6 декабря в московском Доме кино в рамках X Славянского Форума искусств «Золотой Витязь» состоялся Круглый стол, ведущим которого по традиции был Народный артист России Николай Бурляев. Темы, запланированные на заседание: «Истинное призвание Театра - умение слышать Создателя. Соответствует ли современный театр своему промыслительному назначению?» и «Государство и Театр. Коммерция и Искусство. Театр - «доходный промысел» или средство возвышения души человека?».
Главный редактор журнала «Театральная жизнь» Олег Пивоваров отметил особенности прошедшего X Театрального форума и назвал лучшие работы театров. По мнению опытного театрального критика, на нынешнем Форуме возникла «очень гармоничная московская и провинциальная афиша. Не помпезная, а рабочая». Настоящим шедевром Олег Пивоваров признал спектакль Белгородского драматического театра им. М.С. Щепкина «Заворожённое семейство» в постановке Бориса Морозова. По его мнению, это событие всероссийского театрального сезона. В спектакле Ивановского драмтеатра Пивоваров отметил замечательную актёрскую игру и «осмысленное человеческое послание зрительному залу». Оценил О. Пивоваров и спектакль «Изба» Иркутского театра народной драмы, на котором присутствовал писатель Валентин Распутин.
Удивительным театральный критик назвал сербский спектакль «Слово о Всечеловеке» режиссёра Небойши Дугалича. Исполнитель главной роли соединил в нём свою актёрскую силу с совершенно невероятным духовным посланием. Думаю, что каждый согласится с мыслью Олега Пивоварова о том, что время, проведённое на спектакле, словно бы стало временем, проведённым в церкви.
О. Пивоваров предложил на следующий Театральный форум собрать и показать все лучшие спектакли, участвовавшие за десять лет в «Золотом Витязе». То есть, «показать, каким может быть театр и как он может возвышать душу». «Если мы сумеем объединить те театры, которые заняты, по словам художника А.Н. Бенуа, «поиском человеческого достоинства» против тех, кто без всякого достоинства, и занят уничтожением в человеке человека, то какие-то перспективы у русского театра есть», - заключил Олег Пивоваров.
Профессор Софийской академии театра и кино Маргарит Николов, выпускник ВГИКа, один из крупнейших кинодраматургов мира, предложил создать телевизионный центр произведений театрального искусства. Его предположительное название: «Память творческих откровений мастеров и выдающихся актёров русского театра». По каждому спектаклю, как считает М. Николов, нужно делать, так называемую, режиссёрскую книгу, то есть «одним вдохом» от «а» до «я» снять спектакль. Таким образом, будет создан огромный фонд произведений искусства и многомиллионная аудитория сможет посмотреть эти фильмы - «настоящее кино истинного перевоплощения и преображения актёров». В этой идее для нас важно то, что и европейская публика сможет иметь прямой, а не телевизионный контакт с русскими актёрами. Осуществлять это возможно через агентство, которое координирует работу министерства иностранных дел и министерства культуры. Так, по идее Маргарита Николова уже не одно десятилетие в славянском мире трудно, но создаётся «культура созидающего духа».
На этой возвышенной ноте разговор о театральном искусстве перешёл к трубному гласу о бедах русского театра.
Секретарь Рабочей группы при Мосгордуме по защите культурного пространства Елена Зайкова рассказала о невообразимом репертуаре некогда любимого москвичами театра им. Гоголя. Бесчинства, творящиеся в нём, связаны с приходом в театр художественного руководителя Кирилла Серебренникова. Он начал свое «восхождение» с пьесы «Пластилин», поставленной в 2001 году. Герой пьесы - мальчик, изнасилованный матерью, а впоследствии ещё двумя мужчинами. Не хотелось бы, но придётся привести, сокращая, слова Серебренникова из интервью 2003 года: «Зрителям нравится то, что происходит в «Пластилине»... Я буду ставить «Отчётливые палароидные снимки» Равенхилла. Его пьеса о товарно-денежных отношениях, когда всё покупается и продаётся, когда люди друг друга тр...ют, насилуют и таким образом осуществляют своё главенство, утверждают свою гордыню. Короче - секс, деньги и политика...». Е Зайкова рассказала также о дальнейших планах К. Серебренникова: он собирается ставить мюзикл «Пробуждение весны» о подростковой сексуальности в различных извращённых формах. Герои мюзикла - подростки. На сцене: девочка просит мальчика избить её. Происходит избиение, насилие. Далее беременная девочка умирает. Мальчик кончает собой, потому что не может выбрать, кто ему больше нравится, мальчики или девочки. В планах Серебренникова также театральная постановка порнографического фильма Ларса фон Триера «Идиоты».
