Что знают белорусские школьники о Великой Отечественной войне

Об особенностях современной белорусской историографии

0
831
Время на чтение 8 минут

Известно, что историческая память начинает формироваться в детстве. Особенно успешно этим пользуется государство, когда через среднее образование создаёт представление о значимости и оценке того или иного события для граждан страны. Белорусские учебники истории также отражают не только информационную составляющую, но и воспитательно-идеологическую. Их авторы даже в период активности националистической идеологии не старались заниматься ревизионизмом по отношению к Великой Отечественной войне. Напротив, трактовка войны часто оставалась в советских традициях. По всей видимости, никто из конструкторов независимости Белоруссии не решился посягнуть на память народа.

Однако контроль над памятью всё же существует. С его помощью затмеваются одни события и обращается повышенное внимание на другие.

В настоящее время в республике существует два школьных курса, в которых упоминается Великая Отечественная война, это - история Белоруссии и всемирная история. Причём для каждой из дисциплин существует по несколько учебников (один основной и остальные, которыми учитель может пользоваться наряду с основным). В учебниках Великая Отечественная представляется разделённой на насколько периодов - начало войны и оборонительные бои, оккупация, освобождение.

В учебниках по истории Белоруссии описывается героизм советских солдат в начальный период войны, подчёркивается сопротивление всех родов войск Красной армии. Однако приводятся фамилии только тех советских солдат и офицеров, которые совершили свои подвиги на территории республики. Вроде бы это понятно и даже естественно для учебника по истории Белоруссии, но, с другой стороны, невозможно понять, почему нет даже намёка на то, что в других частях Советского Союза были такие же герои, совершавшие не менее героические поступки. В итоге у пользователей учебника вполне резонно возникает убеждение, что «мы за вас в окопах гнили».

Описывая оккупационный режим, авторы учебников стараются показать, что и как делали немцы и их местные помощники. Указывают, что местное население в массе называло коллаборационистов предателями. Это указание является очень важным воспитательным моментом, поскольку у части белорусского общества со времён «перестройки» существует стремление обелять сотрудничавших с немцами белорусских националистов, представив их скорее жертвами «бесчеловечного советского режима», которые выбрали из двух зол меньшее. Большая часть тех, кто выступает за обеление коллаборации, сейчас находится в рядах белорусской оппозиции.

В одном из учебников есть заочная полемика с оппозиционной идеологией. Дело в том, что в 1991 г. в качестве государственной символики в Белоруссии были введены бело-красно-белый флаг и герб «Погоня», который намекал на то, что Белоруссия видит свои истоки в Великом Княжестве Литовском. В 1995 г. герб и флаг заменили, но для части населения, связанного с оппозицией, эта замена стала восприниматься как запрещение национальной символики и замена её советской. Сторонники новой, «красно-зелёной» символики объясняют замену вполне резонно - бело-красно-белый флаг и герб «Погоня» использовался коллаборационистами.

Так, в учебнике для 11‑го класса средней школы «Гісторыя Беларусі, ХІХ - пачатак ХХІ ст.» авторы, говоря о белорусской коллаборации, указывают, что в качестве символов коллаборанты использовали исторический герб «Погоня» и бело-красно-белый флаг, а приветствовали друг друга нацистским приветствием и словами «Живёт Белоруссия!». Кроме того, в учебнике рассказывается, как дети начали учиться в период оккупации. «В классе должен был быть вывешен портрет А. Гитлера. Учитель, входя в класс, должен был приветствовать учеников поднятой правой рукой с кличем "Хайль Гитлер!" или "Живёт Белоруссия!". Ученики должны были так же отвечать учителю». Здесь авторы учебника видят связь двух лозунгов, т.е. «Хайль Гитлер!» и «Живёт Белоруссия!» оказываются взаимозаменяемыми. Это наносит ещё один удар по белорусской оппозиции, которая и сейчас пользуется лозунгом «Живёт Белоруссия!» (по-белорусски «Жыве Беларусь!»). По тексту учебника люди, использовавшие этот лозунг, однозначно приравниваются к помощникам оккупантов. Кроме того, интересным фактом является то, что немцы в период оккупации заставили артистов Минского драматического театра сдать экзамен по белорусскому языку. Таким образом, учебник формирует представление о том, что сторонники навязывания белорусского языка и возвращения символики образца 1991 г. на самом деле стремятся к возвращению коллаборационистских практик.

