ml?id=1850569787&;fl=5&sl=2 Кстати, Вы тоже за принятие новых соминских догматов в православии ?

Это не ответ. Это спам.

Антоний / 26.12.2012

42. Ответ на 40., о. Николай Савченко:

... концепцию Виктора Суворова уже фактически принял даже...

Творения В.Суворова уже давно стали "библией" сталинистов, по которой "красиво" иллюстрируется, как можно воссоздать империю без Бога и без Церкви с гностической идейкой: "зло - добро в особых обстоятельствах". Думаю, это и было главной целью авторов проекта "В.Суворов". Тезис о, якобы, намерении Сталина начать мировую революцию в Европе - не более, чем отвлекающий маневр, который большинство всерьёз и не восприняло.

Лебедевъ / 26.12.2012

41. Ответ на 38., Лебедевъ:

вся правда о социализме в произведении В. Маяковского "Рассказ Хренова о Кузнецкстрое и о людях Кузнецка".

хочу лишь добавить, что американские инженеры жили хорошо и получали громадную зарплату. То есть у наших "сливели губы с холода", а американцы на свои же кредитные деньги, им Сталиным возвращенные, жили в полном комфорте. Один американский инженер получал на стройках индустриализации больше, чем 20 советских рабочих. Такой социализм!

о. Николай Савченко / 26.12.2012

40. Ответ на 37., Алексей Карамазов:

Дорогой Алексей! Самое интересное и забавное, что концепцию Виктора Суворова уже фактически принял даже отец Тихон Шевкунов. Смотри его предисловие к новому сказочному роману "Рубеж".

о. Николай Савченко / 26.12.2012

39. Ответ на 35., Антоний:

Дорогой Антоний! Сожалею, но так. Благодарности за освобождение (так тогда понимали события 1941 года) последовали от собора архиереев в Почаеве, в Минске и в Риге. Все архиереи -- канонические в подчинении Московского патриархата. Более того, благодарили за "освобождение" ВСЕ без исключения архиереи. И не надо их торопиться осуждать. Ведь почти все священники были уничтожены, а почти все храмы закрыты.

о. Николай Савченко / 26.12.2012

38. Ответ на 34., Антоний:

- Вы, тов. Сомин и ваши единомышленники в упор не замечаете того, что любимый вами сталинский период индустриализации был создан на американские деньги, по американским технологиям, на американском оборудованиии при помощи американских спецов. - Хватит врать!

Только для Вас, вся правда о социализме в произведении В. Маяковского "Рассказ Хренова о Кузнецкстрое и о людях Кузнецка". А это "вражье": http://www.archi.ru/lib/publication.html?id=1850569787&fl=5&sl=2 Кстати, Вы тоже за принятие новых соминских догматов в православии ?

Лебедевъ / 26.12.2012

37. Победа будет за нами!

Давно я хотел читателям РНЛ ответить на недоумённый вопрос! Откуда же берут свои явно бредовые идеи борцы со "сталинизмом" и "тоталитарным прошлым"? Так ведь всё просто (и Святые Отцы говорили: где просто - там ангелов сто, где мудрено - там ни одного!) Ну,давайте что ли простое. Вот книги друганов иер.Николая Савченко (осторожно,мозг может закипеть): http://clck.ru/4Lb2A Братья!!! Скажу сразу: читать этот бред я не советую,тем паче в пост! Ну и к вопросу о психиатрии (источник: http://clck.ru/1DMC8): Индуцированный бред Психопатическое заболевание, обусловленное логическими, лексическими и семантическими заимствованиями у доминирующего лица, копированием его представлений, взглядов и убеждений. Доминантный субъект не отдает себе отчет в бессмысленности и бессодержательности излагаемых воззрений, поскольку искренне верит в их абсолютную истинность. ИБ диагностируется по трем признакам: 1) локальному проявлению идей, агрессивных по отношению к ближайшему окружению, неприятию того или иного аспекта социального мира; 2) наличию тесного общения между несколькими людьми, один из которых выступает источником бредовых идей; 3) получению доказательств индуцирования идей от активного к пассивным членам локального сообщества. С развитием средств массовой информации, особенно телевидения, индуцирование может мгновенно распространяться на широкой аудитории, поэтому введено различение на локальный и глобальный ИБ. Для распространения последнего не нужна непосредственная коммуникация с доминирующим субъектом. Локальный ИБ широко распространен в обществоведческой среде, где в производстве идей превалируют дискурсивные практики в ущерб исследованиям и экспериментальной работе. Картина мира больного описывается ограниченным набором лексических конструкций, например, убеждением в необходимости тотального реформирования институционального окружения (бред реформаторства), верой в возможность непротиворечивого и целостного описания социального мира, посредством ограниченного набора усвоенных понятийных схем (бред понимания), подозрением других в коварстве и желании причинить материальный или моральный вред (бред ущерба). Отсутствие навыков самостоятельного наблюдения над вещной средой, умноженное усердием в воспроизводстве чужих риторических построений, приводит к кристаллизации дискурсивных практик, отчуждением от иных подходов, противоречащих бредовым идеям доминирующего субъекта. Вербальные конструкции источника бреда воспринимаются в качестве вещных субстратов, вытесняющих на периферию внимания любые коммуникативные воздействия, поступающие извне. Поэтому бессмысленно вести с больным какие-либо беседы, обосновывать неправомерность или ложность его представлений. Всякая коммуникация воспринимается больным в одностороннем порядке и переопределяется в привычных категориях.

