Земля Варнавы Ветлужского

К итогам одной конференции

0
515
Время на чтение 12 минут

22 ноября этого года в Н.Новгороде произошло событие, на которое местные СМИ едва обратили внимание, а центральные и вовсе промолчали. Событие, между тем, знаменательное: в Нижнем состоялась научно-практическая конференция «Поветлужье - земля Варнавы Ветлужского». 

НЕОРДИНАРНОСТЬ события в том, что впервые не только в Н.Новгороде, но и во всей России, как современной, так и дореволюционной, Варнаве Ветлужскому, особо почитаемому русскому православному святому, чудотворцу, было посвящено НАУЧНОЕ мероприятие.

Кроме того, конференция носила межрегиональный характер. В ней приняли участие краеведы, ученые-историки, священнослужители, представители творческой интеллигенции, православно-патриотической общественности, органов власти различного уровня из Нижегородской и Костромской областей.

Статус мероприятия подчеркивает и тот факт, что состоялось оно не где-нибудь, а в Нижегородском кремле, в зале заседаний областного Законодательного Собрания.

Но главное в том, к каким выводам пришли участники конференции.

Первый вывод, который напрашивается сам собой: с захватом власти в октябре 1917 г. большевики сделали все возможное, чтобы имя Варнавы Ветлужского - этой уникальной исторической личности было вычеркнуто из памяти народной. Как следствие, сегодня даже многие из мирян, рядовых православных верующих, имеют слабое представление, кто есть Варнава Ветлужский, или же это имя им неизвестно. Что же говорить о российском обществе вообще?

В связи с чем предпримем небольшой, насколько позволяют рамки статьи, экскурс в историю.

 

Подвижник веры, первопроходец...

 

ПРЕПОДОБНЫЙ Варнава Ветлужский родился в Великом Устюге, в родном городе служил священником в одной из церквей. Однако в 1417 г. он поселился на правом, возвышенном берегу реки Ветлуга, позже прозванном Красной горой (красный по-старорусски - значит, красивый), где на десятки верст вокруг не было человеческого жилья. Здесь в уединении и молитвах, по словам автора жития, «Богу работая в псалмопении и молитвах, питаясь былием и вершием дубовым», провел долгих 28 лет. Здесь и скончался в глубокой старости в 1445 г.

Отшельника посещали люди. Он им предсказывал, что по преставлении его в этой пустыни «умножит Бог житие человеком, а на месте его жительства будут жить иноки».

И действительно: по кончине подвижника на Красную гору пришли «от разных стран» иноки, возвели храмы, основали общежительный монастырь, положив начало Троицко-Варнавинскому мужскому монастырю. За монахами потянулся на Ветлугу мирской люд, земледельцы, и «размножашеся по всей той реке народ мног даже до великия реки Волги». Со временем на месте Варнавинской обители возник уездный город Варнавин, одно из первых русских поселений в Среднем Поветлужье.

Житие Варнавы написано иеромонахом Иосифом (Дядкиным) в 1639 г., то есть спустя два века после кончины святого. В том же 1639 г. по распоряжению Патриарха Иоасафа для удостоверения чудес, совершающихся при гробе преподобного, были освидетельствованы его святые останки.

Мощам преподобного, его образу в дореволюционные времена народ массово поклонялся. На Варнавинскую годину, день памяти преподобного (24 июня по н. ст.) к могиле святого в уездный центр Варнавин со всей страны стекались десятки тысяч верующих.

Большевики-богоборцы храмы в честь Варнавы Ветлужского повсеместно разрушили, его иконы пожгли. Серебряную раку с мощами святого «показательно» вскрыли. Раку переплавили на «валютный металл», а сами мощи в конечном итоге оказались утраченными... Вот, если коротко, и вся история. Человеку, лишенному знания российской истории, понимания Православия в становлении Древней Руси и современной России, она мало что скажет.

- Но вдумаемся! - призвал участников конференции благочинный Варнавинского округа, настоятель храма в честь Варнавы Ветлужского (р.п. Варнавино Нижегородской области) Павел Кутумов. - Что означает в Православии слово «преподобный»? Преподобный - это тот, кто при жизни постом своим, трудами стремился быть подобным Господу, кто был наиболее высок в этом уподоблении!