«Куда же смотрит правительство?», - перекрестясь, спросит читатель.
В своём докладе Е. Зайкова пролила свет на деятельность некоторых чиновников от культуры. К примеру, заместитель руководителя Департамента культуры г. Москвы Евгения Шерменёва 11 лет занималась фестивалем, на который привозили спектакли, где демонстрировались сношения с мебелью, самоубийства всех видов, экскрементами мазали гербы, кресты, иконы, лилась отборная матерщина. В спектаклях были задействованы несовершеннолетие дети.
Елена Зайкова также рассказала о том, что в сентябре этого года в Вильнюсе был поставлен спектакль «О концепции лика Сына Божьего» Кастелуччи, в котором демонстрировался испачканный экскрементами Божий лик. Спектакль был осуждён в Европе, но, тем не менее, в Вильнюсе его показали. После спектакля на сцену вывели детей, которые в Божий лик ещё и швырялись камнями. В это трудно поверить, но всему этому у Рабочей группы при Мосгордуме по защите культурного пространства есть доказательства, с которыми они обратились в прокуратуру.
Татьяна Боровикова, председатель Всероссийской Общественной Организации многодетных и приёмных семей «Много деток - хорошо» также выразила негодование по поводу уничтожения театра как воспитательного института. «То, что сегодня разрушается русский репертуарный театр - это преступление против русского народа, против наших детей», - заявила Т. Боровикова.
Общественный деятель Татьяна Боровикова недоумевает, почему людям, которым запрещают ставить свои спектакли в Европе, «потому что они просто неприличны», даются площадки в России. «Новые герои», которые уверены, что «нужно очищать театр от нафталина», грозятся, если им не хватит театральных площадок, идти в школы «раскрепощать» детей. В рамках общественного расследования, как утверждает Т. Боровикова, удалось определить, что это безобразие осуществляется на деньги Сороса.
«Театр - это то, что даёт колоссальный нравственный стержень и воспитание детям, - сказала Т. Боровикова. - ...Мы будем за наших детей сражаться. Потому что хотим, чтобы они выросли честными, чистыми, православными людьми, сильными, образованными». Призыв к мобилизации на защиту семьи, детей, нравственных ценностей и нашего культурного пространства должен встретить соратников среди наших соотечественников. Общественная Организация выразила благодарность международному фестивалю «Золотой Витязь», поскольку собранные на «Золотом Витязе» спектакли порадовали и вдохнули надежду.
Надо сказать, что благодаря Общественной Организации «Много деток - хорошо», два года назад в кинотеатре «Пушкинский» на Всероссийском родительском форуме было собрано пятьдесят тысяч подписей родителей, выступающих против введения ювенальной юстиции. И законопроекты по этому вопросу были отложены президентом.
«Этот европейский экспорт вседозволенности, того чудовищного и больного, что существует и в европейском театре, переходит к нам, - ответил на тревожные факты главный редактор журнала «Театральная жизнь» Олег Пивоваров. Он не высказывался за введение цензуры в театре, но привёл пример Франции, где действует национальная программа поддержки французской культуры, в условиях демократического государства, то есть, действуют механизмы, которые не пропускают «очень одиозные и просто плохие вещи» в культуру Франции.
