Катастрофа личности

Ситуация в образовании

0
1048
Время на чтение 5 минут

Современное общество признаёт значимость культурных ценностей. Однако необходимость духовно-нравственной составляющей ещё ставится многими под сомнение. Попробую сформулировать то, что произошло и происходит с образованием в обществе.

При образовании без духовно-нравственного фундамента в головах всех людей произошел раскол. В каждом из нас столкнулись два противоположных представления об образовательной системе. Внутренний конфликт и приверженность этим представлениям приводит к катастрофическим последствиям по отношению к традиционным духовно-нравственным ценностям. При одном представлении человек пытается задачу формирования духовно-нравственной личности подменить обучением, а для второго представления характерен упор на личность, но личность понимается как произвольно свободный индивид, который свободен во всем, в том числе и в выборе: учиться или не учиться. В первом случае навязывают определенное мировоззрение, во втором - предлагают набор мировоззрений, характеризующийся отсутствием основополагающего мировоззрения. На первый взгляд оба суждения кажутся имеющими разную направленность. На самом деле эти представления формируют такие модели «образованного» общества, которые сочетаются вместе и создают ОБЕЗЛИЧЕННЫЙ мир.

Первая модель «образованного» общества сохраняет классическое представление о необходимости держать человека в рамках высших культурных ценностей. По ней, все люди, нежелающие приобщаться к культуре с псевдо духовными и псевдо нравственными ценностями (суть псевдо духовно-нравственных ценностей - позиционировать себя лучшим), а также не обладающими определенным набором знаний, не могут претендовать на звание образованного человека, а, значит, не могут участвовать в экономических, политических, управленческих и каких-то других видах деятельности. Индивид, нежелающий быть образованным, и человек, не могущий получить образование по каким-то независящим от него причинам, приравниваются и оказываются, таким образом, вне «образованного» общества. В этой модели проводится идея образовательного «расизма»: тот, кто не имеет образования - «недочеловек» и его можно эксплуатировать как угодно. В рамках сегодняшнего дня эта мировоззренческая система культивируется и превращает образование в систему «элитного образования», куда доступ многим заказан. Несложно догадаться, в каком социальном пласте окажется большинство.

Вторая модель «образованного» общества пытается включить «низкокультурных» людей в своеобразную «культуру» через занижение культурных ценностей, через размывание этических норм. Для такого «культурного» уровня достаточно хоть что-то уметь, а иногда и просто иметь. При этом не принципиальна и не значима никакая нравственная оценка. Эта модель ведет к одичанию, к существованию по законам «джунглей», когда более культурные «задавливаются» менее культурными. Внешне данная модель образования выглядит как нацеленность на отбор и выращивание двух «образованных» каст: первая - «профессионалы», действующие по определенным заданным алгоритмам, вторые - послушные трудолюбивые исполнители. Но есть еще и третья группа - духовно-нравственные люди. Это такие творческие личности, которые вопреки всяческому «оглуплению» в саду, в школе и вузе, вопреки внедрению в головы псевдо духовно-нравственных ценностей, вопреки общественному принципу: будь как все, не согласны жить в установленной парадигме с искусственными ценностями, а формируют истинные духовно-нравственные ценности. Для них и созданы «социальные джунгли», где любые возможности развития духовно-нравственной личности будут пресекаться: человек остаётся без работы, без средств к существованию, у него отбираются дети и прочее. Это всё то, что уже отчасти заявлено в антинародных законах.

В рамках сегодняшнего дня эта модель частично реализуется в новых стандартах. Все люди, которые понимают, к чему это приведет, выражают протест против принятия этого законопроекта. Не сложно догадаться, на каком месте после полного принятия этой модели окажется большинство людей, воспитанных с некоторой направленностью к духовно-нравственным ценностям. Эта вторая модель есть фактически геноцид культурного населения, воспитанного в духовно-нравственном ключе.

Ясно, что первая и вторая модели тесно связаны друг с другом. Сейчас же они обе служат для того, чтобы показать сомневающимся, что всем будут даны якобы равные условия и якобы свобода выбора. И они создают ощущение реальности этой свободы, поскольку сложно увидеть принцип «двойного стандарта». Внутри этих двух моделей легко вести диалог и показать образованным людям их исключительность, поигрывая на тщеславии, а необразованных и ленивых вполне можно привлечь провозглашением свободы действий при полной безответственности.

С позиции духовно-нравственных ценностей необходимо выявить те представления, которые противоречат духовно-нравственным задачам, которые искажают задачу формирования духовно-нравственной личности. Среди них выделим два основных когнитивных искажения, которые набирали силу последние два столетия и невероятно окрепли за два последних десятилетия. Они давно уже требует постановки диагноза и лечения. Первое: приверженность к идеологическому обучению и дисциплине в ущерб духовно-нравственному личностному самоопределению назовем ИДЕОЛОГИЗИРОВАННОСТЬЮ (приверженностью к какому-то «-изму», какой-то идеологии). Второе: приверженность к свободе в ущерб традиционной культуре и этическим нормам назовем ОДИЧАНИЕМ и ДЕГРАДАЦИЕЙ, иногда завуалированно называют ЛИБЕРАЛИЗМОМ.

Не понимая сути духовно-нравственных ценностей, большинство людей: педагогов и родителей, часто отождествляют духовно-нравственное образование с идеологией (с навязыванием мировоззрения) или с отказом от разумности и рациональности («опиумом для народа»). На самом деле, ДУХОВНОЕ, как состояние близости души человека к Богу, к совести, к нравственному выбору, и НРАВСТВЕННОЕ, как твердая постоянная решимость воли следовать за добрыми влечениями сердца и совести, в их сплоченном единстве не имеют ничего общего с идеологией и мнимой слепой религиозностью.

Пришло время определить место духовно-нравственных ценностей в бытии общества. В прежней системе образования при всех её недостатках формировались люди, думающие, умеющие размышлять о судьбах мира, о смысле жизни, о Достоевском и другом. Несомненно, что такие люди при всей своей нерелигиозности могут осознать угрозу надвигающегося одичания и взять на себя смелость признать собственное вне духовно-нравственное мировоззрение ГИБЕЛЬНЫМ.

Я уверена, что люди, обеспокоенные будущим страны и жизнью будущих поколений, внесут изменения в установки собственного сознания и направят, наконец, общественное сознание в русло духовно-нравственного образования, предотвращающего катастрофу личности.

Маслова Инна Викторовна, к.ф.н., гл. редактор газеты «Нравственность в образовании»

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Инна Маслова
Катастрофа личности-3
Идеи, убивающие человечность. Пути преодоления катастрофы
07.06.2017
Катастрофа личности-2
Человек и система ценностей в обществе
26.12.2016
Все статьи Инна Маслова
Последние комментарии
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от С. Югов
18.04.2024 20:54
Легализация мата и чистота языка
Новый комментарий от Русский Иван
18.04.2024 20:28
Теряем здравый смысл...
Новый комментарий от Человек
18.04.2024 19:31
В чём причина неприятия «Наказа» ВРНС?
Новый комментарий от Андрей Х.
18.04.2024 19:23
Заметки из бывшей Северной Фиваиды
Новый комментарий от РОНОЛ
18.04.2024 19:14