Единственный действенный способ излечения ⎯ полная изоляция от источника бреда, что на первых порах приведет к приступу агрессии и немотивированным нападкам на окружающих. Терапевтические процедуры, основанные на речевых практиках излечения, могут лишь усугубить положение больного или привести к опасности возникновения массового индуцирования.

Алексей Карамазов / 26.12.2012

36. Ответ на 35., Антоний:

Какие "епископы" и кого благословляли?! Иосиф Слипый эсэсовских головорезов?

О да! Слипый и другие рукопожатные борцы со сталинизмом есть в этом фрагменте фильма "Заговор против страны советов": http://youtu.be/JSWyj5U6RA0 P.S. А тому,что сейчас иер.Николай Савченко приведёт список тех священников,кто поддерживал воюющих против СССР - не смущайтесь! По словам Святых Отцов - ничего со времён Апостолов не изменилось - один из 13 - иуда.

Алексей Карамазов / 26.12.2012

35. Ответ на 14., о. Николай Савченко:

Иностранцы нападают на нашу страну, а епископы массово благословляют их. Причем не какие-то заграничные епископы, а жившие в СССР и находившиеся в юрисдикции Московского патриархата.

Какие "епископы" и кого благословляли?! Иосиф Слипый эсэсовских головорезов?

Антоний / 26.12.2012

34. Ответ на 25., Лебедевъ:

Вы, тов. Сомин и ваши единомышленники в упор не замечаете того, что любимый вами сталинский период индустриализации был создан на американские деньги, по американским технологиям, на американском оборудованиии при помощи американских спецов.

Хватит врать!

Антоний / 25.12.2012

33. Ответ на 31., о. Николай Савченко:

После захвата Польши Сталин дал Гитлеру достаточно нефти и цветмета.

А кто ж ему, окаянному бензинчику на польскую кампанию то отлил?!! О! Я начинаю догадываться! Да-да, это оголтелый полонофоб и коварный деспот Джугашвили!!!

Антоний / 25.12.2012

32. Ответ на 28 о.Николай Савченко-<<или в сентябре 1939 года, когда поляки могут отступать и объединяться с русскими>>

о.Николай ,простите но Вы хоть не много должны знать то о чем пишите....Какое в то время у нас могло быть объединение с поляками ,если наша страна ,чуть сама не начала с Польшей войну , после ультиматума предъявленного Польшей 30 сентября 1938 ,дружественной нам чехословацкой республике , требуя передачи ей Тешинской области, а на следующий день польские войска, несмотря на предупреждение СССР, вступают на чехо¬словацкую территорию и вместе с Германией дробят ее.....

Silvio63 / 25.12.2012

31. Ответ на 30., Антоний:

Дорогой Антоний! После захвата Польши Сталин дал Гитлеру достаточно нефти и цветмета. На этих ресурсах Гитлер всю европу захватил. А если бы началась война с участием СССР, то Гитлеру нечем было бы заправлять танки и самолеты.