Здесь смею ещё добавить важное наблюдение театрального художника, публициста Василия Дворцова. Тем более, терпеливый читатель уже набрался мужества. В своей статье «Бесстыдство голых королей» он пишет: «...Этапы разложения и, главное, подмены эталона, уничтожения образца и осквернения священного знамени при нашем взрослеющем молчании, как по ступеням, круто ведущим вниз, можно проследить по серии постановок в Большом театре опер и балетов Сергея Прокофьева: «Любовь к трём апельсинам», «Игрок», «Ромео и Джульетта»... «Ромео и Джульетта режиссёра Деклана Доннеллана и хореографа Раду Поклитару впервые заголили факт победы на русской сцене «общеевропейской» эстетики сексуальных меньшинств, что всегда откровенничает в дуэтах, в которых «эту гадость» - женщину валяют по полу, протаскивают промеж ног, выворачивают мездрой на зрителя... Да, давным-давно, при Николае Первом и Александре Третьем, при Сталине и Брежневе, принцы носили балерин на руках...».
Вдумчивый разговор о театральной профессии, об актёрской работе на нынешнем Круглом столе вытеснили обращения общественных деятелей к Президенту Международного форума «Золотой Витязь» Николаю Бурляеву. Ибо за многие годы режиссерской, актёрской и общественной работы он утвердился на позиции следования в культуре путями Господними. И в культуре, и в жизни. Поэтому и остаётся у нас надежда на людей, живущих по правде.
«Мы тебя отстоим, золотая славянская совесть»
Так сложилось на нынешнем III Славянском форуме искусств, что Театральный форум шёл рука об руку с Литературным. И разговор о современной культуре, начатый на Круглом столе по театральному искусству, продолжился и во время награждений дипломантов Литературного форума.
В рамках Круглого стола состоялась презентация книги писателя и общественного деятеля Добрицы Чосича. После того, как он не издавался более полувека, «Золотой Витязь» стал инициатором издания его книги.
Первым обладателем золотой медали имени Александра Пушкина «За выдающийся вклад в литературу» на I Литературном форуме «Золотой Витязь» был удостоен именно Добрица Чосич. Французский литературный критик отмечал, что в XX веке были два писателя, столь равновеликих по творчеству, монументальности, эпохальности - Томас Манн в начале века и Добрица Чосич в конце столетия.
На II Литературном форуме награду «Золотой Витязь» получила сербская писательница Лиляна Хабьянович-Джурович. В Сербии она возглавляет издательство, в котором в ближайшее время будут изданы книги лучших писателей России XX века.
Писательница Лиляна Хабьянович-Джурович, прилетевшая на закрытие Форумов «Золотой Витязь», обратилась к присутствующим: «С тех пор, как падший ангел отпал от Господа, существует вечная борьба между добром и злом. Борьба эта ведётся в разных сферах, но одним из поприщ является культура. Именно потому, что культура, произведения искусства легче всего достигают умов и сердец. Я радуюсь, что нахожусь среди тех людей, которые считают, что главная задача человека, деятеля искусств, в том, чтобы приблизить людские сердца к Богу. Я всегда верила в то, что на днях так прекрасно озвучил Святейший Патриарх Сербский Ириней. Он сказал, что настало время привязать наш малый сербский чёлн к большому русскому кораблю... Верю в славянскую идею точно также, как должно верить в Господа нашего... Я надеюсь, что книги, которые я пишу, будут моим читателям духовной пользой...».
Лиляна Хабьянович-Джурович представила свою книгу, куда входит и рассказ о самой почитаемой сербской святой Параскеве-Петке. Книга эта вышла сначала на русском языке, а затем на сербском.
Поэт Валерий Латынин, который также связан с Сербией, стал дипломантом III Литературного форума. Диплом творческому союзу поэта Благое Баковича (Сербия г. Врбас) и переводчика Валерия Латынина (Россия г. Москва) был вручен за сборник стихотворений «Чемодан Чехова». Валерий Латынин передал «Золотому Витязю» свой: сборник «Трояновой тропой» о том, «как мы, славяне, появились на Балканах, на Днепре, на Дону». Прочитанное им стихотворение «Косово» снова всколыхнуло славянские сердца:
Боль и гнев не отвести словами
И судом неправым не унять...
Косово ложится между нами
Полем отчуждения опять.
Поле сербской доблести и славы,
Древних храмов и сиротских слёз
Отдаётся «гуннам» на потраву,
Тем, кто меч над Сербией занёс.
Это демократией зовётся -
Сердце у народа вырывать
И судить за то, что сын дерётся,
Защищая собственную мать!