Среди белорусской оппозиции присутствует убеждение в том, что в 1941-1944 гг. коллаборанты сотрудничали с немцами для восстановления белорусской государственности, уничтоженной большевиками. В пику этому в учебнике есть пассаж о том, что «гитлеровцы ликвидировали государственность белорусского народа и территориальную целостность республики». Это уже явный намёк на то, что коллаборанты боролись не за независимость Белоруссии, и оправдание того, что 3 июля - день освобождения Минска от немцев - является Днём независимости Белоруссии.

Однако такая фраза все-таки искривляет представление школьников о положении Белоруссии в составе Советского Союза. Дело в том, что в современной белорусской идеологии по отношению к периоду Российской империи и СССР стараются не упоминать, что Белоруссия была составной частью единой страны. Очень часто можно услышать, что русские делили Белоруссию, невзирая на её этнические границы, хотя как таковые эти границы появились только в советское время. Таким образом, происходит опрокидывание современного административного деления на прошедшие периоды.

В учебниках истории изучается не СССР, а БССР. Советский же Союз изучается в курсе всемирной истории, т.е. там, где освещается прошлое иностранных государств. Та же ситуация и с периодом Российской империи. Таким образом, изучая Союз ССР в курсе всемирной истории, школьник волей-неволей приходит к убеждению, что Белоруссия в его составе была формально, а сам СССР воспринимается как что-то похожее на СНГ, где существует формальное единство, а в реальности все страны-участницы ведут свою политику без оглядки на других членов Содружества. Именно поэтому утверждения о белорусской государственности в 40‑е гг. прошлого века воспринимается без критики.

Современный школьник воспринимает государственность не как существование в национальной автономии, а как реальный суверенитет. Исходя из таких текстов, школьники представляют Великую Отечественную войну не как борьбу советского народа, а как противостояние белорусов с немцами. И хотя в тексте учебника указывается, что воевали советские солдаты, существовал советский тыл, но всё же внимание на это школьники обращают мало. Подтверждением этому может служить анализ школьных сочинений о Великой Отечественной войне, в которых школьники и учащиеся профтехучилищ явно прописывали только то, что Гитлер напал именно на белорусов и хотел уничтожить именно их, а белорусы освободили половину Европы и победили в войне. Тут школьники явно идут вслед за некоторыми старшими товарищами, например, один из представителей белорусской общины в России заявил, что Гитлера до самоубийства довели именно белорусы.

Другой учебник по истории Белоруссии для 11 класса даёт немного другие представления о том, на кого напали немцы 22 июня 1941 г. В учебнике не акцентируется внимание на то, что война началась именно нападением на территорию Белоруссии. Указывается численность немецких войск, сосредоточенных на границах СССР, а не только Белоруссии. Потом авторы переходят к описанию оборонительных боёв на территории Белоруссии, но из текста ясно, что страна не являлась суверенным государством, против которого началась война. Школьников не вводят в заблуждение относительно существования мнимой государственности Белоруссии. Возможно, этот учебник именно поэтому не признан основным. Ведь в нём чётко прописан факт существования большой страны, частью которой была Белоруссия. Например, в нём в параграфе об освобождении Белоруссии первой же строчкой идёт фраза: «Ситуация на фронте и в стране к началу освобождения Белоруссии». В данном случае авторы постоянно напоминают школьникам, что с немцами воевала не суверенная Белоруссия, а Советский Союз, частью которого БССР являлась.

