8 ноября 2012 года на многострадальные российские экраны вышел фильм «Облачный атлас», созданный по одноименному роману Дэвида Митчелла. Снимали этот фильм сразу три режиссера: Томас Тыквер («Беги, Лола, беги») и братья Вачовски («Матрица»). Впрочем, слово «братья» по отношению к последним уже не совсем уместно, ведь один из них, урожденный Ларри, после длительного употребления гормонов наконец сменил пол и переименовал себя в Лану, за что, конечно, получил(а) премию от Кампании за права человека. Такие вот люди в Голливуде.
Лично меня на «Облачный атлас» привели его заоблачные сборы - специальность моя обязывает смотреть блокбастеры, даже если один из их авторов отрезал себе половой орган и теперь с гордостью называет себя женщиной. Когда же я вышел из зала после просмотра, то был изумлен степенью откровенности, с которой создатели фильма обличают свою пошлость и идеологическую ангажированность. Если бы мне, к примеру, сказали, что «Облачный атлас» сняла Ксения Собчак, то я бы, конечно, признал ее творческий рост, но при этом ничуть не удивился бы (а после того, как звезды уровня Маккартни и Мадонны выступили в защиту Pussy Riot, факт присутствия в фильме Собчак «топовых» голливудских актеров меня бы разве что слегка позабавил).
Почему же я взялся размышлять об этом фильме? Во-первых, кассовые сборы - это показатель не только экономический, но и культурологический, поскольку отражает умонастроение масс. Во-вторых, побеседовав со своими знакомыми, посмотревшими «Облачный атлас», и почитав отзывы на него в интернете, я обнаружил, что фильм четко разделил зрителей на два лагеря, которые с одинаковой пеной у рта кричат либо «ура», либо «мура» - равнодушных я почти не встречал, а значит, мы имеем дело по меньшей мере с актуальным и острым фильмом.
Итак, для начала я коротко расскажу, о чем повествуют нам Тыквер и Вачовски. Их «Облачный атлас» построен по новеллистическому принципу и представляет собой шесть новелл, действие в которых развивается параллельно. Новеллы, вопреки ожиданию зрителя, оказываются не связанными между собой единой фабулой, зато их связывает единый ансамбль актеров, кочующих из новеллы в новеллу. В этом состоит главная «фишка» фильма - Том Хэнкс, Халли Берри и еще несколько звезд величиной поменьше исполняют здесь почти все роли первого и второго плана, включая роли несоответствующие своему биологическому полу (думаю, Лана Вачовски будет больше других радоваться «Оскару» за грим). Впрочем, тему кастинга в «Облачном атласе» я затрону отдельно, а пока возвращаюсь к его сценарию.
Действие первой новеллы происходит в 1849-м году - она рассказывает об американском нотариусе, которому спасает жизнь беглый раб-негр, после чего нотариус решает бороться за права черных.
Вторая новелла переносит нас в 1936-й год и рассказывает о молодом гее, который работает секретарем у старого композитора и помогает ему записывать мелодии в нотную тетрадь, редактируя их на свой вкус - таким образом, реальным автором произведений является именно секретарь, а не сам композитор. Но когда старик решает присвоить себе гениальный секстет и шантажирует своего молодого помощника его гомосексуальностью, последний убивает первого и с чистой совестью убегает к любовнику, который, кстати, является физиком, разумеется, тоже гениальным, как и все геи.
Третья новелла рассказывает о журналистке из 1973-го, которая ведет расследование по делу о небезопасности атомных реакторов одной крупной корпорации и, едва не поплатившись жизнью за свою жажду правды, проливает-таки свет на это дело.
В четвертой новелле мы наконец добираемся до наших дней, 2012-го года - здесь пожилой издатель, скрываясь от вымогателей, неожиданно для себя попадает в дом престарелых особо строгого режима, откуда в итоге совершает побег.
