Очередное послание Президента РФ «граду и миру» содержит в себе много любопытного и даже радикального - и в строках и между строк. Думаю, что послание это прежде всего идеологическое, а потом уже экономическое, политическое и всякое другое. И название у этой идеологии вполне определенное - государственный капитализм на православно-патриотической и имперской основе. В этом её сила и её слабость.
Не буду повторять изложенные в послании мысли о тысячелетней истории России, о ее духовных скрепах и традициях. Россия, по Путину, безусловно должна остаться Россией, все комментаторы это уже отметили, как и цитаты из Гумилева и Солженицына. Россия действительно «властецентричная», а не «экономикоцентричная» страна, базисом в ней является отнюдь не капитал (как на Западе), а религия и государство - симфония властей, выражаясь известной формулой. Послание Путина - это прежде всего послание государственной элите, правящему классу. Если перевести его на практический язык, Путин фактически предупредил страну о частичной смене правящего слоя - прежде всего за счет тех, кто привык воровать всё, что плохо лежит, и переводить добычу за границу (в том числе в оффшоры). Собственно, к таким мерам всегда прибегали русские цари и императоры, включая красного императора Сталина. «Перебрать» боярство или партийную знать - дело полезное, а в иных случаях даже необходимое. Любое партийное или беспартийное боярство во «властецентричной» стране склонно превращаться в класс-в-себе, в самовозрастающую и самодостаточную величину. За последние 20 лет из России вывезено около 700 млрд. долларов. Если Путину удастся вернуть хотя бы часть этих украденных капиталов под национальный контроль - это и будет смена элиты. Да, Россия потерпела поражение в третьей (холодной) мировой войне, Ельцин подписал её капитуляцию. И усилия Путина направлены на то, чтобы эту проигравшую страну восстановить. Так действовал в своей время Иоанн Первый (Калита) после татарского погрома. В этой связи символично упоминание Путиным Преображенского и Семеновского полков - верховной власти нужна непродажная социальная и военная сила вне слоя коррумпированного чиновничества, которые способно загубить любое дело или просто проигнорировать его. Первые громкие акции такого рода уже прошли - посмотрим, что будет дальше.
Так или иначе, программа Путина - это программа достаточно жесткого госкапитализма, хотя он теоретически и не формулирует этого тезиса.
И тут мы подходим к основному противоречию путинского послания, вообще мировоззренческой модели Владимира Путина. Он, по его собственным словам, последовательный сторонник частной собственности в рамках закона. Однако частная собственность на средства производства (особенно в тяжелой и военной промышленности, наукоемких технологиях и т.п.) содержит в себе, в самой своей сущности - возможность антинационального злоупотребления, что мы и видим на деле. Капитал идет туда, куда ему выгодно, свобода (в том числе экономическая) существует не только для добра, но и для зла. И никаким законом нравственности и патриотизма в рыночной экономике не установишь. Люди гибнут за металл, как поется в одной известной арии. А повседневный (хотя и официально не провозглашаемый) жизненный принцип за последние 20 лет в России один - обогащайтесь! Как это совместить с христианским понимание смысла жизни, который (устами св. Максима Исповедника) утверждает, что подлинно твое - не то, что ты взял, а то, что ты отдал? Пока радио, телевидение, интернет, реклама миллионами голосов кричат: бери от жизни всё! - религия и государство в России будут на одной стороне бытия, а рыночная экономика, культура, национальные отношения - на другой. И Путину как президенту государства и православному человеку придется сидеть сразу на двух этих стульях, со всеми вытекающими отсюда духовными и материальными последствиями. Сидеть до тех пор, пока он не сумеет выстроить действительную властную вертикаль, где отсчет смыслов идет сверху вниз, от души и головы к телу, от Церкви и народа к капиталу, а не наоборот. Иначе для спасения православно-русской цивилизации потребуется несравненно более жесткий мобилизационный план, например, сталинского типа. Нам нужна великая Россия, а уж чиновники и капиталисты пусть устраиваются по России, а не Россия по ним. Тогда возникнет шанс на разрешение «парадокса Путина».
Александр Казин, доктор философских наук, профессор
3. Парадокс Путина.
2. Я тоже внимательно слушал, а потом и перечитывал послание.
1. Re: Парадокс Путина