о. Николай Савченко / 25.12.2012

30. Ответ на 28., о. Николай Савченко:

нефти у гитлера нет, перед нами Польша, а в тылу Гитлера Второй фронт.А у Гитлера даже снарядов нет: после польской кампании снаряды закончились.

Это просто полное Торжество Разума какое-то! Без нефти Гитлер захватил Польшу с помощью кавалерии, в тылу Гитлера Мюнхенский сговор, после польской кампании германские снарядные заводы развалились, надорвамши

Антоний / 25.12.2012

29. Ответ на 26., дед пенсионер:

Обострение болезни.Беда. Серьезная опасность для рассудка.Впрочем, шанс есть. Немедленное медикаментозное вмешательство может дать какую-то надежду.

У меня уже условный рефлекс выработался на "о. Николай Савченко" - как на рекламные модули. Зрительный сигнал в мозг не поступает.

Антоний / 25.12.2012

28. Ответ на 27., Silvio63:

о.Николай первое -Договор о ненападении между Германией и Советским Союзом заключенный сроком на 10 лет,это величайшее дипломатическое достижение СССР в тот период времени.Если бы не этот договор и сопутствующий ему отдельный протокол позволивший отодвинуть наши границы на расстояние от 200 до 600 км. на запад ,нашей стране пришлось бы во сто крат тяжелее в будущей войне

Дорогой Сильвио! Ну сколько еще мы будем повторять эти глупости? В 1939 году Германия одна одинешенька, Европа Гитлером не захвачена, у Германии ни одного сателлита нет, Румыния с нефтью на стороне Англии и франции, нефти у гитлера нет, перед нами Польша, а в тылу Гитлера Второй фронт. А у Гитлера даже снарядов нет: после польской кампании снаряды закончились. Да и длина фронта в 1939 году -- это не от Мурманска до Дуная, а лишь германо-польский фронт, в три раза меньше. Тем более, что у СССР в 1939 году в строю 23 тыс. лучших в мире танков. Так что Гитлеру воевать в 1939 году при советском противодействии -- это самоубийство. Ему даже и воевать-то было нечем. Нефти нет. А в результате договора 1939 года гитлер захватил всю европу, получил несколько верных союзников, нефтяные месторождения, промышленность оккупированных стран, получил опыт и ореол непобедимости. Вот и считайте кого Сталин лучше подготовил за 1939-40 годы, себя или Гитлера? Гитлера гораздо больше! Вот и считайте когда солдат немецкий мог лучше нападать, в июне 1941 года, когда за ним вся покоренная Европа, или в сентябре 1939 года, когда поляки могут отступать и объединяться с русскими, а впереди холодная зима? Ну неужели в июне 1941 года было менее комфортно наступать от Бреста, чем в сентябре 1939 года от Познани и бреслау? Довольно уже сталинских сказочек. Им уже в мире никто не верит.

о. Николай Савченко / 24.12.2012

27. Ответ на 12., о. Николай Савченко:

Этот главный помощник Гитлера и главный его колаборант подписал с ним договор 23 августа 1939 года, одобрил все гитлеровские захваты в Европе, дипломатически признал все гитлеровские аннексии, поздравил гитлера со всеми победами, снабдил его нефтью, металлом, зерном, каучуком для того, чтобы фашистские танки и самолеты быстрее захватили всю Европу.

