Ильгиза Мухаметгалеевна Габдулгафарова - кандидат философских наук, доцент кафедры истории Отечества и социально-политических теорий Оренбургского государственного педагогического университета, известный этнолог и этнограф.
«Перспективы России, её благополучие и величие связаны с благополучием и величием русских», - считает один из авторитетнейших представителей татарской общины Оренбургской области, этнолог Ильгиза Габдулгафарова. По её мнению, «русский народ - опора российской государственности, формированию которой способствовал русский язык». В период обострения проблемы русского языка в двух крупных национальных республиках Приволжского федерального округа - Татарии и Башкирии, Ильгиза Габдулгафарова напоминает татарским и башкирским националистам: «Главная роль в сплочении народов принадлежит именно русскому языку».
Выражая согласие с точкой зрения известного дагестанского политика Рамазана Абдудулатипова, оренбургский этнолог пишет: «От самочувствия русского народа зависят самочувствие и перспективы решения проблем развития любого другого народа России».
Ильгиза Габдулгафарова согласна с Абдулатиповым и в том что «этнонациональная политика России должна заключаться в политике обустройства прежде всего русского народа, которая в свою очередь определяет уровень обустройства любого другого российского народа».
* * *
«Россия не человеческая пыль или хаос. Она
есть прежде всего великий народ, не промотавший
своих сил и не отчаявшийся в своём признании.
Этот народ изголодался по свободному порядку,
по мирному труду, по способности и по его
национальной культуре.Не хороните его преждевременно.
Придёт час, восстанет из мнимого гроба и потребует
назад свои права».
И. А. Ильин
Эти слова русского философа И. А. Ильина актуальны для сегодняшней России, для анализа реальной ситуации, в которой оказался русский народ, для выработки разумной стратегии поднятия его достоинства. Разумная стратегия требует опровержения стереотипов, сложившихся в отношении русского народа в массово-информационном дискурсе, в том числе негативных этностереотипов, которые формируются на базе информации о негативных реалиях, присущих той или иной культуре.
Этнокультурные стереотипы - обобщённое представление о поведении и манерах какого-то народа. Они относятся ко всему народу в целом и вместе с тем характеризуют любого его представителя, задают образ его личности. Сюда можно отнести «немецкую аккуратность», «испанские страсти», «французскую галантность», «китайские церемонии», «русское авось» и т. п. Существует стереотип, что Россия - далёкая заснеженная страна, где все должны носить шубы, шапки-ушанки и валенки, где люди ничего не делают, кроме как пьют водку, едят икру ложками и играют на балалайках, а медведи выбираются из своих берлог и гуляют по улицам. Стоит заметить, что балалайки, медведи и валенки стали символами России, но никак не атрибутами повседневной жизни.
Давно бытующие или специально распространяемые в массовом сознании этнические стереотипы могут стать и нередко являются серьёзным регулятором межэтнических отношений. В то же время актуализированные или мобилизованные в момент любой начинающейся напряженности в обществе стереотипы, особенно негативные, могут существенно усугубить конфликт, резко размежевав людей на этнические или этноконфессиональные группы («мы» и «они»), вызывая обиды и усиливая противостояние.
Приходится с горечью констатировать, что во многих регионах бывшего советского пространства идут в прессе кампании по созданию стереотипных, далеко не всегда позитивных образов русского этноса.
Россия, представляемая на страницах газет, - непостоянна и непредсказуема. Как пишет В. Ерофеев: «У России, на мой взгляд, открытое будущее. Ведь она стоит будто на сквозняке: ветерок подует, и её вертит то в одну, то в другую сторону. Своей непредсказуемостью Россия и интересна. В ней заключено много рискованного интереса, в ней любопытно жить. Здесь не закончен мистический процесс жизнеобразования... В России же все может поменяться от малейшего движения...
Она как незастывшая лава. Скажем, через 10 лет мы сможем укрепить свои позиции, как сделала это Россия в начале XX века, а потом один единственный человек, вроде Распутина, всё уничтожит. Вполне возможно, это нас ждёт что-нибудь подобное» (В. Ерофеев. «Машина с оторванным рулём» // Московский комсомолец. 2008. 23 января).
Со страниц прессы предлагается идея, связанная с образом России, с её управлением: «Россия такая страна, которой нужен царь. И не потому, что наш народ привык всё делать из-под палки, а потому, что он так привык жить веками. Царь на Руси считался наместником Бога на земле, и народ привык, чтобы кто-то над ним был главным. Не удивительно, что как только нам дали свободу, все сразу разбрелись кто куда». (Актёр А. Харитонов // Московский комсомолец. 2008. 22 января).