Настоятель напомнил, что преподобными также являются Сергий Радонежский, Макарий Желтоводский и Унженский, о которых любителям отечественной истории известно более, нежели о Варнаве Ветлужском. Однако три этих святых имени нужно понимать в едином ряду. Преподобные Сергий, Варнава и Макарий жили в одно время, хотя Сергий по возрасту в отцы, наставники этим своим сподвижникам годился. В свою очередь, в 1439 г., перед тем как поселиться на реке Унжа, к Варнаве, по преданию, приходил за наставлениями преподобный Макарий.

Другими словами, ТАКИЕ люди в ТЕ ВРЕМЕНА в глазах современников представали столпами общества, образцом подражания. На их духовный подвиг народ равнялся, к их мнению прислушивался. А времена были непростые, для будущей России, для нас с вами, уважаемые читатели-потомки, можно сказать, решающие!

Княжеская Русь неуклонно выходила из-под вассальной зависимости Орды, все более сплачиваясь вокруг набиравшей силу Москвы. Наряду с военной, шла брань духовная, по значению и накалу нисколько не уступавшая иным боевым ристалищам. Русскому обществу, выражаясь современным языком, была объявлена информационно-психологическая война, сводилась которая к различного рода религиозным ересям, разлагавшим умы и сердца православных людей. Одна из них была так называемая ересь жидовствующих.

Еретики опровергали основополагающий христианский постулат о Святой Троице, отрицая божественную природу Иисуса Христа и связанные с ним догматы. Но если Бога нет? Значит, как писал Ф.М.Достоевский в «Бесах», все позволено! Не случайно в местах подвижничества Сергия Радонежского, Макария Желтоводского и Унженского, Варнавы Ветлужского, как сторожевые крепости, возводились храмы в честь Святой Троицы, соответствующие появились монастыри - Троице-Сергиев в Подмосковье (ныне знаменитая Лавра), Свято-Троице-Макарьево-Желтоводский на Волге, Троицко-Варнавинский на Ветлуге...

При всем при этом, как отметил в своем выступлении на конференции благочинный Шарьинского округа, настоятель храма святителя Николая (г. Шарья Костромской области) Дмитрий Степанов, преподобный Варнава Ветлужский имеет свое отдельное, только ему отведенное место в сонме российских святых. Особо чтут его жители Поветлужья (собирательное название местностей, по которым Ветлуга протекает), а это десятки районов Кировской, Костромской, Нижегородской областей, республики Марий Эл.

О непреходящем значении личности Варнавы Ветлужского, его подвижнического труда, но уже со светских позиций, говорили многие другие участники конференции, среди которых доктор филологических наук, профессор ННГУ им. Н.И.Лобачевского Н.В.Морохин, издатель, краевед А.Н.Рябов, глава администрации  Варнавинского района С.А.Смирнов, председатель комитета по социальным вопросам Законодательного Собрания Нижегородской области А.А.Кавинов. Варнава Ветлужский, по единодушному мнению, явился не только выдающимся религиозным деятелем, но первопроходцем, давшим толчок к освоению зарождавшимся государством Российским новых обширных земель, социальному, экономическому, любому другому развитию целого ряда северо-восточных регионов теперь уже исконной России.

 

Тайны Варнавы Ветлужского

 

ЕСЛИ отвлечься от мистической составляющей, свойственной жизненному пути и служению каждого святого, то имя Варнавы Ветлужского окутано тайнами, разгадать которые или хотя бы приблизиться к их разгадке необходимо.

Главная тайна, на мой взгляд, заключена в ответе на вопрос: почему деяния Варнавы Ветлужского, прославленного Церковью в лике святых, современным «цивилизированным», «просвещенным» и до мозга, как говорится, костей светско-толерантным российским обществом недооценены? Да что юлить: по сути, имя подвижника земли Русской предано забвению! И вторая немаловажная тайна: куда мощи святого в ходе большевистских манипуляций с ними все-таки делись?

Что касается мощей, то здесь прямо-таки детективно-криминальная история, о которой на конференции подробно рассказала О.В.Дёгтева, директор церковно-археологического музея Нижегородской епархии, секретарь епархиальной комиссии по канонизации.