о.Николай первое -Договор о ненападении между Германией и Советским Союзом заключенный сроком на 10 лет,это величайшее дипломатическое достижение СССР в тот период времени.Если бы не этот договор и сопутствующий ему отдельный протокол позволивший отодвинуть наши границы на расстояние от 200 до 600 км. на запад ,нашей стране пришлось бы во сто крат тяжелее в будущей войне . Далее ,насчет здравниц Сталина И.В. в адрес Германского канцлера А.Гитлера сказанные им на дипломатическом приеме в Москве ,после подписания дружественного договора, министру иностранных дел Германии ,так это принятый во всем мире дипломатический этикет ,что здесь может возмущать? И еще следует отметить ,никого СССР не снабжал просто так ,нефтью ,зерном и прочим.Между Германией И СССР еще в 1935 году были заключено соглашение о заказах СССР в Германии. В соответствии с этим соглашением ,советское правительство получило право разместить под гарантию правительства рейха заказы германским фирмам на 200 млн марок, в эти заказы входило оборудования для фабрик, машины, аппараты, изделия электропромышленности, оборудование нефтяной и химической индустрии, транспортные средства, оборудование лабораторий и т.д. Все то ,что наша страна не могла тогда производить и в чем остро нуждалась.На заводах Германии в рамках этих соглашений находились и набирались опыта наши ведущие специалисты по военно-морскому делу, танкостроению, артиллерии и тд. В частности авиаконструктор А.Яковлев и нарком судостроения И.Ф.Тевосян. Поэтому такие рассуждения ,что наша страна и в частности Сталин И.В. бездумно кого то там снабжал сырьем -просто нелепы... Для примера ,страны НАТО (вся Европа и США) ведут постоянные локальные войны в странах где всегда присутствовали наши интересы,но мы же не отказываем им в поставках газа и нефти ,потому что в данный момент это прежде всего выгодно нам.Так же точно происходило в довоенных отношениях между СССР и Германией.

Silvio63 / 24.12.2012

26. 12. о. Николай Савченко :

"Ваш Сталин сам досотрудничался с Гитлером. Поздравляю Вас с этим сталинско-гитлеровским колаборационизмом!" Обострение болезни. Беда. Серьезная опасность для рассудка. Впрочем, шанс есть. Немедленное медикаментозное вмешательство может дать какую-то надежду.

дед пенсионер / 24.12.2012

25. Re: Православный социализм: обоснование и проблемы реализации

///////////Локомотивом социалистической экономики являются государственные предприятия, работающие по единому государственному плану. Прообразом такой экономики служит экономика советского периода, а точнее - «сталинского» периода 30-х -50-х годов XX в.////////// Вы, тов. Сомин и ваши единомышленники в упор не замечаете того, что любимый вами сталинский период индустриализации был создан на американские деньги, по американским технологиям, на американском оборудованиии при помощи американских спецов. "Социализм с человечески лицом" у Горбачева не пошёл, т.к. "амеры" с обещанными инвестициями и технологиями "кинули"... Неужели у соминского "православного социализма" имеется заокеанский гарант ?

Лебедевъ / 24.12.2012

24. Re: Православный социализм: обоснование и проблемы реализации

@@@Надо изменить экономический строй, национализировать хозяйство (мирным путем).@@@@@@@@@@@@@@ - Ребята, отдайте "Норникель" ("Русал", "Роснефть" и т.п.) - Да, пошли вы !... - Ну, ладно, мы, тогда, в следующий раз придём... Так, тов. Сомин - "мирным путём" - или что-то недоговариваете ?

Лебедевъ / 24.12.2012

23. о. Николаю Савченко

Ну, тогда и Басаев не виноват - "такой был Ельцин". Ваша логика омерзительна. Люди, предавшие в Феврале 1917-го, предали и в 40-е. - вот и всё. Это законченные Иуды, бррр...

Серёжа / 24.12.2012

22. Re: Православный социализм: обоснование и проблемы реализации

Вопрос непростой. Вот аналогичная ситуация (3 Книга Царств, гл.3:16-28):

Тогда пришли две женщины блудницы к царю и стали пред ним. И сказала одна женщина: о, господин мой! я и эта женщина живем в одном доме; и я родила при ней в этом доме; на третий день после того, как я родила, родила и эта женщина; и были мы вместе, и в доме никого постороннего с нами не было; только мы две были в доме; и умер сын этой женщины ночью, ибо она заспала его; и встала она ночью, и взяла сына моего от меня, когда я, раба твоя, спала, и положила его к своей груди, а своего мертвого сына положила к моей груди; утром я встала, чтобы покормить сына моего, и вот, он был мертвый; а когда я всмотрелась в него утром, то это был не мой сын, которого я родила. И сказала другая женщина: нет, мой сын живой, а твой сын мертвый. А та говорила ей: нет, твой сын мертвый, а мой живой. И говорили они так пред царем. И сказал царь: эта говорит: мой сын живой, а твой сын мертвый; а та говорит: нет, твой сын мертвый, а мой сын живой. И сказал царь: подайте мне меч. И принесли меч к царю. И сказал царь: рассеките живое дитя надвое и отдайте половину одной и половину другой. И отвечала та женщина, которой сын был живой, царю, ибо взволновалась вся внутренность ее от жалости к сыну своему: о, господин мой! отдайте ей этого ребенка живого и не умерщвляйте его. А другая говорила: пусть же не будет ни мне, ни тебе, рубите. И отвечал царь и сказал: отдайте этой живое дитя, и не умерщвляйте его: она — его мать. И услышал весь Израиль о суде, как рассудил царь; и стали бояться царя, ибо увидели, что мудрость Божия в нем, чтобы производить суд.