Идея о необходимости отца-патриарха-лидера-диктатора не всем кажется продуктивной: «Насчёт же нового диктатора тоже сомнительно: как показывает опыт недавних выборных кампаний, диктаторы и вообще сколько-нибудь деятельные лидеры в России, кажется, вымерли. (И. Филатова, В. Суховерхов. «Куда же ты мчишься, Русь-тройка?!» // Московский комсомолец. 2001. 23 января).
Газетный образ страны русского этноса, россиян представлен и другими идеями: «Мы богаты, но живём очень плохо», «Россия - страна неудачников и неумех», «Она уже прошла нижнюю точку падения», «Страдания - наш крест», «Запад будет вынужден нам помочь», «Надо надеяться, что станет лучше, иначе просто жить нельзя». Многие журналисты пытаются разобраться в наших бедах и неудачах, обращаясь к нашему отечественному опыту, к нашей истории, к национальным ценностям и достижениям, которыми Россия была богата во все времена, которые должны вдохновлять современников и помогать им вывести страну из кризиса. В российских газетах акцентируется внимание на негативных этнических характеристиках русского этноса. Обсуждается сюжет о том, что «нас становится все меньше, поддерживается стереотип о неспособности и нежелании русских трудиться (русский фольклор и людская молва давно создали образ Емели, сидящего на печи и не желающего трудиться), даются стереотипные характеристики русских мужчин и женщин: «русская женщина все всегда везёт на себе», «русские мужчины - самые страстные, а наши девушки - красивые и развратные» (В. Бродский, О. Сапрыкина // Комсомольская правда». 2001. 23 января).
В газетах не оставляются тема пьянства как «яркая особенность» русского народа, тема пивной заразы, сквернословия: «Бороться с матом бесполезно. Народ у нас эмоциональный. А если средств для соответствующего выражения эмоций не останется? Кулаки в ход пускать? Не зря же англичане и ирландцы, у которых нет нецензурных выражений, слывут самыми драчливыми нациями. Нет уж! Пусть у россиян дальше матерных слов дело не идёт! А то, что за нецензурную брань взимают штрафы, - правильно. Хулиган тем самым укрепляет государство, даже ругая его» (В. Щербакова. «Ваша мать живёт на улице» // Вечерняя Москва. 2008. 17 января).
Анализируя страницы прессы со стереотипами о русских, о России с их яркостью, эмоциональностью, стоит справедливо заметить, что позитивный образ другого этноса можно разрушить быстро, а вот негативный - разрушить очень сложно. Для поднятия достоинства русского этноса необходимо обращение к нашему отечественному опыту, к нашей истории, к неизбывным национальным ценностям и достижениям, которых у России и русского народа было так много и которые должны вдохновлять современников и помогать им вывести страну из кризиса.
На страницах газеты «Аргументы и факты» актёр О. Янковский говорил: «Это же махина, которая излучает огромную энергию... Вы вспомните, начало XIX века было за нами - за Россией и XX век - тоже. Сколько мы подарили миру! Все музеи увешаны нашей живописью! А в музыке - и Рахманинов, и Скрябин! И литература. Так что и XXI век тоже будет наш» (//Аргументы и факты. 2008. № 2).
Русская культура накопила великие ценности, и задача нынешних поколений - сохранить и приумножать их. Русская культура включает православие, которое означало для русских правильное славление Бога, поиск справедливости и святости. И духовность спасла русскую нацию при всех неурядицах организации жизни, она спасла и сохранила и другие народы, которые были присоединены к русским, объединены вокруг русских. Русский народ - опора российской государственности, формированию которой способствовал русский язык, а главная роль в сплочении народов принадлежит именно русскому языку.
В основании русской философии лежит принцип соборности как органического взаимодействия, сочетания и взаимодополнения противоположностей. Здесь противоположности не разделяются, не противопоставляются и не борются друг с другом с целью взаимоуничтожения, а наоборот, органично восполняют и взаимодополняют друг друга, благодаря чему органический синтез оказывается возможным и достижимым. Европа и Азия в России гармонично соседствуют друг с другом, дополняя друг друга. В недрах русской философии впервые родилась идёя нравственной экономики, актуальной для нашей страны в период перехода к рыночным отношениям. Нравственная экономика совмещает пользу и нравственность, прибыль и нравственность, что востребовано для поднятия достоинства русского народа, улучшения его экономического состояния.
Политический портрет русских: «русский народ способен к государственному строительству, к дисциплинированности, к жертвенному служению Родине, но эти способности вызываются и ведутся уважаемым им сильным государственным авторитетом», данный И. А. Ильиным («О монархии и республике»), должен учитываться в условиях формирования гражданского общества и правового государства. Формирование рыночных отношений с индивидуализмом подорвало ценности русской культуры, так как индивидуализм постепенно разрушает такие свойственные русскому народу качества, как соборность, общинность, широта души. Как заметил И. А. Ильин: «Человек голого инстинкта не ведает ни веры, ни чести, он посмеивается над честностью, презирает доброту, не верит ни в какие принципы. Для него всё хорошо, что ему выгодно. Он ищет богатства и власти».