Опять-таки не вдаваясь в подробности, скажем, что подступиться к раке с мощами преподобного Варнавы, кои покоились в местном Троицком соборе, новые революционные власти в Варнавине долго не решались, а вели переписку с Москвой, с членами новоявленного большевистского правительства. И это несмотря на развернувшийся по всей России богоборческий шабаш. Объясняется данное обстоятельство тем, что - побаивались.

Напомню: в 1918 г. в Варнавинском уезде вспыхнуло народное восстание, бунт, мятеж (названий этому историческому факту много, но сути дела не меняет) против заготовок хлеба, а фактически грабежа населения вооруженными красноармейскими продотрядами. Если учесть, что население Варнавинского уезда к началу XX в. доходило до 140 тысяч человек, а территориально он включал в себя Варнавинский, Краснобаковский, Уренский, Тонкинский районы нынешней Нижегородской области, то можно себе представить масштабы волнений. Для подавления восстания был организован отдельный Ветлужско-Варнавинский фронт, регулярными частями Красной армии в боях использовался флот, артиллерия и даже экзотический по тем временам аэроплан. «Зачистка» повстанцев и членов их семей всякими внесудебными «тройками» продолжалась до начала 20-х гг.

И вот в 1922 г. раку с мощами преподобного в Варнавине вскрыли. И случилось так, что неким чудесным образом, очевидно, по безалаберности большевиков, которых более всего интересовало церковное серебро, мощи святого при вскрытии местные православные верующие утаили. Но где? Узнать это давно не у кого: варнавинское священство в период жесточайших репрессий уже 30-х годов было «зачищено» подчистую, так, что не осталось в районе ни одного храма. «Зачистке» подверглись и наиболее активные члены приходских общин.

В то же время О.В.Дёгтева считает:

- 99 процентов уверенности есть в том, что мощи Варнавы Ветлужского были тайно перезахоронены на Красной горе...

Разумеется, если бы мощи преподобного были обретены, всколыхнуло бы это всю как православную, так и светскую Россию. Однако в том, что «подзабыли» потомки о славных деяниях Варнавы Ветлужского, сыграл свою роль и тот факт, что в 1922 г. Варнавинский и Ветлужский уезды, которые исстари относились к Костромской губернии, отошли в состав Нижегородской. И в последующие времена костромские архивисты, краеведы, историки-ученые стали кивать на своих нижегородских (горьковских) коллег: мол, Варнавино теперь у них, вот пусть и занимаются его историей, а заодно и преподобным Варнавой. Мои земляки, в свою очередь, упрекали костромичей: «Но дореволюционный-то Варнавин ваш!».

Касаемо это также историков Церкви: традиционно Варнава Ветлужский относился и относится к Собору Костромских святых, а после 1922 г. присоединился к Собору Нижегородских...

Кстати говоря, по этой же причине о восстании в Варнавинском уезде 1918 г. широкой публике мало что известно: научно-исследовательских работ об этом эпохально-кровавом событии - наперечет.

А изучать есть что! Это убедительно показал прозвучавший на конференции доклад Б.М.Пудалова, кандидата филологических наук, главы комитета по делам архивов Нижегородской области.

После перехода Варнавина и Ветлуги в административное подчинение Н.Новгорода нижегородцам из Костромы была передана значительная часть архивов, касающихся этих уездов (районов). Но многое же из архивных материалов в Костроме так и осталось. Словом, существуют обширные фонды, отражающие наши истоки, яркие страницы освоения дремучих ветлужских лесов, зарождения и деятельности на Красной горе Троицко-Варнавинского монастыря... Другой вопрос, что многих из этих фондов пока не коснулась рука пытливого архивиста, ученого-исследователя. 

   

Программа действий

 

СЛЕДОВАТЕЛЬНО, на Красной горе нужно «копать» и «копать», то есть вести плановые научно-археологические раскопки. Требуются кропотливые архивные изыскания. Необходимо издание книг, брошюр, статьи в периодических СМИ, передачи на ТВ- и радиоканалах, документальные фильмы, другие шаги по возвращению народу славного имени Варнавы Ветлужского, популяризации знаний о нем... На конференции отмечалось, что в последнее десятилетие «лед тронулся» и определенная работа в этом направлении ведется.