А теперь зададимся вопросом: на которую из этих двух женщин похожа наша Госдума? Мое мнение такое (пусть меня горячие головы назовут либералом): в каждом конкретном случае нужно решать особо. Это, кстати, мнение и владыки Пантелеимона (Шатова). Для многих детей усыновление - это фактически шанс выжить (об этом говорят те, кто *реально* имеет дело с детдомами). Безусловно, это плохо, позор нам, что усыновляют за рубежом. Но оттого и усыновляют, что нам они, получается, не нужны! Вот в чем ужас. Пока у нас не наладят институт замещающих семей, запрещать усыновление, думаю, нельзя. И тысячу раз гнусно размениваться беззащитными детьми в политических игрищах. Страшное время.

blogger / 24.12.2012

21. Поддерживаю Алексея Карамазова!

От богословия этого "Святого Отца" просто тошнит! Может, ему за его перлы олигархи с Гогенцоллернами доплачивают?

правдоруб / 24.12.2012

20. на все посты о. Николая Савченко

Я Вас не отрицаю, не подавляю, не охуждаю. Потому что Вы - часть трагедии русского народа. Но поймите же и Вы, что в конечном счёте не Сталин властелин, а Бог. У Вас умирает сын(не дай Бог!), у Вас умирает жена( не дай Бог!), - кто виноват? Вы смиренно говорите: Бог дал, Бог взял. Почему же Вы так ненавидите Сталина, рычаг, которым Бог управлял Россией?

Аноним / 24.12.2012

19. Ответ на 14., о. Николай Савченко:

А просто такой был тов. сталин.

Никаким Сталиным нельзя оправдать предательство, отче.

blogger / 24.12.2012

18. Ответ на 1., о. Николай Савченко:

Что прикажете делать с существующими крупными предприятиями? Отнять?

Для начала, отче, надо выяснить, как эти крупные предприятия попали в частные руки. И если следствие установит факт незаконного владения, безусловно национализировать. А "владельца" - на нары.

blogger / 24.12.2012

17. Ответ на 12., о. Николай Савченко:

Дорогой Алеша!

Я вам не Алёша. На меня такие методы манипуляции не действуют. Думайте лучше о том,что после фильма о Березовском - будут допрашиваться все,кто так или иначе контактировал с ним http://clck.ru/4L2SE Фильм не забудьте посмотреть, что бы застенки Лубянки приснились: http://clck.ru/4L2Tu

Алексей Карамазов / 24.12.2012

16. Ответ на 12., о. Николай Савченко:

Поддерживаю.

Литвинов Евгений / 24.12.2012

15. Не пора ли Сомину учить китайский?

Все идеи Сомина реализуются в атеистическом Китае. С четкой опорой на атеизм и в целях человека, всестороннего развития его личности. Всестороннее развитие греха как части личности пока там не звучит в качестве цели. Но это до времени. Там социализм адаптирован с Китайскими особенностями. У них есть партийный принцип раскрепощения сознания. Выход за пределы догмы. Сосуществования противоречий. Они поняли что социальное учение реализуется людьми, что не надо спешить. И считают что для победы социализма им надо еще 100 лет. У Сомина есть мечты без практики. Вообще то такой проект требует коллективного интеллекта. А один Сомин уже просто повторяется. Развивая человека Китай упрется в проблему человека, как греховного существа. То есть будет построен социализм для людей которым он будет уже не нужен, так как они будут корыстолюбивы и порочны. Это было в СССР. У Сомина другая проблема. Он предлагает социализм людям которым он практически надоел именно потому что давая достаток приводит к корыстолюбию и порочности. Всякий приобретающий становится корыстолюбив. Социализм это не идея экономики или политики. Это проблема аппарата управления. Социализм может быть создан только орденом, религиозным по сути, который будет управлять обществом, постоянно подавляя в нем импульсы корыстолюбия, манипуляцией заменяя их иными. Так он (социализм) может продержаться некое историческое время,но рано или поздно все равно склонится перед жадностью. То есть идеи Сомина вне русской реальности. Попытка создать социально ориентированный орден (партию) в России привела к противоречию с христианством, которое не уничтожает грех, что невозможно, но в социальном смысле учит системе его уменьшения и контроля над ним. В Китае такого противоречия нет, китайцы язычники, обладающие мощной нравственностью в силу общинного образа жизни, который преобладает. Но социализм как известно оборотная сторона капитализма. То есть разрушает общину в принципе.Тем мощнее движение Китая, так как самое мощное движение - это распад, в данном случае общинного образа жизни, и тем страшнее последствия для китайцев и для всех кто рядом... Возможно России придется консолидировать свой общинный опыт чтобы противостоять Китайской жадности...