«Бронзовый диплом» за книгу «Вот пуля пролетела...» Николай Бурляев вручил архангельскому писателю Александру Тутову. Его книга - о русских добровольцах в Сербии - это доказательство того, что русские писатели сражаются не только пером. Александр Тутов передал МКФ «Золотой Витязь» сценарий по своей книге, поскольку до сих пор не снято ни одного фильма о русских добровольцах в Сербии.
В московском Доме кино на заседании Круглого стола звучала и «тихая» лирика. Получить «Бронзовый диплом» из Самарской области приехал молодой поэт Сергей Бударин. Его стихи не раз отмечались на поэтических конкурсах. И не напрасно.
...Я хочу золотою душою
Для себя и людей опростеть,
Чтобы день предрассветной метлою
Выметал с неба звёздную медь.
А полей золотое сиянье,
Что в своих берегу я глазах,
Обещает когда-то свиданье
И горенье цветов на межах.
«Серебряным дипломом» на нынешнем Литфоруме был удостоен поэт и путешественник Юрий Ключников (г. Новосибирск) за книгу стихотворений «Русское окно»
Своё выступление Юрий Ключников начал с наболевшего: «Умирающий от рака Борис Пастернак сказал такие слова: «Если врачи меня возвратят к жизни и я ещё поживу, то остаток жизни я посвящу борьбе с пошлостью. Пошлость затопила весь мир и нас тоже». Это было сказано в 1960 году. Что бы сказал поэт сейчас?.. Пошлость ещё рядится в какие-то одежды благообразия, приличия, но сейчас на нас обрушились водопады низменности, разврата, всякого рода извращений. Поэтому Фестиваль «Золотой Витязь», который взял за идеалы возвышение души человеческой и то, что любовью мы должны объединиться, является спасительным островом. Я надеюсь, что он обрастёт и другими островами, превратится в архипелаг, а, может быть, и в материк, который будет противостоять гибели планеты.
...Мы и это пройдём в эшелонах тройных перестроясь.
Пусть нас кто-то хоронит, пророчества нам - не в нови.
Мы тебя отстоим, золотая славянская совесть,
Наше русское сердце - сияющий Спас на крови».
Прекрасно, что в Форум «Золотой Витязь» включились писатели со всей России. «Серебряный диплом» в номинации «Проза» был вручен Протоиерею Владимиру Чугунову (село Николо-Погост Городецкого района Нижегородской области) за книгу «Плач Адама». Отец Владимир, председатель Межрегионального общественного фонда «Родное пепелище» рассказал о деятельности книжного издательства при Фонде и экспериментальной студии кукольных фильмов для детей, а также поделился планами создания телестудии, которая, думаю, сможет в какой-то мере противостоять негативному заряду современного телевидения.
Не забыта была на нашем Форуме и Детско-юношеская литература. «Золотой диплом» за книгу «Друг апрель» получил Эдуард Веркин (г. Иваново). Его повесть отразила судьбу не только костромского мальчика, но и судьбы тысяч таких же, как он бедолаг по всей матушке-России. Кажется, камни уже вопиют о детских бедах: тысячи беспризорников болтаются на станционных перронах, в подвалах домов, а в иных случаях сходят сума за заборами особняков своих родителей. Повесть о судьбе Аксёна взывает к родительским сердцам: увидеть, разглядеть прекрасный и такой хрупкий душевный мир своих детей, - сберечь его и защитить.
Поскольку «Золотой Витязь» старается поддержать молодые таланты, дипломами в номинации «Дебют» были отмечены студенты Литературного института Андрей Тимофеев (Москва) за повесть «Нелитературная история», Сергей Бачинский (Калуга) за цикл стихотворений и Олеся Береговая (Москва) за стихи для детей.
«Нет большего счастья, чем трудиться на благо своей страны, народа, во славу Бога», - сказал Андрей Тимофеев, получая диплом.
Президент Международного форума Николай Бурляев отметил, что есть у нас замечательные артисты, писатели, художники, которых и награждает «Золотой Витязь». По ним будут ориентироваться грядущие поколения - «какой же была Россия подлинная, а не гламурная».