Так, 24 июня - День памяти преподобного Варнавы Ветлужского в Варнавинском районе объявлен выходным, празднуется всем миром.

Здесь на Красной горе в 2000 г. митрополит Нижегородский и Арзамасский Николай освятил новую деревянную церковь во имя преподобного Варнавы Ветлужского. На местах некогда существовавших храмов Святого Николая Чудотворца, Святой Живоначальной Троицы и Успения Божьей Матери установлены Поклонные кресты. В 2008 г. над родником святого Варнавы Ветлужского возведена новая часовня. В селе Лапшанга Варнавинского района с 2010 г. идет строительство храма в честь Трех Святых игуменов Поветлужья преподобных Макария Желтоводского, Тихона Луховского и Варнавы Ветлужского... Все это делается, безусловно, при непосредственном участии местного священноначалия, но и при весомой финансовой и организационной помощи администрации Варнавинского района, а также Фонда преподобного Варнавы Ветлужского, созданного православной общественностью в 2010 г.

Помимо этого, Фонд подготовил проект памятника преподобному, который будет установлен в Варнавине на историческом месте. По инициативе Фонда проводятся ежегодные Варнавинские образовательные чтения. Просветительскую работу ведет и Варнавинская районная администрация. Например, при ее поддержке в последние годы увидели свет такие замечательные издания, как «Тайны Варнавы Ветлужского» и «Житие Варнавы Ветлужского» московского автора Д.Монахова, «Преподобный Варнава Ветлужский» нижегородского краеведа А.Рябова. Глава района С.А.Смирнов, возглавляя межрегиональную ассоциацию «Поветлужье», всеми силами привлекает к этой деятельности руководство районов Нижегородской и других областей, которые данная общественная организация объединяет. 

Наконец, каждый летний сезон в Варнавине работают археологи из ННГУ им Н.И.Лобачевского.

Правда, работают археологи не так активно, как бы хотелось. Тиражи издаваемой литературы небольшие. Традиционная Варнавинская година - это скорее День района, который 24 июня тоже отмечается (вручаются награды передовикам, чествуются ветераны, звучат песни с эстрады и т.д., и т.п.). Предопределено это более чем скромным бюджетом, которым власти отдаленного и сугубо сельского района располагают. Карманы местных энтузиастов, общественности тоже не резиновые.

Между тем, приближается 2017 г. и 600 лет, как пришел на Ветлугу преподобный Варнава. И что - так, на районном уровне и отметим?

«Нужна программа действий!» - звучало практически в каждом выступлении на конференции. Вносилось множество дельных предложений. В итоге тут же, на конференции была избрана рабочая группа, которой поручено эти предложения обобщить, сформулировать программу первоочередных, безотлагательных действий.

И есть уверенность, что вскоре такая программа появится. И есть надежда, что Законодательным Собранием и правительством Нижегородской области эта программа будет поддержана, как подержали областные власти проведение самой конференции.

По моему убеждению, к этой программе также необходимо подключить другие заинтересованные регионы, Полпредства Президента РФ, федеральные структуры. Святое имя Варнавы Ветлужского, предстоящий 600-летний юбилей значимы не только для Варнавинского и прочих поветлужских районов, отдельно взятых храмов и благочиний, но для России и Русской Православной Церкви в целом!

 

Судьба монастыря. Наши судьбы...

 

ДЛЯ МЕНЯ Варнава Ветлужский, Варнавино, Ветлуга - все это моя Россия и очень личное, в сердце отдается большой радостью, но и болью.

Дело в том, что мои корни по линии отца в Варнавинском районе, фамилия - местная. Мои предки, крестьяне, пришли вслед за монахами, испокон веков поселились тут. Прадеда, 80-тилетнего церковного старосту, в 31-м по этой причине «раскулачили». Заодно «раскулачили» и моего деда, в семье которого престарелый прадед свой век доживал, хотя числилась семья в «середняках». Как рассказывала бабушка, вынесли из дома все, вплоть до самовара, а у нее дети - мал мала меньше. В Сибирь, однако, не выслали, как выслали тогда многих, но гражданских прав лишили, в том числе и моего полугодовалого отца (лишенцами таких называли). А в январе 38-го старшего брата деда, тоже церковного старосту, арестовали, вывезли в Горький, скоро внесудебным Особым Совещанием за «шпионаж» и «контрреволюционную деятельность» судили, и - сгинул бедолага в лагерях... Но все это я узнал, когда подрос, стал интересоваться родной историей, а поначалу было счастливое босоногое детство летом у бабушки и дедушки в деревне. И вот плод моих многолетних размышлений.