Дмитриев / 24.12.2012

14. Ответ на 9., Алексей Карамазов:

Головин занимался разработкой тактики ведения войны против частей РККА и обучал этому воевавших на стороне Гитлера

Простите, но он на это получил благословение. Может Вы вначале зададитесь вопросом почему почти все русские части на "той" стороне получили благословения архиереев и священников? Почему их к присяге приводили священники перед крестом и евангелием? Я тоже этим смущен. Вы смущены, и я смущен! Как так! Иностранцы нападают на нашу страну, а епископы массово благословляют их. Причем не какие-то заграничные епископы, а жившие в СССР и находившиеся в юрисдикции Московского патриархата. А просто такой был тов. сталин.

о. Николай Савченко / 24.12.2012

13. Re: Православный социализм: обоснование и проблемы реализации

Седьмой (шаг): создать сеть православных трудовых «общин любви».

Такие общины могли бы давно уже создаваться у нас. И что их практически нет, говорит о возможной обрядоверческой сущности нашего христианства. Разумеется, Сомин прав: социализм (впервые заявленный в деяниях Апостолов) наиболее близок христианству. И если в России 70% причисляют себя к православным, то христианский социализм был бы легитимен у нас. Поскольку нравственность в обществе неоднородна, и "в семье всегда не без урода" - к тому же одним воспитанием невозможно предотвратить генетические мутации, когда даже в нравственных семьях могут появляться моральные уроды, постольку принуждение неизбежно. На самом деле и в "свободном" либеральном обществе достаточно принуждения. Просто оно прячется под маской "закона". А ведь сионские мудрецы пояснили: "в свободном обществе главенствует власть закона, а законы пишем мы". Сегодня на Западе католические церкви принуждаются по "закону" принимать на работу содомитов. Отказывающихся это делать наказывают крупными денежными штрафами. А завтра будут закрывать такие церкви и их священников сажать в тюрьму (за "дискриминацию"). Принуждение же на пользу всем всегда было, и оно просто необходимо. Наглядный пример: правила дорожного движения. Без принуждения - их соблюдать, ясно куда это привело бы. Капитализм как форма служения мамоне в принципе безнравствен и богопротивен, и кто его защищает, сам так же безнравствен и является богопротивником.

Адриан Роум / 24.12.2012

12. Ответ на 9., Алексей Карамазов:

Дорогой Алеша! Прежде чем обвинять эмигрантов за то, что они были против большевиков обратитесь пожалуйста против главного помощника Гитлера. Тем более, что этот главный помощник Гитлера в 1939-40 годах помог фюреру в тысячи раз больше, чем все эмигранты вместе взятые. Этот главный помощник Гитлера и главный его колаборант подписал с ним договор 23 августа 1939 года, одобрил все гитлеровские захваты в Европе, дипломатически признал все гитлеровские аннексии, поздравил гитлера со всеми победами, снабдил его нефтью, металлом, зерном, каучуком для того, чтобы фашистские танки и самолеты быстрее захватили всю Европу. Ну а потом этот главный гитлеровский колаборант оставил наших солдат один на один против Гитлера. Где же Лешенька Ваши возмущения по поводу колаборационизма? Или колаборационизм стал плох только после 22 июня 1941 года, а до того он был "проявлением мудрости"? Или если бы Гитлер не напал, то Вы, дорогой Алексей, так и были бы гитлеровским колаборантом до сего дня? Так бы дальше и радовались гитлеровским победам? Поэтому нечего соринку в глазах выискивать у эмигрантов, когда сталинское бревно торчит. Ваш Сталин сам досотрудничался с Гитлером. Поздравляю Вас с этим сталинско-гитлеровским колаборационизмом!