Известный музыкант России Г. В. Свиридов в своих тетрадях-размышлениях, которые он вёл в течение последней четверти XX в., писал: «Да, русская культура всечеловечна. И это одно из очень важных её достоинств: она обращена ко всему человечеству, ко всем людям земли, но может быть, самая важная, самая насущная, первостепенная её задача - это питать душу своего народа, возвышая эту душу, охраняя её от растления, от всего низменного» [1]. Лицо нации, как подчёркивал российский мыслитель В. С. Соловьёв, определяется достижениями её духовности и вкладом в мировую цивилизацию, а не тем, «что она думает о себе».
Актуальным призывом к сегодняшнему поколению русских через столетия звучат слова Владимира Мономаха: «Всего же более убогих не забывайте, но по мере сил кормите их. Сироту и вдову сами на суде по правде судите; не давайте их сильным в обиду. Ни правого, ни виноватого не убивайте и не позволяйте убивать, хотя бы и заслужил смерти; не губите никакой христианской души... Более же всего не имейте гордости ни в сердце вашем, ни в уме: мы все смертны, - сегодня живы, а завтра в гробу».
В характере русского народа и в его истории заложен патриотизм. Идеи патриотизма сохранены для грядущих поколений в величайшем памятнике русского летописания - «Повести временных лет».
Предостережением грядущим поколениям звучит резкое осуждение усобиц, распрей, ослабляющих могущество государства, содержится призыв беречь Отечество, не посрамить земли русской в борьбе с внешними врагами. Летописец всемерно подчёркивает, что поступки являются мерилом славы и величия, реальным выражением патриотизма, любви к Родине. Поступки русского народа во время Полтавской битвы, войны 1812 г., Великой Отечественной войны - это реальное выражение патриотизма, любви к Родине.
Вспоминая тяжёлые дни сражения за Москву, Г. К. Жуков отмечал, что «не грязь и не морозы остановили гитлеровские войска после их прорыва к Вязьме и выхода на подступы к столице. Не погода, а люди, советские люди! Это были особые, незабываемые дни, когда единое для всего советского народа стремление отстоять Родину и величайший патриотизм поднимали людей на подвиг» [2]. В числе Героев Советского Союза представители более 60 национальностей и народностей СССР, в том числе русских - 8182, в Оренбургской области Героев Советского Союза русских - 179.
Из всего сказанного можно сделать вывод о том, что национальные духовные и нравственные традиции русских определяют его этническое поле. И в современных условиях надо брать в соображение ту высоту духа, на которую может подняться русский народ. Перспективы России, её благополучие и величие связаны с благополучием и величием русских. Как подчёркивает Р. Г. Абдулатипов, в России базовой основой процесса формирования единства и солидарности всего многообразия союза народов и сотворчества культур являются русская нация, русская культура, русская духовность. От самочувствия русского народа зависят самочувствие и перспективы решения проблем развития любого другого народа России. Поэтому этнонациональная политика России должна заключаться в политике обустройства прежде всего русского народа, которая в свою очередь определяет уровень обустройства любого другого российского народа [3]. От государства требуется умный вектор направленности в нужном русле достоинств русского народа. Стремление русских к воле надо направить по пути всяческого развития духовной множественности, духовной свободы, предоставления юношеству разнообразных творческих возможностей.
Стремление русских во всём достигать последнего предела надо также развивать по преимуществу в духовной области [4]. Необходимо пробуждать русский патриотизм, так как в удивительной способности русских к быстрому преображению скрыта возможность творить чудеса.
И, конечно же, нужно вовлекать русское население в производительный, хорошо оплачиваемый труд.
Ильгиза Мухаметгалеевна Габдулгафарова, кандидат философских наук, доцент кафедры истории Отечества и социально-политических теорий Оренбургского государственного педагогического университета
Впервые опубликовано в сборнике «Славяне в этнокультурном пространстве Южно-Уральского региона» (Оренбург, 2012).
Примечания:
1. Свиридов Г. В. Музыка как судьба. М., 2002. С. 382
2. Жуков Г. К. Величие победы СССР и бессилие фальсификаторов истории. Полководцы // Роман-газета. 1994. № 18. С. 101.
3. Абдулатипов Р. Г. Мой русский народ. М., 2004. С. 117.
4. Лихачёв Д. С. О национальном характере русских // Вопросы философии. 1990. № 4.