Пятая новелла предлагает нам заглянуть в 2144-й год, где победившая корпоратократия привела к тому, что все люди разделились на «чистокровных», рожденных естественным путем, и жестоко эксплуатируемых ими «фабрикатов», имеющих человеческий облик, но выведенных искусственно. Одну из таких фабрикатов, Сонми-451, похищает молодой боец сопротивления - по замыслу революционеров, она должна рассказать всему человечеству о реальной жизни фабрикатов и вдохновить людей на восстание.
Шестая новелла уносит нас еще дальше - в 2321-й год, - и мы видим мир после ядерной войны. Здесь тоже имеет место разделение людей: одни, так называемые Жители Долин, одичали, промышляют охотой и собирательством, поклоняясь при этом богине Сонми (да-да, той самой фабрикатке), а другие, именуемые Провидцами, продолжили свое развитие, но теперь им грозит вымирание от страшной болезни. Одна из Провидиц отправляется к Жителям Долин, чтобы найти там проводника, который помог бы ей добраться до древней станции межпланетной связи и послать сигнал о помощи в космос.
Мягко говоря, эклектично - не правда ли? Что ж, давайте разбираться, что сей сон значит.
На первый взгляд, новеллы «Облачного атласа» никак не связаны по драматургии - на самом же деле в них просматривается причинно-следственная связь - герой каждой следующей новеллы через детали (дневник, грампластинка, видеозапись, идол) вдохновляется подвигом героя предыдущей, причем все эти подвиги совершаются во имя свободы (негров, геев, фабрикатов и так далее). Таким образом, фильм демонстрирует историческую преемственность борцов за свободу разных лет. Свобода представляется здесь как сверхидея, из века в век движущая человечество вперед.
Иными словами, «Облачный атлас» - это кинематографический манифест либерализма. И тот факт, что фильм представляет собой не единую историю, а коллаж, говорит о том, насколько для авторов «месседж» был важнее сюжета. Вообще, такое жертвование художественной стороной ради идеологической нехарактерно для Голливуда и сравнимо разве что с худшими образцами советского соцреализма - только место коммунизма занимает либерализм, а материализм замещается не менее богопротивной философией Нью Эйджа.
Что характерно, «Облачный атлас», как и вся Западная цивилизация, дает трактовку понятия свободы только в негативном ключе - свобода в таком понимании отвечает на вопрос «от чего», а не «ради чего». Это хорошо видно из самого фильма, где борьба за ту или иную свободу не приводит человечество ни к чему, кроме поиска новых свобод и последующей борьбы за них - таким образом, отсутствие идеала делает борьбу самоцелью.
В этом смысле показателен финал фильма, когда люди благодаря совместным усилиям дикаря Хэнкса и технократки Берри переселяются на другую планету - таким образом, фильм заканчивается побегом - люди покидают отслужившую свое Землю, подобно древним кочевникам, истощавшим пастбища и переходившим на новые. Такой финал - это не выход, а тупик. Тупик всей идеологии либерализма как культа свободы личности.
Интересно, как в рамках вачовско-тыкверовской философии решается проблема смерти и жизни после смерти. «Облачный атлас» дает очень четкий и совсем не оригинальный ответ на этот старый как мир вопрос, причем ответ этот высказан языком режиссуры, а именно - кастингом.
Как уже было сказано выше, почти все роли в этом фильме исполнены сравнительно небольшим ансамблем актеров - можно, конечно, оправдать этот ход экономической целесообразностью и оптимизацией производственных затрат, но, на мой взгляд, очевидно, что он выполняет смысловую функцию. Авторы показывают нам Тома Хэнкса и Халли Берри, меняющих тела на протяжении пяти веков художественного времени, и словно убеждают: за каждой смертью следует новая жизнь - развитие бесконечно. Причем это отнюдь не буддийское учение о сансаре - во-первых, новые воплощения, по Тыкверу и Вачовски, не связаны с деяниями в прошлой жизни (какой прорыв в этике!), во-вторых, буддизм проповедует смирение, а герои фильма - неустанную борьбу, то есть, по сути, перманентную всеобъемлющую революцию (и еще раз о родстве современных либералов с троцкистами).