о. Николай Савченко / 24.12.2012

11. на 8 о. Николая Савченко

Не знаю, как Путин распорядился русскими природными богатствами, но уважаемый Туркмен-баши Ниязов Сапармурат Атаевич сделал бесплатными для своего народа газ, бензин, жильё.

Аноним / 24.12.2012

10. на 6 о. Николая Савченко

Вы и притчи Христа понимаете убого? Удить рыбу и не засматриваться на Европу - это значит осуществлять национальные интересы России, а не шайки глобалистов.

Аноним / 24.12.2012

9. Мерзость!

Братья! Прежде чем продолжать общаться с иер.Николаем Савченко - узнайте ещё кое-что про него и его рукопожатных соратников. Он стал лауреатом премии,которую смело можно назвать премией иуды. Состоялось это на III "головинских чтениях",где он выступил со своим докладом (http://clck.ru/3spx0). Кто не в курсе о Головине: это был предатель-коллаборационист. Про него есть и на рукопожатной википедии (правда там тихо и застенчиво умолчали, что среди прочего - Головин занимался разработкой тактики ведения войны против частей РККА и обучал этому воевавших на стороне Гитлера. Т.е. он учил убивать наших с вами дедов и руки у него по локоть в крови):

С оккупацией Франции Германией занял пост в коллаборационистском Комитете взаимопомощи русских эмигрантов, преобразованном в апреле 1942 года в Управление делами русских эмигрантов во Франции. В это время Головин занимался отправкой русских добровольцев на работы в Германию и пополнением армии Власова офицерами, а также в 1942—1943 писал пропагандистские статьи о победе III Рейха.

Ещё немного ссылок из их рукопожатного ЖЖ: Пиарят Новодворскую: http://clck.ru/4L1xa Пиарят Латынину: http://clck.ru/4L1xi Пиарят системный бред о "голодоморе": http://clck.ru/4L1yW И т.д. и т.п. Вот такие они,"десталинизаторы" и "борцы с тоталитарным прошлым". P.S. А почему молчит священноначалие? Что,никто так и не может написать докладную записку??? Кстати,на соседней ветке иер.Николай Савченко писал что его хозяева - иерархи РПЦЗ! А он говорил что перешёл под юрисдикцию РПЦ МП. Может, питерцы разберутся НАКОНЕЦ с этой сатанинской вакханалией???

Алексей Карамазов / 24.12.2012

8. Ответ на 5., Silvio63:

Как похожи эти сказки про социализм с такими словами: "Русские разжились! Сидят на захваченных ими месторождениях сырья, принадлежащих всему миру! А ну поделитесь! Пусть будет поровну! Почему русские все под себя подмяли? Несправедливо!"

о. Николай Савченко / 24.12.2012

7. Православный социализм

Но есть принуждение ради выживания, ради сохранения целого в критической ситуации. А вот такое принуждение спасительно, и оно должно быть, несмотря на тягости, принято.

Можно силой заставить людей работать. (Не исключаю, что в некоторых случаях это может быть оправдано.) Но никто не сможет силой заставить людей любить Христа и ближнего, и никакая государственная идеологоия здесь не поможет. Так что стройте хоть рабовладельческий строй, но только безсмысленно называть Ваш строй христианским. Общество станет христианским тогда, когда в нем будет много христиан, а Вы как и прежде ставите телегу впереди лошади. Чистой воды фантазия!

Денис К. / 24.12.2012

6. Ответ на 3., Silvio63:

Дорогой Сильвио! Вы мне привели цитату про рыбалку, а не про вражду России и Запада. А цитат про вражду у Государей НЕТ.