Варнавину очень повезло! И - не повезло... Повезло, потому что шесть веков назад Варнава Ветлужский выбрал эти изумительно красивые, благодатные места, указал не только где жить, но и КАК. А не повезло, поскольку в свое время императрица Екатерина II, будто бы, Великая росчерком пера в целях «экономии» упразднила сотни монастырей по всей Руси - в сей скорбный список, увы, попал Троицко-Варнавинский монастырь.

И закономерно, что «обошли» Варнавин, когда во второй пол. XIX в. тянули железнодорожную ветку из Н.Новгорода на восток. Говорят, уренские купцы, более зажиточные и предприимчивые, дали железнодорожному начальству «на лапу», и поезда, вопреки логике, минуя уездный центр, двинули через волость.

Сегодня он на отшибе - вдали от железнодорожных и других путей. И не Варнавин, а Варнавино - рабочий поселок. Хотя работать негде: былые промышленные предприятия благодаря «успехам» так называемых демореформ разорены (стеклозавод, кирпичное производство, пароходство), а сельское хозяйство, как всюду в зоне Нечерноземья, дышит на ладан. Коренное население сокращается катастрофически. Зато все больше дачников и «гостей» из бывших «дружественно-союзных» закавказских и среднеазиатских республик.

Вывод вновь напрашивается сам собой: надо возрождать Троицко-Варнавинский монастырь!

Эта идея звучала в выступлениях многих участников конференции. Тем более, что начало уже положено! Администрация Варнавинского района постановлением от 7 ноября 2008 г. предоставила Нижегородской епархии в безвозмездное пользование для воссоздания монастырского комплекса обширный земельный участок на Красной горе.

Возможно ли возрождение монастыря? Возможно! Перед нами - пример Девеевской, Городецкой и многих других обителей. Что это даст? В материальном, после всех вложений, плане? И вновь пример: цены на недвижимость в Дивееве, буквально пару десятилетий назад таком же захолустном районном центре (все мы, нижегородцы, это прекрасно помним!), ныне сравнялись с московскими.

Духовные же «дивиденды» вообще трудно подчитать. Наши дети, внуки будут твердо знать, откуда они, зачем и куда. И будет смысл, и будут цели!

По-новому тогда зазвучит пророчество Варнавы Ветлужского. О том, что на Красной горе, и окрест нее, а значит, в России-матушке «умножит Бог житие человеком»!

Сергей Васильевич Скатов, координатор Движения «Народный Собор», член Оргкомитета Межрегиональной научно-практической конференции «Поветлужье - земля Варнавы Ветлужского»

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Сергей Васильевич Скатов
Святые или нет?
К дискуссии о канонизации, церковном прославлении Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского
12.11.2024
Дорогами единства
Чувашская и нижегородская общественность продолжают культурно-патриотическую акцию ко Дню народного единства
05.11.2024
Памяти митрополита Нижегородского и Арзамасского Николая (Кутепова)
В Нижнем Новгороде открыт сквер имени приснопамятного владыки…
12.10.2024
Купно заедино!
Размышления в связи со 100-летием Союза писателей Чувашской Республики
23.11.2023
На праведном пути!
Обращение Нижегородского отделения «Русского Собрания» к властным структурам Чувашской Республики
20.10.2023
Все статьи Сергей Васильевич Скатов
Последние комментарии
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
23.11.2024 21:12
Мавзолей Ленина и его прообразы
Новый комментарий от Павел Тихомиров
23.11.2024 20:47
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский Иван
23.11.2024 19:52
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
23.11.2024 19:31
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от влдмр
23.11.2024 16:54
Еще один шаг в сторону разрушения семейных устоев
Новый комментарий от Рабочий
23.11.2024 16:06