Отказ от христианства - уже решенное дело для Тыквера и Вачовски - они даже не снисходят до разоблачения этой «объективно устаревшей» мировоззренческой системы. Впрочем, авторы «Облачного атласа» не могли отказать себе в удовольствии поиронизировать над верованиями «древних» - так, главная героиня одной из новелл, фабрикатка Сонми-451, открывшая людям всю несправедливость устройства их мира и принявшая за это мученическую смерть, стала почитаться у людей будущего как божество. Ничего не напоминает? И какими же смешными выглядят Жители Долины, со своими молитвами к идолу Сонми, в то время как мы уже видели ее обычной девушкой, созданной из плоти и крови, причем созданной для одной только функции - работы в кафе быстрого питания. Кстати, исходя из названия этого заведения (кафе «Папы Сонга»), люди будущего вполне могли бы вывести учение о Сонге как боге-отце и Сонми как его дочери, но авторы фильма не стали так далеко уходить в своей пародии, поэтому обошлись и без бога-отца, и без распятия несчастной фабрикатки.
Есть в этом фильме и еще одна любопытная деталь, которая сначала насмешила меня, а потом заставила задуматься. Это родинка в форме кометы, которая обнаруживается у главных героев всех новелл. Когда я увидел эти родинки, то мысленно воззвал к небу: неужели голливудское кино в своем развитии пришло к болливудским штампам? неужели сознание западного зрителя настолько примитивизировалось, что ему можно задорого продавать такую дешевку?
Но потом я задался другим вопросом: зачем вообще нужны были эти родинки? Ответ, кажется, очевиден: чтобы подчеркнуть связь между главными героями новелл. Хорошо, но зачем это нужно было подчеркивать? - смысл фильма и без этого был бы понятен. Не хотят ли авторы фильма или его многочисленные спонсоры, среди которых есть и россиянин Александр Роднянский, дать нам понять, что количество людей, способных делать «правильный» выбор за миллионы «слепцов», ограничено неким кругом избранных, словно бы отмеченных некой печатью от рождения? Любопытная идея, особенно в свете открытых призывов западных идеологов к созданию единого мирового правительства и переходу на глобально-распределительную модель экономики. Впрочем, тут пахнет даже не конспирологией, а самой настоящей эсхатологией. На этой загадочной ноте, возможно, даже слишком патетичной для такой кино-вампуки, как «Облачный атлас», я, пожалуй, закончу свою рецензию.
Итак, подводя итог всему вышесказанному, можно констатировать, что фильм Тыквера и Вачовски представляет собой крайне идеологизированное произведение, которое фактически претендует на формирование у зрителя новой мировоззренческой модели. Модель эта является сочетанием либерал-тоталитаризма в социально-политическом аспекте и нью-эйдж-синкретизма в духовном. В общем-то, ничего нового, но пугает та навязчивость, с которой эта модель предлагается. А если учитывать общий масштаб богоборческой кампании, развернутой в последнее время «цивилизованным» миром во всех сферах бытия, то можно прийти к выводу, что план по расхристианизации человека подходит к своей агрессивной фазе.
Что ж, пришло время нам, русским, решить, будем ли мы следовать за Крестом или станем искать свой путь по облачным атласам адских картографов. Да поможет нам Бог!
10. Re: Облачный атлас, или Путеводитель по преисподней
9. а по-моему унылая скукотищща
8. Ответ на 5., monarhist:
7. Христианский подтекст фильма Вачовски
6. Re: Облачный атлас, или Путеводитель по преисподней
5. Рудовскому и субъекту.
4. Голливуд на самом деле отдыхал
3. Re: Облачный атлас, или Путеводитель по преисподней
2. Re: Облачный атлас, или Путеводитель по преисподней
1. Re: Облачный атлас, или Путеводитель по преисподней