о. Николай Савченко / 24.12.2012

5. Николай Сомин-<<Шестой (самый трудный). Надо изменить экономический строй, национализировать хозяйство (мирным путем),>>

Да ,Вы правы -этот шаг самый трудный и мирным путем его решить навряд ли получится.....Ну кто вам мирным путем вот так просто возмет и отдаст все захваченное и нажитое <<непосильным>> трудом? Это утопия.....Здесь предстоит борьба и борьба нелегкая.И в белых перчатках эту борьбу не выиграть.И здесь нужны люди ,которые ради этой цели не будут знать жалости к врагам ,как например персонаж Шолоховской <<Поднятой целины>> Макар Нагульнов ,который в диалоге с другим персонажем романа Андреем Разметновым ,который <<пожалел>> детишек раскулаченного кулака ,сказал ему следующее- «Как служишь революции? Жа-ле-е-ешь?Ты их жа-ле-е-ешь! Да я... тысячи станови зараз дедов, детишков, баб... Да скажи мне, что надо...Ради дела революции надо их в распыл... … Я их из пулемета... всех порежу!»

Silvio63 / 24.12.2012

4. Эта идеология должна быть взята нашей Церковью на вооружение.

Что-то новое и непонятное. Это что, поменяем Символ Веры, а епископов переименуем в секретарей обкомов? И вместо партийных билетов введём удостоверение личности православного?

Hyuga / 24.12.2012

3. о.Николай Савченко-<< 1. Кто из наших государей и когда называл Запад нашим врагом? Можно хоть одну цитату?>>

А зачем русским императорам было кого то и кем то называть ? Главное не как называть-а как поступать ,ну вот вам например высказывание о Европе Императора Александра третьего-<<Когда русский царь удит рыбу, Европа может подождать>> это посильнее будет чем просто назвать кого то врагом ,сильного врага обычно уважают...

Silvio63 / 24.12.2012

2. Капитализм - не наш

Учение Сомина всесильно, потому что оно верно. Я, как всегда, за него обеими руками. Александр Щербаков НА ТОРЖИЩЕ Не мстительный, не злой, не заводной И в русский бунт не рвусь, махая дрыном, Но понимаю – жизни нам иной Век не видать, коль ею правит рынок. «Уместен торг»… И как мы ни ворчим, Он требует торгашеских талантов. Всё уже круг мастеровых мужчин, Всё шире - прощелыг и спекулянтов. И женщины, как их ни назови, Иной всё чаще проявляют норов, Когда предметам жертвенной любви Предпочитают выгодных партнёров… Барыш перемешал добро и зло. Отсюда и наследников замашки - Заполучить портфель, «срубить бабло», А то и вообще - «свалить из рашки». Что ж, се ля ви… Но только иногда Зайдётся сердце от тоски и боли, И думаешь: «Ужели, господа, Вы этого хотели и не более? Оглянешься - кругом кошмар ночной, И содрогнёшься от картины оной, Вдруг осознав, что жизни нам иной Впрямь не видать, коль царствует мамон

alexandr / 24.12.2012

1. Re: Православный социализм: обоснование и проблемы реализации

Никуда не годится... 1. Кто из наших государей и когда называл Запад нашим врагом? Можно хоть одну цитату? Цитат из Ленина и Сталина не надо. Они точно были против Запада. А кто из наших государей? 2. До 1917 года Россия была локомотивом мировой экономики. Как сейчас Китай. И это был капитализм. 3. А как это частные предприятия не будут играть большой роли? Что прикажете делать с существующими крупными предприятиями? Отнять? Что например делать со всеми сетями всех магазинов, что делать с поставщиками услуг мобильной связи, интернета? Все поотнимать? И как определить планку за которой бизнес становится крупным? А если одна Северсталь или Норникель разделится на 100 или 1000 мелких предприятий, то это разрешать или все скопом тоже отнимать?

о. Николай Савченко / 23.12.2012
Николай Сомин:
Все статьи автора
"Православный социализм: pro et contra"
«Христианский социализм» и «драконы ассоциаций»
О несостоятельности аргументов противников
06.09.2019
Нужно создать новую финансовую систему «народных денег»
Письмо режиссеру Александру Пасечнику
29.06.2019
Капитализм как фундаментальная ошибка атрибуции

Социально-психологическая экскурсия в мир наживы и чистогана
19.06.2019
Первичный проект программы Российской Партии христианского социализма
Плод покаяния православного обществоведа-марксиста. Окончание
19.06.2019
Все статьи темы