Но, пожалуй, самой большой проблемой восприятия войны у белорусских школьников является не подача материала с расстановкой нужных акцентов, а оригинальное деление белорусской и всемирной истории, о котором говорилось выше. Поскольку СССР изучается в курсе всемирной истории, хотя БССР являлась его составной частью, школьник изучает Великую Отечественную войну дважды. В курсе всемирной истории тоже есть параграф, в котором рассматриваются события Великой Отечественной войны. В нём тоже говорится, что Гитлер напал 22 июня 1941 г. на СССР, но уже пишется, что согласно плану «Ост» немцы хотели уничтожить не население Белоруссии, а славянское население Советского Союза. У школьника при сравнении двух учебников может сложиться впечатление, что славянское население было только в Белоруссии. Мотивы начала войны подаются также «своеобразно», не «по-белорусски», поскольку указывается, что Гитлер требовал вести войну на уничтожение, «разгромить «русских как народ», подорвать его «биологическую силу», уничтожить русскую (советскую) культуру».

Современная пропаганда старается убрать любые ассоциации белорусов с понятием русский, поэтому часто вместо определения «русский характер» можно услышать «восточнославянский характер», русская смекалка также превращается в восточнославянскую.

Именно поэтому все попытки немцев уничтожить русских большей частью современных белорусских школьников воспринимаются как информация не о Белоруссии. Определенной части белорусской политической элиты обозначение «русский» невыгодно ещё и в плане того, что современное население продолжает называть себя русскими, имея в виду определённые конфессионально-культурные характеристики. Например, русскими себя часто называют православные, в отличие от католиков, которые именуются поляками. Русским также может называть себя носитель русской культуры и т.д.

В учебнике по всемирной истории при описании начального периода войны в ряду других оборонительных сражений упоминается оборона Брестской крепости, а при описании освобождения СССР в числе упоминаемых территорий присутствует и Белоруссия наряду с большей частью Прибалтики, Украиной и Молдавией. Таким образом, в рассказе о Великой Отечественной войне в учебнике по всемирной истории есть лишь два названия, которые подчёркивают, что Белоруссия была частью Советского Союза. На фоне информации из учебников по истории Белоруссии, где стараются не акцентировать внимание на том, что ныне суверенная Белоруссия была когда-то частью СССР, упоминание вскользь о Брестской крепости и освобождении Белоруссии может оказаться незамеченным школьниками.

Таким образом, зачастую школьники воспринимают Великую Отечественную, которая подаётся в учебниках по истории Белоруссии, и Великую Отечественную из учебников по всемирной истории как две разные войны. В смысле того, что у белорусов была своя война, которая отличается от общей Великой Отечественной.

Возможно, меня попытаются обвинить в том, что я слишком уж эсхатологически отношусь к содержанию белорусских учебников. Однако, к сожалению, мои выводы очень легко проверить, читая сочинения о войне, которые пишут школьники, и слушая ответы недавно поступивших в вузы студентов. Для большинства из них Великая Отечественная была развязана именно против Белоруссии, и именно Белоруссия (а не Советский Союз как единое государство) выиграла её. Но ведь это так далеко от истины.

 

Доклад впервые опубликован на сайте "Фонда Русское Единство"

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

1. Хорошая важная статья

Да с учебниками какая-то всемирная проблема, и Белоруссия не исключение.
Инна Викторовна / 27.12.2016, 13:06
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Александр Гронский
Все статьи Александр Гронский
Последние комментарии
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
23.11.2024 21:12
Мавзолей Ленина и его прообразы
Новый комментарий от Павел Тихомиров
23.11.2024 20:47
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский Иван
23.11.2024 19:52
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
23.11.2024 19:31
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от влдмр
23.11.2024 16:54
Еще один шаг в сторону разрушения семейных устоев
Новый комментарий от Рабочий
23.11.2024 16:06